Уроках «окружающего мира»



Скачать 44.82 Kb.
Дата30.04.2016
Размер44.82 Kb.
Нудная С.И.

Г. Белгород, студентка группы 02021203 НИУ «БелГУ»


ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Аннотация: в статье дается характеристика понятий: игровые технологии, познавательная деятельность. Описывается опыт использования игровых технологий на уроках «Окружающего мира».
Известно, что начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. У младшего школьника происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью. Переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Чтобы помочь ребенку, необходимо внедрять игровые технологии в процесс обучения, которые создадут оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника.

Значение игровых технологий в практике велико, ведь они, являясь одновременно развлечением, отдыхом, способны перерасти в обучение, в творчество, так же они позволяют активизировать у младших школьников такие психические процессы как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

По определению Г. К. Селевко, игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением[3, с.62].

Игровые технологии – это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Они представляют собой игровую форму взаимодействия учителя и учащихся через реализацию определенного сюжета, игры, сказки, спектакля, делового общения, то есть игровые технологии включают обширную группу приемов организации образовательного процесса в форме разных педагогических игр. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр [2, с.292].

Педагогическая игра – это активная самостоятельная деятельность человека, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков и их применение в процессе достижения цели игры.

Она актуальна особенно для младшего школьного возраста.

Период младшего школьного возраста – время активного развития познавательной деятельности ребёнка.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь[1, с.39].

По мнению Г.И. Щукиной, «познавательная деятельность – это «форма сотрудничества взрослого и школьника, а главное – в ней совершенствуются как познавательные процессы, так и социализация подрастающего поколения» [4, с.63].

В своей экспериментальной работе по проблеме исследования возможностей использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности на уроках«Окружающего мира» мы выявили ряд педагогических условий их эффективного использования:


  1. необходимо отбирать и конструироватьигры в соответствии с содержанием изучаемой темы, целью и задачами урока;

  2. следует применять игры, соответствующие интересам и познавательным возможностям младших школьников;

  3. надо стимулировать, с помощью игровых технологий, активность учащихся к приобретению и демонстрации на уроке знаний и умений;

  4. желательно создаватьна уроке игровые ситуации, которые побуждают учащихся к активной учебной деятельности.

На уроках «Окружающего мира» мира мы использовали ролевые и дидактические игры,а также организовывали уроки в нетрадиционной форме.

Например, урок во 2 классе«Москва – столица России» мы провели как «урок-аукцион». Аукцион – это публичная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Мы же организовали аукцион знаний. Для участия в аукционе дети заранее подготовились к уроку, зная, какие достопримечательности Москвыбудут «выставляться на продажу». Вначале урока обсудили правила аукциона. Договорились, что выставленную картинку или фигурку можно «купить» не за деньги, а приобрести в обмен на знания о ней. Тот, кто наберёт установленное количество баллов, тот и станет ее обладателем. Баллы (звёзды) участники должны были заработать во время обмена знаниями о рассматриваемом объекте, выставленном на аукцион. Если у одного ученика не хватало нужной суммы знаний для покупки, то можно было объединяться с товарищами по классу и «выкупать» объект вместе.

Урок в игровой форме помогает углубить полученные знания, расширяет кругозор учащихся, пробуждает потребность узнать больше неизвестного,развивает быстроту реакции, активизирует память.

Другой урок по теме «Города России» был проведен в форме урока-путешествия. Вместе с детьми мы виртуально побывали в пяти русских городах, узнали обих главных достопримечательностях. Дети готовились к уроку и заранее распределились по группам. Каждая группа готовила занимательный материал об одном из городов. Игра заключалась в том, что каждая группа представляла«туристическое агентство». Его задача была заинтересовать туристов, предложить им интересное путешествие в их город, рассказать, что там интересного, чем он знаменит. В конце урока мы выбирали самый интересный город, смотрели о нем видеоролик.



Эффективность этого урока, на наш взгляд, состоит в том, что учащиеся с самого начала были мотивированы к самостоятельному добыванию знаний по теме. Таким образом, использование игровых технологий на уроках «Окружающего мира» положительновлияет на познавательную деятельность младших школьников. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность детям учиться с удовольствием. Более того,эти знания необходимо было интересно и красочно представить всему классу. Элемент состязательности, который присутствовал между «турагентствами» активизировал познавательную и творческую деятельность учащихся.
Литература:

  1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. – М.: Наука, 2010. – 154 с.

  2. Кукушин В. С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. М.: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.

  3. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  4. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки / В.Ф. Шаталов. – М.: Педагогика, 1980. – 134 с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница