Ученые записки мгпу психологические науки сборник научных статей Выпуск 7 Мурманск 2007



страница1/23
Дата27.04.2016
Размер5.33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ученые записки МГПУ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Сборник научных статей

Выпуск 7

Мурманск

2007

Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета



Научные редакторы: И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент (МГПУ);

А.А. Сергеева, канд. пед. наук, доцент (МГПУ)


Рецензенты: С.В. Кускова, канд.пед.наук, доцент НОУ

«Мурманский гуманитарный институт»;



Г.И.Горлов, канд. психол. наук, доцент (МГПУ).

Коллектив авторов


Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сборник научных статей / Под ред. И.А.Синкевич, А.А.Сергеевой. – Мурманск: МГПУ, 2007. – Вып. 7. - 339 с.

В сборнике трудов включены научные статьи преподавателей кафедры психологии МГПУ и представлены научные исследования педагогов, психологов, социальных работников из разных городов и регионов России: Мурманска и Мурманской области (Апатиты, Мончегорск, Североморск, Гаджиево, Ковдор, Кильдинстрой), Москвы, Старой Руссы, Пскова, Самары, Архангельска, Чебоксары.

Седьмой выпуск «Ученые записки МГПУ. Психологические науки» рассматривает основные направления психологии образования, общей, педагогической и возрастной психологии, психологии в системе комплексных исследований творчества и психологии современной семьи, затрагивает проблематику развития психологической службы в условиях образования.

Представленные материалы могут заинтересовать научных работников в области психологии и педагогики, практическим специалистам в их профессиональной деятельности.

ISBN Мурманский государственный

педагогический университет

(МГПУ), 2007

Введение
Изменения, которые произошли в современном обществе, свидетельствуют уровне и глубине разрушения базовых основ мира, в котором мы жили совсем недавно; изменения самого человека, его жизненных ритмов, отношений между людьми, между поколениями. Резкое расслоение российского общества, безответственное отношение СМИ к идейно-нравственному содержанию льющегося на людей потока информации, ини­циирующего моральное разложение общества, способствова­ли проявлению негативных явлений среди молодежи. Все это вызывает серьезную тревогу у профессорско-преподавательского персонала россий­ских вузов.

Высшая школа призвана решать две основные задачи: дать человеку высшее про­фессиональное образование (подготовка специалистов-профессионалов); способствовать всестороннему, гармоничному развитию его личности (воспитание специалистов-профессионалов).

С переходом к рыночной экономике в российском обществе утрачены дек­ларируемые ранее идеологические ориентиры, не сформирована единая система ценностей, разделяе­мая всеми членами общества. Это приводит к тому, что большинство рос­сийских вузов все больше ограни­чиваются прагматическим обучением, подготовкой специалистов-профессионалов и отходят от решения задач по воспитанию студенческой молодежи, формированию их нравственного потенциала.

Процесс гуманизации и «психологизации» педагогики, разработка проблем защиты детства, личностно-ориентированного, субъект-субъектного образования все более ориентирует образование на особенности развития человека в онтогенезе, то есть на специфику потребностей каждого возрастного этапа в образовательных услугах, когда система образования существует для полного, всестороннего раскрытия всех способностей, талантов и дарований человека, а не человек – для системы образования. Теперь образование рассматривается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и ее саморазвития, когда педагог в процессе сотрудничества и совместной с ребенком деятельности помогает ему найти свою дорогу в этом сложном, полном противоречия мире. Целостное развитие системы образования требует решения этих задач на всех его ступенях, начиная с начальной – дошкольной.

На современном этапе развития России главная задача образовательной политики состоит в обеспечении соответствующего качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства за счет его дифференциации и индивидуальности. Условиями дифференциации и индивидуализации образования выступает личностно-ориентированное обучение и воспитание, ранняя диагностика физических и психологических резервов развития ребенка.

Ситуация, в которой сейчас находятся педагогические и психологические науки требует: разработки новых теоретических концепций; расширения исследований закономерностей психического, физиологического, личностного, социального развития человека в условиях новых пространств и характера его деятельности. Реформирование системы образования ставит цели обеспечения охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; разностороннего и современного развития детей, их индивидуальных и творческих способностей; формирования навыков самообразования; самореализации личности. Модернизация образовательной системы требует активизации научно-творческого потенциала будущих педагогов-психологов.

Седьмой выпуск «Ученые записки МГПУ. Психологические науки» предлагает материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии», проходившей в Мурманском государственном педагогическом университете 23-25 апреля 2007 года.

Статус конференции обуславливает представление научных поисков педагогов, психологов, социальных работников и др. из разных городов и регионов России: Мурманска и Мурманской области (Апатиты, Мончегорск, Североморск, Гаджиево, Ковдор, Кильдинстрой), Москвы, Старой Руссы, Пскова, Самары, Архангельска, Чебоксары. В сборнике трудов традиционно включены научные статьи преподавателей кафедры психологии МГПУ.

В тематическом плане сборник определяет секции научно-практической конференции по направлениям психологии образования, психологии современной семьи, общей, педагогической и возрастной психологии, психологии в системе комплексных исследований творчества, обозначает проблемы развития психологической службы в условиях образования.

Представленные материалы могут быть интересны научным работникам в области психологии и педагогики, практическим специалистам в их профессиональной деятельности.


Проблемы психолого-педагогического образования

И.А.Синкевич

Современные требования к качеству подготовки студентов педвузов в свете модернизации российского образования
С целью модернизации и «гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» в мае 1998 года Францией, Германией, Италией и Великобританией была подписана Сорбонская декларация. В июне 1999 года в Болонье (Италия) министры образования 29 государств подписали «Декларацию о Европейском пространстве высшего образования». Россия вступила в Болонский процесс в 2003 году. К 2004 году к Декларации присоединилось около 40 государств Европы. С 2005 учебного года практически все высшие учебные заведения стран Евросоюза согласно Болонскому соглашению перешли на трехуровневую систему обучения LМD (лицензиат (бакалавр) – мастер (магистр) - доктор).

Многие вузы России перешли на двухуровневую систему подготовки: бакалавр (4 годы) - магистр (2 года). В качестве альтернативного (адаптивного) варианта модернизации высшего образования представлена трехуровневая система подготовки: бакалавр (4 годы) – специалист (1 год) - магистр (1 года). Вузам предоставляется возможность самостоятельно определиться в выборе уровневой системы подготовки.



В связи с реализацией концепции модернизации системы высшего образования в России к 2010 году определены основные цели:

  1. Введение системы многоуровневого высшего образования (бакалавр-магистр), сопоставимой с общеевропейской.

  2. Введение аналогичной европейской кредитной системы учета объема изучаемых дисциплин, позволяющей студенту выбирать важные для него предметы и переходить из одного вуза в другой с заработанными кредитными единицами (1 кредит – 36 академических часов; 1 дисциплина – 2-6 кредитов; за учебный год – 60 кредитов):

  • это численное значение, соответствующее единицам дисциплины для характеристики нагрузки студента;

  • объем необходимой работы по каждому курсу относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе, т.е. лекции, практические работы, семинары, самостоятельная работа, а также экзамены или другие формы контроля знаний;

  • относительные величины нагрузки студента, показывающие, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) данный курс составляет в общевузовской или факультетской шкале кредитов.

  1. Создание соответствующей европейским требованиям целостной системы контроля качества образования (балльно-рейтинговой системы, компьютерного тестирования и др.), информационного обеспечения и обмена; внедрение в вузах механизмов контроля качества учебного процесса с участием внешних экспертов.

  2. Применение современных технологий обучения: технологии критического мышления; рефлексивного обучения - осознание собственной деятельности; учебно-педагогического проектирования; совокупность исследовательских технологий (метод кейсов); технологии модульного обучения и т.д.

  3. Модернизация информационного и методического обеспечения учебного процесса с увеличением доли самостоятельной работы студента.

  4. Введение принятой в Европе формы приложения к диплому о высшем образовании для повышения академической мобильности студентов:

  • возможность при получении степени бакалавра продолжить обучение в магистратуре в одной из стран Европы;

  • разработка совместных программ вузов в рамках Болонского процесса позволит по завершении курса получить сразу два диплома (российский и зарубежный), не выезжая из России.

  1. Инновации в обеспечении единства процессов обучения и воспитания и повышение качества высшего образования.

  2. Содействие трудоустройству и адаптации выпускников к рынку труда и др.

На современном этапе изменяется система контроля и оценивания знаний студентов: текущий и промежуточный контроль; итоговый контроль по дисциплине; академический рейтинг студентов. Одним из важных элементов подготовки вуза к комплексной проверке является оценка качества подготовки студентов, проводимая в виде тестирования - аттестационных педагогических измерений. Б.А.Савельев, А.С. Масленников [5] отмечают, что модель формирования аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) позволяет конструировать измерители, валидные по отношению к требованиям ГОС для контролируемых дисциплин. Методика обработки результатов выявляет степень соответствия уровня подготовки выпускников требованиям ГОС и позволяет осуществлять интеграцию измерения по дисциплине, циклу дисциплин, профессиональной образовательной программе и учебному заведению в целом.

Национальное аккредитационное агентство в сфере образования совместно с Федеральной службой в сфере образования и науки на базе Российской экономической Академии имени Г.В.Плеханова в Москве с 27 февраля по 1 марта 2007 года проводили Всероссийскую научно-методическую конференцию «Тестирование в сфере профессионального образования». Участники конференции положительно оценили результаты эксперимента по разработке и внедрению Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования и признали эффективность технологии разработки аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) на основе инвариантов содержания дисциплин для всей совокупности ГОС ВПО.

В представленном кодификаторе образования [2] зафиксирована преемственность между содержанием дисциплин в ГОС ВПО и аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ), используемых в рамках Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Кодификатор отражает содержание дисциплины в ГОС и содержит: контролируемое содержание дисциплины, перечень контролируемых учебных элементов и необходимость составления заданий АПИМ. Преемственность дидактических единиц, зафиксированных в кодификаторе, положена в основу содержания АПИМ единого Федерального банка заданий, используемого для проведения Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Разработанные задания АПИМ представлены по каждой из 5 указанных форм: ВО – задания с выбором одного ответа; МВ – задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенных; УС – задание на установление соответствия двух списков (например, понятии и определений); УП – задание на установление правильной последовательности; КО – задания с кратким ответом.

Л.Н.Шарафутдинова [9], методист высшей категории отдела педагогических измерений Национального аккредитационного агентства в сфере образования, раскрыла особенности полидисциплинарного тестирования при внешней экспертизе деятельности образовательных учреждений: полиАПИМ состоит из структурных единиц (дисциплин) и представляет собой совокупность всех ДЕ дисциплин цикла; полиАПИМ используется для проведения комплексного тестирования студентов по нескольким дисциплинам; использование ПолиАПИМ позволяет оценить уровень подготовки студентов по циклу дисциплин. Л.Н.Шарафутдинова представила этапы разработки полидисциплинарных аттестационных педагогических измерительных материалов для комплексного тестирования: проведение макроанализа содержания ГОС по методу «инвариантных дисциплин» с целью выделения групп специальностей; подготовка АПИМ по каждой дисциплине; формирование полиАПИМ для групп специальностей;

Н.М. Розина [4], заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ, представила комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования:


  1. Разработка новых государственных образовательных стандартов различных уровней профессионального образования с участием объединений работодателей (2006-2010 гг.)

  2. Разработка и принятие квалификационных (профессиональных) стандартов по областям деятельности с участием объединений работодателей (I квартал 2008 г.)

Н.М. Розина обозначила проблему, над которой сейчас работает Министерство совместно с Минздравсоцразвития, с РСПП (Российским Союзом промышленников и предпринимателей), с Деловой Россией и другими Союзами работодателей, по созданию в сфере труда современных, отвечающих последним требованиям рынка труда профессиональных стандартов. В целях обеспечения связи содержания профессионального образования с реальными потребностями промышленности и социальной сферы разработан проект Федерального закона о предоставлении права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда. Так же создан Совет по государственным образовательным стандартам профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей и с учетом требований которых разработан механизм внесения изменений в действующие ГОС ПО. В комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования вводятся представители работодателей, и развивается сотрудничество государственно-общественных организаций в системе профессионального образования с объединениями работодателей и др.

Государственные образовательные стандарты предназначены для обеспечения:



  • качества высшего профессионального образования;

  • единства образовательного пространства Российской Федерации;

  • основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы ВПО;

  • признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

Н.М.Розина [4] представила динамику изменения академических свобод вузов Российской Федерации в формировании программ подготовки: Типовые учебные планы СССР (1988 г.) - 12 %; Первое поколение ГОС ВПО (1994-1996 гг.) – 15-20%; Второе поколение ГОС ВПО (2000 г.) – 20-40%; Проект ФГОС (2006 г.) – 30-50%.

На современном этапе вуз имеет свободы в программах: бакалавров до 40%; специалистов – 20-30 %; магистров - до 70%. Планируется переход на двухуровневую подготовку студентов в вузах по направлению подготовки: бакалавриат - магистратура. Общемировая статистика и практика показывает, что только 25-30% студентов способны осваивать магистерские программы. Около 30% сразу после бакалавриата смогут продолжить обучение на конкурсной основе в магистратуре. Н.М.Розина [4] отметила, что бакалавр, проработавший на производстве, будет иметь возможность вернуться в вуз и бесплатно продолжить высшее образование на втором уровне, т.е. в магистратуре.

Министерство образования и науки РФ предполагает сохранить как непрерывную подготовку специальности лишь по тем областям знания, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность жизнедеятельности человека (МВД, ФСБ, МЧС, врачебные специальности, ряд строительных, военных специальностей). Подготовку специалистов предполагается осуществлять по перечню, утвержденному Правительством РФ, куда педагогические специальности, к сожалению, не входят. Существует опасность сломать сложившуюся в России классическую систему педагогического образования.

Н.М.Розина [4] подчеркнула, что на программы подготовки специалистов будет запрещен переход на сокращенную подготовку, в целях обеспечения высокого качества. На бакалаврские программы по родственному профилю после техникумов и колледжей будут поступать на сокращенные сроки подготовки. По проекту, разработанному и в рамках научных программ и рабочей группой, созданной Департаментом, программ на непрерывную подготовку представлено около 130, но при этом постоянно идет корректировка данного перечня.

Разработанный проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [8]: включает общую характеристику направления и требования к основным образовательным программам подготовки бакалавра, магистра и специалиста: требования к результатам освоения; требования к структуре программы; требования к условиям реализации. В ФГОС ВПО отсутствует привычный компонент – содержание ООП. В стандарте будут отражаться только требования к результатам освоения ООП. Привычные циклы (гуманитарные, естественнонаучные) будут описываться в виде требований к результатам освоения.

Н.М. Розина [4] отметила, что в современной системе высшего образования перешли на «мелкопредметность», «мелкотемье», хотя не уточняется, для чего такое количество предметов, что после их освоения должен знать и уметь студент. Однако если четко не сформулированы требования, то бесполезно составлять и тесты. Созданные агентства по оценки качества образования зачастую работают на проверку памяти, но не навыков студентов. На современном этапе вузы дают базовые методологические, теоретические, фундаментальные психолого-педагогического знания, на основе которых студенты должны самостоятельно работать, моделировать и исследовать психолого-педагогические процессы.

А.П. Тряпицина [7] определила цель профессиональной подготовки - формирование профессиональной компетенции как интегрального качества личности педагога, основанного на опыте, личностно-ценностных ориентациях, позволяющих решать профессиональные задачи, и выделила четыре характеристики компетенции: постоянно меняющееся понятие и ориентирующее человека на будущее; всегда имеющее деятельностный характер и проявляющееся в обобщенных умениях и навыках; а так же в умениях осуществлять правильный выбор в решении проблем и др.

Компетентностную структуру А.П.Тряпицина представила следующим образом: ключевые компетенции, т.е. социально-правовые, языковые, информационные; базовые компетенции, отражающие специфику профессиональной психолого-педагогической деятельности; социальные компетенции, определяющие специфику предметной области школьного, профессионального, дополнительного образования.

Н.М.Розина [4] уточнила, на какие компетенции должны работать современные вузы. Основные цели гуманитарного цикла - это уметь: работать с большим объемом текстового материала; анализировать, выделять главное; обобщать, синтезировать; делать резюме из большого материала, перекладывать в короткие высказывания; аннотировать материал.

Естественнонаучный цикл подготовки разработан для того, чтобы научить студента системно мыслить – это и есть компетенции (умения и применение их на практике). В системе Российского образования цели ставятся так кардинально впервые.

В.Н.Максимов [3], председатель Координационного Совета УМО, представил уровень требований к подготовке выпускников учреждений профессионального образования как основной принцип для разработки стандартов третьего поколения, которые закладывают еще большие свободы вузов, чем предыдущие. ФГОС ВПО имеет четыре основных раздела (схема 1.): общие вопросы; характеристика направления подготовки; общие требования к условиям реализации ООП; требования к основным образовательным программам подготовки (бакалавров, магистров, специалистов).

Схема 1.


Проект макета ФГОС

Раздел «Общие вопросы» включает общие положения; область применения; термины, определения обозначения, сокращения.

Направление подготовки утверждается приказом Минобрнауки РФ. ФГОС разрабатывается в порядке, определенным Правительством РФ, с участием федеральных органов исполнительной власти, государственных и государственно-общественных организаций, объединений работодателей. В стандарте перечислены все пользователи - от студентов, до органов финансирующих, контролирующих систему образования, прокуратура, которая наблюдает законность и т.д. Все вышеназванное заставит выставить стандарты на сайты.

В ФГОС ВПО [8] используются следующие термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования: основная образовательная программа; направление подготовки; профиль; модуль; зачетная единица; результаты обучения. Следует рассматривать стандарт как совокупность всех образовательных программ в определенной области знания (бакалавров, специалистов и магистров).

В разделе «Характеристика направления подготовки» представлены: перечень программ; цели ООП; область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности (Б, М, С). Особенность разработки современных стандартов в том, что определено около 130 направлений подготовки, охватывающих всю систему высшего образования. В одних направлениях только бакалавры и магистры, в других только специальности, а в некоторых направлениях все три направления подготовки. Этот рабочий документ, не утверждаемый официально, направляется в систему образования разработчикам.

В.Н.Максимов [3] отметил, что перечень стандартов и перечень программ по направлению подготовки связанны между собой, но не идентичны. По одному стандарту может быть разработано от 20 до 30 программ. Перечень ООП будет утверждаться вместе со стандартом. Цель образовательных программ – профессиональная подготовка студентов. Цель воспитания личности студента во втором поколении стандартов отсутствует. В стандарте третьего поколения обозначены основные цели: развитие личности; профессиональная подготовка.

Современное кризисное состояние системы образования характеризуется множеством педагогических реалий, среди которых колоссальный разрыв между образованностью и культурностью как атрибутивным интегральным качеством интеллигентного человека - высоко морального, интеллектуально развитого, эстетически совершенного, т.е. духовно богатого.

По мнению Н.Д.Стрекаловой [6], в российском обществе утрачены дек­ларируемые ранее идеологические ориентиры и не сформирована система ценностей, разделяе­мые всеми членами общества. Большинство рос­сийских вузов в условиях дефицита государственного финансирования все больше ограни­чиваются прагматическим обучением, подготовкой специалистов-профессионалов и отходят от решения задач по воспитанию студенческой молодежи, формированию их этического, нравственного потенциала. Эффективность процесса создания субкультуры образовательного учреждения существенно повышается, если:


  • подготовка учителя к педагогической деятельности ориентирована на формирование его личности как субъекта образовательного учреждения, педагога-исследователя, педагога-гуманиста, педагога-творца;

  • обеспечено единство социогуманных, культурологических, психолого-педагогических принципов организации образовательного учреждения;

  • руководитель образовательного учреждения осуществляет процесс управления на основе рефлексивных механизмов самопознания, самоанализа и самоорганизации.

Теоретической основой комплексного решения воспитательных задач формирования гуманной, нравственной, интеллектуальной личности, обладающей высокой общей и профессиональной культурой, может выступать культуроцентристская концепция образования, разработанная А.С.Запесоцким [1], согласно которой вузы призваны выполнять следующие функции:

  • обучающую - овладение знаниями, умениями и навыками как общей, так и профессиональной направленности;

  • развивающую - развитие творческого потенциала личности, ее коммуникативных качеств и способностей к активной деятельности и взаимодействию со средой;

  • воспитательную - формирование духовно-нравственных ценностных ориентации и развитие гражданских качеств личности и ответственности перед обществом за свои дела и поступки;

  • инкультурации - вхождение человека в культуру, приобщение и бережное отношения его к культурным цен­ностям.

Усиление процессов реформирования в России должно найти отражение в модернизации всей об­разовательной системы, включая организа­цию, управление, содержание, формы, мето­ды, технологии обучения и воспитательные подходы.

Раздел «Общие требования к условиям реализации ООП» ФГОС ВПО [8] включает следующее:



  1. Вузы должны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества в вузе.

  2. Оценка качества подготовки выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию.

  3. При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников. Вуз должен способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

  4. ООП вуза должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла.

  5. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы и др.

Следует заметить, что при таком расчете часов для самостоятельной работы и развития личности у студента остается мало времени. В Европе трудоемкость недельной нагрузки студентов составляет 45 часов в неделю. Формы организации и контроля самостоятельной работы студентов должны включаться в нагрузку преподавателей вузов.

Раздел «Требования к ООП подготовки бакалавра, магистра и специалиста» включает: требования к структуре программы; требования к результатам освоения; требования к условиям реализации.

Наиболее революционным является разработка требований к структуре ООП. Вуз будет формировать модули и программы по своему усмотрению. В стандарте выделено 4 цикла. Блоки общепрофессиональной и специальной подготовки студентов представлены в профессиональном цикле. В каждом цикле предполагается создание базовой части. В рамках каждого цикла не задается ни трудоемкости, ни название дисциплин. Чтобы свести воедино часы по близким дисциплинам разных специальностей, вуз сам будет определять количество часов.

Вместо дидактических единиц должны быть определены требования к результатам освоения, что должен знать, уметь выполнять и чем владеть студент. В новом стандарте содержание дисциплин как таковое отсутствует и представлено компетенциями: универсальными (общенаучными, инструментальными, социально-личностными и общекультурными) и профессиональными.

Перечень дисциплин для разработки примерных программ будет представлен в ФГОС ВПО, а вуз в праве использовать эти рекомендации или самостоятельно определять перечень дисциплин. Следует проводить интеграцию основных образовательных программ. Компетенции будут прописаны очень подробно, для ориентировки преподавателя при разработке ООП. Компетенции могут повторяться в разных циклах дисциплин и быть в интегративном единстве. Следует отметить, что компетенции мы можем оценить, когда студент выходит на рынок труда и там уже применяет знания, умения и навыки. Мы можем так же проверить компетенции при итоговой аттестации студентов, что в большей степени заинтересует работодателя.

В базовой части ФГОС подготовки (Б, М, С) должно быть прописано, что должен знать студент: бакалавры – не более 50 % (начинается профилизация); специалисты – не менее 70 %; магистры – не более 30 %.

Одновременно с разработкой стандарта должна разрабатываться примерная образовательная программа, которая должна иметь примерный учебный план, примерную программу дисциплин, в которых помимо компетенций будет прописано содержание в дидактических единицах.

Требования к условиям реализации ООП (Б, М, С) включают в себя кадровое, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса. Помимо подготовки бакалавров и магистров, предполагается дать вузу право самостоятельно выбирать, разработать и заявить профиль подготовки специалистов (предлагается перечень профильных направлений, специальностей). Если этот профиль получил признание со стороны работодателя и поддержку других вузов, работающих в данном направлении, профиль подготовки автоматически закрепляется за данным вузом, и определяются образовательные программы. В.Н.Максимов [3] наглядно представил особенности ФГОС ВПО в схеме 2.

Схема 2.



Направление

подготовки


В свете Модернизации российского образования Н.М.Розина [4] сформулировала задачи на ближайшую перспективу: поэтапное формирование проектов ФГОС совместно с работодателями; создание методологии экспертизы проектов ФГОС перед утверждением; совершенствование системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод вузов; разработка механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с ВПО различного уровня; разработка Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования.

Составлять экспертизу по направлениям подготовки будут работодатели на предмет требований к выпускнику, а методологи от академической общественности будут проверять компетенции, их методологическое формирование по общепрофессиональным и гуманитарным дисциплинам и т.д.

Н.М.Розина [4] отметила, что в 2006 году наработаны материалы для проведения экспертизы. Проектные группы университета Высшей школы экономики вместе с Мининформсвязи разработали электронную оболочку, позволяющую как разрабатывать государственный образовательный стандарты, так и проводить экспертизу. Совместно с Рособрнадзором обсуждается системы контроля качества подготовки студентов по новым стандартам. Основная задача в том, чтобы осуществлялась проверка всей образовательной программы от начала до конца и позволила определить, как реализует вуз поставленные перед ним цели и соответствие уровня подготовки выпускника требованиям, представленным в государственном образовательном стандарте ВПО.



Основными предпосылками реализации уровневых образовательных программ высшего педаго­гического образования являются: принципиальное изменение требо­ваний к выпускнику, обеспечение его профессиональной мо­бильности и готовности к работе в условиях рыночных отношений; смена образо­вательных парадигм и утверждение личностно-ориентированного подхода; необходимость повышения социального статуса профессии педагога.
Литература


  1. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М: Наука, 2002.

  2. Кодификатор элементов содержания дисциплины «Психология и педагогика» высшего профессионального образования //Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Тестирование в сфере профессионального образования» (27 февраля – 1 марта 2007 г.). – М, 2007. www.fepo.ru.

  3. Максимов В.Н Уровень требований к подготовке выпускников учреждений профессионального образования как основной принцип для разработки стандартов третьего поколения: Доклад // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Тестирование в сфере профессионального образования» (27 февраля – 1 марта 2007 г.). – М, 2007.

  4. Розина Н.М. О разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения: Доклад // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Тестирование в сфере профессионального образования» (27 февраля – 1 марта 2007 г.). – М, 2007.

  5. Савельев Б.А., Масленников А.С. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования: Учебное пособие. – Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004.

  6. Стрекалова Н.Д. Опыт воспитательной работы в СПб гуманитарного университета профсоюзов по формированию российского интеллигента // Сборник информационных материалов Межрегионального семинара «Кафедра – ключевое звено в структуре управления вузом» (14-18 февраля 2005 г.) – СПб, 2005. – С.35-42.

  7. Тряпицина А.П. Бакалавриат и магистратура по направлению «Педагогика»: опыт разработки содержания, сопряжения стандартов: Доклад // Материалы Всероссийского семинара-совещания «О совершенствовании содержания психолого-педагогических дисциплин в условиях модернизации педагогического образования» (17-19 сентября 2002 г.) – Волгоград: ВГПУ, 2002.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Проект. – М.: Минобрнауки РФ, 2007. www.fepo.ru.

  9. Шарафутдинова Л.Н. Полидисциплинарное тестирование при внешней экспертизе деятельности образовательных учреждений: Доклад // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Тестирование в сфере профессионального образования» (27 февраля – 1 марта 2007 г.). – М, 2007.
А.А. Смага


Перспективы развития факультета педагогики и психологии в свете модернизации системы высшего образования
Факультет педагогики и психологии - один из наиболее опытных и динамично развивающихся факультетов Мурманского государственного педагогического университета.

В 2006 году произошла реорганизация двух факультетов: «Дошкольного воспитания» и «Педагогики и методики начального образования». В результате их объединения образовался факультет «Педагогики и психологии». У истоков создания и развития факультета стояли известные ученые, исследователи, педагоги: Л.С.Беляева, Л.Н.Литвин, И.А.Архип, А.П.Авдеев, А.А.Смага, Н.В.Алябьева и др. В настоящее время работу факультета обеспечивает декан ФПиП - Смага Анна Александровна, доцент, кандидат педагогических наук.

В настоящее время на факультете педагогики и психологии четыре выпускающих кафедры:


  • кафедра дошкольного и начального образования (зав. кафедрой - доцент Штец А.А.);

  • кафедра психологии (зав. кафедрой - доцент Синкевич И.А.);

  • кафедра социальной педагогики и социальной работы (зав. кафедрой - первый проректор, доцент Рыбкин В.Р.);

  • кафедра русского языка и литературы и методики преподавания (зав. кафедрой - доцент Кохичко А.Н.).

Подготовка студентов на факультете педагогики и психологии ведётся по очной и заочной формам обучения по следующим специальностям: «050703 - Дошкольная педагогика и психология»; «040101-Социальная работа»; «050706-Педагогика и психология»; «050711- Социальная педагогика»; «050708-Педагогика и методика начального образования».

На факультете педагогики и психологии по очной форме обучаются 475 студентов, по заочной форме - 615 студентов.

На факультете педагогики и психологии обучение проводят преподаватели высокой квалификации, имеющие ученые звания и степени. Из них: 5 профессоров, 61 доцент кафедр, 39 кандидатов наук, 18 старших преподавателей, 3 ассистента.

Факультет ФПиП принимает участие в международном обмене студентами и преподавателями: Норвегия, Финляндия. Ежегодно на факультете педагогики и психологии проводятся: фонетические конкурсы для студентов, обучающихся по дополнительной специальности «Иностранный язык» (совместно с кафедрой иностранного языка); дни театра (спектакли на английском языке); новогодние праздники в детских домах, школах, детских садах с участием студентов ФПиП; акции «Международный день ребенка», «Помоги ребёнку», «SOS», «Нет - наркомании и СПИДу»; День Знаний; День Учителя; Студенческая неделя, Рождественская неделя, День Святого Валентина, 8 Марта; КВН; Посвящение в студенты, Последний звонок и др.

Студенты факультета принимают активное участие в подготовке материалов для студенческой газеты «Планета МГПУ», ведут активную научно-исследовательскую работу на базе школ, лицеев, гимназий, детских домов, приютах, Комитета по делам молодежи, Центра занятости населения, Центра оказания помощи семье и детям.

Факультет обладает всеми необходимыми условиями для реализации научных, учебных и досуговых интересов студентов и преподавателей.

Программа развития факультета педагогики и психологии на период до 2011 года.

Цели работы факультета педагогики и психологии:



  • формирование у студентов гражданской позиции, ответственного отношения к духовным и материальным ценностям общества, уважения к Российской истории и культуре;

  • создание воспитывающей и развивающей среды, направленной на удовлетворение потребностей общества и личности студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

  • повышение эффективности учебно-воспитательного процесса;

  • развитие личности студента в университетском микросоциуме.

Задачи работы факультета:

  1. Формирование и направленность личности на усвоение общечеловеческих ценностей, на усвоение научных, профессиональных знаний по выбранной специальности.

  2. Содействие в формировании ориентиров на профессиональный рост.

  3. Помощь в осознании себя как личности.

  4. Развитие у студентов способности к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.

  5. Создание гибкой системы образовательного процесса на факультете.

  6. Переход к дистанционному обучению студентов заочной формы обучения.

  7. Совершенствование технологий обучения студентов очной и заочной форм обучения.

  8. Введение рейтингового контроля знаний студентов.

  9. Создание и апробация электронных УМК по специальностям факультета.

  10. Создание предпосылок для сертификации дипломов университета на европейский уровень.

Принципы работы факультета и взаимодействия работы преподавателей со студентами: сотрудничество, демократизм, толерантность, профессиональная направленность, системный подход, объективность, дифференциация и индивидуализация.

До 2011 года ФПиП планирует:

  1. Осуществлять лицензирование и подготовку специалистов по новым специальностям и специализациям на бюджетной и договорной формах обучения с учётом потребностей образовательных учреждений области.

  2. Оформлять заявки в Министерство образования и науки РФ на проведение экспертизы по открытию новых специальностей и специализаций для лицензирования:

  • Бакалавр: социальной работы, педагогики, психологии;

  • Магистр: социальной работы, педагогики, психологии.

  1. Начать обучение студентов в Трансграничном университете по специальности: «Социальная работа» (совместно с Лапландским университетом).

  2. Организовать участие студентов в Интернет-экзамене.

  3. Внедрить многообразие форм промежуточной и итоговой аттестации студентов факультета с введением балльно-рейтинговой системы оценивания знаний.

  4. Организация курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава факультета на базе ФПК МГПУ по теме «Методика создания электронного учебно-методического комплекса».

  5. Использовать в учебном процессе мультимедийную аппаратуру, в том числе и Интернет.

  6. Привлекать преподавателей к участию в тематических конференциях в системе Интернет.

  7. Организовать создание электронных учебников по читаемым дисциплинам на факультете по всем специальностям: «Педагогика и психология»; «Дошкольная педагогика и психология»; «Социальная педагогика»; «Социальная работа»; «Педагогика и методика начального образования»; «Организация работы с молодежью».

  8. Создать банк данных диагностических методик по педагогике, психологии, методикам дошкольного и начального образования, социальной работе.

  9. Определить приоритетные направления исследовательской деятельности преподавателей факультета, исходя из актуальных потребностей образовательных учреждений города, области, с учетом специфики работы в различных типах образовательных учреждений.

  10. Совершенствовать работу научно-исследовательских лабораторий факультета: лаборатория диагностики и исследование проблем начального образования, лаборатория лингвистического и литературного краеведения, межфакультетская лаборатория социальных исследований, организация центра психологической службы МГПУ.

  11. Выстроить систему проведения конференций на факультете (внутрифакультетские, межфакультетские и межвузовские научно-практические конференции преподавателей) по социокультурным проблемам образования и развития личности дошкольника, младшего школьника и студента: «Наркомания как утрата смысла гуманистического существования»; «Молодежь в глобализируемом мире и в себе»; «Теоретические и методические аспекты современного дошкольного образования»; «Семья и воспитательно-образовательный процесс»; «Ребенок как субъект образовательного процесса»; «Информационные технологии в высшей школе»; «Высшая школа и Болонский процесс».

  12. Активизировать участие преподавателей межвузовских целевых научных и научно-методических программах Министерства образования и науки РФ, Баренц-региона и других организаций; обеспечить условия доступа к информации о конкурсах грантов через Интернет.

  13. Совершенствовать систему издательской деятельности факультета, обеспечивающую возможность освещения результатов научно-исследовательской и научно-методической деятельности преподавателей.

  14. Разработать комплекс методических материалов по организации научно-исследовательской деятельности студентов, дополняющий учебный процесс: методические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ; по разным предметным областям; тематические библиографические указатели; хрестоматии и сборники тестовых заданий; сборник диагностических материалов по педагогике, психологии и методикам дошкольного и начального образования, по социальной работе и социальной педагогике; методические пособия по самостоятельной работе студентов; разработать тестовые задания и диагностический материал для промежуточной аттестации студентов по всем действующим программам на факультете ПиП; разработать критерии оценки качества подготовки студента по изучаемым дисциплинам.

  15. Подготовка студентов к выполнению НИРС.

  16. Организация изучения учебных дисциплин, курсов по выбору и факультативов, направленных на овладение студентами средствами и методами выполнения НИР.

  17. Разработка проблематики рефератов, курсовых и дипломных работ, факультативных курсов и курсов по выбору в соответствии с приоритетными направлениями научной деятельности МГПУ.

  18. Встречи студентов с учеными, специалистами, выпускниками и аспирантами вуза. В том числе: Корчагиной Г.А., СГПУ им. А.И. Герцена; Чобану С.В., Бобровой Л.М., Ушаковой О.Б., координаторами проектов Общественного образовательного центра Баренцева региона для заботы о детях на семейной основе; Турбьерном Персеном, директором международной программы «Общественный образовательный центр Баренцева региона для заботы о детях на семейной основе» (Норвегия); Арне Форшманом, профессором технического университета г. Лулео (Швеция); слет отличников факультета (с приглашением выпускников МГПУ – кандидатов наук, аспирантов, именных стипендиатов).

  19. Организация деятельности научных групп студентов, в том числе по темам: «Здоровье и образование»; «Современные тенденции речевого развития дошкольника»; «Сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании и обучении ребенка»; «Особенности развития речи дошкольника».

  20. Организация работы студенческих научных кружков. В том числе: «Клуб интересных встреч», «Вопросы обучения младших школьников на современном этапе», «Семья и дети».

  21. Проведение комплексных научных мероприятий, в том числе «Декада науки».

  22. Проведение предметных конкурсов и олимпиад. В том числе: общеуниверситетская педагогическая олимпиада; студенческий КВН по психологии; конкурс «Мои первые уроки»; олимпиада по психологии.

  23. Публикация результатов НИРС.

  24. Подготовка к выпуску следующих сборников студенческих публикаций:

  • сборник материалов межвузовской студенческой научно-практической конференции «Наркомания как утрата смысла гуманистического существования»;

  • сборник материалов научно-практической конференции студентов и аспирантов МГПУ «Молодая наука Заполярья: идеи, новации, перспективы»;

  • сборник «Психолого-педагогические условия развития личности».

  1. Размещение информации об итогах НИРС в периодических изданиях (университетских, городских), на сайте МГПУ и в других СМИ.

  2. Организовать двухгодичную учебу преподавателей и сотрудников факультета английскому языку.

  3. Систематически осуществлять работу по повышению качественного состава научно-педагогических кадров с учётом критериальных значений показателей государственной аккредитации университета.

  4. В рамках международного сотрудничества по линии Баренц-региона создавать совместные проекты и программы по вопросам обучения и воспитания детей и молодёжи:

  • «Помощь детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях» (Россия-Норвегия);

  • «Социальная работа и гражданское общество в соседних регионах России» (Финляндия);

  • «Антитреффик» (Финляндия, Норвегия, Швеция);

  • «Дети Арктики» (Финляндия, Норвегия, Швеция);

  • «Баренц-специалисты» (Финляндия, Норвегия, Швеция);

  • «Педагогическая сеть: мультикультурный диалог».

  1. Продолжать принимать участие в университетских программах международного сотрудничества и обмена студентами и преподавателями.



А.А. Сергеева
Основные тенденции развития психологической службы

в педагогическом вузе
Центры психологической службы в вузах являются необходимой частью системы образования и в значительной степени отражают ее актуальное состояние, формирует запросы на необходимые виды и способы ее развития.

Психологическая служба образовательных учреждений преследует две основные цели: образовательная цель - это приобретение студентами необходимых навыков и знаний для получения профессии, совершенствования карьеры, достижения успеха в жизни. В конечном счете, эта цель образования ведет к созданию условий, в которых может сформироваться квалифицированный работник, профессионал в определенной области знаний; социальная цель образования – это помощь в преодолении психологических трудностей, обусловленных как внутриобразовательными, так и иными причинами (возрастными, социальными и др.).

Социальная цель предполагает адекватное определение своих возможностей, исходя из способностей и склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения. Социальная цель предполагает также воспитание поддержки, солидарности, взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе. В конечном счете, социальная цель ведет к созданию условий, в которых может сформироваться человек, ориентированный на позитивное и активное социальное взаимодействие, человек, гармоничный в личностном плане.

Основными профессионально-этическими принципами работы в условиях психологической службы выступают общепринятые:



  1. Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист несет персональную ответственность за последствия своего влияния на личность. Он должен, насколько это возможно, осознавать, что его услуги не будут использованы во вред клиенту, воздерживаться от действий и заявлений, угрожающих неприкосновенности личности.

  2. Принцип компетентности. Деятельность психологической службы должна строиться на профессиональной компетентности его членов, поэтому для решения проблем определенного клиента должна предлагаться помощь специалиста, имеющего соответствующий профессиональный профиль.

  3. Принцип добровольности как необходимость решения консультативных, диагностических, психотерапевтических, коррекционных задач на добровольной и свободной для клиента основе, то есть на основании его собственного обращения в психологическую службу, возможности у каждого обратившегося прекратить контакт со специалистом в любой момент и по собственному желанию.

  4. Принцип конфиденциальности, содержащий в себе требование сохранения тайны в отношении того, что сообщает клиент или что стало известно о его частной жизни и жизненных обстоятельствах. Психологи не сохраняют конфиденциальности, если этим могут нанести вред клиенту и если существует реальная опасность для него самого или других людей в связи с сохранением этой тайны. Однако в этом случае необходимая информация должна передаваться только тем лицам, которые способны или/и имеют право предпринимать действия, адекватные ситуации. Исключение составляют также случаи, когда сами клиенты просят, чтобы информация была передана в соответствующие инстанции. Специалисты, работающие в психологической службе, могут только с согласия клиента передавать информацию о нем ее членам, но при условии, что это делается в интересах клиента. Они не наводят никаких справок о клиенте без его согласия и довольствуются той информацией, которая необходима и достаточна для решения поставленной задачи.

  5. Принцип безоценочного отношения к клиенту, отсутствие какой бы то ни было селекции по признаку его "удобства" для специалиста, симпатии или антипатии, за которыми стоит оказание помощи без осуждения или недовольства, на основе доброжелательности, желания понять и поддержать.

  6. Принцип работы по способу межотраслевых связей, который гарантирует в каждом конкретном случае решение проблем клиента путем преодоления профессиональных ограничений (узкая специализация, ограниченное число специалистов и т.п.) и возможностей их изучения всеми и каждым специалистом. При необходимости все сообщения обсуждаются членами психологической службы, совместно определяются направления дальнейшей работы (профессиональный консилиум).

Психологическая служба в педагогическом вузе преследует выполнение следующих функций, обеспечивающих ее эффективную и устойчивую деятельность:

    • практическую – непосредственное оказание профессиональной психологической помощи;

    • учебно-методическую – совершенствование знаний, умений, навыков студентов в процессе получения специального и неспециального психологического образования, подготовка волонтеров для работы в психологической службе, повышение профессиональной квалификации психологов и педагогов;

    • научно-исследовательскую – аналитико-прогностическая работа на основе обобщенного анализа деятельности психологической службы, предоставление исследовательской площадки для студентов и преподавателей с целью реализации их научных поисков;

    • просветительскую – демонстрация возможностей работы психологической службы в СМИ и на основе взаимодействия с другими психологическими службами;

    • координационную – обеспечение связей и взаимоотношений со специализированными психологическими центрами города, области, других регионов;

    • нормативно-правовую – разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей профессиональную деятельность специалистов психологической службы педагогического вуза.

Основной целью деятельности психологической службы педагогического вуза является психологи­ческое сопровождение личностной и социальной адаптации студентов в процессе обучения, а также оказание психологической помощи обратившимся за ней. Реализация основной цели достигается посредством решения общих и прикладных задач:

общие задачи:



  • содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию студентов с учетом возрастных и социальных особенностей; развитие личности и творческого потенциала будущего педагога посредством активизации самопознания и самосовершенствования;

  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата;

  • повышение уровня психологической грамотности, психологической культуры обратившихся в психологическую службу;

  • оказание своевременной психологической помощи и поддержки личности в случаях возникшей необходимости;

прикладные задачи:

  • социально-психологическая адаптация студентов педагогического вуза, профилактика асоциального поведения;

  • создание научно-исследовательской базы для студентов и преподавателей вуза в процессе подготовки курсовых, дипломных работ и других видов исследования;

  • подготовка волонтеров для работы в психологической службе и других специализированных учреждениях;

  • оказание дополнительных образовательных услуг: повышение квалификации работников психолого-педагогической сферы и других смежных профессиональных областей;

  • оказание адресной психологической помощи.

Принципы организации:

  • соответствие деятельности психологической службы основным современным принципам высшего образования: демократизации, гуманизации, гуманитаризации;

  • стремление к наиболее полному удовлетворению запросов всех субъектов деятельности психологической службы;

  • вариативность и альтернативность психолого-образовательных услуг.

Направленность работы психологической службы обусловлена основными целями высшего психолого-педагогического образования, социальным заказом, индивидуальными запросами субъектов. В этой связи, деятельность службы представляет собой целостную систему, основанную на единстве трех основных компонентов:

  • организационного, включающего в себя создание структуры и обеспечение деятельности психологической службы;

  • научно-исследовательского, направленного на изучение и психологический анализ эффективности работы, помощь в реализации программ психолого-педагогических исследований, проводимых студентами и преподавателями педагогического вуза;

  • практически-прикладного, включающего психопрофилактическую, профориентационную, психодиагностическую, психокоррекционную деятельность, а также психологическое консультирование, просветительскую работу.

Все компоненты работы психологической службы определяются основными видами деятельности:

  • психологическая диагностика;

  • психологическая профилактика;

  • психологическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная и др.);

  • коррекционная работа;

  • просветительская деятельность (2, 4).

Организационный компонент преследует решение задач:

  1. Оформление соответствующей документации, регламентирующей деятельность психологической службы вуза.

  2. Мониторинг деятельности специалистов с целью определения эффективных способов работы.

Организационная модель психологической службы вуза может быть представлена и как вариант традиционного подхода, и как альтернативный вариант (например, студенческий психологический клуб (5)).

Формы организации деятельности психологической службы зависят от решаемых задач и контингента участвующих. К основным формам относят психологическую консультацию, семинары, тренинги, семинары-тренинги.



Научно-исследовательский компонент направлен на решение следующих задач:

  1. Разработка психодиагностических и психокоррекционных средств изучения и развития профессионально-важных личностных свойств студентов.

  2. Повышение квалификации работников психолого-педагогической сферы и других смежных профессиональных областей.

  3. Предоставление научно-исследовательской площадки для студентов и преподавателей с целью реализации научных поисков в процессе прохождения психолого-педагогической практики, при написании курсовых и дипломных работ, по индивидуальному заказу.

Практически-прикладной компонент ориентирован на решение задач:

  1. Психопрофилактической:

  • предупреждение возможных социально-психологических и психологических проблем студентов и работников вуза;

  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах;

  • определение психологических барьеров, их природы и механизмов в ситуациях нововведений в вузе в связи с социально-экономическими изменениями в стране в целях разработки рекомендаций по смягчению их последствий для личности студента;

  1. Профориентационной:

  • консультативная деятельность по профессиональной направленности со старшеклассниками по запросам учебных заведений;

  • оказание квалифицированной помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;

  • обследование обратившихся студентов на разных этапах обучения с целью анализа, оценки, отслеживания динамики профессионального и личностного становления;

  • изучение удовлетворенности учебной и профессиональной деятельностью обратившихся студентов-выпускников педагогического вуза;

  • диагностика профессиональной направленности.

  1. Психодиагностической (являющейся важным подготовительным этапом психологического консультирования и психокоррекции):

  • получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях студентов: выявление особенностей психического развития студента, сформированность определенных психологических новообразований и др.;

  • диагностика познавательных процессов, мотивации учебной деятельности: выявление интересов, способностей и склонностей студентов для обеспечения полноценного личностного и профессионального образования и самообразования, определение причин нарушений в обучении и развитии;

  • предоставление возможности психодиагностического обследования обратившимся в психологическую службу.

  1. Психокоррекционной:

  • активное воздействие на ситуацию психического развития и становления личности студента с целью реализации возрастных и индивидуальных потенциальных возможностей;

  • оказание помощи преподавателям в индивидуализации воспитания и обучения студентов;

  • индивидуальная помощь в случаях неуспеваемости, разработка рекомендаций по коррекции случаев девиантного поведения по запросам преподавателей и (или) родителей;

  • организация и проведение тренингов личностного роста и повышения самооценки, снижения агрессивности, коммуникативной компетентности, делового общения, профессионального совершенствования, родительской и семейной компетентности и т.п.;

  1. Психологического консультирования:

  • индивидуальное и групповое консультирование студентов по широкому кругу вопросов, связанных с обучением, развитием, личностным самоопределением, профессиональным выбором, взаимоотношениями с родителями и сверстниками, семейными отношениями;

  • консультирование преподавателей, родителей студентов педагогического вуза по вопросам развития, обучения и воспитания;

  • консультирование представителей специализированных психологических служб, образовательных учреждений по вопросам обучения и воспитания, профессиональной подготовленности;

  • волонтерская работа;

  • психологическое консультирование по запросам.

  1. Просветительской работы:

  • проведение специальных курсов, семинаров-тренингов, тренинговых занятий для студентов по повышению уровня психологической компетентности, психологической грамотности;

  • организация и проведение психологических семинаров, научно-практических конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.;

  • приглашение внешних специалистов для обмена профессиональным опытом;

  • консультирование средствами телефона доверия;

  • организация виртуальной психологической службы, оказывающей информационно-психологические услуги: самотестирование, информационно-консультационная помощь, обратная связь по вопросам совершенствования работы психологической службы;

  • освещение результатов деятельности службы вуза в средствах массовой информации, рекламные проекты.

Таким образом, деятельность психологической службы в педагогическом вузе на основе вышеуказанных аспектов обуславливается внутренним и внешним факторами работы, где внутренний фактор ориентирует ее деятельность на решение педагогических задач, психологических проблем внутри вуза, а внешний связан с установлением профессиональных и деловых контактов с другими специализированными психологическими службами и центрами, учебными заведениями, организациями, предприятиями, частными лицами.

Литература

  1. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – СПб., 2006.

  2. Дубровина И.В. Психологическая служба образования // Психологическая наука и образование. – 2001. - № 2.

  3. Мартынова Т.Н. Основные направления деятельности психологической службы вуза по психолого-педагогической поддержке становления и развития личности студента // Вестник Кемеровского университета. Сер. Педагогика. – 2000. – вып. 3.

  4. Недбаева С.В. Психологическая служба вуза // Психология в вузе. – 2003. - № 3.

  5. Чернышев А.С., Гайдар К.М., Елизаров С.Г. Студенческий психологический клуб как модель психологической службы в вузе // Психология в вузе. – 2006. - № 1.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница