В русле идеи Януша Корчака Проект программы инновационной работы детского сада Л. Кларина



Скачать 194.72 Kb.
Дата27.04.2016
Размер194.72 Kb.
В русле идеи Януша Корчака

Проект программы инновационной работы детского сада
Л. Кларина, ведущий научный сотрудник Института педагогических инновация РАО.

Публикуемая здесь статья может показаться не соответствующей запросам наших читателей, так как посвящена проблемам дошкольного образования. Однако мы публикуем ее, исходя из интересов тех руководителей школ, которые создали ила намерены создать школы-комплексы. В этом случае в сферу непосредственного внимания директора попадают и проблемы дошкольной подготовки детей.

Заинтересованны» читатель найдет в этом материале а теоретическое обоснования и конкретные методические советы. Надеемся, что они будут полезны
Януш Корчак, писатель, врач по образованию, в течение многих лет возглавлявший основанный им детский дом е довоенной Польше, создал и практически воплотил уникальную для своего времени систему воспитания детей разноге возраста. Эта система вобрала в себя идеи многих представителей гуманистической педагогики, психологии и медицины. Основное кредо воспитательной системы Корчака - ее целостность, открытость и постоянное развитие, адаптации к конкретным обстоятельствам, к индивидуальным особенностям детей и воспитывающих взрослых.

АКТУАЛЬНОСТЬ проекта инновационной работы детского сада в русле идей Корчака определяется тем, что для дошкольного образования России сейчас в равной мере характерны два процесса: во-первых, пересмотр целей и задач работы с детьми, характера отношений с ними; во-вторых, открытие, осознание взглядов польского педагога. Надо признать, что российские наставники, подчас зная детские книги Януша Корчака, крайне недостаточно знакомы с теми его идеями, которые касаются взаимоотношений взрослых и детей, принципов организации их общей жизни, воспитания и образования как тех, так и других. Такая неосведомленность естественна для тоталитарного государства - ему необходимы идеи вовсе не гуманистической, а авторитарной педагогики с ее дисциплинарным подходом, стремлением к контролю всех и вся. Командно-административной системе был не только глубоко чужд, но подчас и враждебен демократизм Корчака, отстаивающего право каждого ребенка на индивидуальность - право "быть тем, что он есть", право на уважение. Гораздо удобнее было исходить из того, что все дети одинаковы - все они представляют собой некое "среднее арифметическое", посредственное по своей сути. Тогда и программа может быть единой - одинаково обязательный для всех набор знаний, умений и навыков.

Проектируя работу детского сада, мы решили обратиться к непосредственному опыту Корчака - к его практике, которую он, к счастью, описал в своих педагогических и художественных произведениях. Конечно, как и ко всякому чужому опыту, да еще проявившемуся в уже далеком для нас прошлом, к нему надо относиться весьма осторожно. Поэтому мы пытаемся осмыслить его, развивая в контексте нынешнего состояния науки и практики, применительно к условиям, сложившимся в России.

Результатом этого осмысления является данный проект инновационной работы детского сада. Он касается единой группы, состоящей из 40 детей разного возраста от 3 до 6 лет (приблизительно по 10 детей каждого возраста).

Люди с иным масштабом

Корчак категорически не принимал образовательную систему, которая дает "знания ради знаний", изживая, к тому же, всякое желание приобретать их. Он настаивал на том, что необходимо поставить "на одну доску со знаниями - характер человека и его способности нести обязанности в отношении себя, семьи и общества".

Пользуясь современными психологическими понятиями, эти слова Корчака можно интерпретировать следующим образом: основная ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ состоит в том, чтобы способствовать РАЗВИТИЮ "ядерной" характеристики ЛИЧНОСТИ каждого ребенка - его СУБЪЕКТИВНОСТИ (см. Слободчиков В. И. "Развитие субъективной реальности в онтогенезе", М., 1994), т.е. способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, способности стать субъектом собственной жизни в мире.

В поисках новых подходов к дошкольному образованию ключевым для нас стали такие слова Януша Корчака:

"Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств".

Здесь поставлен целый ряд вопросов, характер решения которых чрезвычайно важен для работы детского сада.

Эти вопросы состоят в следующем:

- какое содержание образования отобрать, как его преподнести, чтобы оно было близко и интересно детям - людям "с иным масштабом понятий";

- какие детские "источники опыта" использовать, каким образом это делать, какие новые -найти и предложить, чтобы это содержание детям было интересно осваивать;

- как при этом учесть стремления детей, их склонности и интересы;

- как взрослым и детям научиться понимать друг друга, учитывая особый язык детей, особый характер проявления их чувств.

По существу, данный проект - это попытка найти ответы на эти вопросы.

Януш Корчак, будучи врачом по образованию, представлял собой уникальный синтез медика, психолога и педагога. Благодаря этому он с успехом осуществлял "великий синтез ребенка", пользуясь его выражением. Ему удавалось помогать каждому из детей адаптироваться к социуму, исходя из его физического и психического развития.

Для осуществления такого ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА в детском саду необходима регулярная совместная работа ПСИХОЛОГА, ФИЗИОЛОГА и ВРАЧА-ДИАГНОСТА, специалиста по психосоматическим заболеваниям. Деятельность этих трех специалистов должна проходить в тесном контакте с педагогами и родителями воспитанников.

Такой ЦЕЛОСТНЫЙ, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ подход осуществляется по отношению как к группе в целом, так и к каждому ребенку ИНДИВИДУАЛЬНО.

Для его реализации сотрудникам детского сада необходимо сообща определить такие способы ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА, которые и позволили бы создать единое СООБЩЕСТВО детей и воспитывающих их взрослых. Создание такого пространства необходимо не только в групповых помещениях, но и на улице - на участке детского сада. Помимо материально-предметной среды должна быть создана и соответствующая ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ АТМОСФЕРА, необходимая для развития личности ребенка, его свободы и самостоятельности.

Кроме того, задача педагогов детского сада состоит еще и в том, чтобы, войдя в контакт с родителями воспитанников, помочь им найти пути и формы, в которых эта работа может быть продолжена дома, в семье.

В результате должна быть найдена СОГЛАСОВАННАЯ СИСТЕМА работы с группой детей и с каждым ребенком в детском саду и дома, базирующаяся на ЦЕЛОСТНОМ ПОДХОДЕ.

Самостоятельность, свобода и ответственность

Определяя основные цели работы детского сада как развитие личности ребенка, особое значение мы придаем формированию САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ каждого из детей, его СВОБОДЫ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ, то есть способности активно и творчески влиять на те события, которые происходят или могут произойти в мире, на характер протекания этих событий.

Развитие личности ребенка обусловлено его приобщением к миру человеческой культуры - к каждой из сфер, которые условно можно поделить: ПРИРОДА, РУКОТВОРНЫЙ МИР, ДРУГИЕ, Я САМ (см. ниже схему, которая была предложена В. А. Петровским). Приобщение это как бы троякое - оно включает в себя три вида отношений: познание каждой из сфер, ее преобразование (с учетом ее специфики, конечно) и общения с ней, адекватную оценку и выражение эмоционального отношения к происходящему.

Для того, чтобы человек мог войти в мир, действовать в нем активно и творчески, ему надо овладеть

ПРИРОДА

О

РУКОТВОРНЫЙ МИР

ДРУГИЕ

Я САМ

СРЕДСТВАМИ и СПОСОБАМИ построения этих трех видов отношений с каждой из сфер.

Не менее важно и развитие у детей способности и стремления к самосовершенствованию, развитие отношения к образованию как к собственной ценности.

Основная ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ, на наш взгляд, состоит в том, что оно дает индивиду возможность открывать для себя мир, наполнять его смыслом, постигать происходящее в нем, и, таким образом, расширять мир человека. Образование позволяет совершенствовать мир, раздвигать границы собственных действий в нем, жить полнее, чувствовать себя свободнее, ощущать радость творчества, "полет мысли и фантазии", по выражению Ф. Фребеля.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ развития личности детей, их самостоятельности, свободы и творчества можно условно разделить на ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ и ПРИКЛАДНЫЕ.

К ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ относятся формирование и развитие у ребенка базиса личностной культуры, его приобщение к средствам и способам познания и преобразования мира, эмоционально-ценностного отношения к нему.

ПРИКЛАДНЫЕ связаны со знакомством детей с разными областями действительности, с расширением их опыта познавательной, эмоциональной и деятельностной активности в этих областях и - благодаря этому - создание и постепенное расширение у них целостного образа мира.

Что касается ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ детей, то по отношению к нему мы выделяем следующие ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

- овладение теми СРЕДСТВАМИ и СПОСОБАМИ ПОЗНАНИЯ, которые используются на донаучном, житейском уровне, не принадлежат какой-то одной науке, а являются общими для всех наук;

- овладение СРЕДСТВАМИ и СПОСОБАМИ ОПИСАНИЯ окружающего мира - опять же не какими-то особыми "языками", а теми, которые помогают любому вненауч-ному, житейскому описанию: языком игры, сказки и реалистического по-вествования, языком букв, цифр, геометрических форм, звуков, живописи, графики, движений и т.д.;

- развитие у детей ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, которые возникают в ходе интеллектуальных процессов и способствуют их лроте-канию: ИНТЕРЕСА к окружающему, к процессу познания, РАДОСТИ открытия, успеха, знакомства с новым и узнавания знакомого, ЭМОЦИИ УДИВЛЕНИЯ, значение которой бесспорно для порождения мотива выяснения причин явлений, их сути,выяснения истины. Близко к этому и развитие эмоциональных комплексов у детей, а также развитие эффективно-когнитивных взаимодействий, превращение их в структуры, а затем и в личностные черты ребенка.

Среди СРЕДСТВ ПОЗНАНИЯ, которыми необходимо овладеть детям в дошкольном возрасте, следует особо выделить сенсорные эталоны, эталоны разных мер (мера длины, веса времени и т.д.), модели, речь, всевозможные "языки".

Среди СПОСОБОВ ПОЗНАНИЯ, необходимых дошкольникам, надо назвать наблюдение (в том числе и самонаблюдение), обследование объектов, простейшие измерения, экспериментирование как непосредственно с предметами (но следует иметь в виду, что это, безусловно, недопустимо по отношению к объектам живой природы), так и с их образами, моделями, с опорой на изображение и без таковой - в воображении, использование моделей и их построение, сравнение и сопоставление, умозаключение.

К ПРИКЛАДНЫМ ЦЕЛЯМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ дошкольников относится совершенствование у них целостного образа мира через посредство углубления и расширения его физической, химической, биологической, социальной, экономической и других "картин". В дошкольном и младшем школьном возрасте эти "картины" предстают перед ребенком в виде представлений - своего рода "обобщенных воспоминаний", по выражению Л. С. Выготского.

Что касается ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ детей (развития их волевой культуры), то они по сути направлены на ПРИОБЩЕНИЕ детей к СРЕДСТВАМ и СПОСОБАМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ мира и, кроме того, предусматривают развитие ПРАКСИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ.

Общий для разных сфер действительности инструментарий деятельности практического плана включает в себя совокупность способов целенаправленного преобразования мира. К ним относятся:

способы постановки цели - целеполагания; способы выбора средств и определения очередности и последовательности их применения - планирование; способы прогнозирования возможных эффектов действия; способы контроля выполнения действий; способы оценки результатов и способы их коррекции.

При этом, учитывая специфику разных сфер действительности, необходимо иметь в виду, что деятельность по преобразованию каждой из них принимает разный характер и требует развития способностей детей выполнять ту или иную деятельность, развития конкретных, связанных с этой деятельностью, представлений, умений и навыков. Овладение этими конкретными способностями, собственно, и составляет совокупность ПРИКЛАДНЫХ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ детей.

Так, преобразования в сфере "ПРИРОДА" требуют знакомства с экологическими, а также с биологическими и физико-химическими закономерностями, практических умений по уходу за природными объектами. При этом могут развиваться практические способности выращивания растений и животных, устройства садов, парков, огородов, сбора природных богатств и т.д.

Преобразования в сфере "РУКОТВОРНЫЙ МИР" требуют развития у детей эстетических представлений, представлений о физических и химических свойствах предметов и материалов, представлений об операциях со знаками и символами, а также развития способностей решения практических задач в области изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.), конструирования из разных материалов (природный, бросовый и строительный материалы, бумага, ткань и т.д.), в других видах деятельности.

Преобразовательная деятельность в сфере "ДРУГИЕ", по сути, представляет собой попытки влияния на других людей (или на другие существа). Это требует развития у детей эстетических представлений о способах и формах общения, а также развития способностей общаться, взаимодействия с другими людьми, другими существами.

В сфере "Я САМ" деятельностно-практическое развитие выражается в способности владеть собой, совершенствовать свое физическое развитие, спортивные достижения, навыки самообслуживания, корректировать свои поступки и, конечно, требует расширения представлений о внутреннем мире индивида.

Становление третьего вида отношений к миру, тесно связанного с двумя первыми, - ЦЕННОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО - требует реализации следующих ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ:

- развитие ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ по отношению ко всем сферам действительности, как к природе, так и к произведениям искусства, к продуктам человеческого труда, к другим существам;

- развитие ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ЗАНИМАТЬСЯ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - РАЗВИТИЕ "ХОЧУ" ребенка;

- развитие способности ВЛАДЕТЬ своими ЧУВСТВАМИ, ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЯЗЫКОМ ЭМОЦИЙ:

обнаруживать и различать эмоции других и собственные, адекватные той или иной ситуации.

Эти фундаментальные цели реализуются через посредство достижения ПРИКЛАДНЫХ, т.е. расширение эмоционального образа каждой из сфер окружающего мира, развитие способности сопереживать другим, распознавать их эмоции и адекватно выражать свои происходит в процессе восприятия художественной литературы и произведений искусства, в ходе решения познавательных и практических задач, по ходу игр, театральной деятельности, рисования, конструирования, лепки, занятий музыкой, танцами и т.д. - в процессе разных, свойственных детям видов деятельности, их общения с другими людьми.

Накопление субъективного опыта

Мы полагаем, что для реализации этой системы целей развития необходимо определенным образом организовать процесс накопления ими СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА и наполнить его соответствующим содержанием. Причем содержание это надо отобрать так, чтобы оно включало в себя доступные ребенку и интересные, близкие ему средства и способы познания мира, его преобразования и выражения эмоционального отношения к нему, его оценивания.

В этом как раз и состоит ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ данного проекта - определить, каким образом РАСШИРИТЬ СУБЪЕКТИВНЫЙ ОПЫТ ребенка, сделать его РАЗВИВАЮЩИМ. Очевидно, для этого надо ввести в этот опыт средства и способы всех видов взаимодействия с миром, включать в него ценности разных областей человеческой культуры, многообразные аспекты образа мира.

Собственно, в этом, на наш взгляд, и состоит СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Это накопление такого конкретного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром, и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, что характерно, побуждает его к приобретению все нового и нового опыта.

Причем необходима такая организация процесса накопления опыта каждым ребенком, выявление и использование таких путей приобщения детей к человеческой культуре, при которых образование становится самоценным для каждого.

Очевидно, это условие легче выполнимо при оптимальном использовании опыта, уже накопленного ребенком, его склонностей и интересов - если, опираясь именно на них, ребенка приобщают к новым способам взаимодействия с миром, расширяют его образ, наполняют новым содержанием, помогают ему открывать привлекательность новых видов деятельности, превращать их в самоценные.

Мы исходили из того, что практически всех детей дошкольного возраста можно считать ТАЛАНТЛИВЫМИ хотя бы в какой-то степени в той или иной области. Важно выявить одаренность ребенка, найти ту область, в которой она может проявиться.

Кроме того, возможность добиться успеха увеличивается для ребенка в том случае, если удается отыскать его "модели учения", т.е. такие способы постижения действительности, которые для него наиболее эффективны. Эти "модели учения" могут быть связаны не только с известными различиями в типах запоминания, свойственными тем или иным людям, но и с возникающими у них ассоциациями, проводимыми ими аналогиями и т.д. Важно создать такие условия, в которых эти "модели учения" возникают и развиваются, поскольку успех обучения во многом зависит от того, какими моделями индивид владеет. Под "учением" мы понимаем процесс, осуществляемый самим индивидом при освоении нового. В отличие от этого, обучение - это внешняя для индивида организация процесса усвоения нового как в специально созданных социальных ситуациях (детский сад, школа и т.д.), так и в стихийно складывающихся ситуациях, например, в ходе общения.

Исходя из сказанного, программа для дошкольников, наряду с содержащимся в ней ОБЩИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ, предъявляемыми ко всем детям, предусматривает ВАРИАТИВНОСТЬ - учитывая индивидуальность каждого, давая возможность любому ребенку отыскивать собственные "модели учения", развиваться в оптимальном для него темпе. Кроме того, она должна сочетать коллективные и индивидуальные формы работы взрослых с детьми, включать самостоятельную работу дошкольников.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ программы воспитания и обучения дошкольников касаются средств и способов познавательного, эмоционального и действенно-практического взаимодействия с миром, которые так или иначе необходимо передать детям. Передача этих средств и способов, собственно, и составляет ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ дошкольного образования.

При этом ПРИКЛАДНЫЕ ЦЕЛИ могут варьироваться. Вопрос о том, на основе какого содержания и каким образом дети овладевают средствами и способами взаимодействия с миром, внутри какого опыта, наиболее привлекательного для ребенка, в ходе какого вида самоценной для него деятельности, с помощью каких форм и методов работы, какая часть образа мира при этом развивается в наибольшей степени - решается ИНДИВИДУАЛЬНО.

Так, если для ребенка самоценна, например, такая деятельность, как рисование, то такие средства познания, как сенсорные и измерительные эталоны, модели, такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, моделирование, можно ввести в процесс этой деятельности. В силу ее привлекательности для ребенка повышается вероятность того, что овладение этими средствами и способами познания будет сопровождаться положительными интеллектуальными эмоциями -развитием у детей эмоции интереса к окружающему, к процессу познания эмоций радости открытия, успеха, знакомства с новым и узнавания знакомого, эмоции удивления и др.

И, конечно, в любом из видов детской деятельности можно решать проблемы постановки ее конкретных целей, выбора средств, планирования, прогнозирования возможных эффектов действия, контроля и корректировки. Любая деятельность может быть организована так, чтобы у детей рождались праксические эмоции.

Для решения задачи систематизации детского опыта и его расширения необходимо выделить виды опыта и выяснить, какие именно цели образования дошкольников - как фундаментальные, так и прикладные - могут быть решены внутри каждого из этих видов.

Приобретается индивидом

Воспользуемся следующей классификацией опыта. СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ, приобретаемый индивидом, можно условно разделить на РАЦИОНАЛЬНЫЙ опыт взаимоотношений с миром и ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ.

Мы можем говорить о РАЦИОНАЛЬНОМ ОПЫТЕ ребенка в том случае, если речь идет не только о том, что в процессе своей жизни он совершал соответствующие действия, но и о том, что они так или иначе в той или иной степени были осознаны.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ, собственно, представляет собой эмоциональные следы прошлых действий.

Очевидна тесная связь рационального и эмоционально-чувственного опыта. Для нас особенно важен тот факт, - что дошкольником рациональный опыт приобретается лишь в том, случае, если он эмоционально окрашен. Чем сильнее рациональный опыт ребенка - связан с эмоционально-чувственным, тем больше вероятность того, что он останется у него в памяти, тем больше возможность использовать его в дальнейшем. В связи с этим особое, внимание следует обратить на развитие у детей ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ в ходе накопления ими рационального опыта.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ, в свою очередь, включает в себя ОПЕРАТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, направленную на трансформацию действительности, и ОПИСАТЕЛЬНУЮ, функция которой состоит в том, чтобы отражать действительность в существующем виде, без попыток ее трансформации.

Выясним сначала структуру оперативного опыта.

В ОПЕРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ можно выделить ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ и КОНСТРУКТИВНУЮ составляющие.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ составляющая ОПЕРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ включает в себя физический, логико-математический виды опыта и упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ в этом контексте может касаться какой угодно когнитивной деятельности (от рефлексивной до интеллектуальных операций), но в любом случае его основная характеристика состоит в том, что оно не предполагает приобретения новых представлений, новых знаний. Таким образом, в процессе упражнений возможно лишь повторение ребенком опыта, что важно для закрепления уже известных ему способов решения тех или иных задач.

В противовес упражнениям, как физический, так и логико-математический опыт, связаны с получением новых представлений. Эти представления возникают в процессе манипуляций с объектами (объекты представляют собой не только предметы как таковые, но и их образы, модели, символы и т.д.).

При этом для ФИЗИЧЕСКОГО ОПЫТА характерно получение информации как бы из самих объектов посредством абстрагирования: отделение одного (возможно, вновь открытого) качества от других и опускание остальных. Таким образом обнаруживаются разные признаки предмета: его цвет, форма, шершавость поверхности, связь этой характеристики с характером движения предмета, вес предмета, связь между весом предмета и его объемом и т.д.

В процессе приобретения индивидом ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА у него возникают представления о специфических действиях с объектами и об обнаружившихся благодаря этим действиям их новых свойствах: о независимости суммы от порядка пересчета, о независимости числа предметов от их размера и т.д.

КОНСТРУКТИВНУЮ составляющую ОПЕРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ можно, в свою очередь, условно разделить в соответствии со сферами действительности еще на две составляющие:

- ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО-СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ, предусматривающий целенаправленные изменения, создание новых логических конструкций в природе и рукотворном мире;

- СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ - опыт этических отношений с другими, совершенствование собственного "я".

Преобразовательно-созидательный опыт предусматривает развитие целенаправленной деятельности - постановки целей, выбора средств, планирования, контроля действий и их корректировки - по отношению к природе и рукотворному миру. Речь идет, например, о целенаправленной деятельности по решению разнообразного типа познавательных задач, выращиванию растений, животных, по преобразованию ландшафта земли, по экологическим преобразованиям, а также о целенаправленной деятельности в области художественной, материальной и духовной культуры, произведений искусства.

Накопление и расширение преобразовательно-созидательного опыта обуславливает не только развитие детей, но и развитие у них интеллектуальных, практических и художественных способностей.

Конструктивная составляющая оперативной деятельности должна включать множество упражнений, направленных на повторение (желательно вариативное) уже знакомых действий, с тем, чтобы превратить их в умения и навыки. Эти разнообразные навыки и умения необходимы детям для успешной реализации преобразовательно-созидательной деятельности в приложении ее к разным областям: решение конструктивных задач познавательного, технического, художественного характера.

Специальные упражнения возможны и в целях совершенствования СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА - этики отношений с другими людьми, способов воздействия на себя самого.

Для развития ОПИСАТЕЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РАЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА индивида необходимо снабдить его средствами и способами, позволяющими представить реальность в существующем виде, имитировать ее, а именно средствами и способами: - восприятия окружающей действительности,

- имитации - как игровой, так и художественной (графической, двигательной, речевой и т.д.),

- копирования,

- представления окружающей действительности в виде умственных образов и т.д.

Такими средствами, по существу, являются разнообразные "языки" - как образные (музыки, танца, живописи и т.д.), так и логические (цифр, букв, геометрических форм и т.д.). К средствам описательной деятельности к тому же относятся символические игры, умственные образы, графические образы (рисунки) и т.д.

РАСШИРЕНИЕ ЭМОЦИО-НАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА взаимодействия ребенка с миром требует развития его эстетического восприятия, т.е. эмоционального ощущения объектов, явлений, процессов как целостных и прекрасных (или, напротив, неприятия их как несоответствующих эстетическим или этическим идеалам).

Для решения этой задачи необходимо "заложить" у детей "эстетический фундамент" - с помощью произведений искусства, образцов художественной, материальной и духовной культуры, через посредство доступных детям моделей эмоционально-чувственного восприятия мира дать им возможность видеть красоту и стремиться к ней везде: в живой и неживой природе, в обществе, в отношениях с людьми, в их трудовой деятельности и ее продуктах, в физически развитом теле и физических возможностях человека, в его интеллектуальной деятельности и т.д.

И, конечно, для полноценного открытия мира искусства, художественной, материальной и духовной культуры детям необходимо участвовать в творческих процессах - создавать новые для себя эмоционально-чувственные конструкции. Зачастую, правда, эти эмоционально-чувственные конструкции трудно отделить от логических, поскольку задача, как правило, подразумевает одновременное создание и тех, и других.

Итак, систематическая работа по накоплению и расширению эмоционально-чувствительного опыта будет способствовать эмоциональному воспитанию детей: развитию у них интеллектуальных и праксических эмоций, эмоциональной отзывчивости, способностей адекватно выражать свои эмоции и понимать эмоциональные выражения окружающих.

Классификацию опыта, которой мы воспользовались, можно представить графически с помощью схемы (см. рис.).

Очевидно, что все те составляющие, на которые мы условно поделили опыт индивида, вместе взятые, при правильной организации их накопления дошкольниками и позволяют достичь выполнения поставленных нами фундаментальных и прикладных целей развития личности детей дошкольного возраста.

Очевидно и то, что чрезвычайно важно выделить, какой опыт уже имеется у ребенка, каков уровень владения этим опытом, с тем, чтобы знать, от чего "отталкиваться" и каким образом это делать. Эту задачу можно решить с помощью специальных наблюдений за ребенком, серий вопросов и заданий для него. Но об этом - в следующем номере.

(Окончание следует)
© Журнал «Директор школы», №5, 1994


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница