Уроках биологии раздела



Скачать 465.67 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2016
Размер465.67 Kb.
  1   2   3

На правах рукописи


Жарикова Наталия Викторовна




МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ РАЗДЕЛА «ЖИВОТНЫЕ»


13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания

(биология, уровень общего образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Астрахань - 2008

Работа выполнена в Томском государственном педагогическом университете

Научный руководитель: доктор биологических наук,

старший научный сотрудник

Долгин Владимир Николаевич


Официальные оппоненты:

доктор биологических наук,

профессор

Теплый Давид Львович
доктор педагогических наук,

доцент


Смирнова Нелли Захаровна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Томский государственный университет»

Защита состоится 5 декабря 2008 года в 12 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.05 в Астраханском государственном педагогическом университете по адресу: 414000, г. Астрахань, пл. Шаумяна, 1, ауд.101.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АГУ.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Кенжалиева С.З.
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Современная российская школа согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» претерпевает существенные изменение в структуре и содержании образования. Основной целью этих изменений является обновление школы, обеспечивающее создание оптимальных условий для всестороннего развития личности с новым сознанием, с уровнем образования, отвечающим, с одной стороны, интересам, склонностям и запросам учащегося, а с другой – общекультурным нормам, общечеловеческим идеалам.

Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни - такова подлинная цель современного образования, отвечающая современным социальным ориентирам.

Гуманистическая парадигма современного образования вызывает необходимость личностно ориентированного обучения, направленного на стимулирование и развитие творческих и познавательных интересов, потребностей, наклонностей учеников.

Педагогический процесс в этих условиях с учетом идей личностно ориентированного образования должен быть направлен на ученика как на личность с ее индивидуальным развитием и проявлением способностей. Особенно важно такое обучение для подростков, развитие которых помимо традиционной компоненты учебной деятельности (гносеологической, проектировочной, конструктивной, коммуникативной и организаторской) дополняется самоуправлением своей деятельностью на рефлексивной основе, которое включает стадии самосознания, самоопределения, самовыражения, самоуважения, самореализации, саморегуляции.

Успешность обучения подростков также во многом зависит от мотивации обучения, от личностного смысла, которое оно для него имеет. Личностно ориентированная дидактика основана на обеспечении индивидуального поиска ученика, заинтересованного в том, чтобы получить ответ на вопрос, который сам поставил. Собственный вопрос, личностное понимание и непонимание изучаемого вопроса - вот что лежит в основе учебы.

В государственном стандарте среди основных целей изучения биологии на базовом уровне одно из важнейших мест занимает развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Однако в реальной школьной жизни учителям приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует ему. Это объясняется тем, что при изучении биологии в массовой российской школе уделяется мало внимания решению учебно-познавательных проблем, и, прежде всего, начальному этапу - созданию проблемной ситуации, которая является мотивирующим компонентом проблемного обучения. В контексте личностно ориентированного обучения проблемная ситуация должна быть отстроена школьниками как собственная, осмысленная в ходе учебной деятельности, имеющая личностную значимость.

Необходимость образования, ориентированного на личность, обоснована в работах А.Н. Алексеева, В.В. Серикова, И.С. Якиманской, А.В. Хуторского и др. Основные идеи личностно ориентированного обучения, его личностно-развивающие функции получили развитие в трудах Н.И. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Николиной, В.В. Серикова, Л.Н. Сухоруковой, Г.И. Щукиной, А.П. Тряпициной и других исследователей.

Вопросами проблемного обучения занимался широкий круг психологов, педагогов и методистов. Психологическая концепция проблемного обучения была выдвинута С.Л. Рубинштейном и развита А.М. Матюшкиным, Н.А.Менчинской, Д.Н. Богоявленским. В дидактике этими вопросами глубоко занимался М.Н. Скаткин. Много внимания идеям проблемного обучения уделяется в исследованиях М.И. Махмутова, В. Оконя, И.Я. Лернера, Т.В. Кудрявцева, Д.В. Вилькеева, Ю.К. Бабанского, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. В области теории и методики обучения биологии проблемные методики разрабатывались Л.В. Ребровой, Г.М. Муртазиным, А.Н. Мягковой, И.Д. Зверевым, Л.Н. Орловой, О.Ю. Трифоновой, В.Н. Сименцовой, А.В. Кулевым, Г.В. Татарниковым, Е.П. Бруновт, Г.С. Нога. В методических разработках А.И. Завьялова, А.И. Никишова, А.В. Теремова, посвященных процессу создания проблемных ситуаций на уроках биологии раздела «Животные», авторы предлагают для решения учащимся проблемные вопросы и задачи. В работах В.Н. Сименцовой предлагается системное создание проблемных ситуаций на уроках биологии, личностно значимых для учащихся.

Вместе с тем во всех этих исследованиях нет описания способов, благодаря которым осуществляется восприятие проблемной ситуации учениками как личностно-значимой, что не способствует активному включению большинства учащихся в процесс решения учебных проблем. Отсутствуют наработки по эмоциональному включению учащихся в проблемную ситуацию, обеспечивающему формирование положительной мотивации к проблемной деятельности. Не сконструирована система по разработке и использованию личностно-значимых проблемных ситуаций на уроках биологии, которая позволяет осуществить развитие положительной мотивации к проблемной деятельности в стойкий познавательный интерес не только к учебной деятельности, но и к предмету «Биология» в целом.

В настоящее время в теории и практике обучения биологии в средней школе сложились противоречия между социальной необходимостью обеспечения современного качества образования на основе развития творческого потенциала школьника, его познавательных и личностных возможностей и способностей и ограниченными возможностями традиционной классно-урочной системы для решения этой задачи; между широкими возможностями для организации проблемного обучения на уроках биологии и недостаточным его использованием в практике школы; между высоким потенциалом учебного биологического содержания для развития познавательного интереса учеников и отсутствием разнообразных способов создания проблемных ситуаций, обеспечивающих принятие учащимися проблемной ситуации как личностно значимой, благодаря которым возможно повышение интереса школьников к проблемной деятельности и предмету «Биология» в целом. Названные противоречия определили проблему исследования, которая состоит в объективной необходимости научного обоснования и конструирования методики разработки и использования личностно–значимых проблемных ситуаций, повышающих познавательный интерес школьников к биологии.



Цель исследования: научно обосновать и сконструировать методику разработки и использования личностно–значимых проблемных ситуаций, повышающих познавательный интерес школьников.

Объект исследования: процесс обучения учащихся биологии в разделе «Животные» в основной школе.

Предмет исследования: методика разработки и использования проблемных ситуаций, обеспечивающих включение школьников в проблемную деятельность на уроках биологии.
Гипотеза исследования: В процессе проблемного обучения биологии у школьников формируется устойчивый познавательный интерес к биологии и мотивация к проблемной деятельности, если:

- на уроках систематически создаются личностно–значимые проблемные ситуации;

- определена структура проблемных ситуаций, обеспечивающая эмоциональное включение учащегося в проблемную деятельность;

- соблюдаются определенные психолого-педагогические условия для эффективного перевода проблемной ситуации в личностно-значимую для ученика;

- разработаны способы создания личностно-значимых проблемных ситуаций для преобразования учащимися информации, которую предлагает учитель, в личные смыслы, определенным образом организована деятельность учащихся на уроке.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы исследования в общепедагогической, психологической, методической литературе и в практике школы, выявить значение проблемного обучения в современном школьном биологическом образовании.

2. На основе анализа современного состояния проблемного обучения в теории и практике биологического образования уточнить дефиниции основных категорий проводимого исследования.

3. Определить психолого-педагогические основы создания личностно-значимых проблемных ситуаций (структура, условия, этапы).

4. Выявить специфику использования проблемного обучения в школьном биологическом образовании, а также возможности использования личностно–значимых проблемных ситуаций на уроках раздела «Животные».

5. Разработать концептуальные основы разработки и использования личностно–значимых проблемных ситуаций при изучении раздела «Животные».

6. Разработать экспериментальную методику использования личностно–значимых проблемных ситуаций на уроках биологии раздела «Животные» и провести проверку эффективности предлагаемой методики в условиях педагогического эксперимента.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы:

- теоретические: анализ исследуемой проблемы, обобщение педагогического опыта активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, анализ психолого-педагогической и методической литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, нормативных документов и учебно-программной документации;

- экспериментальные: наблюдение (педагогическое и документальное) анкетирование, тестирование, беседа, статистическая обработка результатов исследования.



Методолого-теоретическими основами исследования являются положения теории формирования и развития личности (Н.А. Алексеев, Л.И. Божович, Н.А.Данилов, Л.В. Занков, В.А. Сухомлинский, Д.Е. Эльконин и др.), теории познания, теории деятельности, теории развития личности в обучении (А.Г. Асмолов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Ф. Каптерев, И.Б. Котова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, С.Т. Шацкий, Е.Н. Шиянов и др.); концепция личностно ориентированного образования (С.В. Алексеев, Е.В. Бондаревская, М.В. Богуславский, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, Е.И. Казакова, О.Е. Лебедев, Т.В. Машарова, В.В. Сериков,, И.С. Якиманская, А.П. Тряпицина и др.); общая теория познавательного интереса (М.А. Данилов, Б.П.Есипов, Я.А. Каменский, К.Д.Ушинский, А.Дисверг, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, А.А. Бодалев, В.Г. Асеев, Д.И. Трайтак), теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, В. Оконь, И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев, Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, И.С. Якиманская, Н.Ф. Талызина), дидактические и методические основы содержания и процесса обучения биологии (Н.Д. Андреева, Н.М. Верзилин, Б.Д. Комиссаров, В.М. Корсунская, А.Н. Мягкова, В.В. Пасечник, И.Н. Пономарева, Б.Е. Райков, Д.И. Трайтак и др.), использование проблемного обучения на уроках биологии (Л.В. Реброва, Г.М. Муртазин, А.Н. Мягкова, И.Д. Зверев, Л.Н.Орлова, О.Ю. Трифонова, В.Н. Сименцова, А.В. Кулев, Г.В. Татарников, Е.П. Бруновт, Г.С. Нога и др.).

Исследование проводилось в 2000 – 2008 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (2000 – 2002 гг.) было изучено состояние проблемы проблемного обучения в педагогической, психологической, методической литературе; выявлены проблемы использования проблемного обучения при преподавании раздела «Животные» в школьной практике; проведён сравнительно-сопоставительный анализ учебно-программной документации по биологии; сформулированы теоретические позиции и разработана методика исследования.

На втором этапе (2003 – 2007 гг.) были определены и обоснованы теоретические и методические основы разработки и использования личностно-значимых проблемных ситуаций; разработана методика использования проблемных ситуаций на уроках биологии раздел «Животные»; проверена её эффективность в условиях педагогического эксперимента.

На третьем этапе (2007 – 2008 гг.) проведена апробация предложенной методики разработки и использования проблемных ситуаций на уроках биологии раздела «Животные», систематизированы и оформлены результаты теоретического и экспериментального исследования, сформулированы выводы, оформлен текст диссертации.
Научная новизна:

- уточнена дефиниция понятия «проблемное обучение» - это образовательный процесс, в котором совместная деятельность учителя и учеников направлена на создание проблемных ситуаций и решение учебных проблем и обеспечивает развитие познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности;

- сформулировано понятие личностно–значимой проблемной ситуации, под которой понимается ситуация эмоционального включения учащегося в проблемную деятельность, учитывающая интересы ученика, его желания, потребности, возможности и проявляющаяся в наличии у него проблемных вопросов;

- выявлены психолого-педагогические и методические основы разработки и использования личностно–значимых проблемных ситуаций (специфические черты, структура, условия, способы);

- научно обоснована и сконструирована методика разработки и использования личностно-значимых проблемных ситуаций на уроках биологии раздела «Животные»;

- установлено положительное влияние экспериментальной методики на развитие познавательного интереса учащихся к биологии и мотивации к проблемной деятельности.



Теоретическая значимость:

- разработаны способы создания личностно–значимых проблемных ситуаций на уроках биологии, основанные на активизации эмоциональной сферы личности школьника;

- описан механизм перехода учебной проблемной ситуации в личностно-значимую для учащихся;

- разработаны способы рефлексии, позволяющие учащимся присваивать опыт проблемной деятельности.



Практическая значимость:

Разработано методическое пособие для учителей биологии по использованию способов стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках биологии; проведено тематическое планирование раздела «Животные», включающее в уроки биологии систематическое использование личностно–значимых проблемных ситуаций для поэтапного развития у школьников способностей к проблемному действию; предложено содержание уроков биологии с использованием новых способов создания проблемных ситуаций.



Результаты исследования внедрены в практику образовательного процесса биологии общеобразовательных школ. Материалы диссертации используются при повышении квалификации учителей биологии г. Томска и Томской области, а также при подготовке студентов биолого-химического факультета ТГПУ по дисциплине «Теория и методика обучения биологии».

Рекомендации по использованию научных результатов. Разработанная методика разработки и использования личностно-значимых проблемных ситуаций может быть использована в практике школьного биологического образования раздел «Животные», в системе повышении квалификации учителей биологии, а также при подготовке студентов педагогических вузов.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается методологией исследования, адекватной его целям, задачам и логике представленной работы, апробацией результатов исследования в школьной практике, подтверждением теоретических выводов статистическим анализом эмпирических данных.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Концептуальные основы разработки и использования личностно – значимых проблемных ситуаций на уроках биологии.

  2. Методика разработки и использования личностно – значимых проблемных ситуаций на уроках биологии.

  3. Положительные результаты педагогического эксперимента, заключающиеся в повышении интереса учащихся к предмету, их мотивации к проблемной деятельности.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Объем диссертации страниц, в том числе 1 схема, 10 таблиц, рисунков, приложений; список литературы включает 153 источников.



Основное содержание диссертации

Во введении дана общая характеристика работы, раскрывается ее актуальность, определена цель, объект и предмет исследования, гипотеза, задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения о апробации результатов исследования, достоверности и обоснованности научных результатов.

В главе I «Теоретические основы разработки и использования проблемных ситуаций в процессе обучения биологии» рассмотрены психолого-педагогические возможности проблемного обучения, которые могут успешно использоваться при решении проблем современного биологического образования, при условии его развития с учетом идей личностно ориентированного подхода; сформулирована дефиниция понятия «Проблемное обучение»; дается определение понятию «Личностно-значимая проблемная ситуация»; вводится обоснование необходимости разработки способов создания личностно – значимых проблемных ситуаций для включения школьников в процесс решения познавательных проблем на уроках по разделу «Животные».

Характерной чертой современной школы является новое содержание образования направленное на формирование определенных черт личности, компетенций, которые требуется воспитывать. В «стратегии модернизации содержания общего образования» читаем «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах»

Вопросами учебных компетенций в последние годы занимались Б.И. Сеновский, А. Новиков, А. Дохин, Г.Г. Скоробогатова, Г. Селевко, А.Н. Тубельский, А.Ю. Усков, В.А. Филиппова, И. Осмоловская. Одной из ключевых компетенций учащегося является решение проблемных ситуаций - их создание и решение, продуктивное познание, исследование.

В отечественной методике существует разработанный способ обучения школьников пути научного познания - это проблемное обучение, которое широко использовалось в практике общеобразовательной школы в 1970-90 годы (А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев, Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, И.С. Якиманская, Н.Ф. Талызина). Не является исключением и преподавание биологии (Л.В. Реброва, Г.М. Муртазин, А.Н. Мягкова, И.Д. Зверев, Л.Н.Орлова, О.Ю. Трифонова, В.Н. Сименцова, А.В. Кулев, Г.В. Татарников, Е.П. Бруновт, Г.С. Нога). Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил нам занять собственную научную позицию и сформулировать дифеницию «Проблемного обучения», под которым мы понимаем образовательный процесс, в котором совместная деятельность учителя и учеников направлена на создание проблемных ситуаций и решение учебных проблем и обеспечивает развитие познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности; определить функции проблемного обучения, которые положены в основу задач экспериментальных уроков; выявить структуру организации учебной деятельности в проблемном обучении, в которой создание проблемной ситуации занимает важное место; определить методы проблемного обучения, которые использовали при разработке методики экспериментальных уроков биологии.

Обучение деятельности учащихся возможно только в том случае если на уроке создаются учебные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем.

Вопросами учебной деятельности занимались А.Г. Асмолов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Ф. Каптерев, И.Б. Котова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, С.Т. Шацкий, Е.Н. Шиянов. Структура организации учебной деятельности в проблемном обучении с позиции деятельностного подхода: осознание проблемы, формулирование ее; анализ существующей ситуации; постановка цели; поиск недостающих средств; выбор подходящих способов деятельности; осуществление деятельности; соотнесение результата с целью; коррекция деятельности.

Понятие личного опыта относится к личностно ориентированному подходу, с позиции которого мы рассматриваем один из важнейших этапов проблемной деятельности - создание проблемной ситуации, которая является мотивирующей и определяющей успешность всего процесса решения учебной проблемы.

В отечественной педагогике идеи личностного развития и саморазвития ребёнка раскрываются в трудах П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, П.Ф. Каптерев. Личностный фактор в обучении также продолжили исследовать Л.И. Божович, Н.А. Данилов, Л.В. Занков, Г.С. Костюк, Х.Й. Лийметс, В.А. Сухомлинский, Д.Е. Эльконин и др. Механизм личностного развития рассматривали Л.И. Божович, А.Г. Ковалёв, С.Л. Рубинштейн и остаётся проблематичным для современников (А.А. Бодалев, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.). Существующие в настоящее время концепции развития личности (А.Г. Асмолов, В.И. Зинченко, Н.Б. Крылова, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Н.Хуторской и др.) позволили научно обосновать факторы и механизмы становления личностных новообразований в процессе обучения. Личностно ориентированное образование включает понятия смысловой сферы, рефлексии, переживания, диалога как механизмов накопления личностного опыта ученика (Л.И. Анциферова, В.В. Давыдов, И.Н. Семёнов, А.А. Тюков и др.). Наш выбор личностно ориентированного подхода связан с тем, что проблемная деятельность, относится к одной из сложных форм учебной деятельности, и не является привлекательной для подростков в силу общего снижения интереса к учебе, и переноса внимания в сферу личных переживаний. Активно вовлечь школьников подросткового возраста в процесс решения учебной проблемы можно только в случае, если проблема станет для них личностно значима. С подростковым возрастом обучающихся совпадает изучение раздела «Животные», именно по этому важно использование на уроках по данной дисциплине личностно - значимых проблемных ситуаций.

Теоретический анализ психолого-педагогических основ проблемного обучения и механизмов личностного развития позволил нам: сформулировать понятие «Личностно-значимой проблемной ситуации» которое определяется как, ситуация эмоционального включения учащегося в проблемную деятельность, учитывающая интересы ученика, его желания, потребности, возможности и проявляющаяся в наличии у него проблемных вопросов; определить ее психологическую структуру (эмоциональное включение учащихся в проблемную деятельность; познавательная потребность; осмысление недостаточности знания или способа действия; интеллектуальные возможности школьника, включающие его творческие способности; актуализация учащимся личного опыта, позволяющая ему оценить и принять ситуацию как личностно-значимую; проявление школьником положительных эмоций по отношению к проблемной деятельности и наличие у него проблемных вопросов; познавательный интерес и волевое усилие); определить дидактические цели, достигаемые при использовании личностно-значимой проблемной ситуации на уроке (актуализировать личные смыслы ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности; погрузить его в творческую деятельность, которая активизирует мыслительную деятельность; помочь учащемуся определить в проблемной ситуации основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности, а также определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения); выявить необходимые методические условия для создания личностно-значимой проблемной ситуации (постановка перед учащимися творческого задания, выполнение которого приведет к порождению проблемного вопроса; задание должно соответствовать индивидуальным особенностям учащегося; проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала; творческие задания должны быть: а) доступны для выполнения; б) выводящими на проблемный вопрос; в) содержащими практические задания; одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий; очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем организации рефлексии учащихся для выявления причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов).

Методика раздела «Животные», его биологическое содержание в совокупности с возрастными особенностями обучаемых позволяет наиболее эффективно разрабатывать и использовать личностно-значимые проблемные ситуации на уроках биологии. К этим особенностям относится: изучение представителей разных систематических групп осуществляется в последовательности, соответствующей эволюционного развития организмов; многообразие животных рассматривается в причинно-следственной связи строения животного организма и экологической ниши, которую он занимает; при изучении животных особое внимание уделяется их значению в жизни человека; животные как объект изучения вызывают разнообразные эмоции - от умиления, удивления до брезгливости; условием развития познавательных способностей подростка является наличие личностного смысла и мотивации обучения; обязательным условием изучения раздела «Животные» является организация и проведение лабораторных и практических работ по изучению живых объектов; в образовательном процессе возможно использование большого количества дополнительной научно-популярной, специальной и художественной литературы.

Вышесказанное позволяет нам определить контуры современной личностно ориентированной дидактики при использовании ее в методике проблемного обучения: обеспечить индивидуальный поиск ученика, заинтересованного в том, чтобы получить ответ на вопрос, который сам поставил. Собственный вопрос, личностное понимание и непонимание изучаемого вопроса - вот что лежит в основе учебы.

Важным является и то, что состояние заинтересованности у учащихся для развития его в познавательный интерес требует использования методик, усиливающих мотивы учения. Такие методики должны предоставлять учащимся возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность.

Использование проблемного обучения в методике биологии связано с учебными заданиями, направленными на отработку отдельных этапов решения проблем: задания, в которых приводится текст, описывающий определенную ситуацию, необходимо сформулировать проблему; задачи с недостающими или избыточными данными; задания, требующие на основе формулировки проблемы определить цель предстоящей деятельности; оценка проделанной учениками работы с позиции достижения поставленной цели. Описываются учебные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем,- это обычно практические ситуации, ролевые игры в урочной и внеурочной деятельности. Этим вопросам посвящены работы: Л.В. Ребровой, Г.М. Муртазиным, А.Н. Мягковой, И.Д. Зверевым, Л.Н. Орловой, О.Ю. Трифоновой, В.Н. Сименцовой, А.В. Кулевым, Г.В. Татарниковым, Е.П. Бруновт, Г.С. Нога.

Анализ работ А.И. Завьялова, А.И. Никишова, А.В. Теремова, С.В. Шаляпина показывает, что на уроках по разделу «Животные» проблемные ситуации предлагаются ученикам в пассивной форме и сводится к проблемной задаче или проблемному вопросу. Проведенный анализ методической литературы показал, что проблемное обучение, по мнению большинства авторов, выступает как одно из важнейших условий, обеспечивающих возникновение и укрепление познавательного интереса учащихся на уроках биологии. Для нашего исследования важно, что это происходит благодаря побуждению школьников к вопросам, возникающим в связи с созданием проблемной ситуации.

Нами была определена структура личностно –значимой проблемной ситуации, условия ее создания, а также цель использования на уроках биологии. Все это послужило теоретической основой для разработки способов создания личностно–значимых проблемных ситуаций, а также методики по ее организации и системному использованию на уроках биологии в разделе «Животные».

Однако, наряду с этим, в методической литературе по биологии и разделу «Животные» этап создания проблемной ситуации практически не разработан. Введение в проблему рекомендуется осуществлять с помощью проблемного вопроса или задачи. Чаще всего использование проблемных вопросов и задач на уроках биологии и раздела «Животные», в частности, решает задачи обобщения, проверки и использования знаний на практике. Изучение нового материала большинством авторов предполагает только проблемное изложение. Придание проблемной ситуации личностной значимости для учеников рассматривается с позиции подбора проблемных ситуаций, раскрывающих актуальность изучаемого учебного материала и значение отдельных видов животных для человека, как положительное, так и отрицательное.

Анализ практики использования проблемного обучения на уроках биологии выявил ряд затруднений, возникающих у учителей биологии г.Томска и Томской области, одним из которых является отсутствие разработанных способов создания проблемных ситуаций мотивирующих школьников к проблемной деятельности - 48% опрошенных педагогов, что еще раз подтверждает актуальность проводимого исследования.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница