Учись учиться Развивающая программа для начальной школы



Скачать 192.2 Kb.
Дата30.04.2016
Размер192.2 Kb.
Источник: газета «Школьный психолог». – 2008. - № 4,5
И. Степанова
педагог-психолог
МОУ СОШ № 30,
г. Сыктывкар
Республика Коми

Учись учиться

Развивающая программа для начальной школы


В программе, по которой я работаю более десяти лет, представлены 20 занятий, рассчитанных на II полугодие 1-го класса и I полугодие 2-го класса. Если заниматься два раза в неделю, то занятия по программе могут пройти в 1-м классе.

Все задания, тренировочные упражнения предназначены для развития следующих мыслительных операций:

1. Анализ — установление сходства и различия между предметами, группой предметов.

2. Обобщение по классификационному и категориальному признакам.

3. Обобщение в вертикальной составляющей родовидовых структур.

4. Установление причинно-следственных закономерностей, использование генетического принципа.



Задачи

1. Учить различать и понимать объективные классификационные группы, основываясь на внутренних, сущностных, константных характеристиках.

2. Учить устанавливать и понимать причинно-следственные связи, развивать генетический принцип мышления.

3. Учить устанавливать родовидовые структуры.

4. Расширять общую осведомленность, словарный запас.

Кому адресована программа

Программа разрабатывалась для учащихся первых классов:

1) имеющих в анамнезе некомпенсированные неврологические осложнения, снижающие общую работоспособность;

2) педагогически запущенных детей из неблагополучных семей, не способных к обучению в условиях общеобразовательной школы;

3) детей, имеющих отклонения в эмоциональном и личностном развитии;

4) детей со сниженным уровнем интеллекта;

5) детей с резкой дисгармоничностью интеллекта и недостаточным развитием вербальных подструктур.

Однако занятия с одаренными детьми 5,5 и 6 лет также показывают эффективность данной программы.


РУКОВОДСТВО К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

1. Тема: Посуда


Цель: развитие понимания внутренних константных характеристик данной классификационной группы; расширение словаря; развитие вербальной беглости.

Рекомендация к проведению

1) Назовите 2 предмета из классификационной группы. Например: ложка, сковородка.

Предложите детям продолжить классификационный ряд. Проведите беседу о назначении посуды, о сфере применения (можно использовать исторические справки).

2) Работа в тетрадях. Дети рисуют или записывают названия предметов посуды (как можно больше).

3) Представление работ. Предоставьте детям возможность ознакомиться с работами друг друга. Кто-то из детей зачитывает список изображенных предметов.

2. Тема: Мебель


Цель: развитие понимания внутренних константных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости; расширение словаря.

Рекомендации к проведению

1) Назовите два предмета из данной классификационной группы. Например: диван, кровать.

Предложите детям продолжить классификационный ряд. В случае ошибочных ответов (дети часто помещают к предметам мебели части дома, электроприборы, постельное белье) разберите сущностные характеристики разных групп, установите различия в размере, весе, способе использования, мобильности — статичности предметов.

2) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать или написать названия предметов мебели (как можно больше).

3) Представление работ. Можно разложить работы в виде выставки и распределить по рубрикам «Самая подробная работа», «Самая яркая, красочная» и др.

3. Тема: Постельное белье


Цель: развитие понимания внутренних константных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости.

Рекомендации к проведению

1) Предложите детям речевые задания:



  • «Продолжи ряд»,

  • «Назови одним словом»,

  • «Назови лишний предмет» (по предыдущим темам).

Например: стол, стул, кровать, подушка, кресло.

2) Назовите два предмета из данной классификационной группы. Например: покрывало, простыня. Предложите детям продолжить классификационный ряд. Проведите беседу о назначении постельного белья, сфере применения (соединение с вопросами гигиены).

В этом занятии следует подробно установить различия двух классификационных групп — мебели и постельного белья.

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать, написать названия на заданную тему (как можно больше).

4) Представление работ. Можно провести в виде соревнования — «Кто больше всего нарисовал?».

4. Тема: Электроприборы


Цель: развитие понимания внутренних сущностных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости.

Рекомендации к проведению

1) Предложите детям речевые задания:



  • «Продолжи ряд»,

  • «Назови одним словом»,

  • «Назови лишний предмет» (по предыдущим темам).

Например:

— шкаф, диван,

— кастрюля, тарелка,

— подушка, одеяло, диван.

2) Назовите два предмета из классификационной группы. Например: телевизор, магнитофон. Предложите детям продолжить классификационный ряд. Проведите беседу о назначении электроприборов, принципе работы (может работать посредством включения в розетку, источник работы — электрический ток).

На этом занятии следует проанализировать различия и сходства между предметами мебели и электроприборами, акцентировать внимание на понятиях «бытовая техника» и «электроприборы». Можно продолжить беседу в аспекте безопасности для жизни ребенка.

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать, написать названия электроприборов (как можно больше).

4) Представление работ. Можно на доске составить с детьми общий список слов, относящихся к этой классификационной группе, и выделить новые слова.


5. Тема: Дом. Части дома


Цель: развитие понимания сущностных константных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости; расширение словаря; знакомство с алгоритмом «часть — целое».

Рекомендации к проведению

1) Предложите детям речевые задания:



  • «Продолжи ряд»,

  • «Назови одним словом»,

  • «Назови лишнее слово» (по предыдущим темам).

2) Назовите два предмета из классификационной группы. Например: дверь, окно. Предложите детям продолжить классификационный ряд. Проведите беседу о назначении дома, о том, как появляются дома (можно рассказать о строительных профессиях), о частях дома. Здесь следует акцентировать внимание учащихся на сходствах и различиях между предметами мебели и частями дома, частями дома и строительными материалами. Такой анализ предоставляет детям возможность понять цепочку «Что из чего состоит?». Дом — части дома — строительные материалы.

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать:

— дом (и указать части дома);

— строительные материалы: кирпич, стекло, дерево, бетон, металл и др.

4) Представление работ. Можно провести по рубрикам «Кто не запутался?», «У кого больше всего?».

6. Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы


Цель: развитие понимания внутренних сущностных константных характеристик данной классификационной группы; развитие способности устанавливать родовидовые структуры, устанавливать и понимать причинно-следственные связи; развитие вербальной беглости; расширение словаря.

Рекомендации к проведению.

1) Предложите детям речевые задания:



  • «Продолжи ряд»,

  • «Назови одним словом»,

  • «Назови лишнее слово»,

  • «Продолжи предложение».

Например: «В доме будет темно, если...», «Музыка замолчала, потому что...».

Если дети ошибаются в установлении причинно-следственных связей, указанных в предложениях, следует вернуться к анализу изученных тем.

2) Проведите с детьми беседу о том, что помогает человеку сохранить здоровье. Из множества ответов выберите те, в которых дети указывают о необходимости тепло одеваться, одеваться по сезону. Таким образом, дети сами придут к выводу о назначении одежды. Предложите назвать предметы одежды. В ходе ответов детей дифференцируйте группы «одежда», «обувь», «головные уборы». Расскажите детям об этих классификационных группах, возможно, они сами смогут объяснить, почему «одежду», «обувь», «головные уборы» называют именно так. Помогите детям установить различия и сходства между предметами данных классификационных групп.

Подведите детей к мысли: то, что мы надеваем, делится на виды по сезонам: весна, лето, осень, зима.

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать предметы одежды, обуви, головные уборы (можно по выбору).

4) Представление работ. После оглашения списка нарисованных предметов можно провести игровое упражнение «Что надето?». Условие: назвать как можно больше предметов изучаемой классификационной группы у одноклассника.


7. Тема: Игрушки. Школьные принадлежности


Цель развитие понимания внутренних сущностных константных характеристик данной классификационной группы; развитие вербальной беглости; расширение словаря.

Рекомендации к проведению

1) Предложите детям речевые задания:



  • «Продолжи ряд»,

  • «Назови одним словом»,

  • «Назови лишнее слово».

Упражнение «Продолжи предложение»: «Если завтра пойдет дождь, то...», «На улице очень жарко, поэтому...».

2) Проведите беседу об изменениях, произошедших с детьми в связи с их поступлением в 1-й класс. Чем отличается их жизнь сейчас от жизни дошкольника? Подведите детей к мысли о появлении нового для них вида деятельности — учебы.

Обсудите с детьми, что необходимо для учебы школьника. Поощряйте любые ответы. Выберите те, в которых звучали названия учебных принадлежностей. Затем попросите детей назвать свои любимые игрушки. Составьте список игрушек.

Установите назначение предметов классификационных групп.

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать на весь лист А4 портфель и корзину и поместить в эти предметы все, что подходит.

4) Представление работ. После окончания работы устройте выставку. дайте детям возможность обменяться мнениями о работе друг друга. Спросите, продолжают ли дети играть, берут ли они в школу любимые игрушки, много ли играют на улице.


8. Тема: Транспорт


Цель: развитие понимания внутренних сущностных характеристик данной классификационной группы; развитие способности устанавливать родовидовые структуры; устанавливать и понимать причинно-следственные связи; развитие вербальной беглости; расширение словаря.

Рекомендации к проведению

1) Предложите детям речевые упражнения:



  • «Продолжи ряд»,

  • «Назови одним словом»,

  • «Найди лишнее слово»,

упражнение «Продолжи предложение».

2) Проведите беседу о путешествиях, поездках к родным, на дачу, в лес, на речку. Подведите детей к мысли о необходимости и назначении транспорта (можно использовать исторические рассказы). Составьте с детьми список всех видов транспорта, установите с ними различия по видам передвижения: по воздуху, по воде, по земле — и по типу перевозки: грузовой — перевозит грузы, пассажирский — перевозит людей.

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать в тетрадях как можно больше видов транспорта по выбору. Следует учесть желание детей рисовать по выбору, однако необходимо акцентировать их внимание на работе только одного вида.

4) Представление работ. После окончания работы предоставьте детям возможность ознакомиться со всеми работами и обсудите точность выполнения задания.



9. Тема: Придумано и сделано человеком

Цель: развитие способности устанавливать вертикальные родовидовые структуры; развитие операций анализа и классификационных и категориальных обобщений; развитие генетического принципа мышления.

Рекомендации к проведению

1) Попросите детей назвать предметы, сделанные руками человека. Поощряйте любые ответы. Подведите их к мысли, что все названные ими предметы дети изучали на занятиях. Составьте вместе с детьми список названий групп предметов (слова-обобщения). Попросите подобрать предметы каждой классификационной группы.

Обсудите, какие предметы появились у человека недавно (бытовая техника) и какие были созданы человеком давно (посуда, мебель, одежда) и, может быть, устарели (патефон, проигрыватель, керосиновая лампа). Акцентируйте внимание детей на предназначении предметов, созданных человеком.

2) Попросите детей обсудить между собой, что они знают теперь по сравнению с началом занятий по программе. Обсудите с детьми, стала ли успешнее их учеба, где пригодились им знания, полученные на занятиях.


10. Тема: Мир растений


Цель: развитие понимания внутренних сущностных характеристик данной классификационной группы; развитие способности устанавливать вертикальные родовидовые структуры; развитие генетического принципа мышления.

Рекомендации к проведению

1) Попросите детей назвать все, что относится к живой природе. Составьте список ответов на доске. Установите с детьми сходства и различия живого и неживого. Подведите к мысли о том, что все живое можно разделить на две группы — растительный и животный мир. Попросите детей уточнить все, что они знают о растительном мире, и составьте список названий растений — это и станет темами ближайших занятий.

2) Предложите детям назвать все известные им деревья. Установите сходства и различия между разными деревьями. Можно предложить детям составить символы разных видов деревьев: листочек — лиственное, иголки — хвойное; плоды — плодовое. Проведите упражнение — вы или ребенок произносят название дерева, остальные показывают символ.

3) Предложите детям нарисовать любое дерево. Попросите указать части дерева. Предоставьте возможность познакомиться со всеми работами.



11. Тема: Кустарники. Травы

Цель: развитие понимания внутренних сущностных характеристик данной классификационной группы; развитие способности устанавливать вертикальные родовидовые структуры; развитие генетического принципа мышления.

Рекомендации к проведению

1) Проведите с детьми речевые упражнения:



  • «Продолжи ряд» (из материала занятия «Деревья»),

  • «Найди лишнее слово»,

  • «Закончи предложение».

Например:

— В пустыне не растут деревья, потому что...

— Дерево может погибнуть, если...

2) Попросите детей нарисовать кустарник. Найдите с детьми сходства и различия с деревом. Составьте список названий кустарников на доске. Попросите детей нарисовать любое травянистое растение. Найдите сходства и различия с кустарником и деревом. Составьте список названий травянистых растений на доске. Обсудите с детьми значение растений для жизнедеятельности человека и животных, рассмотрите вопросы экологии. Расскажите о лечебных свойствах растений.

3) Предложите детям создать значок, призывающий людей беречь и охранять растения. Хвалите за любую попытку выполнения задания

12. Тема: Цветы. Ягоды


Цели занятий: развитие понимания сущностных внутренних характеристик классификационной группы, развитие способности устанавливать вертикальные родовидовые связи, развитие генетического принципа мышления, развитие вербальной беглости, расширение словаря.

1) Проведите с детьми речевые упражнения:



  • «Продолжи ряд»,

  • «Найди лишнее слово»,

  • «Назови одним словом» (на материале тем «Деревья», «Кустарники», «Травы»).

2) Задайте детям вопрос: «Что делает нашу жизнь красивой?» Акцентируйте внимание на ответе «цветы». Попросите детей назвать все названия известных им цветов. Подведите их к мысли, что цветы различаются по форме, цвету, запаху, месту их произрастания. Составьте вместе с детьми три группы названий цветов по месту произрастания: луговые, комнатные, тепличные.

Обсудите, почему цветы так называют, зачем им яркая окраска, способы ухода за разными цветами.

Обсудите с детьми, во что могут превращаться цветы (семена, ягоды). Попросите назвать все известные ягоды. Установите с детьми сходства и различия ягод по вкусу, цвету, размеру, месту их созревания. Составьте две группы названий ягод: лесные и садовые. Обсудите, на каких растениях могут произрастать ягоды.

3) Работа в тетрадях. Предложите ученикам нарисовать любимые цветы, ягоды и отнести их к определенной группе. Пусть дети укажут части этих растений.


13. Тема: Фрукты. Овощи


1) Предложите детям самим провести речевые упражнения:

  • «Продолжи ряд»,

  • «Найди лишнее слово»,

  • «Назови одним словом» (на материале раздела «Растения»),

  • «Продолжи предложение» проведите сами. Например: «Если розу посадить в лесу, то...», «Кактусы могут долго обходиться без воды, потому что...».

2) 3адайте вопрос: «Что делает нашу жизнь вкусной?» Акцентируйте внимание детей на ответах, связанных с фруктами. Составьте два списка: названия фруктов и овощей. Установите сходства и различия между фруктами и овощами по вкусу, форме, размеру, месту произрастания.

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать две больших корзины (лист А4) и поместить внутрь одной из них овощи, другой — фрукты. Оформите выставку детских работ. Устройте соревнование, какая группа изобразила больше всего фруктов и овощей.


14. Тема: Все живое. Звери


1) Предложите детям самим провести речевые упражнения:

  • «Продолжи ряд»,

  • «Найди лишнее слово»,

  • «Назови одним словом».

Можно провести игру «Съедобное — несъедобное».

2) Побеседуйте с детьми о природе, что является составными частями природы. Подведите их к мысли о том, что животный мир такая же часть природы, как и растительный. Составьте список всего живого, что населяет планету Земля. Ответы детей вместе с ними объедините в группы: звери, птицы, рыбы, насекомые, человек. Объявите им, что это темы будущих занятий. Попросите детей назвать зверей, которых они знают. Установите сходства и различия по размеру, внешнему виду, местам обитания, способам получения пищи и пристрастиям разных зверей к пище. Подведите учащихся к мысли, что всех зверей можно разделить на 2 группы: по месту проживания — дикие и домашние, по предпочтению пищи — травоядные и хищники. Составьте вместе с детьми списки разных групп зверей.

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать детенышей зверей какой-либо одной группы. Дети, выполняющие работу в более быстром темпе, чем остальные, могут нарисовать детенышей зверей из других групп.

4) Предоставьте детям возможность ознакомиться со всеми работами.

Попросите детей называть пары «взрослый — детеныш» к выполненным работам.

Например: коза — козленок, лошадь — жеребенок и т.д.


15. Тема: Птицы


1) Предложите детям самим провести речевые упражнения:

  • «Продолжи ряд»,

  • «Найди лишнее слово»

  • «Назови одним словом, кто что любит» (на материале предыдущих занятий).

2) Предложите детям для прослушивания песенку «Цыплятки». Спросите, о ком эта песенка. Установите с детьми сходства и различия между зверями и птицами. Акцентируйте внимание детей на существенных признаках: строение тела, чем покрыто, каковы способы передвижения, обитания, выживания. Подведите детей к мысли о разделении птиц на два вида: зимующие и перелетные; дикие и домашние. Составьте с детьми список названий птиц разных видов. Установите сходства и различия разных групп.

Задайте детям вопрос: «А бабочка — это птица?» Если нет — то кто это? Каких еще насекомых вы знаете? Составьте с детьми список насекомых на доске. Установите различия и сходства между птицами и насекомыми по размеру, цвету, способу передвижения и др. Расскажите, что происходит с насекомыми зимой. Установите связь между питанием некоторых птиц и их перелетом в зимнее время. Пусть дети сами откроют этимологию слов «зимующие», «перелетные».

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать (написать) птиц и насекомых из какой-либо одной классификационной группы.

4) Попросите детей, представляя работы, точно называть, к какой группе относится птица.



16. Тема: Рыбы

1) Предложите детям самим провести речевые упражнения:



  • «Продолжи ряд»,

  • «Найди лишнее слово»,

  • «Назови одним словом».

Упражнение «Я начну, а ты продолжи» проведите сами (на материале предыдущих занятий). Например: «Некоторые птицы улетают на юг, потому что...» и т.д.

2) Попросите детей назвать все известные им виды водной среды. Если дети назвали не все — расширьте их знания. Установите различия между разными видами водной среды по размеру, количеству воды, ее вкусу, скорости течения и др. Предложите детям назвать всех известных им обитателей водной среды. Подведите детей к мысли, что самыми многочисленными обитателями рек, морей, океанов, прудов, озер являются рыбы. Пусть дети сами откроют этимологию слов «речная», «морская», «аквариумная». Составьте с детьми списки названий разных групп, используйте иллюстративный материал.

Установите с детьми сходство и различия между рыбами, птицами, животными по месту обитания, способу передвижения, строению тела. Спросите детей: «А дельфин и кит — это рыбы?» Уточните и углубите знания детей.

3) Работа в тетрадях. Дети рисуют любых рыбу, птицу, зверя по желанию.

4) Предложите детям рассказать об отличиях между рыбами и птицами, птицами и зверями. Используйте взаимооценку рассказов и рисунков детей.

17. Тема: Человек


1) Предложите детям самим провести речевые упражнения:

  • «Продолжи ряд»,

  • «Найди лишнее слово»,

  • «Назови одним словом» (на материале предыдущих занятий).

2) Задайте вопрос: «Является ли человек частью природы, мира?» Обсудите с детьми эту тему. Установите сходства и различия между человеком и животным. Акцентируйте внимание детей на том, что человек обладает эмоциями, речью, способностью мыслить, прямохождением и др. Побеседуйте о различии в именах, отчествах и фамилиях мужчин и женщин. Создайте с детьми цепочку взросления человека — от ребенка до старика. Определите с детьми, какой период они сейчас переживают.

3) Работа в тетрадях. Предложите детям нарисовать себя со своим любимым животным.

4) Предложите детям показать всем рисунок и рассказать историю появления животного в семье.

18. Тема: Шевелится. Ползает. Прыгает


1) Предложите детям самим провести речевые упражнения:

  • «Продолжи ряд»,

  • «Найди лишнее слово»,

  • «Назови одним словом».

Упражнение «Продолжи предложение» проведите сами (на материале предыдущих занятий).

2) Спросите детей: «Обо всех ли живых существах мы беседовали на занятиях?» Подведите детей к мысли о существовании в природе пресмыкающихся, членистоногих.

Составьте с детьми список тех, кто шевелится, ползает, прыгает. Установите сходства и различия между ними и другими живыми существами. Акцентируйте внимание детей на том, что это особый и не менее интересный мир живого, чем птицы, рыбы и звери. Расскажите о питании, местах обитания, способах выживания этих видов.

3) Дети рисуют любые живые существа этих видов.

4) Учащиеся составляют рассказ-миниатюру от имени живого существа «Я — ....». Пусть сами выберут лучший рассказ.

19. Тема: Грибы


1) Предложите детям самим провести речевые упражнения:

  • «Продолжи ряд»,

  • «Найди лишнее слово»,

  • «Назови одним словом».

Упражнение «Продолжи предложение» проведите сами (на материале предыдущих занятий).

2) Задайте детям вопрос: «К животным или растениям можно отнести грибы?» Объясните, что грибы — это самостоятельная группа живых организмов, которая имеет признаки растений и животных одновременно. Познакомьте детей с последними исследованиями в области биологии и развития молодой науки о грибах — микологии. Подведите к мысли о разделении грибов на две группы: съедобные и ядовитые. Установите сходства и различия этих групп. Составьте с детьми список съедобных и ядовитых грибов. Используйте иллюстративный материал.

3) Предложите детям нарисовать только съедобные грибы — разрешите срисовать с картинок.

4) Представление работ. Дети знакомятся с работами друг друга.

5) Игра «Съедобное — несъедобное». Акцентируйте внимание детей на вопросах экологии, поведения человека в лесу, расскажите о вреде ядовитых грибов для человека.

20. Итоговое занятие


1) Предложите детям самостоятельную работу по карточкам со следующим содержанием.

Карточка 1

Выбери лишние слова:

  • Кошка, собака, дом.

  • Шляпа, велосипед, пальто.

  • Дерево, пирог, печенье.

  • Нож, вилка, ложка, лодка.

  • Карандаш, фломастер, ручка, сад.

  • Стул, стол, паук, шкаф.

  • Ладонь, рука, телевизор, нога.

  • Поросенок, щенок, котенок, корова.

  • Ботинки, перчатки, шлепанцы, туфли, носки.

  • Плачет, смеется, сидит, улыбается, хмурится.

  • Локоть, колено, зуб, палец, шея.

  • Кукушка, орел, пчела, малиновка, воробей.

  • Роза, дуб, фиалка, тюльпан, гвоздика.

  • Мама, бабушка, папа, дочь, сестра.

  • Пантера, тигр, лев, леопард, зебра, гепард.

  • Лебедь, бревно, пробка, камень, шлюпка, утка.

  • Чертополох, куница, дикобраз, шиповник, еж.

  • Черепаха, крокодил, дельфин, ящерица, змея.

  • Тигр, тюлень, лягушка, черепаха, рыба, крокодил.

  • Ель, дуб, ясень, каштан, береза.

Карточка 2

Выбери лишние слова:

  • Лист, почка, кора, дерево, сук.

  • Береза, сосна, ель, дерево, дуб.

  • Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

  • Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий.

  • Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

  • Дом, сарай, изба, хижина, здание

  • Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.

  • Дряхлый, старый, изношенный, маленький, светлый.

  • Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

Карточка 3

Найди пары понятий:

1. Образование льда, север, мороз, погода, снег.

2. Осень, холод, дерево, листопад, время года.

3. Время года, весна, деревья, лето, таяние льда.

4. Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце.

5. Радость, игра, плач, таблетки, боль.

6. Радость, подарок, кукла, игра, дети.

7. Вода, юг, море, волны, ветер.

8. Страх, ребенок, опасность, явление природы, дом.

9. Дождь, вода, снег, солнце, лужа.

10. Смех, слезы, горе, книга, телевизор.

2) Обсудите с детьми результаты самостоятельной работы. Подведите их к мысли, что в учебной деятельности все подчиненно правилам. Предложите составить список правил, по которым они действовали, решая задачи в первой части. Обсудите, помогут ли они в учебной деятельности. Предложите детям поместить эти правила на своем рабочем месте для их активного применения.

3) Пожелайте учащимся здоровья, успехов. Убедите их, что вы всегда готовы выслушать их и помочь им. Проведите упражнение «Я желаю...».

Литература

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. — М.: Академия, 2000.

2. Акимушкин И. Мир животных. — М.: Мысль, 1998.

3. Борисова Е.М, Логинова Т.П. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6–8-х классов. – Обнинск, 1993.

4. Брем Э. Жизнь животных. — М.: Терра, 1994.

5. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления для детей 6–8 лет: методическое руководство. — СПб.: Иматон, 1998.

6. Гуревич К.М. Психологическая коррекция умственного развития. – М., 1990.

7. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. — М., 1994.

8. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

9. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: методическое руководство. — СПб., 1999.

10. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД: методические рекомендации. — СПб., 2000.



11. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6-х классах: методические рекомендации. — СПб., 2001.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница