Учебно-методический комплекс по дисциплине фтд. 3 Развитие профессионального самосознания учителя физической культуры



страница1/5
Дата01.05.2016
Размер1.01 Mb.
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ФТД.3 РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050720.65 Физическая культура со специализацией Спортивно-оздоровительный туризм

Утверждено на заседании кафедры

ФКСиБЖД

факультета ЕФКиБЖД


(протокол №1_от_26.09.__2012 г.)
Зав.кафедрой

_______________________________



Структура программы учебной дисциплины

Раздел 1. Программа учебной дисциплины.

    1. Автор программы:

канд. пед. наук, доцент кафедры ФКСиБЖД МГГУ Коган Галина Валерьевна

1.2 Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент кафедры ФК,СиБЖД Чайников С.А., кандидат биологических наук, зав.кафедрой естественнонаучных, математических дисциплин и информатики НОУ ВПО МИБО А.А.Троценко
1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Процесс модернизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту вписывается в общую стратегию образовательной политики России на современном этапе, первейшей задачей которой является достижение высокого качества образования, его соответствия потребностям личности, общества и государства.

На сегодняшний день перед специалистами стоит проблема повышения эффективности подготовки специалистов с высшим образованием в отрасли физической культуры, обладающих высоким профессионализмом, и снижения вероятности их ухода в другие сферы профессиональной деятельности. Следовательно, через все годы обучения в вузе должна проходить идея формирования субъекта, готового и желающего заниматься данной профессиональной деятельностью. В этом случае можно ожидать как полной самоотдачи и творческой активности, так и самореализации всех заложенных природой способностей и накопленных в вузе знаний, умений и навыков. Данные положения нашли свое отражение в государственных документах: Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. В национальной доктрине развития образования, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», в «Основных направлениях правительства РФ на период до 2012 года», национальном проекте «Наша новая школа» отмечается, что сегодня приоритетной задачей системы образования в нашей стране является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей и учащейся молодежи во всех его аспектах - духовном, психическом и физическом, ‒ которая получила отражение в новых федеральных государственных стандартах образования в начальной и основной школе. С введением ФГОС впервые в истории образования здоровье рассматривается не как условие успешного освоения обучающимися учебными программами, а как результат образования. Ключевой фигурой здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса является педагог физической культуры, эффективность деятельности которого во многом определяется не только профессиональной компетентностью, но и духовным, психическим и физическим благополучием, отношением к собственному здоровью и здоровью обучающихся.


Актуальность внедрения в образовательный процесс подготовки специалистов МГГУ факультатива «Развитие профессионального самосознания учителя физической культуры» обоснована рядом существующих противоречий между:

- осознаваемой в обществе потребностью в формировании нового поколения специалистов в области физической культуры, способных к мобильности, к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, с одной стороны, и существующей системой профессиональной подготовки учителя физической культуры, с другой;

- требованиями современной школы к учителю физической культуры как специалисту, способному к эффективному приобщению воспитанников к ценностям физической культуры и здорового образа жизни, и уровнем его профессиональной готовности к работе в новых условиях;

- необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалиста с высшим педагогическим образованием в области физической культуры и устоявшейся традицией организации педагогической практики (как дополнение к практике).



В факультативном курсе рассматривается проблема профессиональной рефлексии учителя как способности занять исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и самому себе как ее субъекту. Рассматривается психологическое содержание феномена рефлексии, ее механизм, роль и место в сознании и деятельности учителя физической культуры.

Цель факультатива: становление целостного представления студентов о деятельности педагога физической культуры в условиях модернизации российской системы образования и психолого – педагогическая поддержка самоактуализации их личности.

Задачи:
  • научить студентов соотносить идеалы педагогической деятельности с уровнем собственной готовности к этой деятельности;
  • развивать интеллектуально-творческий, диагностический, коммуникационный, мотивационно - профессиональный потенциал личности;
  • помочь научиться в определенной степени управлять педагогическими ситуациями;
  • научить управлять собственным психическим состоянием и регулировать самочувствие.

  • требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь):

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • специфику педагогической деятельности учителя физической культуры на современном этапе;

  • психолого – педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования собственного развития и развития учащихся;

  • осознавать свою индивидуальность и её проявление в педагогической деятельности

должны уметь:

  • проектировать собственное саморазвитие;

  • анализировать психологические особенности личности (темперамент, характер,способности, направленность), интерпретировать собственное психическое состояние;

  • использовать методы психической саморегуляции психических функций в различных условиях жизнедеятельности;

  • применять, полученные в процессе изучения курса знания в практической, научно – исследовательской деятельности, при прохождении учебно – воспитательной практики;

  • решать психолого-педагогические задачи;

  • конструировать различные формы психолого-педагогической деятельности, моделировать образовательные и педагогические ситуации.

  • ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке:

Профессиональное саморазвитие молодого педагога: практикум/ авт.-сост. Л.Р.Шафигулина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 100с.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО

(относится к разделу «Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом»).
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр

и наименование специальности



Курс

Се-

местр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1.

050720.65 Физическая культура со специализацией Спортивно-оздоровительный туризм


3

5

46

40

8

32

-

6

зачет

2.

050720.65 Физическая культура со специализацией Спортивно-оздоровительный туризм

5

10

50

16

8

8

-

34

зачет


1.6 Содержание дисциплины

1.6.1.Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени.


Вариант 1: для студентов 3 курса ОФО специальности 050720.65 «Физическая культура» со специализацией «Спортивно-оздоровительный туризм»

п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам.

раб.


1.

Раздел I. Общее представление о сознании

Тема 1. Сознание как психологический феномен.

Тема 2. Устойчивые и изменчивые состояния сознания.


6

2

4

2

2.

Раздел II. Состояние и развитие проблемы профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на современном этапе

Тема 3. Современные требования к учителю физической культуры.

Тема 4. Компетентность учителя физической культуры и её компоненты.

Тема 5. Содержание профессионального педагогического сознания.



10

2

8

2

3.

Раздел III. Психологические особенности учителя физической культуры как субъекта педагогического процесса

Тема 6. Специфические условия деятельности учителя физической культуры.

Тема 7. Психологические механизмы становления профессионального сознания будущего учителя.

Тема 8. Профессиональное самосознание учителя. Структура профессионального самосознания педагога.

Тема 9. Источники развития профессионального самосознания учителя, процесс его развития.


12

2

10

-

4.

Раздел IV. Рефлексия как форма переосмысления содержания индивидуального сознания

Тема 10. Рефлексия как метакогнитивный процесс мышления человека.

Тема 11. Саморазвитие и его средства: педагогическая рефлексия, анализ и самоанализ, педагогическая интуиция.

Тема 12. Установка на педагогическую деятельность. Педагогическая направленность.



12

2

10

2




ИТОГО:

40

8

32

6


Вариант 2: для студентов 5 курса ОФО специальности 050720.65 «Физическая культура» со специализацией «Спортивно-оздоровительный туризм»

п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам.

раб.


1.

Раздел I. Общее представление о сознании

Тема 1. Сознание как психологический феномен.

Тема 2. Устойчивые и изменчивые состояния сознания.


4

2

2

8

2.

Раздел II. Состояние и развитие проблемы профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на современном этапе

Тема 3. Современные требования к учителю физической культуры.

Тема 4. Компетентность учителя физической культуры и её компоненты.

Тема 5. Содержание профессионального педагогического сознания.



4

2

2

8

3.

Раздел III. Психологические особенности учителя физической культуры как субъекта педагогического процесса

Тема 6. Специфические условия деятельности учителя физической культуры.

Тема 7. Психологические механизмы становления профессионального сознания будущего учителя.

Тема 8. Профессиональное самосознание учителя. Структура профессионального самосознания педагога.

Тема 9. Источники развития профессионального самосознания учителя, процесс его развития.


4

2

2

10

4.

Раздел IV. Рефлексия как форма переосмысления содержания индивидуального сознания

Тема 10. Рефлексия как метакогнитивный процесс мышления человека.

Тема 11. Саморазвитие и его средства: педагогическая рефлексия, анализ и самоанализ, педагогическая интуиция.

Тема 12. Установка на педагогическую деятельность. Педагогическая направленность.



4

2

2

8




ИТОГО:

16

8

8

34

1.6.2. Содержание дисциплины.



Раздел I. Общее представление о сознании

Тема 1. Сознание как психологический феномен.

Основные понятия темы: поток сознания; сознание и его границы; психика, сознание и бессознательное; сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека; активность сознания; психика и сознание как функция мозга.
Тема 2. Устойчивые и изменчивые состояния сознания.

Основные понятия темы: содержание мысли; высшая степень сознания; формы сознания.
Раздел II. Состояние и развитие проблемы профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на современном этапе
Тема 3. Современные требования к учителю физической культуры.

Основные понятия темы: поликультурная среда; профессиограмма учителя физической культуры.

Тема 4. Компетентность учителя физической культуры и её компоненты.

Основные понятия темы: мотивационно – ценностный компонент; когнитивный компонент; деятельный компонент; эмоциональный компонент профессиональной деятельности педагога.

Тема 5. Содержание профессионального педагогического сознания.

Основные понятия темы: профессиональные знания; профессиональные ценности (ценности-цели; ценности-средства); профессиональные действия (продуктивные: рефлексия; выяснение мотивов деятельности; стимул к собственному изменению; непродуктивные: репрессивные меры; проекция; интроекция).
Раздел III. Психологические особенности учителя физической культуры как субъекта педагогического процесса
Тема 6. Специфические условия деятельности учителя физической культуры.

Основные понятия темы: условия психической напряженности; условия физической нагрузки; условия, связанные с внешнесредовыми факторами.
Тема 7. Психологические механизмы становления профессионального сознания будущего учителя.

Основные понятия темы: основные психологические механизмы защиты; копинг – стратегии поведения; педагогическая агрессия; профессиональное выгорание.
Тема 8. Профессиональное самосознание учителя. Структура профессионального самосознания педагога.

Основные понятия темы: когнитивный компонент; аффективный компонент; поведенческий компонент; Я-концепция; рефлексия.
Тема 9. Источники развития профессионального самосознания учителя, процесс его развития.

Основные понятия темы: психологическая защита Я – концепции учителя; Я – понимание; Я – отношение; Я – поведение.
Раздел IV. Рефлексия как форма переосмысления содержания индивидуального сознания

Тема 10. Рефлексия как метакогнитивный процесс мышления человека.

Основные понятия темы: интеллектуальный, кооперативный, коммуникативный, личностный аспекты рефлексии
Тема 11. Саморазвитие и его средства: педагогическая рефлексия, анализ и самоанализ, педагогическая интуиция.

Основные понятия темы: саморазвитие; педагогическая рефлексия; самоанализ; педагогическая интуиция.
Тема 12. Установка на педагогическую деятельность. Педагогическая направленность.

Основные понятия темы: установка; продуктивные установки: эгоцентрические, альтруистические; непродуктивные установки; мировоззрение, система идеалов, стремления, интересы, потребности
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

* Количество часов соответствует номеру варианта специальности.






Наименование раздела, темы

Форма самостоят. работы

Количество часов

Форма контроля выполнения сам. работы

Вариант 1

Вариант 2

1.

Раздел IV. Рефлексия как форма переосмысления содержания индивидуального сознания

Тема: Установка на педагогическую деятельность



Выполнение тестов

2

10

Проверка тестов самодиагностики

2.

Раздел IV. Рефлексия как форма переосмысления содержания

Тема: Профессиональная педагогическая направленность



Составление конспекта

2

10

Проверка конспекта

3.

Раздел IV. Рефлексия как форма переосмысления содержания

Тема: Имидж современного уителя физической культуры




Составление конспекта

2

14

Проверка конспекта, таблицы




ИТОГО:




6

34





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:


Раздел I. Общее представление о сознании

Тема 1. Сознание как психологический феномен.

Основные понятия темы: поток сознания; сознание и его границы; психика, сознание и бессознательное; сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека; активность сознания; психика и сознание как функция мозга.

  • План:

  1. Понятие «сознание» в философии и психологии;

  2. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека;

  3. Активность сознания;

  4. Психика и сознание как функция мозга.

  • вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что представляет собой структура сознания?

  2. Раскройте характеристику компонентов сознания.

  3. О каких свойствах сознания идет речь в стихах М.Лермонтова и И.Северянина:

Мои слова печальны. Знаю.

Но смысла вам их не понять.

Я их от сердца отрываю,

Чтоб муки с ними оторвать (М.Лермонтов)

…Я так бессмысленно чудесен,

Что Смысл склонился предо мной! (И.Северянин)



  • задания для самостоятельной работы:

подберите примеры из литературных источников, раскрывающих различные свойства сознания

  • литература (основная, дополнительная):

  1. Акопов, Г.В. Проблема сознания в российской психологии: унитарный и междисциплинарный подходы [Текст]/Г.В.Акопов// Ученые записки. Профессорский выпуск: Сб-к науч. трудов. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. Вып. 5. С.118-146.

  2. Акопов, Г.В.Сознание и Время: апология ментальности и поэтического сознания. – [Текст]/Г.В.Акопов. - Самара: Изд-во «ВЕК-21», 2010. - 9,8 п.л.

  3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]/А.Н.Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352с.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница