Учебное пособие написано в соответствии с учебным планом и рабочей программой по теории государства и права. Предназначено выпускникам



страница1/18
Дата07.06.2016
Размер4 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Оренбургский институт (филиал)

Кафедра теории государства и права

Теория государства и права

в вопросах и ответах

(Учебное пособие для подготовки к государственной итоговой аттестации)

Оренбург, 2015


УДК 340 (07)

ББК 67. Оя73

Т 33

Издание третье исправленное и доработанное.

Печатается по решению Редакционного Совета Оренбургского института.

Рецензент – д.ю.н., профессор Шнитенков А.В.

Авторы – составители:

заведующий кафедрой, к.ю.н., доцент Колотов А.Ф.,

к.ю.н., старший преподаватель Вырлеева-Балаева О.С.,

к.и.н., доцент Кочеткова Е.А.,

доцен Симонов В.Н.,

к.и.н., доцент Скуратов И.В.

Учебное пособие написано в соответствии с учебным планом и рабочей программой по теории государства и права. Предназначено выпускникам, успешно освоившим образовательную программу высшего образования бакалавриата по направлению подготовки «Юриспруденция» и студентам среднего профессионального образования для подготовки к государственной итоговой аттестации. В учебном пособии представлены базовые институты и категории теории государства и теории права, разнообразные научные классификации и подходы, использованы точки зрения различных ученых на проблемы государства и права.

УДК 340 (07)

ББК 67. Оя73

Коллектив авторов. 2015 год

Содержание
Предисловие……………………………………………………………….7

Раздел I. Введение в теорию государства и права………………………….8

1. Предмет и методы теории государства и права……………………....8

2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права как науки...10

3. Методология теории государства и права……………………………14

4. Теории возникновения государства…………………………………..18

5. Теории происхождения права…………………………………………24



Раздел II. Теория государства………………………………………………...28

Тема 1. Понятие, признаки и сущность государства………………………28

1. Понятие государства…………………………………………………...28

2. Признаки государства………………………………………………….31

3. Концепции сущности государства, их многообразие………………..33



Тема 2. Функции государства………………………………………………...37

1. Понятие функций государства………………………………………...37

2. Классификация функций государства………………………………...39

3. Функции государства и формы их осуществления…………………..43

4. Влияние процессов глобализации на функции государства………...46

Тема 3. Государственная власть……………………………………………...53

1. Государственная власть………………………………………………..53

2. Легальность и легитимность государственной власти………………58

3. Законодательная власть………………………………………………..60

4. Исполнительная власть………………………………………………...63

5. Судебная власть………………………………………………………...67



Тема 4. Форма государства……………………………………………………70

1. Понятие и элементы формы государства, факторы, влияющие на форму государств…………………………………………………………70

2. Форма правления: понятие и виды……………………………………74

3. Государственный (политический) режим…………………………….78

4. Формы территориально-государственного устройства……………...82

5. Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, союзы………………………………………………………………………85



Тема 5. Типы государств………………………………………………………88

1. Понятие и значение типологии государств…………………………...88

2. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств, их достоинства и недостатки……………………………….89

3. Соотношение типа и формы государства…………………………….93



Тема 6. Механизм государства………………………………………………..94

1. Понятие и основные черты механизма государства…………………94

2. Структура механизма государства……………………………………98

3. Механизм государства и государственный аппарат………………..103

4. Понятие и признаки государственных органов…………………….105

5. Виды государственных органов……………………………………108

6. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

……………………………………………………………………………110



Тема 7. Государство в политической системе общества………………...112

1. Понятие и структура политической системы общества……………112

2. Место государства в политической системе общества…………….114

2. Право и политика. Взаимосвязь и взаимовлияние………………….116

3. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и другими элементами политической системы…………………………………………………………………..119

Тема 8. Личность. Общество. Государство………………………………..122

1. Государство и общественные объединения. Государство и церковь…………………………………………………………………...122

2. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества…………………………………………………………..128

3. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования……………………………………………………………130

4. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства (скандинавская, континентальная, британская)………………………………………………………………132

5. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты……………………………………………………...138



Раздел III. Теория права……………………………………………………..144

Тема 9. Понятие, признаки и сущность права…………………………….144

1. Понятие права как государственного регулятора общественных отношений………………………………………………………………..144

2. Признаки права………………………………………………………..146

3. Сущность права……………………………………………………….148

4. Дискуссионные аспекты правопонимания………………………….152

Тема 10. Принципы и функции права……………………………………..158

1. Понятие принципов права …………………………………………...158

2. Виды принципов права……………………………………………….160

3. Функции права………………………………………………………...164



Тема 11. Нормы права………………………………………………………..168

1. Понятие и признаки норм права……………………………………..168

2. Структура норм права………………………………………………...169

3. Классификация норм права…………………………………………..171

4. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов………………………………………………………………………174

5. Пределы действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые иммунитеты………………...176



Тема 12. Источники (форма) права…………………………………………181

1. Понятие и виды источников (форм) права………………………….181

2. Понятие, признаки и виды законов………………………………….190

3. Понятие и виды подзаконных нормативных правовых актов …….192

4. Решения Конституционного Суда РФ в системе источников российского права……………………………………………………….193

Тема 13. Система права………………………………………………………195

1. Понятие и основные элементы системы права……………………..195

2. Структура системы права…………………………………………….196

3. Отрасль права. Предмет и методы правового регулирования……..198

4. Система права и система законодательства………………………...203

Тема 14. Основные правовые системы современности…………………206

1. Понятие и классификация современных национально – правовых систем…………………………………………………………………….206

2. Романо–германская правовая семья и семья общего прецедентного права……………………………………………………………………...207

3. Религиозные и традиционные правовые семьи…………………….211

4. Влияние процессов глобализации на унификацию правовых систем

……………………………………………………………………………214



Тема 15. Правовые отношения……………………………………………..216

1. Понятие и основные признаки правоотношений…………………..216

2. Структура (состав) правовых отношений…………………………..219

3. Классификация (виды) правоотношений…………………………...229

4. Понятие и классификация юридических фактов…………………...231

Тема 16. Правотворчество…………………………………………………...235

1. Понятие правотворчества…………………………………………….235

2. Субъекты правотворчества…………………………………………..239

3. Виды правотворческой деятельности……………………………….240

4. Основные принципы правотворчества………………………………244

5. Законотворчество: понятие и стадии ……………………………….246

6. Систематизация нормативных правовых актов…………………….249

Тема 17. Реализация права…………………………………………………..253

1. Понятие и формы реализации права………………………………..253

2. Применение права как особая форма реализации права…………..264

3. Стадии процесса правоприменения…………………………………268

4. Акты применения права и их классификация………………………270

Тема 18. Толкование норм права…………………………………………...273

1. Толкование права: понятие, приемы, способы толкования………..273

2. Виды и объем толкования права. Акты толкования………………..276

3. Пробелы в праве и способы их восполнения. Институт аналогии и пределы его использования……………………………………………..281

4. Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения, способы разрешения и предупреждения……………………………….284

Тема 19. . Правосознание и правовая культура…………………………..287

1. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов…………………………………………………………………..287

2. Правовая культура: понятие, структура, виды……………………..291

3. Правовой идеализм и правовой нигилизм………………………….296



Тема 20. Законность и правопорядок………………………………………299

1. Понятие и признаки законности……………………………………..299

2. Основные принципы и гарантии законности……………………….304

3. Понятие и виды правопорядка……………………………………….309

4. Соотношение законности, правопорядка и государственной дисциплины. Международный правопорядок…………………………312

Тема 21. Правонарушение…………………………………………………..320

1. Понятие и основные признаки правонарушения…………………...320

2. Юридический состав правонарушения……………………………...326

3. Виды правонарушений……………………………………………….328



Тема 22. Юридическая ответственность…………………………………..343

1. Понятие и основные признаки юридической ответственности…...343

2. Принципы юридической ответственности………………………….348

3. Виды юридической ответственности………………………………..351

4. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности и принцип неотвратимости ответственности………………………………………356

Предисловие

Государственная итоговая аттестация является одним из заключительных этапов подготовки бакалавров и имеет своей целью оценить уровень и глубину полученных теоретических знаний по фундаментальным юридическим дисциплинам; проверить подготовленность выпускника по проведению соотношения между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, необходимыми в профессиональной деятельности юриста.

При подготовке к государственным экзаменам студентам необходимо систематизировать полученные в ходе обучения знания и практический опыт, приобретенный в период прохождения преддипломной и производственной практики. Подготовку к сдаче государственного экзамена необходимо начать с ознакомления с примерным перечнем вопросов по дисциплинам. Далее необходимо изучить учебную литературу, просмотреть дополнительные источники. Целесообразно ознакомиться с последними номерами юридических журналов с целью выявления наиболее актуальных, проблемных моментов в рамках содержания курса теории государства и права, новелл в текущем законодательстве. Наиболее значимым выступает умение выпускника увязывать теоретические проблемы с современной юридической практикой, с отраслевым законодательством.

Для оказания помощи студентам в подготовке к государственным экзаменам и в углубленном изучении тем и разделов программ кафедра проводит обзорные лекции, задачей которых является не только систематизация знаний, но и ознакомление студентов с текущими изменениями в законодательстве Российской Федерации, в научно-исследовательской сфере.

Данное учебное пособие содержит наиболее значимую, сконцентрированную информацию по теории государства и права, разные научные точки зрения, что поможет студентам эффективнее подготовиться к

итоговой государственной аттестации.



Раздел I. Введение в теорию государства и права

1. Предмет и методы теории государства и права

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается конкретный круг проблем, изучаемый данной наукой, сторона объективной действительности. Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Объектом теории государства и права выступают государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни как обобщенные и абстрактные теоретические категории. Государство и право в то же время исследуются и другими науками (как юридическими, так и не юридическими – философией, политологией, экономикой, социологией и т.п.).

Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, свою проблематику. Другими словами, предмет науки есть то, что она теоретически осваивает в определенном объекте. Центральное место в структуре предмета теории государства и права занимает исследование наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права. Закономерность есть объективная, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями.

Следовательно, предметом теории государства и права будут выступать наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственных и правовых явлений, а именно: понимание государства и права, сущность и смена их исторических типов, эволюция форм государства и права, их содержание, функции. Словосочетание «наиболее общие закономерности» означает, что данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки, присущие государству и праву любого общества. Теория государства и права изучает в обобщенном виде все государства и все правовые системы, независимо от их временных и пространственных характеристик. Поэтому в ней сконцентрированы существенные достижения научной мысли о государстве и праве, все теоретически значимое о данных социальных институтах.

Важным является тот факт, что данная наука исследует государство и право как в статике, так и в динамике, анализирует взаимосвязи данных институтов с другими социальными явлениями. Особенностью предмета теории государства и права является также изучение государства и права во взаимосвязи, как самостоятельных и дополняющих друг друга социальных институтов.

В предмет теории государства и права входит разработка понятийно-категориального аппарата юридической науки, то есть понятий, представляющих общий интерес для всех наук о государстве и праве. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, юридический факт, правотворчество, применение и толкование права, юридические коллизии, законность и правопорядок, механизм правового регулирования и механизм правового воздействия, правовой режим и т.д. Отдельные ученые включают в предмет теории государства и права также юридическую технику – систему принципов и правил оформления правового материала.

К особенностям предмета теории государства и права следует отнести:

- теория государства и права изучает государственно-правовые явления в целом, в их наиболее общем виде;

- она исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, обобщая весь опыт государственного и правового строительства;

- в рамках предмета теории государства и права рассматриваются основные коренные вопросы государства и права, как сущность, тип, формы, функции, структура, механизм действия, правовая система;

- теория государства и права разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции, которыми руководствуются и пользуются все науки о государстве и праве, юридические дисциплины, правоприменительные органы;

- в рамках предмета государственные и правовые явления рассматриваются в органическом единстве и взаимном опосредовании. Государство и право изучаются во взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии.


2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

Функции теории государства и права как науки

Научные знания условно можно подразделить на три большие группы:

1) технические науки (например, механика);

2) естественные науки (например, физиология);

3) гуманитарные науки (или общественные, например, экономика).

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п.

Юридические науки – это часть общественных наук, поскольку государство и право являются социальными институтами. В свою очередь, юридические науки можно подразделить на следующие группы: 1) теоретико-исторические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений); 2) отраслевые юридические науки (науки конституционного, гражданского, уголовного права и т.п.); 3) прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия); 4) науки международного права (международное частное право, международное публичное право, космическое, воздушное морское и др.); 5) специальные или организационные науки (судоустройство, организация адвокатуры, нотариат и др.); 6) компаративистика (сравнительное правоведение и государствоведение).

Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей и т.д.

Философия как наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и человеческого познания, физического, социального и духовного бытия направляет теоретическую мысль, определяет основные выводы в процессе исследования проблем возникновения, сущности и путей развития государства и права. Теория государства и права весьма активно использует философские методы (метафизику и диалектику), категории и понятия философии. В свою очередь, теория государства и права дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений.

Социология - это наука об обществе как целостной системе, отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах, о личности как основной ценности современного общества. Она помогает рассматривать государство и право в качестве составных частей организации социальных связей и взаимоотношений, образующих материю общественной жизни, определяет формы и функции таких связей и взаимоотношений.

Экономическая наука формулирует фундаментальные идеи о приоритете экономических факторов в трактовке государственно-правовых явлений, о роли производства, товарно-денежных отношений, форм собственности и распределения общественного продукта в формировании государства и права, в определении их сущности и роли в общественной жизни.

Политология - это наука о политике, соотношении власти и личности, коллективов людей, нормах политической этики и др. Теория государства и права дает материал для характеристики государства и права как неотъемлемых частей политической системы общества, определяет характер и формы государственной власти, воздействие права на деятельность властных структур общества. Вместе с тем политология помогает глубоко уяснить взаимодействие государства и права с другими частями политической системы, связи с политическими явлениями, отношениями, институтами, субъектами политической жизни.

В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они изучают государство и право в целом, исследуют причины возникновения государства и права, этапы их развития. Но между ними есть и существенные различия. История изучает закономерности развития государственных и правовых форм конкретных стран в их хронологической последовательности. Теория же исследует закономерности в обобщенном виде, определяет теоретические основы такого развития.

Преобладающую роль в юриспруденции занимают отраслевые юридические науки. Между теорией государства и права и отраслевыми науками существуют сложные прямые и обратные связи. По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права имеет фундаментальное, методологическое и обобщающее значение.

Во-первых, теория имеет для всех юридических наук фундаментальное, базовое значение, раскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовой действительности.

Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.), разрабатывает на этой основе общие понятия и конструкции, используемые другими науками. Систематизирует знания.

В-третьих, теория государства и права черпает эмпирический материал из отраслей права. Обобщая эти данные она устанавливает межотраслевые связи, решает общие методологические проблемы, формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками. Фактически, теория призвана обобщать отраслевую научную информацию.

В-четвертых, в отличие от отраслевых наук, теория государства и права изучает общие закономерности государственно-правовых явлений.

В-пятых, по отношению к отраслевым наукам теория государства и права выступает обобщающей и абстрактной наукой.

В-шестых, Теорию государства и права интересуют лишь общие тенденции процессов возникновения, развития государства и права, абстрагированные от исторических и национальных фактов и обстоятельств.



Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

Традиционно выделяют онтологическую (сущностную), гносеологическую (познавательную), эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую, организационно-прикладную и воспитательную функции.

С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытии) теория государства и права познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют. Данную функцию можно определить как сущностная или интерпретационно-объяснительная.

Гносеологическая функция (гносеология - теория познания) теории государства и права состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

С помощью эвристической функции (эвристика - искусство нахождения истины) теория государства и права открывает новые знания о закономерностях в развитии государственно-правовых институтов на различных исторических этапах.

Прогностическая функция теории государства и права проявляется в предвидении тех или иных качественных и количественных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.

Методологическая функция заключается в создании теорией системы понятий и категорий, концепций и конструкций, применяющихся во всех иных юридических науках, имеющих основополагающее значение для юриспруденции в целом.

Осуществляя идеологическую функцию, теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор: проводит в жизнь гуманистические начала, формирует общечеловеческие ценности, развивает правовую культуру.

Практически-организаторская (прикладная) функция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.

Воспитательная функция оказывает систематическое и направленное воздействие на субъектов с целью формирования у них желательное отношения к государственно-правовым явлениям, закладывает основы юридического мировоззрения.


3. Методология теории государства и права

Методология теории государства и права – это обусловленная философским мировоззрением совокупность определенных теоретических принципов, категорий, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений.

В качестве принципов теории государства и права выделяют: историзм, плюрализм, объективность, универсальность, всесторонность, конкретность, комплексность. Принцип историзма позволяет уяснить государство и право как изменяющиеся в пространстве и времени динамические категории. Принцип объективности позволяет получить наиболее достоверную истинную информацию о государственно-правовых явлениях. Субъективные оценки должны быть минимизированы. Принцип всесторонности позволяет охватить все явления государства и права во взаимосвязи и взаимодействии, учитывая все возможные аспекты и подходы. Принцип комплексности позволяет рассматривать государство и право не только как юридические явления и категории, но и привлекая все научные знания философии, политологии, экономики и других наук.

В рамках методологии выделяются и ряд научных подходов: монистический (одна господствующая идеология на государство и право), дуалистический (разделение государства и права как самостоятельные объекты познания), плюралистический (наличие множества научных подходов и идей), конструктивно-критический (познание сущности через научно-критический анализ явлений). Лазарев В.В. выделял также эмпирический и рационалистический подходы, Г. Гегель – логический и исторический.

Методы теории государства и права – это совокупность приемов, способов, средств и правил, с помощью которых наука познает своей предмет и получает новые знания. Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить в следующую систему:

1) Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Они присущи абсолютно всем наукам, т.к. в их основе лежат обще мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих методов выделяют: метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику, рассматривающую государственно-правовые явления через призму закономерностей. Диалектика делится на материалистическую и идеалистическую. Последняя может выступать как объективный, либо субъективный идеализм.

2) Общенаучные методы - это приемы, применяемые на отдельных этапах научного познания. К их числу относят: анализ, синтез, индукция, дедукция, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента, герменевтический, культурологический, метод сравнения, абстрагирования, аналогии и др.

Анализ означает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую систему, нормы права, правовые отношения и т.п. Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции тех или иных государственно-правовых институтов. Метод социального эксперимента связан с проверкой проекта определенного решения с целью анализа достоинств и недостатков правового регулирования. В качестве примера можно назвать эксперимент по введению в 90-е годы в девяти регионах Российской Федерации судов присяжных. Герменевтический метод направлен на разъяснение, истолкование, интерпретацию смысла различных текстов, правовых понятий. Метод абстрагирования позволяет на основе познавательных мыслительных процессах выделить существенные свойства и связи предметов в отвлеченной форме.

3) Частнонаучные (специальные) методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных технических, естественных и гуманитарных наук. К специально-неюридическим относятся конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический, структурный анализ, исторический и т.д. Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития. Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, деятельность государственных органов и т.д. На основе полученной статистической информации проводится научный поиск причин и условий, порождающих те или иные явления. Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления. Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. В настоящее время математические методы применяются в криминалистике или судебной экспертизе, при квалификации преступлений, в правотворчестве и т.п.

4) Частноправовые (специальноюридические) методы, то есть являющиеся сугубо юридическими: формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-юридический, метод правого моделирования, правого эксперимента, технико-юридический анализ, толкования.

Формально-юридический метод позволяет определять специальные юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики. Он дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью. Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы в целях выявления их общих и особенных свойств. К эмпирическому сравнению относится, главным образом, микросравнение - сопоставление и анализ правовых актов по линии их сходства и различия, а также практики их применения. В правовой науке сравнительно-правовой метод используется, прежде всего, при изучении законодательства двух или более государств.

Современная наука использует весь имеющийся набор инструментов научного исследования. Благодаря плюралистическому подходу, теория государства и права создает систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной политической и правовой жизни.


4. Теории возникновения государства

Процесс формирования государств – это длительный, сложный процесс, который был обусловлен наличием множества причин и факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Можно выделить несколько предпосылок формирования древних государств:

- экономические предпосылки: совершенствование орудий труда, переход от присваивающей к производящей экономике, процесс разделения труда, рост производительности труда и появление избытков продуктов, возникновение частной собственности;

- социальные предпосылки: разложение первобытнообщинного рода, возникновение моногамной патриархальной семьи, появление общества, основанного не на кровном родстве, а экономических и производственных связей, социально-классовое расслоение общества;

- политические предпосылки: изменение сущности власти - отход от потестарного характера и разделение управленческих функций, возрастание роли народных собраний;

- демографические и военные предпосылки: великое переселение народов, миграция, сопротивление внешней угрозе.

В науке теории государства и права преобладает плюралистический подход теорий происхождения государств. Многообразие теорий обусловлено множеством факторов: сложностью, длительностью и многоаспектностью самого процесса происхождения государства, теории формировались в разные исторические периоды, обусловлены идеологическим влиянием, неизбежно преобладание субъективного подхода в оценки причин, зависят от уровня развития самой науки и научной методологии. Наиболее известными и традиционными являются теории: теологическая, договорная, патриархальная, классовая, органическая, социологическая, психологическая, ирригационная, расовая, теория насилия. На современном этапе развитие получили такие теории происхождения государства, как спортивная, теория инцеста, диффузионная, патримониальная, кризисная, этногенеза, волюнтаристская, функциональная и др.

1. Теологическая теория происхождения государства – одна из древнейших теорий (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Ж. Маритен). Многие религиозные (и не только) деятели разных времен и народов были и продолжают оставаться ее представителями.

Суть теории в момент ее зарождения была в очевидной для исследователей того времени сверхъестественной, мистической непознаваемой с помощью имеющихся на то время инструментов познания силе природных явлений и общих закономерностей, не выводимых из наличного опыта ученых и имеющихся жизненных традиций. Любая светская власть выступает результатом проявления божественной воли, является производной, вторичной. Государство и право – вечны, незыблемы и святы, т.к. невозможно изменить установленный богом порядок.

В качестве достоинства данной теории следует отметить то, что она придает авторитет государственной власти, поднимает её престиж, не допуская возможности её свержения и уничтожения, осуждает насилие и преступность. Но собственно конкретные пути и способы реализации божественной воли она не может раскрыть.

Современным последователем учения Фомы Аквинского является Жан Маритен, представитель неотомистской школы. Данная концепция представляет собой официальную доктрину Ватикана и носит официальный характер в исламских государствах.

2. Патриархальная теория изложена в трудах Конфуция, Платона «Государство», Аристотеля «Политика» в IV – III веках до нашей эры. В XVII веке патриархальная теория разрабатывалась Робертом Фильмером. В России сторонником этой теории был Николай Михайловский.

Суть теории состоит в том, что увеличение числа семей и их объединения приводят к образованию государства. Государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

3. Авторами договорной теории являются Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо, Шарль Монтескьё, Бенедикт Спиноза, А.Н. Радищев и др. В настоящее время договорная теория, сочетаемая с теорией естественного права, является теоретическим основанием концепции правового государства.

В основе данной теории положение о том, что государству предшествует «естественное состояние человека», в котором люди являются равными друг другу. Развитие человеческой цивилизации создает неравенство и вытекающие из этого конфликты.

По мнению всех сторонников данной теории, чтобы избежать конфликтов люди должны были заключить договор «всех со всеми». Ограничивая свою свободу через договор, они устанавливали мир между собой. Право ограничивать свободу было передано государству. Общественный договор правящих с подвластными утверждал определенные права и обязанности сторон. Так, обязанные ограничивать свои права подвластные имели право требовать от правящих поддержания необходимого уровня благосостояния. Правящие, обладая правом ограничивать свободу, были обязаны обеспечивать этот уровень. В случае отказа власти от этой обязанности подвластные получают право на восстание.

Для своего времени данная теория была революционной и стала идеологической базой нидерландской, английской, французской революций XVII – XVIII веков. Эта теория свободна от религиозного представления о характере государства и власти.

4. Теория насилия. Авторы - австрийские ученые XIX века Карл Каутский и Людвиг Гумплович, а также Евгений Дюринг. Они полагали, что государство возникает в результате насилия внутреннего (экономического или политического давления одного слоя общества над другим) или внешнего (завоевания одного народа другим). Для поддержания установленное правопорядка необходимо было применение насилия, государственного принуждения, для чего создавались органы государственной власти, военные и охранительные структуры. Таким образом, возникновение государства является следствием принципа - слабый подчиняется сильному.

По мнению Евгения Дюринга без господства большинства над меньшинством не может возникнуть государство. Собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.



5. Психологическая теория была разработана российским ученым-юристом Л.И. Петражицким в начале XX века. Главной ее частью является характеристика общества и государства в виде суммы психических взаимодействий людей и их объединений. Таким образом, общество и государство есть результат закономерностей психического развития человека. Государство возникло благодаря особым свойствам психики человека, а именно потребности индивида жить в обществе, подчиняться авторитету, желанию повелевать кем-либо и соответственно подчиняться кому-либо.

6. Классовая (марксистская) теория разработана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX века. Позиции марксистской теории в вопросе происхождения государства наглядно, полно и понятно изложены в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Основой классовой теории является учение об общественно – экономической формации, основанной на определенном способе производства. Именно способ производства обусловливает все процессы общественной жизни людей. Производственные отношения являются основными, базисными отношениями, по отношению к которым государство, право являются надстроечными.

Поэтому государство появляется в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, раскола общества на антагонистические (противоборствующие) классы. «Государство возникает там и тогда, когда появляются классы». Следовательно государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий.

Основная позиция марксизма по отношению к государству заключается в том, что государство возникает в результате классовой борьбы и должно прекратить свое существование с исчезновением классов.

7. Ирригационная (гидравлическая, водная) теория происхождения государства была разработана К.-А. Виттфогелем. Возникновение государства связывалось с потребностью осуществления строительства гигантских ирригационных сооружений в местах проживания первых крупных цивилизаций. Эти работы диктовали необходимость создания жесткого централизованного аппарата управления со множеством чиновников и сильной армии, для установления контроля за массой зависимого населения. В качестве примера приводится история создания государств Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Шумер, Аккад. Но для других регионов мира ею трудно применить.

8. Органическая теория появилась в XIX веке. Её авторы Герберт Спенсер, А.Э. Вормс, Г. Прейс. Государство они уподобляли живому биологическому организму, состоящими из клеток – людей со своей волей. Фактически законы развития живых существ они переносили на государство. Считалось, что государство - это произведение сил природы, общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Каждый элемент живого организма выполняет определенную функцию, подобная же конструкция переносилась и на государство. По мнению Г. Спенсера, воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие, крестьяне – ноги и руки, движение м связи – коммуникации, почта, транспорт, финансы – кровеносная система. Между государствами, как и в живой среде, идет конкуренция, естественный отбор.

9. Французский ученый первой половины XIX века К.Л. фон Галлер в своем труде «Реставрация политической науки» создал патримониальную теорию. Согласно ей государство выросло из права собственника на землю (патримониум). В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (они же становятся собственниками земли племени). Постепенно власть вождей становится государственной. Это не что иное, как медленно, путем продолжительных и незаметных изменений, преобразованная власть собственника над живущими на его земле. Государственная территория выходит из государевой земли. Необходимые расходы долгое время покрываются только за счет частных средств государя. Налоговое обложение рассматривается не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы под­чиненного управления формируются из его частных слуг. Такова суть патримониальной теории.

Теория государства и права содержит и другие концепции происхождения государства, а современные ученые продолжают искать варианты возникновения этого сложного и многогранного явления.


5. Теории происхождения права

К наиболее известным теориям происхождения права относятся: теологическая теория, теория естественного права, классовая, нормативистская, психологическая, историческая школа права, социологическая школа права, реалистическая или прагматическая школа права, теория солидаризма, регулятивная, примирительная и др.



1. Теологическую теорию права разработал Фома Аквинский в XIII веке. Основная идея его – право создано Богом для управления жизнью людей. Она даруется человеку через посредство пророка или правителя.

Систему законов Фома Аквинский разделил на четыре вида:



  • вечный закон – божественный разум;

  • естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом;

  • человеческий закон - это действующее (позитивное) право;

  • Божественный закон – Библия.

2. Теория естественного права. Ученые предполагают, что концепции естественного права возникали до нашей эры. Однако в научном смысле разработка этой теории принадлежит Томасу Гоббсу, Джону Локку (XVII – XVIII вв.), Гуго Гроцию и множеству их последователей вплоть до XX века. Теория естественного права в сочетании с договорной теорией послужила научной основой концепции правового государства. Естественное право полагается как право справедливого разума. Естественное право присуще человеку от рождения, люди по договору передали государству обязанность защищать их естественные права. Естественные права закрепляются в действующем (позитивном) праве.

3. Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX века в трудах Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухты. Историческая школа создавалась в противовес теории естественного права. Авторы утверждали, что действующее право не является совокупностью законов, оно возникает самопроизвольно из национального духа, народного сознания, поэтому право не может быть случайным явлением или волей законодателя. Право формируется подобно языку само по себе, независимо от субъективной воли законодателя, порой стихийно.

Право не может быть универсальным, так как является проявлением особенностей национального характера и исторической эпохи. Официальные писанные законы являются только формой юридического оформления уже сложившегося права и обычаев.

4. Психологическая теория разработана Л.И. Петражицким на рубеже XIX и XX веков. Суть ее заключается в том, что право есть результат закономерностей психологического развития человека. Право непосредственно связано с внутренними правовыми эмоциями и переживаниями человека по поводу предписанных правовых норм. Соответственно право делится на право интуитивное (исходящее из внутренних переживаний людей) и официальное или позитивное (установленное государством).

5. Марксистская теория определяет право как возведенную в закон волю господствующего класса, орудие подавления эксплуатируемого класса. Оно обусловлено экономическими условиями жизни общества и всегда производно от государства, в полной мере сливается с его волей. Право по форме может выступать только в виде позитивных, формально закрепленных правовых норм.

6. Нормативистская теория права была сформулирована Г. Кельзеном, Р. Штаммлером, Н.М. Коркуновым. Право возникает и развивается исключительно как результат деятельности законодателя и правоприменителя, и выражается в конкретной материальной правовой форме. Право живет только в кодифицированных правовых нормах, т.е. право не существует вне правовых норм в каком-либо естественном состоянии. Право – это система должного поведения людей, выраженная в нормативном акте и обеспеченная силой государственного принуждения. Они рассматривали право как иерархическую пирамиду норм, на вершине которой находится основная суверенная норма - конституция, а внизу – решения судов, договоры, нормативные предписания. Нормы права они отграничивали от морали, религии, традиций, социальных процессов, считая, что право должно быть собственно «юридически чистым».

7. Представители социологической школы права Е. Эрлих, Г. Канторович, С.А. Муромцев считали, что право нужно искать не в правовых нормах, а в самой жизни. Право – это система правоотношений, реальное поведение людей, а не только записанные нормативные статьи. Гораздо важнее и естественнее то право, которое само постепенно формируется в жизни. «Живое право» - это система правоотношений, непосредственное взаимодействие людей в правовой сфере. Источником права выступает юридическая практика, которая и фиксирует новые правовые отношения, закрепляет и предает праву форму.

8. Примирительная теория права (Г.Д. Берман, Э. Аннерс) связывает происхождение права с возникновением потребностей в урегулировании отношений между родами. Именно конфликты породили необходимость установления конкретных правил поведения или норм, т.к. кровная месть могла применяться бесконечно. Народные собрания и советы старейшин подписывали договоры о примирении, которые далее приобретали характер примирительных норм. Первоначально они носили характер устных правовых обычаев, затем постепенно приобретая письменный, нормативно-формальный характер, подкрепляясь государственным принуждением.

Теория государства и права продолжает поиск других концепций происхождения права.



Раздел II. Теория государства

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница