Учебно-методический комплекс лисциплины опд. Ф. 04 (опд. Ф. 4) Управление дошкольным образованием



страница1/3
Дата30.04.2016
Размер0.82 Mb.
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЛИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.04 (ОПД.Ф.4)

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

«050703 -Дошкольная педагогика и психология»

«050703.00 -Дошкольная педагогика и психология с дополнительной

специальностью»

Утверждено на заседании кафедры

дошкольного и начального

образования

факультета педагогики и психологии


(протокол № __ от _____200__ г.)

Зав. кафедрой

_____________________________

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы: Шоломицкая Н.Д., к.п.н., доцент
1.2. Рецензенты: Богаевская О.Н., канд. пед. наук, доцент (МГПУ)

1.3. Пояснительная записка

к содержанию учебно-методического комплекса

«Управление дошкольным образованием»
В настоящее время система образования Российской Федерации переживает период реформирования, поиска новых форм работы с обучающимися и их родителями, постоянно обновляется нормативная и правовая база дошкольного образовательного учреждения.

Поворот дошкольных учреждений в сторону ребенка, с его запросами и индивидуальным развитием, возможен только при реализации новых принципов управления и высоком уровне профессионализма его руководителей.

Подготовка руководящего состава дошкольных работников осуществляется на факультете дошкольного воспитания педагогических вузов.

Изучение курса предполагает тесную межпредметную связь и опору на знания студентов, приобретенных в процессе изучения общественных, гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин.



Цель учебно-методического комплекса – это профессиональная подготовка будущих специалистов дошкольного воспитания и руководящего состава дошкольных работников.

В соответствии с государственным образовательным стандартом основными задачами курса являются:

- изучение теоретических основ и передового опыта управления в
системе дошкольного образования;


  • ознакомление с историей организации дошкольного дела в
    нашей стране, перспективами развития на современном этапе;

  • изучение законодательных, нормативных, инструктивных и
    методических материалов в области дошкольного образования;

- ознакомление с особенностями профессиональной деятельности
заведующего и старшего воспитателя дошкольного
образовательного учреждения;

- овладение студентами навыками самостоятельной работы с


научной литературой.

Учебно-методический комплекс предусматривает изучение вопросов планирования и финансирования дошкольного образования. Теоретический курс органически связан с практическими занятиями и самостоятельной работой студентов, а также методической практикой в дошкольных учреждениях.


В процессе изучения курса студенты должны овладеть знаниями в области:

- развития системы общественного дошкольного воспитания в России;

- нормативно-правового обеспечения дошкольного образования;

- управленческой культуры руководства педагогическим процессом.

После изучение содержания курса студенты должны уметь:

- планировать работу коллектива дошкольного учреждения;

- распределять работу между сотрудниками дошкольного


учреждения в соответствии с их профессиональными
обязанностями;

- осуществлять диагностику развития детей и оказывать в этом


методическую помощь педагогам;

- изучать, обобщать, распространять и внедрять передовой


педагогический опыт.

Комплексный подход к изучению дисциплины позволит сформировать у студентов определенные профессиональные умения, навыки и качества будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения.

В основе разработки данной программы лежит учебное пособие: «Управление дошкольным образованием» Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. - М: Академия, 2000г. Тестовые задания взяты из данного учебного пособия без изменений.

1.4. Извлечение из ГОС ВПО


ОПД.Ф.04

Управление дошкольным образованием

Развитие системы общественного дошкольного воспитания. Государственно-общественная система управления образованием. Органы управления образованием. Понятие управления; принципы управления педагогическими системами; системный и ситуационный подходы как методология управления. Основные функции управления: управленческие решения, планирование, организация, контроль и регулирование, педагогический анализ. Методы управления; управление функционированием и развитием. Дошкольное учреждение как педагогическая система и объект управления. Структура управления, организационно-правовая база, организация дошкольного учреждения, регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация. Сущность управленческого труда руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Управленческая культура; руководство педагогическим процессом в деятельности старшего воспитателя. Повышение квалификации и аттестация руководителей и педагогов дошкольного учреждения.


80

1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы

(для специальности «050703 - Дошкольная педагогика и психология»). Факультета педагогики и психологии, дневная и заочная формы обучения.



№ п/п



Шифр и

наименова­ние специальности





Курс

Семестр



Виды учебной работы в часах

Виды итогового контроля (форма отчётности)



Трудо

ёмк.


Всего ауд.

ЛК

ПР

См

1.

050703.00

4 ОФО

7

80

40

24

16

40

экзамен

2.

050703

3 ЗФО

5;6

80

22

16

6

58

к/р, экзамен

1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Примерное распределение учебного времени для студентов

дневной формы обучения.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего ауд.

ЛК

ПР

См

Раздел I.

Становление и развитие системы дошкольного воспитания в России



10

6

4

10

I.1.

I.2.




Государственно-общественный характер дошкольного образования в России.

Развитие системы дошкольного воспитания в 40-е - 80-е годы. Основные направления развития системы дошкольного образования на современном этапе.



10

2
4

4


4
6

Раздел II.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования



12

8

4

10

II.1

II.2


Организационно-правовая база ДОУ: документы, регулирующие деятельность ДОУ; особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности.
Финансово-хозяйственный механизм ДОУ




4

4


2

2


5

5


Раздел III.

Дошкольное учреждение как педагогическая система и объект управления



10

6

4

10

III.1

Ш.2




Основные вопросы научного управления дошкольным образованием: регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация.

Планирование работы ДОУ.






4

2



2

2


5

5


Раздел IV.

Система управления дошкольным образованием



8

4

4

10

IV. 1

IV.2


Государственные органы в структуре управления дошкольным образованием
Руководитель в системе управления дошкольным образованием: управленческая культура; повышение квалификации и аттестация руководителей и педагогов дошкольного учреждения




2
2

2
2

5
5

Всего часов:

40

24

16

40

1.6.1. Примерное распределение учебного времени для студентов

заочной формы обучения.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего ауд.

ЛК

ПР

См

Раздел I.

Становление и развитие системы дошкольного воспитания в России



6

4

2

16

I.1.
I.2.



Развитие системы дошкольного воспитания в 40-е - 80-е годы. Основные направления развития системы дошкольного образования на современном этапе.



2

2

2


8

8


Раздел II.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования



4

4



16

II.1

II.2


Организационно-правовая база ДОУ:

документы, регулирующие деятельность ДОУ; особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности.


Финансово-хозяйственный механизм ДОУ.




2

2





8

8


Раздел III.

Дошкольное учреждение как педагогическая система и объект управления



6

4

2

16

III.1

Ш.2


Основные вопросы научного управления дошкольным образованием: лицензирование, аттестация, аккредитация.

Планирование работы ДОУ.






2

2



2


8

8


Раздел IV.

Система управления дошкольным образованием



8

4

2

10

IV. 1

IV.2


Государственные органы в структуре управления дошкольным образованием.
Руководитель в системе управления дошкольным образованием: управленческая культура; повышение квалификации и аттестация руководителей и педагогов дошкольного учреждения.




2
2

2



5

5


Всего часов:

22

16

6

58

1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Становление и развитие системы дошкольного воспитания в России.
Тема I.1. Государственно-общественный характер дошкольного образования в России.

Создание системы дошкольного воспитания в России. Первые дошкольные учреждения, организационные особенности их работы. Становление системы общественного дошкольного воспитания (1917-1936). Основные направления развития системы дошкольного воспитания в период с 1936 по 1985гг, сеть дошкольных учреждений, особенности их организации. Роль I, II, III всероссийских съездов по дошкольному воспитанию в развитии системы дошкольного воспитания. Обновление нормативно-правовой базы системы дошкольного образования в 80-90-е годы.


Тема I.2. Развитие системы дошкольного воспитания в 40-80-е годы.

Основные направления развития системы дошкольного воспитания в период с 1936 по 1985гг: задачи, сеть дошкольных учреждений, особенности их организации, органы управления.


Тема I.3. Основные направления развития системы дошкольного образования на современном этапе.

Государственные гарантии в области воспитания детей дошкольного возраста: права ребенка и формы его защиты в законодательстве Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка.

Обновление нормативно-правовой базы системы дошкольного образования в 80-90-е годы: государственный образовательный стандарт в области дошкольного образования.

Раздел II. Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования.


Тема II.1. Организационно-правовая база дошкольных учреждений, документы регламентирующие деятельность ДОУ.

Основные документы, регулирующие деятельность ДОУ - Закон Российской Федерации «Об образовании»; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и др.

Типологизация сети ДОУ. Правила комплектования детьми ДОУ разного вида.
Тема II.2. Финансово-хозяйственный механизм ДОУ.

Источники финансирования деятельности дошкольного учреждения и механизм их использования.

Разработка проекта договора о совместной деятельности сторонних организаций по оказанию дополнительных услуг на базе дошкольного учреждения.

Лицензирование и порядок открытия детского сада. Работа с Уставом ДОУ.


Раздел III. Дошкольное учреждение как педагогическая система и объект управления.
Тема III.1. Основные вопросы научного управления дошкольным образованием.

Сущность, цель, задачи управления дошкольным учреждением. Принципы управления. Состав и содержание управленческих функций. Методы управления, специфика их использования в условиях демократизации. Заведующий в системе управления ДОУ. Регистрация ДОУ, аттестация и аккредитация. Цель, содержание аттестации. Сущность государственной аккредитации. Родительский договор, его структура.


Тема III.2. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения.

Организационно-педагогическая деятельность руководителя дошкольного учреждения. Совет педагогов ДОУ. Работа с педагогическими кадрами в современных условиях. Формирование, изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта.


Раздел IV. Система управления дошкольным образованием.
Тема IV.1. Государственные органы в структуре управления дошкольным образованием.

Система и структура органов управления дошкольным образованием. Основные аспекты деятельности ДОУ.


Тема IV.2. Руководитель в системе управления дошкольным образованием: управленческая культура; повышение квалификации; аттестация руководителей ДОУ.

Личность и стиль управления руководителя в системе образования. Состав, содержание управленческих функций. Управленческая культура, руководство педагогическим процессом в деятельности старшего воспитателя. Повышение квалификации и аттестация руководителей. Административная деятельность заведующего ДОУ. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.



1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

Дневная/ заочная форма обучения





п/п


Наименование

раздела


дисциплины,

темы


Форма

самостоятельной работы



Коли

чество


часов

Форма контроля

выполнения

самостоятельной работы


Раздел I.

Становление и развитие системы дошкольного

воспитания в России.


10

16





1.1


Государственно-

общественный

характер дошкольного образования

в России.



- составить

хронологическую таблицу развития

дошкольного

воспитания в разные исторические периоды.



4


- таблица

1.2.

Развитие системы

дошкольного воспитания в периоды с

40-х по 80-е годы.


- подготовить

микро-выступление о роли всероссийских

съездов по дошколь-ному воспитанию в развитии системы дошкольного воспитания.


2

8


- микро-

выступления



1.3.

Основные

направления

развития ДОУ на

современном этапе.



- подготовится к

обсуждению вопро-сов, представленных

в практическом

задании №1.



4

8


- устные

комментарии




Раздел П.

Организация дошкольных учреждений.



10

16





II.1

Организационно-

правовая база ДОУ.



- разработать Устав ДОУ в соответствии

с выбранным студен-том видом ДОУ.



5

8


- Устав ДОУ

II.2.

Финансово-

хозяйственный

механизм ДОУ.


- подготовить

конспект статьи

«Основы управления

дошкольным образо-ванием» (см. практи-ческое занятие №5;

1-е задание).


5

8


- конспект

Раздел III.

Научные основы управления

дошкольным образованием.


10

6





III.1

Основные вопросы

управления

дошкольным

образованием.



- подготовить

сравнительный

анализ должностных обязанностей

заведующего ДОУ, старшего воспитате-ля, старшей медсест-ры, «завхоза».

- составить рефера-тивные выступления на тему: «Роль и мес-то заведующего в системе дошкольного

образовательного учреждения».



3

8

2



- анализ

- рефераты



Ш.2.

Планирование

работы ДОУ.



- составить рецензию на годовой план ра-боты ДОУ (по месту практики или работы

студента).



5

8


- рецензии

Раздел IV.

Система управления

домашним образованием.


10

10





IV. 1.

Государственные

органы в области

дошкольного

образования.



- подготовить автор-ский проект индиви-дуальной номенкла-туры для «вашего»

дошкольного

учреждения.


5

5


- проекты

IV.2.

Руководитель в

системе управления

дошкольным

образованием.



- подобрать ситуации по использованию

различных методов

управления; устные

комментарии.



5

5


- подборка

методов


(таблица),

устный


комментарий




Всего




40

58





1.7. Методические рекомендации по организации изучения

дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы со студентами по курсу

«Управление дошкольным образованием»


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница