Урок с применением информационных технологий Тема урока:



Скачать 69.75 Kb.
Дата01.05.2016
Размер69.75 Kb.

Урок с применением информационных технологий

Тема урока: « Насекомые»



Цели урока: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала о внешнем строении и образе жизни насекомых. Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний при выполнении лабораторной работы «Внешнее строение насекомых». Расширить и углубить представление о типе членистоногих путем изучения строения насекомых, их приспособленностью к среде обитания. Продолжить формирование умений и навыков, учащихся работе на компьютере, развивать речь учащихся, учить детей анализировать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: коллекция насекомых, презентация урока.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Ход урока:
Ребята, по сравнению с другими уроками наш сегодняшний урок необычный, на нем много гостей, но я надеюсь, что вы будете работать в том темпе, и покажите знания лучше, чем обычно.

-Что мы изучали на прошлом уроке?

Проверим ваши знания.

  1. Работа у доски . Просистематизировать данное животное – клещ таежный.

Вид – клещ таежный


Род – клещ

Семейство – иксодовые или кровососущие

Отряд – клещи

Класс – паукообразные

Тип – членистоногие

Подтип – беспозвоночные

Царство – животные.

(один ученик систематизирует в тетради)

  1. Работа учащихся по разноуровневым карточкам.


Карточка №1.
Какова роль ракообразных в природе и жизни человека?
Карточка №2.

К каким отрядам относятся изображенные животные? (каракурт, таежный клещ, скорпион).
Карточка №3.

-Как используется паутина в жизни пауков?

- Чем объяснить тот факт, что средняя численность пауков скакунов, живущих в Гималаях на высоте до 6000 м., не меняется, хотя там не встречаются ни растения, ни другие виды животных, годных паукам в пищу?



  1. Тестовое задание.




  1. Паукообразные – обитатели суши, они дышат:

А – атмосферным кислородом

Б – растворенным в воде кислородом

В – только с помощью легких

Г – при помощи легких и трахей.


  1. Для всех паукообразных характерны :

А - 5 пар ног и две пары усиков

Б – 4 пары ног и ни одной пары усиков

В – тело разделено на головогрудь и брюшко

Г – Тело разделено на голову, грудь и брюшко.
3. Пауки – хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется:

А – в желудке

Б – вне организма

В – в кишечнике

Г – в пищеводе.


  1. Клещ является:

А – переносчиком возбудителя энцефалита

Б – возбудителем энцефалита

В – вредителем культурных растений

Г – возбудителем малярии.


  1. Таежные клещи по характеру питания являются:

А – хищниками

Б - паразитами

В – растительноядными


Г – сапрофитами.


  1. К паукообразным относятся:

А – дафнии

Б – клещи

В – пауки

Г – все членистоногие.


  1. Клещей можно отличить от пауков по следующим признакам:

А – все членики тела срастаются между собой

Б – тело состоит из головогруди и брюшка

В – имеют 8 ног

Г – усики отсутствуют.


  1. В чем особенность внешнего строения членистоногих?

( один ученик рассказывает, все остальные внимательно слушают и после его ответа рецензируют ответ)

А теперь поработаем всем классом с сигнальными карточками.

Цифра 1 – признаки паукообразных

2 – ракообразных.



Слайд 1.

  1. Обитатели соленой и пресной воды, а также суши - 1

  2. Ткут ловчие сети –1

  3. Дышат только атмосферным воздухом – 1

  4. Максимальная масса представителей этого класса 20 кг. – 2

  5. Наружный покров этих животных пропитан хитином – 1,2

  6. Известно 62 тыс. видов - 1

  7. Имеют фасеточные глаза – 2

  8. Тело состоит из головогруди и брюшка – 2

  9. Пищеварение происходит вне организма – 1

  10. Для представителей этого класса характерно явление партеногенез –1.


Проверка выполнения систематизации, карточек, тестов.

Новый материал.

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению класса Насекомые – новой группы членистоногих. Откройте тетради, запишите тему урока «Класс насекомые»



Слайд 2.

Тема урока: «Класс насекомые».


Задачи:

  1. Изучить внешнее строение насекомых и их приспособленность к среде обитания

  2. Сравнить изученные классы членистоногих

  3. Выполнить лабораторную работу «Внешнее строение насекомых»

Ребята, обратимся к эпиграфу нашего урока « Человека издавна восхищают не только бабочки, но и легионы других жужжащих, звенящих, скачущих насекомых. Мы живем с этими созданиями на одной планете, но многое в их жизни для нас до сих пор остается для нас загадкой»

Уильям Спенс.

В конце урока мы возвратимся к нему еще раз и докажем правдивость этих слов.
Какие внешние признаки позволяют отнести насекомых к членистоногим?

Насекомые всюду сопровождали человека – они живут в его доме, нападают на него, прокалывая ему кожу, поедают его пищу и одежду, спорят с ним за урожай с полей или просто пляшущими пылинками кружатся над ним в летнем воздухе. Предположительно существует 2 – 3 миллиона видов насекомых, почти 70% от общего числа животных нашей планеты. Если сравнить число звезд в нашей Галактике и с количеством насекомых, то насекомых будет значительно больше.



В чем своеобразие этого класса? Посмотрите на коллекции.

(3 пары ног, есть крылья).

Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка.

Слайд 3. Внешнее строение насекомых.

На голове насекомых находятся ротовые органы, фасеточные глаза и органы чувств.



Слайд 4 .Ротовые органы насекомых

Слайд 5. Органы обоняния

Слайд 6. Фасеточные глаза насекомых.

Грудь жука состоит из 3 члеников, каждый из которых несет по паре ног. На среднем и заднем членике находятся крылья.

Насекомые отличные бегуны, прыгуны, летуны, землекопы и другие специалисты. Об этом свидетельствует строение их конечностей.

Слайд 7.Конечности насекомых.
Определите представленные вам конечности.
Брюшко насекомых состоит из члеников. На каждом членике брюшка находятся маленькие отверстия – дыхальца, через которые жук поглощает атмосферный воздух.
Пауки – обитатели наземной среды, ракообразные - в основном водной, а насекомые? Где вы встречали насекомых?
Слайд 8 . Среды обитания (водная, наземная, воздушная, почвенная)
Чем могут питаться насекомые?

Слайд 9.

Ротовые аппараты.

Насекомые – существа удивительные. Органы слуха могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. Орган вкуса у бабочек и мух на передних конечностях. Насекомые видят ультрафиолетовые лучи, слышат ультразвуки. Пчела за несколько километров разыскивает по запаху медоносное растение.

У насекомых температура тела равна температуре окружающей среды. Стоит потянуть холодку, их движения делаются вялыми. Еще ниже температура – они засыпают . А в теплый летний день их мышцы могут сокращаться с удивительной быстротой. Со скоростью поезда летят бабочки – бражники, как пули мчатся жуки – златки.

Среди насекомых есть насекомые одиночки, а есть и общественные насекомые пчела, муравей, термит. Число особей их различно, так в одном улье живут одновременно80 тыс. особей, а в одном муравейнике –600 тыс, в одном термитнике – 3 млн.



Посмотрите на жизнь муравьев и ответьте на вопрос, почему их называют общественными?

Слайд 10 Муравьи

Развитие насекомых может быть с превращением и без него

86% всех насекомых развивается с превращением

Слайд 11.Развитие насекомых с превращением.

Слайд 12.Развитие насекомых без превращения.
Используя текст п. 15 выделите признаки, которые я не упомянула в своем объяснении.


Физкультминутка.

Приподнимитесь. Вытянуть обе руки перед собой, разогнуть их в суставе, взгляд фиксировать на ногте среднего пальца, перевести руку влево так, чтобы она составила с левым плечом одну линию, одновременно сопровождая ноготь взглядом, при этом, не поворачивая головы. Повторите это упражнение 3 раза.

Закройте глаза. Погладьте слегка подушечками пальцев, сделайте несколько быстрых мигательных движений.
А сейчас мы выполним с вами лабораторную работу. По окончании работы вы должны ответить на такие вопросы:

Слайд 13.

Какие признаки во внешнем строении таракана позволяют отнести его к насекомым?
При изучении материала мы не единожды убеждались в том, что насекомые – удивительные существа. Подтверждение этому ваши мини – сообщения.

На дом: п. 16. Подготовить сообщение об особенностях

Первая пара – тараканов

Вторая пара – кузнечиков

Третья пара – саранчи

Четвертая пара – медведке

Пятая пара – уховертке.
Итог урока. Оценки.

Этапы урока


Оценка

1. Проверка домашнего задания




2.Новый материал




3.Выполнение лабораторной работы




4.Вклад в подготовку мини-сообщений




Итоговая оценка: ______
нужно









неинтересно интересно



-5 –4 –3 –2 –1 0 1 2 3 4 5











База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница