Урока Предмет : русский язык Класс : 3а учитель : Урасимова Любовь Николаевна Тема урока : «Падеж имен существительных. Косвенные падежи» Тип урока : открытие знаний и способов действий умк



Скачать 79.83 Kb.
Дата20.05.2016
Размер79.83 Kb.
Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3А Учитель: Урасимова Любовь Николаевна

Тема урока: «Падеж имен существительных. Косвенные падежи»

Тип урока: открытие знаний и способов действий

УМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 класс

Образовательная цель: способствовать ознакомлению с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении.

Планируемые результаты(предметные): применяют орфографические правила; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, член предложения.

Личностные результаты: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают умение преодолевать трудности; выражают желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в учебном тексте; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят необходимые коррективы в действия.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение.
Сценарий урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация и самоопределение к деятельности

Я приглашаю вас на урок русского языка.

Сегодня мы работаем под девизом «Мудрым никто не родился, а научился».

Мы продолжаем знакомиться с тайнами русского языка.


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Чистописание

Достань слова из колодца.

Запиши слова по памяти. Найди лишнее слово: определение, дополнение, падеж, сказуемое, подлежащее. Какая орфограмма в этом слове? Подбери проверочное. На какие группы можно разделить остальные слова?


Выполняют работу

Называют лишнее слово падеж.

2 группы: главные и второстепенные члены предложения.


Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков.


3.Постановка учебной задачи и составление плана урока

Какую часть речи мы изучаем?

Работа с волшебной палочкой «Точная мысль»

Сформулируйте тему урока от лишнего слова в чистописании.

Чему мы будем учиться? Выводим цели урока.

Познакомиться с….

Учиться …

Развивать…



Составление плана действий (картинный план на магнитной доске)

  1. Падежи в русском языке

  2. Составление таблицы падежей

  3. Алгоритм «Как определить падеж имени существительного»

  4. Применение знаний на практике

Задают вопросы об имени существительном и передают волшебную палочку.

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи.

Принимают участие в составлении плана.


Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


4.Усвоение новых знаний

Физминутка


  1. Падежи в русском языке.

Прочитайте еще раз тему урока.

1.Работа по учебнику с. 10 №1

Есть ли слова, которые вы употребили несколько раз?

Все ли слова из справок вы использовали?

Почему на месте пропусков необходимы определенные формы слова «река»?

Проверка по слайду.



Вывод. Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они должны употребляться в определенной форме, нужном падеже.

2.Сказка о падежах по слайдам



  1. Составление таблицы падежей.

Каждая группа получила стихотворение об одном падеже. Задание на слайде: прочитать стихотворение,

узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы,

найти слова- подсказки для облегчения определения падежа существительного.

Проверка у доски по слайдам.

1 группа.

На какие вопросы отвечает существительное в им. падеже? Почему этих вопросов 2? Каким членом предложения бывает в им. п.? Какое вспомогательное слово? Употребляется ли с предлогами? И т.д.

(на слайде постепенно появляется таблица падежей)



  • В каком падеже имя сущ. может являться подлежащим?

Все остальные падежи называются косвенными и сущ. в косвенных падежах являются второстепенными членами предложения.

Значение слова Косвенный по словарю Ушакова:
КОСВЕННЫЙ 
косвенная, косвенное (книжн.).

1. непрямой, идущий в косом направлении. 

2.Осуществляемый окольными путями, не непосредственно; непрямой. 

3. Второстепенный, побочный.

Косвенные падежи (грам.) - падежи, кроме именительного

Физминутка

Попробуем заучить падежи с вопросами, используя движения. Правая сторона – вопросы к одушевленным предметам, левая – к неодушевленным.



  1. Алгоритм «Как определить падеж имени существительного»

А как же определить падеж имени сущ. в предложении?

Составим алгоритм, расставьте номера, в каком порядке надо выполнять действия. (на партах карточки с алгоритмами, в которых перепутан порядок действий)



  1. Найди в предложении слово, к которому относится имя существительное.

  2. Задай падежный вопрос от этого слова к имени существительному.

  3. По падежному вопросу и окончанию определи падеж. Для проверки подбери вспомогательное слово.

Работают самостоятельно над упражнением.

Делают вывод.

Подтверждают свое мнение правилом учебника на с. 10

Самооценка.

Слушают сказку о падежах.

Работа в группах.

Чтение стихов, выполнение задания.

Представители каждой группы выходят к доске и рассказывают о падеже по вопросам.

Знакомятся со словом косвенный, читают словарную статью.

Выполняют движения с названиями падежей и вопросами, используя таблицу.

Работа в парах. Расставление порядковых номеров в алгоритме.


Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

участие в диалоге, в общей беседе; выполнение принятых правил речевого поведения.

Познавательные: поиск и выделение информации; составление целого из частей;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения;

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение.

Регулятивные:

умение контролировать свою деятельность;

 фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; умение соотносить свои знания,  определять проблему.


5.Закрепление знаний и способов действий.

4. Применение знаний на практике

1.Работа с предложением:



За окном кружатся лёгкие снежинки.

Определить по алгоритму падеж выделенного существительного.

2.А теперь возвращаемся к предложениям, записанным в начале урока. Определите падеж существительных река, выделить окончания. (упр.1). Коллективная работа по слайду.


Определяют падеж по алгоритму.

Определяют падеж, записывают в тетрадь и выделяют окончания.




Личностные:

самооценка и адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности




6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подводим итоги урока.

1.Заполнить пропуски в таблице падежей, используя полученные знания. (у каждого на парте таблица падежей с пропущенными вопросами)

2.Распределить слова река по падежам на магнитной доске.

3.Игра «словотоки»:

В русском языке … 6 падежей.

Все падежи, кроме именительного, … называются косвенными.

Каждый падеж имеет два вопроса,…потому что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

Имя существительное является в предложении подлежащим … в именительном падеже.

4. Оцените свою работу на уроке, выбрав лицо с грустным, спокойным или радостным настроением.


Один ученик работает у магнитной доски, расставляя вопросы по падежам.

Другой ученик расставляет формы слова река по падежам. Делают выводы.

Читают часть предложения, находят его продолжение.

Выбирают нужную карточку.



Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка и адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.



Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.


7.Домашнее зад.

Выучить названия падежей с вопросами.

Слушают задание





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница