Учебно-методический комплекс опд. Ф. 01 Введение в психолого-педагогическую деятельность



Скачать 491.81 Kb.
страница1/3
Дата26.06.2016
Размер491.81 Kb.
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета _____________ Н.К. Грицкевич

«_____» _____________________________20___ г.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ОПД.Ф.01 Введение в психолого-педагогическую деятельность

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)



1. Цели и задачи курса

Целью курса является ознакомление студентов с психологией как профессиональной деятельностью, со спецификой учебно-профессиональной подготовкой психологов, основными видами деятельности психолога, с правами и обязанностями, составление представления об особенностях взаимодействия психолога с различными категориями клиентов и заказчиков



Задачи курса:

  • сформировать представления о современном состоянии психологии;

  • дать представление об основных направлениях работы психолога;

  • ознакомить с квалификационными характеристиками профессии;

  • раскрыть требования к личности профессионала-психолога и дать представление о профессиональной этике;

  • показать развитие профессионально-личностного становления психолога, преподавателя психологии.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

  1. Иметь представления о тенденциях в развитии психологии

  2. Различать понятия житейской, научной и практической психологии.

  3. Знать требования, предъявляемые к личности психолога.

  4. Знать основные направления работы психолога.

  5. Сформировать внутренний этический кодекс психолога.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестр 1

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

18

18

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

36

36

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет


4. Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)




Разделы и темы дисциплины

Всего

Лекции

Практические занятия




1 Раздел. Общая характеристика психолого-педагогической деятельности.

10

4

6

1.

Место и роль психологии и педагогики в современном обществе

6

2

4

2.

Практическая психология как отрасль современной психологии

4

2

2




2 Раздел. Подготовка психологов, профессионально-личностное становление и развитие педагога-психолога

8

6

2

3.

Учебно-профессиональная подготовка психологов

2

2

-

4.

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога-психолога.

2

2




5.

Профессиональная этика психолога

4

2

2




3 Раздел Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога.

18

8

8

6.

Психология как профессия

6

4

2

7.

Направления работы психолога

6

2

4

8.

Профессиональная компетентность

6

2

4


4.2. Содержание разделов дисциплины

1 Раздел. Общая характеристика психолого-педагогической деятельности (10 ч.).

Тема 1. Место и роль практической психологии в современном обществе (6 ч.).

Изменения в социально-экономической обстановке в России конца 20-го века как побудительный фактор развития практической психологии. Необходимость в психологических знаниях в обществе: разнообразие проблем современного человека, изменение требований к современному специалисту, изменения в сфере образования, понятие психологической культуры и ее составляющие компоненты. Место психологии в системе других наук: связь с естественными науками, связь с гуманитарными науками, обособленное место психологии. Основные отрасли психологии: по принципу видов человеческой деятельности, по принципу психологических аспектов развития, по принципу психологических аспектов отношений личности и общества. Виды психологических знаний: природа информации о человеке, житейские знания, обыденные знания, академические знания, знания практической психологии, соотношение различных видов психологических знаний.


Тема 2. Практическая психология как отрасль современной психологии (6 ч.).

Практическая психология сегодня: обстоятельства, свидетельствующие о престиже психологии, различное понимание практической психологии, предмет и задачи практической психологии, структура современной психологии по предметам исследования и по задачам и методам работы. Психология индивидуальности: психический мир человека и его составные компоненты, понятие сознательного и бессознательного в пространстве психического мира, понятия психологического времени, возраста, возрастных кризисов, содержание психического пространства, индивидуализация психического пространства, базовые и программирующие свойства индивидуальности, структура индивидуальности. Психология взаимоотношений и взаимопонимания в группе: социально-психологическая структура группы, особенности восприятия другого человека, основные функции общения, средства и каналы общения, типы общения, понятие конфликта и основные типы конфликтов. Психология профессиональной деятельности: профессиограмма и психограмма, результаты труда, деятельностный цикл труда, основные направления деятельности, организация рабочего места педагога-психолога. Психология обыденной и личной жизни: основные сферы деятельности человека, качества, от которых зависит благополучие человека в обыденной деятельности, группы проблем личной жизни, понятие психологических кризисов, психология здоровья.


2 Раздел. Подготовка психологов, профессионально-личностное становление и развитие педагога-психолога (8 ч.).

Тема 3. Учебно-профессиональная подготовка педагогов-психологов (2 ч.).

Понятие о социальном заказе на работу психолога: основные заказчики на работу практического психолога, понятия заказчика, клиента психологической информации, понятие пользователя информации. Необходимость подготовки психологов. Социальная нестабильность как условие социализации и школа как институт социализации: уровни проявления социальной нестабильности, изменение требований к школе, школа как основная модель социального мира, последствия, к которым может привести рассогласованность содержания и формы школьной жизни, основные социально-психологические задачи школы как института социализации. Педагогическое взаимодействие как совместная деятельность: анализ традиционной модели школы, взаимодействие ребенка и взрослого как ситуация совместной деятельности.

Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов. Формальные и содержательные аспекты высшего психологического образования. Особенности построения взаимоотношений студента-психолога с преподавателями и другими студентами. Общая типология профессионального совершенствования педагога-психолога.
Тема 4. Квалификационная характеристика специалиста педагога-психолога (2 ч.).

Основные сферы деятельности. Виды деятельности. Общие требования к специалисту. Специальные требования к специалисту. Требования к уровню подготовки. Государственная образовательная программа. Итоговая аттестация. Требования к профессиональной подготовки. Типовые задачи педагога-психолога.


Тема 5. Профессиональная этика психолога (4 ч.).

Особенности развития профессионального сознания психолога: проблема нравственной ответственности, общая личностно-профессиональная подготовка, частная личностно-профессиональная подготовка. Понятие о задачах взаимодействия клиента с психологом: социальные задачи клиента и задачи психолога, этические задачи клиента и позиция психолога, нравственные задачи клиента и позиция психолога, собственно психологические задачи. Этические проблемы деятельности психолога. Этический кодекс психологов. Критерии оценки эффективности деятельности педагога-психолога. Проблема общечеловеческих ценностей в работе педагога-психолога.


3 Раздел Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога (18 ч.).

Тема 6. Психология как профессия (6 ч.).

Цели и задачи профессиональной деятельности. Сферы применения знаний психологов и сферы работы психологов. Психологическая работа в сфере образования. Практическая психология как методология вариативного образования и психологическое образование в России: практическая психология как фактор реформирования сферы образования, потребность в создании психологической службы в образовании, тенденция гуманизации общественной жизни, сближение научной и практической психологии, ожидания учителей и директоров школ. Психологическая работа в медицинской сфере. Психология в экономике. Психология в юридической практике. Психология в спорте.


Тема 7. Направления работы психолога (8ч.).

Стратегии в работе педагога-психолога: основные направления психологической деятельности в школе, аспекты проектировочной деятельности психолога, аспекты психологической помощи психолога, особенности работы педагога-психолога. Понятие о службе психологической помощи: понятие психологической службы образовательного учреждения, главные задачи психологической службы, типы моделей психологической службы. Специфика психологической диагностической деятельности. Специфика психологической коррекционной работы. Специфика психологической консультативной работы. Психологическое просвещение и профилактика как приоритетные направления деятельности психолога. Научная и педагогическая деятельность профессиональных психологов.



Тема 8. Профессиональная компетентность(6 ч.).

Понятие о квалифицированном и неквалифицированном психологе. Отличительные особенности профессиональной компетентности психолога. Акмеологический подход в описании модели практического психолога: объективные характеристики труда, субъективные характеристики деятельности педагога-психолога. Субъектно-деятельностные характеристики: личностные особенности, профессиональная позиция, акмеологические инварианты. Деятельностно-ролевые: знания, умения, навыки.


5. Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Учебно-методическая литература.
а) основная литература:

  1. Вачков, И. В. Введение в профессию «психолог» / И. В. Вачков, И. Б. Гришпун, Н. С. Пряжников. – М. : 2003.

  2. Карандашев, В. Н. Психология : введение в профессию : учебное пособие / В. Н. Карандашев. – М. : 2006.

б) дополнительная литература:




  1. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. - М. : 2000.

  2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : 2002.

  3. Асмолов, А. Г. У порога неклассической релятивистской психологии // Сибирский психологический журнал. вып. 7. 1998. - С. 13 - 24.

  4. Асмолов, А. Г. ХХI век : психология в век психологии // Вопросы психологии. №1. 1999.

  5. Григорович, Л. А. Введение в профессию психолог : учебное пособие / Л. А. Григорович. – М. : 2006.

  6. Колесникова, Г. И. Психологические виды помощи : психопрофилактика, психологическая коррекция, консультирование : Учебное пособие / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д : 2006.

  7. Леонтьев, А. Н. Психология 2000-го года // А. Н. Леонтьев. – М. : Философия психологии, 1994.

  8. Лурия, А. Р. Романтическое эссе / А. Р. Лурия. - М. : 1996.

  9. Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога : учебное пособие / Л. М. Митина. – М. : 2005.

  10. Современная психология : справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. – М. : 1999.

  11. Фокин, В. А. Психолог. Введение в профессию : учебное пособие / под ред. Е. А. Климова. – М. : 2006.

  12. Штерн, А. С. Введение в психологию / А. С. Штерн. – М. : 2003.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

  • учебные тексты, предлагаемые обучаемому в ходе занятия;

  • учебные пособия и учебники, научные статьи, словари и энциклопедии;

  • вопросы, проблемные ситуации и учебные задачи;

  • графические средства представления информации(графики, рисунки, опорные конспекты);

  • наглядные пособия и таблицы;

  • технизированные носители учебной информации;

  • раздаточный материал;

  • Художественные и документальные видеофильмы «Молчание ягнят», «Реквием по мечте», «А может это любовь?», «Личина. Психоаналитические расследования».




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

По дидактическим функциям технические средства обучения можно разделить на две группы:

1) информационные и

2) контролирующие.

Информационные служат для введения учебной информации, ее адекватной и доступной презентации. Такие средства обеспечивают необходимую связь вербального и образного мышления и более глубокое усвоение учебного материала, особенно, когда реальная демонстрация изучаемых объектов невозможна.

К таким средствам можно отнести:

а) видеоаппаратуру (телевизор, видеокамеру, видеомагнитофон и др.).

б) аудиоаппаратуру (магнитофоны). в) проекционную аппаратуру, которую обычно используют для проецирования на экран различных печатных материалов. Это могут быть эпипроекторы (для демонстрации или перерисовки схем, графиков, таблиц, портретов ученых, различных изображений и т.п.),

в) интерактивная доска

Контролирующие служат для проверки уровня усвоения полученных знаний.

К таким средствам можно отнести:

а) контрольно-измерительные материалы (КИМ),

б) компьютерный класс, обеспечивающий возможность использования КИМа,




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации для преподавателей

Программа учебной дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» пред­назначена для студентов 1 курса факультета психологии, связей с общественностью и рекламы.

Объем и содержание учебной дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» в высших учебных заведениях определены Государственным образова­тельным стандартом высшего профессионального образования Россий­ской Федерации.

Госстандарт по дисциплине «Введение в психолого-педагогическую деятельность» включает в себя в качестве обязательного минимума знаний студентов ряд дидактических единиц (Профессиональное самоопределение и выбор профессии, формирование личности психолога, становление профессионала, психология как наука, психология как профессия, этические проблемы в деятельности психолога), которые последовательно раскрываются в данной учебной программе. Программа составлена с использованием материалов при­мерной программы по дисциплине «Введение в психолого-педагогическую деятельность», разработанной в МГУ.

Цель учебной дисциплины - сформировать у будущих специалистов психологов систему представлений об основных отраслях научной психологии, видах и сферах работы психологов-практиков, специфике психологии как профессии. Формирование образа психолога-профессионала (когнитивная и ценностно-смысловая составляющая). Развитие мотивации к освоению профессии «психолог».

Данная дисциплина практически первый предмет, влияющий на формирование профессионального сознания студентов педагогов-психологов. Это означает, что данная дисциплина должна способствовать как к будущей профессии, развитию научной направленности студентов, так и созданию позитивной мотивации в целом к процессу обучения в вузе.



Принципы обучения

Принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. 1. Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям.



2. Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом.

3. Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям. В то же время непосредственный эмоциональный интерес к психологическим фактам и феноменам — наиболее сильный стимул к изучению психологии.

4. Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения психологии. Психология как учебный предмет имеет большую специфику но сравнению со всеми другими дисциплинами. С одной стороны, это наука, которая имеет свое объективное предметное содержание, так же как другие естественные и гуманитарные науки. С другой стороны, предмет этой науки личностно значим для каждого студента, учащегося.

6. Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. В соответствии с этим принципом необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

7. Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении.

8. Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний студентами происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении. Реализация этого принципа может достигаться за счет: 1) формирования потребности учащихся в психологических знаниях; 2) диалогической формы обучения; 3) проблемного подхода в обучении; 4) широкого использования практических методов обучения (в виде учебных экспериментов, тестов, психологических тренингов).

9. Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой. Он заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся.

Преподаватель должен иметь опыт практической работы в должности психолога, опыт работы с различными структурами и заниматься различными видами психологической деятельности.

Для обеспечения формирования представлений о практических аспектах деятельности педагога-психолога преподавание дисциплины должно сочетать в себе как лекционные занятия, так и практические занятия, включающие в себя демонстрационные показы работы психологов, разбор психолого-педагогических ситуаций на основе анализа видеофильмов. При проведении семинарских занятий использовались так же лабораторные работы на определение альтернативного выбора по Н.С. Пряжникову (приложение 2) и метод определения самооценки с помощью корреляционного анализа (приложение 3)

Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления.

Это метод 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3) интерактивного (коммуникативного) обучения.

Все эти методы были предложены как попытка преодоления ограниченности традиционных методов обучения.



Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

Методы проблемного обучения – акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.

Методы интерактивного обучения обратились к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.

Использование в обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии.

Помимо нормативного описания деятельность педагога-психолога может быть представлена через опыт реализации деятельности педагога-психолога конкретным представителем данного вида деятельности. В качестве таких описаний могут быть использованы тексты газетных и журнальных публикаций о лучших представителях данной специальности, в которых достаточно подробно раскрываются наиболее эффективные способы профессиональной деятельности. Тем самым преподаватель предлагает обучаемым для дальнейшего анализа определенные ситуации.

Выделяют три типа таких ситуаций:

- ситуация-иллюстрация (с помощью конкретного случая демонстрируется тот или иной способ решения профессионально значимой задачи);

- ситуация-оценка (излагается конкретный пример действий специалиста и определенное оценочное суждение о качестве используемого им способа решения);

- ситуация-проблема (дается описание конкретного случая как основания для выделения затруднений в деятельности специалиста и возможных путей по их преодолению).

Еще одно средство представления деятельности - это демонстрация результатов деятельности. Так, для представления видов деятельности педагога-психолога и определения перспективы профессионального развития может быть использована встреча обучаемых с бывшими студентами, которые могли бы поделиться своими впечатлениями о том, что он получил в процессе обучения на факультете и дальнейшем профессиональном пути.


Темы и виды лекций по курсу «Введение в психолого-педагогическую деятельность»



Тема лекции

Вид лекции

1

Место и роль психологии и педагогики в современном обществе

Вводная, с запланированными ошибками

2

Практическая психология как отрасль современной психологии

Информационная с проблемными вопросами

3

Учебно-профессиональная подготовка психологов

Обзорная

4

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога-психолога.

Информационная

5

Профессиональная этика психолога

Проблемно-информационная с элементами дискуссии

6

Психология как профессия

Обзорная, информационная

7

Психология как профессия в школе

Информационная с элементами дискуссии

8

Направления работы психолога

Информационно-демонстративная

9

Профессиональная компетентность

Информационная с проблемными вопросами


В процессе преподавания, особенно при организации семинарских занятий важными являются личная психолого-педагогическая позиция преподавателя и содержание личного опыта студента.

личная психолого-педагогическая позиция преподавателя. Преподаватель, осуществляя педагогическую деятельность, с одной стороны, всегда выполняет определенный заказ на подготовку специалиста. Для этого он реализует в ходе занятия заданную систему научно-методических средств разработанных и предложенных ему извне. С другой стороны, его деятельность всегда носит личностный характер и он имеет определенные права на переструктурирование и дополнение содержания обучения исходя из своей психологической или педагогической позиции. Это может проявляться в создании и включении в учебный процесс следующих методических средств представления содержания обучения:

- личный опыт деятельности в роли специалиста, которого готовит учебное заведение;

- научные результаты, полученные преподавателем в ходе самостоятельной исследовательской работы;

- дидактические средства наглядности и раздаточный материал, разработанный самим преподавателем;

- ценностное отношение преподавателя к рассматриваемой теме и затрагиваемым в ней проблемам

- личный опыт работы психологом.

При этом преподаватель ни в коем случае не должен абсолютизировать свое отношение к теме и подменять им объективный процесс преподавания учебной дисциплины.

Содержание жизненного опыта обучаемых. Обучаемые входят в учебный процесс в качестве его активных участников и поэтому также могут создавать определенные средства включения своего содержания в учебный процесс. Таковыми в ходе изучения психологии могут выступать:

- личный опыт студентов по переживанию определенных психических явлений, который может стать основой психологических фактов и в таком виде быть использованным в ходе учебного занятия;

- обобщения практики осознания понятий и функций входящих в состав будущей профессиональной деятельности актуализируемые им в ходе занятия;

- материалы проведенных студентами учебных исследований с применением определенных методических средств рекомендованных преподавателем;

- дидактические средства в виде самостоятельно разработанных конспектов научной и учебной литературы, докладов и сообщений;

- отношение студентов к процессу изучения данной темы представляемое в ходе занятия в виде вопросов из аудитории и оценочных суждений.


Темы практических и семинарских занятий и методы, средства, используемые при их организации



Тема семинарского или практического занятия

Методы и средства

Домашнее задание

1

Знакомство с группой

Методы активного социально-психологического обучения

Сочинение «Почему хочу стать психологом»

2

Какая психология нужна современной России

Эвристический

Описать 10 ситуаций из жизни, подтверждающих необходимость педагога-психолога в обществе

3

Зависимость деятельности психолога от стадии развития проблемы

Проблемный, дискуссионный, эвристический с демонстрацией фильма

Составить психологичексий портрет одного из героев просмотренного фильма

4

Этические проблемы в деятельности педагога-психолога

Частично-поисковый

«Что мне сложно будет выполнять»

5

Требования к личности психолога

Частично-поисковый, репродуктивный

«Если бы я был клиентом пошел бы я к себе на консультацию»

6

Психология как профессия

Репродуктивный

«Психологи, с которыми я встречался в жизни»

7

Направления практической психологии

Проблемный, дискуссионный, эвристический с демонстрацией фильма

Анализ представленных направлений в сочинение «Что мне ближе и почему»

8

Выбор профессии

Лабораторный, эвристический

«Так чего же все-таки я хочу в профессии»

9

Личностная и профессиональная самооценка

Лабораторный, эвристический

«Моя самооценка и ее значимость для моего профессионального становления

Самостоятельная подготовка студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнитель­ной), выполнение заданий для самостоятельной работы, ответы на вопро­сы для самоконтроля, а также подготовку докладов к семинарам.

Для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе по учебной дисциплине «Введение в психолого-педагогическую деятельность» читаются лекции, проводятся семинарские занятия, групповые и индивидуальные консультации, разработаны опорные конспекты, включающие в себя основные вопросы и понятия по каждой теме.

Одним из главных видов учебных занятий являются лекции. На лекции преподаватель дает студентам основы знаний по рассматриваемой теме, излагает ее структуру, дает методические рекомендации и конкретные задания по самостоятельной работе над темой.

На семинарских занятиях закрепляются знания студентов, полученные ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Практикуются выступления студентов с докладами и рефератами по наиболее важным и интересным вопросам. Семинар имеет также контрольную функцию. В качестве текущего контроля на семинарских занятиях проводятся опрос студентов и тестирование по пройденным темам. По участию студента в работе семинаров преподаватель судит о его самостоятельной работе, ставит оценки за выступления.

Студенты заочного отделения должны полностью освоить програм­му учебной дисциплины и сдать зачет. В силу специфики заочного обуче­ния время на аудиторные занятия со студентами значительно сокращено по сравнению с очным отделением. Поэтому основной формой обучения для студентов-заочников является самостоятельная работа над материа­лом. Для студентов читаются установочные лекции, в которых препода­ватель излагает структуру рассматриваемой темы, ее основные теоретические положения и дает методические советы по ее самостоятельному изучению. Число семинаров на заочном отделении сокращено. Требова­ния к знаниям студентов-заочников на экзамене такие же, как и на очном отделении.

Изучение учебной дисциплины завершается зачетом. Зачет проводится в творческой форме. Группа, разбившись на подгруппы по 4 человека должна представить тему, определенную преподавателем в форме рисунка, стихотворения, в сценической форме. При оценивании учитывается полнота и правильность представленного материала, оригинальность и артистизм в его представлении. Обязательное условие - участвовать должны все.
8.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины

В процессе самостоятельной деятельности студенты изучают и конспектируют рекомендуемую готовят доклады, выполняют практические и представляют письменные отчеты о проделанной работе.

При изучении курса студенты ориентируются на самостоятельное изучение психологических источников, их обсуждение на теоретических занятиях.

В самостоятельном освоении отдельных вопросов и проблем (на основе рекомендуемой, а также путем осознавания проблем дисциплины в процессе их анализа на семинарских занятиях) студентам необходимо понять сущность современной психологии, особенности деятельности педагога-психолога, обратить особое внимание на ее прикладные возможности.



В итоге студенты должны иметь четкие представления о теоретическом и прикладном характере изученной дисциплины и возможностей применения знаний в образовательной практике.
Планы отдельных семинарских и практических занятий, требующих дополнительной подготовки студентов и методические рекомендации по подготовке к ним представлены в Приложении 1.
8.2.1. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы


  1. Написать сочинение «Почему я хочу стать педагогом-психологом, и почему выбрал этот вуз?»

  2. Составление психологического дневника с целью формирования психологического мышления. Записать 10 психологических ситуаций из своей жизни или жизни окружающих, проанализировать с психологической точки зрения, что можно изменить, или какие выводы можно сделать.

  3. Составить психологический портрет одного из героев просмотренного видеофильма.

  4. Проанализировать особенности деятельности психолога психоаналитического направления на основе просмотра психотерапевтических историй «Личина. Психоаналитические расследования».

  5. С помощью метода ранговой корреляции определить самооценку себя как личности и как психолога, сопоставить полученные результаты, сделать выводы о различиях этих самооценок и о значении самооценки для развития профессионального самосознания.


8.2.2. Примерная тематика рефератов

  1. Виды психологических знаний.

  2. Психологическое консультирование как направление психологической практики.

  3. Особенности психологической диагностики как направления психологической практики.

  4. Психологическое просвещение как направление психологической практики.

  5. Психологическая коррекция как направление психологической практики.

  6. Особенности психологической культуры населения России.

  7. Влияние сферы деятельности практического психолога на этические принципы работы.

  8. Виды психологической службы в образовании.

  9. Психология в политике.

  10. Психология в рекламе.

  11. Психология в управлении.

  12. Психология в клинической практике.

  13. Медицинская психология в системе здравоохранения.

  14. Особенности деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении.

  15. Особенности деятельности педагога-психолога в среднем образовательном учреждении.

  16. Особенности деятельности педагога-психолога в высшей школе.


8.2.3. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Виды психологических знаний.

  2. Основные направления деятельности психолога.

  3. Основные направления психологии.

  4. Понятие психологической культуры и психологической компетентности.

  5. Этические принципы работы.

  6. Психологическая служба.

  7. Отличительные качества компетентности психолога.

  8. Акмеограмма практического психолога.

  9. Особенности психологического мышления.

  10. Место психологии в системе других наук.

  11. Основные отрасли психологии.

  12. Психология индивидуальности.

  13. Подходы к рассмотрению личности.

  14. Внутренний мир человека.

  15. Индивидуальность человека.

  16. Психология взаимоотношений и взаимопонимания в группе.

  17. Понятие группы.

  18. Общение, его функции.

  19. Виды и средства общения.

  20. Психология профессиональной деятельности. Труд и профессия.

  21. Психология обыденной и личной жизни.

  22. Общая типология профессионального совершенствования педагога-психолога.

  23. Цели и задачи профессиональной деятельности.

  24. Понятие о психологической службе.

  25. Сферы применения знаний психологов и сферы работы психологов.

  26. Специфика психологической диагностической деятельности.

  27. Специфика психологической коррекционной работы.

  28. Специфика психологической консультативной работы.

  29. Психологическое просвещение и профилактика как приоритетные направления деятельности психолога.

  30. Научная и педагогическая деятельность профессиональных психологов.

  31. Понятие о квалифицированном и неквалифицированном психологе.

  32. Отличительные особенности профессиональной компетентности психолога.

  33. Объективные и субъективные компоненты деятельности психолога.

  34. Квалификационная характеристика специалиста.

  35. Особенности развития профессионального сознания психолога.

  36. Этические проблемы деятельности психолога.

  37. Критерии оценки эффективности деятельности педагога-психолога.

  38. Проблема общечеловеческих ценностей в работе педагога-психолога.

УМК составил:

Доцент кафедры психологии развития личности __________ Т.Г. Гадельшина

(подпись)
УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.
Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич

(подпись)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 2. Какая психология нужна современной России

Цель занятия: определить предметное содержание психологии, расширить знания студентов психологической теории и методологического аппарата.

Учебные вопросы:

1 .Житейская и научная психология: соотношение и основные различия.

2. Дискуссия «Зачем нужна России психология сейчас».

3. Определение проблемных областей современной жизни.



Методические рекомендации:

При подготовке к семинару студентам необходимо знать содержание таких понятий как «психика», «психическое отражение», «психические явления». Уметь привести примеры психических свойств, процессов и состояний.

Готовясь к обсуждению первого вопроса студенты должны уметь показать основные отличия научной психологии от житейской.

Для обсуждения второго вопроса студенты должны подготовить материал из собственной жизни для демонстрации того, что психология нужна в современном обществе или, что она не востребована.



Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Перечислите психические явления, которые являются предметом изучения в психологии.

  2. Каким образом происходит взаимодействие психологии с современной жизнью?

  3. Как часто вы слышите слова «Психология», «психологический» и т.д. в жизни?

  4. Что означает слово «Гуманизм»?

Семинар 4. Этические проблемы деятельности психолога

Цель занятия: рассмотрение основных этических проблем в реальной деятельности психолога и формирование ответственности за соблю­дение этических норм психолога.

Учебные вопросы:

1. Этический кодекс психолога.

2. Нормативно-правовые аспекты деятельности психолога.

Темы докладов (рефератов):


  • Этические проблемы в деятельности психолога (на примере конкретной сферы деятельности).

  • Психология: профессия или бизнес?

  • Статус психолога-специалиста.

Методические рекомендации:

Готовясь к обсуждению учебных вопросов студенты должны прочитать конспекты лекций и рекомендуемую литературу по теме семинара. Необходимо знать этический кодекс, права и обязанности психолога, уметь разрешать основные этические противоречия. Особое внимание следует обратить на проблему ответственности психолога, показать последствия некомпетентных действий психолога. Подготовить доклады по проблемным и наиболее актуальным вопросам изучаемой темы.


Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Изучите основные нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога.

2.Изучите квалификационные требования к психологам различного профиля.

З.Как проходит аттестация и лицензирование специалистов в нашей стране?

4.Приведите примеры этических проблем, с которыми чаще всего сталкивается психолог?

5.Как вы считаете, в каких случаях и может ли быть нарушен прин­цип конфиденциальности?


Семинар 5. Требования к личности психолога

Цель занятия: Формирование образа психолога-профессионала.

Учебные вопросы:

1 .Профессиональные и жизненные пути выдающихся психологов (на примере биографий ученых-психологов и психологов-практиков).

2. Стадии, этапы и кризисы профессионального становления.

3.Критерии профессиональной компетентности психолога.

4.Профессиональный и личностный рост психолога. Тема доклада (реферата):


  • Профессиональный и жизненный путь Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, З.Фрейда, Г.Ю. Айзенка и др. психологов.

  • Психологическая культура психолога.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинару студентам необходимо изучить рекомен­дуемую литературу и подготовить доклады (для заочной формы образо­вания - реферат) на тему: «Профессиональный и жизненный путь Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, З.Фрейда, Г.Ю. Айзенка и др. психологов», «Пси­хологическая культура психолога».

Готовясь к обсуждению первого и второго вопросов студенты дол­жны прочитать конспекты лекций и рекомендуемую литературу. Уметь провести параллели между основными этапами профессионального ста­новления и их реализацией в жизни выдающихся ученых. При рассмотре­нии третьего и четвертого вопросов определить слагаемые профессио­нализма психолога, выявить факторы его формирования.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:


  1. Какие личностные особенности и качества ученого обеспечили
    успех в профессиональной деятельности?

  2. Опишите основные этапы профессионализации личности?

З.В чем состоит взаимосвязь жизненных и профессиональных кри­зисов?

4. Опишите квалификационные требования к специалистам психоло­гам в нашей стране и за рубежом?

5.Дайте характеристику психологии как профессиональной общ­ности?
Семинар 6. Психология как профессия

Цель занятия: расширение представлений студентов о видах и сферах работы психологов-практиков, специфике психологии как профессии,

Учебные вопросы:

I .Взаимосвязь психологи ческой теории и практики.

2.Практика становления и развития психологических служб в орга­низациях и учреждениях в России и за рубежом.

3 .Основы деятельности психолога в организации.

4.Основные направления работы психолога в системе образования.

5.Основные направления работы психолога в семейной консультации.

6.Проблемы частной психологической практики в России и за рубе­жом.



Темы докладов (рефератов):

  • Модели работы психолога в коммерческой и некомерческой орга­низациях.

  • Деятельность психолога в экстремальных ситуациях.

  • Частная психологическая практика в России и за рубежом.

Методические рекомендации:

Готовясь к обсуждению учебных вопросов, студенты должны про­читать конспекты лекций и рекомендуемую литературу. Подготовить док­лады по проблемным и наиболее актуальным вопросам изучаемой темы. Необходимо обратить внимание на особенности реализации теоретичес­ких положений психологии в практике. Рассмотреть основные виды пси­хологической практики (психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия) и основные требования к психологу. Особое внимание следует обратить на специфи­ку работы психолога в зависимости от сферы его деятельности, контин­гента клиентов.



Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1 .Перечислите общие принципы и правила работы психолога.

2.Перечислите формы и методы психологической работы в группе на
современном этапе.

3.Что такое социально-психологический тренинг и какие функции он


выполняет?

4. Перечислите направления работы психолога в политике, рекламе, в военных структурах, спорте.

5.Что такое «феномен сгорания» психолога и как его предотвратить?
Семинар 8. Профессиональное становление психолога.

Цель занятия: повышение степени осознанности профессионально­го выбора и роли образования в профессиональной деятельности.

Учебные вопросы:

1. Мотивация выбора профессии психолога. Проблема осознанности выбора.

2.Социологические, экономические, правовые аспекты проблемы профессионального самоопределения.


  1. Построение профессионального образа будущего (Использование
    схемы альтернативного выбора Н. С. Пряжникова).

  2. Образование как ценность и его роль в профессиональном само­определении.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница