Учебно-воспитательной практики для студентов 4 курса очной формы обучения, обучающихся по следующим специальностям



Скачать 257.37 Kb.
Дата29.04.2016
Размер257.37 Kb.
ПРОГРАММА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

для студентов 4 курса очной формы обучения, обучающихся по следующим специальностям:

050715 «Логопедия»,

050716 «Специальная психология»,

050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология».
автор: к.п.н., доцент, зав. кафедрой СПиЛ (МГПУ) Кузьмичёва Т.В.,

Сроки проведения практики

Данный вид практики проводится в конце 7 семестра в течение 6 недель (с отрывом от занятий).


Место проведения практики

  • Студенты, обучающиеся по специальности «Логопедия», проходят практику в логопунктах общеобразовательных школ, в ДОУ для детей с нарушениями речи, в школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи или в речевых центрах в качестве учителя-логопеда.

  • Студенты, обучающиеся по специальности «Олигофренопедагогика», проходят практику в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта в качестве олигофренопедагога младших или старших классов.

  • Студенты, обучающиеся по специальности «Специальная психология», проходят практику в ДОУ или школах для детей с отклонениями в развитии в качестве специального психолога.

  • Студенты, обучающиеся по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология», проходят практику в С(К)ДОУ (комбинированного или компенсирующего видов), в качестве педагога-дефектолога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


Цели учебно-воспитательной практики:

— практическое освоение совокупности методов и приемов учебно-воспитательной работы в условиях специализированных дошкольных и школьных учреждений и групп (классов);

— овладение основами педагогической культуры современного воспитателя;

— формирование готовности к творческому педагогическому труду.



Задачи практики:

  • формирование способности организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории;

  • формирование способности к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики;

  • формирование способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;

  • формирование готовности к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения;

  • готовность к отбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности


Содержание и характер деятельности студентов:

1. Установочная конференция.

2. Наблюдательная практика (1 неделя):


  • ознакомление с системой учебно-воспитательной работы школы или детского сада, с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом, Уставом учреждения, правилами внутреннего распорядка, Положением о работе данного специализированного учреждения;

  • изучение учебной программы, планов работы педагога (перспективного,
    ежедневного / тематического и поурочного), в школе - плана работы
    классного руководителя;

  • изучение психолого-педагогических аспектов учебной и воспитательной
    деятельности (взаимоотношение педагога с воспитанниками/учащимися,
    особенностей познавательной деятельности: возрастных, личностных,
    обусловленных нарушением развития и др.);

  • составление графика зачетных мероприятий и предоставление его вместе с режимом дня группы/расписанием звонков на кафедру СПиП;

  • оформление и ведение учетной тетради;

  • подготовка и ведение пробных занятий/уроков;

3. Самостоятельное планирование и проведение учебно-воспитательной работы на различном предметном содержании (2-6 -неделя практики):

  • физкультурно-оздоровительная деятельность;

  • музыкально-художественная деятельность;

  • литературно-театрализованная деятельность;

  • трудовая деятельность;

  • интеллектуальная деятельность;

  • психологические тренинги.

На каждое из перечисленных направлений выделена отдельная неделя практики, но возможна и интеграция нескольких из них на отдельных занятиях.

    1. Методическая и исследовательская работа.

    2. Консультирование по вопросам содержания практики у преподавателей кафедры СПиП.

    3. Педагогическая рефлексия организационно-педагогической деятельности студентами-практикантами.

    4. Выполнение программы практики, оформление отчетной документации.

    5. Выполнение творческого задания к итоговой конференции по практике в университете, приуроченного к Декаде инвалидов.


Организация деятельности студентов

Ведущим направлением деятельности является самостоятельная учебно-воспитательная работа студентов в течение полного рабочего дня воспитателя, в соответствии с режимом дня группы в рамках 5 недель.

Содержание деятельности студентов 4-го курса в ходе учебно-воспитательной практики максимально приближено к реалиям профессиональной деятельности воспитателя (учителя) в группе для детей с различными недостатками в развитии. Оно включает в себя две составные части: собственно учебно-воспитательную работу и методическо-исследовательскую деятельность.

1. Учебно-воспитательная работа.

1.1.Подготовка и проведение занятий по различным направлениям:



  • физкультурно-оздоровительная деятельность,

  • музыкально-художественная деятельность,

  • литературно-театрализованная деятельность,

  • трудовая деятельность,

  • интеллектуальная деятельность,

  • психологические игры.

1.2.Участие в воспитательных мероприятиях по плану детского сада или школы, педагогов группы или класса.

1.3.Подготовка и проведение родительского собрания или другой формы работы с родителями по актуальной для детей группы (или класса) проблеме.

1.4.Осуществление мероприятий, приуроченных к Декаде инвалидов (1-10 декабря).

2. Методическая и исследовательская деятельность.

2.1.Участие в работе педагогического совета, методического объединения учителей начальных классов и т.п. (выступление с сообщением по теме курсовой работы).

2.2.Проведение опытно-экспериментальной работы, накопление эмпирического материала для курсовой работы по специальности).

2.3.Исследование особенностей воспитания детей в семье, взаимоотношений ребенка с особыми нуждами с его родителями, прочими родственниками (на примере одного дошкольника или школьника).

2.4.Исследование личности, профессиональных качеств педагогов, работающих с группой (классом) детей с особыми образовательными
потребностями.

2.5.Психолого-педагогическая рефлексия: самодиагностика и самопроектирование (определение способности к саморазвитию, составление программы саморазвития).


Учебно-воспитательная работа студентов
Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Здоровый ребенок - это проблема не только медицинская, но и социально-гигиеническая и психолого-педагогическая. Особенно физическая культура необходима для детей с особыми нуждами.

К физкультурно-оздоровительной работе относятся:

утренняя гимнастика;



  • упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики;

  • подвижные игры;

  • закаливание;

  • спортивные мероприятия;

  • занятия по логоритмике.

Учитывая контингент детей, студент должен получить четкий инструктаж со стороны инструктора по физкультуре и четко следовать его рекомендациям.

Если есть возможность - некоторые мероприятия можно провести на свежем воздухе, во время прогулки.



Музыкально-художественная.

В работе с детьми можно использовать разнообразные виды художественной деятельности, которые служат не только средством приобретения и закрепления знаний об окружающем, но и обеспечивают общность переживаний, радостное состояние детей, способствуют их сплочению, что благотворно влияет на развитие детского коллектива и каждого отдельного ребенка. Музыку, рисование, ручной труд можно использовать как средства, способствующие расслаблению, снятию душевного и физического напряжения, а также условия, обеспечивающие развитие самостоятельности и индивидуальности детей, способствующие обретению уверенности в своих силах.

Организация музыкальной деятельности детей может проходить в крупных и малых формах. К крупным относятся музыкальные развлечения, концерты, вечера детской самодеятельности, художественная гостиная, танцевальные вечера, дискотеки. К малым: развлечения, конкурсы, игры.

Развлечения с карандашами, красками, пластилином, глиной, аппликация и т.д. являются очень привлекательными видами изобразительной деятельности. Воспитанники могут выполнять задания как на свободную, так и на определенную тему.

В качестве изобразительного материала можно использовать традиционные материалы: гуашь, уголь, восковые карандаши, бумагу и пр., а также нетрадиционные: пух тополя, свечной воск, кожуру апельсина и т.д.

Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность предполагает следующие виды труда:



  • ручной труд и конструирование (с использованием бумаги и картона, природного материала, «бросового материала»);

  • общественно-полезный труд;

  • труд в природе (благоустройство территории, природоохранные акции).

Из бумаги, природного и бросового материала детей можно научить мастерить игрушки, сувениры, предметы быта, наглядные пособия для учебной деятельности, атрибуты для художественно-речевой и театральной деятельности.

Интересны поделки из соленого теста, фигурки, выполненные в технике оригами и т.д.

К ручному труду относятся также вязание, плетение, вышивание, шитье, изготовление мягких игрушек.

При выборе тех или иных заданий практикант должен учитывать особенности детей, обусловленные нарушениями в развитии.

До начала работы педагог-организатор обязан проверить выполнение правил техники безопасности: требования к инвентарю и инструментам, присутствие взрослых во время трудовой деятельности детей, соблюдение санитарных норм.

Грамотное педагогическое руководство деятельностью предполагает создание ситуации успеха для каждого из детей, чтобы они могли активно преобразовывать и познавать окружающую действительность.



Литературно-театрализованная деятельность.

Литературно-театрализованная деятельность широко используется в практике работы современных образовательных учреждений, так как позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, а так же она является источником развития чувств, эмоций, переживаний ребенка, формирует опыт социальных навыков поведения.

Воспитательные возможности литературно-театрализованной деятельности огромны: тематика ее не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Опосредованное (от лица персонажа) решение проблемной ситуации, сложной коллизии помогает изжить свой внутренний конфликт, преодолеть робость и неуверенность в обычной жизни. В литературно-театрализованной деятельности знакомство с окружающим миром идет через образы, краски, звуки.

Литературная деятельность включает в себя:



  • чтение;

  • рассказывание;

  • решение кроссвордов, ребусов, загадок и прочее.

Театрализованная деятельность может выступать как театральное представление, в котором участвуют сверстники или взрослые, и как игровая деятельность (игра-драматизация, игры с куклами, «в театр» и т.д.) Можно выделить следующие виды театрализованных игр:

  • игра-драматизация;

  • сюжетно-ролевая;

  • настольный театр;

  • театр на ширме и другое.

Театрализованные игры позволяют проявлять творчество в следующих направлениях:

– продуктивное (сочинительство, интерпретация);

– исполнительское (речевое, двигательное);

– оформительское (обстановка, декорации, костюмы).

Сценарии литературных утренников, спектаклей можно заимствовать в различных источниках, но возможно и целесообразно ставить сценарии самим, проявляя творчество.

Интеллектуальная деятельность.

Задачами умственного воспитания детей являются:



  • сенсорное развитие;

  • развитие мыслительной деятельности;

  • становление речи;

  • формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Игры, направленные на умственное развитие ребенка формируют умение классифицировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина; умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Они помогают развивать основные свойства внимания (устойчивость, переключение, распределение), умение подбирать средства, облегчающие процесс запоминания. В этих играх дети учатся пользоваться различными планами, схемами; у них формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, загадки вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, сообразительность и развиваются конструктивные умения.



Психологические игры.

Психологические игры занимают важное место в работе педагога-дефектолога. С их помощью можно не только развлечь детей, но и познакомить с психологией человека, развить коммуникативные навыки, душевную гибкость и силу. Большое влияние они оказывают на создание доброжелательной психологической атмосферы, позволяют влиять на создание коллективистских отношений среди детей. Через правильно организованную психологическую игру педагог может оказать необходимое воспитательное воздействие как на отдельного ребенка, так и группу детей. Психологические игры следует воспринимать как инструмент воспитания, позволяющий в атмосфере свободы и творческой раскрепощённости полнее учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.

Следует использовать простые игры и упражнения рода «Что изменилось?», «Пожелание» и др.

Подготовка и проведение родительского собрания или другой формы работы с родителями по актуальной проблеме для детей группы (или класса).

В практической работе воспитатели и родители используют коллективные индивидуальные формы взаимодействия. Причем и в том и в другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы работы с родителями:


  • родительские собрания;

  • общегрупповые, общеклассные и общешкольные конференции;

  • индивидуальные консультации педагога;

  • посещения на дому.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительской собрание. К его организации и проведения предъявляется ряд требований:

    1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

    2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

    3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

    4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

      • тематические консультации;

      • родительские чтения (по результатам изучения родителями ряда книг);

      • родительские вечера;

      • родительские тренинги;

      • родительские ринги (обсуждение спорных педагогических ситуаций, рассмотрение разных точек зрения).

Также практиканты могут изготовить материалы для родительского уголка: консультацию по актуальной проблеме и т.п.

Темы для консультаций и собраний могут быть различными:



  • «Готов ли Ваш ребенок к школе?»;

  • «Как развивать память ребенка»;

  • «Возраст «Почемучек»»;

  • «Маленькие жалобщики и ябеды»;

  • «Чем занять ребенка дома: полезные советы»;

  • «Развиваем пальчики - развиваем речь»;

  • «Телевизор в жизни детей»;

  • «Эмоции положительные и отрицательные» и т.д.

Творческое задание, приуроченное к Декаде инвалидов (1-10 декабря).

Для его выполнения студенты могут объединяться в группы или работать индивидуально. Задание может представлять собой оформление стенгазеты, подготовка доклада по какой-либо проблеме, связанной с инвалидностью, создание интернет-страницы и т.д. Студенты отчитываются по проделанной работе на итоговой конференции.


Исследовательская деятельность студента-практиканта.

Студенты вуза после окончания третьего курса еще недостаточно владеют знаниями и навыками в области своей будущей профессиональной деятельности, но уже освоили многие курсы психологического блока. Это дает возможность использовать работу во время учебно-воспитательной практики для апробации диагностических методик с целью повышения своих научно-исследовательских умений и подготовки к будущей профессии.

Специфика деятельности педагога, а тем более педагога-дефектолога требует навыка сбора и обработки информации, касающейся личности ребенка и ближайшего к нему окружения. Компетентный педагог должен уметь выполнять медицинские, педагогические, психологические и социально-педагогические диагностики.

Для успешной социализации детей с особыми нуждами требуются усилия всех участников процесса: педагогов, родителей, самого ребенка.

Для адекватного понимания отдельного ребенка и группы в целом, с которыми предстоит работать практиканту в период практики, следует провести обследование одного воспитанника и заполнить социальный паспорт семьи (Приложение № 4). Для полноты и объективности картины семейных взаимоотношений следует провести ряд психологических проективных тестов и проанализировать их результаты. Например: рисуночный тест «Моя семья», опросники для родителей.

В последнее время актуальна проблема исследования особенностей личности и профессиональной деятельности педагогов-дефектологов. Так, Н.А. Строгова в статье «К вопросу о гуманизации педагогической деятельности олигофренопедагога» (Дефектология, №1, 1999 год), отмечает следующие качества, важные для эффективного построения и результативности процесса коррекционно-развивающего обучения и воспитания:



  • умения видеть отклонения в развитии ребенка, планировать, организовывать и осуществлять коррекционную работу на всех этапах обучения;

  • верная оценка научной и методической информации с точки зрения ее пригодности для коррекционных целей;

  • умение устанавливать правильные взаимоотношения с детьми;

  • учет познавательной и эмоциональной сферы, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • умение прогнозировать результаты своей работы и предвидеть особенности деятельности воспитанников/учащихся;

  • способность оказывать педагогическую, диагностическую помощь детям и их семьям.

Следует провести анкетирование педагогов (воспитатели, учителя, логопед, дефектолог и т.д.), работающих в группе (классе), где проходит практика (Приложение № 5), а также наблюдения за их деятельностью. Оформить результаты в форме отчета.

Работу следует проводить с соблюдением этических принципов добровольности и анонимности.

Важной частью для любого педагога является самооценка личностных особенностей и профессиональных качеств. Практикантам предлагается ответить на вопросы анкеты «Способность к саморазвитию» (Приложение № 6), составить индивидуальную программу саморазвития и подготовить психологическое эссе (жанр свободного текста с подчеркнуто индивидуальной позицией автора).
Ожидаемые результаты:


  • формирование способности организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории;

  • формирование способности к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики;

  • формирование способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;

  • формирование готовности к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения;

  • готовность к отбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности


Формы отчетности:

1) дневник педагогических наблюдений, который представляет собой отдельную тетрадь (48 или 96 страниц) и должен содержать следующие разделы:



  • список детей группы или класса (Ф. И.О., дата и год рождения, домашний адрес);

  • режим дня/расписание занятий класса;

  • деятельность педагога (дата, тема занятия/мероприятия, форма организации (фронтальное, групповое, индивидуальное), его цели и задачи, описание этапов);

  • деятельность студента-практиканта (дата, тема занятия, форма организации, цели и задачи, содержание; анализ, выводы, размышления);

2) результаты исследовательских диагностик (оформляются в отдельной тетради (18-24 страницы)):

  • личность и профессиональные характеристики педагога, работающего с детьми с нарушениями в развитии (отчет на основе собранных данных);

  • материалы к экспериментальной части курсовой или будущей дипломной работы по психолого-педагогической характеристике воспитанников;

  • ребенок с особыми потребностями и его семья (диагностика эмоционального благополучия);

3) конспекты «открытых» и «пробных» занятий (открытые – не менее 4 занятий, пробные не менее 14 занятий, заверенных печатью и подписью руководителя образовательного учреждения, оформляются на листах формата А4 и собираются в папку), посвященных следующим видам деятельности:

  • физкультурно-оздоровительной;

  • музыкально-художественной;

  • трудовой;

  • литературно-театрализованной;

  • интеллектуальной,

  • психологическим играм в работе с детьми;

  • мероприятиям, связанным с Декадой инвалидов.

В связи с развитием инновационной образовательной деятельности в ДОУ целесообразным является проведение итоговых (тематических) занятий, построенных с учетом интеграции образовательных областей (не менее четырех)

4) конспект родительского собрания или консультации;

5) краткий отчет о проделанной работе (отчет делается на основании обобщения записей в дневнике и оформляется на листах формата А4) должен содержать:


  • краткий анализ проделанной работы;

  • личные впечатления о том, что дала студенту эта практика;

  • предложения по дальнейшему совершенствованию подготовки студентов к учебно-воспитательной практике;

6) характеристика с оценкой деятельности практиканта (заверенная подписью и печатью руководителя образовательного учреждения) должна отражать следующие моменты:

личностный блок:



  • отношение к работе;

  • культура речи и общения;

  • проявления инициативы, самостоятельности, дисциплинированности;

  • взаимоотношения с администрацией и детьми;

  • нравственная культура;

  • культура поведения;

профессиональный блок:

  • использование теоретических знаний в практической работе;

  • реализация индивидуального подхода;

  • умение планировать и проводить различные виды деятельности;

  • сформированность профессиональных качеств;

результативный блок:

  • мероприятия, организованные и проведенные студентом;

7) творческое задание, приуроченное к Декаде инвалидов.

Список рекомендуемой Литературы

Учебно-воспитательная практика


Основная:

  1. 365 развивающих игр / Сост. Беляков Е.А. - М, 1998.

  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1991.

  3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги.- М., 1992.

  4. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье. - М., 2001.

  5. Винокурова Н. Подумаем Вместе /Развивающие задачи, упражнения, задания. - М.,1998. Книга 1,2,3.

  6. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. - 2001. - №6.

  7. Гальперштейн Л. 100 настольных игр. - М., 1999.

  8. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М., 1993.

  9. Горбачева Л. Словарь современных форм воспитательной работы // Воспитание школьников. - 2001. - №7, 8, 9, 10.

  10. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала -М., 1984.

  11. Давыдов А. Играя растем и умнеем. - М, 1991.

  12. Жуков М.Н. Подвижные игры. - М, 2000.

  13. Игры - обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1994.

  14. Каникулы: игра, воспитание. / Под ред. О.С. Газмана. - М., 1988.

  15. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений. - М., 1990.

  16. Классному руководителю /Под ред. М.И. Рожкова. - М., 1999.

  17. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург, 1998.

  18. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М., 1990.

  19. Ласова В.Я., Яковлева Т.С. и др. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Сценарии. - М., 2000.

  20. Мизалков СВ. Театр для детей. - М., 1976.

  21. Панфилова Т.Ф. Веселые самоделки из разных материалов. - М., 1995.

  22. Рей Гибсон. Поделки. Папье-маше. - М, 1996.

  23. Семенов Л.П., Козлов В.В. Веселая гимнастика. - М., 1998.

  24. Тарасов СМ., Попов СП. Игры для всех. - М., 1991.

  25. Час занимательной психологии. Методические указания к проведению внеклассного мероприятия по психологии / Сост. В.А. Сонин. - М.; Воронеж, 1997.

  26. Шмаков С.А. Каникулы. - М., 1994.

  27. Энциклопедия праздников /Автор-составитель Н.В. Чудакова. - М., 1997.


Дополнительная:

I. для организации учебно-воспитательных мероприятий с детьми с нарушениями речи:

  1. Ермакевич В.Д. Организация работы с родителями в специализированном детском саду // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - №6.

  2. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1982.

  3. Каше Г.А. Подготовка детей к обучению в школе. - М., 1985.

  4. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М, 2001.

  5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М., 1997.

  6. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольном учреждении и группах для детей с нарушениями речи. - М., 1993.

  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.

  8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. - М., 1999.


II. для организации учебно-воспитательных мероприятий с детьми с нарушениями слуха:

  1. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. — М., 1972.

  2. Выготская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М., 1975.

  3. Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. - М., 1957.

  4. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье, - М., 1971.

  5. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостат­ками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1984.

  6. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обу­чение глухих детей дошкольного возраста. - М., 1991,

  7. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обу­чение слабослышащих детей дошкольного возраста. - М., 1991.

  8. Рay Е.Ф. Воспитание детей с недостатками слуха в специальных яслях. - М., 1955.

  9. Трофимова Г. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. - М., 1979.

  10. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. - М., 1995.


III. для организации учебно-воспитательных мероприятий с детьми с нарушениями зрения:

  1. Биллей П. Педагогика слепых. - М., 1936.

  2. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч.: В 6-ти т. - М., 1983. - Т. 5.

  3. Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих. - М., 1988.

  4. Ермаков В.П., Якушин Г.А. Развитие, воспитание и обучение детей с нару­шениями зрения. - М.,2000.

  5. Земцова М.Л. Общественное дошкольное воспитание детей с нарушением зре­ния и его коррекционная направленность // Материалы Всесоюзного симпозиу­ма по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения / Отв. ред. А.Н. Кондра­тов. - М., 1980.

  6. Морозова Н.Г. Воспитание активного познавательного отношения к окружа­ющей действительности у дошкольников с нарушением зрения // Вопросы активизации обучения в школах для детей с нарушением зрения: Сб. науч­ных трудов НИИ дефектологии АПН СССР. - М., 1976.

  7. Плаксина Л.И. Коррекционно-воспитательное значение подвижных игр в развитии детей с амблиопией и косоглазием // Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях: Сб. научных трудов НИИ дефектологии АПН СССР. - М., 1978.

  8. Плаксина Л.И., Гладких Л.П. Коррекционная работа по рисованию с натуры в детском саду для детей с нарушением зрения. // Дефектология. - 1988. - №2.

  9. Рудакова Л.В. О готовности слабовидящих детей к обучению // Особенности учеб­ной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. - Л., 1983.

  10. Свиридюк Т.Т. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими деть­ми дошкольного возраста. - Киев, 1981.

  11. Сековец Л.С. Организация двигательного режима детей дошкольного возрас­та с нарушением зрения // Дефектология. - 1987. - № 6. 27.Слабовидящие дети / Под ред. Ю.А. Кулагина, Н.Г. Морозовой, М.Б. - М., 1967.

  12. Солнцева Л.И, Воспитание слепого дошкольника. - М., 1967.

  13. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. - М., 1983.

  14. Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих де­тей. - Л., 1980.

  15. Хорош С.М. Игрушка как средство познания окружающего мира слепыми детьми-дошкольниками // Дефектология. - 1983. - №2.


IV. для работы с детьми с диагнозом умственная отсталость или задержка психического развития:

  1. Выготский Л.С, Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

  2. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждени­ях для умственно отсталых детей. - М., 1991.

  3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М., 1974.

  4. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. - М.,1993.

  5. Дьяченко ОМ. Развитие воображения дошкольника. - М., 1996.

  6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М, 1998.

  7. Летуновская С.В. Развитие наглядного мышления дошкольников с наруше­нием интеллекта в ходе овладения модельными представлениями // Дефек­тология. - 1995. - №5.

  8. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллекту­альном развитии: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Л.Б. Варяевой, А.П. Заринь, Н.Д. Соколовой. - СПб., 1996.

  9. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обу­чение умственно отсталых детей дошкольного возраста. - М., 1983.

  10. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической ди­агностике. - М.,1991.

  11. Ульенкова У.Л. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород, 1904.

  12. Эльконин Д. Психическое развитие в детских возрастах // Избр. психол. тру­ды, — М.; Воронеж, 1996.

  13. Политика О.И. «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью». – Спб.; 2006 г.

  14. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. М., 2006 г.

  15. Защиринская О.В. Психология детей с ЗПР. – Спб., 2004 г.

  16. Злобенко М.М., Ерофеева О.Н. Диагнсоитка уровня развития детей дошкольного возраста. – Волгоград., 2010 год.

  17. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей/пособие для учителей и специалистов коррекционно-развиваюещго обучения. М., 2004 г.


Приложение № 4
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ

1. Общие сведения о ребенке

Ф.И.О.______________________________________________________

Пол___ Дата рождения__________________

№ С(К)ДОУ, (СКОШ)_______________

Адрес проживания__________________________________________________
2. Жилищно-бытовые условия

Отдельная квартира___ Коммунальная квартира___ Благоустроенное жилье___ Неблагоустроенное жилье___ Наличие условий для игр и занятий ребенка (своя комната, уголок, стол) ____


3. Сведения о семье

Состав семьи_________________________________________________

Социальный статус семьи_____________________________________

Форма и длительность брачных отношений родителей_____________

Какой по счету брак каждого из родителей_______________________

Сведения о родителях (возраст, образование, место работы и занимаемая должность)

Материальное положение семьи (низкий прожиточный уровень, средний или высокий)______________________________________________

Психоэмоциональная атмосфера в семье (спокойная, конфликтная, насилие и др.)________________________________________________________________

Организация родителями совместной деятельности и досуга с детьми (время и периодичность)_____________________________________

Межличностные отношения в семье_____________________________

Дополнительная информация


Дата заполнения
Подпись педагога

Приложение № 5
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Цель: выявление типичных свойств и качеств личности педагогов- дефектологов.

Инструкция:

Ответьте на каждый из вопросов, используя шкалу:



5 - утверждение полностью соответствует действительности;

4 - скорее соответствует, чем нет;

3 - и да, и нет;

2 - скорее не соответствует;

1 - не соответствует.

Для меня значима ориентация на изучение и коррекцию личности ребенка.

У меня развит интерес к личности ребенка, его внутреннему миру.

Для меня важно ли знать и любить свою отрасль дефектологии.

Для меня важна ли ориентация на самосовершенствование.

У меня развита потребность в самовоспитании и самообразовании.

У меня развиты способности к творчеству.

Для такой работы важно ли обладать развитым воображением.

Я обладаю развитым воображением.

В работе важен педагогический оптимизм.

У меня хорошо развит педагогический оптимизм.

Для меня важна потребность общения с детьми.



Приложение № 6
Анкета «Способность к саморазвитию»
Инструкция:

Ответьте на каждый из вопросов, используя шкалу:



5 - утверждение полностью соответствует действительности;

4 - скорее соответствует, чем нет;

3 - и да, и нет;

2 - скорее не соответствует;

1 - не соответствует.

Вопросы:

Я стремлюсь изучить себя.

Я оставляю время для развития, как бы ни был занят(а) работой и домашними делами.

Возникшие препятствия стимулируют мою активность.

Я ищу обратную связь, т.к. это помогает мне узнать и оценить себя.

Я рефлексирую свою деятельность, специально выделяя на это время.

Я анализирую свои чувства и мысли.

Я много читаю.

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

Я верю в свои возможности.

Я стремлюсь быть более открытым человеком.

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня люди.

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

Я получаю удовольствие от освоения нового.

Возрастающая ответственность не пугает меня.

Я положительно отнесусь к моему возможному продвижению по службе, в карьере.


Подсчитайте общую сумму баллов и сделайте вывод:


75-55

активное развитие;

54-36

отсутствует сложившаяся система саморазвития и ориентация на развитие сильно зависит от различных условий;

35-15

К сожалению, остановившееся развитие.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница