Учебно-методический комплекс двм. В. 02 Реабилитация детей, оказавшихся в экстремальной ситуации



Скачать 89.49 Kb.
Дата30.04.2016
Размер89.49 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета _____________ Н.К. Грицкевич

«_____» _____________________________20___ г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДВМ.В.02 Реабилитация детей, оказавшихся в экстремальной ситуации

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)



1. Цель и задачи дисциплины
Целью курса является изучение особенностей поведения ребенка в экстремальных ситуациях для оптимизации психокоррекционных мероприятий и предупреждения психологической дезадаптации, сохранения и укрепления здоровья.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

  1. Изучение особенностей клинических проявлений посттравматического стрессового расстройства у детей;

  2. Изучение психических факторов, влияющих на развитие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), его профилактику и лечение;

  3. Выделение этапов ПТСР у детей;

  4. Определение наиболее эффективных терапевтических и психокоррекционных методик для предупреждения ПТСР у детей с учетом выявленных особенностей динамических изменений.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Помочь студентам понять природу общих вопросов клинической психологии. Овладеть знаниями, умениями и навыками анализа психики детей перенесших экстримальные ситуации. Студенты в результате освоения курса по реабилитации детей, оказавшихся в экстремальных ситуациях должны:


  1. Иметь представления о течении посттравматического стрессового расстройства у детей;

  2. Понимать роль психолога в повышении психических ресурсов и адаптационных возможностей детей, перенесших экстремальные ситуации;

  3. Понимать роль психологического фактора в возникновении психосоматических расстройств у детей, перенесших экстремальные ситуации, владеть методами исследования изменений личностной сферы;

  4. Ориентироваться в методологических проблемах реабилитации детей, перенесших экстремальные ситуации;

  5. Овладеть комплексом практических навыков, позволяющим успешно решать различные задачи в области реабилитации детей, перенесших экстремальные ситуации.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 12

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия

48

48

Лекции

24

24

Практические занятии (ПЗ)

24

24

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

52

52

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

-

Зачет



4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные работы

1

Проблема психических расстройств у детей.

4

4

-

2

Войны и революции в России как фактор развития личности.

4

4

-

3

Посттравматические стрессовые расстройства.

4

4

-

4

Концепция психосоциальной реабилитации детей перенесших экстремальные ситуации.

8

8

-

5

Содержание реабилитационных мероприятий

4

4

-



4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Проблема психических расстройств у детей.

Проблема психических расстройств у участников войн. «Военные» и травматические неврозы. Первая и Вторая мировая война. Взгляды специалистов стран-участников. Отдаленные последствия стресса у детей. Автокатастрофы, пожары, стихийные бедствия, противоправные действия.


Раздел 2. Войны и революции в России как фактор развития личности.

Войны и революции в России. Отставленные эффекты стресса. Эпидемиология психических расстройств у детей. Причины распространенности психических нарушений у детей. Концепция эффектов стресса и отношение к детям. «Концепция исчезающего стресса». Концепция отставленного стресса. Психологические исследования. Психиатрические исследования. Анализ методических рекомендаций по психологической адаптации детей перенесших стресс.


Раздел 3. Посттравматические стрессовые расстройства.

Изменения личности как последствия психической травматизации. Патогенез психической травмы. Оформление концепции посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). Диагностическое значение критериев стрессовых расстройств в МКБ-10. Спорные вопросы в обсуждении концепции ПТСР.


Раздел 4. Концепция психосоциальной реабилитации детей перенесших экстремальные ситуации.

Специфические принципы проведения мероприятий психосоциальной реабилитации. Оценка стресса и копинга. Оценка социальной сети и социальной поддержки. Стадии и процессы изменений по Прохазке, Ди Клименте, Норкроссу. Первый этап - выделение основных потоков.Второй этап - проведение основного реабилитационного курса. Третий этап - поддерживающие методы.




Раздел 5. Содержание реабилитационных мероприятий.

Игровая психотерапия с детьми. Системная арт-терапия. Этапы процедуры систематической десенсибилизации. Приемы гештальт-терапии.


5. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература.
а) основная литература:

  1. Александров Е.О. Посттравматическое стрессовое расстройство: клиника, лечение. – Новосибирск, 2000.

  2. Александровский Ю.А., Барденштейн Л.М., Аведисова А.С. Психофармакотерапия пограничных психических расстройств. – М., 2000.

  3. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство (диагностика и лечение). – М., 2000.


б) дополнительная литература:

  1. Александров Е.О., Красильников Г.Т. Этапы клинической динамики посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2000. № 2.

  2. Александров Е.О. Транс и боевая психическая травма // Актуальные проблемы современной психиатрии и психотерапии. – Новосибирск, 2000.

  3. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 1998.

  4. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М., 1996.

  5. Роджерс К. Клиент центрированная терапия. – М., 1997


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
Библиотечный фонд ТГПУ.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Оборудованная аудитория, ноутбук, мультимедийный переносной проектор, настенный экран.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
8.1 Вопросы для самостоятельной работы студентов.


  1. Отдаленные последствия стресса у детей.

  2. Концепция эффектов стресса и отношение к детям.

  3. Изменения личности как последствия психической травматизации.

  4. Природы аддиктивных расстройств в условиях театра боевых действий и некоторые принципы организации помощи.

  5. Метаморфозы общественного мнения.

  6. Концепция психосоциальной реабилитации детей, перенесших экстремальные ситуации.



8.2 Примерная тематика рефератов.


  1. Причины распространенности психических нарушений у детей.

  2. Патогенез психической травмы.

  3. Аддиктивное поведение как одна из проблем детей, перенесших экстремальные ситуации.

  4. Актуальные препятствия при проведении обследований детей, перенесших экстремальные ситуации.

  5. Этапы формирования и становления «комбатантной акцентуации».

  6. Адаптация детей, перенесших экстремальные ситуации к условиям благополучной жизни. Проблемы социальной политики.

  7. Специфические принципы проведения мероприятий психосоциальной реабилитации.



8.3 Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Проблема психических расстройств у участников войн.

  2. «Военные» и травматические неврозы.

  3. Отставленные эффекты стресса.

  4. Анализ методических рекомендаций по психологической адаптации детей, перенесших экстремальные ситуации.

  5. Посттравматические стрессовые расстройства. Изменения личности как последствия психической травматизации.

  6. Патогенез психической травмы.

  7. Аддиктивное поведение как одна из проблем детей, перенесших экстремальные ситуации.

  8. Отклоняющееся поведение. Анализ психической нагрузки.

  9. Адаптация детей, перенесших экстремальные ситуации к условиям благополучной жизни. Метаморфозы общественного мнения.

  10. Проблемы социальной политики.

  11. Адаптация детей, перенесших экстремальные ситуации - опыт США.

  12. Концепция психосоциальной реабилитации детей, перенесших экстремальные ситуации.

  13. Специфические принципы проведения мероприятий психосоциальной реабилитации.

  14. Содержание реабилитационных мероприятий.

  15. Основные причины распространенности психических нарушений у детей.

  16. Основные принципы мероприятий психосоциальной реабилитации.

  17. Эпидемиология психических расстройств у детей.

  18. Концепция исчезающего стресса.

  19. Изменения личности и последствия психической травматизации.

  20. Игровая психотерапия с детьми.

  21. Оценка стресса и копинга.

  22. Оценка социальной сети при реабилитации.

  23. Оценка социальной поддержки при реабилитации.

  24. Природа аддиктивных расстройств в условиях театра боевых действий.

  25. Патогенез психической травмы.

  26. Проблема социальной политики по адаптации детей.

  27. Транс и боевая психическая травма.

  28. Основные техники для работы с посттравматическими стрессовыми состояниями.

  29. Психологическая реабилитация раненых и больных.

  30. роль психолога в повышении адаптационных возможностей детей, перенесших экстремальные ситуации.

  31. Методы исследования изменений личностной сферы.

УМК составил:

д.м.н., профессор кафедры психологии развития личности __________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.
Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич



(подпись)


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница