Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушениями двигательного аппарата трудоемкость



Скачать 268.88 Kb.
Дата06.06.2016
Размер268.88 Kb.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»



              1. Декан факультета __________ Н.К. Грицкевич

              2. «_____» _________________________ 20___ г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) - 2

Направление подготовки: 050400.68 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Специальная психология и педагогика

Квалификация (степень) выпускника: магистр


1. Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины является ознакомление студентов с психолого-педагогическими особенностями детей, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОПДА) разного возраста, а также принципами направления и методиками диагностической и психокоррекционной работы.

Основными задачами дисциплины являются:

раскрыть закономерности и своеобразие формирования психики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

дать студентам знания об особенностях организации учебного процесса в учреждениях для детей и подростков с двигательными нарушениями;

обучить студентов методам психологического изучения детей с двигательными нарушениями;

обучить студентов методам консультативной и коррекционной работы с детьми и их семьями.


2. Требования к уровню освоения содержания

дисциплины
Уровень овладения данной дисциплины должен соответствовать следующим требованиям.

Студент должен овладеть:

теоретическими знаниями о закономерностях становления психики у детей с двигательными нарушениями;

навыками обследования детей с разной тяжестью двигательной патологии и сопутствующими нарушениями (речи, слуха и т.д.);

навыками консультативной и психокоррекционной работы с детьми разного возраста и их родителями.

В ходе изучения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие знания и умения.

Студенты должны знать:

клинико-психолого-педагогическую характеристику лиц с ОПДА разного возраста;

особенности психологического изучения детей и подростков данной категории;

основные направления психологической помощи детям и подросткам с ОПДА и их семьям;

организацию и содержание деятельности специальной психологической службы в коррекционных образовательных учреждениях для лиц данной категории.

Студенты должны уметь:

обследовать детей и подростков с разной тяжестью двигательных нарушений;

составлять индивидуальные коррекционные программы;

осуществлять консультативную психо-коррекционно-профориентационную работу с детьми и подростками с ОПДА;

оказывать психологическую помощь семьям детей и подростков с ОПДА.



Данная учебная дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

  • способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

  • способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

  • способность формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владение основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11).

профессиональные компетенции (ПК):

  • способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

  • готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

  • готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

  • готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

  • готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

  • способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

  • готовность использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

  • способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

  • способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);

  • способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

  • готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

  • способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 2 зачётные единицы (72 часа) и виды учебной работы
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

2

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторные занятия

13

13

Лекции

-

-

Практические занятия (семинары)

13

13

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

59

59

Курсовые работы/рефераты







Вид итогового контроля: зачет

зачёт

зачет



4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ


п/п

Разделы дисциплины


Лекции

Практические занятия, семинары

Лабораторные работы

1.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОПДА). Методологические подходы к пониманию формирования психики у детей с нарушениями ОПДА. Объект изучения специальной психологии

--

1



2.

Особенности формирования деятельности и личности лиц с нарушениями ОПДА

-

1



3.

Системы обучения и воспитания детей и подростков с нарушениями ОПДА в РФ и за рубежом




1



4.

Комплексная реабилитация лиц с нарушениями ОПДА




2




5.

Особенности семейного воспитания и психологической помощи семьям детей с нарушениями ОПДА




1




6.

Профконсультирование, профориентация и профобучение лиц с нарушениями ОПДА




1




7.

Дети с ДЦП-самая многочисленная группа среди лиц с нарушениями ОПДА. Клиническая характеристика детей с ДЦП




1




8.

Особенности психического и речевого развития детей с ДЦП




1




9.

Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП




1




10.

Особенности психологического изучения детей с нарушениями ОПДА




1




11.

Основные направления психологической помощи лицам с нарушениями ОПДА




1




12.

Деятельность психолога в образовательном учреждении для детей с ОПДА




1






4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
I. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОПДА). Методологические подходы к пониманию формирования психики у детей с нарушениями ОПДА. Объект изучения специальной психологии

Понятие «нарушения опорно-двигательного аппарата». Причины нарушения ОПДА. Группы детей с нарушениями ОПДА. (Нозологические формы, степени тяжести).

Методологические подходы к пониманию закономерностей психического развития детей с двигательными нарушениями: движения и действия как источник и средство развития познавательных, речевых процессов и личности; социальная ситуация развития детей с нарушениями движения.

II. Особенности формирования деятельности и личности лиц с нарушениями ОПДА

Особенности формирования двигательной, перцептивной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер у детей с нарушениями ОПДА. Двигательные, речевые, интеллектуальные нарушени. Пространственные нарушения.

Переживание дефекта, нарушение общения, социальная депривация, условия семейного воспитания-факторы определяющие развитие личности детей с нарушениями ОПДА.

Особенности личностного развития лиц с нарушениями двигательной сферы.



III. Системы обучения и воспитания детей и подростков с нарушениями ОПДА в РФ и за рубежом

Дошкольные, школьные, средне-профессиональные учреждения для детей с нарушениями ОПДА.

Задачи и организация педагогического процесса. Специальные образовательные условия. Направления коррекционной работы на разных возрастных этапах; роль физического воспитания.

Зарубежных опыт обучения детей с нарушениями ОПДА. Кондуктивная педагогика.



IV. Комплексная реабилитация лиц с нарушениями ОПДА

Социальная реабилитация инвалидов, роль государства в этом процессе.

Понятие «комплексная реабилитация» (медицинская, педагогическая, социально-психологическая) и ее значение для социальной адаптации лиц с двигательными нарушениями.

Основные направления комплексной реабилитации инвалидов с нарушениями двигательной сферы: восстановительное лечение, развитие навыков передвижения и самообслуживания, коррекция речевых нарушений, специальное обучение, профориентация, профобучение и трудоустройство, работа с семьей.

Социокультурная реабилитация лиц с нарушениями движений (досуговые мероприятия, физическая культура и спорт, интеграция в культурную среду).
V. Особенности семейного воспитания и психологической помощи семьям детей с нарушениями ОПДА

Особенности семей, имеющих детей с нарушениями ОПДА. Психологические особенности родителей больных детей. Изучение внутрисемейных отношений. Типы неправильного воспитания и их роль в формировании личностных нарушений у детей данной категории.

Основные направления психокоррекционной работы с семьей ребенка с нарушениями ОПДА. Формы и методы работы.
VI. Профконсультирование, профориентация и профобучение лиц с нарушениями ОПДА

Особенности профессиональных намерений подростков с нарушениями ОПДА. Изучение проф. намерений у лиц данной категории.

Роль семьи в формировании правильных проф. намерений. Коррекция нереальных проф. намерений у инвалидов данной категории.

Профконсультирование подростков с двигательными нарушениями.

Особенности профессионального обучения инвалидов данной категории. Психологическая подготовка к трудовой деятельности, профилактика конфликтов в сфере профессионально-трудовой деятельности.
VII. Дети с ДЦП-самая многочисленная группа среди лиц с нарушениями ОПДА. Клиническая характеристика детей с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП). Сочетание двигательных, речевых, интеллектуальных нарушений в клинической картине. Причины. Формы ДЦП. Степени тяжести двигательных нарушений. Специальные образовательные потребности лиц с ДЦП, специальные образовательные условия.


VIII. Особенности психического и речевого развития детей с ДЦП

Трудности формирования навыков самообслуживания игровой и учебной деятельности. Особенности формирования познавательной деятельности детей с ДЦП: замедленный темп развития психических процессов, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, астенические проявления, нарушения игровой и учебной деятельности. Трудности формирования навыков чтения, письма, счета, изодеятельности.

Особенности речевого развития: замедленный темп формирования экспрессивной и импрессивной речи, нарушение звуковой и темпо-ритмической стороны речи, фонематического восприятия.
IX. Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП

Нарушения гнозиса, праксиса, схемы тела, пространственных и временных представлений у детей с ДЦП. Дизартрия. Возрастная динамика, роль коррекционной работы в преодолении этих нарушений. Нейропсихологическое обследование детей с ДЦП.


X. Особенности психологического изучения детей с нарушениями ОПДА

Особенности психологического изучения детей с нарушениями ОПДА: учет тяжести двигательных нарушений, оценка манипулятивных функций, степень разборчивости речи. Адаптация экспериментально-психологических методик к возможностям детей с двигательными нарушениями. Роль педагогического наблюдения для дифференциальной диагностики умственного развития детей с тяжелыми двигательными и речевыми нарушениями.

Значение нейропсихологической диагностики для разработки индивидуальных программ коррекционной работы с детьми с двигательными нарушениями вследствие органического поражения мозга.
XI. Основные направления психологической помощи лицам с нарушениями ОПДА

Задачи психокоррекционной работы с лицами с нарушениями ОПДА на разных возрастных этапах.

Основные направления психологической коррекции:

коррекция и профилактика нарушений высших психических функций;

коррекция и профилактика коммуникативных нарушений;

коррекция и профилактика личностных нарушений;

работа по профконсультированию и профориентации;

работа с родителями больных детей и подростков;

работа с персоналом образовательных учреждений.
XII. Деятельность психолога в образовательном учреждении для детей с ОПДА

Специальная психологическая служба в системе образования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ее задачи.

Психолого-медико-педагогический консилиум.

Психолого-медико-педагогическая комиссия, особенности комплектования образовательных учреждений для детей с нарушениями ОПДА.

Деятельность психолога в дошкольных и школьных учреждениях для детей данной категории:

Диагностическая;

Психокоррекционная;

Просветительская.


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Основная литература по дисциплине:
1. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. высш. заведений / [ И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровальская и др.]; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная.-5-е изд., стер. - М. :Издательский центр «Академия», 2008.- 320 с.

2. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / [ В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.]; под ред. В. И. Лубовского.-5-ое изд., стер.-М. :Издательский центр «Академия», 2007.- 464 с.



  1. Семенова К.А., Махмудова Н.М., Медицинская реабилитация и социальная адаптация детей с ДЦП. Ташкент, 1979.

  2. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебрального параличами. М., 1975.

  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М., Академия, 2001.

  4. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с ДЦП. – М., 1999.

  5. Комплексная реабилитация детей с ДЦП (Симонова К.А. и др.). – М., -Спб, 1999.

  6. Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций. / Под ред. Ипполитовой М.В./ М., 1988.

  7. Калижнюк Э.С., Психические нарушения при ДЦП. Киев, 1990.

  8. Левченко И.Ю., Психологические особенности подростков с ДЦП. М., 2000.

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997

  2. Бабенкова Р.И., Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание в семье детей с церебральным параличом. М., 1976

  3. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1991

При изучении дисциплины полезно посетить следующие Интернет-ресурсы, электронные информационные источники:



http://psylib.myword.ru/ Библиотека портала «Мое слово»,

http://www.psycheya.ru/ Психея

http:// adalin.mospsy.ru/ Психологический центр «Адалин»

http://vygotsky.mgppu.ru/ Международная кафедра культурно-исторической психологии

http://www.follow.ru/ Познай себя и окружающих

http://psy.rin.ru/ Психология

http://psyberia.ru/ Psyberia

http://psihologija.biz/ Психология как наука

http://www.psyedu.ru/ Психологическая наука и образование

http://www.psyparents.ru/ Детская психология для родителей

http://www.psyholognew.com/ В помощь психологу

http://www.detisite.ru/ Детисайт

http://www.childpsy.ru/index.php/ Детская психология
Кроме этого в освоении дисциплины студентам помогут:

    • библиотечный фонд библиотеки ТГПУ,

рабочая программа по дисциплине «психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата»;

    • учебные тексты, предлагаемые студентам в ходе занятия,

    • научные статьи,

    • графические средства представления информации.



6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения данной дисциплины необходимо:

классы, оборудованные различными средствами ТСО (компьютера, видео- и аудиоаппаратура);

учебные и методические пособия (учебники, программы, сборники упражнений и т.д.);

наглядные пособия.


7. Методические рекомендации по организации изучения

дисциплины

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Современное развитие специальной психологии позволило выделить основные направления, изучающие закономерности психического развития лиц с различными отклонениями в развитии.

Одним из таких направлений стала психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, основными задачами которой являются анализ специфики психического отражения мира лицами с нарушением ОПДА, разработка психологических основ коррекции, компенсации и интеграции.

Наблюдающийся в настоящее время демографический кризис, выражающийся в сокращении рождаемости, характеризуется снижением индекса здоровья новорожденных, что, в свою очередь, приводит к повышению заболеваемости, в том числе и к нарушениям ОПДА.

Указанные факторы делают проблему совершенствования подготовки специальных психологов социально значимой и актуальной.

Для оптимизации специальной помощи лицам с нарушениями ОПДА

необходимы знания о психологических особенностях и закономерностях

их развития, что и является предметом изучения данной дисциплины.

Курс «Психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата» занимает важное место в структуре подготовки профессиональных педагогов-психологов. Программа учебной дисциплины «Психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата» предназначена для студентов направления подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «Магистр»), составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. В ней отражен обязательный минимум знаний по данной дисциплине. Программа способствует оптимизации подготовки специалистов в области специального образования и разработано с учетом требований к подготовке педагогических кадров по специальностям 05070552 – «Специальное дошкольное образование», 05071765 – «Специальная дошкольная педагогика и психология», 05071665 – «Специальная психология».

Учебная программа состоит из основных разделов:

общие вопросы организации и содержания дисциплины «Психология

лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата», который освещен, примерным содержанием основных разделов;

методическими рекомендациями к организации и проведению семинарских занятий;

тестовыми заданиями для контроля знаний студентов;

Целью данного курса является формирование целостного представления о специальной психологии как науке и создание оптимальных учебно-методических условий для изучения дисциплины.

Достижение цели возможно через решение следующих задач:

Обеспечение изучаемого курса учебно-методическими рекомендациями.

Определение содержания теоретического и практического компонентов изучаемой дисциплины.

Руководство учебной деятельностью студентов в процессе изучения дисциплины.

Оценка качества усвоения изучаемой дисциплины.

Формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской

деятельности в процессе изучения дисциплины.

Расширение знаний в специальной психологии.

Подготовка студентов к осуществлению самостоятельной практической

деятельности.

Учебная программа по курсу «Психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата» может быть использовано при подготовке студентов по перечисленным специальностям в условиях многоуровневого образования.

Структура практических занятий предполагает также возможность самостоятельной подготовки студентом реферата и доклада, включающих выделение и анализ одной из проблем в рамках заданной темы.

Планы аудиторных занятий задают основное направление и определяют проблемное поле для самостоятельной подготовки студентов-психологов и последующего обсуждения темы на практических занятиях.

Так как мы имеем дело с прикладной наукой, то серьезное внимание должно быть уделено методам и приемам практического обучения. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, групповых дискуссий, рецензирования студентами работ друг друга, оппонирования студентами рефератов, исследовательских работ, экспертных оценок группами студентов совместно с преподавателями и работодателями, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В рамках учебного курса должны быть предусмотрены встречи с представителями российской и зарубежной науки, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

При работе со студентами преподаватель курса «Психология лиц с нарушениями ОПДА» должен использовать следующие принципы: научности, системности, единства рационального и эмоционального, единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения, доступности, наглядности, единства эмпирического и теоретического знания, активности в обучении, связи обучения психологии с жизнью, практикой.


7.2. Методические рекомендации для студентов

Учебная программа «Психология лиц с нарушениями зрения» включает также блок самостоятельной работы студентов. Ее целью является освоение начальных навыков научного анализа психического развития индивида.

Самостоятельная форма занятий по курсу «Психология лиц с нарушениями ОПДА» направлена на преодоление абстрагированности, отвлеченности знаний студентов о закономерностях специального психического развития индивида. Она помогает будущим педагогам-психологам овладеть умением соотносить теоретические знания с эмпирическими фактами, иллюстрирующими различные феномены онтогенетического развития человека, предполагает сбор и интерпретацию психологических фактов развития индивида, что служит одним из основных приемов решения вышеуказанной задачи. Функции самостоятельной работы студентов в учебном процессе заключаются в закреплении психологических знаний и умений, получаемых в рамках аудиторной работы, расширение и углубление знаний по отдельным темам, освоение умений психологического исследования, самопознания и саморазвития, подготовке к сдаче зачета.

В ходе освоения данной дисциплины рекомендуем студентам проводить самостоятельный анализ с последующим обсуждением в группе литературных источников по проблеме лиц с нарушениями ОПДА их диагностики, а также самостоятельный сбор и анализ эмпирического материала посредством качественных методов (наблюдение за поведением ребенка с фиксацией его речевых высказываний, дневниковые, видео-, аудиозаписи, метод беседы, эксперимент и др.). Результаты выполненной работы необходимо фиксировать в письменном виде: в форме отчета, письменного анализа литературы, дневника наблюдений и т.п.

Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса обучения студенты могут использовать следующие средства: электронные учебно-методические комплексы, электронные учебники, учебные пособия, аудио-, видеозаписи.

В ходе самостоятельной работы по освоению курса «Психология лиц с нарушениями ОПДА » рекомендуем студентам:



  • задания по составлению подробного структурированного плана раздела;

  • поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы;

  • ответы на конкретные вопросы по разделу, направленные на выявление понимания основных понятий, умений сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать;

  • задания по формулированию отдельных мыслей текста в другой стилистике;

  • составление краткого конспекта текста;

  • составление опорной графической схемы раздела с текстовыми пояснениями.

В приложении приведены планы практических занятий, при подготовке к которым студенты имеют возможность углубить и закрепить теоретические знания, приобрести навыки, необходимые для выполнения курсовых, выпускных квалификационных работ.

В освоении программы студентам помогут примерные контрольные вопросы для самостоятельной работы, тематика рефератов, тесты. Ориентиром в подготовке к зачету может служить перечень вопросов к зачету.



8. Формы текущего контроля успеваемости аттестации

обучающихся. Тематика рефератов (докладов, эссе).
8.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Категории детей с нарушениями ОПДА.

  2. Дети с ДЦП-самая многочисленная группа среди нарушений ОПДА.

  3. Особенности двигательного развития детей с ДЦП.

  4. Особенности психического и речевого развития детей с ДЦП.

  5. Особенности изобразительной деятельности детей с ДЦП.

  6. Основные направления психолого-коррекционной работы с больными ДЦП разного возраста.

  7. Психологические особенности родителей, имеющих детей с тяжелой двигательной патологией.

  8. Формы и методы психолого-коррекционной работы с подростками с ОПДА.


8.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ


  1. Система обучения и воспитания детей с нарушениями ОПДА в РФ.

  2. Организация и содержание психологической службы в школе-интернате для детей с двигательными нарушениями.

  3. Особенности психолого-педагогического обследования дошкольников с двигательной патологией.

  4. Психологические особенности детей с ДЦП старшего школьного возраста, основные направления по их подготовке к школе.

  5. Особенности психологического обследования школьников с двигательными нарушениями.

  6. Профессиональное консультирование и профориентация в системе психологической помощи лицам с ОПДА.

  7. Психологическая профилактика и психологическая коррекция личностного развития у детей и подростков с ОПДА.

  8. Комплексная реабилитация лиц с ОПДА, ее особенности на разных возрастных этапах.

  9. Типы неправильного воспитания в семьях детей с ОПДА и их профилактика.

  10. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ОПДА.


8.3. Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Понятие «нарушение опорно-двигательного аппарата». Причины нарушений ОПДА.

  2. Категории детей с нарушениями ОПДА.

  3. Система обучения и воспитания детей с ОПДА в РФ.

  4. Кондуктивная педагогика

  5. Особенности личностного развития лиц с нарушениями ОПДА. Основные направления коррекции и профилактика психокоррекции.

  6. Дети с ДЦП. Клиническая характеристика ДЦП.

  7. Особенности речевого развития детей с ДЦП.

  8. Особенности психического развития детей с ДЦП.

  9. Основные направления коррекционной работы при ДЦП.

  10. Понятие комплексной реабилитации. Особенности комплексной реабилитации лиц с нарушениями ОПДА.

  11. Особенности семейного воспитания лиц с нарушениями ОПДА.

  12. Особенности психолого-педагогического изучения детей с нарушениями ОПДА.

  13. Основные направления деятельности психолога в учреждении для детей с нарушениями ОПДА.



8.4. Тестовые задания для контроля знаний студентов
Вопрос 1 . Задачами специальной психологии являются:

А) разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии

Б) изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития

В) создание коррекционных педагогических технологий

Г) изучение психологических проблем, связанных с интегративным обучением
Вопрос 2 . Среди закономерностей нарушенного психического развития выделяют:

А) межсистемные

Б) общие

В) модально-специфические

Г) модально-неспецифические
Вопрос 3. С какими смежными науками связана специальная психология:

А) с психологией

Б) с травматологией

В) со специальной педагогикой

Г) с медицинской генетикой
Вопрос 4. Последствиями позиции социальной изоляции являются:

А) воспроизведение культуры бедности

Б) маргинализация

В) формирование иждивенческих установок

Г) эксплуатация
Вопрос 5. Особенности психического развития, свойственные отдельным видам дизонтогенеза, относят к закономерностям:

А) общим

Б) межсистемным

В) модально-неспецифическим

Г) модально-специфическим
Вопрос 6. Гетерохронность психического развития относят к закономерностям:

А) общим


Б) межсистемным

В) модально-неспецифическим

Г) модально-специфическим
Вопрос 7. В специальной психологии выделяют следующие принципы проведения исследований:

А) двойной диссоциации

Б) системности

В) педагогического оптимизма

Г) динамического изучения в сочетании с качественным анализом результатов
Вопрос 8. Конечной целью абилитации детей с отклоняющимся развитием является:

А) максимальная интергация в общество

Б) максимальное удовлетворение образовательных потребностей

В) формирование фрустрационной толерантности

Г) создание стимулирующей обстановки
Вопрос 9. Первичные и вторичные нарушения относятся к следующим характеристикам дизонтогенеза:

А) к динамике формирования межфункциональных связей

Б) к времени появления нарушений

В) к функциональной локализации нарушений

Г) к структуре нарушенного развития
Вопрос 10. В России развиваются две формы интеграции детей с отклонениями в развитии:

А) интернальнаяя

Б) интериорная

В) экстернальная

Г) экстенсивная
Вопрос 11. К искаженному развитию можно отнести:

А) психический инфантилизм

Б) ранний детский аутизм

В) аутистические расстройства

Г) детский церебральный паралич
Вопрос 12. К основным направлениям специальной психологии можно отнести:

А) суицидологию

Б) сурдопсихологию

В) олигофренопсихологию

Г) тифлопсихологию

Вопрос 13. В системе дошкольных образовательных учреждений выделяют следующие типы учреждений

А) компенсирующего типа

Б) комбинированного типа

В) общеразвивающего типа

Г) верно все перечисленное
Вопрос 14.Особенностью образовательного процесса в специальной школе является

А) охранительный режим

Б) диагностические мероприятия

В) психокоррекционные мероприятия

Г) обеспечение образования
Вопрос 15. Для ДЦП характерны следующие нарушения двигательного аппарата:

А) парезы

Б) синкенезии

В) спастичность

Г) тики
Вопрос 16. Повышение мышечного тонуса называется

А) атония

Б) плегия

В) парез


Г) спастичность
Вопрос 17. Нарушение равновесия и координации движений называется:

А) атаксия

Б) тремор

В) гиперкинезы

Г) гипотония
Вопрос 18. Отношение к людям с психическими и физическими недостатками можно охарактеризовать следующими позициями

А) изоляции

Б) преувеличенной заботливости

В) интеграции

Г) фасилитации
Вопрос 19. К поврежденному развитию можно отнести:

А) приобретенную умственную отсталость

Б) детский церебральный паралич

В) синдром Аспергера

Г) нейроинфекцию
Вопрос 20. К искаженному развитию можно отнести:

А) психический инфантилизм

Б) ранний детский аутизм

В) аутистические расстройства

Г) детский церебральный паралич

Вопрос 21. Раннее начало коррекционной работы предполагает решение следующих задач:

А) создание условий для коррекции

Б) развитие общения

В) развитие предметно-игровых действий

Г) верно все перечисленное

Вопрос 22. Компенсаторные процессы реализуются на следующих уровнях:

А) социально-психологическом

Б) биологическом

В) психологическом

Г) социальном


Вопрос 23. К преимуществам интеграционной модели обучения можно отнести:

А) адаптацию к коллективу

Б) общение со здоровыми детьми

В) стимулирующее окружение

Г) наличие специальной техники
Вопрос 24. Модально-специфические закономерности – это

А) особенности психического развития, свойственные отдельным видам дизонтогенеза

Б) особенности психического развития, свойственные дизонтогенезу в целом

В) особенности психического развития в условиях социальной депривации

Г) особенности психического развития детей, с патологией опорно-двигательного аппарата
Вопрос 25. Модально-неспецифические закономерности – это

А) особенности психического развития, свойственные отдельным видам дизонтогенеза

Б) особенности психического развития, типичные для дизонтогенеза

В) особенности психического развития в условиях социальной депривации

Г) особенности психического развития слабослышащих детей
Вопрос 26. Общие закономерности – это

А) особенности психического развития, свойственные отдельным видам дизонтогенеза

Б) особенности психического развития, типичные для дизонтогенеза

В) особенности психического развития в условиях социальной депривации

Г) закономерности, характеризующие как нормальное, так и нарушенное психическое развитие
Вопрос 27. К условиям нормального психического развития относят:

А) сохранность анализаторных систем

Б) сохранность структур и функций ЦНС

В) физическое здоровье

Г) процесс формирования понятий
Вопрос 28. Гетерохронность – это ............. психического развития

А) неравномерность

Б) искажение

В) замедление

Г) патология
Вопрос 29. Приобретенные нарушения делятся на

А) раноприобретенные

Б) поздноприобретенные

Г) врожденные


Вопрос 30. К формам дизонтогенеза, выделенным В.В. Лебединским относятся:

А) задержанное развитие

Б) дефицитарное развитие

В) искаженное развитие

Г) двигательные нарушения

УМК составил:

к.б.н., доцент кафедры психологии развития личности __________ Е.В. Гребенникова

(подпись)


УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.

Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)


УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич



(подпись)




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница