Учебно-методический комплекс опд. Ф. 03 общие основы педагогики



Скачать 372.41 Kb.
страница1/2
Дата04.06.2016
Размер372.41 Kb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета ____________ Н.К. Грицкевич

«_____» ____________________________20___ г.


                1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ОПД.Ф.03 общие основы педагогики

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)




  1. Цель и задачи дисциплины:


Целью курса является формирование научно обоснованных представлений студентов педагогического вуза о теории и методологии педагогической науки, специфике объекта и предмета ее исследования и категориального аппарата.

 Изучение основных проблем педагогики формирует фундаментальные знаниях, является теоретической и эмпирической базой, необходимой для усвоения материала ряда учебных дисциплин в рамках специальности «педагог-психолог». 031000


Задачи:


  • формирование представлений об объекте и предмете педагогической науки, ее структуре и функциях;

  • оказание помощи студенту в формировании в процессе профессионализации категориального поля педагогической науки;

  • методологическая подготовка студентов к научно-исследовательской педагогической деятельности.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины (требования к знаниям, умениям, навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины)

2.1 Основные знания, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения дисциплины:

  • первоначальные представления об объекте, предмете, структуре и функциях педагогической науки;

  • знание основных категорий педагогики;

  • знания о методологических основаниях педагогической науки, о приоритетных методологических подходах в современных педагогических исследованиях;

  • знание технологии и методов организации педагогического исследования.

2.2 Основные умения, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения дисциплины:

  • умение формулировать частные задачи теории и практики науки;

  • умение оперировать основными категориями педагогики;

  • умение определять методологические основания собственных исследовательских программ;

  • умение выстраивать план педагогического исследования и подбирать адекватные методы исследовательской работы.

2.3 Основные навыки, которые должны приобрести студенты в процессе изучения дисциплины: организации и проведения педагогического исследования; анализа и интерпретации полученных результатов, научных фактов

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения



Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 2

Общая трудоемкость дисциплины

72

72

Аудиторные занятия

34

34

Лекции

17

17

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Семинары (С)





Лабораторные работы (ЛР)





Другие виды аудиторных занятий





Самостоятельная работа

38

38

Курсовой проект (работа)





Расчетно-графические работы





Реферат





Другие виды самостоятельной работы





Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Экзамен



4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Тематический план

П/п

РАЗДЕЛ


Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

1.

Педагогика как наука, ее объект.

4

2

2

-

2

Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс


4

2

2

-

3

Образование как общественное явление и педагогический процесс

4

2

2




4

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства

4

2

2

-

5

Взаимосвязь педагогической науки и практики

4

2

2

-

6

Понятие «методология» педагогической науки

4

2

2

-

7

Научное исследование в педагогики, его основная характеристика

4

2

2

-

8

Методы и логика педагогического исследования

4

3

3







.Всего часов:

34

17

17





4.2. Содержание разделов дисциплины . «Общие основы педагогики»
Раздел 1. Педагогика как наука, ее объект.

Зарождение и развитие научной педагогической мысли. Становление педагогики как науки и важнейшие этапы ее развития. Истоки научной педагогики, связь народной

педагогики и научного педагогического знания. Передача культурных традиций от поколения к поколению. Социально-экономические потребности общества в подготовке -подрастающих поколений к жизни. Теория культур М. Мид. Предмет педагогики. Современные подходы к проблеме научного статуса педагогики и трактовки объекта и предмета педагогики. Проблемы и задачи (постоянные и временные) педагогической науки. Теоретическая (описательный, диагностический и прогностический уровни) и технологическая (проективный, нормативный (преобразовательный) и рефлексивно-корректировочный уровни) функции педагогики. Связь педагогики с другими науками Структура современной педагогической науки, характеристика отраслей педагогики. Основания для дифференциации и интеграции научно-педагогических наук. Смежные области научного познания с философией и психологией. Связь педагогической науки с философией, психологией, физиологией человека, анатомией, гигиеной, медициной, социологией, кибернетикой и другими науками. Основные формы связи педагогики с другими науками. Народная педагогика, ее значение для развития педагогической науки. Перспективы дифференциации в педагогической науке. Актуальные направления современных научно-педагогических исследований. Инфраструктура педагогики (правовые, экономические, кадровые условия, сеть научно-педагогических учреждений, управление педагогической наукой, информационное обеспечение педагогической науки, связь педагогической науки с мировыми центрами наук об образовании).
Раздел 2. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс

Основные понятия и категории педагогики. Педагогический процесс - стержневое понятие педагогической науки. Воспитание и обучение как составные элементы педагогического процесса. Воспитание в широком и узком смысле. Образование как результат обучения. Понятие образовательного процесса. Общенаучные категории в педагогике (формирование и развитие). Педагогический процесс как целостность. Педагогическая деятельность - процесс реализации целей образования. Педагогическая технология как система действий педагога. Педагогическое взаимодействие - составляющая педагогического процесса. Отличие обучения от образования. Значение педагогического взаимодействия в педагогическом процессе



Практическое занятие: Понятийный аппарат педагогики

Вопросы:

  1. Взаимосвязь категорий: обучение, воспитание, образование, развитие, формирование.

  1. Характеристика понятий: педагогический процесс, педагогическая система,
    педагогическая деятельность, педагогическая задача, педагогическое взаимодействие,
    педагогическая технология, образовательный процесс.

  2. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач и их
    характеристика. Этапы решения педагогических задач.


Раздел 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Основополагающие идеи и принципы педагогического процесса. Сущность, структура и основные компоненты педагогического процесса. Педагогическая задача - основная единица педагогического процесса. Диалектика и логика развития педагогического процесса. Движущие силы и противоречия педагогического процесса. Функции, закономерности и принципы педагогического процесса. Этапы педагогического процесса (подготовительный, основной, заключительный). Педагогическая система и педагогический процесс: общее и особенное. Характеристика педагогической системы. Компоненты педагогической системы (Характеристика понятий содержания, методов, средств образования как компонентов педагогического процесса). Система условий протекания педагогического процесса (педагогический процесс, процесс формирования, процесс развития ) и система форм методов реализации педагогического процесса (процесс развития, процесс воспитания, процесс обучения, сотрудничество учителей и учеников - по И.П.Подласому).



Практическое занятие: Социализация личности

Вопросы:

  1. Понятие «личность», «структура личности».

  2. Развитие и формирование личности как педагогическая проблема.

  3. Понятие и характеристика социализации.

  4. Стадии и задачи социализации.

  5. Соотношение стадий социализации со стадиями социального развития личности.

  6. Возрастные и индивидуальные особенности развития

  7. Роль обучения в развитии личности.

  8. Характеристика факторов и условий социализации личности.

  9. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.


Раздел 4. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Образование как процесс управления социализацией. Образование - социальный феномен. Понятие целостности педагогического процесса. Педагогический процесс как система. Процесс роста образованности и воспитанности. Обучение как составляющая целостного педагогического процесса. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Воспитание в интересах человека, общества и государства. Самовоспитание и самообразование высший этап целостного педагогического процесса. Критерии эффективности целостного педагогического процесса. Понятие и общая характеристика педагогической деятельности. Два подхода к деятельности педагога. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как общественное явление. Структура и функции педагогической деятельности, ее место в системе других общественных явлений. Цель педагогической деятельности. Педагогическая деятельно

Практическое занятие: Целостный педагогический процесс

Вопросы:

  1. Целостный педагогический процесс как предмет педагогики

  2. Основные черты целостного педагогического процесса

  3. Направленность целостного педагогического процесса

  4. Целостный педагогический процесс как процесс самореализации

  5. Понятие цели воспитания и их классификация.

  6. Иерархия целей воспитания и образования.

  7. Педагогические цели и образовательные стандарты.

Раздел 5. Взаимосвязь педагогической науки и практики

Педагогика - наука или искусство: история вопроса, современное состояние. Педагогическая наука - теоретическая основа педагогического процесса. Понятие педагогической технологии. Прикладной характер педагогической науки. Общее и особенное в теоретической педагогике, художественно-педагогическом отображении действительности и собственно педагогической практике. Педагогическое взаимодействие как условие осуществления целостного педагогического процесса. Понятие педагогически целесообразных отношений. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач. Педагогический такт и авторитет педагога. История возникновения термина «педагогическая технология»



Практическое занятие: Соотношение педагогической науки и педагогической практики

Вопросы:

  1. Понятие «педагогическое воздействие» и «педагогическое взаимодействие».

  2. Стили педагогического общения и взаимодействия.

  3. Условия установления педагогически целесообразных отношений.

  4. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики.

  5. Общая характеристика этапов конструирования и организации педагогического
    процесса: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и
    прогностическая деятельность.

Раздел 6. Понятие «методология» педагогической науки

Методологические основы педагогики. Понятие педагогической методологии и ее уровнях (общефилософский, общенаучный, конкретнонаучный и технологический - по Э.Г.Юдину). Философские основания педагогики (экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, неопозитивизм, диалектический материализм и т.д.). Философия материализма и методология образования. Специфика материалистического понимания гуманизма в образовании. Взаимосвязь философии и гносеологической функции методологии. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований. Характеристика личностного, деятельностного, полисубъектного (диалогического), культурологического, этнопедагогического, антропологического подходов Методологическая культура педагога. Характеристика сущности педагогической культуры. Взаимосвязь феноменов профессионализма,педагогической и методологической культуры. Современные концепции детства. Бинарная и тринитарная методология. Методологические особенности гуманистической философии образования. Методологические ориентиры новых подходов к развитию системы образования (системно-прогностический, социально-экономический, личностно-деятельностный и т.д.) Аксиологический подход и система принципов в изучении педагогических явлений.

Практическое занятие: Методология педагогической науки

Вопросы

  1. Значение методологии в педагогической деятельности.

  2. Характеристика уровней методологии в педагогике.

  3. Критика натурализма и эмпиризма в педагогике.

  4. Педагогическая культура - часть общечеловеческой культуры.

  5. Особенности гуманистической философии образования.

  6. Новые методологические подходы к развитию образования.

  7. Внешнезависимая модель методологической культуры учителя



Раздел 7. Научное исследование в педагогики, его основная характеристика

Организация педагогического исследования. Фундаментальные и прикладные исследования. Понятие общепринятых методологических параметров: проблема, тема, объект, и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Характеристика критериев качества педагогического исследования: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость. Методологический и процедурный компоненты программы. Литература: основная: 1,4,7 дополнительная: 2,3,12,46,56,73

Практическое занятие: Научно-исследовательская работа студентов Вопросы

  1. Виды научно-исследовательской работы студентов: реферат, доклад, тезисы, курсовая
    и дипломная работа.

  2. Методологическая подготовка к педагогическим исследованиям

  3. Постановка цели как важнейшая методологическая операция

Раздел 8. Методы и логика педагогического исследования

Основы педагогического исследования Характеристика методов и методика педагогического исследования. Теоретические и практические методы педагогического исследования. Математические и статистические методы в педагогике. Логика и динамика исследовательского поиска: эмпирический, гипотетический, экспериментально-теоретический (или теоретический), прогностический этапы.

Практическое занятие: Методы педагогического исследования

Вопросы:

  1. Теоретические методы исследования.

  2. Эмпирические методы исследования

  3. Математические и статистические методы обработки результатов.


5.Лабораторный практикум.
Не предусмотрен.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины




    1. Учебно-методическая литература.

а) основная литература:

  1. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики : учебник для вузов / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 160 с.

  2. Кукушин, В. С. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. С. Кукушин. - Ростов-н/Д. : МарТ, 2002. - 218 с.

в) дополнительная литература



  1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для вузов / В. В. Краевский. - 3-е изд. , стереотип. - М. : Академия, 2006. – 254 с.

  2. Общие основы педагогики : учебное пособие / Н. В. Митрофанова, Г. А. Окушева, Н. Л. Винниченко [и др.] ; [под ред. : Н. В. Митрофановой, Т. А. Костюковой]. – Томск : Издательство ТГПУ, 2001. - 93 с.

  3. Педагогика. Общие основы педагогики : методические рекомендации для самостоятельной работы студентов / сост. Е. С. Гвоздева. Томск : ТГПУ, 2004. - 15 с.

  4. Педагогические теории, системы, технологии. Общие основы педагогики. Общая дидактика. Дидактические системы и технологии : учебное методическое пособие / Н. А. Винниченко, Е. С. Гвоздева, А. О. Зоткин [и др.] ; [под ред. Т. А. Костюковой] ; в 2 ч. – Томск : Издательство ТГПУ, 2000. - Ч. 1.

  5. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания : учебное пособие для вузов / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд. , испр. - М. : Академия, 2004. – 335 с.


6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины.
Библиотечный фонд ТГПУ


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.




  1. Аудиовизуальные средства

  • Компьютер.

  • Цифровой проектор.

  • Программа презентации Microsoft PowerPoint.

  1. Рабочая программа по дисциплине «Психология и педагогика».




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

8.1. Методические указания для преподавателей.
Программа учебной дисциплины "Общие основы педагогики" состоит из восьми разделов отражающих основные методологические принципы и проблемы педагогики, подходы к пониманию педагогических теорий обучения прослежены логические и исторические связи между теориями в рамках одной научной парадигмы, рассматриваются современные педагогические теории. Дается представление о методах исследования в педагогике. Освоение любой научной дисциплины в высшей школе заключается, прежде всего, в формировании представлений о предмете, объекте и структуре науки, ее методологии и методики исследования. Отсутствие категориального аппарата науки в профессиональном сознании будущего специалиста не позволяет сформировать целостное представление о научной области и ее специфике в отличие от смежных наук и учебных дисциплин.
Методические рекомендации к учебной дисциплине «Общие основы педагогики» ОПД.Ф.03. составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031000 «педагогика и психология»






Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие «методология педагогической науки». Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике, их основные характеристики. Методы и логика педагогических исследований.


Особенности семинарских и практических занятий дисциплины ОПД.Ф.03 «Общие основы педагогики» .
Семинар по психологии в отличие от лекции предполагает участие студентов в обсуждении учебного материала. Формы их деятельности могут быть разными. Существенно, однако, то, что на семинарском занятии говорят студенты, а препо­даватель руководит этим процессом. Семинарские занятия в учебном процессе выполняют следующие функции: 1) закрепление знаний; 2) расширение знаний; развитие умений самостоятельной работы; 4) стимулирование интеллектуаль­ной деятельности.

На семинарах студенты имеют возможность закрепить знания, полученные на лекциях или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения. Помимо этого, под­готовка к семинарам по первоисточникам (а не только учебникам) и выступление с сообщениями расширяют знания студентов по курсу. Необходимость подготов­ки к таким занятиям развивает умения самостоятельного поиска и переработки информации. При определенной форме организации занятий, при определенном типе постановки заданий и вопросов на семинарах они могут стимулировать ана­литическую и обобщающую интеллектуальную деятельность студентов, разви­вать их критическое мышление при усвоении знаний.

Репродуктивный тип организации занятия предполагает прежде всего активи­зацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и переска­зать определенный учебный материал на основе данных лекций, учебников или первоисточников.

Продуктивный тип организации занятия предполагает активизацию мыслитель­ных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитан­ного материала и определенным образом составленных вопросов и заданий.


Практические занятия по психологии, в отличие от семинарского, предполага­ет не просто обсуждение студентами учебного материала, а выполнение ими опре­деленных практических заданий. Систему таких заданий часто называют практи­кумом. Практические занятия по психологии могут выполнять в учебном процессе следующие функции: 1) закрепление теоретических знаний на практике; 2) усвое­ние умений исследовательской работы; 3) усвоение умений практической психо­логической работы; 4) применение теоретических знаний для решения практиче­ских задач; 5) самопознание; 6) саморазвитие. Те или иные функции могут вы­двигаться на первый план в зависимости от того, в рамках каких образовательных программ проводятся занятия.

Наиболее типичными заданиями для практических занятий являются следую­щие: 1) демонстрационный эксперимент; 2) индивидуальные задания; 3) группо­вые задания; 4) эксперимент в парах (подгруппах); 5) решение психологических задач; 6) дискуссия



Консультация как вид учебных занятий  это беседа преподавателя и студен­тов, в которой студенты спрашивают совета и разъяснений преподавателя по оп­ределенным вопросам, связанным с учебным процессом. Консультация может проводиться индивидуально со студентом или с группой студентов. Она может иметь разные цели. Например, это может быть разъяснение отдельных трудных вопросов учебного курса в специально отведенные для этого еженедельные часы консультаций. Консультации проводятся также во время подготовки студентов к экзаменам и способствуют обобщению знаний студентов по учебному курсу.

Типичным видом учебных консультаций являются консультации как методо­логическая и методическая помощь при написании рефератов, при выполнении курсовых и дипломной работ.



Учет особенностей индивидуального стиля саморегуляции в самостоятельной работе студента.

Самостоятельность учебной деятельности во многом определяется индивидуально – типологическими регуляторными характеристиками, которые имеют свою структуру, цель, мотивы и функционируют самостоятельно как единое целое в ответ на внешние и внутренние раздражители.

Степень самостоятельности в учебной работе, самооценка и самоконтроль, стратегия учебной деятельности существенно зависят от уровня саморегуляции и степени сформированности стиля саморегуляции студента. Индивидуальный стиль саморегуляции - это интегральная система, основные компоненты которой представлены перцептивной, мотивационной, когнитивной и активационной составляющими. Природные свойства личности влияют на восприятие и когнитивную оценку ситуации. Субъективные особенности восприятия существенным образом отражаются на эмоционально- мотивационных и когнитивно – поведенческих реакциях личности, которые проявляются непосредственно в ее индивидуальном стиле деятельности. Подробно это изложение в приложении 2

При организации самостоятельной работы обучающихся необходимо учитывать их индивидуально-стилевые характеристики. Правильно спланированная самостоятельная работа позволяет раскрыть способности студентов, реализовать их творческий потенциал, способствует повышению познавательной деятельности студентов и общего уровня успеваемости.

Задача преподавателя при создании рабочей программы по данной дисциплине максимально расширить основные положения госстандарта чтобы лекционные занятия давали импульс к размышлению, познавательному интересу студентов, позволяли проявить аналитические возможности интеллекта и позволяли самостоятельно изучать некоторые разделы программы.

Цель самостоятельной работы студентов заключается в формировании навыков самостоятельного изучения материала, что способствует формированию навыков когнитивной деятельности, навыков организации своего рабочего пространства, имение формулировать задачи работы, анализировать результаты, активизация поисковой деятельности и т.д. Иными словами, самостоятельная работа студента – есть эффективная форма работы по формированию профессиональной компетентности и инициативности молодого специалиста. В трёх основных направлениях: .



  • познавательный компонент высшего образования (усвоение необходимой суммой знаний по данной дисциплине, способность самостоятельно пополнять их);

  • развивающий компонент высшего образования (выработка навыков аналитического и логического мышления, способность профессионально оценивать ситуацию и находить правильное решение);

  • воспитательный компонент высшего образования (формирование профессионального сознания, развитие общего уровня личности).


Формы самостоятельной работы студентов:


  • работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, проработкой конспектов лекций;

  • разработка докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, составление графиков, таблиц, схем;

  • подготовка к семинарским занятиям, научно-практическим конференциям;

  • творческая работа над индивидуальными заданиями: разработка проектов, схем, исследовательская, практическая деятельность на экспериментальных площадках;

  • подготовка к зачётам и экзаменам.

Технология обучения и индивидуальные стратегии усвоения знаний.

С психологической точки зрения можно выделить два типа:



  • к первому типу относится группа методов, в основном ориентированных на исключительно сознательный способ обучения (произвольность, поэтапность усвоения знаний, развернутость, аналитичность и пр. Эти методы основаны на рационально-логическом способе усвоения знаний – это когнитивно-ориентированной технологией обучения.

  • вторая группа методов, напротив, опирается преимущественно на непроизвольные, недостаточно осознаваемые способы овладения. Это натуральные, прямые или интенсивные, суггестопедические, коммуникативные и т.д. соответствующие коммуникативно-ориентированной технологии.

При выборе той или иной технологии необходимо учитывать стилевые характеристики обучающихся.
Требования к тестовому контролю знаний
В учебной практике традиционного обучения обнаруживаются существенные отрицательные стороны системы оценивания знаний. система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому “качество” трактуется достаточно произвольно, преподавателем разрабатывается своя система контроля, критерии которой не всегда адекватны с т.зр. требований нормативов ГОСТ ВПО.

С целью минимизирования субъективного компонента в оценивании знаний рекомендуется придерживаться следующих критериев:



Цели обучения.

Объективные и адекватные измерители успешности обучения - тесты, задачи, упражнения, контрольные задания, контрольные работы, компьютерное моделирование - могут быть использованы на всех уровнях иерархии учебных целей

Цели обучения определяют успешность процесса обучения. Поэтому их содержание, конкретная формулировка являются важнейшим шагом в технологическом конструировании учебного процесса. Цели образовательной системы в целом определяются законом об образовании. Цели данного учебного заведения определяются ГОСТом ВПО, Уставом этого учреждения. При формировании целей обучения в рамках учебного предмета основная задача педагога заключается в следующем: по каждому разделу и теме учебной программы он должен определить степень успешности освоения студентом требуемых знаний, умений, и навыков, учесть проявляемое отношение к предмету и на основании этого определить комплекс учебных целей.

Руководством к выбору целей обучения является раскрытие содержания качеств знания. Полнота знаний определяется количеством знаний об изучаемом объекте, входящих в школьную программу, глубина - совокупностью осознанных знаний об объекте. Полнота и глубина знаний - связанные, но не тождественные качества. Полнота допускает изолированность знаний друг от друга, глубина же, напротив, предполагает наличие осознанных существенных связей, в разной степени опосредованных.



Содержание обучения.

Определяется ГОСТом ВПО с учетом специфики региона, контингента, теоретико-методологического научного подхода и творческой позиции преподавателя.


Измерение знаний.

Таксономическая модель адаптивного контроля знаний определяет таксономию учебных целей в когнитивной области. Один из подходов к описанию целей обучения состоит в указании уровней, ступеней, которых достигает студент по мере овладения знаниями.

Выделяются шесть иерархических ступеней измерения знаний по B.S.Bloom: узнавание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

В рамках классической теории тестов уровень знаний испытуемых оценивается с помощью их индивидуальных баллов, преобразованных в те или иные производные показатели. Это позволяет определить относительное положение каждого испытуемого в нормативной выборке.

Автоматизированный контроль знаний с применением компьютера и обработка результатов тестирования на ЭВМ для определения параметров качества тестирования.
Адаптивное обучение (содержание).


  1. Модели обучения: аудиторная модель, проектная и индивидуальная.

  2. Педагогические технологии.

Технологический подход к учебному процессу гарантирует достижение поставленных целей обучения. Оперативная обратная связь которая пронизывает весь учебный процесс, является основой последовательной ориентации обучения на цели. Таким образом, отличительными особенностями технологического конструирования учебного процесса являются:

• конкретизация целей обучения в когнитивной области, разработка учебных единиц как эталонов усвоения учебного материала всеми студентами группы;

• создание системы проверочных работ (диагностических тестов, адаптивных тестов);

• выбор быстрых способов проверки тестов (компьютерные программы);

• подготовка специальных методов корректирующей методики (краткие конкретные тексты, содержащие необходимые теоретические сведения, тренажеры);

• дополнительные задания, повторные тесты.

Применение адаптированных тестовых измерителей позволит повысить объективность в оценке индивидуального уровня обученности студентов за счет снижения погрешности измерения в выборке обучающихся, адаптивной предлагаемым трудностям тестовых заданий.

Система мониторинга.

Совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку. Иначе говоря, мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе “преподаватель – студент”, позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение студента от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Мониторинг отличается от обычной оценки знаний тем, что обеспечивает оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися обязательного учебного материала. Система мониторинга включает в себя создание непосредственно инструментов контроля знаний и умений и корректирующую методику, ориентированную непосредственно на личность студента с учетом его индивидуальных достижений в учебном процессе.

Таким образом, проверка и оценка знаний студентов зависит от многих объективных и субъективных факторов. Научно организованный алгоритм контроля знаний позволит повысить качество и ответственность результатов обучения в системе преподаватель – студент.


8.2. Методические указания для студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) - это активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи. СРС предполагает не пассивное «поглощение» готовой информации, а ее поиск и творческое усвоение. Самостоятельная работа призвана подготовить студента к самостоятельной деятельности в будущем.
Цель заданий для самостоятельных работ

  • организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

  • применять весь спектр возможностей современных информационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий и др.;

  • использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;

  • диагностировать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;

  • управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;

  • создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;


Перечень примерных заданий для самостоятельной работы.


  1. Как связаны Основы общей педагогики с другими науками?

  2. Каким образом воспитание рефлексии помогает выживанию чело­века и человечества?

  3. Каким образом уживаются в человеке неповторимо индивидуаль­ные и всеобщие черты, свойства и качества?

  4. Каковы доказательства воспитуемости человека?

  5. Почему педагоги­ка не нужна, если человек не воспитуем?

  6. Какое содержание вы вкладываете в понятие «педагогическое ми­ровоззрение»?

  7. Раскройте смысл неологизма «человечествоведение» и обрисуйте его значение для педагогики.

  8. Что такое объект и предмет педагогики?

  9. В чем именно заключена величайшая опасность отношения к миру как подлежащему коренной перестройке? Как соотносятся друг с другом макрокосм природы и микрокосм че­ловеческого духа?

  10. В каком отношении и в каких ситуациях коллективизм опасен и нежелателен, а когда полезен и заслуживает всяческого поощре­ния?

  11. Детализируйте сценарий, согласно которому человечество спасется и достигнет гармонии, и сценарий, по которому человечество неиз­бежно погибнет. Сформулируйте, в чем же состоит всемирно-истори­ческое значение воспитания и образования.

  12. Для чего так нужна человеку способность к эмпатии — вчуствованию в эмоции, верования и идеи других людей?

  13. Как могут, по-вашему, соотноситься друг с другом общение и преем­ственность; наследование и воспитание?

  14. Объясните, почему рефлексия (самоанализ, сознательное отслежи­вание своего подчас неосознаваемого поведения) есть важнейшее для человека и человечества искусство, которому надобно долго и нелегко учиться.

  15. Почему возможность получить более широкое образование позво­ляет человечеству и отдельному человеку пользоваться более широ­кой свободой?

  16. При каких условиях прогресс (совершенствование) отдельного человека и всего человечества становится практически безгранич­ным?

  17. В чем состоит искусство рефлектировать? Каким образом воспитание может предотвратить опасности экзи­стенциальной пустоты?

  18. Каковы научные источники целей воспитания и обучения? Как эти источники соотносятся друг с другом?



Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. 1.Инновационные образовательные процессы в контексте общего педагогического знания.

  2. Роль и место педагогики в системе научного знания.

  3. Акмеологический подход в методологии педагогики.

  4. Аксиологический подход в методологии педагогики.

  5. Антропологический подход в методологии педагогики.

  6. Герменевтический подход в методологии педагогики.

  7. Синергетический подход в методологии педагогики.

  8. Потенциал научно-исследовательских методов педагогики в изучении образовательных процессов.

  9. Роль биологического и социального в развитии человека и формировании его личности.

  10. Факторы, влияющие на формирование личности.

  11. Роль воспитания и обучения в развитии личности.

  12. Возрастные особенности дошкольников и их учет при организации педагогического процесса.

  13. Возрастные особенности младших школьников и их учет при организации педагогического процесса.

  14. Возрастные особенности подростков и их учет при организации педагогического процесса.

  15. Возрастные особенности старших школьников и их учет при организации педагогического процесса.

  16. Воспитательный потенциал игры как вида деятельности.

  17. Воспитательный потенциал труда как вида деятельности.

  18. Педагогический процесс: история понятия и современность.

  19. Генезис форм организации педагогического процесса.

  20. Эволюция методов осуществления педагогического процесса.

  21. Эффективные модели образования в современном мире.

  22. Современное мировое образовательное пространство: проблемы и пути решения.

  23. Философские основы и генезис традиционной (авторитарной) педагогики.

  24. Философские основы и генезис гуманистической педагогики.

  25. Гуманистические ориентации в современном педагогическом мышлении.

  26. Педагогические инновации: сущность и направленность нововведений в образовании.

  27. Современная модернизация образования и ее возможные результаты.

  28. Современное состояние образовательного и научного потенциала России.

  29. Современные модели организации учебного процесса.

  30. Диагностика параметров учебного процесса в системе непрерывного образования.



Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу.

  1. Педагогика как наука, ее объект.

  2. Категориальный аппарат педагогики понятие «образование»

  3. Категориальный аппарат педагогики понятие воспитание,

  4. Категориальный аппарат педагогики понятие обучение,

  5. Категориальный аппарат педагогики понятие самовоспитание,

  6. Категориальный аппарат педагогики понятие социализация,

  7. Категориальный аппарат педагогики понятие педагогическая деятельность,

  8. Категориальный аппарат педагогики понятие педагогическое взаимодействие,

  9. Категориальный аппарат педагогики понятие педагогическая система,

  10. Категориальный аппарат педагогики понятие образовательный процесс

  11. Образование как общественное явление и педагогический процесс

  12. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства

  13. Взаимосвязь педагогической науки и практики

  14. Понятие «методология» педагогической науки

  15. Научное исследование в педагогики, его основная характеристика

  16. Методы исследования в педагогике

  17. Логика педагогического исследования

  18. Педагогика как наука

  19. Общекультурное значение педагогики

  20. Человек как предмет воспитания

  21. Способы воспитательного воздействия на человека

  22. Типы воспитания

  23. Модели и стили воспитания

  24. Поликультурное воспитание. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт

  25. Образование как система и процесс

  26. Характеристика процесса обучения

  27. Дидактические теории и концепции

  28. Профессионально-педагогическая деятельность

  29. Сущность и структура педагогической деятельности

  30. Педагогическое общение

  31. Стили педагогического руководства

  32. Образовательные системы и развитие личности

  33. Мотивация учения и выбора профессии

УМК составил:

Доцент кафедры психологии развития личности __________ Л.В. Ахметова

(подпись)


УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.
Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич

(подпись)
Приложение 1

Примеры практических работ, заданий и упражнений по теме «Психология познавательных процессов»

Мнемические процессы (пример работы)

Осмысленное запоминание Методика «Запоминание пар слов».

Испытуемым зачитываются пары слов, которые испытуемые должны запомнить. Затем экспериментатор прочитывает только первое слово пары, а испытуемый должен записать второе. При проверке медленно зачитываются пары слов, и испытуемые отмечают правильно воспроизведенные слова. По окончании эксперимен­ та сравнивают число правильно записанных слов в сериях А и Б. Испы­туемые должны сделать вывод, что осмысленность материала улучшает его запоминание, простое вызубривание без понимания требует больших усилий и не очень эффективно. А наличие знаний позволяет легче запо­минать новый материал, устанавливать ассоциативные связи нового с уже изученным. Инструкция испытуемому: «Сейчас Вам будут зачитаны пары слов. Ваша задача - постараться запомнить их парами так, как я их читаю. По­сле прочтения пар слов, я буду зачитывать первое слово пары, а Вы - за­писывать второе, как вы его запомнили. Старайтесь работать тихо и немешать друг другу». Такая инструкция дается перед обеими сериями.



Серия А: кукла - игрушка, курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь -сани, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег- зима, петух - курица, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз -ехать, груша - компот, лампа - вечер.

Серия Б: жук - кресло, перо - вода, ошибка - елка, колокольчик - па­мять, голубь отец, лейка - трамвай, гребенка - вечер, сапоги - котел, за­мок - мать, спички - овца,терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель. При проверке медленно читают пары слов, а испытуемые ставят «+»,если слово записано правильно и «-», если оно записано неверно.
После подведения итогов студенты отвечают на вопрос, почему хуже запомнились слова серии Б. Пытались ли они установить связи между словами этой серии? Обращают внимание на то, что любое сообщение, в том числе и рек­ламное, чтобы долго удерживаться в памяти, должно быть осмыслено и связано с какой-либо информацией, усвоенной прежде. Возможно созда­ние рекламных образов, переходящих один в другой, что обеспечит наи­лучшее их запоминание.
Изучение зависимости запоминания от особенностей материала
Методика «Запоминание слов». Испытуемым зачитываются слова, ко­торые он должен запомнить. После их воспроизведения проводится анализ запомненных слов. Выявляют частоту запоминания слов группой испы­туемых (например, сколько человек из группы запомнили слово «стипен­дия»). Обращают внимание испытуемых на то, что не все слова запомина­ются одинаково хорошо. Испытуемые должны сделать вывод, что эмоцио­нально окрашенный и значимый материал запоминается лучше.

Инструкция: «Сейчас вам будут зачитываться слова. Вы должны их внимательно прослушать, а затем записать по памяти».Материал для запоминания: любовь, спичка, встреча, полка, школа, разлука, кочегарка, болезнь, доска, сессия, экзамен, мыло, дружба, винт, стена, стипендия, капуста, свидание, труба, кирпич, вода, общежитие,

учебник, окно, дождь, память. Важно подчеркнуть, что для того, чтобы рекламный образ лучше за­помнился, он должен вызывать эмоциональный отклик у потребителей,

вызывать определенные эмоции (наиболее эффективно обращение к поло­жительным эмоциям - радость, успех, любовные переживания).




Примеры практических работ, заданий и упражнений по теме «Формы учебной деятельности – урок», раздел 10, педагогика.
Требования к уроку.

В ходе анализа и оценки работы студента учитываются следующие требования к разработке, организации и проведению урока:


1. Разработка в письменном виде плана – конспекта урока, который заблаговременно должен быть проверен и утвержден педагогом – наставником. Требования к плану конспекту урока см. в приложении.

  1. Постановка цели, задачи урока в соответствии с изучаемой темой.
  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница