Учебно-методический комплекс фтд. 09. Нейролингвистическое программирование



Скачать 129.49 Kb.
Дата07.06.2016
Размер129.49 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета ____________ Н.К. Грицкевич

«_____» ____________________________20___ г.



                1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ФТД.09. Нейролингвистическое программирование

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)



1.Цель и задачи дисциплины

Цель данной дисциплины является обучение студентов методам НЛП, как техникам применяемым в психологическом консультировании

Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие учебные задачи:


  • Научить выявлять репрезентативные, ведущие системы работы с информацией;

  • Научить распознавать ограничивающие программы и модели мира;

  • Освоить диагностику системы работы с информацией;

  • Освоить механизмы ограничения модели мира клиента;

  • Познакомиться с существующими техниками работы с клиентом;


2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По окончания изучения курса нейролингвистического программирования студенты должны знать:

Место и роли НЛП в обучении, в эффективном использовании ресурсов собственной психики.

Уметь: собирать информацию через репрезентативные системы

Владеть: Основными приемами технологий: рапорт, Рефрейминг.


3.Объем дисциплины и виды учебной работы.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 9

Общая трудоемкость дисциплины ------

30

30

Аудиторные занятия -----

28

28

Лекции -----

14

14

Практические занятия (ПЗ)

14

14

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа------

2

2

Курсовой проект (работа)







Расчетно- графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы




-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет



4.Содержание дисциплины
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план).


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные работы

1

Сбор и система роботы с информацией.

4

2

2

2

Язык (лингвистика).

4

2

2

3

Личные временные линии.

4

2

2

4

Мета-модель.

4

2

2

5

Техники «якорения».

4

2

2

6

Техники субмодальности и «взмаха».

4

2

2

7

Рефрейминг.

4

2

2

4.2.Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Сбор и система роботы с информацией.

Межполушарная ассиметрия головного мозга. Рассмотреть работу репрезентативных систем и их языковое выражение. Визуальной, аудиальной, кенестетической системы. Субмодальности. Рассмотреть и научиться использовать ключи доступа к информации. Ведущая и референтная системы. Внутренние стратегии.


Раздел 2. Язык (лингвистика).

Язык как основа лингвистики, аудиальные визуальные и кинестетические предикаты, использование в речи полимодальных предикатов как универсального тезауруса общения. Модели мира. Ограничение восприятия модели мира: нейрофизиологические, социальные, индивидуальные. Механизмы ограничения: генерализация, опущения, искажение. Трансформационная модель языка: поверхностная и глубинная структуры. Лингвистическая мета-модель. Мета-программы.


Раздел 3. Личные временные линии

Временные линии и основные способы хранения информации в центральной нервной системе в виде образов, звуков и ощущений, настоящего и прошлого. Внутреннее время. Способ кодирования времени. Построение временной линии будущего. Создание настоящего. Изменение травмирующих воспоменаний в прошлом. Модель «CKORE».


Раздел 4. Мета-модель.

Рассмотреть Мета-модель и составляющие ее части: Инсценизация. Направленная фантазия. Конгруэнтность и неконгруэнтность. Рассмотреть Метамодель, как набор лингвистических приемов, фокусирующих внимание на том, как говорящий человек стирает, искажает, обобщает, ограничивает или конкретизирует свои внутренние представления. Определить инструмент метамодели — как набор вопросов, которые помогают сделать общение более конкретным, позволяют восстановить утраченную или неопределенную информацию и сделать ригидное мышление более гибким.



Раздел 5. Техники «якорения».

Понятие о «якоре» и «триггерах». Техники «якорения», как стимул, который вызывает ту или иную реакцию в соответствии с механизмом, аналогичным тому, как работает классический рефлекс по физиологии Павлова. Визуально-кинестетическая диссоциация. Импритинг. Реимпритинг.


Раздел 6. Техники «субмодальностей». Техники «взмаха».

Паттерн как часть техники «взмаха», предназначенной для выявления и изменения систематически повторяющихся устойчивых элементов (фрагментов) или последовательность элементов (фрагментов) поведения. «Взмах» – как генеративный прием использующий субмодальности и предназначенный для изменения травмирующих психику привычек и реакций.


Раздел 7. Рефрейминг.

Понятие транса, пошаговая модель, техники введения и выведения из транса. Трансовые техники. Рефрейминг как помещение «проблемной» реакции или поведения в другой контекст, который придает им новый позитивный смысл. Рефрейминг смысла, приписывание нового смысла поведению (реакции) без изменения контекста посредством привлечения внимания к тем элементам контекста, которые остались незамеченными. Подстройка и присоединение как отражение невербального и вербального поведения другого человека для установления раппорта с клиентом как подготовка к терапевтическому вмешательству. Прямое сотрудничество с бессознательным.


5. Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.Рекомендуемая литература
а) основная литература
1. Дилтс, Р. НЛП : навыки эффективного лидерства / Р. Дилтс. - СПб. : Питер, 2003. – 223 с.
б) дополнительная литература

1. Бэндлер, Р. Используйте свой мозг для изменений : нейро-лингвистическое программирование / Р. Бэндлер ; под ред. К. Андреас, С. Андреас. – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 223 с.

2. Гриндер, М. НЛП в педагогике / М. Гриндер, Л. Лойд. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001 – 307 с.

3. Кэмерон-Бэндлер, Л. С тех пор они жили счастливо : НЛП в семейной терапии / Л. Кэмерон-Бэндлер. - М. : Ин-т Общегуманитарных Исследований, 2000. – 287 с.

4. Технологии программирования судьбы : теория и практика НЛП / сост. К. В. Сельченок. – Минск : Харвест, 1999. – 767 с.

5. Трансформация личности : нейролингвистическое программирование : сборник / анализ и коммент. О. Ксендзюка. – Одесса : Хаджибей, 1995. - 351 с.


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины
Библиотечный фонд ТГПУ.
7.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитория, оборудованная мультимедийным оборудованием.
8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации для преподавателей

Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой сравнительно новую дисципли­ну, возникшую лишь в середине 1970-х гг. В основе НЛП лежит большой объем заслуживающих дове­рия знаний. НЛП берет начало в нескольких облас­тях знания, объединенных двумя его создателями, - Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Ричард Бэндлер, вывел основные компоненты моделирования коммуникативных процес­сов в психотерапии. Джон Гриндер из трансформационной грамматики по­заимствовал понятие глубинных и поверхностных структур, которые трансформируют значение/зна­ния в человеческом мозге.

На основе опыта и исследований объединя­ющих факторов и принципов Бэндлера и Гриндера, студенты должны увидеть эффективные способы использования собственной психики, для достижения высокого уровня творчества, мастерства, одаренности, развития памяти и референтных систем таких как: аудиальных, визуальных и кинестетических.

В связи с этим к студентам во время обучения предъявляются следующие требования:

научиться разбивать свои навыки на отдельные элементы, которые в процессе обучения могут улучшать простейшими способами НЛП и структурировать в целостные навыки. Данный процесс позволит студентам по окончании изучения курса нейролингвистического программирования понимать: место и роль НЛП технологий в обучении и эффективном использовании ресурсов собственной психики.

Также данная программа позволяет научиться студентам, собирать информацию через репрезентативные системы, а также определять истинность или лживость собираемой информации. Данный процесс позволяет понять посредством НЛП технологий не только теоретичес­кое основание глубинных процессов протекающих в психики, но и изучить с теоретической точки методику осуществления личностных изменений.

Данная программа также позволяет теоретически и практически овладеть: основными приемами нейролингвистического программирования такими как: рапорт, рефрейминг, и изменение личной мета-модели, которая позволяет формировать и развивать карты памяти индивида.


8.2. Методические указания для студентов

Изучение данной дисциплины позволяет ознакомиться студентам с существующими техниками нейролингвистического программирования и их использования в области консультирования. Данная программ позволяет освоить диагностику нейролингвистического программирования, которая позволяет выявить ведущую референтную систему клиента, при консультирование, что позволяет в дальнейшем консультанту легко находить контакт с консультируемым. Использовать в консультациях полимодальные системы языка, выявлять тезаурус клиента, что позволяет успешно работать в области консультирования, прошедшим студентам курс нейролингвистического программирования.

Программа составлена таким образом, чтобы позволить студентам постепенно овладеть методами нейролингвистического программирования и осознать место и роль НЛП технологий в области психологии.

Данная дисциплина предполагает формирование у студентов теоретических знаний по НЛП. Преподаватель должен иметь навыки проведения психологического консультирования с использованием НЛП технологий. Корме того, данная учебная дисциплина тесно примыкает к учебным курсам «Основы общей психологии» и «Основы психологии семьи и семейного консультирования», «Клиническая психология», «Психотерапия» и дополняет полученные навыки студентов в данных предметах.




      1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Межполушарная асимметрия головного мозга.

  2. Работа репрезентативных систем и их языковое выражение. Визуальной, аудиальной, кинестетической системы.

  3. «Субмодальности». Рассмотреть и научиться использовать ключи доступа к информации.

  4. Ведущая и референтная системы.

  5. Внутренние стратегии.

  6. Метамодель, как набор лингвистических приемов, фокусирующих внимание на том, как говорящий человек стирает, искажает, обобщает, ограничивает или конкретизирует свои внутренние представления.

  7. Определить инструмент метамодели — как набор вопросов, которые помогают сделать общение более конкретным.

  8. Способ кодирования времени. Построение временной линии будущего. Создание настоящего.

  9. Понятие о «якоре» и «триггерах».

  10. Визуально-кинестетическая диссоциация.

  11. Понятие транса, пошаговая модель, техники введения и выведения из транса.

  12. Трансовые техники. Рефрейминг, Импритинг.

  13. Установления раппорта с клиентом.

  14. Проектирование жизненного пути с помощью НЛП технологий.



    1. Примерный перечень вопросов к зачету



  1. Репрезентативные системы и их языковое выражение.

  2. Ведущая и референтная системы.

  3. Визуальная, аудиальная, кенестетическая системы.

  4. Модель мира и механизмы ограничения.

  5. Трансформацинная модель языка.

  6. Лингвистическая мета-модель.

  7. Мета-программы.

  8. Логические уровни: иерархия организации личности.

  9. Личные временные линии.

  10. Техники «якорения».

  11. Техники субмодальностей и взмаха.

  12. Трансовые техники. Рефрейминг.

  13. Суггестивная лингвистика.

  14. Контексты применения НЛП.

  15. Межполушарная ассиметрия головного мозга.

  16. Мета-модель и существующие техники.

  17. Лингвистическая модель Милтона-Эриксона.

  18. Поверхностная и глубинная языковые структуры.

  19. Субмодальности и их модель.

  20. Использование ключей доступа к информации.

  21. Внутренние стратегии.

  22. Аудиальные визуальные и кинестетические предикаты.

  23. Полимодальные предикаты как универсальный тезаурус общения.

  24. Механизмы ограничения: генерализация, искажение.

  25. Ограничение восприятия модели мира: нейрофизиологические, социальные, индивидуальные.

  26. Трансформационная модель языка: поверхностная и глубинная структуры.

  27. Модель «CKORE».

  28. Визуально-кинестетическая диссоциация.

  29. Техники «якорения» как условный рефлекс в соответствии с учением П. Павлова.

  30. Реимпритинг.

  31. Паттерны по Верджинии Сатир и их применение.

  32. Методы подстройки: «отзеркаливание», «рапорт».

  33. Экологическая проверка.

  34. Способы наведение транса.

УМК составил:

д.м.н., профессор кафедры психологии развития личности __________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.
Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич



(подпись)




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница