В. П. Чадина Приказ №204 от



Скачать 315.36 Kb.
Дата19.05.2016
Размер315.36 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 89


Рассмотрен

на заседании МО

протокол №1

«31» августа 2015г.



СОГЛАСОВАН

Зам. директора по УР

/_________/ Семёнова Т.И.

«31» августа 2015г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №89

/___________/ В.П. Чадина

Приказ № 204 от

« 31» августа 2015 г.



Рабочая программа курса внеурочной деятельности


на 2015-2016 учебный год

по предмету «Основы духовно – нравственной культуры народов России»

(модуль « Светская этика»)

5 класс


Составили учителя истории и обществознания

Терехова П.Г., Беляева Е.И.

Челябинск, 2015

Содержание рабочей программы по курсу

«Основы духовно – нравственной культуры народов России» (модуль « Светская этика»)

1 Пояснительная записка

2 Общая характеристика учебного предмета.

3 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

5.Содержание учебного предмета, курса.

6 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

1.Пояснительная записка

В соответствии с требованиями ФГОС ООО реализация предметной области « Основы духовно – нравственной культуры народов России» ( ОДНК НР) в 2015-2016 учебном году продолжается в 5-х классах. Реализация предметной области ОДНК НР осуществляется в соответствии с нормативными документами.

1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( в ред. приказа от 29.12.2014 № 1644, ст.11.4, ст. 18.3.1)

2.Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08 – 761 «Об изучении предметной области « Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России»

3.Письмо Комитета по делам образования г. Челябинска от 26.08.2015 № 16- 0/3687 «Об организации изучения предметов области «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России в 2015-2016 учебном году.

4. ООП ООО МБОУ СОШ №89 г. Челябинска ( раздел - План внеурочной деятельности ООП ООО МБОУ СОШ №89 на 2015-2016 учебный год.)

5. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. /А.Я. Данилюк – М.: Просвещение, 2013.
Реализация предметной области ОДНК НР продолжается для учащихся 5-х классов. Соблюдается принцип преемственности при реализации модуля курса «Основы светской этики», изучавшегося в 4 классе в 2014-2015 учебном году в рамках учебного предмета ОРКСЭ.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08 – 761 «Об изучении предметной области « Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России» модуль « Светская этика» в 5-х классах реализуется за счет выделения часов (не менее 17) из плана внеурочной деятельности. Обучающимися модуль изучается с согласия и по выбору их родителей (законных представителей), соблюдая преемственность в изучении выбранного ранее курса.




2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Учебный курс ОРКСЭ и ОДНК НР является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса:

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.



Задачи учебного курса

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,

иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и

ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,

полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них

ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное

восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных

предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и

многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.



3. Описание места курса в учебном плане

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08 – 761 «Об изучении предметной области « Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России» модуль « Светская этика» в 5-х классах реализуется за счет выделения часов (не менее 17) из плана внеурочной деятельности.



Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики (модуль «Светская этика»), изучается в 4-5 классах. В 2014-2015 учебном году курс изучался в учебном плане 4 -х классов (до 17 урока включительно) во втором полугодии, в 2015 - 2016 учебном году в соответствии с рекомендациями изучается в рамках курсов внеурочной деятельности в 1 полугодии. И по месту в Образовательной программе, учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образоявания и воспитания школьников.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Требования к личностным результатам:

  • - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • - воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • - адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • - определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • - значение, понимание и принятие обучающимися ценностей; Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • - знакомство с основами светской этики и морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • - формирование первоначальных представлений о светской этике, и ее роли в истории и современности России;

  • - осознание ценности нравственности, духовности в человеческой жизни.

5.Содержание курса

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности.

Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без ущерба для качества образования, становления личности.

Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:



  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модуля учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания модуля учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между учебным курсом и другими учебными предметами;

  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Включение курса во внеурочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:


  1. Патриотизм

  2. Социальная солидарность

  3. Гражданственность

  4. Семья

  5. Труд и творчество

  6. Наука

  7. Традиционные российские религии

  8. Искусство и литература

  9. Природа

  10. Человечество

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи

Содержание модуля « Светская этика»

Основы религиозных культур и светской этики. 5 класс Часть II. – 10 часов

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.



Духовные традиции многонационального народа России – 7 часов

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).


6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Распределение часов по основным разделам программы
Рабочая программа составлена по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» рассчитана на 34 учебные недели (по 1 часу в неделю) соответственно в 4-х классах в 2014-2015 учебном году и в 5 –х классах в 2015-2016 учебном году. Все учебные часы по блокам распределены следующим образом:


п/п


Наименование раздела, блока

Количество часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1



2.

Основы светской этики.

26

3.

Духовные традиции многонационального народа России

7



Итого

34


Реализация национально-регионального компонента
Для реализации НРК в тематическом планировании программы отводится 4 часа, что составляет 10% от общего количества часов по предмету. Содержание НРК реализуется через презентации, беседы, проведение совместных праздников, просмотр слайд-фильмов, экскурсии, целевые прогулки (с согласия законных представителей).
Цели реализации НРК:

  • повышение интереса к культурным традициям народов России;

  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу РФ, Отечеству;

  • усиление самостоятельности творческого начала в работе с учащимися.




Тема урока

урока

Содержание РК

Россия – наша Родина.

1 ( 4 класс)

Устный журнал «Мой город».

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

19 (5класс)

Рассказ учащихся о своей семье.

Праздники.

28 (5класс)

Рассказы учащихся о праздниках в своей семье.

Презентация по теме «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества».

33 (5класс)

Рассказы о своей семье


Тематическое планирование модуля «Основы светской этики» для 4 класса ( 2014-2015 уч.год) и для 5 класса с 19 урока на 2015-2016 уч год.

Общая тема

Кол-во часов

№ № п\п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1 ч

1

Россия – наша Родина.

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры и морали.

Знакомятся с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.


Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений культурных традиций.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщения по выбранным темам (теме).



Основы религиозных культур и светской этики

26 ч

2

Что такое светская этика?

3

Мораль и культура.

4

Особенности морали.

5

Добро и зло.

6

Добро и зло.

7

Добродетель и порок.

8

Добродетель и порок.

9

Что значит «быть нравственным» в наше время.

10

Свобода и моральный выбор человека.

11

Свобода и ответственность.

12

Моральный долг.

13

Справедливость.

14

Альтруизм и эгоизм.

15

Дружба.

16

Что значит быть моральным?

17


Трудовая мораль.

Смысл жизни и счастье





5 класс

1(18)

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

2(19)

Нравственный поступок.

3(20)

Золотое правило нравственности.

4(21)

Стыд, вина и извинение.

5(22)

Честь и достоинство.

6(23)

Совесть.

7(24)

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

8(25)

Джентльмен и леди.

9(26)

Образцы нравственности в культуре Отечества.

10(27)

Этикет.







Духовные традиции многонационального народа России

7 ч

11(28)

Праздники.







12(29)

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

13(30)

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм

14(31) -1717(34)

Подготовка творческих проектов, презентаций выступлений учащихся.

При изучении курса наиболее широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Большое внимание на каждом уроке следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе используется электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио-видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.

Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеют творческий, поисковый и проблемный характер



Тематическое планирование

1 час в неделю, всего 17 часов

темы

Тема

Количество часов

Характеристика

деятельности учащихся




Домашнее задание










Часть II.















Род и семья – исток нравственных отношений

1

Обобщают свои знания, полученные на уроках окружающего мира, свой жизненный опыт: что такое род, семья, фамилия, родословная .

Предметные : усвоение понятий род, семья, фамилия, родословная, Родина

Метапредметные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учѐта сделанныхошибок

Личностные:осознание ценности семьи, воспитание бережного, уважительного отношения к членам семьи.


Ответы на вопросы с. 38-39

Проект герба своей семьи, Родового дерева. Подобрать пословицы о семье.





Нравственный поступок.

1

Знакомятся с основным определением понятия поступок, нравственный поступок, признаками нравственного поступка. Анализируют поступки, приводят примеры.

Предметные: усвоение понятий нравственный поступок, мотив, мораль Метапредметные:выработка умения анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения в семье и обществе

Личностные: формирование самостоятельности и личной ответственности за совершаемые поступки



Ответы на вопросы с. 40-41

Приводить примеры , принести иллюстрации для коллективного коллажа из книг или из жизни





Золотое правило нравственности.

1

Знакомятся с историей появления золотого правила нравственности. Анализируют поступки.

Предметные:усвоение понятий мораль, нравственность;

Метапредметные: умение классифицировать примеры материальной и духовной культуры;

Личностные: толерантное отношение друг к другу


Ответы на вопросы с. 42-43




Стыд, вина и извинение.

1

Анализируют поступки, приводят примеры. Беседа по картине Ф. Решетникова «Опять двойка»

Предметные:усвоение понятий вина,стыд, раскаяние

Метапредметные: объяснение явлений, процессов, связей, отношений, выявленных в ходе урока, сотрудничество с

учителем и учениками;

Личностные: формирование положительного отношения к нравственным нормам




Ответы на вопросы с. 44-45

Объяснить пословицы. Написать мини-сочинение на тему: «Когда мне было стыдно». Спросить у родителей ответить на этот же вопрос.






Честь и достоинство.

1

Знакомятся с основным определением понятия честь и достоинство, совесть, патриот, воин – защитник, спримерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

Предметные: усвоение понятий честь, достоинство, кодекс чести;

Метапредметные: совершенствование информационного поиска для выполнения учебных заданий;

Личностные: формирование чувства собственного достоинства, умения оценивать поступки окружающих


Ответы на вопросы с. 46-47

Объяснить пословицу. Привести примеры.





Совесть.

1

Предметные: усвоение понятий совесть, стыд, чувство, воля.

Метапредметные:выработка умения анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения в семье и обществе

Личностные: формирование самостоятельности и личной ответственности за совершаемые поступки


Ответы на вопросы с. 48-49

Привести примеры: «Когда меня мучила совесть?»





Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

1

Предметные: усвоение понятий добродетель и порок;

Метапредметные: формирование умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать вывод;

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.


Ответы на вопросы с. 50-51




Джентльмен и леди.

1

Предметные: усвоение понятий: свобода и моральный выбор

Метапредметные:выработка умения анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения в семье и обществе

Личностные: формирование самостоятельности и личной ответственности за совершаемые поступки


Ответы на вопросы с. 52-53




Образцы нравственности в культуре Отечества.

1

Предметные: усвоение понятий: ответственность, свобода, моральная норма

Метапредметные: формирование умения находить в известных литературных произведениях примеры, подтверждающие правоту суждений.

Личностные: осознание необходимости соблюдения человеком личностных, моральных норм поведения.


Ответы на вопросы с. 54-55

Привести примеры





Этикет.

1

Знакомятся с основным определением понятия этикет, историей возникновения. С основными правилами этикета.

Предметные: усвоение понятий: этикет, моральный долг.

Метапредметные: формирование умения находить в известных литературных произведениях, фильмах проявление правил этикета

Личностные: осознание необходимости соблюдения человеком личностных, моральных норм поведения


Ответы на вопросы с. 56-57

Составить вместе с родителями «Перечень правил этикета ученика»






Праздники.

1

Знакомятся с историей появления некоторых праздников, с видами праздников, с ритуалами некоторых праздников. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

Предметные: усвоение понятия традиция.

Метапредметные: формирование умения составлять связный рассказ о праздниках ( в том числе семейных).

Личностные: формирование бережного отношения к семейным традициям


Ответы на вопросы с. 58-59

Мини-сочинение на тему: «Мой любимый праздник», «Любимые праздники в нашей семье»






Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

1

Предметные:усвоение понятий жизнь, нравственная ценность.

Метапредметные: формирование умения сопоставлять понятия

Личностные: осознание необходимости соблюдения человеком личностных, моральных норм поведения


Ответы на вопросы с. 60-61

Мини- сочинение на тему: «Жизнь человека - высшая нравственная ценность»





Любовь и уважение к Отечеству

1

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Предметные: усвоение понятий «наследие»,«Отечество», «патриотизм».

Метапредметные: способствовать развитию позновательного интереса,м ыслительной деятельности, творческих способностей обучающихся через работу в группах, формирование умения работать с информацией, вести диалог, делать выводы. Личностные:формирование бережного отношения к традициям и культуре своей многонациональной страны, гордости за свое отечество, уважение к государству и его символам.



Ответы на вопросы с. 62-63




Подготовка творческих проектов.

1

Готовят проекты по выбранным темам, осуществляют поиск необходимой информации

Требования к проектной деятельности

Готовят выступления по выбранной теме. Ответы на вопросы анкет для учащихся и родителей.



Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

1

Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение, участвуют в диспутах

Требования к проектной деятельности

Готовят выступления

16-17

Презентация творческих проектов на выбранную тему (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

2

Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение, участвуют в диспутах

Требования к проектной деятельности







Всего

17










7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию рабочей программы



Программа

Учебник

Учебные пособия для учащихся

Методическое пособие для

учителя

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы/А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.



Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2013.


Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы Электронное приложение.
Мацыяка Е.В. Основы светской этики. Рабочая тетрадь - М.: Просвещение, 2014


Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [В.А.Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.] – М.: Просвещение, 2012.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Главная цель курса – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.

Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:



оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;



экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию

электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд МБОУ СОШ№89 (книгопечатная продукция)

учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;



печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Информационно-коммуникационные средства Видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

Фильм для родителей школьников, изучающих курс «Основы религиозных культур и светской этики размещен по адресу:http://video.yandex.ru/users/oroikinform/view/96

Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики»

ОРКСЭ презентации, уроки, тексты для учителя школы.



8.Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:



  • организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учѐта сделанных ошибок;

  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

  • оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

  • Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать еѐ, ориентируясь на учителя и одноклассников;

  • осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить еѐ в словесную форму;

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

Школьник получит возможность научиться:

  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать еѐ;

  • осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Школьник получит возможность научиться:

• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;

• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).



Предметные результаты

знать/понимать:

- общие этические понятия

- общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;

- понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг. Честь и достоинство.

Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская;

- «Золотое правило нравственности»;

- ценные качества человеческой души;

- ценности рода и семьи;

- правила морали разных религий, светские правила;

- как появилась семья;

- семейные традиции;

- правила поведения в школе;

- права и обязанности школьника;

- правила дружбы;

- понятие: этикет;

- сокровища нравственности;

- нематериальные ценности;

- кодексы мужского поведения в разные времена;

- понятия: кодекс чести рыцаря, дворянина, светского аристократа;

- роли в семье;

- кодексы женского поведения в разные времена;

- положение женщины в семье;

- понятия: леди, джентльмен;

- кодексы чести разных профессий;

- понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;

- понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.

Критерии оценивания учащихся

При преподавании курса ОДНКНР предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по блокам предусмотрена в основном в рамках последнего в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а так же успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

Педагогическое наблюдение. Наблюдение за учеником в естественной обстановке – на уроке. Метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной деятельности.

Самооценка учащихся по результатам урока:

- Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

- Я мог выполнить работу значительно лучше;

- Я плохо работал на уроке.



Мозговой штурм.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница