Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология»



страница1/9
Дата27.04.2016
Размер1.35 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Мурманский государственный педагогичекий университет

СБОРНИК

ПРОГРАММ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

(ПРОФЕССИО­НАЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ

Учебно-методическое пособие
для студентов, обучающихся специальности

«050706-Педагогика и психология»

Мурманск

2010

Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского педагогического университета


Авторы-составители: С.М. Тарасова, старший преподаватель;

А.В. Науменко, ассистент


Рецензенты: И.А. Синкевич, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой психологии Мурманского государственного педагогического университета;

О.Н. Тузова, кандидат психологических наук, доцент, зав. ка­федрой общей психологии и психологии развития Мурманско­го гуманитарного института (МГИ)

Сборник программ производственной (профессиональной) практики факультета педагогики и психологии для специальности «050706-Педаго­гика и психология» / Авторы-составители С.М. Тарасова, А.В. Науменко – Мурманск: МГПУ, 2010. – 89 с.


В сборнике представлены программы производственной практики студентов, обучающихся по специальности «050706--Педагогика и психоло­гия». Каждая программа регламентирует цели и задачи практики опреде­ленного вида, сроки ее проведения, определяет содержание и характер дея­тельности студентов, устанавливает правила итоговой аттестации. Пособие предназначено для преподавателей педагогических вузов, руководителей образовательных учреждений, психологов в системе образования, студен­тов.

© Мурманский государственный

педагогический университет (МГПУ), 2010

Пояснительная записка
Психолого-педагогическая практика является важнейшим компонен­том профессиональной подготовки педагогов-психологов в системе высше­го педагогического образования. Это еще один этап формирования профес­сионально-педагогической компетентности, которая должна позволить сту­денту-выпускнику стать полноправным членом гражданского общества. Профессионально-педагогическая компетентность предполагает умение привести психологическую, педагогическую, дидактическую, методиче­скую, коммуникативную составляющие в продуктивное взаимодействие в теоретическом и практическим выражении.

Практика должна носить обучающий и развивающий характер. Должны быть созданы условия для самоактуализации и саморазвития лич­ности студента. Психолого-педагогическая практика должна помочь сту­денту выработать индивидуальный педагогический стиль. Основными ви­дами деятельности должны стать творческая и исследовательская. Практи­ка является важным средством развития педагогического мышления, твор­ческих и профессионально-личностных качеств будущих преподавателей, проверки уровня их теоретической подготовки, развития уважения и любви к профессии.

В современных условиях от выпускника вуза требуются не только глубокие теорети­ческие знания, но и уверенное владение приемами реше­ния практических проблем. Таким образом, основной целью практики яв­ляется теоретическая и практическая подготовка студентов к работе в каче­стве специалистов, формирование механизмов профессио­нальной деятель­ности педагога-психолога в условиях реального образовательного учрежде­ния.

Соединение учебного процесса с практическим освоением основ профессиональной деятельности дает возможность студенту интегрировать знания, приобретенные в вузе, осознать их значение для выполнения про­фессиональных обязанностей, приобрести и усовершенствовать необходи­мые умения и навыки, а также отрефлексировать собственную профессио­нальную позицию.



Результатом процесса целенаправленной профессиональной подготовки будущего педагога-психолога является становление его профессиональной психолого-педагогической компетентности. Основными задачами психолого-педагогической практики являются:

  1. Совершенствование теоретического уровня овладения общими и специальными знаниями и получение навыков их применения в практической деятельности.

  2. Формирование и развитие психолого-педагогических умений и на­выков, психолого-педагогического сознания и профессионально-зна­чимых качеств личности.

  3. Развитие профессиональной культуры, освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятель­ности, кооперироваться с коллегами по работе.

  4. Становление у студентов профессиональных умений: прогно­стических, диагностических, организаторских (интерактивных), ком­муникативных, фасилитационных, исследовательских, аналитиче­ских, рефлексивных.

  5. Формирование творческого мышления, индивидуального стиля про­фессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней.

  6. Развитие у студентов интереса к профессиональной педагогической деятельности, профориентация и профвоспитание.

  7. Развитие потребности в педагогическом самообразовании и по­стоянном самосовершенствовании.

  8. Овладение навыками составления коррекционных программ, конспектов лекций и мероприятий.

Анализ собственной деятельности поможет практиканту осознать трудности, возникшие в работе, найти грамотные пути их преодоления. Студент научится определять, какие ошибки допущены им в работе, каковы их причины, являются ли они недостатками профессиональных знаний и умений или обусловлены личностными качествами.

Содержание деятельности на практике реализуется в следующих направлениях:

  • работа по изучению среды образовательного учреждения: коллектива класса (отряда), отдельных воспитанников; планов деятельности об­разовательного учреждения и пр.;

  • участие в организации образовательного процесса с детьми (собы­тия) — помощь в планировании работы, организации диагностиче­ских, просветительских, профилактических воспитательных меро­приятий, встреч, консультаций и т.д.;

  • взаимодействие с другими участниками образовательного процесса — администрацией, представителями общественных организаций, органов самоуправления (беседы, встречи, консультации);

  • работа по повышению уровня собственной профессиональной компетентности: диагностическая, методическая и исследовательская работа (систематический анализ своей практической деятельности и опыта работы (заполнение дневника), наблюдение мероприятий сту­дентов-практикантов, их анализ, участие в педагогических совеща­ниях, сбор материалов к курсовой работе, посещение консультаций с методистами и т.п.).

Достижение заявленных целей обуславливает необходимость выстраи­вать содержание практики в соответствии с ходом учебного про­цесса в целом. В настоящем сборнике представлены программы произ­водственной практики студентов МГПУ, обучающихся по специальности «050706-Педагогика и психология». Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по указанной специальности предусмотрена производственная практика следующих видов:

  • инструктивно-методический лагерь – 1 неделя

  • летняя практика (2 курс) – 4 недели;

  • диагностическая практика (3 курс) – 3 недели;

  • практика в педагогическом колледже (4 курс) – 4 недели;

  • практика «Психолог в системе образования» (4 курс) – 4 недели;

  • комплексная психолого-педагогическая практика (5 курс) – 4 недели.

Каждая из программ, вошедших в сборник, включает цели и задачи практики определенного вида, сроки ее проведения, раскрывает содержа­ние и характер деятельности студентов, описывает особенности организа­ции работы практикантов, регламентирует процедуру итоговой аттестации. Кроме того, в программах практики сформулированы предполагаемые ре­зультаты деятельности студентов, которые, в сущности, характеризуют те знания и умения, которые практиканты должны приобрести или усовер­шенствовать в процессе практики.

Летняя практика студентов второго курса дает им возможность освоить основные технологии воспитания, приемы взаимодействия с детьми разного возраста. В ходе психодиагностической практики на тре­тьем курсе студенты осваивают базовые методы психологического иссле­дования - наблюдение и беседу, а также основные методы и методики пси­ходиагностики. На четвертом курсе, в процессе практики в педагогиче­ском колледже, они самостоятельно планируют своё взаимодействие с учащимися, анализируют результаты, достигнутые в педагогическом взаи­модействии, и корректируют ход воздействия. Тем самым закладывается основа для освоения в ходе практики «Психолог в системе образования» четвёртого курса навыков самостоятельного планирования собственной дея­тельности в целом, контроля её осуществления и написания коррекци­онной программы для работы с учащимися. Стажерская (комплексная психолого-педагогическая) практика студентов пятого курса предусмат­ривает проведение основной экспериментальной работы по теме диплом­ного исследования, а также освоение студентами профессиональной пози­ции педагога-психолога образовательного учреждения в контексте основ­ных видов деятельности: диагностики, коррекции, консультирования и профилактики.

Выполнение задания на каждом курсе предполагает добавление но­вых аспектов к заданиям предыдущих лет, которые не отменяются, а вы­полняются в «свёрнутом» виде. Успешное выполнение за­даний практики на каждом этапе подводит итог всей предыдущей работы. Процесс обуче­ния завершается комплексной психолого-педагогической практи­кой, в ходе которой студент интегрирует знания, умения и навыки, приобретён­ные в учебном процессе, и подтверждает готовность к присвоению квали­фикации. Все предыдущие виды практик высту­пают в качестве промежу­точных, их содержание не только позво­ляет закрепить уже освоенный ма­териал, но и служит предметом для дальнейшего осмысления.



В процессе психолого-педагогической практики студенту-практикан­ту необходимо:

  • четко и ясно ставить цель конкретного задания;

  • отбирать и строить содержание практики в соответствии с про­граммой;

  • рационально применять элементы психологических концепций обучения для использования в учебном процессе.

При решении вышеуказанных задач у студента должны сформиро­ваться профессиональные умения:

  1. В области конструктивных функций:

  • обоснование выбора эффективных форм, методов и средств рабо­ты;

  • определения уровня усвоенного программного материала;

  • проведения разнообразной работы по развитию познавательной активности, интересов и потребности студентов;

  • использования в процессе практики различных технических средств, включая компьютерных технологии;

  • проведения самоанализа, самооценки и корректировки собствен­ной практической деятельности.

  • В области организаторских функций:

  • создания условий для успешного развития и формирования у сту­дентов практических умений и навыков;

  • рационального распределения времени и выполнения намеченного плана.

  1. В области коммуникативно-координирующих функций:

  • использования разнообразных адекватных форм и методов психо­лого-педагогического общения, стиля взаимоотношений с учащи­мися и коллегами, другими студентами -практикантами;

  • установления педагогически целесообразных отношений с учащи­мися, регуляция общения и взаимоотношения в группе.

  1. В области исследовательских функций:

  • изучения и применения инновационного психолого-педагогическо­го опыта и современных технологий обучения и воспитания.

Таким образом, выполнение программы практики студен­том на про­тяжении всего срока обучения создаёт наилучшие возможности для освое­ния профессиональной деятельности педагога-психолога.
Программа летней педагогической практики
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница