Учебно-методический комплекс психология детей с задержкой психического развития трудоемкость



Скачать 438.9 Kb.
страница1/3
Дата04.06.2016
Размер438.9 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
«УТВЕРЖДАЮ»

              1. Декан факультета __________ Н.К. Грицкевич

              2. «_____» _________________________ 20___ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Трудоемкость (в зачетных единицах) - 4

Направление подготовки: 050400.68 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Специальная психология и педагогика

Квалификация (степень) выпускника: магистр




  1. Цель и задачи изучения дисциплины


Цель дисциплины – знакомство студентов со спецификой пограничных состояний.

Задачи дисциплины:

  • закрепление у студентов понятий и представлений о нормальном психическом развитии;

  • ознакомление студентов с причинами, механизмами и проявлениями слабовыраженных отклонений в психическом развитии;

  • ознакомление студентов с методами и приемами психологического обследования детей с ЗПР;

  • ознакомление студентов с методами и приемами дифференциальной диагностики задержки психического развития от сходных состояний;

  • вооружение студентов необходимыми знаниями и умениями для обеспечения психологического сопровождения детей с ЗПР в образовательном процессе.




  1. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Психология детей с задержкой психического развития» входит в состав профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры направления подготовки 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» (профиль: специальная психология и педагогика).



Предпосылками успешного овладения дисциплиной «Психология детей с задержкой психического развития» является предваряющее этот курс изучение медико-биологических и психологических дисциплин в рамках программы бакалавриата направления подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (профиль: специальная психология и педагогика).

Освоение курса «Психология детей с задержкой психического развития» будет способствовать пополнению профессиональных знаний в области специальной психологии.





  1. Требования к уровню освоения программы


Студенты должны знать:

  • историю выделения группы с ЗПР из детской популяции;

  • систематику ЗПР;

  • терминологию, используемую зарубежными специалистами для обозначения данной категории детей;

  • кодификацию ЗПР в международной классификации болезней 10-го пересмотра;

  • методы изучения детей с ЗПР;

  • принципы дифференциальной диагностики детей с ЗПР от сходных состояний;

  • особенности психического и социального развития детей с ЗПР;

  • особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР;

  • основные тенденции психического и социального развития детей на протяжении школьного возраста;

  • концепции психологического сопровождения детей с ЗПР.

Студенты должны уметь:

  • анализировать литературу;

  • изучать детей с ЗПР различными методами: анализировать историю развития ребенка, наблюдать и анализировать поведение ребенка, его игру, продуктивную деятельность, беседовать с ребенком;

  • использовать метод тестов при изучении дошкольников с ЗПР;

  • подбирать необходимый материал для обследования ребенка с ЗПР;

  • составлять протокол психолого-педагогического обследования;

  • составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка с ЗПР.

Данная учебная дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

  • владеть практическими способами поиска научной ипрофессиональной информации с использованием современных компьютерных технологийс использованием компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

  • способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

  • способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

  • способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

  • способность использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

  • способность проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9):

  • способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

  • способность выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).


профессиональные компетенции (ПК):

  • способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

  • готовность использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

  • уметь организовывать межличностные контакты, общение и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

  • уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

  • способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

  • владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

  • способность анализировать и прогнозировать риск образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению (ОПК-7);

  • способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

  • готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).


4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 4 зачётных единицы

(144 часа) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

Семестр № 1

Аудиторные занятия

32

32

Лекции

-

-

Практические занятия /семинары

32

32

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных работ

-

-

Другие виды работ

-

-

Самостоятельная работа

112

112

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

  1. промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины; подготовка научных сообщений; контрольные работы; коллоквиумы; подготовка групповых и индивидуальных проектов.

промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины;

подготовка научных сообщений;

контрольные работы; коллоквиумы;

подготовка групповых и индивидуальных проектов.



Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

зачет

зачет


5. Содержание учебной дисциплины (модуля)

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля)



п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)


(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические занятия (семинары)

лабораторные работы

самостоятельная работа



Предмет и задачи психологии детей с задержкой психического развития

-

2

-

6



Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии


-

4

-

6



Дизонтогенез и его виды


-

2

-

10



Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза


-

2

-

8



Ядерные признаки ЗПР церебрально-органического генеза


-

2

-

10



Диагностика задержки психического развития

-

2

-

10



Психическое и социальное развитие дошкольников с разными формами ЗПР


-

4

-

10



Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению при ЗПР


-

4

-

16



Психическое и социальное развитие детей школьного возраста с разными формами ЗПР


-

4

-

16



Особенности межличностных отношений в семьях, имеющих детей с ЗПР


-

2




10



Основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР


-

4

-

10




Итого

-

32

-

112
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница