Уткина И. М., педагог-психолог моу ксош №3 (г. Котельники) Психологическая диагностика акцентуаций характера старшеклассников в целях профессиональной ориентации Задача проекта



Скачать 82.11 Kb.
Дата14.05.2016
Размер82.11 Kb.
Уткина И.М., педагог-психолог МОУ КСОШ №3 (г. Котельники)

Психологическая диагностика акцентуаций характера старшеклассников в целях профессиональной ориентации

Задача проекта

  1. Исследовать возможности психологической диагностики акцентуированных черт характера в целях профессиональной ориентации учащихся старших классов.

  2. Проанализировать эффективность различных методов исследования акцентуированных черт характера.

  3. Провести апробацию методик на учащихся старших классов.

Этапы работы

  1. Апробация методик на учащихся старших классов.

  2. Анализ полученных результатов.

  3. Сравнительный анализ методов психологической диагностики акцентуированных черт характера.

  4. Подготовка рекомендаций по результатам применения методов исследования акцентуированных черт характера в целях профессиональной ориентации учащихся старших классов.

Результаты работы

  1. Протоколы обследований учащихся (в эксперименте участвовали 3 девочки и 3 мальчика).

  2. Аналитические записки по результатам работы.

  3. Пакет наиболее эффективных, с точки зрения автора проекта, психодиагностических методов исследования акцентуированных черт характера в целях профессиональной ориентации учащихся старших классов.

Протокол №1 обследования учащейся 8 класса Н. по методике ПДО Личко

Доминирующие типы акцентуаций: лабильная/истероидность, лабильная/неустойчивость.



Лабильная истероидность и лабильная неустойчивость характеризует личность, меняющуюся в зависимости от мотивации, не стремящуюся к лидерству, однако направленную на межличностное общение. Истероидность придает личности яркие эмоциональные черты, а неустойчивость – слабую выраженность деловых мотивов.

Кроме выраженных типов акцентуаций, необходимо обратить внимание на типы акцентуаций, которые имели пороговое число меньше нормы. Сюда мы можем отнести циклоидность, астеноневротичность, сензитивность, шизоидность, конформность.



Циклоидность – перепады настроения, связанные с переутомлением. В активном состоянии циклоид (гипертим) – энергичный, общительный, лидер, много предпосылок к волевым качествам. В пассивном состоянии тревожный, невротичный, остро чувствует недомогания.

Астеноневротичность – быстро утомляется, неустойчивость к стрессам, вследствие обеднения крови кислородом, ипохондричен.

Сензитивность – меланхолические черты (неуверенность, тревожность), сниженная работоспособность из-за слабых нервных процессов, но ответственное отношение к делу.

Шизоидность – внешне сглаженная эмоциональность, спокойствие, необщительность, абстрактность мышления, что в профессиональном плане показано для индивидуальной профессиональной деятельности.

Конформность – выраженное приспособительное отношение, легкая внушаемость, низкая мотивация, избегание конфликтных ситуаций.

Склонность к деликвентности (хулиганство, озорство) имеет пороговое значение, и оговоренную в правилах акцентуацию, следовательно, необходимо учитывать предрасположенность девочки к асоциальному выражению эмоций в стрессовой ситуации.

Склонность к эмансипации (независимости, не приятию давления со стороны) – умеренное.

Склонность к алкоголизации минусовой показатель, возможно склонность отсутствует.

График акцентуаций по методике ПДО Личко


Пики акцентуаций гипертимного и элиптоидного типа, наименьшая выраженность акцентуации астенического типа.



Протокол №1 обследования учащейся 8 класса Насти по опроснику «Характер и профессия» (Г.В. Резапкина)

При обследовании выявлен смешанный тип личности, гипертимный и демонстративный (по одинаковому количеству баллов).

Гипертимный тип – высокий жизненный тонус, неформальное лидерство, разнообразные увлечения. Не выносят монотонной работы, зависят от мнения группы. Необходимо развивать ответственность, самоконтроль.

Демонстративный тип – артистизм, неординарность мышления, легко устанавливают контакты, плохо разбираются в мотивации других. Проблемы со здоровьем нередко вызваны подсознательным стремлением привлечь внимание к себе.



Профиль характера


Демонстративный



Оригинальный


Импульсивный

Тревожный


Гипертимный



Эмотивный


Педантичный



Целеустремлённый

Результаты по опроснику «Характер и профессия»

Мы видим, что по количественному анализу выделяются два типа профилей: демонстративный и гипертимный, а на графической паутине выделяется эмотивный тип личности, который так же необходимо учитывать при анализе результатов.



Сравнительный анализ данных ПДО Личко и опросника «Характер и профессия»


ПДО/Х.П.

1.Д

2.Т

3.Э

4.Ц

5.П

6.Г

7.И

8.О

1.Г

























2.Ц

























3.Л

























4.А

























5.С

























6.П

























7.Ш

























8.Э

























9.И



















-




10.Н

























11.К

























Интепретация данных двух методик

Результаты исследования показывают, что у Насти выражены два типа акцентуаций, которые отображают внешнее и внутреннее состояние личности – это психофизиологические проблемы. К ним относятся головные боли; быстрая утомляемость и неустойчивость к стрессам, вследствие обеднения крови кислородом. Следовательно, направленность на общение и взаимодействие, выраженное у Насти в период активности, можно рассматривать в профессиональном определении как направленность на себя и взаимодействие, но не на задачу. Мотивацию необходимо подкреплять волевыми качествами личности, которые выражены у Насти: ответственность по отношению к делу, направленность на успех.

Настя способна к сопереживанию, может сама справляться с эмоциональными нагрузками.

Протокол №2. Дания.

ПДО - три типа акцентуаций: лабильный/астеноневротический; циклоидный/лабильный; элиптоидно/неустойчивый.

«Характер и профессия» - три типа акцентуаций: целеустремленный, педантичный, импульсивный

Протокол №3 Виолетта.

ПДО – один тип акцентуации: сензитивный/лабильный.

«Характер и профессия» - два типа акцентуаций :гипертимный и эмотивный.

Протокол №4 Илья.

ПДО – два типа акцентуаций: демонстративный, неустойчивый.

«Характер и профессия» - один тип акцентуаций: педантичный.



Протокол №5 Саша

ПДО – один тип акцентуаций: демонстративный

«Характер и профессия» один тип акцентуации демонстративный

Протокол №6 Женя

ПДО - один тип акцентуаций: циклоидный/лабильный

«Характер и профессия» - два типа акцентуации тревожный, эмотивный.
Выводы:

  1. На графике ПДО и паутине «Характер и профессия» совпадают пиковые значения шкал, но, по правилам интерпретации ПДО, пиковые значения не используются в анализе.

  2. Данные результаты можно использовать как взаимодополняющие и подтверждающие друг друга.

  3. Для дальнейших исследований необходимо сделать большую выборку учащихся и провести корреляционный анализ полученных данных.








База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница