Учебно-методический комплект по курсу



Скачать 70.35 Kb.
Дата01.05.2016
Размер70.35 Kb.
Московская высшая школа социальных и экономических наук

Центр образовательной политики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

ПО КУРСУ

«Мониторинг образования, оценка качества и статистика»

Авторы

М.Агранович

Д.Константиновский

О.Логинова

Москва, 2002

СОДЕРЖАНИЕ


Сопроводительная записка 2

Сценарий курса 2

Как организовано общение между сессиями 3

Список лекторов и преподавателей 3

Программа курса 4

«Мониторинг образования, оценка качества и статистика» 4

Цели и задачи курса 4

Ожидаемые результаты обучения: 4

Содержание курса 5

Тема 1. Качество образования 5

Тема 2. Оценка качества образования 5

Тема 3. Организация системы оценки качества образования 5

Тема 4. Статистика в практике системы образования. 5

Тема 5. Сбор и анализ данных образовательной статистики 6

Тема 6 Анализ эффективности образовательных систем 6

Распределение учебных часов 6

Способ оценки учебных результатов 6



Сопроводительная записка

Сценарий курса


Мониторинг образования, оценка качества и статистика – один из основных курсов инновационной программы подготовки и переподготовки нового поколения специалистов, способных принимать квалифицированное (компетентное) участие в реализации реформы российского образования в таких предметных областях как образовательная политика, качество образования, образовательная статистика, социология образования. Программой курса предусматривается знакомство с современными подходами к оценке качества образования и практическим опытом в построении и функционировании системы оценки качества образования (в частности, по реализации единого экзамена между уровнями общего и профессионального образования), общими требованиями, предъявляемыми к системе оценки качества и эффективности образования различными категориями внешних и внутренних по отношению к системе образования пользователей.

Курс включает три лекции, три семинарских занятия и круглые столы. На лекциях будут рассмотрены ключевые методологические вопросы мониторинга качества, статистики и оценки эффективности образования. На семинарских занятиях в процессе рассмотрения конкретных ситуаций и на примере фактических данных будут закреплены знания, полученные на лекциях. По окончании первой сессии слушатели получат задания для самостоятельной работы (тематику отчетных работ). В рамках следующей сессии будут организованы круглые столы, посвященные презентации и обсуждению выполненных работ. На круглые столы будут приглашены специалисты по вопросам статистики, мониторингу качества и оценке эффективности образования, а также представители органов управления образованием различных уровней.


Как организовано общение между сессиями


Между сессиями слушатели получают индивидуальные консультации, общаясь с преподавателем посредством электронной почты.

Список лекторов и преподавателей


  1. Агранович Марк Львович, к.э.н., Руководитель Центра мониторинга и статистики образования

  2. Константиновский Давид Львович, д.с.н., Заместитель директора Института Социологии РАН

  3. Логинова Ольга Борисовна, к.п.н., проректор Московского городского института открытого образования


Программа курса

«Мониторинг образования, оценка качества и статистика»



Цели и задачи курса


Цель курса - привить слушателям если не любовь, то навык работы с цифрой, с данными, характеризующими систему образования с разных сторон, научить формировать содержательный запрос на информацию, показать основные приемы анализа статистических данных, продемонстрировать возможность и необходимость совместного анализа статистической, социологической информации и данных о качестве образования для выработки образовательной политики и принятия решений на всех уровнях.

Задачами курса являются:

  1. ознакомление слушателей с современными отечественными и зарубежными концептуальными походами к оценке качества образования, с современными подходами к педагогическим измерениям, к отбору статистических показателей;

  2. ознакомление слушателей с организацией, технологиями и методиками получения данных для оценки качества образования и сбора данных образовательной статистики;

  3. проектная деятельность по анализу и интерпретации разнообразных статистических данных, по оценке состояния и эффективности системы образования и выявлению тенденций ее развития, по подготовке решений, направленных на обеспечение эффективности системы образования, повышения качества образования, обеспечению равенства доступа к образованию


Ожидаемые результаты обучения:


Слушатели, успешно прошедшие курс должны

Уметь:

  • анализировать и интерпретировать результаты обследований в области оценки, контроля качества и эффективности образования, соотносить их со статистическими показателями;

  • формулировать и обосновывать содержательный запрос на получение недостающей информации.

  • анализировать рассматриваемый состав статистических показателей с позиций потребностей той или иной группы пользователей, их избыточности или недостатка, трудоемкости и стоимости получения и обработки;

  • применять статистические данные для анализа с целью выявления актуальных проблем образования, уточнения текущих и стратегических задач, планирования и управления


Содержание курса



Тема 1. Качество образования


Основные понятия: качество образования, образовательные результаты, эффективность образования.

Требования к системе показателей качества и эффективности образования, предъявляемые внешними пользователями. Требования, предъявляемые системой образования. Обобщенная информация, необходимая для принятия решений на уровнях федерации, региона, школьного округа, школы, учителя, обучающегося.

Проблема согласования и оптимизации внешних и внутренних требований к системе оценки качества и эффективности образования.

Факторы, влияющие на качество образования, проблемы их оценки.


Тема 2. Оценка качества образования


Источники получения данных для оценки качества и эффективности образования. Проблемы целесообразности и обоснованности выбора источников.

Подходы к определению структуры системы показателей качества и эффективности образования.

Основные компоненты системы оценки качества образования (нормативные требования и нормы в области содержания образования, инструментальные средства, информационная база и др.), направления их модернизации.

Общее описание и требования к объективным процедурам и технологиям оценки качества образования. Аттестационные, мониторинговые, социологические обследования. Диагностика. Внешняя и внутренняя оценка, повышение потенциала внутренней самооценки образовательных учреждений.


Тема 3. Организация системы оценки качества образования


Назначение и основные задачи системы оценки и контроля качества образования, ее основные структуры, инфраструктура. Проблемы внутреннего взаимодействия структур системы оценки и контроля качества. Механизмы взаимодействия оценки и контроля качества образования с системой управления образованием и образовательными учреждениями. Действенность и эффективность системы оценки и контроля качества образования. Проблемы обратной связи с потребителями образовательных услуг и различными категориями пользователей. и структуры. Ресурсное обеспечение системы оценки качества образования.

Виды мониторинговых исследований. Проблемы формирования программы и организации мониторинговых исследований.


Тема 4. Статистика в практике системы образования.


Статистика и управление образованием - цели, задачи. Применение статистических данных в принятии решений по социальному управлению в сфере образования.

Идеальная модель образовательной статистики. Специфика статистики школ. Особенности статистики учреждений начального профессионального образования. Модули для среднего специального и высшего образования.

Существующая отечественная статистика. Задача совершенствования отечественной образовательной статистики и перспективы ее решения.

Образовательная статистика зарубежных стран. Международная статистика образования. Проблема сопоставления отечественных, зарубежных страновых и международных показателей.


Тема 5. Сбор и анализ данных образовательной статистики


Поиск необходимой информации. Сетевые ресурсы. Особенности вторичного анализа информации. Оценка валидности данных статистики. Анализ структуры и функционирования образовательных учреждений на базе имеющихся статистических материалов. Проблемы, возникающие при интерпретации данных. Проработка конкретных примеров использования статистических данных в аналитической работе.

Информационная база для анализа как композиция данных. Технология получения дополнительных данных. Совместное использование статистической информации и результатов социологических исследований. Разбор конкретных примеров анализа.


Тема 6 Анализ эффективности образовательных систем


Подходы к оценке эффективности образования. Прямые и косвенные показатели эффективности образовательных систем. Сопоставление статистической информации и данных о качестве образования при оценке эффективности образовательных систем. Совместный анализ образовательной статистики и результатов оценок качества образования для подготовки управленческих решений.

Распределение учебных часов


Лекции – 6 часов

Семинаров – 9 часов, в том числе 3 часа – круглый стол с обсуждением эссе



Тьюторских занятий – не более 8 часов

Способ оценки учебных результатов




способ оценивания

Объем

процентное соотношение данного вида оценки от всей оценки по курсу

Одно эссе

5.000 слов

100%


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница