Урок из цикла «Времена года»



Скачать 149.39 Kb.
Дата30.04.2016
Размер149.39 Kb.


Открытый урок
из цикла «Времена года»
(с элементами системы Сипиневых)


Зима

Цель: Пробудить в ребенке умение высказать свое видение художественного текста. Обосновать свое мнение. Научить ребят работать с планом Сипиневых для анализа художественного текста.

Задачи: Сформировать в каждом ученике внимание к авторскому слову. Помочь детям увидеть в тексте эстетически неповторимые речевые обороты. Все это поможет обогатить речь ребят.

Начало урока (текст М.Гая)

Какой бывает снег?

Заспорили пуночки, не могут решить, какой бывает снег.

«Золотой» – сказало утро и осветило морозную тундру.

«Голубой» – проговорило дневное чистое небо.

«Синий-синий» – прошептали тени старых лиственниц.

«Холодный» – крикнула утка, пряча клюв под крыло и поджимая лапку.

«Теплый» – пробормотала белая куропатка и зарылась в сугроб подремать...

«Серебряный, конечно» – уверенно произнесла луна, поднимаясь из-за сопок к звездам.

Тайгу и тундру пролетели пуночки и так и не узнали, какой же бывает снег.

Зима. Каждый воспринимает и чувствует ее по-своему, но выбросить ее из своей жизни, забыть, пройти мимо мы не можем. Это не в наших силах. Каждый год вслед за осенью неизбежно наступает зима.

Зиму, наверное, как и любое время года можно приравнять только к состоянию человеческой души.

А все мы такие разные: веселые и грустные, злые и добрые, открытые и загадочные...

Давайте же сегодня попытаемся хотя бы чуть-чуть приоткрыть завесу этой вечной тайны, которая приходит каждый год и уводит нас в чудесную зимнюю сказку.

Сегодня на уроке прозвучат стихи и проза, мы увидим картины, послушаем музыку П.И.Чайковского о зиме из его великолепного произведения «Времена года».

При подготовке к уроку я просила Вас выбрать из стихов и прозы о зиме «маленькие жемчужинки»: то, что привлекло Ваше внимание особой красотой, неповторимостью, «принадлежностью» именно зиме.

Я попрошу Вас в ходе урока фиксировать в своих тетрадях названия произведений, с которыми мы сегодня познакомимся, а для этого каждой жемчужинке сделайте обрамление.

А в конце урока у нас получится жемчужное ожерелье для зимы.

Я вместе с Вами буду собирать его на доске. Посмотрим, у кого получится лучше. Начинаем...

Я, как и Вы, тоже подобрала красивое стихотворение о зиме. Послушайте.



П.Вяземский

Царскосельский сад зимой

С улыбкою оледенелой
Сошла с небес суровых дочь,
И над землей сребристо-белой
Белеет северная ночь.

Давно ль здесь пестротою чудной


Сапфир, рубин и бирюза
Сливались с тенью изумрудной,
Чаруя жадные глаза?

Зимы покров однообразный


Везде сменил наряд цветной,
Окован сад броней алмазной
Рукой волшебницы седой.

В дому семьи осиротелой,


Куда внезапно смерть вошла,
Задернуты завесой белой
С златою рамой зеркала.

Так снежной скатертью печальной


Покрыты и объяты сном
И озеро с волной зерцальной
И луг с цветным свои ковром.

Природа в узах власти гневной,
С смертельной белизной в лице
Спит заколдованной царевной
В своем серебря
ном дворце.

(простое предложение)

Эпиграфом нашего урока я предлагаю Вам выбрать последнюю строфу из этого стихотворения.

Посмотрите, зима – заколдованная царевна, которая спит в своем серебряном дворце. Она и небес суровых дочь, и седая волшебница.

Сколько же лиц и названий имеет зима?

Приоткроем следующую страничку...

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на заборе


И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Незабвенный Пушкин (отрывок из «Евгения Онегина»)

Вступление зимы в свои права. Мы видим глазами героини обновленную первым снегом землю.

А вот уже зима становится полноправной хозяйкой.



А.С.Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,


Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекой


Сравняла с пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

Зима – волшебница, взмах палочки – и все преобразилось.

Вся картина пронизана радостью.

А вот в стихотворении А.Фета возникает другой образ. Человеческой душе приятна картина зимней ночи.

Чудная картина, как ты мне родна:
Белая равнина, полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

И.Бунин

Пустой зеленый ельник у дороги,


Глубокие пушистые снега,
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок.


Здесь елку гнул и белым зубом скреб –
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугро
б. (сугробы)

Вот снова след размеренный и редкий,


И вдруг – прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон – и ветки,
Обитые рогами на бегу.

Бунину приятна прогулка по зимнему лесу. Среди вечного сна природы поэт любуется гордым лесным зверем.

И вновь А.С.Пушкин зовет нас в зимнее поле.



В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой в часы дорожной скуки:


На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки,
Звуки песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно


Буду слушать голос твой
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой!

Какая светлая грусть, так и чудится, что видишь в окно тройки красоту зимней ночи, слышишь тихую заунывную песню ямщика и звон колокольчика под дугой.

А вот в стихотворении А.Фета «Зима» – всемирный сон, который околдовывает нас своим блеском и силой.



Есть ночи зимней блеск и сила,
Есть непоро
чная краса,
Когда под снегом опочила
Вся степь, и кровли, и леса.

Сбежали тени ночи летней,


Тревожный ропот их исчез,
Но тем всевластней, тем заметней
Огни безоблачный небес.

Как будто волею всезрящей


На этот миг ты посвящен
Глядеть в лицо природы спящей
И понимать всемирный сон.

Н.Огарев

Дорога

Тускло месяц дальной
Светит сквозь тумана
И лежит печально
Снежная поляна.

Белые с морозу


Вдоль пути рядами
Тянутся березы
С голыми сучками.

Тройка мчится лихо,


Колокольчик звонок;
Напевает тихо
Мой ямщик спросонок.

Я в кибитке валкой


Еду, да тоскую:
Скучно мне, да жалко
Сторону родную.

Настроение поэта перекликается с настроением А.С.Пушкина в стихотворении «В поле чистом серебрится...», которое мы уже прослушали. Настроение поэта – легкая грусть, которая созвучна картине зимней дороги.

Нельзя не обратиться к отрывку из поэмы Н.Некрасова «Мороз, красный нос». В котором зима представлена в образе мороза-воеводы, владыки зимнего леса, обладающего огромной силой над природой и человеком, а также обладает несметными богатствами.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели


Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,


Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет – по деревьям шагает,


Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,


Чу, ближе подходит седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой.

Забравшись на сосну большую


По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет.

Вглядись, молодица, смелее,


Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы


Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря, океаны
Построю дворцы изо льда.

Задумаю – реки большие


Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды


Недавно свободно текли
– Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро,
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.


А.П.Вяземский показал зиму в образе масленицы. В своем стихотворении он дал ей столько разных имен: русская молодка, раскрасавица-душа, белоснежная лебедка, матушка-зима.

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.

Ты живительной улыбкой,


Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствами новым
Усыпленные сердца.

З
однород. обращения
дравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!

Ты у нас краса и слава,


Наша сила и казна,
Наша бодрая забава,
Молодецкая зима!

Скоро масленицы бойкой


Закипит широкий пир,
И блинами, и настойкой
Закутит крещеный мир.

Разгулялись город, села,


Загуляли стар и млад,
Всем зима родная гостья,
Каждый масленице рад.

Я думаю, не каждый из вас хорошо знает, что такое Масленица. Давайте послушаем немного об этом празднике.

Масленица была самым раздольным и веселым праздником. В южнославянских и западнославянских странах божество зимы Морана уступало свое владычество Ладе, олицетворявшей весну. Целую неделю шло веселье. Каждый день масленичной недели имел свое имя.



I день «Встреча честной масленицы, широкой боярыни». Дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, с песнями, причитаниями. Сбегая с гор, кричали: «Приехала масленица, приехала масленица!» Встреча заканчивалась кулачными боями. К первому дню масленицы устраивались общественные игры, качели, вислые и круглые балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Не ходить на этот праздник значило в старину жить в горькой беде, лежать калекой без ног или быть дряхлым стариком.

Богатые люди с понедельника начинали печь блины.

Приготовление блинов было большим искусством, а рецепты хранились втайне.

Тещи приходили к зятьям в дом поучить своих дочек печь блины.



Масленица – кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
С блинцами, с каравайцами,
С вареничками!


Масленица – блиноеда,
Масленица – жироеда,
Масленица – обируха,
Масленица – обмануха,


До поста довела,
Всю еду взяла,
Дала редьки хвост
На великий пост!


Мы его поели –
Брюха заболели…


II день масленицы (вторник) – заигрыши. С утра приглашали девиц и молодцов поесть блинов и покататься на горах, что устраивали во дворах. Матушки посылали «позываток» дочек и сынов по родным и знакомым с наказом: «У нас горы готовы, блины испечены – просим пожаловать». «Позываток» встречали с почетом и приветом и отпускали с наказом «кланяться хозяину и хозяйке с детками».

Среда III день – лакомки. Тещи приглашали своих зятьев к блинам, а чтобы позабавить любимого зятя, созывали всю родню, пекли блины, оладьи, творожники.

Четверг (IV день) – «разгуляй-четверок». Вершина праздника отмечалась взятием снежных городков. Деревенские молодцы выступали за осаждаемых и осажденных (пешие и конные). Такая игра в войну доставляла нашим предкам особое удовольствие.

В деревнях на широкий четверг составляли «потешный поезд» (без лошадей, ряженые, впереди всех дети).

Кулачные бои начинались с утра и продолжались до вечера.

V день (пятница) – тещин вечер: в это день зятья ходили к тещам в гости.

Суббота (VI день) – «заловкины посиделки» – посещение родных.

На «тещины вечерки» зятья угощали своих тещ блинами. Приглашения были почетными – со всей родней к обеду или на ужин. (Зять был обязан лично пригласить тещу, а потом утром прислать к ней нарядных «зватых», чем больше «зватых», тем почетнее.)



Воскресенье (VII день) – «прощеный день». Прощались с масленицей, с сытым празднованием. Просили у родных и знакомых прощение за нанесенные обиды. Ездили одаривать кума с кумой, приходили к старшему в роду, бедные – к богатым. Прощение звучало так: «Прости меня, пожалуй, буде чем виноват пред тобой!» (поцелуй и низкий поклон).

Дети просили прощение у родителей перед сном и, высказав, что на душе лежало, принимались за песни да пляски.

О русской масленице в народе сохранилось много поговорок. Среди них и такие: «Не все коту масленица». «Масленица 7 дней гуляет». «Милости просим к нам об масленице со своим добром, с честным животом», «Выпили вино об масленице, а с похмелья ломало после радуницы».

В любое время года всегда нам хочется, чтобы рядом были родные, любимые люди, а в душе чтобы царили покой и счастье.

Великолепное стихотворение Пушкина «Зимнее утро».

Мороз и солнце, день чудесный,


Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись,
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,


На мутном небе мгла носилась.
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.
И ты печальная сидела.
А нынче – погляди в окно:

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском


Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь, не велеть ли в санки
Кобылу бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,


Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня,
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Стихотворение как бы впускает нас в милый душевный уют поэта. Хотя оно построено по принципу антитезы.

Мороз и солнце







Вьюга, печаль, мгла




Покой зимней природы, счастье, игра ярких красок, блеск, бодрость, милые мечты

А какие жемчужинки подарит нам проза? Что покорило ваши сердца? Давайте послушаем.

М.Пришвин

«Деревья в снегу»

Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот снег не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до земли и стали кружевными арками.

Так вот и у деревьев, как у людей; ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза – плачет.

В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится. «Отчего, – думаешь, – они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?»

И когда полетит снег, то кажется, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.

Какая красота в этом отрывке, тихий разговор с лесом, любование зимним пейзажем, и вместе с тем – вокруг все живое.

К.Д.Ушинский
«Четыре желания». «Зима» (отрывки)

Почтовая тройка весело бежит, побрякивая колокольчиком; даже деревенская кляча – и та зимой прибавляет шагу. Сани легко, со скрипом скользят по снегу.

В
кр. прил.
есело зимой, особенно когда солнышко светит ярко, на снежных полях блестят миллионы искр, а деревья точно убраны дорогим хрусталем.

Но не всегда же зимой светлые дни, бывают и метели. Когда подымается вьюга, то сильный ветер несет хлопья снега, и, свистя и завывая, крутит его в воздухе.

В иную метель, как говорится, зги не видно. Как отрадно в такую погоду добраться до деревни.

В такой холод, говорят, даже птицы замерзают в воздухе и падают на землю.

Зиму, в которой много бывает сильных морозов, крестьяне зовут лютой, т.е. очень злой.

Какая она разная зима: и веселая, и лютая.

И.Соколов-Микитов
«Русский лес»

Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день войдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет, да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыпется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка.



Высокие вершины елей унизаны ожерельем еловых шишек. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется Вам вся чудесная красота спящего зимнего леса.

Читая строчки М.Пришвина, И.Солова-Микитова, Ушинского, так ясно представляешь все это перед глазами, что кажется, взял бы кисточку в руки, взмах – и картина готова!

Коровин К.А. «Зима» (картина).

Каждый художник пересказывает на холсте разговоры, которые ему больше всего по душе.

Рядом с «Февральской лазурью» зима у Константина Алексеевича Коровина – тихая, вроде бы и неприметная. Хмурый, пасмурный денек на исходе. Приближаются сумерки. В сероватом, даже едва сиреневом воздухе сливаются белый померкший снег и белое померкшее небо.

Пейзаж Коровина нигде не звучит краской: серый сруб избы, серые доски забора, серые деревья с обнаженными ветвями. Смотришь на засыпанный глубоким снегом двор, на поле за воротами, на мутно-темнеющий вдали лес – и кажется, весь мир окутан этим низким небом, мягким снегом, густеющими сумерками.



И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» (картина).

Чудо – какую яркую, радостную зиму написал Игорь Эммануилович Грабарь! У Левитана – праздник осени, у Грабаря – зимний праздник.

И снова – березы. Снова – горят, сверкают чистой белизной ветвей, в гуще которых густо синеет небо. Как много красок нужно, чтобы передать сверкающий на солнце снег! Попробуй одной белой – и правда, выйдет тускло, мертво. Нет, тут надо взять и голубую, и синюю, и фиолетовую, и розовую.

Грабарь назвал картину «Февральская лазурь». Лазурь – это светло-синий, в старину говорили яркий и густой небесный цвет. Сверкающий снег, белизна берез заметнее рядом с яркой синевой неба. И при этом художник-пейзажист постоянно беседует с природой и красками записывает то, что рассказали ему вода, деревья, небо, ветер, снег, трава.



Каждый день он слышит от них что-нибудь новое, потому что ни зимой, ни летом, ни весной, ни осенью не бывает двух одинаковых дней.

В.И.Суриков «Взятие снежного городка» (картина).

А на картине Василия Ивановича Сурикова – лихая народная игра. Ею тешились земляки художника – сибиряки. Искусные умельцы возводили стены, строили городок из льда и снега.

Защитники городка с хворостинами, метлами, трещетками окружали стены.

Нападающие, верхом на конях, располагались в стороне.

По сигналу нападающие шли на приступ.

Кони от громких звуков поворачивали прочь от крепости, но всадники снова бросали их в атаку. Битва кончалась, когда кто-нибудь из верховых пробивался сквозь ряды защитников, сокрушал стену и врывался в городок.

Картина у Сурикова бодрая, веселая, звонкая. Снег искрится, переливается. Люди в толпе нарядные. Как много здесь разных красок – красная, синяя, желтая, зеленая, черная, белая. Краски голосистые. Кажется, мы слышим смех, говор, веселый шум толпы.

Сколько нового вы сегодня узнали о зиме, и, я надеюсь, еще больше полюбили это время года.

А в конце урока я Вам предлагаю анализ отрывка из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Дома мы с Вами готовились, давайте посмотрим, что же из этого получилось…



Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,


Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на_лед,
Скользит и падает, веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

(Сначала идет работа с орфографией на доске.)

В словарях запись:

Лоно (вод) – ср. на лоне природы – на открытом воздухе.

Паркет – настил на полу из дощечек, уложенных так, что они образуют какой-либо узор.



А теперь, пользуясь системой Сипиневых, посмотрим как в этом отрывке работает авторское слово.

Свет в отрывке: Скорее всего это морозный, но ясный день (раз речка блистает, то, возможно, светит солнце). Все видно отчетливо. Краски свежие, яркие, ослепительные. Свет дня (даже если нет солнца).

Цвет.

Речка голубоватая, белый снег, зелень елей на берегу реки. Мальчишки в ярких штанах, куртках, шапках. Розовые щеки, блеск глаз, гусь – белый, с яркими красными лапками (контраст). Снег – чистый, белый, ослепительный, он освежает собой яркие краски отступившей осени.

Снег может быть даже искрится, переливается на солнце.

Предметы мира.

Неширокая речка, покрытая льдом. На берегу – зеленые ели. Небо чистое. На речке – катание детей на коньках, возня, дети падают, смеются. Смешной гусь подходит к речке, дети смеются над ним.



Температура.

Скорее всего это морозный, но не очень холодный день, т.к. легкий морозец не пугает веселых ребятишек, ветра скорее всего нет, т.к. снег мелькает и вьется.



Звуки.

Голоса, смех, крики детей. Звук режущих лед коньков, шлепки падающих на лед ребятишек.



Запахи (осязание, обоняние).

Запах мороза, утра, свежести, еловых деревьев, растущих рядом с рекой, запах первого снега.



Лирический герой (движение его мыслей).

Это и зритель, и участник. В своих воспоминаниях он и вне стихотворения, и в нем одновременно.

Поэт радуется забавам детворы, может быть, даже грустит, что сам не может присоединиться к ним. Но эта грусть светла.

Это стихотворение показывает и чудесную картину природы, и радости зимних забав. И легкую грусть поэта оттого, что ребенку более близок и естественен мир окружающей его природы.



Взрослому человеку недоступно то, что близко и подвластно ребенку.

Это пейзажная лирика с элементами философского размышления. Этот отрывок, наверное, очень близок Вам, т.к. все вы пребываете в прекрасной стране – ДЕТСТВО.

И мне хочется, чтобы зима для Вас навсегда сохранила прелесть загадки, запах тайны, ожидание Нового года, а значит и новых надежд. Исполнения всех Ваших желаний, елку и запах мандаринов в свежем морозном воздухе.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница