Управление распределенной образовательной средой технического университета и его филиалов



Дата30.04.2016
Размер73.3 Kb.

УПРАВЛЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЕГО ФИЛИАЛОВ

MANAGEMENT OF DISTRIBUTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY AND ITS BRANCHES

И.В.Релина, А.В.Никифоров, В.А.Сороцкий, И.А.Цикин, В.Н.Волкова, В.В.Глухов, В.В.Румянцев

Санкт-Петербургский государственный технический университет, Санкт-Петербург

Тел.: (812) 552-61-89, факс: (812) 552-76-39, e-mail: tsikin@twonet.stu.neva.ru


В соответствии с Межвузовской научно-технической программой Минобразования РФ "Создание системы открытого образования" СПбГТУ проводит исследования по теме "Исследование и разработка научно-методических основ организации и управления распределенной образовательной средой технических университетов и их удаленных филиалов и учебных центров".

Разработка и внедрение системы управления распределенной образовательной средой технических университетов и их удаленных филиалов и учебных центров будет способствовать совершенствованию организационной системы управления системой "университет-филиалы", внедрению современных новых информационных технологий образования и научных исследований.



В системе управления распределенной образовательной средой технического университета и его удаленных филиалов и учебных центров в соответствии с основными сферами деятельности – учебно-научный процесс, организации управления деятельностью, обеспечивающей функционирование системы, информационного обеспечения процессов обучения и организации, выделяются:

  • система управления учебно-научным процессом в распределенной образовательной среде технического университета;

  • система организационного управления распределенной образовательной средой технического университета;

  • информационная инфраструктура распределенной образовательной среды технического университета.

В соответствии с этим необходима комплексная разработка организационных и информационно-технических принципов привлечения удаленных филиалов и учебных центров университетов к работе в рамках единой ИОС, предполагающая решение следующих задач:

  • разработку и экспериментальную проверку организационных принципов учебного процесса в удаленных филиалах и учебных центрах при подаче учебного материала из университета с использованием технологий дистанционного обучения и с учетом специфики направлений подготовки;

  • исследование эффективности различных принципов поддержки и администрирования учебного процесса в открытом образовании на основе разработанной в СПбГТУ модели единой информационной среды на базе сервера Lotus/DOMINO;

  • создание системы контроля за качеством и содержанием образования;

  • разработку принципов реализации межрегиональных связей филиалов университетов в рамках единой информационно-образовательной среды (ИОС), направленных на повышение эффективности системы открытого образования;

  • исследование и выбор эффективных форм взаимодействия удаленных филиалов и учебных центров университета с местными университетами и учебными центрами;

  • разработку принципов реализации межрегиональных связей филиалов университетов в рамках единой ИОС, направленных на повышение эффективности системы открытого образования;

  • создание информационной инфраструктуры как основы распределенной образовательной среды.

Ожидаемые результаты исследований:

  • создание распределенной информационно-кадровой среды для повышение качества подготовки специалистов в системе СПбГТУ–филиалы в рамках создаваемой системы открытого образования;

  • совершенствование планирования деятельности в распределенной образовательной среде технического университета и его удаленных филиалов и учебных центров;

  • разработка новых принципов организации, администрирования и поддержки учебного процесса в удаленных филиалах и учебных центрах, функционирующих в рамках региональных ИОС и принципов использования филиалов и учебных центров университетов для организации межрегиональных связей региональных ИОС в рамках федеральной ИОС открытого образования;

  • выявление и анализ факторов, оказывающих доминирующее воздействие на функционирование региональных ИОС в части организации и администрирования учебного процесса;

  • выявление роли организационных аспектов функционирования региональных ИОС в общей модели ИОС совместно с информационно-технологическими и научно-методическими аспектами;

  • улучшение контроля за деятельностью территориально удаленных филиалов и учебных центров СПбГТУ;

  • повышение эффективность использования ресурсов (информационных, материально-технических, кадровых и т.п.).

Для решения поставленных задач управления информационно-кадровой средой системы открытого образования технического университета в настоящее время ведутся следующие основные работы:

  • разработка концепции создания распределенной информационно-кадровой образовательной среды для обеспечения высокого качества подготовки специалистов в открытой системе технического университета;

  • анализ и уточнение структуры функций системы организационного управления функционированием и развитием распределенной образовательной среды технического университета и его удаленных филиалов;

  • анализ существующей системы управления взаимоотношениями вуза и его удаленных филиалов и учебных центров; анализ информационных потоков между университетом и его филиалами;

  • разработка и исследование организационно-технологических процедур управления учебно-научным процессом в распределенной образовательной среде технических университетов и их удаленных филиалов и учебных центров;

  • разработка принципов формирования информационной инфраструктуры как основы распределенной образовательной среды;

  • разработка системы маркетинга как основы прогнозирования развития системы управления распределенной образовательной средой технического университета и его удаленных филиалов и учебных центров.

Для обеспечения полноты анализа функций системы управления распределенной информационно-кадровой средой открытого образования применяются методики структуризации целей и функций в системах управления.

Для проведения анализа информационных потоков в существующей системе "университет–филиалы" разработана методика, основанная на применении методов структурно-лингвистического моделирования. Методика позволяет обеспечить полноту описания функций в системе взаимодействия университета с его филиалами с учетом технического, информационного, кадрового и других видов обеспечения процессов организации приемы, обучения, контроля знаний, отчетности и других функций системы управления открытой образовательной средой.

Для формирования и анализа организационно-технологических процедур управления учебно-научным процессом в системе открытого образования применяется программная система BPwin 2.5.

Концепция формирования информационной инфраструктуры (ИИ) системы открытого образования университета ориентирована на формирование многосторонне развитой личности, помощь студенту в осознании роли своей специальности и поиске своего индивидуального места в обществе, а преподавателю – в повышении своей квалификации. Для управления развитием ИИ ее предлагается условно представить в виде четырех страт: пользовательской, функциональной, информационной, коммуникационной (информационная супермагистраль).

Страта 4. Пользовательская. Собственно пользователи, включая формирование потребностей в информа­ции и правила взаимодействия студентов, преподавателей и сотрудников с ИИ.

Страта 3. Функциональная. Совокупность услуг, предоставляемых пользователям различными поставщика­ми информации: доступ к базам данных и библиотекам, проведение видеолекций, видео по заказу, доступ к учебным планам и программам, стандартам качества специалиста и т.п.

Страта 2. Информационных ресурсов. Информационные ресурсы: документальная информация, учебники, учебные пособия, научно-техническая информация, нормативно-правовая информация; фактографическая информация, статистическая информация, нормативно-справочная информация и т.п. Информация содержится в телекоммуникационных сетях и информационных хранилищах: библиотеках, отделах научно-технической информации, автоматизированных документально-фактографических базах данных с доступом в режимах ИРИ, ДОР, ретроспективного поиска.

Страта 1. Коммуникационная (информационная супермагистраль). Информационные телекоммуникации, вычислительные сети и т. п. Технические средства.

Данное представление поможет решать проблему управления проектами и программами развития ИИ (предлагаемыми преподавателями, сотрудниками и студентами) на основе их оценки с целью распределения финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

В основе предлагаемого анализа влияния ИИ на социальное и экономическое развитие вуза лежит рассмотренное стратифицированное представление. При этом предлагается выделение функциональных страт ИИ и общества как "интерфейсных" слоев, связывающих ИИ и цели развития университета и его удаленных филиалов, а также взаимодействие с научно-исследовательскими организациями и предприятиями-потребителями специалистов.



Для убедительности концепции приведем лишь некоторые из эффектов от построения подобной ИИ в системе открытого образования:

  • установление взаимодействия между студентами, аспирантами, преподавателями и ведущими научными организациями и фирмами;

  • организация общения, обмена опытом и мнениями внутри ИИ и вне ее;

  • выявление и сбор информации о проектах и научных разработках в среде открытого университета;

  • возможность организации полноценного дистанционного обучения;

  • возможность использования новых средств обучения, таких, например, как интерактивное видео и видео по заказу;

  • создание единой электронной библиотеки системы открытого образования;

  • возможность доступа ко всем библиотекам мира и получение оттуда требуемой информации в электронном виде;

  • наиболее полноценное участие в учебном процессе и комфорт для инвалидов и престарелых.

Внедрение результатов исследований будет способствовать повышению эффективности управления ИОС благодаря использованию научно обоснованных рекомендаций по применению современных информационных технологий для организации и администрирования учебного процесса в удаленных филиалах университетов. Результаты исследований будут использованы для практического внедрения научно-обоснованных принципов поддержки учебного процесса в филиалах СПбГТУ (в гг. Псков, Чебоксары, Череповец, Сосновый Бор и т.д.).



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница