В. П. Чадина Приказ №204 от



страница1/5
Дата30.04.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 89

г. Челябинска



Рассмотрен

на заседании МО

протокол №1

«31» августа 2015г.



СОГЛАСОВАН

Зам. директора по УР

/_________/ Семёнова Т.И.

«31» августа 2015г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №89

/___________/ В.П. Чадина

Приказ № 204 от

« 31» августа 2015 г.


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Программа коррекционно-развивающих занятий в системе психологической помощи младшим подросткам с трудностями в обучении и общении.



курса внеурочной деятельности


«Уроки общения»
5 класс

Составила Янович Надежда Александровна,

педагог-психолог

г. Челябинск, 2015г.



Пояснительная записка

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися пятых классов (КРО) в системе психологической помощи детям с трудностями в обучении и общении.

По форме и содержанию занятия проходят в виде тренингов.

Планирование составлено на основе следующих программ.

Программа «Уроки общения» - Программа коррекционно-развивающих занятий в системе психологической помощи младшим подросткам с трудностями в обучении и общении.

Автор: Н.П. Слободяник

Известно, что у каждого ребенка имеются свои школьные проблемы и трудности, и если на какой-либо возрастной ступени нарушаются нормальные условия развития, то необходима специальная коррекционная работа.

Наша система психологической помощи детям с трудностями в обучении и общении, во-первых, основана на понимании уникальности каждого периода возрастного развития, во-вторых, построена с учетом основных возможностей и потребностей каждой возрастной стадии развития.

Эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от многих факторов и предполагает поэтапную возрастную преемственность коррекционно-развивающих методов и программ.

Известно, что в младшем подростковом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. В этот возрастной период происходит и изменение условий обучения: дети переходят из начальной школы в среднюю, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей. Для этого возраста характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов. У детей с трудностями в развитии все эти проблемы проявляются гораздо острее.

Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.

В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми.

Как показывает наш опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Это относится не только к детям-сиротам, но и к детям из неблагополучных семей. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

На психологических занятиях подросткам очень важно ощущать полную безопасность и доверие к ведущему. Поэтому психолог организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения.

Ведущий является одним из образцов поведения, которое он демонстрирует ученикам.

В нашем случае занятия ведет психолог, который хорошо знает учеников. Ученики также хорошо знают психолога по психологическим занятиям, которые он проводит начиная с первого класса начальной школы.

Сегодня существует немало программ и тренингов для подростков. Анализируя содержание различных программ для младших подростков, мы пришли к выводу, что в них недостаточно внимания уделяется вопросам культуры общения и выработке элементарных правил вежливости — повседневному этикету. Очень важно, чтобы подростки осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения.

Поэтому мы включили в занятия методики по выработке у подростков элементарных правил вежливости. Через ролевое проигрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.

На занятиях используются известные большинству психологов игры и упражнения.

Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку и рефлексию.

В первоначальный замысел занятия могут вноситься изменения прямо по ходу его ведения или накануне в связи с возникшим запросом (со стороны учащихся, преподавателей или родителей).

Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений и ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. Однако название «тренинг» не прижилось среди наших учащихся, и чаще мы используем другое название — «уроки общения». На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях.

Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают учащимся в самопознании. Интерпретировать и комментировать полученные результаты желательно в целом для всей группы или представлять их для каждого в письменном виде.

Для записей и рисования у учеников имеется индивидуальная тетрадь и папка-планшетка.

Программа занятий рассчитана на работу в течение учебного года и делится на четыре этапа (по четвертям):


  • I этап — развитие самопознания и рефлексии;

  • II этап — обучение навыкам позитивного общения;

  • III этап — разрешение проблем общения;

  • IV этап — обучение навыкам культуры поведения.

Занятия проводятся один раз в неделю в кабинете психолога или в помещении, где есть возможность свободно двигаться.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

I четверть: Самопознание


Занятие 1. Общение в жизни человека (1 час)
Занятие 2. Зачем нужно знать себя? (1 час)
Занятие 3,4. Я глазами других (2 часа)
Занятие 5,6. Самооценка (2 часа)
Занятие 7. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги (1 час)
Занятие 8. Ярмарка достоинств (1 час)
Занятие 9. Ищу друга (1 час)

II четверть: Позитивное общение


Занятие 10. Почему люди ссорятся? (1 час)
Занятие 11. Барьеры общения (1 час)
Занятие 12,13. Предотвращение конфликтов (2 часа)
Занятие 14. Учимся слушать друг друга (1 час)
Занятие 15. Уверенное и неуверенное поведение (1 час)
Занятие 16. Нужна ли агрессия? (1 час)

III четверть: Проблемы общения


Занятие 17. Пойми меня (1 час)
Занятие 18. Мои проблемы (1 час)
Занятие 19,20. Обиды (2 часа)
Занятие 21. Критика (1 час)
Занятие 22. Комплименты или лесть? (1 час)
Занятие 23,24. Груз привычек (2 часа)
Занятие 25. Азбука перемен (1 час)
Занятие 26. Вежливость (1 час)

IV четверть: Культура поведения


Занятие 27. Зачем нужен этикет? (1 час)
Занятие 28. Приветствия (1 час)
Занятие 29,30. Умение вести беседу (2 часа)
Занятие 31. Телефонный разговор (1 час)
Занятие 32. В театре (1 час)
Занятие 33,34. Принимаем гостей (2 часа)
Занятие 35. Итоговое занятие (1 час)
ЛИТЕРАТУРА

1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991.

2. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., 1995.

3. Дубинская В.В., Баскакова З.Л. Мой мир. Курс социальной поддержки учащихся старших классов. М., 1997.

4. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Киев, 1997.

5. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1997.

6. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995.

7. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. /Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой, СПб., 2000.

8. Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся 4–6-х классов. Киев, 1999.

9. Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2007.

10. Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994.

11. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. М., 2005.

12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (1–4 ч.) М., 2008.

13. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 2007.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница