В русле идей Януша Корчака. Проект программы инновационной работы детского сада Л. Кларина



Скачать 177.13 Kb.
Дата27.04.2016
Размер177.13 Kb.
В русле идей Януша Корчака.

Проект программы инновационной работы

детского сада
Л. Кларина, ведущий научный сотрудник Института педагогических инноваций РАО
Окончание. Начало см. N 5.

Фундаментальные и прикладные цели


Фундаментальные и прикладные цели развития личности ребенка возможно реализовать посредством расширения его субъективного рационального и эмоционально-чувственного опыта взаимодействия с миром лишь при особой организации образовательного процесса в детском саду -при создании двух ключевых условий:

во-первых, при создании таких РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ, лежащих в русле самоценных форм активности того или иного ребенка, которые позволят ему более или менее самостоятельно приобрести новый опыт, совершить новое открытие, проявить себя творчески;

во-вторых, при создании СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ, необходимых для поддержки разных видов этой самоценной активности детей, для поддержки у ребенка желания приобщаться к человеческой культуре.

Это сочетание самостоятельного учения ребенка и обучения его взрослым в процессе доброжелательного продуктивного общения как раз и представляет собой суть ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ.

Для реализации такой модели образовательного процесса содержание развивающих заданий и способы работы с ними должны отвечать ряду стратегических ориентиров, характерных для личностно-ориентированной дидактики.

Мы лишь перечислим эти ориентиры, не имея возможности останавливаться на них подробно:

- принцип вариативности моделей обучения (частный случай этого принципа способ "через-себя-понимания");

- принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия;

- принцип приоритетного старта;

- принцип этапности;

- принцип преемственности и непрерывности образования в детском саду и в школе.

Развивающие задания для дошкольников, направленные не расширение их субъективного опыта, будучи СИСТЕМАТИЗИРОВАНЫ ВОКРУГ КАТЕГОРИЙ разного характера (таких, как "живое" и "неживое", "время", "движение", "качество", "количество", "причина" и "следствие", "потребности" и "ресурсы" и многие другие), должны быть составлены так, чтобы у детей была возможность получать образные представления в разных "картинах" мира: биологической и физической, математической и эстетической и т.д.

Развивающие задания для каждого ребенка надо подобрать так, чтобы они "попадали" в ЗОНУ его БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ, на которую правильно организованный процесс обучения и воспитания оказывает расширяющее воздействие.

При отборе и построении системы развивающих заданий для дошкольников следует уделить внимание УСЛОВИЯМ КОНТРАСТА - несходства, противоречивости нового опыта ребенка и уже имеющегося у него. Для этого содержание образовательных ситуаций должно давать ребенку возможность сопоставить то, что имеется в его опыте, уже успело в какой-то степени "устояться", с новым опытом, в том или ином отношении противоречащим предыдущему, и благодаря этому увидеть новую "загадку", решение которой ведет к новому "открытию".

Важно в процессе обучения и воспитания детей соблюдать и условие ФИКСАЦИИ УСПЕХА - отмечаются любые, даже малейшие успехи ребенка, поскольку с его деятельностью по расширению субъективного опыта и ее результатами у него должны быть связаны положительные эмоции.

Общее психологическое пространство

Непременным условием реализации модели личностно-ориентированной дидактики в детском саду является отыскание ОБЩЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ДИСТАНЦИИ И ПОЗИЦИИ оптимальных для взаимодействия детей и взрослых.

Развивающие задания для детей, составленные в соответствии с требованиями ЛИЧНОСТНО-ОРИЕН-ТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ, лежат внутри традиционно "детских" видов деятельности. Они строятся на основе игр детей, их речевого общения, рисования, конструирования, музыкальной деятельности, двигательной активности и т.д.

Одна из ведущих целей инновационной работы детского сада состоит в том, чтобы СОСТАВИТЬ такие РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ для дошкольников, которые бы представили им возможность накопления и расширения всех составляющих субъективного опыта каждого ребенка.

Успешность выполнения этой цели зависит от решения следующих задач:

1. Диагностирование детей группы психологом, физиологом и врачом с целью определения психосоматических и физиологических особенностей каждого ребенка

Разработка на основе результатов диагностики этими специалистами рекомендаций для сотрудников детского сада и родителей воспитанников, касающихся способов взаимодействия с детьми, составления программ работы с ними.

2. Составление ПРОЕКТОВ ПРОГРАММ работы с детьми по каждому из видов деятельности, которые можно отнести к традиционно детской, а именно по следующим видам деятельности: ИГРОВОЙ (сюда относится как игровое манипулирование, так и дидактические игры, игры с правилами, сюжетно-ролевые и режиссерские игры детей), СПОРТИВНОЙ, ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ, МУЗЫКАЛЬНОЙ, ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ, РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ, ТРУДОВОЙ (последняя в основном касается самообслуживания и труда детей в природе).

Мы планируем, что в нашем детском саду эта задача будет выполняться следующими специалистами:

- воспитателем - руководителем спортивной работы;

- воспитателем - руководителем театрализованной деятельности детей;

- воспитателем - руководителем литературно-художественной деятельности детей;

- воспитателем - организатором труда в природе;

- музыкальным руководителем;

- руководителем художественно-изобразительной деятельности детей;

- преподавателем иностранного языка;

- специалистом по развитию у детей физического опыта;

- специалистом по развитию у детей логико-математического опыта;

- специалистом по эмоциональному развитию детей - развитию у них эмоционально-чувственного опыта.

Помимо перечисленных сотрудников, в детском саду будут работать воспитатели-психологи; помощники воспитателя, физиолог; врач-диагност, логопед, медсестра; руководитель программы.

Поясним, как появилось такое большое число сотрудников и каким образом будет организована их работа. Безусловно, не по школьному классно-урочному методу. Мы планируем, что КАЖДЫЙ сотрудник будет по возможности участвовать во ВСЕХ видах детской деятельности.

При этом он руководит одним из ее видов: пишет проект программы работы с детьми по этому виду деятельности, согласовывая его с другими, помогает остальным воспитывающим взрослым в его проведении.

Оговоримся, что в принципе, один человек может быть руководителем нескольких (например, двух) видов детской деятельности. Но в нашем детском саду в силу ряда обстоятельств намерены работать молодые специалисты, студенты-психологи и педагоги. Для них более удобно и целесообразно иметь не полную рабочую нагрузку. Это создает определенные преимущества и для детского сада - благодаря этому удается составить более гибкое расписание занятий детей, в большей мере осуществлять индивидуальный подход к ним.

Мы стремимся к тому, чтобы один воспитывающий взрослый одновременно занимался не более, чем с десятью детьми. Если учесть, что детей приводят в детский сад и забирают не всех сразу, то расписание работы взрослых (при десятичасовом режиме работы детского сада - с 8 до 18 ежедневно, кроме субботы и воскресенья) может быть та ким:

8.00 1 воспитатель

8.302 воспитателя, 1 помощник воспитателя.

9.00 - 12.00 5 специалистов-воспитателей.

12.00- 15.00 2 воспитателя, 1 помощник воспитателя.

15.00 -18.00 4 - 5 специалистов-воспитателей.

Примечание: трое взрослых нужны в том случав, если часть детей не нуждается в дневном сне, но остается в детском саду. если всем детям необходим отдых, с ними могут оставаться воспитатель и его помощник.

Итак, каждый из перечисленных руководителей видами детской деятельности, а также преподаватель иностранного языка представляют проект программы своей работы с детьми, предусматривающий максимально возможное расширение их СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА.

Перед СПЕЦИАЛИСТАМИ по развитию у детей ФИЗИЧЕСКОГО, ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО и ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА стоят следующие задачи:

- помочь каждому из руководителей видами детской деятельности расширить соответствующие части опыта детей, составить необходимые для этого развивающие задания;

- представить свои проекты программ, содержащие специальные игры, игровые занятия и разнообразные формы общения, направленные на приобретение детьми опыта, которым невозможно овладеть в процессе других видов деятельности.

Перед РУКОВОДИТЕЛЕМ всей ПРОГРАММЫ стоит задача составить целостный проект работы детского сада на основе представленных специалистами отдельных проектов, которые будут приняты и одобрены НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ учреждения.

В каждом из проектов программ, представленных на рассмотрение НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА, надо учитывать следующее:

- общие требования к составлению проектов программ инновационной работы детского сада, (изложенные выше);

- рекомендации психолога, физиолога и врача-диагноста, касающиеся работы со всей группой в целом и с каждым ребенком индивидуально;

- разновозрастный характер группы.

КАЖДЫЙ ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ работы с детьми включает три части: - проект общей работы, выполнение которой необходимо для всех детей группы,

- благодаря ей реализуются фундаментальные цели развития личности каждого, а также решаются задачи консолидации группы, создания единого детско-взрослого сообщества;

- проект вариативных частей работы, в котором учтены особенности разных детей, их склонности и интересы, и, таким образом, направленные на решение прикладных задач развития личности каждого ребенка;

- систему работы с родителями.

КРИТЕРИИ оценки всех представленных проектов программ и проекта всей программы в целом будут разрабатываться по следующим направлениям:

- дает ли программа возможность установления контакта с каждым ребенком;

- предусматривает ли она работу по консолидации всей группы в целом, по созданию детско-взрослого сообщества, зарождению его традиций;

- насколько полно представлены в программе различные виды опыта взаимодействия с миром и способы его приобретения детьми;

- насколько полно удалось включить в проект программы средства и способы взаимодействия детей с окружающим миром;

- какие категории включены в проект, каким образом систематизировано вокруг них предлагаемое содержание, насколько и каким образом эти категории согласуются с теми, которые предлагаются в других проектах;

- какие "картины мира" рождаются и развиваются у детей благодаря предлагаемому проекту, насколько полный и целостный образ мира образуется у них при этом;

- развитие каких устремлений детей предусматривается программой: их глубина, характер (когнитивный, деятельностный, эмоциональный), количество;

- как и насколько связан данный вид детской деятельности с другими в соответствии с предлагаемым проектом;

- как представлены в проекте и насколько сочетаются друг с другом разные средства образования детей дошкольного возраста (коллективные и индивидуальные игровые средства, дидактический театр, беседы-дискуссии, групповые и индивидуальные средства обучения и т.д.);

- возможность реализации предлагаемой программы в имеющихся условиях, предложения по их совершенствованию, конкретность и реальность выполнения этих предложений.

3. Осуществление всеми сотрудниками детского сада постоянных наблюдений поведения детей с целый корректировки работы с ними - ведение общего ДНЕВНИКА НАБЛЮДЕНИЙ за каждым ребенком. В Дневнике отмечаются СКЛОННОСТИ и ИНТЕРЕСЫ ребенка, их развитие, его УСПЕХИ и ПРОБЛЕМЫ в области взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, в области реализации фундаментальных и прикладных целей развития личности.

Регулярный (проводимый еженедельно) СЕМИНАР, включающий обмен информацией, оперативное обсуждение сотрудниками детского сада возникающих у них в процессе работы проблем, касающихся содержания и организации образовательного процесса в детском саду, работы с родителями воспитанников.

4. Разработка психологами специальной СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ уровня развития детей -уровня реализации фундаментальных и прикладных целей развития личности каждого ребенка.

Обсуждение и тщательная теоретическая проверка разработанной системы диагностических заданий, ее опробование и корректировка.

Использование полученного варианта системы диагностических заданий для регулярной (проводимой ежегодно) проверки результативности и в целом ко всей группе с целью дальнейшей корректировки этого процесса.

Примерный график

В заключение приведем примерный график работы сотрудников детского сада


Таким образом, с детьми одновременно общаются следующие специалисты (применительно к дням недели и ко времени дня):

ПОНЕДЕЛЬНИК

8.00 - 8.30 Воспитатель (психолог).

8.30 - 11.30 Воспитатель (психолог), Муз., Пом. восп.

9.00 - 12.00 Лог.-мат.опыт, Физ. опыт, Иностр. язык.

12.00 - 15.00 Пом. восп.,Восп.(психолог), Восп.(театр,).

15.00 - 18.00 Эмоц.развит., Восп.(спорт.),Восп.(театр.), Восп. (психолог).
ВТОРНИК

8.00 - 8.30 Воспитатель (психолог).

8.30 - 11.30 Воспитатель (психолог), Муз., Пом. восп.

9.00 - 12.00 Восп.(лит.-худ.), Ин. язык, Восп. (природа).

12.00 - 15.00 Пом. восп., Восп.(природа), Восп. (лит.-худ.).

15.00 - 18.00 Восп.(театр.), Худ.-изобр., Восп. (природа), Восп. (лит.-худ.)- до 17.
СРЕДА

8.00 - 8.30 Восп. (лит.-худ.).

8.30 - 11.30 Восп. (лит.-худ.), муз., Пом.восп.

9.00 - 12.00 Лог.-матем. опыт, Восп .(природа), Восп. (театр).

12.00 - 15.00 Пом. восп., Восп. (театр.), Восп. (природа).

15.00 - 18.00 Физ. опыт, Эмоц. развит., Худ.-изобр., Восп. (психолог) - 14 до 18.
ЧЕТВЕРГ

8.00 - 8.30 Воспитатель (психолог).

8.30 - 11.30 Восп. (психолог), Восп. (природа), Пом. восп.

9.00 - 12.00 Лог.-мат. опыт, Иностр. язык.

12.00 - 15.00 Пом. восп.,Восп. (лит.-худ.), Восп. (природа).

15.00 - 18.00 Восп. (театр.), Физ.опыт, Эмоц. развит., Худ.-изобр.
ПЯТНИЦА

8.00 - 8.30 Восп. (психолог).

8.30 - 11.30 Восп. (психолог), Муз., Пом.восп.

9.00 - 12.00 Лог.- мат. опыт, Иностр.язык, Физич.опыт.

12.00 - 15.00 Пом.восп., Восп. (психолог), Восп. (спорт).

15.00 - 18.00 Восп. (театр.), Худ.-изобр., Эмоцион. развит., Восп. (психолог).
Несколько воспитателей могут заниматься одновременно с большой группой детей одним видом деятельности, или же разными, разделив их на более мелкие подгруппы (по 8 -10 человек).

Конечно, это расписание составлено лишь примерно - без согласования с сотрудниками и родителями, без сведений о времени пребывания детей в детском саду, о режиме их сна.

У сотрудников может появиться резерв времени за счет того, что родители будут забирать детей раньше 18.00 (приводить детей позже 8.30 нецелесообразно - им будет сложнее включаться в деятельность группы).

Проведение еженедельного семинара сотрудников - рефлексия работы с детьми за неделю и составление проекта работы в течение следующей недели - возможно в пятницу, после того, как детей заберут родители, или во время дневного сна детей (если в группе практически не остается детей, которые не нуждаются в дневном сне) - по данному расписанию в пятницу в середине дня в детском саду присутствует большинство сотрудников, нет лишь ВОСП. (лит.-худ.) и ВОСП. (природа).

Пример построения работы по теме "МЫ В ДЕТСКОМ САДУ и ДОМА"

Для того, чтобы построить работу с детьми в период их адаптации к детскому саду (первые 4-6 недель), удобно выбрать определенную тему, работа по которой будет построена так, чтобы это способствовало установлению контакта каждого из сотрудников с каждым ребенком и с его семьей, помогало развитию дружеских отношений между детьми, развивало их общение друг с другом, создавало и поддерживало желание приходить в детский сад.

В качестве примера можно предложить такую широкую тему, как "МЫ В ДЕТСКОМ САДУ и ДОМА". Она позволит сотрудникам лучше познакомиться с детьми и их родителями, условиями, в которых живут дети, с их склонностями и привязанностями, отношениями и правилами, которые существуют дома. С другой стороны, эта тема позволяет познакомить детей (и их родителей) с тем, что их окружает в детском саду, что и как здесь происходит, ввести определенные правила поведения. Очень важно заложить традиции жизни детей в детском саду. При этом какие-то традиции, возможно, будут близки домашним, принятым в некоторых из семей воспитанников, другие же будут сильно отличаться от них. Интересно обратить внимание детей -сравнивать с ними те и другие традиции, выяснять причины как их сходства, так и различия.

Сотрудники детского сада составляют такие развивающие задания внутри этой темы, которые позволяют:

- выявлять тот опыт физического, логико-математического, социального (включая этический), преобразовательно-созидательного, описательного, эмоционально-чувственного (включая эстетический) характера, который есть у того или иного ребенка, выяснять, какого именно опыта ему не достает;

- расширять все названные виды опыта для каждого ребенка, включая в них средства и способы взаимодействия с миром;

- выявлять интересы и склонности детей;

- знакомить их с такими категориями, как "живое" и "неживое", "есть" и "нет", "время", "качество" и "количество", "движение", "воображаемое" и "действительное", "причина" и "следствие", "потребности" и др.;

- расширять у детей "картины мира" разного характера (физического, математического, экономического, географического, биологического, исторического, художественного, эмоционального);

- предоставлять детям возможность выбора (того или иного вида деятельности, той или иной еды и т.д.);

- способствовать развитию разных форм работы детей: как самостоятельно, так и вместе со сверстниками с детьми другого детского возраста, под руководством педагогов детского сада, родителей, других взрослых.

В качестве отдельных примеров развивающих заданий для детей по теме "Мы в детском саду и дома" можно привести следующие:

Беседы о том, у кого из животных какое жилище - элементарные сведения по биологии, категории: "причина" - "следствие", "потребности" - "ресурсы". Беседы о том, в каких разных домах живут сказочные герои - развитие представлений о фольклоре, о сказках разных народов, разных авторов, о категориях "воображаемое" - "действительное".

Беседы ни в коем случае не проводятся изолированно, сами по себе - они связаны с чтением литературных произведений, рассматриванием иллюстраций, с экскурсиями, прогулками, дискуссиями, всевозможными практическими действиями детей и т.д.

1. Речевое общение.

Беседы о том, в каких домах живут дети: описания домов (цвет, материал, из которого сделан, количество этажей, старый или новый) и квартир (сколько комнат, что стоит в комнатах, кто из членов семьи в какой комнате живет и т.д.). В содержание этих бесед, в частности, входит знакомство детей с сенсорными эталонами, категориями "количество", "качество", "время", "причина", "следствие", "потребности", "ресурсы".

Знакомство детей с адресом. Беседы о Москве. Сюда включается краеведческая работа, первые элементарные сведения по истории и культуре близлежащих мест.

Беседы о членах семьи: их количество, имена, возраст (если уместно), занятия и интересы, любимые вещи, привычки, традиции и т.д. Попутно обсуждаются такие категории, как "количество", "качество", "время", "причина" - "следствие", "потребности", "ресурсы", пополняется социальный опыт детей.

Беседы о самом ребенке: каким он был раньше, когда родился, как он рос, каким стал теперь, что он любит (что - нет), с кем хочет подружиться и т.д. Речь идет о таких категориях, как "количество", "время", "причина" - "следствие", "потребности", "ресурсы", расширение социального опыта.

Беседы о том, каковы обязанности каждого из членов семьи, кто что делает по дому, какие правила существуют дома - обсуждение категории "потребности", "ресурсы", расширение социального опыта детей.

Беседы о том , что есть в детском саду, кто в нем работает, каковы обязанности каждого, какие правила надо установить, как их соблюдать - аналогично предыдущему : обсуждение категорий "потребности", "ресурсы", расширение социального опыта детей.

Беседы о том, в каких разных домах живут люди, как по-разному украшают их, какие разнообразные растения растут и в помещениях, и вокруг них - элементарные сведения по географии, развитие представлений о следующих категориях: "причина" - "следствие", "потребности", "ресурсы".

Беседы о том, у кого из животных какое жилище - элементарные сведения по биологии, категории: "причина-следствие", "потребности", "ресурсы". Беседы о том, в каких разных домах живут сказочные герои - развитие представлений о фольклоре, о сказках разных народов, разных авторов, о категориях "воображаемое" - "действительное".

Беседы ни в коем случае не проводятся изолированно, сами по себе - они связаны с чтением литературных произведений, рассматриванием иллюстраций, экскурсиями, прогулками, дискуссиями, всевозможными практическими действиями детей и т.д.

2. Литературно-художественная деятельность.

Полезно знакомить детей с произведениями художественной литературы разных жанров, разных стран и эпох в соответствии с выбранной темой, например: Ю. Мориц "Дом гнома", В. Бианки "Кто в каком доме живет", Э. Успенский "Очень страшная история", книги о Москве ("Кремль", "Китай-город" и др.), русская народная сказка "Теремок", англ. нар. сказка "Три поросенка" (в обр. С. Михалкова) и многие другие.

3. Художественно-изобразительная деятельность.

Дети рассматривают репродукции портретов, художественные изображения домов, дворцов, хижин разных времен и народов, рисуют их, определяя формы, подбирая краски и т.д.

4. Театрализованная деятельность.

Игры-драматизации по прочитанным сказкам, придумывание детьми собственных сюжетов и разыгрывание их.

5. Музыкальная деятельность.

Музыкальные "портреты", музыкальные игры, разучивание песен и танцевальных движений разных народов на темы, связанные с жилищами разных существ, с правилами их поведения, с традициями.

6. Спортивная деятельность.

Зарядка в детском саду и дома.

Виды спорта, подвижные игры, которыми можно заниматься в детском саду, дома. Выяснение того, какие правила при этом надо выполнять, какие игры нельзя проводить и почему.

7. Трудовая деятельность.

Дети в процессе собственной деятельности выясняют, что и как надо делать, чтобы был порядок дома и в детском саду, какие правила уборки, ухода за растениями и домашними животными надо соблюдать.

8. Игровая деятельность.

Конструирование домов из разных материалов (внутри игровой деятельности): какие материалы лучше использовать и почему - физический опыт; сколько каких материале} нужно - логико-математический опыт; конструирование по чертежам-схемам - логико-математический опыт.

Игровые упражнения: кто что видит из окна - логико-математический опыт.

Нахождение дороги "домой" разными существами - социальный опыт.

Нахождение дороги из лабиринта - логико-математический опыт. Нахождение дороги, ориентируясь по предметам - символам, стрелкам, дорожным знакам и т.д. - логико-математический опыт. Нахождение кратчайшей дороги, самой длинной дороги - логико-математический опыт.

Где живут буквы, цифры, геометрические формы - их "дома" - логико-математический опыт.

Игры детей по сюжетам сказок, реальной жизни - социальный опыт.

Игры с правилами (подвижные игры, настольные игры и др.) - социальный и другие виды опыта (в зависимости от сюжета игры).

9. Иностранный язык.

Отдельные слова и фразы, с помощью которых дети могут понять и передать простейшую информацию о самом себе, о своем доме, о жизни в детском саду (категории "есть" - "нет", "я" - "другие" и т.д.)
* * *

Приведенные здесь примеры - это, безусловно, далеко не полная картина, а лишь небольшая часть того содержания, которое можно предложить для составления развивающих заданий при работе с детьми по данной теме. Специалистам - сотрудникам детского сада предстоит разработать целую систему развивающих заданий для детей, расширяющих все виды их опыта по отношению к разным сферам действительности в русле темы "Мы в детском саду и дома", а затем и последующих.

Одновременно с работой по этой теме проводится диагностика психосоматического и физиологического развития детей, разрабатываются рекомендации по характеру общения и обучения каждого из них.

Кроме того, вносятся необходимые изменения в организацию предметной среды в группе и на участке детского сада. Постепенно в течение учебного года осуществляется выбор последующих тем для работы с детьми, проектируется их содержание, способы работы с ними, определяются развивающие задания, условия, необходимые для их выполнения.

© Журнал «Директор школы», №6, 1994


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница