Учебно методический комплекс



страница1/3
Дата05.06.2016
Размер0.8 Mb.
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)



УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.12 Методика преподавания технологии с практикумом
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050708.00 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью

Утверждено на заседании кафедры

дошкольного и начального образования

факультета педагогики и психологии

(протокол №___от_________200_ г.)

Зав. кафедрой

_______________ Смага А.А.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины
1. 1. Автор программы - Репина А. С. (ассистент кафедры ДиНО)

1.2. Рецензенты: Выборнова М.В. (ведущий методист ОЦХР)

Стаценко Е.Р. (к. п. н., зав. кафедрой ТиД МГПУ)
1.3. Пояснительная записка.

Необходимым условием совершенствования эстетического воспитания подрастающего поколения является качественная подготовка преподавателей начальных классов, которая требует обеспечить совершенствование подготовки и повышение квалификации педагогических кадров, сосредоточить усилия на всестороннем повышении уровня профессиональной подготовки специалистов.



Цель изучения дисциплины (ожидаемые результаты):

а) Учитель начальных классов должен знать в достаточной мере основы трудового обучения, последовательность и технику выполнения работы с бумагой, картоном, тканью, пластилином, глиной.

б) Учитель начальных классов должен развивать в себе способность обостренно ощущать пластику формы, видеть объем в его пространственном развитии, совершенствовать объемно-пространственное мышление - этому способствуют занятия аппликацией, лепкой, конструированием.

Основные задачи курса методика преподавания технологии заключается в следующем:

- ознакомить студентов с историей методики преподавания трудового обучения в начальной школе;

- сформировать умения и навыки художественного труда на основе знакомства с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством;

- содействовать нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию студентов, их духовному развитию;

- развивать художественное мышление, зрительную память и представления, творческое воображение, художественные способности;

- формировать умение лепить разнообразные объекты действительности и знакомить с техникой работы с мягкими и твердыми материалами;

- раскрывать содержание, научно-теоретические основы и методику обучения технологии.

В системе профессиональной подготовки учителей начальных классов предмет «Методика преподавания технологии с практикумом» занимает важное место. Это объясняется тем, что свободное владение методикой трудового обучения плодотворно сказывается в дальнейшей деятельности учителя начальных классов. В воспитании студентов-педагогов трудовое обучение является одной из основных дисциплин, которая формирует правильное творческое мышление и дает необходимые профессиональные навыки при решении творческих задач в практической работе. Точные знания в области методики преподавания технологии, имеют исключительно большое значение, которое во многом определяет успех общего художественно-творческого развития личности будущего учителя начальных классов.

Особенно важно для будущего педагога начальных классов знания методики преподавания технологии. Это необходимо не только для развития его общей культуры, обогащения специфической терминологией, но и для овладения теми теоретическими и практическими знаниями, умениями, навыками, которые он в будущем должен передать учащимся на уроках технологии, студенты знакомятся с творчеством художников народных промыслов и декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями выдающихся художников осуществляется с помощью репродукций, диафильмов диапозитивов. Необходимо как можно шире использовать экскурсии в художественные музеи, на художественные выставки, в мастерские художников.

Российская педагогика непрерывно работает в области преподавания технологии, совершенствования методов обучения. Поэтому очень важно построить учебный процесс так, чтобы он охватывал основные формы изучения и позволил студенту в короткий срок изучить принципы основных программ по трудовому обучению, технологию изготовления работ из различных материалов.

Занятия по трудовому обучению развивают у студентов внимание, эстетическое восприятие, мышление, зрительную память, творческое воображение и художественные способности, эмоционально-эстетическое отношение к явлениям действительности. На практических занятиях студентам дают представление об организации работ: об инструментах и материалах, применяемых в аппликации, лепке, конструировании, о способах обработки материалов. Все основные задания по технологии выполняются из бумаги, картона, пластилина.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего обучение данной дисциплины (в соответствии с требованиями ГОС ВПО):

Студент должен уметь: анализировать авторские программы, обучать детей выполнять и использовать средства художественной выразительности аппликации, лепки, конструирования, лепить круглые и рельефные объекты, создавать композиции из бумаги, картона, пластилина, осуществлять взаимосвязь трудового обучения с другими дисциплинами начальной школы.

Студент должен знать: основы программы по трудовому обучению, методику преподавания технологии, методику обучения аппликации, лепке, конструированию в начальной школе, историю развития методики преподавания технологии, выразительные средства аппликации, лепки, конструирования.



Форма организации обучения: занятия проводятся в мастерской приспособленной специально для трудовых работ, под руководством педагога-профессионала.

Организация самостоятельной работы студентов: посещение музеев, зарисовка и изучение произведений декоративно-прикладного искусства, изготовление альбома наглядных пособий.

Промежуточная и итоговая аттестации каждый семестр заканчивается просмотром и оценкой работ студентов.

Экзамен. Оценка на основе текущих отметок по перечисленным в программе заданиям (аудиторным и домашним) и альбома «Объекты для педагогического рисунка», а также теоретического опроса на предмет знания методики преподавания труда.

Условием экзамена является наличие всех перечисленных в программе работ.

Примерный перечень объектов для рисования в альбоме

«Объекты для педагогического рисунка»

Аппликация - декоративная аппликация в круге, квадрате, треугольнике, полосе; декоративный ковер и открытка; пейзаж; герои сказки.

Лепка - глиняная народная игрушка; натюрморт из 3-х предметов с драпировкой; лепка животных; лепка человека; композиция по мотивам народных сказок.

Конструирование - изготовление изделий путем складывания бумаги в несколько раз; изготовление игрушек по выкройкам; изготовление игрушек из природного материала; оригами; город моей мечты.

1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности, включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов.

СМ http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=031200



1.5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


п/п


Шифр и

наименование

специальности


Курс


Семестр


Общая трудоемкость


Виды учебной работы в часах


Вид

итогового

контроля


Всего

ауд.



из них:

Сам.


раб.


ЛК


ПР


ЛБ



1



050708.00 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью

1,2



1,2,3



220


110


40

40

30

110

Экзамен


1.6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени




Наименование темы



Общая

трудоемкость





Виды учебной работы в часах


Всего

ауд.



ЛК


ПР


ЛБ


Сам. раб.


1


2


3


4


5


6


7


8


1 СЕМЕСТР


1.


Введение. Из истории развития трудового обучения в начальной школе.


4


4


4


-


-


-


2.


Анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников.


20


8


4


4

-


12


3.


Оснащение курса трудового обучения в начальной школе.


4

4


-


-


4




4.


Методика преподавания технологии в начальной школе.


28


10


4


6


-


18


5.


Место трудового обучения в начальной школе при осуществлении межпредметных связей.


4


4




-


4


-

ИТОГО I семестр


60


30


12


10


8


30


II СЕМЕСТР


1.


Методика обучения аппликации, конструированию в начальной школе.


16


8


8


-


-


8


2.


Декоративная аппликация в круге, квадрате, треугольнике, полосе.


4


2


-


-


2


2


3.


Декоративная аппликация. Оформление ковра и открытки.


8


4


-


4



4


4.


Натурная аппликация на тему «Пейзаж».


8


4


-


-


4


4


5.


Сюжетная аппликация на тему «Герои сказки».


12


6


-


6




6


6.


Методика обучения лепке в начальной школе.


20


10


10


-


-


10


7.


Декоративная лепка на тему: «Глиняная народная игрушка»


4


2


-


-


2


2

8.


Лепка натюрморта из 3-х предметов и драпировки


8


4


-


4


-


4


9.


Лепка на тему: «Лепка животных».


4


2


-


-


2


2


ИТОГО II семестр


84


42


18


14


10


42


III СЕМЕСТР


1.


Лепка фигуры человека.


12


6


6


-


-


6


2.


Лепка на тему: «Композиция по мотивам народных сказок».


8


4


-


-


4


4

3.


Конструирование на тему: «Изготовление изделий из бумаги различными способами».


8

4


4


-




4


4.


Конструирование на тему: «Изготовление игрушек по выкройкам»


16


8


-


8




8


5.


Конструирование на тему: «Изготовление игрушек из природного материала».


8


4


-


-


4

4

6.


Конструирование в технике оригами.


16


8


-


8




8

7.


Конструирование на тему: «Город моей мечты».

8


4

-


-


4


4

ИТОГО III семестр


76


38


10


16

12


38

ВСЕГО

220

110

40

40

30

110

1.6.2. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование темы

Количество

часов


Формы самостоятельной

работы


Формы контроля

выполнения



I СЕМЕСТР


1.


Анализ авторских программ по

трудовому обучению младших

школьников.


12

Конспект


Проверка

конспекта.




2.

Методика преподавания технологии в

начальной школе.



18

Конспект

Проверка

конспекта.



ИТОГО I семестр


30






II СЕМЕСТР

1.


Методика обучения аппликации,

конструированию в начальной школе.




8

Анализ программ по обуче­нию аппликации, конструированию, таблицы, рисунки

Проверка

конспекта таблиц,

рисунков


2.


Декоративная аппликация в круге,

квадрате, треугольнике, полосе (бумага, картон).



2


Выполнение

аппликации, наглядных пособий



Проверка

аппликации, наглядных пособий



3.


Декоративная аппликация. Оформление

ковра и открытки.




4


Выполнение

аппликации,

наглядных

пособий


Проверка

аппликации,

наглядных

пособий


4.


Натурная аппликация на тему «Пейзаж».


4


Выполнение

аппликации,

наглядных

пособий


Проверка

аппликации,

наглядных

пособий


5.


Сюжетная аппликация на тему «Герои

сказки».


6


Выполнение

аппликации,

наглядных

пособий


Проверка

аппликации,

наглядных

пособий


6.

Методика обучения лепке в начальной

школе.


4

Конспект программ по обучению лепке, зарисовка таблиц,

рисунков


Проверка

конспекта

таблиц,

рисунков


7.


Декоративная лепка на тему: «Глиняная

народная игрушка»




4


Выполнение

лепки, наглядных пособий




Проверка

лепки, наглядных



пособий

8.


Лепка натюрморта из 3-х предметов и драпировки


4


Выполнение лепки


Проверка лепки


9.


Лепка на тему: «Лепка животных».


4


Выполнение лепки, наглядных пособий


Проверка лепки, наглядных пособий


ИТОГО II семестр


42






III СЕМЕСТР


1.


Лепка фигуры человека.


6

Выполнение лепки, наглядных пособий


Проверка лепки, наглядных пособий


2.


Лепка на тему: «Композиция по мотивам народных сказок».


4


Выполнение лепки, наглядных пособий


Проверка лепки, наглядных пособий


3.


Конструирование на тему: «Изготовление изделий из бумаги различными способами».


4


Выполнение лепки, наглядных пособий


Проверка лепки, наглядных пособий


4.


Конструирование на тему: «Изготовление игрушек по выкройкам».


8


Выполнение работы, наглядных пособий


Проверка работы, наглядных пособий


5.


Конструирование на тему: «Изготовле­ние игрушек из природного материала».


4


Выполнение работы, наглядных пособий


Проверка работы, наглядных пособий


6.


Конструирование в технике оригами.


8


Выполнение работы, наглядных пособий


Проверка работы, наглядных пособий


7.


Конструирование на тему: «Город моей мечты».


4


Выполнение работы, наглядных пособий


Проверка работы, наглядных пособий


ИТОГО III семестр


38






ВСЕГО


110







1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1 семестр

Практическое занятие. Анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников.

Анализируя авторские программы по трудовому обучению для младших школьников, студент должен показать знание ее основных структурных частей и их содержание, цели и задачи обучения труду в школе, связь с другими предметами. Он должен знать последовательность изучения видов и тем программы, уметь находить соответствие между различными заданиями; уметь показать соответствие содержания программы современным требованиям преподавания труда; отразить сбалансированность учебно-воспитательных задач. Важно выявлять преимущества и недостатки авторских программ. Составить конспект трех программ.



Вопросы для коллективного обсуждения:

1. В чем различие между авторскими программами?

2. Назовите их достоинства и недостатки? Чтобы вы исправили в данных программах?

3. Чем отличаются программы по труду для младшего и среднего звена?



Задание для самостоятельной работы:

Проанализировать авторские программы по трудовому обучению младших школьников.



Литература основная:

1. Геронимус Т.М. Трудовое обучение. Школа мастеров // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть П. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. -400 с. -С.194 - 211.

2. Косминская В.Б. Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаборатор. практ. - М.: Просвещение, 1987. - 124 с.

3. Машинистов В.Г. Трудовое обучение в сельских школах // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть П. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с. - С. 174 -193.

4. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 классы одиннадцателетней школы / Сост. Р.В. Назарова, Л.И. Филатова, В.Г. Цыпурский; Под ред. Н.Н. Гуровой. -М.: Просвещение, 1988. - 176 с. - С. 163 - 173.

5. Программы средней общеобразовательной школы. Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство 1-7 классы, 8 класс (факультативный курс) / Под. Ред. Б.М. Йеменского. - М.: Просвещение, 1988.-140 с.


Литература дополнительная:

1. Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайн образования) // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть П. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с. - С. 212 - 232.

2. Майорова И.Г., Романина И.П. Дидактический материал по трудовому обучению: Пос. для учащихся 1 класса трехлетней начальной школы. 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1989. - 95 с.

3. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору: 1 кл. - М: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 224 с.


Практическое занятие.

Методика преподавания труда в начальной школе.

Студент должен показать знание программы по трудовому обучению младших школьников, ее основные структурные части, их содержание, цели и задачи обучения труду в школе, связь с другими предметами. Он должен знать последовательность изучения видов и тем программы, уметь находить соответствие между различными заданиями; уметь показать соответствие содержания программы современным требованиям преподавания труда; отразить сбалансированность учебно-воспитательных задач.

В задание входят также распределение учебного материала по годам и четвертям обучения; определение объема знаний и умений по программе; отражение народных традиций в художественном образовании младших школьников; составление сравнительной характеристики различных программ по трудовому обучению, аппликации, лепке, конструированию.

Студент должен анализировать учебно-методическую литературу по трудовому обучению, аппликации, лепке, конструированию для педагогического анализа. Назначение и ее выходные данные, основные структурные части и их содержание. Последовательность в изложении материала. Определение соответствия книги учебной программе. Распределение теоретической и практической части.



Вопросы для коллективного обсуждения:

1. В чем особенность методики обучения аппликации?

2. В чем особенность методики обучения лепке?

3. В чем особенность методики обучения конструированию?

4. Чем различаются данные методики?

Задание для самостоятельной работы:

Проанализировать программы по трудовому обучению, аппликации, лепке, конструированию младших школьников. Составить конспект о методах преподавания труда в начальной школе.



Литература основная:

  1. Гукасова А.М., Фрейтаг И.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб.-метод. пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального обучения пед. инс-тов.- М.: Просвещение, 1978.

  2. Косминская В.Б. Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаборатор. практ. - М.: Просвещение, 1987.

  3. Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2001. - М.: Просвещение, 1981. - 223 с. - С. 3 - 94.

  4. Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство и художественный труд // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть II. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с. - С.258 - 289.

  5. Романина В.И., Машинистов В.Г., Конышева Н.М. Трудовое обучение // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть II. 3-е изд.- М.: Просвещение, 2000. - 400 с. - С. 143 - 173.

  6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: Уч. Пособие для студ. пед. вузов по спец. «Педагогика и методика нач. образования». - М: Академия, 1999. - 364 с.

  7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок. Живопись. Народное искусство: Уч. пособие для студ. пед. вузов по спец. «Педагогика и методика нач. образоваия». - М.: Академия, 2003. - 368 с.

  8. Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство и художественный труд // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) Часть II. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с. - С.290 - 312.

Литература дополнительная:

  1. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы.: Книга для учителя / Б.М. Неменский - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

  2. Шорохов Е.В. Композиция: Уч. для студентов художественно-графических ф-тов пед. ин-тов.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

  3. Шорохов Е.В. Основы композиции: Уч. для студентов худ.-граф. ф-тов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. - 303 с.

II семестр

Практическое занятие.

Декоративная аппликация. Оформление ковра и открытки.

Научить студента разрабатывать эскизы к будущей декоративной аппликации на основе произведений народного прикладного искусства; познакомить с видами орнамента; усвоить закономерности построения орнамента в аппликации (узор симметричный, с неполной симметрией, асимметрией).



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Выразительные средства аппликации.

  2. Техника аппликации.

  3. Материалы для аппликации

  4. Основные приемы вырезания


Задание для самостоятельной работы

Выполнить на формате А-3 сюжетную аппликацию ковра или открытки используя несколько способов основных приемов работы с бумагой, наглядные пособия с методической последовательности сделанной аппликации на формате А-3. Альбом «Объекты для педагогического рисунка». Материал: бумага, клей, ножницы.



Литература основная:

  1. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб пособие для студ. Педвузов, обуч. По спец. 030800 «Изобразительное искусство». - М.: ВЛАДОС, 2004. - 272 с.

  2. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений.- М.: Издательский цент «Академия», 1999. - 256 с.

  3. Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1-4 классе. Методические рекомендации. - М.: Новая школа, 1994. - 80 с.

  4. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для пед. училищ. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985.-271 с.

  5. Косминская В.Б. Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. Лабораторный практикум. 2-е изд. доп. - М.: Просвещение, 1987. - 128 с.

  6. Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2001. - М.: Просвещение, 1981. - 223 с.

  7. Майорова И.Г., Романина И.П. Дидактический материал по трудовому обучению.: Пос. для учащихся 1 класса трехлетней начальной школы. 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1989. - 95 с.

Практическое занятие.

Сюжетная аппликация на тему: «Герои сказки».

Создавать условия для эстетического восприятия студентами красоты героев народных сказок; развивать композиционные навыки студентов, способствовать их совершенствованию их умения выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы; ознакомить с стилизацией человека; формировать способность к обобщению в создании сюжетной аппликации, условно-декоративному решению замысла.



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Особенности сюжетной аппликации.

  2. Техника сюжетной аппликации.

  3. Основные приемы вырезания, применяемые в сюжетной аппликации.

Задание для самостоятельной работы: Выполнить эскиз карандашом, сюжетную аппликацию на тему «Герои сказки», наглядные пособия с методической последовательности сделанной аппликации на формате А-3 . Альбом «Объекты для педагогического рисунка»

Материал: бумага, клей, ножницы.

Литература основная:


  1. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений.- М.: Издательский цент «Академия», 1999. - 256 с.

  2. Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1-4 классе. Методические рекомендации. - М.: Новая школа, 1994. - 80 с.

  3. Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство и художественный труд // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть П. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с. - С.258 - 289.

  4. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 классы одиннадцателетней школы / Сост. Р.В. Назарова, Л.И. Филатова, В.Г. Цыпурский; Под ред. Н.Н. Гуровой. -М.: Просвещение, 1988. - 176 с. - С. 163 - 173.

  5. Романина В.И., Машинистов В.Г., Конышева Н.М. Трудовое обучение // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы'(1-4). Часть П. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с. - С. 143 - 173.

  6. Трудовое обучение в начальных классах / Сост. Майорова И.П., Романина В.И., Тарпольский , Гукасова А.М. - М.: Просвещение, 1980. - 128 с.

  7. Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство и художественный труд // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) Часть П. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с. - С.290 - 312.

Практическое занятие.

Натурная лепка натюрморта из 3-х предметов и драпировки.

Распределить предметы в соответствии с сюжетом; выявить главное в натюрморте; передать пластическую взаимосвязь главных и второстепенных элементов; развивать творческое воображение; наблюдательность.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Выразительные средства лепки.

  2. Материалы и оборудование для лепки.

  3. Способы лепки.

  4. Виды лепки.


Задание для самостоятельной работы

Выполнить лепку натюрморта из 3-х предметов, наглядные пособия с методической последовательности сделанной лепки на формате А-3 . Альбом «Объекты для педагогического рисунка». Материал: пластилин.



Литература основная:

  1. Алексахин Н.Н. Волшебная глина: Методика преподавания в детском кружке: Учебное пособие для внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста. - М.: Агар, 1998.- 48с.

  2. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений.- М.: Издательский цент «Академия», 1999. - 256 с.

  3. Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1-4 классе. Методические рекомендации. - М.: Новая школа, 1994. - 80 с.

  4. Гукасова А.М., Фрейтаг И.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб.-метод, пособие для студентов заочников 2 и 3 курсов факультетов педагогики и методики начального обучения пед. инс-тов.- М.: Просвещение, 1978. - с.

  5. Конышев Н.М. Лепка в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985. - 88 с.

  6. Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2001. - М.: Просвещение, 1981. - 223 с.

  7. Майорова И.Г., Романина И.П. Дидактический материал по трудовому обучению.: Пос. для учащихся 1 класса трехлетней начальной школы. 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1989. - 95 с.

  8. Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство и художественный труд // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть П. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с. - С.258 - 289.

  9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 классы одиннадцателетней школы / Сост. Р.В. Назарова, Л.И. Филатова, В.Г. Цыпурский; Под ред. Н.Н. Гуровой. -М.: Просвещение, 1988. - 176 с. - С. 163 - 173.


III семестр
Практическое занятие.

Конструирование на тему: «Изготовление игрушек по выкройкам».

Выполнить игрушки по выкройкам - почтовый ящик, санки, фонарики и др. Правильно пользоваться выкройкой при создании игрушек.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Материалы и оборудование для занятий конструированием

  2. Виды конструирования

  3. Способы работы из готовых форм.


Задание для самостоятельной работы

Составить методические разработки игрушек на формате А-3. Альбом «Объекты для педагогического рисунка». Материал: бумага, ножницы, клей, готовые формы (спичечный коробок, коробки и т.д.).



Литература основная:

  1. Конышева Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования.- М.: Академия, 1999.

  2. Обработка бумаги. – М., 1990;

  3. Обработка картона. – М., 1990;

  4. Обработка разных материалов. -М., 1990.

  5. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л. А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду.- М.: Просвещение, 1994.

  6. Лиштван З.В. Конструирование. – М.: Просвещение, 1981.



Практическое занятие.

Конструирование в технике оригами.

Изучить технику складывания и базовые формы оригами.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Материалы и оборудование для занятий конструированием

  2. Виды конструирования

  3. Способы работы с бумагой.

  4. Оригами.


Задание для самостоятельной работы

Выполнить изделие оригами - парусная лодка, пилотка, маска индейца, аист, цветок и др. Составить таблицы с рисунками тех предметов, которые сделаны. Альбом «Объекты для педагогического рисунка»

Материал: бумага, ножницы.

Литература основная:


  1. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений.- М.: Издательский цент «Академия», 1999. - 256 с.

  2. Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1-4 классе. Методические рекомендации. - М.: Новая школа, 1994. - 80 с.

  3. Романина В.И., Машинистов В.Г., Конышева Н.М. Трудовое обучение //

  4. Трудовое обучение в начальных классах / Сост. Майорова И.П., Романина В.И., Тарпольский , Гукасова А.М. - М.: Просвещение, 1980. - 128 с.

  5. Конышева Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования.- М.: Академия, 1999.

  6. Обработка бумаги. – М., 1990;

  7. Обработка разных материалов. -М., 1990.

  8. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л. А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду.- М.: Просвещение, 1994.

  9. Лиштван З.В. Конструирование. – М.: Просвещение, 1981.


ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

1семестр

Лабораторное занятие. Оснащение курса трудового обучения в начальной школе.

Цель: составить конспект по подготовке материальной базы каждого ученика. Изучить оборудование уроков трудового обучения: организацию рабочей комнаты; оборудование рабочих мест. Материалы, инструменты для организации занятий. Порядок размещения и хранения инструментов. Оформление учебного кабинета. Применение стендов со сменной экспозицией. Правила техники безопасности, общие положения, правила для учащихся.



Лабораторное занятие. Место трудового обучения в начальной школе при осуществлении межпредметных связей.

Цель: определить место трудового обучения среди других дисциплин, развивающие возможности трудового обучения. Проследить связь занятий трудового обучения с уроками чтения, природоведения, изобразительного искусства физкультуры и др. Отношение учащихся и их родителей к трудовому обучению.



II семестр

Лабораторное занятие. Декоративная аппликация в круге, квадрате, треугольнике, полосе.

Цель задания: изготовить наглядное пособие, отображающие основные приемы вырезания из бумаги. Каждый урок или внеклассное занятие по трудовому обучению должен сопровождаться наглядными пособиями, специально разработанными для занятий по аппликации. Наглядное пособие сопровождается краткой пояснительной запиской, в которой даются методические указания и описание приемов вырезания из бумаги. Развивать композиционные навыки студентов, способствовать их совершенствованию их умения выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы. Композиционные задачи (повторение одного элемента, чередование двух элементов, заполнение каймы, центра и т.д.)

Задание. Выполнить на отдельных листах наглядное пособие, отображающие основные приемы вырезания из бумаги. Изготовить 4 листа декоративной аппликации: 1 лист - аппликация в круге; 1 лист - аппликация в квадрате; 1 лист - аппликация в треугольнике; 1 лист - аппликация в полосе. Наглядные пособия и декоративная аппликация выполняется на формате А-3. Альбом «Объекты для педагогического рисунка»

Материал: бумага, клей, ножницы.



Лабораторное занятие. Натурная аппликация на тему: «Пейзаж».

Создавать условия для развития у студентов нравственно-эстетического восприятия родной природы, развивать наблюдательность, цветовидение, ознакомить с стилизацией растительных форм.

Задание: Разработать эскиз стилизации растительных форм карандашом, на основе эскизы выполнить сюжетную аппликацию на тему «Пейзаж», наглядные пособия с методической последовательности сделанной аппликации на формате А-3. Альбом «Объекты для педагогического рисунка»

Материал: бумага, клей, ножницы.



Лабораторное занятие. Декоративная лепка на тему: «Глиняная народная игрушка».

Цель задания: овладеть основными способами лепки на примере выполнения народной игрушки (дымка, гжель, филимоново, Каргополь); формировать художественно-графические навыки кистевой росписи и передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции».

Задание: Выполнить лепку народной игрушки (2-3 шт.), наглядные пособия с методической последовательности сделанной лепки на формате А-3 . Альбом «Объекты для педагогического рисунка»

Материал: пластика, глина (по выбору студентов), краски, кисть.



Лабораторное занятие. Натурная лепка на тему: «Лепка животных».

Ознакомить с пластической анатомией, основными пропорциями и движениями зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся. Из всего многообразия средств художественной выразительности скульптуры анималистического жанра - отобраны и определены в системе основные средства художественной вьфазительности, которые дают возможность грамотно изображать зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся: 1.

композиция; 2. техника обработки материала; 3. индивидуальная манера исполнения скульптора-профессионала; 4. передача движения.

Задание: Выполнить лепку животных. Составить методические разработки лепки животных на формате А-3. Альбом «Объекты для педагогического рисунка»

Материал: пластилин.

III семестр

Лабораторное занятие. Лепка на тему: «Композиция по мотивам народных сказок».

Показать закрепление знания по пластической анатомии, конструктивному построению, нахождение основных планов, пропорций. Пластическое завершение композиции по мотивам народных сказок.

Задание: Выполнить лепку композицию по мотивам народных сказок, наглядные пособия с методической последовательности сделанной лепки на формате А-3 . Альбом «Объекты для педагогического рисунка»

Материал: пластилин, пластика (по выбору студентов), краски, кисть.


Лабораторное занятие. Конструирование на тему: «Изготовление игрушек из природного материала».

Научиться использовать различный природный материал.

Задание: изготовить игрушки из природного материала в сочетании с картоном, бумагой и т.п. Составить таблицы с рисунками тех предметов, которые сделаны. Альбом «Объекты для педагогического рисунка»

Материал: шишки, желуди, скорлупа ореха, яичная скорлупа, ракушки и др.



Лабораторное занятие. Композиция на тему: «Город моей мечты».

Распределить предметы в соответствии с сюжетом; выявить главное в композиции; передать взаимосвязь главных и второстепенных элементов; развивать творческое воображение; наблюдательность. Показать закрепление знания, полученные на занятиях по трудовому обучению.

Задание: Выполнить композицию на тему «Город моей мечты», наглядные пособия с методической последовательности сделанной композицией на формате А-3 . Альбом «Объекты для педагогического рисунка»

Материал: бумага, пластилин, пластика (по выбору студентов).



1.8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.8.1. Рекомендуемая литература.

Основная.

  1. Алексахин Н.Н. Волшебная глина: Методика преподавания в детском кружке: Учебное пособие для внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста. - М.: Агар, 1998.- 48с.

  2. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений.- М.: Издательский цент «Академия», 1999. - 256 с.

  3. Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1-4 классе. Методические рекомендации. - М.: Новая школа, 1994. - 80 с.

  4. Гукасова А.М., Фрейтаг И.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб.-метод, пособие для студентов заочников 2 и 3 курсов факультетов педагогики и методики начального обучения пед. инс-тов.- М.: Просвещение, 1978. - с.

  5. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для пед. училищ. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985.-271 с.

  6. Конышев Н.М. Лепка в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985. - 88 с.

  7. Косминская В.Б. Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. Лабораторный практикум. 2-е изд. доп. - М.: Просвещение, 1987. - 128 с.

  8. Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2001. - М.: Просвещение, 1981. - 223 с.

  9. Майорова И.Г., Романина И.П. Дидактический материал по трудовому обучению.: Пос. для учащихся 1 класса трехлетней начальной школы. 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1989. - 95 с.

  10. Машинистов В.Г. Трудовое обучение в сельских школах // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть П. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с. - С. 174 -193.

  11. Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство и художественный труд // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть П. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с. - С.258 - 289.

  12. Перспективы развития начального образования России. Материалы межвузовской научно-практической конференции 23-24 марта 2004 г. _ Отв. За выпуск И.А. Мещерова. - Мурманск: МГПУ, 2004. - 180 с.

  13. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 классы одиннадцателетней школы / Сост. Р.В. Назарова, Л.И. Филатова, В.Г. Цыпурский; Под ред. Н.Н. Гуровой. -М.: Просвещение, 1988. - 176 с. - С. 163 - 173.

  14. Программы средней общеобразовательной школы. Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство 1-7 классы, 8 класс (факультативный курс) / Под. Ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1988.-140 с.

  15. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя нач. классов по внекл. работе. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

  16. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе: Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 1980. - 96 с.

  17. Романина В.И., Машинистов В.Г., Конышева Н.М. Трудовое обучение // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы'(1-4). Часть П. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с. - С. 143 - 173.

  18. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: Уч. Пособие для студ. пед. вузов по спец. «Педагогика и методика нач. образования». - М.: Академия, 1999. - 364 с.

  19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: Уч. пособие для студ. пед. вузов по спец. «Педагогика и методика нач. образоваия». - М.: Академия, 2003. - 368 с.

  20. Трудовое обучение в начальных классах / Сост. Майорова И.П., Романина В.И., Тарпольский , Гукасова А.М. - М.: Просвещение, 1980. - 128 с.

  21. Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство и художественный труд // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) Часть П. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с. - С.290 - 312.

  22. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 2 кл. / Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 2002. - 94 с.

  23. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 3 кл. / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. - М.: Просвещение, 2003. - 111 с.

Дополнительная.

  1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. -М.: Просвещение, 1981. - 239 с.

  2. Богуславская И. Русская глиняная игрушка / Худож. В. Бабанов; фото И. Захарова. - Л.: Искусство, 1975. - 142 с.

  3. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб пособие для студ. Педвузов, обуч. По спец. 030800 «Изобразительное искусство». - М.: ВЛАДОС, 2004. - 272 с.

  4. Внеклассная работа по труду. Работа с разными материалами. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

  5. Демчев П.Г. Художественное оформление в школе: Учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. «Изобразительное искусство». - М.: ВЛАДОС, 2004. - 228 с.

  6. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы.: Книга для учителя / Неменский Б.М - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

  7. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы.: Кн. для учителя / Б.М. Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В. Гросул и др. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

  8. Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайн образования) // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть П. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с. - С. 212 - 232.

  9. Майорова И.Г., Романина И.П. Дидактический материал по трудовому обучению: Пос. для учащихся 1 класса трехлетней начальной школы. 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1989. - 95 с.

  10. Методика обучения изобразительной дейтельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.

  11. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору: 1 кл. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 224 с.

  12. Полонская М.А. Природные образы в формировании художественно-творческой активности школьника. // Изобразит, искусство в шк. - 2003. - №3. - С. 68.

  13. Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе: Учеб. пособ. для худож.-граф. фак. пед. ин-в. -М. :Просвещение, 1976. -136 с.

  14. Пухов А.К. Анатомия для художников: Учеб пособие для студ. Фак. Худож. Воспитания/М-во образования РФ, Мурм. гос. пед. ин-т.- Мурманск, 2002. - 61 с.

  15. Савиных В.П. Умельцу о поделочных материалах. - Мн.: Полымя, 1997. - 320 с.

  16. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. -Пермь : Кн. изд-во. 1967.-46с.

  17. Соловьев С.А. Декоративное оформление. -М. :Просвещение, 1987. -144 с.

  18. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. - М.: Просвещение,1978.

  19. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.

  20. Чебан В. Узоры и орнаменты для мастера. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-384 с.

  21. Чтобы ожили стены. Сборник. 2-е изд., доп. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 96 с.

  22. Шорохов Е.В. Композиция: Уч. для студентов художественно-графических ф-тов пед. ин-тов.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

  23. Шорохов Е.В. Основы композиции: Уч. для студентов худ.-граф. ф-тов. - М.: Просвещение, 1979.

  24. Яковлева К.Г. Лесная скульптура. - М.: Лесн. пром., 1988. - 216 с.

1.9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.9.1. Перечень используемых технических средств

Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованная аудитория; наглядные пособия; иллюстрации профессиональных художников к произведениям аппликации; игрушки декоративно-прикладного искусства; иллюстрации к книгам; наглядно-дидактические пособия; инструменты для работы с бумагой, пластилином ищ глиной; натурный фонд - различные реквизиты, утварь, драпировки, доски для рисования мелом.

Персональный компьютер, модем, обеспечивающий поиск по темам: «Из истории развития трудового обучения в начальной школе», «Методика преподавания труда в начальной школе», «Методика преподавания аппликации в начальной школе», «Методика преподавания лепки в начальной школе», «Методика преподавания конструирования в начальной школе».

1.9.2. Перечень используемых пособий

Наглядные пособия: методические таблицы по темам: «Методика обучения аппликации, лепке, конструированию в начальной школе»; «Глиняная народная игрушка»; «Лепка натюрморта из 3-х предметов и драпировки», «Лепка животных», «Лепка фигуры человека»; «Изготовление изделий из бумаги различными способами»; «Изготовление игрушек по выкройкам»; «Изготовление игрушек из природного материала»; «Оригами».



1.10. Примерные зачетные тестовые задания.
Вариант 1. Внимательно прочтите вопросы и все варианты ответов на него. Из предложенных вариантов - выберите правильный. На вопросы, требующие наиболее полных ответов, дайте развернутые разъяснения письменно.
1) Объемное конструирование в большей степени базируется на:

а) аналитической деятельности;

б) предметно-практической деятельности;

в) мыслительной деятельности.


2) От чего зависит выбор соответствующих материалов, учет их свойств и приемов обработки при конструировании?
3) Украшение изделия должно соответствовать:

а) форме и поверхности предмета;

б) интерьеру.
4) Продумывать украшения вещи нужно:

а) в последнюю очередь, когда вещь уже готова;

б) в процессе проектирования вещи;

в) параллельно с изготовлением вещи.

5) Проверка качества практической деятельности осуществляется:

а) ходом размышлений;

б) конкретным результатом;

в) планом действий;

г) описанием совершенных действий.
6) Назовите основную задачу при конструировании по образцу.
7) Тема занятия по конструированию отражает:

а) содержание работы;

б) используемый материал;

в) производимые действия.


8) Формированию каких качеств дизайнерского мышления больше всего способствует конструирование по модели?
9) По характеру познавательную деятельность можно разделить на 2 группы. Назовите их.
10) Какова особенность практической деятельности, обеспечивающей интенсивное развитие:

а) присутствие цели (замысла);

б) выполнение условий задания;

в) возможность манипуляций с предметами.


11) Дайте понятие термину «конструирование».
12) От чего зависит структура занятия конструированием:

а) от последовательности этапов;

б) от количества этапов;

в) от содержания и поставленных задач.


13) В чем отличие модели от образца?
14) Воспроизведите правильный план анализа образца, при конструировании по образцу: 1.установление пространственного расположения частей; 2.установление пространственного расположения деталей; 3.рассматривание объекта, определение его назначения, характеристика; 4.выделение основных деталей в частях; 5.выделение основных частей.
15) Что бы Вы использовали при оформлении кабинета для занятий конструированием:

а) лучшие детские работы;

б) таблицы технологических операций;

в) таблицы правил безопасности.

г) все вышеперечисленное.
16) Главная задача практической деятельности на занятии конструированием:

а) производство полезных предметов;

б) отработка автоматизированных навыков;

в) углубление процесса познания.


17) Какие 3 основных умения формирует конструирование по образцу?
18) Выберите 3 основных вида конструирования:

а) по чертежам и схемам;

б) по модели;

в) по замыслу;

г) по заданным условиям;

д) по образцу.


19) Назовите 5 видов разметки.
20) Можно ли все действия с материалом назвать развивающей деятельностью?
21) К какому виду конструирования относится задание: «Нужно воспроизвести конструкцию, составленную из спичечных коробков, но вся конструкция уже оклеена бумагой, так что нельзя рассмотреть, сколько деталей взято, как они соединены между собой»?
22) Какие компоненты дизайнерского мышления Вам известны?
23) Можно ли отнести к развивающему обучению такую организацию труда, при которой изделия выполняются по жестким предписаниям и практические операции уже хорошо известны?
24) Объясните понятие «композиционная целостность».
25) Что представляет собой образец в учебном конструировании, его основное условие?
26) Какую из нижеследующих ситуаций можно назвать конструированием:

а) ребенок приставляет кубики один к другому, получая конструкции;

б) рабочий осуществляет сборку шкафа, следуя предписанию;

в) инженер разрабатывает предмет и готовит инструкцию по сборке.


27) Охарактеризуйте понятие «деятельность» с педагогической и психологической точек зрения.
28) Продолжите фразу: «Чтобы предметно-практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в ...».

1.11. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

  1. История развития трудового обучения в начальной школе.

  2. Анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников.

  3. Оснащение курса трудового обучения в начальной школе.

  4. Техника безопасности на уроках труда.

  5. Роль развития эмоционально-эстетического восприятия школьниками окружающего мира.

  6. Методика трудового обучения как наука, ее задачи.

  7. Классификация методов трудового обучения.

  8. Внеурочная работа по труду. Задачи, содержание, организация внеурочной работы.

  9. Межпредметные связи на уроках труда.

  10. Методика обучения аппликации в начальной школе.

  11. Выразительные средства аппликации.

  12. Техника аппликации.

  13. Материалы для аппликации

  14. Основные приемы вырезания

  15. Виды аппликации (с натуры, по памяти, преставлению).

  16. Методика обучения конструированию в начальной школе.

  17. Материалы и оборудование для занятий конструированием

  18. Виды конструирования

  19. Способы работы с бумагой.

  20. Способы работы из готовых форм.

  21. Оригами.

  22. Методика обучению конструирования из природных материалов.

  23. Инструменты и приспособления для занятий конструированием.

  24. Методика обучения лепке в начальной школе.

  25. Выразительные средства лепки.

  26. Материалы и оборудование для лепки.

  27. Способы лепки.

  28. Виды лепки.

  29. Нарисовать схематично на доске методическую последовательность лепки животных (2 примера).

  30. Нарисовать схематично на доске методическую последовательность лепки глиняной игрушки по мотивам декоративно-прикладного искусства.

  31. Нарисовать схематично на доске методическую последовательность лепки спортсмена.

  32. Нарисовать схематично на доске методическую последовательность лепки куклы.


1.12 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ


  1. Роль предметно-практической деятельности в познании и развитии младших школьников.

  2. Традиции и новаторство в методике трудового обучения.

  3. Развивающий характер предметно-практической деятельности, ее возможности.

  4. Понятие ручной труд.

  5. Роль уроков технологии в начальном образовании.

  6. Современные концепции трудового обучения и их реализация на уроках технологии.

  7. Специфика формирования творчества у детей младшего школьного возраста.

  8. Проблемное обучение на уроках технологии.

  9. Понятие конструирования.

  10. Конструирование как средство развивающего обучения.

  11. Роль конструирования в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста.

  12. Специфика детского творчества и его формирование.

  13. Психолого-педагогические особенности формирования конструктивного мышления у детей младшего школьного возраста.

  14. Виды учебного конструирования.

  15. Содержание понятия конструирование.

  16. Основной смысл технологии как учебной дисциплины, ее задачи и принципы построения.

  17. Возможность осуществления задач уроков технологии.

  18. Этапы подготовки учителя к урокам технологии.

  19. Средства обучения детей на уроках технологии.

  20. Чем обусловлен выбор средств обучения на уроках технологии.

  21. Осуществление воспитательного, обучающего и развивающего воздействия на ребенка на уроках технологии.

  22. Методы и приемы организации работы детей младшего школьного возраста с различными материалами.

  23. Конструирование из бумаги.

  24. Конструирование из природного материала.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница