В образе (модели) её выпускника, представляющем планируемый «результат обучения в ученике». Выпускник гимназии – это



Скачать 369.38 Kb.
Дата29.04.2016
Размер369.38 Kb.

  1. Особенности образовательного процесса

Наиболее ярко характеристика образования гимназии выражается в образе (модели) её выпускника, представляющем планируемый «результат обучения в ученике».

Выпускник гимназии – это:

  • образованный, интеллектуально развитый человек, обладающий разносторонними познаниями и потребностью в их расширении, владеющий родным и одним или несколькими иностранными языками. Ему присущи: широкая эрудиция, осведомлённость, высокое качество знаний по учебным дисциплинам, умение заниматься исследовательской деятельностью. Он испытывает потребность к познанию окружающего мира, постоянно занимается самообразованием, нацелен на продолжение образования;

  • интеллигентный человек, который знает и понимает жизнь, её ход, потребности, нужды, в любой момент может проявить себя отзывчивым на чужие переживания;

  • нравственно и эстетически воспитанный человек и гражданин. Его нравственный уровень сформирован на основе фундаментальных общечеловеческих ценностей гуманизма – истины, красоты, добра. Ему присущи честность, порядочность, совестливость;

  • социально-зрелая, активная и демократическая личность, умеющая ориентироваться в общественной обстановке, имеющая свои суждения и взгляды, свободная в выборе, ответственная за свои поступки и действия перед собой, близкими, обществом, окружающей природой;

  • законопослушный гражданин, патриот своей Родины, уважающий национальные чувства и традиции других народов;

  • физически и психически здоровый человек;

  • творческая личность, характеризующаяся гибкостью и критичностью мышления, способностью генерировать новые идеи, исследовать, предвидеть, создавать новые результаты.

С точки зрения образовательного результата личность можно представить как совокупность ряда компетентностей, выступающих как мера способности человека включиться в деятельность, мера его социальной зрелости.

Современный выпускник гимназии должен иметь шесть основных ключевых компетентностей:

  • умение работать с числовой информацией;

  • коммуникативные умения;

  • владение информационными технологиями, умение жить в информационном обществе;

  • открытость новому знанию, умение саморазвития и самообразования;

  • умение сотрудничать, работать в команде;

  • умение решать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

Целью общеобразовательной программы начального общего образования, которая в гимназии осуществляется по двум УМК (система Эльконина-Давыдова, Перспективная начальная школа) является:

  1. Обеспечить прочное усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных обязательным минимумом содержания начального образования.

  2. Создать условия для умственного развития младших школьников (развить память, мышление, внимание, речь).

  3. Сформировать основы общеучебных умений и навыков, приёмов учебной деятельности.

  4. Создать условия для развития общекультурного кругозора детей.

  5. Заложить основы культуры общения и поведения.

  6. Воспитать у учащихся уважение к окружающим в духе ненасильственного общения и сотрудничества.

  7. Развить интерес к художественно-эстетической деятельности.

Цель педагогического процесса:

  • создание условий для наиболее полного усвоения учащимися содержания программ учебного плана начальной школы;

  • создание условий для максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребёнка, для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;

  • создание комфортных психологических условий для адаптации ребёнка к новым условиям образовательной среды гимназии;

  • создание условий для реализации идей преемственности в учебно-образовательном процессе на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса;

  • создание условий для повышения мотивации к обучению в гимназии;

  • создание условий для развития интеллекта и творческих способностей каждого ученика.

Реализация образовательной программы начальной школы ориентирована на удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса, а именно:

  • ученика, так как программа направлена на удовлетворение его познавательных и коммуникативных запросов и потребностей, что достигается за счёт включения в учебный процесс обучения развивающих технологий;

  • родителей, заинтересованных в развитии ребёнка и получении начального образования в комфортных психологических условиях, в продолжении образования учащимися в гимназии. Начальная школа работает по принципу открытой системы, осуществляя взаимодействие с родителями, корректируя изменения в образовательной программе с учётом изменения ситуации в образовании и интересов родителей;

  • учителя, заинтересованного в подготовке учащихся к освоению содержания образования на следующей ступени обучения, в становлении и совершенствовании уровня своего педагогического мастерства, позволяющего решать профессиональные задачи разного уровня сложности, в развитии профессиональной педагогической культуры, обеспечивающей возможность педагогу самореализовываться в личностно-профессиональном плане;

  • гимназии, как образовательному учреждению, реализующему свою программу и концепцию;

  • социума, заинтересованного в подготовке высокообразованной личности, способной к продолжению образования.

Гимназическая образовательная программа основного (общего) образования направлена на достижение следующих целей:

  1. Обеспечить прочное усвоение учащимися знаний и навыков, предусмотренных обязательным минимумом содержания основного образования по всем предметным областям.

  2. Обеспечить дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по предметам гуманитарного профиля (иностранные языки: основной – английский, с 5 класса вводится второй иностранный язык (немецкий); русский язык, литература, история, обществознание).

  3. Обеспечить прочное овладение учащимися общеучебными умениями и навыками самостоятельного приобретения и пополнения знаний.

  4. Целенаправленно развивать интеллектуальные способности учащихся в учебном процессе и во внеурочной деятельности, формировать познавательные мотивы, готовность к самообразованию.

  5. Создать условия для формирования у учащихся повышенного общекультурного уровня образованности по различным областям гуманитарных знаний.

  6. Развивать коммуникативную культуру учащихся (умение вести диалог, правильно излагать мысли, навыки публичных выступлений).

  7. Воспитывать ответственное отношение к себе, своему здоровью, своему будущему, формировать гуманность и миролюбие по отношению к другим людям.

  8. Создать психологическую основу для выбора образовательного маршрута.

Гимназическая образовательная программа среднего (полного) общего образования (10-11 класс) направлена на достижение следующих целей:


        1. Сформировать у учащихся целостное представление о научной картине мира на основе достижений учащимися общекультурной компетентности по всем академическим дисциплинам и взаимосвязи между ними.

        2. Подготовить учащихся к успешному профессиональному самоопределению.

        3. Создать условия для формирования информационной культуры учащихся.

        4. Сформировать коммуникативную компетентность, способность свободно ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях.

        5. Обеспечить достижение учащимися уровня допрофессиональной компетентности и общекультурной компетентности по предметам гуманитарного цикла.

        6. Достичь высокого уровня гуманитарной культуры, широкого культурологического кругозора учащихся.

        7. Воспитать гражданственность, патриотизм, уважение к правам и свободам человека, ответственность перед собой и обществом, как основу гуманистического мировоззрения.

        8. Сформировать понимание здорового образа жизни и способность противостоять пагубному влиянию негативных явлений.

        9. Достичь уровня творческой деятельности в области гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин.

Цель педагогического процесса:

  • видеть свою роль не столько в передаче знаний и опыта, сколько в развитии у учащихся мотивации к приобретению знаний, выработке ценностного отношения к знаниям, привитии навыка самостоятельного и непрерывного образования;

  • помогать ученику в обретении высокой самооценки, создании психологически комфортной творческой обстановки, ситуации успеха для развития каждой личности;

  • создавать атмосферу уважения друг к другу, признания индивидуальности, условия для развития и совершенствования ребенка;

  • использовать инновационные методы и активные формы в обучении и развитии ребенка;

  • постоянно учиться и повышать уровень своего профессионального мастерства.

В основу формирования учебного плана гимназии положена идея гимназического образования, которая позволяет перейти от информационной образовательной модели к смысловой, вариативной, развивающей, в условиях которой ученик овладевает существующими в культуре способами мышления и освоения действительности, а также не только понимает специфику научных дисциплин и областей, но и осознаёт условности их границ, осознаёт целостность, как необходимую характеристику мира и знания о нём.

В качестве основных составляющих развития образовательного пространства гимназии рассматриваются опора на классические традиции и поиск новизны.

Деятельность гимназии строится на основе Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ, закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательной школе, Устава МБОУ гимназии № 12 и соответствует принципам демократизма, гуманизма, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, светского характера образования с учётом запросов ребёнка и его семьи.

Система образования включает в себя 3 ступени, соответствующие основным этапам развития учащихся:

I-ая ступень – начальное общее образование (срок обучения 4 года);

II-ая ступень – основное общее образование (срок обучения 5 лет);

III-ая ступень – среднее (полное) общее образование (срок обучения 2 года).


Учебный план МОУ гимназии №12 с 3 по 11 класс построен на основе базисного учебного плана 2004 года и Методических рекомендаций по использованию примерных учебных планов для образовательных учреждений Ростовской области, реализующих основные общеобразовательные программы.

В 1 и 2 классах осуществлён переход на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (стандарты второго поколения). В связи с этим во второй половине дня организуется работа по следующим направлениям:





Направление

Наименование курса

Количество часов

1 класс







Спортивно-оздоровительное

«Ритмика»

«Спортивные игры и развлечения»



1

1

Художественно-эстетическое

«Музыка и движение»

«Волшебная паутинка»



1

1

Научно-познавательное

«Информатика в играх и задачах»

«Ассорти идей»



1

1


Патриотическое

«Мой мир»

2

Проектная деятельность

«Хочу все знать»

«Я в мире людей»



1

1








ВСЕГО: 10

2 класс







Спортивно-оздоровительное

«Детский фитнес»

«Ритмика»



1

1


Художественно-эстетическое

«Коробейники»

«До-ми-соль-ка»

«Волшебный мир оригами»


1

1

1



Научно-познавательное

«Информатика в играх и задачах»

«Ассорти идей»



1

1


Патриотическое

«Я – гражданин России»

1

Проектная деятельность

«Эрудит»

«Юный исследователь»



1

1








ВСЕГО: 10

В учебном плане выделен федеральный инвариант, федеральный вариатив, выбор образовательного учреждения (обязательный), выбор образовательного учреждения (выбор учащихся, свободно избираемые занятия, предлагаемые школой (предпрофильные и элективные курсы).

С 8 класса вводится гимназический профиль «Русский-иностранный 2» (в соответствии с примерным учебным планом Ростовской области на 2011 – 2012 учебный год).

В 10 классе реализуется социально-правовой профиль (в соответствии с примерным учебным планом Ростовской области на 2011 – 2012 учебный год).


Часы образовательного учреждения (обязательные и выборные) используются для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, факультативов, предпрофильных и элективных курсов, проведения индивидуальных и групповых занятий. Оплата учителям осуществляется из надтарифного фонда и оплаты за гимназический компонент.
В предметы по углублённому изучению содержания входят предметы, которые сдают учащиеся на приёмных экзаменах в вузы, а также предметы, по которым проводятся Российские олимпиады школьников, что является региональной направленностью образовательного процесса и содержания в Ростовской области.
Через учебный план реализуется концепция гуманитарного образования, поэтому от 45 до 70 % общего количества учебных часов в зависимости от ступени обучения отводится гуманитарному блоку дисциплин.
Гимназическое содержание образования строится на широкой гуманитаризации, которое обеспечивается нацеленностью содержания методик и технологий: проектных, блочно-модульных, коммуникативного обучения, развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова, УМК «Перспективная начальная школа», обеспечивая преемственность курсов с 1 по 11 класс в рамках учебного плана и дополнительного образования; расширением и углублением гуманитарных программ учебных предметов:

- литература и русский язык: увеличение часов на «Русский язык» во 2, с 9 по 11 класс: от 1 до 2 часов; на «Литературу» с 3 по 8 класс: на 1 – 2 часа.

Со 2 по 4 класс вводится предмет «Риторика».

Предмет «Православная культура» со 2 класс по 5 класс изучается в качестве модуля на уроках литературы.

Кроме этого расширение осуществляется за счёт использования интеграции двух предметов «Русского языка» и «Литературы» на понятийном уровне. Систематически и направленно обращается внимание на языковую сторону изучаемых художественных произведений, при этом не нарушаются основные принципы анализа – учёт единства формы, содержания и функций рассматриваемого языкового явления. Отталкиваясь не от формально-грамматических, описательно-классификационных свойств, а от текста, который становится центральной единицей в изучении лингвистической или литературоведческой темы. Используется функционально-семантический подход, требующий многостороннего и углубленного изучения языковых явлений. Такое углубленное изучение русского языка и литературы позволяет познать истинное русское слово, русский характер, русскую культуру;

- иностранный язык: английский язык изучается со 2 по 11 класс, второй иностранный язык (немецкий язык) – с 5 по 11 класс, что позволяет обучить языкам в минимально достаточном объёме для профессиональной деятельности, бытового общения, чтения художественной литературы и периодической печати со словарём;

- обществознание: курс «Обществознание» введён с 5 по 11 класс, курс «Право» изучается с 10 по 11 класс, увеличение часов на изучение «Истории» с 7 по 11 класс. Углубление и расширение за счёт часов вариативной части учебного плана используется для изучения вопросов культорологии и философии различных эпох, на ознакомление с началами источниковедения и историографии.

При проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (II-XI классы), «Технологии» (V- VII классы), осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек, а также по «Информатике и ИКТ» (при проведении практических занятий). Деление на группы при занятиях «Физической культуре» в 10 – 11- классах происходит при наличии не менее 8 юношей.

С целью учёта различия в физиологическом развитии мальчиков и девочек, регулирования нагрузок, эмоционального благополучия учащихся 1 – 9 классов на уроках «Физической культуры» обучение организовано раздельно по параллели у мальчиков и девочек.

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.


Первая ступень обучения работает по двум УМК: система Эльконина-Давыдова и «Перспективная начальная школа». Выбор УМК определяется выбором учителя, его квалификацией, желанием родителей.

Часы в 1-х классах соответствуют часам федерального компонента. В соответствии с СанПиН уроки в 1-х классах организованы по «ступенчатому» режиму:

- сентябрь, октябрь: 3 урока по 35 минут;

- ноябрь, декабрь: 4 урока по 35 минут;

- январь – май: 4 урока по 45 минут.

В середине учебного дня проводится динамическая пауза продолжительностью 40 минут. Первые классы работают по пятидневной неделе. Все классы занимаются в первую смену.

Основной целью работы педколлектива на I ступени является создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности ребёнка.

2 – 4 классы работают по шестидневной рабочей неделе. Урок продолжается 45 минут.

Часы, отведенные в 1 – 2-х классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология (Труд)» (1 час в неделю) использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» изучаются в III-IV классах в качестве учебного модуля.

С целью расширения и углубления межпредметных знаний, увеличения количества практических занятий с 1 по 4 класс организованы интегрированные модули:

- «Круглый год» 1 класс

- «Поиски клада» 1 класс

- «Парад словарей» 2 класс

- «Лес, луг, водоём» 3 класс

- «Путешествие по родному краю», 3 класс

- «Составим свой сборник задач» 4 класс


На второй и третьей ступенях обучения шестидневная рабочая неделя, продолжительность урока – 45 минут. Перемены 15 – 20 минут. Односменное занятие.

На II ступени педколлектив продолжает работу по реализации идей общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманизации содержания образования. Гимназия стремится обеспечить условия для выявления интересов ребёнка, его склонностей и способности к социальному самоопределению. На этом этапе закладывается фундамент общего образования, необходимый для получения различных видов среднего образования.

Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) изучается с VIII- ХI класс как самостоятельный учебный предмет.

Учебный предмет «Искусство» изучается с VIII по IX класс.

На III ступени обучения среднее (полное) общее образование обеспечивается завершением общеобразовательной подготовки учащихся. Целью работы педколлектива на этой ступени является обеспечение гуманитарного образования на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем быстро приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира.

В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательного учреждения необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность продолжения образования.


Часы федерального вариатива (компонента ОУ) содержания образования расходуются следующим образом:

- 2 класс: физическая культура – 1 час, риторика – 1 час, математика – 1 час;

- 3 класс: риторика – 1 час, математика – 1 час, литературное чтение – 1 час;

- 4 класс: риторика – 1 час, математика – 1 час, литературное чтение – 1 час;

- 5 класс: литература – 2 часа, немецкий язык – 2 часа, обществознание – 1 час;

- 6 класс: литература – 1 час, немецкий язык – 2 часа, биология – 1 час, география – 1 час;

- 7 класс: немецкий язык – 2 часа, география – 1 час, история – 1 час, литература – 1 час;

- 8 класс: литература – 1 час, немецкий язык – 1 час, информатика – 1 час, история – 1 час; предпрофильные курсы – 1час;

- 9 класс: немецкий язык – 2 часа, русский язык – 1 час, история – 1 час, черчение – 1 час, предпрофильные курсы – 1час.

В 8 и 9 классах проводятся предпрофильные курсы:



8 класс:

  • Анализ выразительности художественного произведения

  • Биофизика

  • Подросток и закон

  • Клуб общения

  • Школа толерантности

  • Вселенная подростка

  • Математика и человек

9 класс:

  • Теория и практика написания сочинения на лингвистическую тему

  • Немецкая литература

  • Объединяющие линии современного естествознания

  • Я принимаю мир

  • Экология города

  • Понятия и свойства педального треугольника

  • Письмо на английском языке

Каждый учащийся выбирает два – три курса.


Часы федерального вариатива в старших классах распределились так:

- 10 класс (социально-правовой профиль): информатика – 1 час, география – 1 час, физика – 2 часа, химия – 1 час, биология – 1 час;

- 11А, 11Б классы (профиль универсальный 1): русский язык – 2 часа, иностранный язык – 2 часа, математика – 1 час, история – 1 час, информатика – 1 час, экономика – 0,5 часа, право – 0,5 часа, география – 1 час, физика – 2 часа, химия – 1 час, биология – 1 час.
Часы профильного уровня в 10А классе (социально-правовой профиль): русский язык – 3 часа, обществознание – 3 часа, право – 2 часа.
Компонент ОУ распределяется следующим образом:

- 10 класс (социально-правовой профиль): немецкий язык – 1 час, математика – 1 час, информатика – 1 час, история – 1 час, физика – 1 час, химия – 1 час;

- 11А, 11Б классы (профиль универсальный 1): русский язык – 1 часа, информатика – 1час, экономика – 0,5 часа, право – 0,5 часа, физика – 1 часа, химия – 1 час, биология – 1 час.
Организованы элективные курсы в 10 классе:


  • Современная российская литература

  • Применение методов математического анализа для решения задач по физике

  • Случайность вокруг нас

  • Развитие ценностных ориентиров старшеклассников

  • Край Тихого Дона

  • Изучаем конституцию

  • Развитие экологических знаний в процессе проектно-исследовательской деятельности

  • Химические вещества в нашей жизни.

Каждый учащийся выбирает два – три курса.

Предпрофильные и элективные курсы не только углубляют знания учащихся 8 – 10 классов по предметам и ориентируют их к выбору профессии, но и способствуют подготовке к итоговой аттестации.

При разработке учебного плана гимназия стремилась создать условия для сохранения здоровья детей и более полно учесть индивидуальные образовательные потребности гимназистов.

Для учащихся 11 класса организуются факультативные занятия в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации.

Образовательный процесс в ОУ обеспечивается УМК, включёнными в Федеральный перечень. Кроме того, приобретаются учебники, обеспечивающие образовательный процесс в ОУ, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 13 декабря 2007 г. № 349 и прошедшие двойную экспертизу РАО и РАН. С первого по одиннадцатый класс учащиеся обеспечиваются бесплатными учебниками.
Изучение иностранных языков организовано со 2 по 11 класс, второй иностранный язык – с 5 по 11 класс.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.

Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

Использование на уроках иностранного языка возможностей лингафонного кабинета, Интернет-ресурсов, успешное участие в конкурсе «British Buldog» позволяет учащимся создавать творческие работы, представляемые на уроках, на школьной научно-практической конференции. Предпрофильный курс «Немецкая литература», элективный курс «Край Тихого Дона», работа учащихся в рамках клуба «Школа без границ» (переписка с иностранными школьниками) даёт возможность использовать иностранный язык как инструмент общения и познания.

Всё это позволяет обучить языкам в минимально достаточном объёме для профессиональной деятельности, бытового общения, чтения художественной литературы и периодической печати.


Инновационная деятельность в гимназии осуществляется по нескольким направлениям.

С июня 2009 года в гимназии реализуется инновационная программа «Проектирование ООП начального общего образования в условиях перехода на ФГОС» (МАРО, открытый институт «Развивающее образование», г. Москва, приказ от «31» августа 2009 года «Об открытии сетевой инновационной площадки Международной Ассоциации «Развивающее обучение», генеральный директор ОИРО Воронцов А.Б.).

В рамках этой программы происходит разработка и апробация модулей:

- «Первый раз в первый класс» (1 класс)

- «Поиски клада» (1 класс)

- «Круглый год» (1 класс)

- «Парад словарей» (2 класс)

- «Путешествие по родному краю»(3 класс)

- «Составим свой сборник задач» (4 класс)

- «Лес, луг, водоём» (4 класс).

Целями и задачами инновационной программы являются:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- развитие творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей; развитие теоретического и практического мышления и сознания детей;

- развитие умений организовывать, контролировать и оценивать собственную практическую и учебную деятельность, формирование умений учебного сотрудничества; развитие учебной самостоятельности школьников;

- овладение необходимыми компетентностями как сложными системами действий, включающими и умения, и другие компоненты действия, обеспечивающие возможность достигать желаемого результата и соответствовать требованиям общества и отдельных людей;

- приобретение ими опыта осуществления различных видов деятельности;

- овладение общеучебными и предметными умениями и навыками, необходимыми для дальнейшего успешного обучения в основной школе;

- освоение учениками знаний, обеспечивающих не только успешное образование на данной и следующей ступенях, но и широкий перенос средств, освоенных в ходе изучения одной предметной области, на другие;

- развитие желания и умения учиться, стремления к самообразованию.

С октября 2009 года гимназия начала работу в областной экспериментальной площадке с темой проекта «Создание условий для внедрения развивающего обучения в образовательных учреждениях г. Каменск-Шахтинского Ростовской области в рамках УМК «Перспективная начальная школа»» (Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1708 от 27.10. 2009г.).

Цель: создание на базе муниципального общеобразовательного

учреждения гимназии № 12 регионального информационно-консультационного центра «Перспективная начальная школа» для обеспечения информационно-методической помощи педагогам региона, использующим в практике преподавания УМК «Перспективная начальная школа» и УМК «Предшкола нового поколения».

Задачи:

- обмен информацией в области образовательных технологий;


- участие в различных проектах и других видах информационно-
образовательной деятельности;

- обеспечение распространения положительного инновационного


опыта учителей МОУ гимназии № 12 в регионе;

- проведение на базе МОУ гимназии № 12 мероприятий муниципального и регионального уровня, направленных на повышение профессионального мастерства педагогов, использующих в практике преподавания УМК «Перспективная начальная школа»;

- организация семинаров, оказание консультационной
помощи, распространение опыта, проведение мастер-классов и открытых уроков
для учителей начальных классов города (области) в соответствии с тематикой и графиком работы;

- направление педагогов-консультантов для участия в


областных, межрегиональных семинарах, совещаниях, курсах повышения квалификации;

- информирование «Издательства «Академкнига/Учебник» о всех замечаниях и предложениях учителей и методистов по усовершенствованию качества и содержания учебной литературы, выпускаемой «Издательством «Академкнига/Учебник».

На основании приказа минобразования Ростовской области от 11.06.2010 № 501 «О присвоении статуса областной инновационной площадки образовательным учреждениям и о лишении статуса в связи с завершением реализации образовательного инновационного проекта» гимназии присвоен статус областной пилотной площадки по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов.

С декабря 2011 года гимназия начала работу в сетевой Федеральной инновационной площадке (ФИП) по теме «Разработка и апробация модели оценки качества результатов обучения на всех ступенях общего образования, в том числе модели и механизмов учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений»(МАРО, открытый институт «Развивающее образование», г. Москва, приказ от «26» декабря 2011 года «Об открытии сетевой Федеральной инновационной площадки Международной Ассоциации «Развивающее обучение», генеральный директор ОИРО Воронцов А.Б.).

Цель проекта – создание модели содержания и процедур внешней и внутренней оценки, с помощью которой можно будет производить оценку основных образовательных программ и образовательных достижений школьников и их динамики, обеспечивающие качественное образование.

Задача проекта – разработка модели школьной системы оценки результатов и качества образования, а именно, разработать:

- модельную методику комплексной оценки результатов и качества образования обучающихся на всех ступенях школьного образования;

- мониторинг введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- методические рекомендации по организации и проведению текущей, промежуточной и итоговой оценки результатов образования учащихся на всех ступенях школьного образования;

- методические рекомендации по учету и оценке внеучебных достижений обучающихся;

- пакет контрольно-измерительных материалов для мониторинга индивидуального прогресса школьника;

- локальный нормативно-правовой акт «Положение об электронной системе контроля и оценки в образовательном учреждении».

Все педагоги гимназии владеют информационно-коммуникационными технологиями, что позволяет систематически использовать их в учебно-воспитательном процессе. Десять интерактивных досок, лингафонный кабинет с элементами мультимедиа, три компьютерных класса с 34 ПК, объединенными в локальную сеть и имеющими выход в Интернет, 14 мультимедийных проекторов, компьютеризированный читальный зал школьной библиотеки (2 машины), 2 ноутбук, 6 ПК административно-управленческого аппарата обеспечивают в среднем 1-1,5 часа на одного пользователя работы за компьютером в организованном режиме. Во второй половине дня все компьютерные классы предоставлены обучающимся и педагогам, первым - для написания реферативных, исследовательских работ, создания проектов различной направленности, вторым - для подготовки к урокам, поиска необходимой информации и пр. Суммарное время использование Интернета в среднем на одного учащегося в год 2,5 часа. Функционирующий четвертый год сайт учреждения (E-mail: gymnasium12@mail.ru, http: http://www.gimnaziya.kamensk-shakhtinsky.ru/) содержит электронные образовательные материалы учителей и учащихся гимназии.

Более 90 % обучающихся вовлечены в различные виды внеклассной, внеурочной деятельности. В системе единого воспитательно-образовательного пространства гимназии работа по дополнительному образованию в 2011-2012 учебном году была направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм обучения учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей. Создание в гимназии условий для развития личности ребёнка - это процесс создания системы отношений, помогающих школьникам на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности. Внеклассная работа отвечает разносторонним потребностям личности ребёнка, реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. В течение многих лет гимназия сотрудничает с МБОУ СЮТ, ЦРТДиЮ, ДЭБЦ, бассейном «Жемчужина», школой искусств, спортивной школой, шахматным клубом. Обучающиеся гимназии посещали кружки и спортивные секции, находящиеся в учреждениях города. 92 % обучающихся гимназии охвачены дополнительным образованием. Были охвачены кружковой работой все учащиеся начальной школы. Наименьший охват кружковой работой отмечен в 10 Б , 11 Б, 10 А классах. Из учащихся, стоящих на внутришкольном  учете,  заняты все учащиеся. Анализируя состояние занятости учащихся  организованным досугом,  можно отметить, что большинство учащихся гимназии  занимаются в различных кружках, секциях, факультативах, курсах. В двух и более кружках занимались 63 % учащихся.  Не были охвачены досуговой деятельностью 24 человека.

Увеличение охвата учащихся системой дополнительного образования и внеурочной деятельностью произошло благодаря: проведению социологического опроса учащихся и родителей; созданию банка данных по мотивированным и одаренным детям. 

Особой активностью отличались дети, принимавшие участие в системе спортивно-оздоровительных мероприятий. В течение года  ребята принимали участие во всех видах соревнований на уровне гимназии, области.

Анализируя деятельность школьных  кружков, можно отметить, что все предметные и спортивные  кружки работали хорошо. Результативный выход деятельности отмечен у Богатыренко С.В., руководителя вокально-инструментального ансамбля. С появлением ВИА преобразились школьные праздники, подготовленные ими номера, были украшением Дня учителя, новогоднего праздника, праздника «Последнего звонка».  Участники ВИА стали лауреатами   смотра художественной самодеятельности.   Работы учащихся из кружка   «Умелые руки» под руководством Носовой Л.Д. выставлялись на  городской выставке, посвященной Дню города, где получили высокую оценку. Объединение «Гимназист» (руководитель Андреева И.В.) занималось выпуском школьной газеты «Гимназист». В этом учебном году в газете появились интересные статьи, сопровождаемые фотоматериалами.
В гимназии сложилась определенная система работы с одаренными и способными детьми. Основная цель этой работы – создание условий для выявления и поддержки одаренных учащихся, развития их интеллектуальных и творческих способностей. На протяжении многих лет действует научное общество гимназистов. Работа в рамках научного общества даёт возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области путём объединения и взаимовлияния учебной и исследовательской деятельности, когда опыт и навыки, получаемые в научном обществе, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы; получать межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях; осознать радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира; развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности под руководством опытных педагогов гимназии, а каждому учителю – повышать свой профессиональный уровень и педагогическое мастерство.

Вопросы, касающиеся деятельности научного общества гимназистов неоднократно рассматривались на заседаниях предметных МО.

Результаты работы научного общества гимназистов были представлены на итоговой научно-практической конференции учащихся. На суд жюри и представителей классных коллективов были представлены 22 творческие работы 33 гимназистов со 2 по 11 класс.

В 2011 – 2012 учебном году уделялось большое внимание воспитательному потенциалу каждого урока с целью активизации познавательного интереса учащихся. В гимназии традиционно проходят предметные недели, на которых дети раскрывают свой творческий потенциал. Декады русского языка и литературы, математики, истории и других предметов проходили организованно, чему способствовала четкая их спланированность.

В декабре месяце была проведена декада математики и информатики.

В рамках декады были проведены:

- конкурсы газет, кроссвордов по математики и информатики;

- урок путешествие «По стране математике» в 5б классе;

- часы занимательной математики 1 – 4 и 6 классы и 5а класс;

- общественные смотры знаний в 8-а и 9-б классах;

- урок занимательной топологии в 6б классе, провели учащиеся 11а класса.

С 5 по 30 апреля в гимназии проводился экологический месячник, состоящий из различных мероприятий, направленных на формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся; воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности; развитие таланта и способностей как особой ценности; формирование здорового образа жизни учащихся.

В рамках месячника проведены следующие мероприятия:

- конкурс плакатов среди учащихся 7 – 10 классов «Береги природу Донского края»;

- фотоконкурс среди 5 – 11 классов «Родные просторы»;

- мероприятие для 7 – 10 классов «Береги здоровье смолоду»;

- конкурс для 5 – 6 классов «День птиц»;

- экологическая мастерская «Эта удивительная вода»;

- экологическое мероприятие «Не рвите цветы».

Все мероприятия экологического месячника получились очень интересными и познавательными, учащиеся гимназии с удовольствием участвовали в их подготовке и проведении и цели данного месячника были достигнуты.

Формированию приоритета знаний в жизни школьников способствовали предметные олимпиады, которые проходили в гимназии по всем предметам. Победители олимпиад были торжественно награждены грамотами и призами  на общешкольных линейках. Этой же цели способствовали предметные недели, предметные   конкурсы «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Британский Бульдог», в которых активно участвуют наши ученики (см. п. 4 «Результаты деятельности учреждения, качество образования») .

Реализация творческих возможностей и способностей учащихся в рамках гимназии проходит при  проведении следующих праздников:

- Праздник 1 сентября – проходит традиционно во дворе гимназии, где на торжественной линейке присутствуют учащиеся всех классов. Праздник для первоклассников готовят старшеклассники, в чем выражается шефская помощь, и реализация их творческих способностей.

- Концерт, посвященный Дню Учителя и День самоуправления.

- Проведение «Осеннего бала» для начальной школы проходил в очень теплой и дружественной обстановке.

- В целях повышения общего культурного уровня обучающихся гимназии, изучения родословных своих семей; повышения интереса общества к женщине, матери, семье, их роли в воспитании подрастающего поколения; приумножения духовного, интеллектуального, культурного потенциала общества; формирования активной гражданской позиции, социализации обучающихся в гимназии в каждом классе был проведен праздник, посвященный Дню матери.

- Новогодний спектакль – проходит в нетрадиционной форме. Дети пишут сценарий и сами играют на сцене, привлекая старшеклассников. Это позволяет сблизиться друг с другом и наладить дальнейшее сотрудничество.

- Празднование Дня 8 Марта концерт талантливых и одаренных детей.

- Вечер встречи выпускников проходил под девизом «Выпускники гимназии в истории города». Была проведена поисковая работа, по итогам которой  выпущены стенгазеты.

- С целью поддержки одаренных и талантливых учащихся; развития интеллектуального и художественного творчества учащихся, привлечение их к творческой деятельности; формирования положительной мотивации учащихся на успешность в учебной и творческой деятельности в гимназии был проведен конкурс «Алло, мы ищем таланты» среди учащихся 1-8 классов.

-  «А, ну-ка девушки», одно из самых ярких и зрелищных мероприятий в гимназии, позволяет создать условия для раскрытия индивидуальности, способствует развитию эстетического начала, культуры поведения как элементов атрибутики личности девушки. Участвовали в конкурсе ученицы 5-8 классов. Девушкам представилась возможность продемонстрировать свои таланты и умения в самых разнообразных испытаниях: представление, конкурс костюмов, выполненных из нетрадиционных материалов, конкурс экзотических блюд, конкурс букетов, творческий конкурс.

- Традиционный фольклорный праздник Масленица в этом году проходил на улице. Ребята знакомились с традициями русского народа, участвовали в масленичных конкурсах. Итогом праздника стало сожжение чучела Зимы.

- Каждый год в конце мая в гимназии проходит итоговый праздник «Вот и стали мы на год взрослей!». На заключительном празднике подводятся итоги прошедшего учебного года, награждаются ребята, отличившиеся в учебе, спорте, общественной жизни гимназии. Вручаются благодарственные письма родителям. Праздник проходит в форме концерта, от каждого класса готовился номер.

- Праздник Последнего звонка и выпускные вечера.

В традиционных школьных мероприятиях участвуют все классы, но степень активности классов в жизни гимназии, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей, их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ученика. Большое значение имеет сформированность классного коллектива, отношения между учениками в классе. Для формирования «имиджа» гимназии, обмена опытом, выхода учеников гимназии на более высокий уровень особое значение имеет участие в городских и областных конкурсах. Ребята, которые принимают участие в этих конкурсах, приобретают новые навыки и умения и получают возможность проявить свои таланты за пределами гимназии, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень.

Внутришкольный контроль МБОУ гимназии № 12 осуществляется на основании Положения, утверждённого педагогическим советом гимназии (протокол № 1 от 29.08.2007). Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении», Письмом министерства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности», Уставом и Программой развития гимназии.

В гимназии создана внутришкольная система оценки качества. Внутришкольный контроль проводится в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и осуществляется в соответствии с утверждённым планом графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года (протокол педагогического совета № 1 от 30.08.2011).



Целями внутришкольного контроля являются:

- совершенствование деятельности образовательного учреждения;

- повышение мастерства учителей;

- улучшение качества образования в гимназии.



Задачи внутришкольного контроля:

- осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

- анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

Методы контроля над результатами учебной деятельности дополнены:

- мастерскими, где учащиеся ликвидируют проблемы в знаниях;

- факультативными занятиями, где учащиеся углубляют знания по предмету, решают творческие нетрадиционные задачи;

- комплексными итоговыми работами по проверке сформированности метапредметных результатов;

- мониторингом индивидуального прогресса учащихся в достижении планируемых результатов урочной и внеурочной деятельности.

Благодаря тщательному отбору методов и форм внутришкольного контроля наблюдается результативность образовательного процесса.

Так, по итогам 2011 – 2012 учебного года 106 учащихся закончили год на «отлично» (20%), 251 учащийся закончили учебный год на «4» и «5», что составило 47% от общего количества учащихся. Процент качества по I ступени – 70, 4%, II ступени – 62, 5%, по III – 77%, по гимназии – 70%. В сравнении с предыдущими годами наблюдается стабильно высокий уровень качества обученности учащихся.




Успеваемость учащихся гимназии в сравнении с другими школами города в течение последних трёх лет остаётся на первом месте.

Высокие результаты государственной итоговой аттестации, участие гимназистов в различных олимпиадах, конкурсах (см. п. 4 «Результаты деятельности учреждения, качество образования») говорят о выполнении главной задачи внутришкольного контроля: отслеживание динамики развития учащихся и учителей, создавая при этом эмоциональный комфорт и условия для самовыражения, самопознания и саморазвития каждого участника образовательного процесса.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница