Управление библиотечно-информационных



Скачать 231.84 Kb.
Дата27.04.2016
Размер231.84 Kb.
ФГБОУ ВО БЕЛГОРОДСКИЙ ГАУ им. В.Я. ГОРИНА

УПРАВЛЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ

РЕСУРСОВ
Информационно-библиографический отдел
Толерантность - дорога к миру

Рекомендательный список литературы

d:\загрузки\bolshoj_mir_s_ladoshkami.jpg

Белгород, 2014


«Терпимость не есть равнодушие к добру и злу; терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам, и их жизненному пути, всегда сложному и мучительному».

Н. Бердяев







Официальные издания

(Нормативно-правовые документы)

Международного уровня




Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

// Сайт ООН. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr/ (Дата обращения 10.04.2014).





Венская декларация и программа действий [Электронный ресурс] : принятые на Всемирной конференции по правам человека 14 – 25 июня 1993 года, г. Вена, Австрия // Сайт ООН. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/events/humanrightsday/2013/about.shtml (Дата обращения 11.03.2014).



Декларация принципов терпимости [Электронный ресурс] : принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Сайт ООН. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (Дата обращения 09.04.2014).



Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений [Электронный ресурс] : принята резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 года // Сайт ООН. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/relintol.shtml (Дата обращения 09.04.2014).



Декларация и Программа действий в области культуры мира [Электронный ресурс] : принята резолюцией 53/243 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 1999 года // Сайт ООН. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture_of_peace.shtml (Дата обращения 09.04.2014).



Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] : принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года // Сайт ООН. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (Дата обращения 10.04.2014).



Декларация «Терпимость и разнообразие: взгляд в XXI век» [Электронный ресурс] : провозглашена Верховным комиссаром по правам человека в августе 2000 года // Сайт ООН. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/ (Дата обращения 10.04.2014).



Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации [Электронный ресурс] : принята на Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости от 31 августа – 7 сентября 2001 года, Дурбан, Южная Африка // Сайт ООН. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/program.shtml (Дата обращения 10.04.2014).



Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии [Электронный ресурс] : принята 2 ноября 2001 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры // Сайт ООН. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml (Дата обращения 10.04.2014).



Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека [Электронный ресурс] : заключена в Минске 26 мая 1995 г. (вместе с "Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств", утв. 24.09.1993). – Доступ из справочно-консультационной системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения 10.04.2014).;

// Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 13. – Ст. 1489.





Дополнительный Протокол к Конвенции о преступлениях в сфере компьютерной информации относительно введения уголовной ответственности за правонарушения, связанные с проявлением расизма и ксенофобии, совершенные посредством компьютерных систем ETS № 189 [Электронный ресурс] : подписан 28 января 2003 года, Страсбург // Сайт Совета Европы. – Режим доступа : http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/189.htm (Дата обращения 10.04.2014).



Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Декларация и Программа действий [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 2002. – 128 с. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118564 (Дата обращения 11.04.2014).

Документы, принятые на Конференции, охватывают широкий спектр вопросов. Историческое значение имеют принятые формулировки, касающиеся прошлого. Участники Конференции отметили, что рабство и работорговля представляют собой преступление против человечности и что эти явления всегда должны были оцениваться как таковые. Было также указано, что рабство и работорговля, включая трансатлантическую работорговлю, стали ужасающими трагедиями в истории человечества, особенно, будучи явлением, отрицавшим человеческую сущность жертв. Участники Конференции также признали, что колониализм привел к расизму и стал причиной страданий и что его последствия ощущаются по сей день.



Вместе против расизма: достоинство и справедливость для всех. Конференция по обзору Дурбанского процесса. Итоговый документ [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк – Женева, 2010. – 27 с. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118483;

// Сайт ООН. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/durbanreview2009/ddpa.shtml (Дата обращения 11.04.2014).



Конференция по обзору Дурбанского процесса проходила в Женеве, Швейцария, с 20 по 24 апреля 2009 года. Одной из ее целей было рассмотрение прогресса и оценка осуществления Дурбанской декларации и Программы действий, которые были приняты на Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, состоявшейся в Дурбане, Южная Африка, в сентябре 2001 года. Публикуя Итоговый документ Конференции по обзору Дурбанского процесса Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) стремится сделать его более доступным, в частности для правительственных должностных лиц, гражданского общества, национальных институтов в области прав человека, правозащитников, юристов, ученых и всех тех, кто проявляет интерес к правам человека.



Вместе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости : десятая годовщина принятия Дурбанской декларации и Программы действий — Политическая декларация (2011 год) [Электронный ресурс] // Сайт ООН. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/rights/issues/unitedagainstracism.pdf (Дата обращения 11.04.2014).




Федерального уровня




РФ. Конституция. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ). – Доступ из справочно-консультационной системы «КонсультантПлюс».;

// Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа : http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения 10.04.2014).





РФ. Уголовный кодекс. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014). Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина. – Доступ из справочно-консультационной системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения 10.04.2014).



РФ. Уголовный кодекс. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014). Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. – Доступ из справочно-консультационной системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения 10.04.2014).



РФ. Законы. О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс] : федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013). – Доступ из справочно-консультационной системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения 10.04.2014).



РФ. Президент. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. – Доступ из справочно-консультационной системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения 10.04.2014).;

// Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 20. – Ст. 2444.





РФ. Президент. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы : указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 23. – Ст. 2994.



РФ. Президент. Об обеспечении межнационального согласия [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». – Режим доступа : http://base.garant.ru/70170940/#ixzz2yq0XR4Jh ;

// Интернет-портал «Российской газеты». – Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/05/09/nacio-dok.html (Дата обращения 14.04.2014).





РФ. Президент. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : утверждено Президентом РФ 13 июня 2012 г. – Доступ из справочно-консультационной системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения 10.04.2014).



РФ. Правительство. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) политика [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009). – Доступ из справочно-консультационной системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения 11.04.2014).




Регионального уровня




РФ. Белгородская область. Правительство. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс] : постановление правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. № 27-пп (ред. от 03.06.2013). Раздел 7.2. Формирование регионального солидарного общества. – Доступ из справочно-консультационной системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения 11.04.2014).



РФ. Белгородская область. Правительство. Об утверждении Стратегии "Формирование регионального солидарного общества" на 2011 – 2025 годы [Электронный ресурс] : постановление правительства Белгородской области от 24 ноября 2011 г. № 435-пп. – Доступ из справочно-консультационной системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения 10.04.2014).;

// Белгородские известия. – 2011. – № 232 (31 декабря).





РФ. Белгородская область. Правительство. Об утверждении Плана мероприятий Правительства Белгородской области по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Белгородской области от 25 марта 2013 г. № 130-рп. Раздел 10. Развитие этнической толерантности. – Доступ из справочно-консультационной системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения 10.04.2014).






Научные издания




Алимбекова Ф.Б. Взаимообусловленность толерантной культуры и культуры управленческой деятельности будущих менеджеров в системе высшего образования / Ф.Б. Алимбекова // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 1. – С. 94–97.

Рассматриваются актуальные вопросы взаимообусловленности толерантной культуры и культуры управленческой деятельности студентов – будущих менеджеров в системе высшего образования.



Алтуфьев Д.Ю. Критика толерантности / Д.Ю. Алтуфьев // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 3. – С. 277–282.

В статье рассмотрены понятие и сущность толерантности, дан анализ структуры толерантного сознания и смысла восприятия термина. Автор приходит к выводу об относительной слабости концепции толерантности применительно к реалиям российского общества.



Атабеков А.А. Развитие толерантности в условиях информатизации поликультурного образования: потенциал иностранного языка / А.А. Атабеков, Н. М. Беленкова, Н.Н. Удина // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 3. – С. 96–99.

Рассматривается понятие «толерантность» в связи с компетентностной образовательной парадигмой. Показано, что толерантность представляет собой одно из ключевых категориальных понятий в системе общекультурных и профессиональных компетенций выпускника вуза. Анализируются задачи актуализации феномена толерантности в учебном процессе. Намечаются пути формирования толерантности в информационно-образовательной среде вуза в связи с задачами развития навыков научно-проектной деятельности студентов и с учетом роли иностранного языка в подготовке специалистов.



Банщикова Т.Н. Толерантность в поликультурном пространстве вуза / Т.Н. Банщикова, Ю.П. Ветров // Высшее образование в России. – 2011. – № 2. – С. 108–113.

Феномен толерантности рассматривается в контексте конкретного социокультурного пространства региона и поликультурного пространства вуза, в которых его общие характеристики приобретают особый характер. Представлены основные подходы к формированию у студентов культуры межнациональных отношений, воспитанию менталитета толерантности в рамках поликультурного пространства вуза.



Волков Н.Д. Этническая толерантность в структуре феномена толерантности /

Н.Д. Волков // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 5. – С. 350–354.



Автор анализирует феномен толерантности, выявляет в его структуре место этнической толерантности, обосновывает ее специфику, уточняет определение.



Гребенец Е.С. Некоторые проблемы воспитания коммуникативной толерантности в исследованиях отечественных педагогов и психологов / Е.С. Гребенец // Среднее профессиональное образование (СПО). – 2013. – № 11. – С. 16–17.

В статье приводится обзор исследований коммуникативной культуры и коммуникативной толерантности. Рассматриваются типология толерантности, уровни развития коммуникативной толерантности, виды контактного взаимодействия, конструктивное общение, воспитательные технологии, использующие диалог.



Елисеев С.М. Особенности политической толерантности студенчества / С.М. Елисеев, И.В. Устинова // Социологические исследования. – 2010. – № 6. – С. 45–51.

Сформулированы концептуальные основы понятия политической толерантности; анализируются особенности её проявления в субкультуре студентов, роль социально-политической практики в формировании установок политической толерантности и интолерантности.



Д 89

Б 43

Зайцева Т.Г. Адаптация мигрантов через культуру толерантности

// Белгородская область: прошлое, настоящее и будущее : в 3-х частях : материалы областной научно-практической конференции г. Белгород, 22 декабря 2010 г. / Т.Г. Зайцева. – Белгород : Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2011. – Ч. 1. – С. 161–168.





Игнатова И.Б. Межкультурная толерантность как социально-педагогическая проблема / И. Б. Игнатова, С. А. Андреева, А. М. Андреева // Аlma mater. – 2013. – № 5. – С. 69–74.

Рассмотрена проблема толерантности как нравственной ценности, принципа взаимоотношений между людьми в процессе межкультурной коммуникации. Сделан акцент на овладении иноязычной культурой — не только усвоении культурологических знаний, но и формировании способности и готовности адекватно воспринимать менталитет носителей этой культуры.



Клейберг Ю.А. Толерантность и деструктивная толерантность: понятие, подходы, типология, характеристика [Электронный ресурс] / Ю.А. Клейберг // Общество и право. – 2012. – № 4 (41). – С. 329–334. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=18953536 (Дата обращения 11.04.2014).

В статье дается анализ понятия «толерантность», «конструктивная толерантность» и «деструктивная толерантность», научных подходов к изучению данных феноменов, приводится типология толерантности с авторскими дополнениями.



Корытникова Н.В. О методах определения толерантности в изложении истории в учебниках / Н.В. Корытникова // Социологические исследования. – 2013. – № 4. – С. 42–52.

Представлено обобщение методологической стратегии исследований толерантности в учебниках истории с использованием контент-анализа. Выделены пять единиц анализа: политическая диверсификация, персонализация истории, тематические направления, групповая идентичность и пропаганда терпимости. Подход позволяют сделать заключение о приоритетности идеи толерантности и культурного разнообразия, а также критически рассмотреть стереотипы и способы их преодоления.



Кубякин Е.О. Социально-психологические и социально-возрастные особенности молодежи как фактор формирования ксенофобных и экстремистских установок / Е. О. Кубякина // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 3. – С. 166–172.

Молодежь – один из ключевых ресурсов развития российского общества. Проявления ксенофобии и экстремизма нередко присутствуют в молодежной среде. Социально-психологическая и социально-возрастная специфика молодежи, наряду с другими факторами, способствует формированию контркультурных экстремистских и ксенофобных установок.



Ляушева С.А. Воспитание толерантной личности в контексте межкультурного диалога / С.А. Ляушева // Высшее образование в России. – 2011. – № 2. – С. 82–87.

В статье рассматриваются возможности межкультурного диалога в формировании и воспитании толерантной личности. Анализируются современные образовательные парадигмы с позиций гуманизации и гуманитаризации образования, творческого использования принципов толерантности.



 Муигаи Г. Генеральная Ассамблея. Доклад, представленный Специальным докладчиком по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости [Электронный ресурс] /  Г.  Муигаи. – М. : Информационный центр ООН, 2010. – 25 с. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=124074 (Дата обращения 11.04.2014).

Совет по правам человека. Четырнадцатая сессия. Расизм, расовая дискриминация, ксенофобия и связанные с ними формы нетерпимости: последующие меры и осуществление Дурбанской декларации и Программы действий.



Религия и гражданское общество в России. Преодоление стереотипов и социальное служение [Электронный ресурс]. – М. : ИД "Юриспруденция", 2012. – 303 с. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143076 (Дата обращения 11.04.2014).

Сборник содержит материалы Первой всероссийской научно-практической конференции «Религиозный фактор в социально-политической жизни современной России» (преодоление нетерпимости и экстремистских тенденций), прошедшей в Москве 7 июня 2011 года.



Розовский П. К. Проблемы толерантности в современном обществе [Электронный ресурс] / П. К. Розовский. – М. : Лаборатория книги, 2010. –

76 с. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89432 (Дата обращения 07.03.2014).



Формирование гражданского общества в России возможно лишь при усвоении фундаментальных демократических ценностей. Одной из таких ценностей является толерантность - непременное условие выживания и развития современной цивилизации. Высокие темпы перемещения и миграции населения привели к социальному взаимодействию представителей разных общин. Проблема толерантности актуальна для современной России в силу её многонационального состава и многоконфессиональности, а также в связи с особенностями переживаемого периода истории - распада СССР, локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, ростом национального экстремизма и т.д.



Романов Д.А. Современные модели толерантности обучающихся / Д. А. Романов, И. Ю. Глухенький, Р. В. Терюха // Среднее профессиональное образование (СПО). – 2013. – № 12. – С. 28–30.

В работе представлены модели толерантности как личностно-профессионального качества, неразрывно связанного с культурой личности в целом. Выявлена взаимосвязь между компонентами толерантности и выделены уровни ее сформированности.



Султанбеков Т. И. Толерантность как этическая категория: сущность, генезис / Т. И. Султанбеков, В. А. Беловолов // Аlma mater. – 2014. – № 8. – С. 96–100.

Представлены результаты теоретического анализа проблемы понимания толерантности как этической категории в исторической ретроспективе. Анализируются историко-культурные основания толерантности в российской философской мысли.



Толерантность [Электронный ресурс] / общ. ред. М.П. Мчедлова. – М. : Республика, 2004. – 417 с. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=41538 (Дата обращения 14.04.2014).

В книге всесторонне рассмотрен принцип толерантности, его возрастающее значение в современном многообразном мире и трудности его воплощения. Авторы исследуют правовые, социально-политические, межнациональные, межконфессиональные, культурные и международные аспекты проблемы.



Толерантность в мультикультурном обществе: региональный аспект [Электронный ресурс] / Н.А. Кудрина, М.В. Белозёрова, А.Н. Садовой, В.Д. Пономарёв, В.И. Марков. – Кемерово : КемГУКИ, 2013. – 384 с. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208599 (Дата обращения 07.03.2014).

Монография посвящена теоретическому осмыслению проблем мультикультурализма, межэтнического и межкультурного взаимодействия. На региональном опыте прослеживается опыт формирования установок толерантности в обществе. В данном контексте предлагается решение некоторых конкретных задач, связанных с преодолением нетерпимости, ксенофобии, проявлений «бытового» национализма в российском обществе.



Уруджева И.Ш. Межэтническая толерантность и позитивная этническая идентичность как условия успешной адаптации мигрантов к новой социокультурной среде / И.Ш. Уруджева // Alma mater. – 2013. – № 3. – С. 35–39.

Исследована проблема подготовки мигрантов к адаптации в новой социальной среде, их принятию коренными жителями на основе развития у тех и других этнической толерантности. Приведены результаты исследования уровня этнической толерантности и типов этнической идентичности респондентов в двух субъектах РФ.



Фельде В.Г. Соотношение понятий «терпимость» и «толерантность» [Электронный ресурс] / В.Г. Фельде // Омский научный вестник. – 2012. – № 4–111. – С. 155–157. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=17996278 (Дата обращения 11.04.2014).

Статья посвящена проблеме толерантности, под которой автор понимает культурообразующую категорию. Путем сравнительного анализа слова «толерантность», синонимичных ему слов и антонимичных автор приходит к выводу, что западное понятие толерантности не сводимо к русской терпимости. Терпимость даёт возможность развития своего и чужого, в то время как толерантность свое не развивает, а за чужим оставляет право быть чужим.



Формирование толерантности в обществе, развитие межнационального общения и борьба с ксенофобией средствами культуры : список литературы [Электронный ресурс]. – Кемерово : КемГУКИ, 2009. – 64 с. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227993 (Дата обращения 07.03.2014).

Список литературы касается проявлений нетерпимости и формирования толерантности в России, отражает междисциплинарный характер понятия «толерантность» и различные исследовательские подходы формирования межнационального общения и борьбы с ксенофобией.
Список литературы можно использовать при разработке лекций, практических занятий, бесед и других форм обучения, при подготовке культурно-массовых мероприятий, связанных с проблемами толерантности, преодоления явлений нетерпимости и ксенофобии. Он может быть также полезен и учащейся молодежи.




Формирование толерантности в обществе, развитие межнационального общения и борьба с ксенофобией средствами культуры : пословицы и поговорки народов мира [Электронный ресурс]. – Кемерово : КемГУКИ, 2009. – 17 с. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227992 (Дата обращения 11.04.2014).

В сборнике представлены пословицы и поговорки народов мира, посвященные важнейшим проблемам не только современности, но и всего периода существования человечества. Это проблемы межкультурного и межконфессионального разнообразия, роль дружбы, обычаев в жизни человека, необходимости их соблюдения. Составители сборника постарались передать и полярные пословицы и поговорки, повествующие о несходстве и противоречиях между людьми разных национальностей, культур и религий. Составителями была сделана попытка представить в сборнике пословицы и поговорки во всем их этническом своеобразии.



Хагуров Т.А. Учащаяся молодежь в кризисном обществе / Т.А. Хагуров // Социологические исследования. – 2010. – № 11. – С. 93–104.

Дана характеристика основных черт, интересов и ценностных ориентиров учащейся молодёжи Краснодарского края.



Хома О.И. Философские культуры: терпимость, толерантность и признание / О.И. Хома // Вопросы философии. – 2011. – № 9. – С. 54–64.

Культурная толерантность является логическим этапом развития принципов межконфессиональной толерантности. Ее основополагающая идея (априорное равенство культур и признание несоизмеримых базовых ценностей) потерпела неудачу в политическом аспекте (провал мультикультурализма в Европе), но представляется вполне эффективной в других сферах, в частности - во взаимоотношениях философских культур. Несоизмеримость языков и непереводимость терминологических систем порождает уникальные понятийные комплексы, представляющие интерес для любой философской культуры. Т.о. появляются основания для подлинного взаимопризнания философских культур и отказа от их деления на подлинно философские и неподлинно философские. Важным шагом в этом направлении является Европейский словарь философий, позволяющий по-новому оценить потенциал философских языков и культур. В подтверждение этого тезиса проанализированы особенности лексикона русских переводов латиноязычных произведений Декарта.



Шапошникова Т.Л. Диагностика толерантности в структуре мониторинга личностно-профессионального развития студента / Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Е. Федюн // Среднее профессиональное образование (СПО). – 2013. – № 12. – С. 26–28.

Расширение масштабов межкультурного взаимодействия и развитие гуманного общества немыслимы без толерантного поведения и развития толерантного сознания. Без толерантности невозможно позитивное социальное взаимодействие, достижение взаимопонимания между людьми и социальными общностями. В связи с этим педагогическая наука рассматривает толерантность как одно из важнейших личностных качеств и целевых ориентиров образовательного процесса. В данной статье отражена методика диагностики толерантности, основанная на оценке сформированности всех ее компонентов.



Шкутина Л.А. Проблема межконфессиональной толерантности в системе образования / Л.А. Шкутина, Ж.А. Карманова // Аlma mater. – 2012. – № 1. – С. 53–57.

Рассмотрена проблема актуальности формирования межконфессиональной толерантности учащихся в системе образования исходя из социокультурной ситуации, как в Казахстане, так и в мировом сообществе. Дано авторское определение понятию «межконфессиональная толерантность учащихся». Рассмотрены компоненты межконфессиональной толерантности учащихся.



Экстремизм и его причины [Электронный ресурс] / под ред. Ю.М. Антоняна. – М. : Логос, 2010. – 287 с. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84980 (Дата обращения 11.04.2014).

Представлен общий взгляд на состояние экстремизма в России. Рассмотрен феномен ксенофобии и преступлений ненависти. Проанализированы экстрим и экстремизм в контексте трансформации личности. Изложено понимание геноцида как крайнего проявления экстремизма. Освещены психологические и уголовно-правовые проблемы экстремизма.



Юдакина С.И. Педагогические условия формирования толерантности учащихся / С. И. Юдакина // Высшее образование сегодня. – 2013. – № 6. – С. 65–67.

Рассматривается анализ педагогических условий, ориентирующих образовательную среду учреждения на формирование толерантности учащихся. Обосновываются следующие приоритеты: единая поликультурная среда, партнерство школы и семьи, педагогическая поддержка учащихся в смыслопоисковой деятельности по формированию толерантности.






Учебно-методические издания




Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Е.О. Галицких. – М. : Академический проект, 2004. – 224 с. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223605 (Дата обращения 11.04.2014).

В современном образовании все большую роль начинает играть диалог не только как уникальный всеохватывающий способ существования культуры и человека в культуре, но и как основной способ становления толерантности. В данном учебно-методическом пособии рассматривается роль диалога в учебном процессе, в жизни, в искусстве, средствах массовой информации. Приводятся конкретные методические указания, которые могут быть использованы преподавателями и студентами гуманитарных факультетов вузов, также администраторами образования.



Лобжанидзе А.А. Этнокультурные регионы мира [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.А. Лобжанидзе, Д.В. Заяц. – М. : Прометей, 2013. – 240 с. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212630 (Дата обращения 07.03.2014).

Учебное пособие знакомит читателя с историко-культурными регионами мира. Главная цель – познакомить студентов с этнокультурной картиной современного населения Земли, представить все многообразие расового и этнического состава, религий и языков, особенности межэтнических взаимодействий, в т.ч. и конфликтных. Важной особенностью является то обстоятельство, что в учебном пособии совмещается религиозная основа историко-культурного региона с особенностями материальной и духовной культуры населяющих его народов, происходит знакомство с центрами культурного наследия ЮНЕСКО. Представленные в учебном пособии материалы находятся на стыке нескольких научных дисциплин: географии, этнологии, истории, религиоведения. Формирование знаний об историко-культурных регионах современного мира позволит формировать основы межэтнической толерантности, поликультурного и межконфессионального сотрудничества в современном российском обществе. Учебное пособие рассчитано на студентов и преподавателей вузов, может быть использовано также для формирования содержания элективных курсов в старшей школе.



С 54

П 78

Проблемы межэтнических и межнациональных отношений / сост. О.А. Жеребненко; под ред. Н.В. Паниной. – Белгород : Изд-во БелГСХА, 2009. – 64 с. – (Серия «В помощь куратору»).



Чулкина  Н.Л. Основы межкультурной коммуникации [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Н.Л. Чулкина. – М. : Евразийский открытый институт, 2010. – 143 с. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90800 (Дата обращения 14.04.2014).






Общественно-политические издания




Голубовский А. А есть ли расы? / А. Голубовский // Вокруг света. – 2011. – № 11. – С. 54.

«Расизм имеет дело не с вашей внешностью, а с тем, какие смыслы другие вкладывают в вашу внешность». Эти слова Робина Келли — слоган выставки, разоблачающей расовые мифы.



Пищулина И. Толерантность – дорога к миру / И. Пищулина // Смена. – 2010. – № 83. – С. 6.

Как стать «своим» в чужой стране? Как влиться в общество, находясь на незнакомой территории и не зная языка? Наверное, кого-то такая ситуация явно поставит в тупик. А вот студенты-магистры Бременского университета, изучающие культурологию и межличностные отношения, испытали на себе все прелести подобного эксперимента. На базе БелГУ состоялся долгожданный семинар-тренинг, международное штадт-ралли по предмету «Межкультурная коммуникация», в котором принимали участие также студенты факультета романо-германской филологии, изучающие немецкий язык.



Рункевич Д. Кино заставят служить толерантности / Д. Рункевич, С. Субботина, Ю. Цой // Известия. – 2012. – № 112 (21 июня). – С. 1, 3.



Савельева Е. В этом мире большом: сберечь самобытность народов - значит достичь согласия и понимания / Е. Савельева // Библиотека. – 2012. – № 2. – С. 41–43.



Сашин А. Не разбить хрустальный сосуд по имени Дружба народов / А. Сашин // Российская Федерация сегодня. – 2011. – № 6. – С. 21–25.



Титов Н. Толерантность на практике / Н. Титов // Земляки. – 2011. – № 12. – С. 54-55.

В статье рассказывается о Международном дне толерантности и проводимых мероприятиях, посвященных борьбе с ксенофобией, национализмом и религиозной нетерпимостью.



Чичерина Н.Г. Толерантность воспитывается с детства / Н.Г. Чичерина // Новая библиотека. – 2011. – № 9. – С. 45–48.

Термин «Толерантность» сегодня у всех на слуху. Проблема толерантности приобретает большую значимость в условиях расслоения общества по экономическим, социальным, морально-этическим признакам, что порождает нетерпимость, религиозный экстремизм, ухудшение межнациональных отношений, смену моральных ценностей. Именно эти процессы сегодня происходят в нашем обществе.


Сост. Долженко Э.Н.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница