Учебно-методическое пособие для выполнения индивидуальных работ по курсу



страница1/3
Дата30.04.2016
Размер0.68 Mb.
  1   2   3


ОРЕНБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени О.Е.Кутафина»

____________________________________________________________________

кафедра общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин

Солодкая М.С.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для выполнения индивидуальных работ по курсу



«ЛОГИКА»

для студентов очной и очно-заочной формы обучения



ОРЕНБУРГ - 2011


УДК 16(075.8)

ББК 87.4я73

С-60

С-60

Солодкая М.С. Учебно-методическое пособие для выполнения индивидуальных работ по курсу «Логика» для студентов очной и очно-заочной форм обучения. Издание третье, дополненное, переработанное. – Оренбург: Оренбургский институт (филиал) МГЮА имени О.Е.Кутафина, 2011. – 79 с.





Рецензенты:

Демина Лариса Анатольевна, зав. кафедрой философии Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина, д.ф.н., профессор.

Иванова Ирина Ивановна, зав. отделением философии Кыргызско-Российского Славянского университета, д.ф.н., профессор.


Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к решению индивидуальных заданий по дисциплине «Логика» в рамках балльно-рейтинговой системы оценки работы студента.

В данное учебно-методическое пособие включены упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном и осмысленном изучении важнейших тем дисциплины «Логика» – «Понятие», «Высказывание», «Умозаключение». Освоение логики посредством решения задач избавит студентов от механического заучивания определений и правил логики и стимулирует более эффективное усвоение теории.


© Солодкая М.С., 2011

© ОИ МГЮА, 2011

СОДЕРЖАНИЕ





Введение


4

1. Общие указания к выполнению контрольных работ.


4

2. Варианты заданий контрольной работы № 1 по теме «Понятие»
3. Варианты заданий контрольной работы № 2 по теме «Высказывание».
4. Варианты заданий контрольной работы № 3 по теме «Умозаключение».


6

18

26



5. Методические указания к выполнению заданий.
5.1. Методические указания к выполнению заданий по теме «Понятие».
5.2. Методические указания к выполнению заданий по теме «Высказывание»
5.3. Методические указания к выполнению заданий по теме «Умозаключение»



36
36

48

54



Введение.

Данное учебно-методическое пособие предназначено студентам очной и очно-заочной форм обучения юридических вузов для выполнения самостоятельных (контрольных) работ по курсу «Логика». Оно содержит варианты индивидуальных заданий для самостоятельных работ по темам «Понятие», «Высказывание», «Умозаключение».

Методическое пособие дополняет комплекс материалов по курсу логики для студентов Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина:


  • Кириллов В.И., Старченко. Логика. – М.: Юристъ, 2002 (и последующие годы издания).

  • Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. – М.: Юристъ, 2004 (и последующие годы издания).

  • Сборник методических материалов к изучению курса «Логика» /Под ред. В.И.Кириллова. – М.: Academia, 2006 (и последующие годы издания).

  • Солодкая М.С. Сборник упражнений для выполнения индивидуальных заданий по курсу «Логика». – Оренбург: ОИ МГЮА, 2011.

  • Шинкова С.С. Рабочая тетрадь по логике № 1 по теме «Понятие». – Оренбург: ОИ МГЮА, 2011.

  • Шинкова С.С. Рабочая тетрадь по логике № 2 по теме «Суждение». – Оренбург: ОИ МГЮА, 2011.


1. Общие указания к выполнению контрольных работ.

По дисциплине «Логика» для студентов очной и очно-заочной форм обучения предусмотрено выполнение 3-х самостоятельных индивидуальных работ в течение семестра. Каждая из самостоятельных работ заключает цикл практических занятий по следующим разделам дисциплины: «Понятие», «Высказывание», «Умозаключение». Каждое задание в самостоятельной работе предусматривает 25 вариантов, что позволяет эффективно проверить индивидуальный уровень практических навыков студентов по дисциплине логика по указанным разделам.


Без знания теоретических основ логики нельзя правильно выполнить задания самостоятельных работ. Поэтому прежде, чем приступить к решению того или иного задания, необходимо освоить соответствующие теоретические положения. В начале каждого раздела «Упражнений по логике» помещены краткие теоретические сведения и ссылки на соответствующие разделы учебника по логике.

Ознакомившись с теоретическими основами, необходимыми для решения данной задачи, следует разобрать решение аналогичной задачи, помещенное в данном пособии в разделе 5. Особое внимание следует уделить выделенным типичным ошибкам, чтобы избежать их повторения при самостоятельном решении задач.

Закреплению навыков решения задач способствует решение нескольких вариантов одного задания. Варианты каждого задания отражают определенную специфику, что позволит студентам заранее выявить особенности решения разных заданий одного типа. Это особенно важно при написании самостоятельных работ в рамках балльно-рейтинговой системы оценки работы студента по дисциплине «Логика».

2. Варианты заданий контрольной работы № 1 по теме «Понятие».
Задание № 1. Дать полную логическую характеристику понятия:
1) правоотношение, 2) действующий в 2007 г. Уголовный Кодекс Российской Федерации, 3) потерпевший, 4) преподаватель кафедры уголовного права, 5) директор Оренбургского института МГЮА в 2011 году, 6) невиновность, 7) кафедра административного права, 8) Трудовой Кодекс России, 9) обвиняемый, 10) прокурор, 11) общее понятие, объем которого состоит из одного элемента, 12) генеральный прокурор России в 2011г., 13) потерпевший, 14) конкретное понятие, 15) ответственность, 16) логическая операция над понятием, 17) логика, 18) автор романа «Тихий Дон», 19) Президент России, 20) преподаватель уголовного права у студентов 1-го курса Оренбургского института МГЮА, 21) столица России в 2011 г., 22) закон, 23) справедливый преподаватель, 24) единичное понятие, 25) правовая норма.
Задание № 2.

Варианты с нечетными номерами: Определить вид отношений между понятиями, изобразив их объемы при помощи кругов Эйлера:
1) студент – успевающий студент – неуспевающий студент – студент юридического вуза – студент академии.
3) приговор – справедливый приговор – обвинительный приговор – несправедливый приговор.
5) российский юрист – юрист – юридическая наука – человек, занимающийся спортом.
7) книга – интересная книга – детектив – журнал.
9) оружие – огнестрельное оружие – холодное оружие – пистолет – вооруженный человек.
11) определение – явное определение – атрибутивное определение – индуктивное определение.
13) понятие – конкретное понятие – абстрактное понятие – единичное понятие – понятие «студент».
15) суд – районный суд – областной суд – судья – районный судья.
17) река – глубоководная река – мелководная река – река в Азии – озеро Байкал.
19) Трудовой Кодекс – Трудовой Кодекс России – Уголовный Кодекс – действующий Уголовный Кодекс России.
21) учебник – учебник по логике – интересный учебник – библиотека.
23) понятие – положительное понятие – отрицательное понятие – общее понятие.
25) человек – честный человек – добрый человек – злой человек .

Варианты с четными номерами: Определить вид отношений между понятиями, подобрать понятия под заданную схему:


2)

4)





6)




8)






10)










12)






14)




16)






18)









20)





22)





24)









Задание № 3. Проверить правильность деления понятий. В случае обнаружения ошибок, исправить их:


  1. Приговоры суда бывают оправдательными, обвинительными и несправедливыми.

  2. Родители бывают старыми и молодыми, добрыми и справедливыми

  3. Важно принимать во внимание следующие типы преступных группировок: устойчивые, неустойчивые и случайно сформированные.

  4. Оружие бывает холодное, огнестрельное и самодельное.

  5. Ответы студентов бывают правильные и неправильные, рассудительные и оригинальные.

  6. Учебники бывают толстые, тонкие и неинтересные.

  7. Студенты делятся на тех, кто списывает всегда и тех, кто не списывает никогда.

  8. Родители делятся на понимающих своих детей, не понимающих своих детей, любящих своих детей и не любящих своих детей.

  9. Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.

  10. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и против государства.

  11. Государственные налоги бывают прямые и косвенные, а также фиксированные.

  12. Транспорт бывает сухопутный, воздушный, автомобильный и речной.

  13. Формами рассуждения являются абстрактные понятия, определения, высказывания, умозаключения.

  14. Высшие учебные заведения бывают государственные и негосударственные.

  15. Реки бывают глубоководные, мелководные и судоходные.

  16. Обвиняемые делятся на тех, кто признает свою вину и тех, кто не признает свою вину, а также на тех, кого оправдывают.

  17. Государства бывают демократические, унитарные и федеративные

  18. Сравнимые понятия бывают совместимые, противоположные и противоречащие.

  19. Понятия бывают общие, единичные, абстрактные и конкретные.

  20. Преподаватели бывают добрыми, справедливыми и несправедливыми.

  21. Моих друзей можно разделить на следующие группы: друзья детства, друзья по работе и те, с кем мне всегда весело.

  22. Газеты делятся на еженедельные и не еженедельные.

  23. Вопросы бывают легкие и трудные, относящиеся к теме и не относящиеся к теме.

  24. Предложения бывают повествовательными, простыми и сложносочиненными.

  25. Определения бывают явные и неявные, а также атрибутивные.



Задание № 4.
1) Указать вид определения:

Слово, употребленное в переносном значении, называется метафорой;



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) убийство – это тяжкое уголовное преступление;

б) капитализм – это общественный строй, основанный на эксплуатации;
2) Указать вид определения:

Геометрическое тело, полученное вращением прямоугольника вокруг одной стороны, называется цилиндром.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) определение – это способ введения понятий;

б) жизнь – это театр, в котором часто играют трагедии.
3) Указать вид определения:

Плоская фигура, ограниченная замкнутой ломаной и имеющая n углов, называется n-угольником.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) трубопровод – это кровеносная система современной жизни.

б) логика – это наука, изучающая формы мышления;

4) Указать вид определения:

Административными правоотношениями называются общественные отношения, регулируемые нормами административного права;



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) стихийное бедствие – это бедствие, которое происходит стихийно; б) грабеж – хищение личного имущества граждан, совершенное открыто.


5) Указать вид определения:

Проступок – противоправное деяние, влекущее по закону административную или дисциплинарную ответственность.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) логика – это наука о законах мышления;

б) кислород – это необходимое условие жизни
6) Указать вид определения:

Мои дети – мои потомки. Дети моих потомков – мои потомки.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) Китай – самая многонаселенная страна в мире;

б) следователь – человек, идущий по следу преступника.
7) Указать вид определения:

Ближайшими родственниками являются супруги, родители, дети, родные братья и сестры.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) экономическая теория – это дисциплина, в которой изучаются экономические законы;

б) реклама – двигатель торговли.

8) Указать вид определения:

Студент – это человек, обучающийся в высшем или среднеспециальном учебном заведении.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) определение – это способ введения абстрактных понятий.

б) совесть – лучший контролер.
9) Указать вид определения:

Шар – это геометрическое тело, полученное вращением полукруга вокруг диаметра.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) ограничение – логическая операция над понятием;

б) общее понятие – это понятие, в объеме которого есть предметы действительности.
10) Указать вид определения:

Случайность – форма проявления необходимости.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) директор – руководитель коммерческого предприятия;

б) противоречащее понятие – это вид несовместимого понятия.
11) Указать вид определения:

Политическое движение за отделение части государства и создание нового государственного образования есть сепаратизм.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) трудовое право – это дисциплина, которую изучают в юридическом ВУЗе;

б) ? – это вопросительный знак.

12) Указать вид определения:

Взятка – деньги или вещи, передаваемые должностному лицу как оплата за преступное действие.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) самолет – вид воздушного транспорта;

б) деление понятия – это логическая операция над конкретными понятиями.
13) Указать вид определения:

Философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, называется этикой.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) омонимы – слова, различающиеся по значению;

б) логический закон – это закон, который принят в логике.
14) Указать вид определения:

Понятия, имеющие общие элементы объема, называются совместимыми.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) Оренбургский институт МГЮА – самый престижный юридический вуз области.

б) физика – это наука о природе.
15) Указать вид определения:

Точка зенита небесной сферы – это высшая точка над головой наблюдателя.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) математика – это гимнастика для ума;

б) библиотека – это место, где студенты получают учебную литературу.

16) Указать вид определения:

Взяв сотую часть от какого-нибудь числа, мы получим процент от числа.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) совместимые понятия – это понятия, объем которых полностью совпадает;

б) учитель – это человек, который учит кого-нибудь.
17) Указать вид определения:

Часть суши, окруженная со всех сторон водой, называется островом.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) бесправие – это отсутствие права;

б) нефть – это черное золото.
18) Указать вид определения:

Жидкость – это вещество, имеющее собственный объем, но не имеющее собственной формы и принимающая форму сосуда, в который она помещена.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) убийство – тяжкое уголовное преступление;

б) магазин – место, где покупают продовольственные товары.
19) Указать вид определения:

Прямой угол – это угол, который не является острым и тупым.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) гитара – популярный музыкальный инструмент исполнителей рок-музыки;

б) экзамен – форма контроля студента.

20) Указать вид определения:

Ассоциация самостоятельных правовых субъектов, связанных вместе общими политическими целями, процессами экономической и культурной интеграции есть сущность федерализма.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) Гималаи – высочайшие горы мира;

б) тождественные понятия – это вид совместимых понятий.
21) Указать вид определения:

Понятия, не имеющие общих элементов объема, называются несовместимыми.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) юридическая наука – это не техническая наука;

б) , ,  - буквы греческого алфавита.
22) Указать вид определения:

Бытие – философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) архитектура – застывшая музыка;

б) правдоподобные умозаключения – умозаключения, в которых есть определенной правдоподобие.
23) Указать вид определения:

Геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны, называется цилиндром.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) мороженое – сладкая мечта детства;

б) грабеж – уголовное преступление, совершенное группой лиц.

24) Указать вид определения:

Земельная рента – регулярный доход собственника земли, в котором реализуется собственность на землю.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) понятие – это не суждение;

б) студент – учащийся юридического вуза.
25) Указать вид определения:

Закономерная смена цветов неба, сопровождающая заход и восход солнца, называется зарей.



Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их:

а) государство – это историческая общность людей;

б) несовместимое понятие – это, например, противоположное понятие.

3.Варианты заданий контрольной работы № 2

по теме «Высказывание»

Задание № 1. Выделить все составные части простого атрибутивного высказывания, записать его логическую форму, определить количество и качество, изобразить отношение между субъектом и предикатом при помощи круговых схем. (Во втором высказывании следует сохранить те обозначения для субъекта и предиката, которые были введены в первом высказывании):


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница