Учебное пособие по материалам круглого стола, проведенного кафедрой трудового права и права социального обеспечения Оренбург 2013



страница1/4
Дата15.05.2016
Размер0.71 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)

ОРЕНБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Соблюдение и защита права на труд для людей, живущих с ВИЧ в России и зарубежных странах

Учебное пособие по материалам круглого стола, проведенного кафедрой трудового права и права социального обеспечения


Оренбург – 2013
УДК 349.2

ББК 67.405

З-17

Ответственный редактор: О.Б. Зайцева, доктор юридических наук, зав. кафедрой трудового права и права социального обеспечения


З-17


Соблюдение и защита права на труд для людей, живущих с ВИЧ в России и зарубежных странах. Учебное пособие. 2013. 57 с.
В учебном пособии содержатся доклады, заслушанные на круглом столе, который был организован и проведен в Оренбургском институте (филиале) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) с участием представителей Государственной инспекции труда в Оренбургской области и Оренбургского областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями. Доклады были посвящены сущности ВИЧ-инфекции, оказывающейся причиной нарушения основополагающих трудовых прав, которые выражаются в дискриминации и стигматизации работников, живущих с ВИЧ/СПИДом или пострадавших от него. Доклады основаны на анализе основных положений международных актов, федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.

Научным, практическим работникам, аспирантам и студентам юридических вузов, а также всем, кто интересуется проблемами правового регулирования трудовых отношений.

УДК 349.2

ББК 67.405

Содержание

Вступительное слово.......................................................................................... 3

ВИЧ-инфекция в Оренбургской области.......................................................... 9
ВИЧ-инфекция в Российской Федерации и за рубежом.................................. 11
Международные акты, регулирующие право на труд людей, живущих

с ВИЧ..................................................................................................................... 17


Защита российским законодательством права на труд людей, живущих

с ВИЧ...................................................................................................................... 23


Особенности правового регулирования труда ВИЧ-инфицированных

иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.................... 29


Особенности правового регулирования труда медицинских работников,

работающих с ВИЧ-инфицированными лицами................................................ 32


Акты субъектов Российской Федерации и территориальных органов местного

самоуправления, регулирующие право на труд лиц, живущих с ВИЧ............ 37


Медицинская помощь и лечение людей, живущих с ВИЧ как вид социального

обеспечения............................................................................................................




ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Зайцева О.Б., доктор юридических наук, зав. кафедрой трудового права и права социального обеспечения

Эпидемия ВИЧ/СПИДа является серьезным препятствием на пути достижения целей достойного труда и устойчивого развития общественного производства в мировом масштабе, включая, безусловно, и Российскую Федерацию.

В Международных руководящих принципах ООН “ВИЧ/СПИД и права человека” говорится: “Государствам следует принять меры к обеспечению того, чтобы лицам, инфицированным ВИЧ и больным СПИДом разрешалось работать в течение всего периода, пока они в состоянии выполнять функциональные обязанности на рабочем месте... К подающему заявление о приеме на работу или работнику не должно предъявляться требование о предоставлении работодателю информации относительно его инфицированности ВИЧ... Обязательства государства предотвращать любые формы дискриминации на рабочих местах, в том числе на основании ВИЧ/СПИД, следует распространить и на частный сектор. В подавляющем большинстве профессий и сфер деятельности выполняемая работа не связана с риском приобретения или передачи ВИЧ во время контактов между работниками, а также от работника к клиенту или от клиента к работнику”. Последнее положение было подтверждено широкомасштабными исследованиями под эгидой Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда.1

Запрет на дискриминацию ВИЧ-инфицированных в сфере труда отражен и в российском законодательстве. Согласно ст.17 Федерального закона “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”, “не допускаются увольнения с работы, отказ в приеме на работу... а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции...”. При этом, согласно статье 9 закона, “работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров”. 2Перечень профессиональных работников, которые обязаны проходить обследование на ВИЧ, устанавливается Правительством РФ. Обязательному обследованию подлежат работники, которые: а) лечат и обследуют пациентов с ВИЧ-инфекцией; б) исследуют кровь и биоматериалы, содержащие ВИЧ; в) работают на производствах, где используются ВИЧ-содержащие материалы. В указанном постановлении сказано, что перечень конкретных должностей и профессий указанных работников определяется руководителем учреждения, предприятия, организации.3 Из содержания этого постановления можно сделать вывод, что оно защищает, в первую очередь, интересы работников, имеющих риск заразиться ВИЧ при исполнении своих профессиональных обязанностей. Логично предположить, что обследование на ВИЧ при поступлении на работу и периодических медицинских осмотрах призвано вовремя установить случаи производственного заражения и, в частности, решить вопрос о выплате компенсации (пособия) работникам, заразившимся ВИЧ на рабочем месте. Об этом говорится и в федеральном законе.

Обязательное освидетельствование работников, таким образом, является звеном единого комплекса мер по защите интересов этих работников, куда входит контроль за состоянием их здоровья в связи с опасными условиями труда. В Федеральном законе «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» не сказано, каковы могут быть последствия выявления ВИЧ-инфекции у работников названных специальностей, в частности, могут ли они быть уволены. В свете вышесказанного, отказ принять на работу или увольнение работника в связи с выявленной ВИЧ-инфекцией лишены смысла: ведь комплекс законодательных мер призван защитить интересы работника в ситуации опасности заражения, а если заражение уже произошло, этот вопрос автоматически снимается. Тем не менее, в Правилах проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), разъясняется: “В случае выявления ВИЧ-инфекции у работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, эти работники подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации переводу на другую работу, исключающую условия распространения ВИЧ-инфекции. При отказе от прохождения обязательного медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции без уважительных причин работник подлежит дисциплинарной ответственности в установленном порядке”. 4

Почему человек, заразившийся ВИЧ, - неважно, каким путем, - должен быть переведен на работу, “исключающую условия распространения ВИЧ-инфекции”? Что значит “исключающую условия”? Работу, где она (он) не будет иметь контакта с ВИЧ-инфекцией? (Какая разница, ведь заражение уже произошло?) Или где от нее (него) не заразятся другие? (Кто? ВИЧ-инфицированные пациенты или “материалы, содержащие вирус иммунодефицита человека”?). Несмотря на эту непоследовательность и неопределенность законодательных формулировок, совершенно ясны два момента: при ВИЧ-инфекции уволить нельзя, можно лишь перевести на другую работу; сдавать анализ на ВИЧ при поступлении на работу и при плановых медосмотрах должны лишь работники четко установленных специальностей, которые к тому же пользуются льготами по причине опасных условий труда. Помимо этого ограниченного круга работников, по закону никто не обязан проходить обследование на ВИЧ по требованию работодателя. Также никому нельзя отказать в приеме на работу или уволить с работы на основании ВИЧ-статуса.

В статье 5 федерального закона “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) указано: “Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом”. Согласно статье 2 указанного закона, «федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом.» Это означает, что никакие внутренние инструкции и ведомственные постановления не могут служить законным основанием для увольнения работника с ВИЧ-инфекцией, если ее или его специальность не входит в перечень, установленный Правительством РФ.

Тем не менее, положения Федерального закона о СПИДе систематически и безнаказанно нарушаются как государственными, так и частными предприятиями. Известно много примеров игнорирования работодателями положений федерального закона. Например, гостиница “Националь” обязывает всех своих сотрудников (более 2 000) проходить обследование на ВИЧ при оформлении на работу и в дальнейшем при регулярных медицинских осмотрах. Комбинат общественного питания ЦБ РФ, столовая № 5 обязывает всех сотрудников обследоваться на ВИЧ. Московский индустриальный банк при отказе от обследования на ВИЧ лишает сотрудников премии.5 Ведомственные инструкции также идут вразрез с федеральным законодательством. Так, по приказу Министерства путей сообщения обязательному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию предварительно (при поступлении на работу) и периодически (один раз в год) подлежат: начальники и проводники пассажирских поездов дальнего следования; работники, обслуживающие рефрижераторные поезда и секции (начальники, механики и др.); работники вагонов ресторанов.

Нарушение федерального законодательства, не оправданное с санитарно-эпидемиологической точки зрения, незаконное с точки зрения международных и российских правовых норм ограничение на профессиональную деятельность людей с ВИЧ-инфекцией создает ситуацию, когда многие из получивших этот диагноз автоматически лишаются средств к существованию и возможности реализовать себя в избранной специальности. В особой степени эта дискриминационная практика затронула женщин, работающих в медицине, торговле, на транспорте и в сфере обслуживания. По причине действительного или приписываемого ВИЧ-статуса достаточно часто происходят нарушения основополагающих трудовых прав, которые выражаются, в частности, в дискриминации и стигматизации работников, живущих с ВИЧ/СПИДом или пострадавших от него. Одновременно следует учитывать и тот факт, что согласно прогнозам экспертов Всемирного Банка о влиянии эпидемии ВИЧ на российскую экономику к 2020 г. в России в связи с ВИЧ-инфекцией прогнозируется снижение трудовых ресурсов от 2 до 11 процентов, что весьма значительно с учетом демографического спада и старения населения.

При рассмотрении вопросов круглого стола будут освещены основополагающие вопросы, связанные с существованием ВИЧ-инфекции в обществе, но с обязательным учетом того неоспоримого факта, что лица, имеющие ВИЧ-инфекцию, сохраняют основные гражданские права, включая и право на труд.



ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Мыльников И.Г.

Зав. отделом организационно-методической работы и профилактики Оренбурргского областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями
Случаи ВИЧ-инфекции регистрируются во всех субъектах Российской Федерации, и к самым пораженным относятся 24 субъекта, среди которых находится и Оренбургская область. Первый случай ВИЧ-инфекции был зарегистрирован в 1996 г., затем по 1998 г. выявлено 14 случаев заболевания; в 90 процентов случаев заражение происходило за пределами области. Значительное ухудшение ситуации отмечается с 1999 г. и обусловлено инфицированием при внутривенном употреблении психоактивных веществ (ПАВ) на территории области.

Наибольшее количество положительных результатов на антитела к ВИЧ было зарегистрировано в 2000-2001 гг. Вторая волна повышения положительных результатов наблюдалось в 2009-2010 гг. В период с 2003 по 2008 гг. произошла некоторая стабилизация этого показателя на уровне 1810-2082 случаев в год. В целом Оренбургская область по распространенности ВИЧ-инфекции занимает 7 место в России и 2 место в Приволжском Федеральном округе, при этом эпидемия продолжает устойчиво развиваться, поражая преимущественно молодых людей в возрасте до 30 лет. Следует подчеркнуть феминизацию эпидемии, рост числа пациентов с тяжелыми осложнениями, требующими интенсивной госпитальной помощи и ухода с обеспечением антиретровирусной терапией. Сложной проблемой является увеличение числа детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, а также продолжение активной передачи ВИЧ среди потребителей наркотиков.

Министерство здравоохранения Оренбургской области выпустило в 2012 г. специальный статистический бюллетень (ГОСТ 7.60-2003) «ВИЧ-инфекция в Оренбургской области» с целью информирования медицинских работников лечебно-профилактических учреждений области об основных тенденциях развития эпидемии ВИЧ-инфекции в мире, Российской Федерации, Приволжском федеральном округе и Оренбургской области, приведены сведения анализа обследования населения области на ВИЧ-инфекцию и парентеральные вирусные гепатиты В и С. В данном бюллетене указан показатель пораженности ВИЧ-инфекцией в Оренбургской области в 2011 г. - 832,6 на 100 тыс. населения, что выше аналогичного показателя по РФ и ПФО. При этом в возрастной структуре преобладает активное, трудоспособное населения (16-30 лет) — 43,3 процента. Приведенные статистические показатели выступают как весьма значимый аналитический материал, который можно использовать в профессиональной деятельности, а также для организации просветительской работы по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

Данные о распространенности ВИЧ-инфекции показано следующей таблице, в которой указано число выявленных ВИЧ-инфицированных в ПФО (Приволжский Федеральный округ)



Территория

2010 год

2011 год

2012 год

Пораженность на 100 000 населения

Башкортостан

1230

1916

12497

246,9

Марий Эл

89

73

991

115,2

Мордовия

94

91

947

76,9

Татарстан

892

1140

13098

275,2

Удмурдия

456

513

5091

283,8

Чувашия

128

128

1334

84,8

Кировская

92

85

533

30

Нижегородская

1128

1334

8879

233,8

Оренбургская

1589

1216

21461

832,6

Пензенская

159

197

1779

102,9

Пермская

1995

2321

15111

513

Самарская

3344

3790

46410

1154,2

Саратовская

798

864

11081

335,4

Ульяновская

838

897

11361

685

ИТОГО по ПФО

12832

14565

150573

407,2


ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Иванова М.И.

Кудрявцева Ю.А.

студентки 3 курса группы международного частного права

Сегодня пандемия ВИЧ представляет собой одну из самых серьезных проблем для здравоохранения, процесса развития и социально-экономи­ческого прогресса, с которой сталкиваются страны мира. В странах, которые поражены в наибольшей степени, воздействие ВИЧ и СПИДа сводит на нет достигнутые за десятилетия результаты в области развития, подрывает экономику и дестабилизирует общество. Для многих государств и слоев населения ВИЧ, по всей вероятности, будет оставаться основной причиной заболеваемости и смертности.

Эпидемия является серьезным препятствием на пути достижения целей достойного труда и устойчивого развития. Она привела к потере средств к существованию миллионами людей, живущих с ВИЧ/СПИДом или постра­давших от этого заболевания. ВИЧ и СПИД поражают, в первую очередь, наиболее продуктивные возрастные группы и вынуждают предприятия нести колоссальные издержки, вызванные снижением производительности труда, увеличением затрат на рабочую силу и ростом масштабов потери квалифи­кации и производственного опыта. Кроме того, по причине действительного или приписываемого ВИЧ-статуса часто происходят нарушения основопола­гающих трудовых прав, которые выражаются, в частности, в дискриминации и стигматизации работников, живущих с ВИЧ/СПИДом или пострадавших от него.

Выделяют дискриминацию ВИЧ инфицированных людей по нескольким уровням (на уровне семьи или общины, на институциональной уровне, на национальном уровне, на международном уровне). Безусловно, процесс стигматизации изначально идет из семьи, поэтому данная дискриминация является наиболее остро стоящей проблемой, но дискриминация в трудовой сфере, по нашему мнению, необходимо ассоциировать именно с двумя следующими уровнями – институциональный уровень и национальный уровень, каждый из которых имеет свои особенности.



Институциональный уровень представим на примере институциональной организации – конкретного рабочего места. Здесь дискриминация может проявляться по следующим показателям: отказ в трудоустройстве из-за ВИЧ-положительного статуса; обязательное тестирование на ВИЧ; исключение ВИЧ-положительных сотрудников из пенсионных схем и списков получающих пособия по болезни и др.

Более масштабный уровень – национальный, который включает и охватывает большее территориальное пространство, и, соответственно, более многочисленную группу населения.



На национальном уровне дискриминация может стать отражением официально принятой или узаконенной стигмы, которая закреплена в существующих законах и политике и применяется на практике. Это может привести к дальнейшей стигматизации людей, живущих с ВИЧ и, в свою очередь, узаконить дискриминацию.

Во многих странах ограничиваются права отдельных граждан и групп населения, пострадавших от ВИЧ. Предусмотренные ими действия включают: обязательное тестирование и скрининг групп населения и отдельных лиц; запрет людям, живущим с ВИЧ, заниматься определенными видами деятельности и профессиями; изоляция, заключение под арест и принудительное медицинское обследование и лечение инфицированных лиц; ограничения на международные поездки и миграцию, включая обязательное тестирование на ВИЧ для тех, кто обращается за разрешением на работу, а также депортация ВИЧ-инфицированных иностранцев.

И, наконец, самое масштабное явление – это дискриминация на международном уровне. Данное понятие достаточно сложное, так как взаимодействие стран, тем более взаимодействие по поводу отдельных отрицательных явлений довольно неоднозначно. Каким образом может осуществляться такое негативное взаимодействие?

Если рассматривать примеры из практики, можно найти множество дел, связанных именно с дискриминацией в трудовой сфере по признаку наличия ВИЧ инфекции у определенного лица :



      1. Хаиндонго Нгидипохамба Нандитуме против Министра обороны (Намибия)

2) Хоффманн против Южноафриканских авиалиний,

3) Карен Перрейра против детсада-начальной школы Буклеуч Монтессори (Южная Африка)

4) Диау против Строительного общества Ботсваны. 6

Наверняка, появление стигмы и дискриминации в РФ не было спонтанным, этому предшествовали неоднократные случаи увольнений, лишений льгот, нарушения прав граждан других стран, что было воспринято и российским обществом. Люди, страдающие данным заболеванием, воспринимались большинством как те, которые не должны продолжать осуществление трудовой деятельности, как те, которые недостойны рабочего места. Это можно подтвердить фактами, взятыми с сайта US Centers for Disease Control and Prevention (Центры по контролю и профилактике заболеваний в США)7. ВИЧ инфекция как явление в США стала насущной проблемой гораздо раньше, чем в РФ. Изначально, основными группами риска являлись мужчины гомо- и бисексуалисты и люди, вводящие наркотики внутривенно, поэтому постепенно сложилось негативное отношение к инфицированным людям в целом.

Таким образом, в сознании американцев, в том числе работодателей-американцев, появилось отрицательное отношение к ВИЧ инфицированным, а затем и нежелание трудоустроить, а если такой человек является работником, нежелание в дальнейшем продолжать с ним сотрудничество.

Это было воспринято и в РФ, после чего последовали случаи дискриминации, такие как требование проходить обязательное медицинское освидетельствование на те профессии, которые не перечислены в Постановлении Правительства от 4 сентября 1995 г. №8778 и требуют такого освидетельствования в обязательном порядке, увольнения с работы на основании выявленного заболевания.9 По данным отдельных социологических опросов, данное негативное отношение легко прослеживается в РФ.

В соответствии с Законом РФ «О противодействии вирусу иммунодефицита человека и синдрому приобретенного иммунодефицита» от 28 декабря 2005 года, №150, статья 12, сказано, что ЛЖВ имеют право на профессиональную деятельность по избранной профессии, за исключением работы по специальностям и на должностях, установленных специальным перечнем.

Результаты исследования показали, что не все опрошенные респонденты осведомлены о правах ВИЧ-инфицированных на трудовую деятельность.

Для более детального изучения отношения целевых групп к ВИЧ-инфицированным людям, с которыми они больше всего соприкасаются в каждодневной жизни, было определено их отношение к своим коллегам, преподавателям, работникам сферы услуг, медицинским работникам относительно их права на трудовую деятельность по своей профессии.

Результаты анкетирования показали, что зачастую отрицательное отношение респондентов к праву ЛЖВ работать в качестве учителей в школе, влияет не только на знание законов, а, больше всего, играет психологический фактор. Большинство респондентов отметили, что они знают, что ВИЧ/СПИД при обычном контакте не переходит от ВИЧ-инфицированного к здоровому человеку, но, из-за того, что в школах учатся их дети, внуки, родственники, они на подсознательном уровне не могут преодолеть отрицательное отношение к ВИЧ-инфицированным.

Более категоричное отношение у респондентов было в предоставлении права ВИЧ- инфицированным работать в сфере услуг. Так, из общего количества опрошенных, более 77% отметили, что ВИЧ-инфицированные не имеют право работать в сфере услуг. Более отчетливо их отношение выявилось, когда им задали вопрос о том, что приобрели ли бы они продукты питания у ВИЧ-инфицированного продавца.

Проблема существования дискриминации на мировом уровне заключается в том, что те страны, которые первыми открыли для проблемы стигматизации и дискриминации, как правило, принимают кардинальные и активные меры по борьбе с этими самыми нарушениями (особенно если мы говорим про высокоразвитые страны и страны, имеющие экономический потенциал для борьбы с дискриминацией). Россия же, приняв своего рода отрицательный стереотип, пока не может справиться с такой проблемой как дискриминация в трудовой сфере ВИЧ инфицированных лиц.

С другой стороны, по нашему мнению, именно международный подход в решении данной проблемы будет наиболее эффективен, и только объединение усилий в борьбе против дискриминации позволит добиться определенных результатов. Для этого прежде всего необходимо признание данной проблемы, составные элементы которой выделены далее.



ВИЧ/СПИД является проблемой, которая связана с каждым рабочим местом, не только потому, что она непосредственно касается людских ресурсов, но и потому что человек на рабочем месте может играть важную роль в общей борьбе с эпидемией и ее последствиями.

Как следствие, необходимо осознать, что дискриминация по данному признаку недопустима, т. е. не должно быть никаких нарушений прав или гонений (притязаний) в отношении работников на основании действительного или приписываемого наличия ВИЧ инфекции – повседневное общение на работе не вызывает риска инфицирования. После этого можно говорить про отдельно существующие права в данной сфере, дискриминация которых недопустима.



Гендерное равенство более равноправные отношения и улучшение положения женщин в обществе чрезвычайно важны для профилактики распространения ВИЧ инфекции и позволят женщинам лучше бороться с ВИЧ/СПИДом.

Безопасная для здоровья производственная среда рабочее место должно сводить к минимуму профессиональный риск и быть адаптировано к состоянию здоровья и возможностям работников.

Социальный диалог успешное проведение политики и осуществление программ по ВИЧ/СПИДу требуют совместных действий и доверия между работодателями, работниками и правительствами.

Недопустимость скрининга с целью исключения из сферы занятости или трудового процесса подавшие заявление о приеме на работу или уже работающие не должны в обязательном порядке подвергаться скринингу – обследованию на ВИЧ.

Конфиденциальность допуск к личной информации работника, в том числе о наличии ВИЧ, должен определяться правилами конфиденциальности, изложенными в существующих документах МОТ.

Продолжение трудовых отношений работники с заболеваниями, связанными с ВИЧ инфекцией, должны иметь возможность выполнять доступную и подходящую работу, если она не противопоказана им по медицинским соображениям.

Профилактика социальные партнеры имеют уникальную возможность способствовать проведению профилактических мероприятий, направленных на изменение отношения к проблеме и поведения каждого работника, применяя для этих целей информирование и просвещение.

Уход и поддержка работники имеют право на доступную медицинскую помощь и пособия в рамках установленных законом программ социального обеспечения и охраны здоровья на производстве10.

Важным аспектом является также то, что дискриминация происходит и вследствие бездействия, например, из-за отсутствия или невыполнения законов, политики и процедур, направленных на удовлетворение и защиту прав людей, живущих с ВИЧ. Эта форма, несмотря на отсутствие активных действий, выраженных вовне, не менее опасна. В некоторых случаях подобного рода бездействия мы можем говорить про еще более опасную форму, ведь если действие (увольнение с работы, например) можно легко обнаружить и применить санкцию за дискриминацию, то определенные формы бездействия обнаружить достаточно сложно.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница