Учебно методический комплекс



страница1/3
Дата28.06.2016
Размер0.59 Mb.
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СД.В.2.1 Программа «Здоровье» студента педагогического вуза.

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050720 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ

«СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»

Утверждено на заседании кафедры

ТиМФВиС

факультета ФКиБЖД



(протокол №10 от 24.04.2008 г.
Зав. кафедрой

____________________Чайников С.А.



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

Программа «Здоровье» студента педагогического вуза.


    1. Автор программы: ст. преподаватель Карпенко Е.В.

    2. Рецензенты: к.п.н., доцент, зав.кафедрой ТиМФВиС Рябченко Г.С

доцент, к.п.н., МОИПКРО Утков П.Ю.

    1. Пояснительная записка:

Программа « Здоровье» студента педагогического ВУЗА является одной из дисциплин

учебного плана специальности 050720 «Физическая культура» со специализацией

«Спортивно-оздоровительный туризм».

Цель

Формирование индивидуальной и популяционной (общей и государственной) культуры здоровья через реализацию системы валеологического образования независимо от получаемой специальности.

Реализация данной программы призвана способствовать сохранению и укреплению

здоровья учащейся молодежи: повышению резистентности организма к неблагоприятным

факторам окружающей среды; поддержанию высокой работоспособности студентов

в условиях Кольского Заполярья.

Задачи:

1. Дать студентам фундаментальные знания о здоровье и факторах, его обуславливающих.

2. Сформировать валеологическое мировоззрение и установку на здоровье как главную

человеческую ценность.

3. Заложить основы знаний о здоровом образе жизни как главном факторе здоровья.

4. Помочь овладеть методами самодиагностики здоровья, а также принципами и методами

его формирования и укрепления.

5. Научить студентов быть здоровыми.

Место курса в общей системе подготовки специалиста

Дисциплина программа «Здоровье» студента педагогического вуза входит в блок ДПП (дисциплины и курсы по выбору).

Требования к уровню освоения содержания дисциплины



Студент должен знать:

-основы теории и методики педагогики здорового развития и формирования ЗОЖ

студента в условиях Кольского Заполярья;

-средства и формы ведения ЗОЖ;

-основы техники безопасности при самостоятельных занятиях физической культурой;

-формы самоконтроля при занятиях физической культурой;



Студент должен уметь:

-применять на практике свои знания;

-составить индивидуальную программу «Здоровье»;

-соблюдать технику безопасности при самостоятельных занятиях физической культурой;

-осуществлять самоконтроль при занятиях физической культурой.

Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке

Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента / Под ред.

В.А. Бароненко: Учеб. пособие. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2006.



Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы




п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

050720 «Физическая культура» со специализацией 003313 «Спортивно-оздоровительный туризм»

4

8

50

32

8

20

4

18

зачет

2.

050720 «Физическая культура» (ОЗО) – 5л.

1

1

45

6

4

2

-

39

зачет

3.

050720 «Физическая культура» со специал-ей 003313 «Спортивно-оздоровительный туризм» (ОЗО) – 5л.6м.

1

1

66

4

2

2

-

62

зачет



1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплин и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




























































Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант I

Вариант II

Вариант III

Всего ауд.

ЛК

ПР\СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР\СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР\СМ

ЛБ

Сам. раб.

ΙV курс - 8 семестр

I курс - 1 семестр

I курс - 1 семестр

 1.

Организм и внешняя среда

2

2





































2

2.

Физиологические особенности юношеского возраста

2




2


































2

 3.

Современная концепция здоровья и ЗОЖ

2

2










2

2







3

2

2







4

 4.

Культура психического здоровья

2

2






















4













4

5.

Физическая культура-ведущий фактор здоровья студента

2




2




2




























4

 6.

Культура питания

4




4




4













6













10

 7.

Организация жизнедеятельности человека адекватная биоритмам

2

2






















4













4

 8.

Культура здоровья и вредные пристрастия

6




6




4













6













10

 9.

Сексуальная культура-ключевой фактор психического и физического здоровья студента

2




2




2













4













4

 10.

Оптимизация умственной работоспособности студента в образовательном процессе

2




2







2

2







4

2




2




4

 11.

Методика определения физической и умственной работоспособности

2







2

2

2




2




4













4

12 

Экологические основы культуры здоровья

2




2




2













4













6

 13.

Технология составления индивидуальной программы «Здоровье» студента педагогического вуза. 

2







2

2




























4

Примечание: Вариант № 1 для специальности 050720 «Физическая культура» со специализацией

«Спортивно-оздоровительный туризм».

Вариант № 2 для специальности 050720 «Физическая культура» со специализацией

«Спортивно-оздоровительный туризм» (ЗФО – 5л.);

Вариант № 3 для специальности 033100 «Физическая культура» со специализацией

«Спортивно-оздоровительный туризм» (ЗФО – 5л.6м).

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Организм и внешняя среда.

Общие представления об организме и его саморегуляции. Внешняя и внутренняя среда организма. Регулирующие аппараты. Адаптация.



Физиологические особенности юношеского возраста. Общие закономерности роста и развития организма. Возрастная периодизация. Особенности физического развития. Особенности полового развития. Особенности умственного развития. Развитие систем вегетативного обеспечения. Особенности развития эндокринной системы.

Современная концепция здоровья и ЗОЖ. Общие представления о здоровье. ЗОЖ – главный фактор здоровья. Мотивация ЗОЖ. Установка на ЗОЖ.

Культура психического здоровья. Эмоциональное благополучие – основной фактор психического благополучия. Признаки эмоционального благополучия. Условия достижения эмоционального благополучия. Духовно-нравственное здоровье.

Физическая культура – ведущий фактор здоровья студента. Значение двигательной активности для организма. Функции двигательной активности. Физическая культура и хорошая физическая форма. Выбор программы упражнений и ее реализация. Закаливание.

Культура питания. Значение питания для организма. Проблемы питания студента. Сбалансированное питание. Типы и источники питательных веществ. Рекомендации для оптимальной организации питания.

Организация жизнедеятельности человека адекватная биоритмам. Биоритмы и их биологическое значение для организма. Происхождение и регуляция биоритмов. Суточный биоритм и жизнедеятельность организма. Десинхроноз и его профилактика. Суточный биоритм – основа организации режима питания и работы студента.

Культура здоровья и вредные пристрастия. Вредные пристрастия и факторы зависимости. Причины наркотической и лекарственной зависимости. Общий механизм действия наркотических веществ на организм. Алкоголизм. Наркомания. Курение табака.

Сексуальная культура – ключевой фактор психического и физического благополучия студента. Общие представления о сексуальности. Сексуальность в онтогенезе. Общие представления о психосексуальной сфере. Культура выбора сексуального партнера.

Оптимизация умственной работоспособности студента в образовательном процессе.

Работоспособность и внутренние факторы, ее обусловливающие. Образовательный

процесс и стресс. Принципы и условия предупреждения переутомления, хронического

утомления и стресса. Пути сохранения здоровья и поддержания высокой работоспособности студента МГПУ в условиях Кольского Заполярья.



Методика определения физической и умственной работоспособности. Работоспособность, возраст и здоровье. Определение уровня своего здоровья. Тестирование физической работоспособности.

Экологические основы культуры здоровья. Конституция человека и среда обитания. Обусловленность экологии человека политической, экономической и социальной сферами. Факторы непосредственного влияния на экологию. Факторы, влияющие на здоровье человека через экологию.

Технология составления индивидуальной программы «Здоровье» студента педагогического вуза.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения:




Наименование раздела дисциплины, темы

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Организм и внешняя среда

Конспект вопроса «Современные представления об адаптации организма»

2 - ΙΙΙ

Проверка конспекта

2.

Физиологические особенности юношеского возраста

Изучение и анализ материала по данной теме

2- ΙΙΙ

Доклад

3.

Современная концепция здоровья и ЗОЖ

Изучение и анализ материала по данной теме. Обзор литературы

3 – ΙΙ

4- ΙΙΙ


Разбор основных вопросов по теме

4.

Культура психического здоровья

Изучение и анализ материала по данной теме

4- ΙΙ

4- ΙΙΙ


Защита рефератов

5.

Физическая культура-ведущий фактор здоровья студента

Составить план индивидуального двигательного режима.

2 – Ι

4- ΙΙΙ


Поверка плана индивидуального двигательного режима.

6.

Культура питания

Изучение и анализ материала по данной теме. Рассчитать суточный расход энергии при занятиях физ.упр. Составить режим сбалансированного питания.

4- Ι

6- ΙΙ


10- ΙΙΙ


Защита рефератов.

Проверка индивидуальных режимов питания.



7.

Организация жизнедеятельности человека адекватная биоритмам

Изучение и анализ материала по данной теме.

4- ΙΙ

4- ΙΙΙ


Разбор основных вопросов по теме

8.

Культура здоровья и вредные пристрастия

Изучение и анализ материала по данной теме. Обзор литературы. Разработать программу-миним. «Умей сказать нет вредным привычкам».


4- Ι

6- ΙΙ


10- ΙΙΙ

Проверка и защита программ. Защита рефератов

9.

Сексуальная культура-ключевой фактор психического и физического здоровья студента

Изучение и анализ материала по данной теме. Обзор литературы

2- Ι

4- ΙΙ


4- ΙΙΙ

Доклад

10.

Оптимизация умственной работоспособности студента в образовательном процессе

Изучение и анализ материала по данной теме.

4- ΙΙ

4- ΙΙΙ


Разбор основных вопросов по теме

11.

Методика определения физической и умственной работоспособности

Рассчитать свой уровень здоровья и определить уровень физической работоспособ-ти.


2- Ι

4- ΙΙ


4- ΙΙΙ

Проверка индивидуальных планов определения уровня физической работоспособности

12.

Экологические основы культуры здоровья

Изучение и анализ материала по данной теме. Обзор литературы

2- Ι

4- ΙΙ


6- ΙΙΙ

Разбор основных вопросов по теме. Защита рефератов

13.

Технология составления индивидуальной программы «Здоровье»

Разработать индивидуальную программу «Здоровье».

2- Ι

4- ΙΙΙ


Защита индивидуальной программы «Здоровье».


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

(планы последовательного проведения занятий):
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница