Учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И. Г. Безуглов, В. В. Лебединский, А. И. Безуглов. М.: Академический Проект, 2008 Задания и вопросы для обсуждения



Скачать 130.18 Kb.
Дата29.04.2016
Размер130.18 Kb.
Методические рекомендации к изучению курса «Методология и методы научного исследования»

Курс «Методология и методы научного исследования» относится к общенаучному циклу дисциплин учебного плана по направлению подготовки магистров 050100.68 Педагогическое образование.

Настоящая программа призвана дать слушателям базовые знания по этой дисциплине. Содержание курса включает проблемы, обсуждение которых предполагает знакомство слушателей с основами философского знания.

Дисциплина «Методология и методы научного исследования» имеет важное значение в обеспечении высокого уровня профессиональной готовности выпускников магистратуры. Она непосредственно связана с подготовкой студентами курсовых работ, магистерской диссертации и в целом с учебно-исследовательской и научной деятельностью студентов. Освоение основ научно-исследовательской деятельности входит в число требований к уровню знаний студентов, успешно завершивших обучение в магистратуре. В каждой учебной дисциплине на лекциях и других видах занятий даются сведения научного характера. Данный курс по своему характеру междисциплинарный: знания и умения научно-исследовательской работы входят в той или иной мере в программы практически всех дисциплин.



Практическое занятие 1. Методология научного исследования (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Методология – наука о науке

2. Сущность и уровни научной методологии

3. Категории науки (методология-теория-практика): единство и различия.
Источники и литература:
1. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. – Новосибирск, 2004

2. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008


Задания и вопросы для обсуждения:
Подготовьте к коллективному обсуждению реферат по одному из вопросов:

1. Назовите специфические черты научного исследования.

2. Наука как форма общественного сознания, социально значимой деятельности, средство преобразования общества и личности

3. Структура и функции теории

4. Роль и место практики в познании мира и в научном исследовании.
Практическое занятие 2. Система научной методологии (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Функции методологии научного анализа.

2. Черты методологии научного анализа.

Источники и литература:
1. Вигнер, Ю.Л. Пределы науки.// Ю.Л. Вигнер. Экология и жизнь.2004, № 6.

2. Иванов, В.В. Методологические основы исторического познания. / В.В. Иванов. – Казань, : Изд. Каз. ун – та, 1991.

3. Касавин, И.Т. Рациональность как ценность культуры. / И.Т. Касавин, В.А.Лекторский, В.С. Швырев. // Вестник РАН. 2005, № 11.

4. Кузнецов, В.И. К типологии методологических исследований науки. / В.И. Кузнецов. // Философия науки. 2004, № 1.

5. Сторожук, А.Ю. Философия научного эксперимента: реакция на кризис рационализма. /А.Ю. Сторожук. // Философия науки. 2004, № 3.

6. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки. / Е.В. Ушаков.– М.: КНОРУС, 2008.

7. Философия науки / под ред. А.И. Липкина. – М.: ECSMO EDUCATION ЭКСМО, 2007.

8. Юдин Б.Г. Знание как социальный ресурс. / Б.Г. Юдин. // Вестник РАН. 2006, № 7.

Задания и вопросы для обсуждения:


  1. Раскройте взаимосвязь философской и научной методологии. Каковы их принципиальные отличия?

  2. Что означает «объективность» научного знания? Раскройте конкретность понимания объективности научного анализа.

  3. Дайте характеристику субъектности научной методологии.

  4. Покажите исторический характер средств научного анализа.

  5. Какие критерии научности знания актуализировались в постклассической науке и почему?

  6. Отметьте концептуальные основы интеграции номотетической и идеографической методологии в современной науке.

  7. Дайте характеристику методологической культуре научного анализа. Чем определяется профессионализм научного стиля анализа?

  8. В чем состоит проблема «пределов науки»? Какие основы и предпосылки для возникновения «пределов науки» может содержать в себе методологический анализ?


Практическое занятие 3. Эмпирический и теоретический уровни познания: методологические аспекты их взаимодействия (2 часа)
Темы для обсуждения:


  1. Предметная область взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания. Проблема определения единицы научного анализа.

  2. Исследовательская среда, ее влияние на процесс и результаты научного познания.

  3. Взаимосвязь методологии эмпирического и теоретического уровней познания в программе научного исследования.

  4. Гипотеза как форма научного знания: проблема ее построения и научного обоснования.

  5. Проблема приведения теоретического знания к фактам: интерпретация, верификация и фальсификация теоретических положений.

Источники и литература:


1. Ивин А.А. Современная философия науки. /А.А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2005.

2. Кальной, И.И., Философия для аспирантов./ И.И Кальной, Ю.А. Сандулов.– СПб.: Лань, 2003.

3. Кутырев, В.А. Современное социальное познание: Общенаучные методы и их взаимодействие. / В.А. Кутырев.– М.: Мысль, 1988.

4. Сторожук, А.Ю. Проблема определения соответствия теории фактам. / А.Ю. Сторожук. // Философия науки. 2003, № 1.

5. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки. / Е.В. Ушаков. – М.: КНОРУС, 2008.

6. Философия науки: общий курс. / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006.

7. Философия науки / под ред. А.И. Липкина. – М.: ECSMO EDUCATION ЭКСМО, 2007.
Задания и вопросы для обсуждения:


  1. Отметьте формы знания, характерные для эмпирического уровня познания.

  2. Назовите специфику научной гипотезы как формы знания. Охарактеризуйте процесс выдвижения гипотезы и ее проверки.

  3. Раскройте специфику проверки истинности научных теорий в зависимости от степени их формализации.

  4. Какие предложения (факты) в науке могут называться протокольными?

  5. Какие функции в науке выполняет процедура интерпретации?

  6. Какие свойства системы познания характеризуются терминами «имманентность» и «имплицитность»?

  7. Раскройте механизм влияния научной методологии на процесс теоретического познания.

  8. Покажите взаимосвязь методологии и идеологии на теоретическом уровне познания.


Практическое занятие 4. Парадоксальность, открытость и самоорганизация сложных систем в научной методологии (2 часа)
Темы для обсуждения:


  1. Специфика методологии исследования парадоксальных социальных проблем современности.

  2. Системность научной методологии исследования социальных проблем современной России.

  3. Синергетическая методология в исследовании социальных процессов.

  4. Методология исследования глобальных проблем современности. Диалектика глобального и локального.

Источники и литература:




    1. Бирюков, Б.В.. Кибернетика в гуманитарных науках. Б. В.Бирюков, Е.С. Геллер.– М. : Наука, 1973.

    2. Буданов, В.Г. О методологии синергетики. / В.Г. Буданов // Вопросы философии. 2006, № 5.

    3. Гайдар, Е.Т. Авторитарные режимы: причины нестабильности. / Е.Т. Гайдар. // Общественные науки и современность. 2006, № 5.

    4. Голубинцев, В.О. Философия науки. / В.О. Голубинцев, А.А. Донцев, В.С. Любченко. – Ростов – на - Дону. : Феникс, 2007.

    5. Ивин, А.А. Современная философия науки. / А.А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2005.

    6. И.И.Кальной. Философия для аспирантов. / И.И.Кальной, Ю.А. Сандулов.– СПб.: Лань, 2003.

    7. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. Учебное пособие для студентов и аспирантов. – М.: Наука, 1994. Гл. IХ.

    8. Мухин, Р.Р. Методологические проблемы динамического хаоса. / Р.Р. Мухин. // Вопросы философии. 2006. № 11.

    9. Никитенко, П. Синергетический подход к оценке конкурентоспособности экономической системы. / П. Никитенко, Л. Платонова. // Общество и экономика. 2007, № 4.

    10. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы «круглого» стола). // Вопросы философии. 2006, № 9. – с. 3 – 33.

    11. Тощенко, Ж.Т. Парадоксальный человек. / Ж.Т. Тощенко. М., 2001.

    12. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки. / Е.В. Ушаков. – М.: КНОРУС, 2008.

    13. Человеческий потенциал России: региональный аспект. // Общество и экономика. 2007, № 5 – 6.

    14. Философия науки: общий курс. / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006.

    15. Философия науки / под ред. А.И. Липкина. – М.: ECSMO EDUCATION ЭКСМО, 2007.

Задания и вопросы для обсуждения:


1. Перечислите отличительные особенности, характерные для методологии исследования социальных проблем современности.

2. Чем, по вашему мнению, вызвана системность методологии исследования социальных проблем современности?

3. Чем можно объяснить применимость синергетической методологии при исследовании социальных процессов?

4. Как процессы глобализации влияют на изменения в научной методологии?



Практическое занятие 5. Общенаучная методология (2 часа)

Темы для обсуждения:




  1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

  2. Научные методы эмпирического исследования.

  3. Научные методы теоретического мышления.

  4. Общелогические методы и приемы познания.

Источники и литература:




  1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576 с. – Гл. IV, VIII.

  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991. – Гл. XII-XIII.

  3. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория (учебное пособие). – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с. – С. 125-163.

  4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с. – С. 19-27, 33-37, 99-120.

  5. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с. – С. 156-163.

  6. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 736 с. – Разд. II, гл. 2-3.

  7. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 464 с. – С. 275-317.

  8. Катаева О.В. Философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380 с. – С. 322-354.

Задания и вопросы для обсуждения:


  1. Какие уровни исследования существуют в науке?

  2. Какие виды наблюдения бывают?

  3. В чем заключаются основные функции и недостатки наблюдения?

  4. В чем состоят особенности эксперимента?

  5. Какие бывают виды эксперимента?

  6. К какому уровню научного исследования относится мысленный эксперимент?

  7. Каково значение формализации в научном познании?

  8. Какова функция абстрагирования?

  9. В чем состоит ограниченность абстракции?

  10. Какие бывают виды индукции?

Темы докладов и рефератов

  1. Особенности научного эксперимента.

  2. Верификация и фальсификация как методологические процедуры, их возможности и границы.

  3. Абдукция как специфическая форма умозаключения.

  4. Гипотезы и их роль в научном исследовании.


Лекция 2. Выбор направления и планирование исследования, поиск исходной информации. Этапы научно-исследовательской работы. (2 часа)
План:
1. Разработка плана исследования.

2. Выбор темы исследования.

2. Определение элементов научного исследования.
Источники и литература:
1. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.

2. Виноградова Н.А., Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н.Кузнецов. – М., 2006.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. В чем заключается значение планирования научных исследований?

2. Чем, по вашему мнению, определяется выбор темы исследования?

3. Какова логика расположения элементов научного исследования? Чем она определяется?
Практическое занятие 6. Методология научно-педагогического исследования (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Специфика и функции методологического психолого-педагогического знания

2. Соотношение понятий «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация»: сходства и различия.

3. Особенности определения и разграничения объекта и предмета в психолого-педагогическом исследовании

4. Согласованность цели и задачи исследования

5. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования

6. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования.


Источники и литература:
1. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико - методологические проблемы. – СПб., 2001.

2. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого - педагогических исследований. – Стерлитамак, 2002.

3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико - психологические проблемы построения учебных предметов. – М., 2000.

4. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. – Новосибирск, 2004.


Задания и вопросы для обсуждения:
1. Выделите предположительный предмет изучения в следующих исследовательских темах:

Формирование артистизма как элемент подготовки будущего педагога.

Готовность к саморазвитию как цель образования.

Использование новых информационных технологий в проблемном обучении.

2. Сформулируйте тему и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:

Педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования к особенностям российской действительности.


Практическое занятие 7. Методы и методики психолого-педагогического исследования (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Общая характеристика методов эмпирического психолого-педагогического исследования.

2. Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании.

3. Изучение и использование передового опыта.

4. Комплексный педагогический эксперимент.


Источники и литература:
1. Загвязинский В.И. Практическая методология педагогического поиска. – Тюмень, 2004

2. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002

3. Добров Г.М. Наука о науке. - Киев. Наукова думка, 1989.

4. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986


Задания и вопросы для обсуждения:
1. Назовите условия получения объективной оценки психолого-педагогических явлений и процессов и возможные причины ошибки при оценивании.

2. Перечислите требования к процедуре проведения тестирования.

3. Охарактеризуйте достоинства методов наблюдения и эксперимента
Практическое занятие 8. Обработка данных научно-педагогических исследований (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Анализ и обработка результатов исследования.

2. Способы апробации работы.

3. Основные виды изложения результатов исследования.
Источники и литература:
1. Психологическая диагностика: Учеб.пособие / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – 2-е изд., испр. – М., 2000.

2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н.Кузнецов. – М., 2006.


Задания и вопросы для обсуждения:
1. Чем объясняется возможность многих различных интерпретаций одного и того же педагогического факта?

2. Чем отличаются логическая и художественно-образная интерпретация?

3. Объясните, как минимизировать влияние личностного фактора интерпретатора на результаты интерпретации

4. Выразите одну и ту же мысль (например, о необходимости дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся) используя разные стили изложения: научный, учебно-педагогический, популярный.


Практическое занятие 9. Основные этапы научного исследования (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Общая характеристика основных требований к организации научного исследования

2. Этапы научного исследования: краткая характеристика содержания каждого этапа

3. Источники первичной научной информации
Источники и литература:
1.Психологическая диагностика: Учеб.пособие / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – 2-е изд., испр. – М., 2000

2. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008


Задания и вопросы для обсуждения:
1. Подготовьте краткую характеристику общего замысла темы: Особенности биологического исследования.

2. Аргументировано изложите проблему, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования.

3. Составьте план сбора информации по теме

Практическое занятие 10. Написание и оформление научных работ (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Структура учебно-научной работы.

2. Способы написания текста.

3. Техника цитирования. Язык и стиль научных сообщений.

4. Требования к оформлению таблиц. Графический способ изложения иллюстрированного материала.

5. Оформление библиографического аппарата.
Источники и литература:
1.Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008

2. Виноградова Н.А., Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.


Задания и вопросы для обсуждения:
Проанализировать правильность оформления научной работы (дипломной работы, диссертации).
Практическое занятие 11. Способы получения и переработки информации

(2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Характеристика основных источников научной информации.

2. Виды научных и учебных изданий.

3.Сбор научной информации. Изучение литературы.

4. Электронные журналы и библиотеки.


Источники и литература:
1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М., 2000

2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н.Кузнецов. – М., 2006


Задания и вопросы для обсуждения:
Составить конспект научной статьи.
Практическое занятие 12. Обработка данных научно-педагогических исследований (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Анализ и обработка результатов исследования.

2. Способы апробации работы.

3. Основные виды изложения результатов исследования
Источники и литература:
1. Психологическая диагностика: Учеб.пособие / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – 2-е изд., испр. – М., 2000

2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н.Кузнецов. – М., 2006


Задания и вопросы для обсуждения:
1. Чем объясняется возможность многих различных интерпретаций одного и того же педагогического факта?

2. Чем отличаются логическая и художественно-образная интерпретация?



3. Объясните, как минимизировать влияние личностного фактора интерпретатора на результаты интерпретации.

4. Выразите одну и ту же мысль (например, о необходимости дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся) используя разные стили изложения: научный, учебно-педагогический, популярный.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница