Управление информатизацией системы образования ростовской области



Скачать 77.08 Kb.
Дата01.05.2016
Размер77.08 Kb.

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В.А.Бережной, О.В.Дятлова

Министерство общего и профессионального образования, Ростов-на-Дону

Тел.: (863) 240-87-25, 240-96-94, e-mail: min@donric.ru, ros@donric.ru


Одним из ведущих направлений модернизации системы образования является информатизация. От результатов внедрения информационных технологий в образовательный комплекс зависит, в конечном счете, качество образования и развитие образовательной системы области.

Процессы информатизации образования в Ростовской области осуществляются в соответствии с областной программой «Развитие единой информационной образовательной среды на 2003-2005 гг.».

Основные задачи, решаемые в области:

1. Модернизация системы образования Ростовской области в части информатизации образования, для повышения качества образования детей, сохранения здоровья учащихся.

2. Создание подсистемы повышения профессиональной квалификации, подготовки и переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических работников образования для их обучения современным информационным и телекоммуникационным технологиям.

3. Формирование региональной подсистемы информационного и научно-методического обеспечения развития образования.

4. Развитие образовательной телекоммуникационной сети и подключение к ней образовательных учреждений области.

5. Формирование и развитие региональных информационных образовательных ресурсов.

6. Разработка и апробация элементов системы дистанционного обучения по курсам предпрофильной, профильной и довузовской подготовки.

7. Предоставление образовательным учреждениям доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных компьютерных программ, обеспечение технического обслуживания.

8. Информатизация процесса управления системой образования.

Для успешной реализации процессов информатизации министерство образования области использует комплексный подход, учитывающий многие факторы:



  • ресурсное обеспечение учебного процесса и управления образованием, методического сопровождения новых образовательных технологий;

  • формирование инфраструктуры информационного пространства;

  • кадровый потенциал;

  • механизмы построения единого информационного пространства.

В соответствии с программой процессы информатизации сферы образования осуществляются за счет бюджетов разных уровней. Из 10962 компьютеров, имеющихся на 1.01.2005 г. в школах области, 2265 приобретены за счет средств муниципалитетов (бюджетные и внебюджетные источники), основная доля техники поставлена за счет областного и федерального бюджетов. За период с 2000 по 2004 гг. на компьютеризацию общеобразовательных учреждений из областного бюджета выделено 78,3 млн. рублей, привлечено средств из федерального бюджета 115,5 млн. рублей. В результате, на 1.01.2005 г. в школах области в среднем на 1 компьютер приходится 47 учащихся, а в сельских школах на 1 компьютер – 29 учащихся, что выше общероссийского норматива. Для достижения подобного результата по оснащению техникой городских школ в областном бюджете заложены средства на 2005 г.

В 2003 г. в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» был реализован проект «Компьютеризация детских домов, школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и образовательных учреждений начального профессионального образования Российской Федерации» – 419 компьютеров были установлены в 25-ти образовательных учреждений НПО и в 52-х учреждениях государственной поддержки детства.



В соответствии с разработанной министерством программой в области создаются организационные структуры с целью формирования и развития информационной среды:

  • Создан областной Совет по информатизации образования для интеграции деятельности участников образовательного процесса по информатизации образования, взаимодействию всех структур и ведомств, заинтересованных в процессах информатизации образования.

  • На уровне муниципальных образований организованы районные (городские) Советы по информатизации, созданы координационные советы, определены координаторы при органах управления образованием.

  • Согласована деятельность структур по повышению квалификации педагогических работников в области информатизации образования: Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования и центр ИНТЕЛ, организованный на базе института, Донской институт информатизации образования, Ростовский региональный Центр Интернет-Образования, Центр информационных технологий Ростовской области «Спектр». Повышение квалификации работников образования осуществляется также на базе созданных РО ИПК и ПРО 16 территориальных ресурсных центров переподготовки кадров, работающих по системе тьюторства. Многие вузы области работают в системе подготовки педкадров пользовательским навыкам.

  • Организовывается центр дистанционного образования на базе Ростовского колледжа связи и информатики.

  • С целью ресурсного обеспечения информатизации в отдельных муниципалитетах созданы и действуют ресурсные центры, а почти в 50% муниципалитетах из 55 информационно-прокатные центры и фильмотеки приобретают функции ресурсных центров.

  • Во всех муниципальных образованиях в методических кабинетах введены ставки работников ресурсных центров.

  • В области организована система электронного документооборота на уровне министерства образования и муниципальных органов управления образованием.

  • Создан областной образовательный портал.

  • На уровне образовательных учреждений организовывается деятельности медиацентров:

  • поставлено оборудование для библиотек сельских и городских школ;

  • все библиотекари обучены работе с программным продуктом «МАРК»;

  • разработаны и направлены в школы области рекомендации по организации работы медиатеки;

  • организовано обучение учителей-предметников использованию программных продуктов, вошедших в комплект медиатеки.

Эффективность внедрения информационных технологий зависит от активности педагогических работников управленческого звена. Для этого министерством инициируется организация курсов повышения квалификации работников муниципальных органов управления образованием, руководителей и заместителей ОУ. В области действуют экспериментальные площадки и пилотные школы по апробации программных продуктов, используемых как в образовательном процессе, так и в управлении образованием. Систематически проводимые семинары-практикумы, совещания, мастер классы по использованию программных продуктов «АРМ директора», «АРМ» завуча», «АРМ учителя» позволили внедрить управленческие программы во многих учреждениях образования.

Информатизация образования – многоуровневый процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий, формирования новых образовательных моделей в системе образования области. Самым важным звеном является конкретное образовательное учреждение и информатизация учебного процесса. Решая комплексно проблему информатизации школ, министерством в 2002 г. разработана вторая редакция регионального образовательного стандарта по Информатике. Стандартом предусмотрено введение пропедевтического курса информатики, начиная с начальной школы, перенос базового курса на более ранние сроки (в 8-9 классы), введение профильных курсов в 10-11 классы. Стандарт утвержден коллегией министерства и опубликован в сборнике, даны методические рекомендации по реализации Стандарта. В связи с утверждением нового БУПа модульные курсы информатики изучаются в начальной школе, а базовый курс с 8 кл. В этом учебном году в большинстве школ базовый курс информатики изучается в основной школе (7-9 кл.). Начинают реализовываться пропедевтические и профильные курсы.

Внедрение ИТ в образование невозможно без предоставления возможности педагогам образовательных учреждений всех уровней обмениваться опытом, обсуждать проблемы и пути их решения.

С целью стимулирования инновационной деятельности учителей и учащихся были проведены конкурсы на лучшую разработку компьютерных программ, школьных сайтов. Лучшие работы были презентованы на областных научно- практических конференциях «Информационные технологии в образовании», отмечены дипломами, награждены призами, представлены на ежегодных форумах «Образование. Карьера. Бизнес».

Опыт и проблемы внедрения информационных технологий обсуждались на традиционных областных научно-практических конференциях.

Министерство на протяжении 4-х лет проводит научно-практические конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Конференция с 2004 г. вошла в международный конгресс конференций «ИТО». В мероприятии принимают участие порядка 600 работников образования учреждений всех типов, видов и уровней не только из области, но и из других городов России и Белоруссии (более 20 территорий). На мероприятии обсуждаются основные подходы к формированию единой информационной образовательной среды, к формированию информационной культуры личности в образовательной среде, анализируется современная информационная инфраструктура регионального образовательного пространства, рассматриваются вопросы эффективности информационных технологий и повышения качества образования, систематизируется инновационный опыт применения медиа- и информационно-коммуникационных технологий. В ходе конференции работают секции (11 с подсекциями), предложен практический опыт использования информационных технологий на 12 площадках, где проводились мастер-классы, круглые столы и практические семинары. Педагогические работники имеют возможность познакомиться с опытом комплексного внедрения информационных технологий в учебную и управленческую деятельность, создания информационного пространства адаптивной школы, формирования и организации фонда медиатеки, использования ИТ в рамках организации профильного обучения, использования ИТ при обучении студентов колледжей , внедрения ИТ в учебный процесс ДОУ, рассмотрены основополагающие вопросы здоровьесберегающих технологий при использовании ИТ.



Важнейшим направлением информатизации является формирование единого информационного образовательного пространства. В целях реализации данного направления на сегодняшний день в области:

  • установлены 159 систем асинхронного удаленного доступа (спутниковый Интернет) за счет федерального бюджета;

  • за счет областного бюджета (245 тыс. руб.) приобретены 126 модемов;

  • 166 школ подключены к сети Интернет в ходе реализации проекта «Подключение школ Ростовской области к сети Интернет» на сумму 5,3 млн. рублей из областного и федерального бюджетов;

  • создаётся областной образовательный портал;

  • ежегодно выделяется 1,5 млн. рублей на оплату трафика ЮГИНФО РГУ, РО ИПК и ПРО, ДОНИИНФО, министерства образования и образовательным учреждениям г. Ростова-на-Дону;

  • все отделы образования подключены к сети Интернет и имеют электронную почту.

В ближайшей перспективе в области будут решаться проблемы создания и развития сети ресурсных центров, организации деятельности межпредметных компьютерных классов, развития медиацентров, создания условий для активного внедрения информационных технологий в управление образованием как на уровне образовательных учреждений, так и в органах управления образованием развитие областного образовательного портала.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница