Учебно-методический комплекс по дисциплине фтд британская семья в ХХ веке основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401



Скачать 179.32 Kb.
Дата19.05.2016
Размер179.32 Kb.
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

ФТД.5. БРИТАНСКАЯ СЕМЬЯ В ХХ ВЕКЕ

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 030401 «История»

Утверждено на заседании

кафедры истории

факультета истории и социальных наук

Протокол № 1 от 12.09.2011 г.
Зав. кафедрой истории
___________________

(В.В. Кузь)



Автор: Ильичева М.Б., к.и.н., доцент
Рецензенты:

Кузь В.В. – к.и.н., доцент, заведующий кафедрой истории;

Кускова С.В. – канд. пед. наук, доцент Мурманского гуманитарного института.
1.3. Пояснительная записка
Факультатив «Британская семья в ХХ веке» читается студентам 3 курса специальности «История» в форме лекционных занятий. Объем – 20 часов.

В данном курсе рассматриваются ключевые вопросы и проблемы социальной политики и развития семьи и брака на примере одного из вариантов европейских социальных государств - Великобритании. Курс углубляет знания студентов, полученные в рамках изучения курсов «Новейшая история Европы и Америки», «Социология» в отношении понимания содержания и регулирования социальной политики в странах Запада и отношений в системе «индивид – общество – государство» в Западном обществе на разных этапах его истории.



Целями освоения факультатива «Британская семья в ХХ веке» являются: усвоение студентами знаний об основных тенденциях развития британской семьи и брака как базовых социальных институтов в историческом контексте и содействие формированию у них на этой основе ценностных и мировоззренческих ориентиров.

Задачи курса:

  • Познакомить студентов со спецификой функционирования социальных институтов брака и семьи в меняющихся исторических условиях;

  • Познакомить студентов с одной из моделей социального государства в Европе и важнейшими этапами их становления;

  • Проанализировать основные типы вызовов, стоящих перед семьей и социальным государствам: демографических, экономических и социальных;

  • Показать особенности взаимодействия государственных, частных институтов и населения (семьи) в сфере социальной политики и специфику влияния социальных институтов на экономические процессы.


1.6. Содержание дисциплины
ФТД.2. Британская семья в ХХ веке
1. Тематический план




Содержание курса

ЛК

1

Введение. История семьи как направление исторических исследований.

2

2

Демографические аспекты развития семьи в Британии в ХХ веке.

2

3

Семья и общество: экономическое воздействие и социальные факторы эволюции семейной жизни.

4

4

Государство и семья: семейная политика британских правительств.

4

5

Идеология семьи. Представления о браке и семье в британском обществе ХХ века.

4

6.

Изменения в семейной жизни британцев.

4




Всего:

20


1.6.2. Учебная программа
1. Введение. История семьи как направление исторических исследований.

Изучение семьи и брака в исторической науке. Возникновение истории семьи как самостоятельного направления исследований. Историография темы. Основные теоретические и научно-методологические подходы к изучению семьи.


2. Демографические аспекты развития семьи в Британии в ХХ веке.

Население Британии: основные демографические характеристики. Браки и разводы. Изменения в брачной модели. Рождаемость. Структура и типы семьи. Эволюция жизненного цикла семьи.


3. Семья и общество: экономическое воздействие и социальные факторы эволюции семейной жизни.

Экономические и социальные факторы эволюции семьи в Британии. Материальная и социальная среда и изменения в повседневной жизни. Сфера общественного потребления. Уровень и качество жизни. Структура доходов и расходов семьи. Изменения в моделях семейного потребления.


4. Государство и семья: семейная политика британских правительств.

Понятие о государственной семейной политике. Идеологические основы семейной политики. Этапы развития и основные направления и формы реализации политики британских кабинетов в отношении семьи. Идеи У. Бевериджа и британское "государство всеобщего благосостояния". Отношения в системе «индивид – общество – государство» и британская семейная политика. Интересы детей в контексте семейной политики. Партийные различия в подходах к семейной политике.


5 .Идеология семьи. Представления о браке и семье в британском обществе ХХ века.

Исторические корни идеологии семьи в британском обществе ХХ в. Гендерные стереотипы в британском общественном мнении. Взгляды на брак и семью. Представления об идеальном и несчастливом браке. Модели семейной жизни. Отношение к детям. Социокультурные аспекты семейной идеологии.


6. Изменения в семейной жизни британцев.

Общая картина эволюции семейной жизни британцев. Изменения в ролевой структуре семьи. Функции семьи и их соотношение. Социальная стратификация и семья. Изменения в стиле и образе жизни. Сдвиги в психологии семейных отношений.




1.6.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ



Пояснительная записка
Целью самостоятельной работы студентов по дисциплинам специализации является более глубокое и качественное усвоение материала курса.

Задачами организации самостоятельной работы являются:

  • ознакомление студентов с массивом источников, научной и художественной литературы по курсу;

  • развитие навыков самостоятельного усвоения материала и создания вторичных текстов (аннотации, рецензии, конспекты, рефераты, библиография);

  • расширение знаний студентов по основным разделам курса, получение дополнительных знаний по проблемным вопросам современной нордистики.

Основными формами самостоятельной работы студентов являются:

аннотирование исторического источника.

Аннотация – это вид вторичного текста, содержащего краткую, но достаточную информацию о теме первичного текста. Объем аннотации – не менее 5 страниц формата А-4 рукописного текста.

рецензирование художественного произведения.

Рецензия – это вид вторичного текста в виде краткого отзыва на литературно-художественное произведение. Объем рецензии – не менее 3 – 4 страниц формата А-4 рукописного текста.

подготовка реферата по теме.

Реферат – это вид вторичного текста, содержащего информацию по определенной теме на основе изучения источников и литературы. Объем реферата – 10-20 страниц формата А-4 рукописного текста.

конспектирование монографии.

Конспект – это вид вторичного текста, содержащий краткое, но емкое изложение содержания (ремы) первичного текста. Объем конспекта – не менее 20 страниц рукописного текста.

составление библиографии по теме.

Библиографическая работа по теме предполагает сбор материала по заданной теме и формирование студентом библиографического списка на этой основе. В список включаются как печатные издания, так и электронные ресурсы.

Организация самостоятельной работы





№ п/п

Наименование темы


Форма самостоятельной

работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Введение. История семьи как направление исторических исследований.

Составление аннотированного

библиографического списка по истории семьи (изданных на русском языке)



2

Представление списка


2.

Семья и общество: экономическое воздействие и социальные факторы эволюции семейной жизни.

Аннотация 2-х научных статей по теме на российском материале

2

Представление аннотаций

3.

Государство и семья: семейная политика британских правительств.

Составление аннотированного

библиографического списка по теме (отечественные работы)



2

Представление аннотаций

4.

Идеология семьи. Представления о браке и семье в британском обществе ХХ века.

Подготовка реферата по теме (на российском материале)

2

Представление реферата

5.

Изменения в семейной жизни британцев.

Составление обзора по теме (на российском материале)

2

Представление обзора



    1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



1.8.1. Рекомендуемая литература
Основная



  • Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. / Мацковский М.С. - М., 1989. - 116 с.

  • Семья и общество. - М., 1982. - 123 с.

  • Семья и социальная структура. - М., 1987. - 180 с.

  • Семья как объект социальной политики. / Отв. ред. М.Г. Панкратова. - М., 1986. -202 с.

  • Хазова О.Л. Брак и развод в английском праве. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. / Хазова О.Л. - М., 1982. - 21 с.

  • Ильичева М.Б. Британская семья в 1950-1980-х годах: традиции и перемены: Монография. [Текст] / М.Б. Ильичева. Мурманск: МГПУ, 2009. – 128 с.

  • Ильичева М.Б. Основные тенденции в развитии британской семьи в 1950-1980-х гг.: структура и семейная идеология [Текст] // Гуманитарные проблемы современности: человек и общество: монография / Н.Б. Верхова, Я.В. Зубова, М.Б. Ильичева и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Книга 10. – Новосибирск: ЦРНС, 2009.. – С. 124-158.

  • Ильичева М.Б. Основные тенденции в развитии британской семьи в 1950-1980-х гг.: структура и семейная идеология [Текст] // Закономерности исторического развития: монография / А.Ю. Бабушкин, Н.Б. Верхова, М.Б. Ильичева и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Книга 1. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. – С.35-69.

  • Ильичева М.Б. Британская семья в послевоенный период (1950-1980-е гг.): экономические и социальные изменения. [Текст] // Ученые записки МГПУ. Исторические науки: Сборник научных статей. / Отв. ред. В.В. Кузь – Мурманск: МГПУ, 2007. – Вып.8. – С. 64-71.

  • Ильичева М.Б. Отношение к детям и модели семейной жизни в семейной идеологии в Великобритании в 1950-1980-е гг. [Текст]. // Воспитание в современной России: проблемы, опыт, тенденции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-23 ноября 2007 года. / Отв. ред. В.Э. Черник. – Мурманск: МГПУ, 2008. – С. 15-17.

  • Ильичева М.Б. Изменение представлений о браке и семье в британском обществе 1950-1980-х годов [Текст] // Мир Клио. Сборник статей в честь Лорины Петровны Репиной. Т. 2. Под ред. О.В.Воробьевой. М.: ИВИ РАН, 2007. – С.443-455.

  • Ильичева М.Б. Семья в британской историографии второй половины ХХ века. [Текст] // Вестник Санкт-Петербургского Университета Серия 2. История. 2009 г. Выпуск 1. – СПб.: СПбГУ, 2009. – С. 228-234.

  • Ильичева М.Б. Изменения в брачной модели Великобритании 1950-1980-х годов: Основные тенденции [Текст] // Адам и Ева. Альманах гендерной истории / Под ред. Л.П. Репиной. – № 17. – Москва: ИВИ РАН, 2009.. – С. 152-161.

  • Ильичева М.Б. Изменение представлений о несчастливом браке, любви и сексуальной морали в британском обществе 1950-1980-х гг. [Текст] // Диалог со временем. 31. Специальный выпуск: нормы и девиации в гендерной истории и историографии. / Гл. редактор Л.П. Репина. Редакторы выпуска А.Ю. Серегина, А.В. Стогова, А.Г. Суприянович. – М.: Едиториал УРСС, 2010.. – С. 176-185.




Дополнительная литература

  • Социальные последствия развода. - М., 1984. - 68 с.

  • Степанова Н.М. Британский неоконсерватизм и трудящиеся: Середина 70-80-x гг. Автореф. дис. ... д-ра ист. наук / АН СССР.* Ин-т междунар. рабочего движения. / Степанова Н.М. - М., 1990. - 39 с.

  • Тишков В.А. Изучение семьи и статуса женщин в CШA // Вопросы истории. – 1988. - № 4, - С. 55-67.

  • Фотеева Е.B. Семья в современном буржуазном мире. / Фотеева Е.B. - М., 1988. - 198 с.

  • Харчев А.Г., Мацковскпй М.С. Современная семья и ее проблемы. / Харчев А.Г., Мацковскпй М.С. - М., 1978.

  • Шелестов Л.К. Историческая демография. / Шелестов Л.К. - М., 1987. - 288 с.

  • Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы / Отв. ред. О.А. Ганцкая и др. - М., 1987. - 194 с.

  • Ильичева М.Б. Социальная политика послевоенных британских правительств в отношении семьи. Статья // Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы Международной конференции 1993 г. [Текст] – М.: Наука, 1994. (Институт этнологии и антропологии РАН). – С.311-320.

  • Ильичева М.Б. Соотношение нового и традиционного в семейной жизни британцев (1950-1980 годы). Статья [Текст] // Семья, гендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. – Москва: Институт этнологии и антропологии РАН, Этнологический центр РГГУ. – М., 1997. – С.278-287.

  • Ильичева М.Б. Британская семья 1950-1980-х годов: эволюция ролевых стереотипов [Текст] // Женская история и современные гендерные роли: переосмысливая прошлое, задумываясь о будущем: Материалы Третьей международной научной конференции РАИЖИ (Российской ассоциации исследователей женской истории), 1-3 ноября 2010 г., Череповец / Н.Л. Пушкарева (отв. редактор)– М.: ИАЭ РАН, 2010. Т. 1. – С. 259-265.

  • Глобализация и социальная политика развитых стран. Сб. обзоров т рефератов / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регилнал. проблем: отв. ред. и сост. С.Я. Веселовский. – М., 2008.

  • Каленский В.Г. Социальное законодательство Англии.’ / Каленский В.Г. – М., 1969.

  • Городецкая И.Е. 70-е годы: Изменения в массовых общественно-политических настроениях // Проблемы британской истории. / Городецкая И.Е .- М., 1984. - С. 91-110.

  • Волков А.Г. Семья - объект демографии. / Волков А.Г. - М., 1986.

  • Демографическое развитие семьи. - М., 1979. - 191 с.

  • Звидриньш П.П. Население Великобритании: Размещение, состав и воспроизвод ство. / Звидриньш П.П. - М., 1979. - 183 с.

  • Историческая демография: Проблемы, суждения, задачи. - М., I989. – 288 с.

  • Великобритания / Ин-т мировой экономики и международных отношений АН СССР; Отв. ред. С.П. Мадхоевский, Е.С. Хксин. – М., 1981.

  • Великобритания / Отв. ред. С.В. Пронин, Е.С. Хксин. – М., 1972.

  • Великобритания. Эпоха реформ / Под ред. Ал.А. Громыко. – М., 2007. – (Старый свет – новые времена).

  • Гордон Д., Левитас Р. и др. Бедность и социальная исключенность в Великобритании // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры, № 7, осень-зима 2007. С. 163-190 http://spero.socpol.ru/docs/N7_2007-163-190.pdf

  • Система социальной защиты в зарубежных странах // Отечественные записки, № 3 (11), 2003. http://www.strana-oz.ru/?numid=12&article=523

  • UNICEF Innocenti Research Centre. Детская бедность в богатых странах – 2005 // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры, № 6, весна-лето 2007. С. 69-114 http://spero.socpol.ru/docs/N6_2007-69-114.pdf

  • Ларсен Т.П. Миф об «обществе работающих взрослых»: новое в дискурсе социальной политики в европейских государствах благосостояния // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры, № 8, весна-лето 2008, с. 159-180. http://spero.socpol.ru/docs/N8_2008-159-180.pdf

  • Борко Ю.А. Социальная политика и экономическая интеграция: механизм взаимодействия // Европейский Союз на пороге XXI века: Выбор стратегии развития / Под ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. - М.: Эдиториал УРСС , 2001.

  • Приоритеты и ценности социально-экономической политики стран Евросоюза: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Н.П. Шмелева, В.В. Перской. - М.: Изд-во РАГС, 2008.

  • Европейская социальная хартия. М.: Междунар. отношения, 2000.

  • Гомьен, Д. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия. 1998.




    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. стандартно оборудованные лекционные аудитории;

  2. учебная карта по географии Великобритании;

  3. мультимедийный проектор;

  4. ноутбук.



Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Список сайтов

  • http://www.mavicanet.ru - Многоязычный Поисковый Каталог

  • http://unc.rggu.ru – Сайт РГГУ,




  • См. также список Интернет-ресурсов на сайте ИВИ РАН

Ссылки на статистические данные и законодательство:

  1. Статистические данные по странам-членам ЕС – на сайте Евростата: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/

  2. Документация по социальной политике в ЕС: http://europa.eu/ См. в Activities / Employment and Social Affairs

  3. Данные по социальному законодательству стран мира, включая Европу – Social Security Programs Throughout the World http://www.ssa.gov/policy/docs/progdesc/ssptw/

  4. Демографическая и социальная статистика и данные по законодательству на сайте ООН: http://unstats.un.org/unsd/Demographic/default.htm

  5. Статистика и другая информация по социальной политике на сайте МОТ: http://www.ilo.org

  6. NATLEX – База данных законодательства различных стран по труду, социальной защите, правам человека: http://www.ilo.org/dyn/natlex/natlex_browse.home?p_lang=en

  7. Данные по социальной политике стран-членов ОЭСР, включая европейские страны: http://www.oecd.org. Обратите особое внимание на материалы Директората по занятости, труду и социальным вопросам (Directorate for Employment, Labour and Social Affairs)



РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала
ТЕМА 1. Введение. История семьи

как направление исторических исследований
План

  1. Формирование истории семьи как раздела исторической науки.

  2. Зарубежная историография темы.

  3. История семьи в отечественной науке.

  4. Основные подходы к изучению темы. Методология и методы.

  5. История семьи в Британии.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите этапы формирования истории семьи..

  2. Каковы наиболее известные зарубежные центры изучения семьи?

  3. Какие научные школы оказали наибольшее воздействие на развитие истории семьи?

  4. В чем состоят методологические особенности данного направления?

  5. Кто из отечественных ученых известен работами в данной области?


Ключевые понятия: социальные институты, структурализм, подходы к изучению семьи, демографические показатели, буржуазная модель семьи.

Тема 2. Демографические аспекты развития семьи

в Британии в ХХ веке
План

  1. Британское общество: демографические показатели.

  2. Брачная модель британского общества.

  3. Структура семьи и ее жизненный цикл.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие демографические показатели важны при изучении семьи и брака?

  2. Как изменились основные демографические характеристики в Британии ХХ в.?

  3. В чем своеобразии брачной модели Британии?

  4. Как изменялся жизненный цикл семьи на протяжении ХХ столетия?


Ключевые понятия: рождаемость, брачность, разводимость, брачная модель, типы семьи, традиционная семья, жизненный цикл семьи.

Тема 3. Семья и общество: экономическое воздействие и социальные факторы эволюции семейной жизни
План

  1. Экономические и социальные факторы развития британского общества в ХХ веке.

  2. Эволюция структур повседневности и семья.

  3. Изменения в материальной среде жизни семьи.



Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие общественные процессы и события ХХ века оказали наиболее сильное влияние на жизнь британского общества?

  2. В чем проявились изменения на уровне повседневной жизни?

  3. Как изменилось положение разных категорий населения? Как это связано с семьей?

  4. Отметьте самые важные для жизни семьи изобретения и открытия?


Ключевые понятия: общественное потребление, домохозяйство, модели семейного потребление, семейный бюджет, уровень и качество жизни, структура доходов и расходов, черта бедности,

Тема 4. Государство и семья: семейная политика

британских правительств.
План

  1. Формирование семейной политики в Британии.

  2. Основные направления государственной семейной политики.

  3. Динамика развития политики британских кабинетов в отношении семьи.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите этапы становления государственной семейной политики в Великобритании?

  2. Какой тип семейной политики сложился в Британии?

  3. Какие общественные идеи и представления лежат в основе британской модели семейной политики?

  4. В чем специфика государственных мер в отношении семьи в Британии?

  5. Каковы партийные приоритеты в разработке и осуществлении семейной политики?

  6. Как государство влияет на жизнь семьи? Какие инструменты используются для этого правительствами?


Ключевые понятия: государственная семейная политика, «государство всеобщего благосостояния» – «социальное государство», социальная защита, социальное страхование, система социального обеспечения, пособия, социальные программы, адресная помощь, проверка нуждаемости.


Тема 5 .Идеология семьи. Представления о браке и семье в британском обществе ХХ века
План

  1. Исторические условия формирования идеологии семьи в Британии.

  2. Женщины и мужчины в британском общественном сознании.

  3. Основные идеи и представления о семье и браке в британском обществе.

  4. Дети в семейной идеологии.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие факторы повлияли на складывание семейной идеологии в Британии?

  2. Каковы основные этапы развития идеологии семьи в британском обществе?

  3. Каковы основные взгляды на брак и семью, характерные для общественного сознания Британии?

  4. Какие модели семейной жизни сложились в стране в ХХ веке?

  5. Как семейная идеология отражается в культуре Великобритании?


Ключевые понятия: идеология семьи, викторианская семья, викторианская мораль, гендерные стереотипы, модели семейной жизни, нормативная модель семьи,

Тема 6. Изменения в семейной жизни британцев
План

  1. Эволюция семейной жизни британцев: общая характеристика.

  2. Изменения в функциях семьи.

  3. Сдвиги в ролевой структуре семьи.

  4. Влияние на семью классовой стратификации британского общества.

  5. Стиль и образ жизни семьи в прошлом и настоящем.

  6. Эволюция семейной психологии.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы наиболее значимые изменения в организации семейной жизни британцев?

  2. Как изменилась семейная структура?

  3. Как менялись в ХХ веке роли разных членов семьи в семейной жизни?

  4. Как различается жизнь семей в разных социальных слоях?

  5. Сравните образ жизни среднестатистической британской семьи в 1930-е и 1980-е гг.

  6. Как менялись отношения членов семьи в контексте эволюции семейной психологии?


Ключевые понятия: функции семьи, ролевая структура семьи, гендерные роли, стиль и образ жизни семьи, семейная психология, социальная стратификация.


    1. Форма контроля: зачет

Зачет ставится студенту на основе общей оценки заданий, выполненных в рамках самостоятельной работы по курсу.
Изменения в рабочей программе, которые произошли после ее утверждения:


Характер
изменений в программе


Номер и дата
протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение


Подпись заведующего кафедрой,
утверждающего
внесенное изменение


Подпись декана факультета (проректора по учебной
работе), утверждающего данное изменение


изменен титульный лист; обновлен список обязательной литературы

протокол № 1 от 12.09.2011








Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученое звание и степень
преподавателя


Учебный год

Факультет

Специальность

Ильичева М.Б., к.и.н., доцент

2011/2012

ФИСН

030410 «История»


























База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница