Урок «Города государства. Афины»



Скачать 70.86 Kb.
Дата14.05.2016
Размер70.86 Kb.
Описание методической разработки


  1. Название «Города – государства. Афины»

  2. Краткая аннотация

Урок «Города – государства. Афины» является составной частью программы по истории древнего мира в 5 классе.

Данный урок – это урок усвоения новых знаний.

Форма проведения – компьютерная презентация.

В ходе урока учащиеся выясняют главные вопросы темы: месторасположение Аттики к началу VIII века до н.э., развитие хозяйства, знакомятся с особенностями управления греческих городов-государств, анализируют жестокие законы архонта Дракона.

Тема предусматривает большой понятийный аппарат, который учащиеся отрабатывают в течение всего урока и делают соответствующие записи в тетрадь, проверка этих знаний осуществляется в конце урока.

При изучении материалы предусмотрены разнообразные формы работы учащихся: работа с книгами, историческими источниками, заполнение таблицы, составление схем, опережающее задание для одного из учащихся – подготовить миф о споре Афины и Посейдона.

Большую роль в усвоении нового материала играет просмотр фрагмента электронного учебник «Всеобщая история» и работа по вопросам к данному фрагменту. Это позволяет не только наглядно рассмотреть данный вопрос темы, но и активизировать работу по отработки умений и навыков учащихся искать главное, отвечать на поставленные вопросы.

Учитель на уроке является связующим звеном между главными вопросами плана урока, основной материал учащиеся добывают на уроке самостоятельно с помощью разнообразных форм и методов.

3. Учебный предмет Всеобщая история (история Древнего мира)


  1. Уровень образования школьников Урок предложен для учащихся 5 классов общеобразовательной средней школы

  2. Форма учебной работы Классно-урочная

  3. Полное описание разработки

7. Приложение Компьютерная презентация; инструктивная карточка для учащегося; проверочный тест

«Города – государства. Афины»
Пояснительная записка
Изучение истории в среднем звене школы начинается со всеобщей истории, с курса истории древнего мира, на который отводится 70 часов. Большое место в изучении древней истории отводится истории Древней Греции. Достижения античной Греции и до сегодняшних дней составляют основу мировой культуры. Поэтому в рамках данного курса уделяется большое внимание античной цивилизации: развитие хозяйственной деятельности, особенности политического устройства, вклад греков в мировую художественную культуру.

Учащиеся в 5 классе практически лишь только приступают к изучению вопросов истории, поэтому важно приобщить их к культурному наследию разных народов мира, развить интерес к изучаемому предмету. Поэтому наряду с традиционными уроками, не мало важную роль играют и нетрадиционные уроки: урок – игра, урок – путешествие; урок – эстафета; урок – соревнование и другие. Кроме того, сегодня просто необходимо в учебно-воспитательной деятельности школы использовать современные информационно-коммуникационные технологии с их преимуществами перед традиционными формами работы.

Данная разработка – это урок усвоения новых знаний представленная в форме компьютерной презентации. Все предложенные формы работы посильны для учащихся, разнообразны, интересны, способствуют изучению нового материала самостоятельно. Учитель – координатор деятельности учащихся на уроке, связующее звено. онные уроки. важно приобщить их к культурному нас

Подготовительная работа:


  • изучение литературы по теме урока;

  • просмотр электронного учебника «Всеобщая история»;

  • опережающее задание для учащихся - ознакомление с мифом о споре Афины и Посейдона»;

  • анализ отобранной информации;

  • подготовка плана урока;

  • создание компьютерной презентации « Города – государства. Афины»


Оборудование:


  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • демонстрационный экран;

  • электронный учебник «Всеобщая история»;

  • учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира», 5 класс;

  • инструктивная карта учащегося;

  • исторические источники;

  • карта «Древняя Греция».


Источники, литература:
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История древнего мира. М.: Просвещение, 1996;

Всеобщая история: от античности до наших дней. Брянск: Издательство БГПУ, 1998

История Древнего мира. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2004

Хрестоматия по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1991

Электронный учебник «Всеобщая история»

Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000


Урок по курсу «История древнего мира», 5 класс
Тема: «Города-государства. Афины»
Слайд № 1
Тип урока: урок усвоения новых знаний, компьютерная презентация
Слайд № 2
Цели урока:


  • отработка понятий: «полис», «демос», «аристократия», «ареопаг», «архонт», «эвпатриды», «метеки», «граждане», «рабы»;

  • формирование представлений о влиянии географического положения Аттики на природу и занятие ее жителей;

  • продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции;

  • показать, как в Аттике сплоченная борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства;

  • развитие у учащихся умений работы с историческими источниками, картой, учебником;

  • способствовать развитию умений анализировать, выбирать главное, составлять таблицы, схемы, выстраивать логические цепочки;

  • отработка навыков выявления причинно – следственных связей.



Оборудование:
учебник; инструктивная карта учащегося; электронный учебник «Всеобщая история»; компьютерная презентация; исторические источники, карта «Древняя Греция».
Слайд № 3
Ход урока


  1. Оргмомент




  1. Изучение нового материала


План урока


  1. Аттика к началу VIII века до н.э.

  2. Развитие хозяйства

  3. Афинский полис

  4. Законы Дракона


Изучение первого вопроса плана
Слайд № 4
Обратите внимание:

Аттика, Афины, Демос, Аристократия, Полис, Ареопаг, Архонт, Граждане, Метеки, Рабы
Слайд № 5
Задание № 1. Вспомните, на каком полуострове располагается Греция?

На какие части можно разделить территорию Древней Греции? (покажите на карте).


Нас сегодня будет интересовать Средняя Греция, Именно здесь располагается область, именуемая Аттикой.
Задание № 2. Используя карту, дайте характеристику географического положения Аттики. Для этого вспомните основные вопросы при характеристике ГП.
Слайд № 6
Характеристика географического положения

  • На каком материке, или в какой части света находится?

  • Чем омывается?

  • С чем граничит?

  • Крупнейшие реки?

  • Поверхность территории?

  • Главные города?

Дается характеристика ГП Аттики
Слайд № 7
Запись в тетрадь. Аттика – область на юго-востоке Средней Греции
Слайд № 8
Главный город Аттики – Афины.

Слайд № 9
Сообщение учащихся. Спор Афины и Посейдона
Изучение второго вопроса плана
Задание № 3. Давайте составим логическую цепочку, из слов географическое положение, занятия жителей, природные условия?

Слайд № 10
Схема
Географическое положение – природные условия – занятия жителей
Задание № 4. Прочитайте § 29 п. 1 – 2 и ответьте на вопросы:

  1. Главные занятия жителей Аттики

  2. Где применялись оливки?

Слайд № 11
Запись в тетрадь. Занятия жителей Аттики

  • земледелие: выращивание оливок и винограда;

  • скотоводство;

  • ремесло;

  • торговля.

Слайд № 12
Изучение третьего вопроса плана
Задание № 5. Просмотрите сюжет из электронного учебника «Всеобщая история» и выполните задания:

  1. Что такое полис?

  2. Составьте схему «Население Аттики»

  3. Заполните таблицу «Население Аттики»

  4. Как осуществлялось управление греческим полисом?


Слайд № 13 – 19
Источники рабства

  1. Плен

  2. Захват пиратами

  3. Должничество


Запись в тетрадь.

Полис – город-государство

Граждане - все коренные жители, чей род жил несколько поколений

Метеки - люди, прибывшие на жительство из других полисов (чужеземцы)

Рабы - неполноправные члены общества

Эвпатриды - самые знатные и богатые землевладельцы

Ареопаг - совет знати

Архонт - высшее должностное лицо, правитель

Аристократия - «Власть лучших»
Изучение четвертого вопроса плана
Задание № 6. Прочитайте документ § 29 на с. 138 и ответьте на вопросы:

1. С какой целью и в чьих интересах были проведены эти законы?

2. Подумайте, в каком смысле в наши дни можно употребить выражение «драконовские законы»?
3. Закрепление

Дайте определение терминам, обозначенным в начале урока


Слайд № 20

Проверочный тест



Слайд № 21 - 22

4. Домашнее задание

§ 29, термины



Слайд № 23



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница