СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ им. В.Я. ГОРИНА»
-
|
Акулов К.И. Диагностика развития экологической культуры студентов ссузов // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 1. - С. 98-100.
Раскрыты основные принципы содержания образования для формирования экологической культуры студентов средних специальных учебных заведений. Во главу угла поставлены те особые мысли, чувства, отношение к жизни и окружающей природе, которые возникают у обучающихся в процессе решения творческих задач, связанных с восприятием экологической картины мира.
|
-
|
Газизуллина Т.О. Формирование нравственно-экологической культуры студентов в ходе их профессиональной подготовки (на примере вузов г. Набережные Челны) / Т.О. Газизуллина, С.М. Файрушина // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 7. - С. 59-63.
Рассматривается формирование нравственно-экологической культуры студентов вузов различного профиля в г. Набережные Челны на основе внедрения учебно-методического комплекса с использованием технологии модульного изучения естественнонаучных дисциплин. Анализируются такие важные компоненты экологической культуры, как знаниевый, мотивационно-деятельностный, эмоционально-чувственный и валеологический. Описываются констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы, определяются причины высоких показателей экспериментальной и контрольных групп.
|
-
|
Гирусов Э.В. Социальная экология в системе современного научного знания // Философские науки. – 2011. - № 6. – С. 65-76.
В статье показано место социальной экологии в системе наук и раскрыта ее роль в осуществлении синтеза научных исследований, столь необходимого для изучения такой сложной социоприродной системы как биосфера. Подчеркивается необходимость хорошо поставленного экологического образования и воспитания в целях формирования человека экологической эпохи, для которого предлагается понятие Homo ecologus в силу его существенного отличия от современного человека по системе духовных ценностей, мировоззрению, целевым установкам, а также культуре отношения к природе и окружающим людям.
|
-
|
Грачев В.А. Экологическая культура и образование – основа обеспечения безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности. - 2013. - № 1. - С. 2-6.
Рассмотрены пути решения проблем безопасного существования человечества в условиях постоянно возрастающих экологических катастроф техногенного и антропогенного характера. По мнению автора, важным аспектом решения этих проблем является необходимость изменения культуры подрастающего поколения, воспитания как экологической культуры, так и культуры безопасности жизнедеятельности. Необходимо обеспечить постоянное повышение уровня экологической культуры населения через создание единой непрерывной системы образования, воспитания, просвещения и информационного обеспечения населения на всех этапах: с дошкольного до высшего образования. Большое внимание в статье уделено развитию идей интеграции экологического образования с образованием в области здоровья и безопасности человека.
|
-
|
Гришаева Ю.М. Гуманитарные технологии и перспективы модернизации экологического образования в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 3. - С. 86-88.
В работе анализируется сущность содержания понятия «гуманитарная технология» с целью обоснования перспективы модернизации экологического образования в вузе.
|
-
|
Гришаева Ю.М. К вопросу о сущности экогуманитарной образовательной парадигмы // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 1. - С. 45-48.
В статье анализируются сущностные особенности экогуманитарной образовательной парадигмы в психологическом и педагогическом аспектах, а также рассматриваются механизмы процессов гуманизации и гуманитаризации в современном образовательном процессе.
|
-
|
Гришаева Ю.М. Теоретические аспекты интеграции экологического образования и профессионального обучения в гуманитарном вузе // // Аlma mater. – 2012. - № 10. – С. 56-60.
Представлены результаты моделирования процесса формирования экопрофессиональной компетентности студентов на основе системной интеграции экологического образования и профессионального обучения в гуманитарном вузе.
|
-
|
Давыдова С.И. Сетевая организация экологических движений России и Европы // С.И. Давыдова, О.А. Усачева // Социологические исследования. - 2009. - № 11. - С. 56-64.
Анализируется процесс возникновения глокальных социальных экосистем; указывается на стратегическое значение сетевизации для преодоления нынешнего кризиса.
|
-
|
Емец Е.В. Модель формирования экологического мировоззрения студентов технического вуза // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 7. - С. 63-65.
В статье подробно проанализированы этапы становления и концептуальные основы развития системы экологического образования и воспитания. Рассматриваемая модель способствует формированию высокообразованного, системно мыслящего инженера, способного жить и работать в гармонии с природой.
|
-
|
Зелинская Е.В. Новая магистерская программа по экологии // Аккредитация в образовании. – 2011. – № 47. – С. 52-54.
|
-
|
Зенгина Т.Ю. Партнерство во имя устойчивого развития
// Высшее образование сегодня. - 2012. - № 10. - С. 30-36.
Заметки с юбилейной конференции « Стокгольм+40: партнерство во имя устойчивого развития», проходившей с 23 по25 апреля 2012 г. в Швеции.
|
-
|
Картавых М.А. Высшее профессионально-экологическое образование студентов в области экологического менеджмента и аудита: компетентностный формат // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 12. - С. 29-32.
Рассматриваются современные особенности профессионально-экологического образования студентов. Характеризуется компетентностный подход в качестве ведущей методологии профессионально-экологического образования. Раскрывается структура профессиональной компетентности будущего специалиста в области экологического менеджмента и аудита.
|
-
|
Керимова Н.И. Концепции экологической этики // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 7. - С. 85-88.
Противоречие, возникшее между материальными интересами общества и фундаментальными законами природы, должно рассматриваться как главная причина глобального экологического кризиса. Человек, нарушивший в результате производственной деятельности стабильность природной системы, поставил под угрозу свою собственную жизнь. Эффект бумеранга здесь очевиден. В целях определения общих черт, стратегии спасения человечества от глобального экологического кризиса, в т.ч. осмысления опасности ситуации, в которую попал Homo Sapiens, попытаемся выяснить место и роль человека в биосфере.
|
-
|
Комаров В.В. Образование и «зеленая» экономика / В.В. Комаров, Н.И. Литвина, Л.В. Пронченко // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 3. - С. 69-72.
Проанализированы задачи и цели современного образования в ракурсе интегральной экологической грамотности и глобального развития «зеленой» экономики, совершенствования мирового лесного хозяйства, меры по сохранению и оптимизации использования лесов.
|
-
|
Комаров В.В. Образование и экология RIO – 2012 // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. – 2012. - № 7. – С. 54-58.
В статье анализируются задачи и цели, поставленные на мировом экологическом форуме в Бразилии RIO – 2012. В работе обсуждаются вопросы развития современного высшего образования в ракурсе интегральной экологической грамотности и глобального развития «зеленой» экономики на современном этапе развития мировой экономики.
|
-
|
Кугушева Т.В. Педагогические условия формирования экологического мышления у студентов вузов в контексте экологического образования [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4-1. - С. 52-54. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=17875078. – Загл. с экрана. (13.02.2013)
Представлен комплекс педагогических условий, необходимых для реализации модели формирования экологического мышления у студентов вузов. Рассматривается их сущность, представлена матрица педагогических условий в процессе экологического образования, меры, обеспечивающие их реализацию.
|
-
|
Кузнецов Е.Г. Базовая методология экологической подготовки инженеров-менеджеров транспорта // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 4. - С. 88-89.
Обосновывается базовый уровень системы методологических подходов к профессиональной подготовке инженеров по организации перевозок и управлению на транспорте к экологическому менеджменту.
|
-
|
Линенко О.А. Экологическое сознание и экологическая культура как цель и результат экологического образования // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 9. - С. 89-91.
Для оценивания качества экологического образования, необходимо, чтобы его структура была представлена следующими компонентами: знаниями личности, умениями и навыками, опытом творческой деятельности, личностными смыслами, ценностными отношениями. Именно эти компоненты, на взгляд автора, и отражают качественную характеристику содержания экологического образования.
|
-
|
Мамедов Н.М. Новые грани экологического познания // Философские науки. – 2011. - № 6. – с. 89-102.
В статье рассматриваются основания, концептуальный и методологический аппарат экологического познания, формирование классической (биологической) экологии, глобальной экологии (экологии биосферы), экологии человека, социальной экологии. Анализируется специфика экологических знаний, соотношение в экологии гносеологических и аксиологических аспектов.
|
-
|
Мукашев Б.А. Синергетический подход к экологизации образования // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2008. - № 10. - С. 30-38.
В условиях современного неустойчиво развивающегося социоприродного мира и системной глобализации мирового сообщества образование должно быть ориентировано на формирование личности, способной к разностороннему, целостному видению, анализу сложных задач жизни общества и природы, готовой к решению различных проблем антропогенного характера. Наличие этих проблем доказывает, что миру необходимо новое модернизированное образование, нацеленное на перестройку сознания и деятельности человека в соответствии с законами природы.
|
-
|
Нижегородская научная школа непрерывного экологического образования / В.В. Николина [и др.] // Высшее образование в России. - 2011. - № 7. - С. 46-52.
В статье рассматриваются исторические этапы становления, направления деятельности, тематика исследования научной школы экологического образования, созданной в Нижегородском государственном педагогическом университете.
|
-
|
Новая магистерская программа «экологическое право и политика» / С.В. Мищенко [и др.] // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 6. - С. 32-41.
Программа является мульти- и междисциплинарной, объединяющей теорию и практику на системной основе и наделяющей студентов целостным взглядом на экологические проблемы и менеджмент. Магистранты получают возможность ориентации в макроэкологии на национальном и мировом уровнях. Приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки позволяют выпускникам университетов находить, разрабатывать и реализовывать эффективные решения существующих проблем с учетом возможных экологических рисков.
|
-
|
Попова Л.В. Из истории профессионального экологического образования // Высшее образование в России. - 2012. - № 10. - С. 148-153.
В статье выделены и обоснованы основные этапы в развитии высшего профессионального экологического образования в нашей стране. Период с начала 1980-х гг. и до 1992 г. можно охарактеризовать как этап зарождения и формирования самостоятельных экологических специальностей, сменившийся затем этапом становления (с 1992 по 2000 гг.). С принятием в 2000 г. государственных образовательных стандартов второго поколения профессиональное экологическое образование перешло на этап совершенствования, а с 2010 г. вступило в новый этап - международной унификации.
|
-
|
Попова Л.В. Уровневая реализация программ высшего экологического образования / Л.В. Попова, Н.Н. Марфенин // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 4. - С. 97-99.
Показано, что при переходе высшего профессионального экологического образования в России на двухуровневую систему бакалавриат и магистратуру - не следует механически заимствовать систему университетского образования, принятую в западно-европейских странах. Подготовка бакалавров в России должна иметь хорошо выраженную профессиональную специализацию. Это требование наиболее актуально для бакалавров экологии и природопользования, которым необходима возможность и юридическое право без дополнительного обучения или стажировки работать в выбранной отрасли.
|
-
|
Попова Р.И. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности / Р.И. Попова, И.С. Елизарова // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 4. - С. 83-86.
Рассматривается организация внеклассной работы по экологической безопасности в современной школе. Раскрываются актуальность и важное значение подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности к профессиональной деятельности и возможности этого курса.
|
-
|
Просянников Е.В. Воспитание экологического мышления и развитие экологического действия // Агрохимический вестник. – 2012. - № 5. – С. 3-6.
Показаны актуальность воспитания экологического мышления у специалистов АПК. В сфере воспитания экологического мышления у молодежи необходима организация непрерывного экологического образования на базе компьютерных технологий, дистанционного обучения и информационно обучающих систем; насыщение учебных программ и курсов всех уровней образования представлениями о ценностях природы и значимости её для человека.
|
-
|
Пучков Н.П. Система «бакалавриат - магистратура» в профессиональной инженерно-экологической подготовке / Н.П. Пучков, Н.С. Попов, А.В. Козачек // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 10. - С. 37-44.
Проведен обзор по проблеме идентификации уровней «бакалавриат» и «магистратура» в системе проектирования содержания высшего инженерно-экологического образования. Впервые выделены и классифицированы группы мнений по данному вопросу. Дан анализ применимости указанных идентификаций в профессиональной подготовке инженера-эколога.
|
-
|
Сактоев В.Е. Кафедра ЮНЕСКО по экологической этике
/ В.Е. Сактоев, Л.В. Мантатова // Высшее образование в России. - 2012. - № 6. - С. 78-82.
Статья посвящена анализу научной деятельности кафедры ЮНЕСКО по экологической этике при Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления. Практическая задача кафедры - продвижение эколого-этической проблематики в преподавании общественных, естественных и технических наук, организация научно-практических конференций по проблемам устойчивого развития и экологической этики.
|
-
|
Семенов А.А. Международная научно-практическая конференция «биологическое и экологическое образование студентов и школьников: традиции и современность» / А.А. Семенов, А.С. Яицкий
// Высшее образование сегодня. - 2011. - № 5. - С. 92-94.
Рассказывается о проведении международной научно-практической конференции «Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: традиции и современность», посвященной 100-летнему юбилею высшего образования в Самарской области и 100-летию со дня основания Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
|
-
|
Томаков В.И. Экологическая компетентность – ключевое профессиональное качество выпускника инженерного вуза / В.И. Томаков, М.В. Томаков // Безопасность жизнедеятельности. – 2010. - № 10. – С. 49-55.
Аргументирована правомерность и необходимость введения в научный оборот определения "экологическая компетентность будущего инженера". Разработана и обоснована модель экологической компетентности будущего инженера, являющаяся структурной частью его профессиональной компетенции в системах различных отношений человека с природой и обществом, как инновационная не только для современного производства, охраны окружающей среды, но и для модернизации отечественного инженерного образования
|
-
|
Трушников Д.Ю. Образование и культура в контексте устойчивого развития // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 8. - С. 74-76.
Диалог культур, сближение и взаимное обогащение науки и искусства, науки и религии, интеграция естественнонаучного, технического, гуманитарного, художественно-эстетического и правового образования, синтез дискурсивного и эмоционально-образного выступают важнейшими условиями, позволяющими в полной мере реализовать экокультурный потенциал содержания образования, и должны приобрести в нем доминантное звучание.
|
-
|
Усачева О.А. Экологический активизм в постсоветской России и западном мире (сравнительный анализ) // Социологические исследования. - 2011. - № 3. - С. 23-31.
Дается сравнение экологического активизма в постсоветской России и Западном мире по таким параметрам как взаимоотношение гражданских экологических организаций и государства, типы и формы активизма, отношение активистов к населению, роль информационных технологий в транснационализации экоактивизма.
|
-
|
Файрушина С.М. Формирование когнитивного компонента экологической культуры у студентов педагогических вузов при изучении естественнонаучных дисциплин // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 11. - С. 66-69.
Рассматривается формирование когнитивного компонента экологической культуры, выявляется его структура, определяются задачи, с помощью которых он формируется. Анализируется государственный стандарт по естественнонаучным дисциплинам, в которых выявлен экологический компонент, определены критерии когнитивного компонента и приведен опыт закрепления естественнонаучных знаний в исследовательской деятельности.
|
-
|
Файрушина С.М. Формирование экологической культуры при организации исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе / С.М. Файрушина, И.Т. Гайсин // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 4. - С. 84-88.
Описан опыт организации и проведения внеаудиторной исследовательской работы по экологической тематике в Набережночелнинском государственном педагогическом институте. Приведены примеры выполнения студентами эколого-ориентированных задач. Показано, что внеаудиторная исследовательская работа - это особая форма занятий, обладающая сильным эмоциональным воздействием, которая развивает кругозор и воображение, стимулирует пополнение студентами своих знаний, способствует развитию у них изобретательности и творчества.
|
-
|
Фортунатов А.А. Моделирование развития экологической культуры студентов вуза // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 6. - С. 58-61.
Рассматриваются авторские определения понятий «модель» и «моделирование». Представлена разработанная автором модель развития экологической культуры обучающихся. Описываются содержательные характеристики концептуальной модели: принципы, содержательные и процессуальные основы, педагогические условия развития экологической культуры студентов.
|
-
|
Фортунатов А.А. Экоцентрический тип экологического сознания как фактор экологической культуры // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 6. - С. 66-69.
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования экологического сознания, которое можно подразделить на два основных типа: антропоцентрическое и экоцентрическое. Экологическое сознание является неотъемлемым фактором формирования экологической культуры человека.
|
-
|
Храпаль Л.Р. Разрешение региональных, национальных и этноконфессиональных проблем общества в условиях модернизации эколого-образовательной политики высших учебных заведений // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 6. - С. 40-43.
Рассматриваются условия модернизации эколого-образовательной политики высших учебных заведений, выполняющих ключевую роль в разрешении региональных, национальных и этноконфессиональных проблем общества, целенаправленном формировании этнокультурной и гражданской идентичности, экологической культуры и экологического просвещения населения России.
|
-
|
Храпаль Л.Р. Социокультурные и глобальные процессы экологического кризиса в условиях модернизации высшего профессионального экологического образования / Л.Р. Храпаль, Э.Ф. Нургазизова // Современная наука. - 2011. - № 2. - С. 60-64.
В статье рассматривается проблема модернизации высшего профессионального экологического образования в контексте необходимости формирования нового уровня специалистов, с новым экологическим мировоззрением, а также преподавателей экологических дисциплин, обладающих социокультурной компетенцией и экологической культурой, чья деятельность в эпоху экологизации и модернизации образования должна быть направлена на изучение и внедрение в практику преподавания теоретических основ глобализационных и социокультурных процессов экологического кризиса.
|
-
|
Храпаль Л.Р. Социокультурные основания, факторы и тенденции модернизации высшего профессионального экологического образования // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 7. - С. 35-37.
Рассматривается проблема модернизации высшего профессионального экологического образования в контексте ее социокультурных оснований, факторов и тенденций. Освещены перспективы разработки технологических аспектов коэволюционного подхода, проблема профессиональной подготовки специалистов-экологов, роль экологического образования и просвещения в формировании и развитии экологической культуры как механизма регулирования отношения человека и общества к окружающей природной среде.
|
-
|
Храпаль Л.Р. Уровни и критерии оценки модернизационных изменений высшего профессионального экологического образования
// Высшее образование сегодня. - 2010. - № 8. - С. 42-44.
Раскрывается диагностический инструментарий измерения уровня модернизационных изменений высшего профессионального экологического образования в системе управления вуза.
|
|
Хузиахметов А. Экологический аспект современного образования / А. Хузиахметов, Р. Кадырова // Высшее образование в России. - 2008. - № 7. - С. 161-164.
Оптимальное соединение экологического образования с подготовкой по другим дисциплинам гуманитарного и естественно-технического цикла обеспечит необходимую системность и даже устойчивость педагогическому процессу. Экологизация образования оказывается существенным параметром модели современного образования, синтезирующим процессы интеллектуализации, информатизации, интенсификации, индивидуализации, гуманизации, внедрения инноваций и интеграции знаний.
|
-
|
Чердымова Е.И. Обоснование структуры экологического сознания для решения проблем экологического образования личности [Электронный ресурс] // Перспективы науки. - 2011. - № 16. - С. 35-37. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17698787
Проблематика устойчивого развития вот уже полтора десятилетия прочно занимает центральное место в мировой экологии и сопредельных сферах. Это связано с проблемой сохранения окружающей среды и природных ресурсов и, в конечном итоге, с выживанием человечества.
|
-
|
Чуйкова Л.Ю. Концепции экологического образования, построенные на идее формирования экологической культуры [Электронный ресурс] // Гуманитарные исследования. - 2012. - № 2. - С. 342-352. – Режим доступа: http://www.aspu.ru/images/File/Izdatelstvo/GI%202%20(42)%202012/342-352.pdf
В статье рассмотрены концепции экологического образования, целью которых является формирование экологической культуры. В работе показано, что смысл, вкладываемый разными авторами в понятие «экологическая культура», различен. В заключении изложен авторский взгляд на данную проблему.
|
-
|
Шишкина Е.А. Экологическое правосознание населения (региональная специфика) // Социологические исследования. - 2009. - № 12. - С. 85-89.
Оценка качества экологического, а также гражданского правосознания, возможна через изучение отношения населения к социоэкологическим правонарушениям и потенциальной готовности к их совершению. Результаты исследований показывают тотальный социокультурный кризис и свойственные ему противоречия, когда потенциальная готовность населения к экологическим и экономическим противоправным деяниям сочетается с потребностью всего общества в формировании культурных норм, направленных на конструктивные социоприродные практики.
|
-
|
Этуев А.Б. Факторы выхода из антропологического кризиса
// Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 9. - С. 81-84.
Одной из важнейших проблем образовательного пространства, рассматриваемой автором, является разработка гуманистической парадигмы воспитания, отвечающей особенностям сегодняшней социокультурной ситуации. Это - нравственная предпосылка сохранения антропологического измерения.
|