Учебно-методический комплекс вербальные и невербальные средства общения



Скачать 161.15 Kb.
Дата07.06.2016
Размер161.15 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета __________ Н.К. Грицкевич

«_____» _________________________ 20___ г.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ


ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) - 4
Направление подготовки: 050400.68 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология образования

Квалификация (степень) выпускника: магистр


1. Цель и задачи курса

Цель - Показать значение вербальных и невербальных средств общения в установлении взаимопонимания и формирования межличностных отношений, а также средств и методов их сохранения, укрепления и развития.

Задачи:

1. Показать связь проблемы средств общения с другими разделами психологической науки и другими науками – физиология, социология, антропология.

2. Дать понятие об основных современных методологических подходах и методах, разработанных для характеристики и оценки значимости вербальных и невербальных средств коммуникаций.

3. Продемонстрировать значение факторов различной природы влияющих на формирование и развитие коммуникации посредством вербальных и невербальных средств..


2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После изучения курса магистранты должны знать:

- значение вербальные и невербальных средств общения в установлении взаимопонимания и формирования межличностных отношений,

- значение деятельности психолога в использовании средств и методов для установления, развития и укрепления межличностных отношений,

- значение факторов, влияющих на формирование, развитие и укрепление взаимопонимания и межличностных отношений.

После изучения курса магистранты должны уметь:

- определять характеристики вербального и невербального общения,

- осуществлять психологические мероприятия по выработке стратегии и тактики на формирование, развитие и укрепление межличностных отношений.


3.Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 1

Общая трудоемкость дисциплины

144

144

Аудиторные занятия

32

32

Лекции





Практические занятия (ПЗ)

32

32

Семинары (С)





Лабораторные работы (ЛР)





И (или) другие виды аудиторных занятий





Самостоятельная работа

112

112

Курсовой проект (работа)





Расчетно-графические работы





Реферат





И (или) другие виды самостоятельной работы





Вид итогового контроля (зачет, экзамен)



Экзамен



4.Содержание дисциплины

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)


№ п/п

Раздел дисциплины

Виды занятий

лекции

Практические

Занятия или семинары



Лабораторные работы



История изучения проблемы общения. Характеристика общения



2





Средства общения



2





Факторы, обусловливающие эффективность общения



2





Формы воздействия (влияния) на партнеров общения



2





Манипуляция



2





Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий



4





Возрастные особенности общения. Особенности общения, связанные с полом.



2





Межличностные отношения и взаимопонимание



2





Психология конфликтов



2





Межличностные отношения



4





Практические аспекты общения



2





Педагогическое общение



4





Межличностные отношения и общение в семье



2




4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. История изучения проблемы общения. Характеристика общения

История изучения проблемы общения. Понятие «общение». Потребность в общении.

Общение как ценность. Функции и цели общения. Виды общения. Способы общения. Выбор партнера по общению.
Раздел 2. Средства общения

Понятие о первой и второй сигнальных системах. Речь, физиология речи, вербальные средства общения. Невербальные средства общения (жесты, мимика, поза, походка). Другие невербальные средства общения.


Раздел 3. Факторы, обусловливающие эффективность общения

Внешние факторы общения. Манеры (стили) общения. Свойства личности, влияющие на эффективность общения. (экстравертированность — интровертированность, эмпатийность, властность, конфликтность и агрессивность, толерантность, застенчивость, робость (социальная трусость), ригидность — мобильность). Психологический портрет субъекта затрудненного общения


Раздел 4. Формы воздействия (влияния) на партнеров общения

Неимперативные прямые формы воздействия. Императивные прямые формы воздействий. Дисциплинарные меры воздействия. Способы защиты от воздействий



Раздел 5. Манипуляция

Виды и характеристика манипулятивного общения (демонстрация слабости, беспомощности, заискивание, лесть, подхалимаж, обман, ложь, вранье). Распознавание лжи. Манипулятивный (макиавеллический) тип личности.


Раздел 6. Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

Коммуникативная культура. Авторитет источника информации. Конформность реципиента. Внушаемость и негативизм реципиента. Доверие — недоверие к источнику информации. Коммуникативные эмоциональные состояния (веселье, смятение, смущение, стыд, вина, презрение, обида, гнев, печаль, горе, страх).


Раздел 7. Возрастные особенности общения. Особенности общения, связанные с полом.

Особенности общения в разные возрастные периоды развития. Возрастные особенности коммуникативных свойств личности. Половые различия в использовании вербальных средств общения. Половые различия в использовании невербальных средств общения. Мужской и женский стили общения.


Раздел 8. Межличностные отношения и взаимопонимание

Потребность во взаимоотношениях. Межличностные отношения и их классификация. Аффилиация. Остракизм. Одиночество. Установление взаимопонимания между общающимися. Сущность взаимопонимания и этапы его установления. Сближение позиций и поддержание взаимопонимания.


Раздел 9. Психология конфликтов

Конфликтные ситуации и конфликты. Фазы развития конфликта. Исходы конфликтных ситуаций. Агрессивное поведение как проявление конфронтации.


Раздел 10. Межличностные отношения

Отношения знакомства. Симпатия и антипатия. Привязанность и дружба.

Любовь, виды любви по отношению к ее объекту. Вражда, зависть, ревность.

Альтруизм и эгоизм их биологические предпосылки и значение.


Раздел 11. Практические аспекты общения

Публичное выступление. Принципы информирования. Методы информирования. Оценка аудитории. Вербальная и визуальная адаптация. Деловое общение. Деловые споры. Производственные конфликты. Стили руководства. Классификации стилей руководства. Стиль руководства и личностные особенности. Эффективность различных стилей руководства.


Раздел 12. Педагогическое общение

Характеристики педагогического общения. Умения учителя, влияющие на эффективность общения. Культура речи учителя. Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися. Виды воздействий учителя на учащихся. Оценка действий и поступков учащихся. Отметка и ее психологическое воздействие. Стили педагогического общения. Взаимоотношения учителей с учащимися. Общение учителей с родителями учащихся. Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации.


Раздел 13. Межличностные отношения и общение в семье

Механизмы выбора партнера по браку. Коммуникативные потребности и цели, реализуемые в браке. Совместимость супругов. Отношения между супругами. Типы привязанностей. Стили общения и взаимодействия с детьми отцов и матерей. Воспитание детей родителями в процессе семейного общения. Удовлетворенность супругов браком. Кризисы в семейных отношениях.


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Ильин Е.П. Психологич общениия и межличностных отношений / Ильин Е.П. – СПб.: «Питер», 2009. – 576 с.


б) дополнительная литература

  1. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций / Крысько В.Г. – Спб.: «Омега-Л», 2003. – 368 с.

  2. Кузнецов В.В. Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман / Кузнецов В.В. – Спб.: «Питер», 2008. – 288 с.

  3. Урбанович А.А. Психология управления. Учебное пособие / Урбанович А.А. – Минск.: «Харвест», 2001. – 640 с.

  4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте / – Спб.: «Питер», 2008. – 272 с.

  5. Крысько В.Г. Этническая психология. Учебное пособие / Крысько В.Г. – М.: «Академия» 2008. – 320 с.

  6. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг / Соснин В.А., Лунев П.А. – Институт психологии РАН: 1993. – 156 с.

  7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита, Речь / Доценко Е.Л. – Спб.: «Питер», 2003. – 304 с.

  8. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия / Вердербер Р., Вердербер К. – М.: «Прайм-Еврознак», 2003. – 320 с.


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины

Таблицы, плакаты, иллюстрации.


7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Библиотечный фонд ТГПУ


8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей.
Данная программа предполагает формирование у магистров вербальных и невербальных навыков общения и понимание значения общения в формирования межличностных отношений, а также средств и методов их сохранения, укрепления и развития.

Данная программа предполагает формирование у магистров навыков научного информационного поиска, интерпретации данных научной литературы, анализа особенностей развития современной психологии, выделения проблемных направлений развития направления психологии общения, владения методами получения современного научного знания в области психологии, анализа и диагностики состоний связаных с различными формами общения.


Базовыми вопросами в преподавании дисциплины являются изучение связи проблемы средств общения с другими разделами психологической науки и другими науками – физиология, социология, антропология. Изучение понятий об основных современных методологических подходах и методах, разработанных для характеристики и оценки значимости вербальных и невербальных средств коммуникаций, а также значение факторов различной природы влияющих на формирование и развитие коммуникации посредством вербальных и невербальных средств..

При изучении дисциплины по разделам следуем обратить внимание на следующие цели и задачи

-значение вербальные и невербальных средств общения в установлении взаимопонимания и формирования межличностных отношений,

- значение деятельности психолога в использовании средств и методов для установления, развития и укрепления межличностных отношений,

- значение факторов, влияющих на формирование, развитие и укрепление взаимопонимания и межличностных отношений.

- определнгтн характеристик вербального и невербального общения,

- осуществление психологических мероприятий по выработке стратегии и тактики на формирование, развитие и укрепление межличностных отношений.

Все эти направления изучения предмета являются необходимыми в познании и осмыслении сущности условий и характера развития современной психологии общеня. Разделы лекционного курса должны быть связаны с изучением развития различных направлений современной психологии при этом следуем обратить внимание не только на изучение конкретных закономерностей развития дисциплины но и на раскрытие общих принципов развития психологии в контексте развития научного знания и преобразований социума.

Особое внимание следует обратить на эволюционность развития психологии, а также на неразрывную связь современной психологии с естественными науками такими как биология, этология и другие. Следует особенно подчеркнуть материалистические основы и закономерности развития психологических методов и подходов базирующихся на общих принципах и естественно-научных законах окружающего мира.

В центре внимания при проведении лекций должны находиться не только содержательные и результативные моменты развития психологии, но и механизмы и закономерности обеспечивающие преобразование совокупности элементов гуманитарных и естественных наук интегрированные в современные представления о содержании научного знания.


8.2. Методические рекомендации для студентов

При изучении дисциплины предполагается изучение первоисточников как отечественных так и зарубежных авторов. Рекомендованные источники литературы используются при самоподготовке, подготовке к экзамену и написанию рефератов. Необходимо изучение всей рекомендованной литературы для формирования полной картины состояния современной науки вообще и педагогики и психологии в частности, понимания механизмов развития научного знания и закономерностей в представлениях гуманитарных и естественных наук.

Методические рекомендации к написанию реферата.

Работа над рефератом требует изучения научной и учебной литературы по соответствующей теме и кратного изложения полученных знаний. Реферат не должен являться простым пересказом прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные необходимые для понимания закономерностей положения, концепции, теории, факты и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на резльтате, но и на методологическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы. Для этого следует усвоить не только основное содержание той или иной теории, но и способ доказательства, к которому прибегает автор, раскрыть особенности основных точек зрения на вопрос, оценить практическую и теоретическую значимость результатов реферируемой работы, а также отразить собственное отношение к идеям и выводам автора и подкрепить это отношение весомыми аргументами (доводами, высказываними, доказательствами).

Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, а следовательно, иметь структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульны лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Реферат удобно составлять подразделяя материал на пункты, параграфы, подзаголовки, либо выделяя главы реферируемого источника сохраняя структуру и логику изложения автора научной работы. Возможна и следующая последовательность изложения: введение в состояние изучаемой проблемы, выделение основных и наиболее важных вопросов, целей и задач исследования, используемых в нем методов, результатов, выводов и представлений.

Список использованной литературы, а также ссылки на литературные источники оформляются следующим образом. Фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц если работа является самостоятельным изданием. Если же работа входи в структуру коллективной монографии, сборника статей, тезисов, научных трудов или является журнальной статьей, то после названия работы ставятся две косые линии, после которых указывается название источника структуру которого входит реферируемая работа, местои год издания, страницы на которых напечатана работа, либо год выхода периодического издания, его номер и страницы которые занимает статья.

Требования к оформлению реферативной работы.

Текст набирается на компьютере в текстовом редакторе гарнитурой Times New Roman, межстрочный интервал 1.5, размер шрифта 12 или 14, Работа печатается на одной стороне листа белой бумаги форматом А4. На каждой странице работы соблюдаются поля, левое 30 мм, правое 15 мм, верхнее 20 мм, нижнее 20 мм. Абзацный отступ составляет пять знаков или 15 мм. Порядковый номер страницы ставится в правом нижнем углу страницы. На первой странице номер не ставится.

Приветствуется подготовка реферата в электронном виде без распечатывания на бумаге в программе электронной верстки по выбору студента, с предоставлением окончательного результата в файле формата Adobe Acrobat с расширением *.pdf, с внедрением в текст необходимых графических и табличных файлов.

Цитируемая литература оформляется в виде списка в конце работы. Ссылки приводятся в порядке следования по тексту в квадратных скобках. Объем реферата от 15 до 25 страниц.



8.2.1 Примерная тематика рефератов.

  1. Коммуникативные компетенции и карьера.

  2. Роль учителя в формировании навыков общения у школьников.

  3. Значение невербальных сигналов в установлении межличностных отношений.

  4. Механизмы выработки устойчивости к коммуникативным манипуляциям.

  5. Длительное партнерство мужчины и женщины и коммуникативные компетенции.

  6. Роль психолога в формировании стратегии коррекции коммуникативных проблем.

  7. Особенности профессионального общения на производстве.

  8. Методы психологической защиты.

  9. Типы управления и роль коммуникативных компетенций в управлении.


8.2.2 Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. История изучения проблемы общения. Понятие «общение». Потребность в общении.

  2. Общение как ценность. Функции и цели общения.

  3. Виды общения. Способы общения.

  4. Понятие о первой и второй сигнальных системах. Речь, физиология речи.

  5. Вербальные средства общения.

  6. Невербальные средства общения (жесты, мимика, поза, походка).

  7. Факторы, обусловливающие эффективность общения

  8. Манеры (стили) общения.

  9. Свойства личности, влияющие на эффективность общения. (экстравертированность — интровертированность, эмпатийность, властность, конфликтность и агрессивность, толерантность, застенчивость, робость (социальная трусость), ригидность — мобильность).

  10. Неимперативные прямые формы воздействия на партнеров общения.

  11. Императивные прямые формы воздействий на партнеров общения. Способы защиты от воздействий

  12. Виды и характеристика манипулятивного общения (демонстрация слабости, беспомощности, заискивание, лесть, обман, ложь, вранье).

  13. Характеристика манипулятивного (макиавеллического) типа личности.

  14. Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий

  15. Коммуникативные эмоциональные состояния (веселье, смятение, смущение, стыд, вина, презрение, обида, гнев, печаль, горе, страх).

  16. Особенности общения в разные возрастные периоды развития.

  17. Возрастные особенности коммуникативных свойств личности.

  18. Половые различия в использовании вербальных средств общения.

  19. Половые различия в использовании невербальных средств общения.

  20. Межличностные отношения и их классификация.

  21. Сущность взаимопонимания и этапы его установления.

  22. Фазы развития конфликта. Исходы конфликтных ситуаций.

  23. Агрессивное поведение как проявление конфронтации.

  24. Симпатия и антипатия. Привязанность и дружба.

  25. Любовь, виды любви по отношению к ее объекту.

  26. Альтруизм и эгоизм их биологические предпосылки и значение.

  27. Стили руководства. Классификации стилей руководства.

  28. Стиль руководства и личностные особенности.

  29. Эффективность различных стилей руководства.

  30. Характеристики педагогического общения. Умения учителя, влияющие на эффективность общения.

  31. Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися.

  32. Виды воздействий учителя на учащихся.

  33. Стили педагогического общения.

  34. Механизмы выбора партнера по браку.

  35. Коммуникативные потребности и цели, реализуемые в браке.

  36. Стили общения и взаимодействия с детьми отцов и матерей.

  37. Кризисы в семейных отношениях.

УМК составил:

д.м.н., профессор кафедры психологии развития личности __________ И.В. Рудин

(подпись)


УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.

Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)


УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич



(подпись)


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница