Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушением речи трудоемкость



Скачать 421.8 Kb.
страница1/3
Дата04.06.2016
Размер421.8 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»



              1. Декан факультета __________ Н.К. Грицкевич

              2. «_____» _________________________ 20___ г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ


Трудоемкость (в зачетных единицах) - 4

Направление подготовки: 050400.68 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Специальная психология и педагогика

Квалификация (степень) выпускника: магистр





  1. Цель и задачи изучения дисциплины



Дисциплина «Психология лиц с нарушениями речи» является необходимым звеном подготовки специальных педагогов и психологов. Методологической основой дисциплины являются современные представления о полифакторной природе человеческой психики, и, в частности речевой деятельности. Необходимость знаний об особенностях психического развития лиц с нарушениями речи определяется тем, что при разных нарушениях речи наблюдаются и различные особенности психических процессов, состояний и свойств личности, которые необходимо учитывать при воспитании и обучении, а также в психокоррекционной работе.


Цель дисциплины - формирование у студентов системы знаний и навыков, об особенностях психического развития при различных нарушениях речевой функции.

Задачи дисциплины:

  1. изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии;

  2. изучение связи интеллектуальных и речевых нарушений у детей с недоразвитием речи;

  3. изучение особенностей личностного и социального развития при речевой патологии;

  4. знакомство с методами дифференциальной диагностики первичного речевого недоразвития от сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития);

  5. знакомство с методами психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте.


2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Психология лиц с нарушениями речи» входит в состав профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры направления подготовки 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» (профиль: специальная психология и педагогика).

Предпосылками успешного овладения дисциплиной «Психология лиц с нарушениями речи» является предваряющее этот курс изучение медико-биологических и психологических дисциплин в рамках программы бакалавриата направления подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (профиль: специальная психология и педагогика).

Освоение курса «Психология лиц с нарушениями речи» будет способствовать пополнению профессиональных знаний в области специальной психологии.





  1. Требования к уровню освоения программы

В процессе изучения дисциплины студенты должны:



  1. овладеть системой знаний о причинах, механизмах и видах речевых нарушений;

  2. иметь необходимый запас знаний и представлений об особенностях психосоциального развития при различной речевой патологии;

  3. владеть методами дифференциальной диагностики первичного речевого недоразвития от сходных состояний;

  4. владеть необходимыми знаниями и умениями для обеспечения психологического сопровождения детей с речевой патологией в образовательном процессе;

  5. необходимыми знаниями и умениями по психологической коррекции и профилактике вторичных личностно-социальных последствий в развитии ребенка;

  6. научиться самостоятельно и творчески использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Данная учебная дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:



общекультурные компетенции (ОК):

  1. владеть практическими способами поиска научной ипрофессиональной информации с использованием современных компьютерных технологийс использованием компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

  2. способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

  3. способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

  4. способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

  5. способность использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

  6. способность проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9):

  7. способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

  8. способность выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).


профессиональные компетенции (ПК):

  • способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

  • готовность использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

  • уметь организовывать межличностные контакты, общение и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

  • уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

  • способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

  • владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

  • способность анализировать и прогнозировать риск образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению (ОПК-7);

  • способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);

готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).
4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 4 зачётных единицы

(144 часа) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

Семестр № 2

Аудиторные занятия

39

39

Лекции

-

-

Практические занятия /семинары

39

39

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных работ

-

-

Другие виды работ

-

-

Самостоятельная работа

105

105

Курсовой проект (работа)

-

-

Реферат

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

  1. промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины; подготовка научных сообщений; контрольные работы; коллоквиумы; подготовка групповых и индивидуальных проектов.

промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины;

подготовка научных сообщений;

контрольные работы; коллоквиумы;

подготовка групповых и индивидуальных проектов.



Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

экзамен

экзамен


5. Содержание учебной дисциплины (модуля)

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля)



п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)


(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические занятия (семинары)

лабораторные работы

самостоятельная работа



Предмет и задачи психологии лиц с речевыми нарушениями

-

2

-

6



Анатомо-физиологические основы речи

-

4

-

14



Психологические основы речи

-

1

-

10



Этиология речевых нарушений

-

1

-

8



Первичные нарушения и их характеристика

-

4

-

10



Психологические особенности речи при сложных нарушениях

-

3

-

10



Обучение детей с речевыми нарушениями

-

4

-

5



Особенности развития когнитивной сферы при нарушениях речи

-

8

-

16



Особенности эмоционально-волевой и личностной сфер при нарушениях речи


-

8

-

16



Особенности деятельности при нарушениях речи

-

2




6



Обследование лиц с речевыми нарушениями


-

2

-

4




Итого

-

39

-

105
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница