Уроков по информатике в 11 классе по теме «Социальная информатика»



Скачать 61.91 Kb.
Дата26.06.2016
Размер61.91 Kb.
Применение методики мини-проекта с использованием Интернет-ресурса

1-С:Школа ЭКОНОМИКА И ПРАВО

при проведении уроков по информатике в 11 классе по теме «Социальная информатика»

Учителя информатики высш. кв. категории

МОУ СОШ №9 г. Новочеркасска

Молодцов Валерий Алексеевич

Рыжикова Наталья Борисовна
По мере перехода нашего общества в информационное увеличивается потребность в обучении и воспитании детей, которые будут способны жить в нем. То есть задача учителя – способствовать развитию детей, обладающих информационной культурой, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Будущее самоопределение наших учеников во многом зависит от умения добывать и применить свои знания, от уровня развития творческих способностей, от умения реально подходить к своей самооценке, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, от коммуникативных навыков, от умения использовать для работы с информацией новые информационные технологии.

Информатизация общества вызвала необходимость перестройки и образовательной системы. В современной педагогике в условиях преобладания традиционного иллюстративно-объяснительного метода, в практике школы все шире используется метод проектов. Возрождение этой методики способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности в процессе учебной деятельности, которые недостаточны в традиционном обучении. В процессе работы мы пришли к пересмотру дидактических возможностей проектного метода, продолжаем поиск форм его реализации, поиск методики использования учебных проектов в преподавании различных школьных предметов.

При обучении информатике проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию. Мы предлагаем рассмотреть методику использования мини-проекта, ограниченного рамками урока как форму самостоятельной работы учащихся, на предмете информатика для изучения тематического блока содержания «Социальная информатика». При работе учащиеся 11 классов используют диск 1-С:Школа ЭКОНОМИКА И ПРАВО 9-11 классы, как Интернет-ресурс. Для загрузки ресурса в адресной строке браузера вводим адрес:






На странице «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» выбираем предмет : Право
Затем класс, и ставим флажок в окне Ресурсы на СD\DVD и кнопку «Найти»:

З
агружаем заархивированный ресурс 1-С:Школа ЭКОНОМИКА И ПРАВО 9-11 классы:

Данный ресурс устанавливается на всех компьютерах класса, что позволяет провести самостоятельную работу учащихся в рамках мини-проекта, работа рассчитана на три урока.

На первом уроке перед учащимися ставится следующие проблемы:



  • Особенности формирования информационного общества в России.

  • Проблема информационной безопасности личности, общества и государства.

  • Правовое регулирование проблем, связанных с информацией и компьютерами.

В течение урока учащиеся проводят обсуждение этих проблем, анализируют ситуацию и делают вывод о юридическом, правовом пути их решения. Учащиеся приходят к выводу, что необходима защита прав личности, общества и государства на секретность некоторой информации, они формулируют основные, на их взгляд, сложности и опасности, которое несет информационное общество. Среди них, как они считают самые серьезные:

  • «Психологические проблемы виртуальной реальности» - влияние компьютерных игр на неокрепшую психику детей и подростков;

  • Большое количество информации, что затрудняет её выбор и увеличивает количество недостоверной информации;

  • Сокращение количества рабочих мест, связанных с внедрением информационных технологий в промышленном производстве;

  • Борьба с компьютерными вирусами и их создателями;

  • Проблемы хищения информации. Информационные войны. Авторские права и их нарушения.

Затем, на первом уроке, мы обсуждаем с учениками Концепцию формирования информационного общества в России, принятую в 1999 году и отвечаем на вопросы:

  1. Почему задача движения к информационному обществу для России относится к числу приоритетных?

  2. В чем состоят особенности условий вхождения России в информационное общество?

  3. Какие существуют предпосылки для успешного решения этой задачи?

На втором уроке учащиеся самостоятельно работают с диском 1-С:Школа ЭКОНОМИКА И ПРАВО 9-11 классы. Класс разбит на две подгруппы, каждый ученик работает за своим компьютером. Учащиеся должны, используя базу законов и постановлений, представленных на диске найти информацию о правовом регулировании в информационной сфере, и сделать выводы о юридическом и правовом решении проблем, поставленных на первом уроке.

Сценарий урока №2.

Цель урока: изучение правовых проблем, связанных с информацией и компьютерами, защитой авторских прав и информационной безопасностью личности, общества и государства.

Оборудование: компьютер, диск 1-С:Школа ЭКОНОМИКА И ПРАВО 9-11 классы.

Постановка задачи: найти с помощью базы нормативных документов «Законодательство Российской Федерации», входящей в состав диска 1-С:ШКОЛА ЭКОНОМИКА И ПРАВО 9-11 КЛАССЫ статьи Уголовного кодекса, рассматривающие преступления в сфере информатики.
Ход урока:

1
. Запустить программу:

Выбрать режим работы: Навигатор.
2
. После запуска первой страницы выбрать в меню раздел Справочники:







3. В появившемся окне выбрать гиперссылку базы нормативных документов «Законодательство Российской Федерации»:


4. В окне Законодательство России выбрать Уголовный кодекс РФ:









5
. Найти и выписать в тетрадь статьи, предусматривающие ответственность за преступления в сфере информатики:

6. Сделать выводы.

Конец урока.
В ходе самостоятельной работы ученики находят тексты Законов: «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «Об информации, информатизации и защите информации». В уголовном кодексе они находят информации о наказаниях за неправомерный доступ к компьютерной информации, за создание вредоносных программ, за нарушение эксплуатации ЭВМ и их сетей, за нарушение авторских прав. В течение урока ученики делают записи, необходимые для последующих выводов.

На третьем уроке ученики проводят обсуждение и анализируют полученную информацию, делают выводы и, разбившись на группы, делают сообщения по проблемам, выявленным ими на первом уроке. В результате работы учащиеся делают выводы о том, что такие проблемы, как «Психологические проблемы виртуальной реальности - влияние компьютерных игр на неокрепшую психику детей и подростков» и «Большое количество информации, затрудняющее её выбор и увеличение количество недостоверной информации» правовых и юридических решений не имеют. Что переход к информационному обществу не сулит каких-либо социальных изменений, и может привести к массовой безработице. Что нарушение неприкосновенности частной жизни, кража информации, нарушение авторских прав, создание вирусов и порча ЭВМ являются уголовно или административно наказуемыми преступлениями.



Мы используем эту методику третий год, и можно сделать вывод, что по результатам контрольной работы в прошлом учебном году по этой теме качество знаний и уровень обученности заметно повысился:

Класс

2002-03 уч.год

2007-08 уч.год

УО%

КЗ%

УО%

КЗ%

11-а

75

45

100

80

11-б

78

50

98

80

11-в

65

40

100

82


Таким образом, применение диска 1-С:Школа ЭКОНОМИКА И ПРАВО 9-11 классы на уроках информатики в нашей школе привело к повышению информационной культуры учащихся, их умению общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, умению добывать и применять свои знания, умению реально подходить к своей самооценке, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, умению использовать для работы с информацией новые информационные технологии.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница