В системе доу



страница1/11
Дата30.04.2016
Размер2.36 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Академия социального управления

Центр практической психологии образования

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В СИСТЕМЕ ДОУ
Научно-методическое пособие

Под редакцией С. В. Кривцовой


АСОУ


2013

УДК 372.3

ББК 74.100

Р17


Рецензенты:
кандидат психологических наук, профессор Е. А. Мухаматулина;

кандидат педагогических наук Э. Ф. Алиева



Р17


Развитие социальных компетенций у старших дошкольников в системе ДОУ: науч.-метод. пособие / под ред. С. В. Кривцовой. – АСОУ, 2013. – 152 с.
В научно-методическом пособии представлена технология по развитию социальных компетенций детей в старших и подготовительных группах ДОУ. Авторы приводят шесть оригинальных методик для работы с детьми и родителями, а также сценарии занятий-путешествий, которые развивают навыки ролевой сюжетной игры, эмпатии, понимания собственных эмоций, саморегуляции и кооперации со сверстниками. Это первый этап широко известной программы «Жизненные навыки», разработанной группой психологов и психотерапевтов под научным руковод­ством С. В. Кривцовой.
УДК 372.3

ББК 74.100


© Кривцова С. В., ред., 2013

© АСОУ, 2013

Оглавление



Введение 4

Кому предназначено пособие? 4

Выигрывают все 7

Этапы внедрения программ по развитию социальных и эмоциональных компетенций в ДОУ 8



Глава 1. Эмоциональное и социальное развитие дошкольника. Научные основания для решения задачи по выделению и развитию социальных компетенций 14

1.1. Некоторые научные данные об эмоциональном развитии ребенка первых шести лет жизни 14

1.2. Социальные и эмоциональные компетенции 28

Глава 2. Универсальные психолого-педагогические инструменты для развития социальных компетенций. Базовые методики работы с воспитателями 52

2.1. Методика открытого наблюдения за ребенком в коммуникации (МОН) 52

2.2. Методика оценки потребности ребенка во вмешательстве взрослого (ПВВ) 58

2.3. Методика проведения психолого-педагогической интервизии (ППИ) (обсуждение отдельного случая) 60

2.4. Методика экспертной оценки уровня развития и качественного состава социальных компетенций детей в группе ДОУ (диагностика с помощью «ДЖиН 5+») 64

2.5. Методика понимания чувств и потребностей ребенка (МПЧ) 65

2.6. Методика привлечения к работе родителей (МПРР) 70

Глава 3. Сценарии занятий по развитию социальных и эмоциональных компетенций у детей 74

3.1. Введение для педагога-психолога 74

3.2. «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешест­вия». Сценарии работы с детьми 5–6 лет по развитию социальных и эмоциональных компетенций 80

Литература 146



ВВЕДЕНИЕ

Кому предназначено пособие?

Сегодня мы живем в ситуации реформирования отечественного образования, которое происходит хаотично, поскольку трудно выделить его основополагающую идею. Задачи дошкольного образования, роль каждого специалиста, – все требует прояснения. В наши дни как никогда верна мысль о том, что нет ничего практичнее хорошей теории. Нет хорошей теории, а вот феномены, которые требуют объяснения, уже невозможно не замечать. За последние тридцать лет произошло заметное изменение мира детства, игрушек, детской игры, психологического и физического статуса ребенка. Прежней осталась только методика дошкольного образования.

Современная картина детства претерпела разнообразные изменения за последние два десятка лет. К сожалению, специалисты системы дошкольного воспитания, а часто и родители до конца не осознают масштаб перемен, пребывают в растерянности либо в отрицании права на существование новых феноменов детства. Невозможно не заметить, что детей сегодня встречает мир новых игр, игрушек, новой детской литературы и «густое» информационное пространство. Произошли перемены в социальном окружении ребенка, которое сегодня состоит в основном из взрослых: малодетные семьи и отсутствие дворовых детских сообществ ведет за собой сбой в передаче от одних детей другим составляющих детской субкультуры. Немаловажен также все ускоряющийся темп жизни: и детей, и родителей. Вот основные характеристики новых условий детства, по крайней мере, в городе. Одновременно нарастает понимание огромных возможностей дошкольного возраста, что усиливает желание родителей максимально использовать дошкольный период и предложения со стороны системы дошкольного образования, как государственного, так и негосударственного.

Два последних десятилетия разнообразили представления о «хороших» родителях. При достаточно резкой поляризации общества в целом, а значит и родителей в частности по материальному, образовательному и социальному статусам, для любых категорий родителей возросли сегодня возможности получения педагогической и психологической информации по вопросам воспитания детей, выбора типа дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) для своего ребенка. Правда, концепции работы ДОУ, отражающие разнообразие современных взглядов и подходов к развитию и вопросам воспитания ребенка, звучат нередко взаимоисключающим образом. Поэтому неудивительно, что сегодняшние мамы и папы несколько растеряны и дезориентированы. Они ищут профессионалов, которые помогут упорядочить и осознать собственные педагогические ориентиры. Надо признать, что современный родитель может вполне успешно сам разобраться с когнитивным и физическим развитием малыша: купить ему компьютерные игры, развивающие игрушки, записать в бассейн. Единственное, чего не может дать детям подавляющее большинство взрослых, – полноценную игру со сверстниками, общение, в котором происходит интенсивное формирование социального и эмоционального интеллекта дошкольника. Развитие соответствующих возрасту эмоциональных и социальных компетенций в игре и совместной деятельности со сверстниками, на наш взгляд, может и должно стать приоритетом ДОУ.

Такая смена акцентов произошла несколько лет назад в дошкольной системе образования стран Западной Европы, где именно начальной ступени образования (elementary school) уделяют самое большое внимание. Лучшие педагоги, самые передовые теории коммуникации и много времени для свободной игры и собственной инициативы детей вошли в последние десятилетия в практику систем образования экономически сильных стран. Там психолог в ДОУ выполняет особую роль: он оказывается главным специалистом по работе не столько с детьми, сколько с педагогическими кадрами. Он консультирует воспитателей и педагогов, организует и проводит повышение квалификации, ведет психолого-педагоги­ческие консилиумы.

Когда мы разрабатывали данную программу, то не только подробно изучили лучшие образцы зарубежного опыта, но и внимательно посмотрели, какие детские сады и за счет чего сегодня удерживают хороший уровень работы. Выводы и наблюдения стали основанием для написания настоящего научно-методического пособия по внедрению в ДОУ в группах старших дошкольников системной работы по развитию социального и эмоционального интеллекта. Мы предлагаем программу психологу и предупреждаем, что она – особенная. В ней представлены не только систематические занятия с детьми, которые раз в неделю ведет психолог, но и описаны процесс обучения социальным и эмоциональным компетенциям воспитателей и особая методика привлечения к работе родителей.

В ходе занятий дети получают возможность в игровой форме освоить основные социальные и эмоциональные компетенции, адекватные их возрасту (гл. 1); воспитатели знакомятся с проблематикой социальных и эмоциональных компетенций как общечеловеческого контекста, одинаково актуального для детей и взрослых (гл. 2, 3). Занятия с воспитателями тоже ведет психолог, он сам вместе с коллегами осваивает методики, с помощью которых можно стать тонко настроенным на мир ребенка профессионалом, научиться подмечать особенности становления социальных компетенций каждого ребенка и на основании индивидуального профиля строить психолого-педагогический план действий (гл. 2). Мы сразу хотим сделать заявление для наших коллег-психологов, что говорить будем не о новейшей диагностике поведенческих отклонений, не о классификации когнитивных дефектов, а о феноменологии современного дошкольного детства. Перед нами на ближайший год стоят предельно простые и вместе с тем довольно сложные задачи, главная из которых – научиться видеть ребенка. Отбросить желание встроить ребенка в какую-то типологическую схему, что повлечет работу с ним, как с представителем определенного психологического отряда, вида, типа, но делать наблюдения день за днем, грамотно их фиксировать, анализировать открыто и непредвзято. Это и приведет к тому, что из внешних протокольных наблюдений постепенно, как на гальтоновской фотографии, начнет проступать целостный нередуцированный ребенок в его существе.

Такой подход, в котором главная работа специалиста – не диагностика и обучение, а наблюдение, наблюдение и наблюдение, уже более столетия называют феноменологической психологией. Феноменологическое наблюдение – открытое. Не сквозь схемы, но в установке доверия и принятия. Только так сквозь дефекты, «плохое» поведение и несовершенства открывается воспитателю детская индивидуальность. Феноменологическое открытое наблюдение постепенно формирует установку заинтересованного любящего взгляда близкого взрослого. Его последствия для ребенка благотворны и чрезвычайно важны. Но не менее важны они для профессионального взрослого. Л. С. Выготский пытался, на наш взгляд, практически пересказать эту же мысль, когда ввел понятие «зоны ближайшего развития» (Выготский Л. С. Проблемы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т. 4). Если нет беспредпосылочного, открытого взгляда на ребенка, как может взрослый определить зону его индивидуального ближайшего развития, его и только его особенный, скрытый пока от равнодушного, но открытый любящему взгляду потенциал?

Если психолог сможет заинтересовать этой идеей коллег, тогда и воспитатели, и психолог совместными усилиями могут начать реализовывать программу, а появившиеся эффекты – профессионально обсуждать в форме психолого-педагогической интервизии (гл. 2). Постепенно взрослые, работающие в ДОУ, не только воспитатели, но и нянечки, и заведующая, погружаются в проблематику развития диалога между взрослыми и детьми, межличностной коммуникации педагогов между собой, отношений ребенка с собой и миром. Возможно, вскоре они обнаружат, что дефициты компетенций ребенка – всего лишь зеркало их собственных дефицитов. Такое открытие может стать мотивом, чтобы изменить что-то в своем стиле выстраивания межличностных отношений – так взрослые постепенно становятся примерами для подражания. Без этого условия трудно говорить всерьез о развитии социального и эмоционального интеллекта детей и управлении психологическим благополучием в ДОУ.

Авторы надеются, что здравый смысл и совместные усилия психологов и педагогов, наделенных терпением, могут изменить жизнь и детей, и собственную к лучшему, ведь благодаря внедрению программ по развитию социальных компетенций в ДОУ выиграют все.



Выигрывают все

Выиграет администрация, потому что:

а) сегодня тема развития социальных компетенций – одна из самых передовых, заниматься ей престижно, а участие в программах по внедрению новых технологий позволит не только повысить статус и репутацию ДОУ, но и стать в будущем инновационной площадкой, участвовать в конференциях, конкурсах проектов областного и всероссийского уровней и побеждать в них, знакомиться с новыми интересными идеями; б) объединит свой коллектив на основании общей гуманистической идеи, постепенно превратив его в коллектив единомышленников; в) улучшится качество жизни в ДОУ для воспитателей и педагогов, так как им станет интереснее работать, они охотнее будут заниматься с детьми, и это все обеспечит заслуженную народную славу ДОУ.

Выиграет каждый воспитатель, потому что: а) у него появится больше уверенности и профессионализма; б) меньше трудных ситуаций с детьми, в том числе в собственном родительском опыте; в) получив новые знания и навыки, он будет «дороже стоить» на рынке труда; г) улучшатся, станут более уважительными и наполнятся новым содержанием отношения между коллегами.

Выиграют дети, потому что: а) они, наконец, станут «видимыми», почувствуют, что их лучше понимают; б) в группах будет меньше насилия, неуважения между детьми; в) детям подарят год или два замечательных интересных занятий, каждое из которых эмоционально включает ребенка и чему-то ненавязчиво учит; г) в результате внедрения программ постепенно изменятся правила детской группы, так что всем в ней будет спокойнее и радостнее жить; д) дети получат ценнейший дар – навыки уважительного отношения к себе и другим людям, т. е. то, что пригодится им в течение всей жизни.

Выиграют родители, потому что: а) они увидят образцы конструктивного отношения к конфликтам и проблемам со стороны профессиональных и доброжелательных взрослых: психолога и воспитателей; б) им предложат перенять некоторые хорошо зарекомендовавшие способы коммуникации с их ребенком; в) покажут непредвзятый взгляд на их собственного ребенка, часто более адекватный, чем родительский; г) наконец, у родителей появится больше доверия к ДОУ, чувство, что их ребенок в хороших руках.

Выиграет психолог, потому что: а) психолог и педагог, наконец, станут единомышленниками, знания психолога больше не будут противопоставлены педагогическим, объединение их усилий даст необыкновенный эффект; б) программы по внедрению социальных компетенций своим содержанием глубоко затрагивают не только детей, но и взрослых, которые их ведут, давая новые и новые поводы уделять себе внимание, заниматься саморефлексией; в) через технологию внедрения программ он шаг за шагом начнет работу по улучшению жизни в ДОУ, сможет видеть, как отчуждение, раздражение и равнодушие постепенно сменяются искренним интересом; г) он, возможно, переживет чувство гордости за свой педагогический коллектив; д) вырастит профессионально, станет увереннее и сильнее, преодолев непременные трудности на пути решения этой сложной, но благородной задачи.

Выиграет система дошкольного образования, потому что: а) получит новый опыт и знания, основанные на новейших разработках мировой и отечественной психологии и педагогики; б) новые программы больше соответствуют социокультурной природе ребенка, чем программы тотального раннего когнитивного образования; в) получит здоровьесберегающие технологии взамен программ, ведущих к его ранней невротизации; г) увидит возможности для развития социальных чувств и профилактики нарушенного развития личности.



Этапы внедрения программ по развитию
социальных и эмоциональных компетенций в ДОУ

Особенность программы, которую мы назвали «Жизненные навыки», заключается в том, что она строится на основе следующих исходных утверждений:



  1. невозможно формировать социальное поведение детей посредством отдельных занятий-уроков;

  2. только когда все в детском саду: и воспитатели, и педагоги на своих занятиях, и нянечки, и охранник дядя Петя, начнут систематически уделять внимание тому, что обращаться с другими и самим собой можно правильно или неправильно, и наконец, станут примером для подражания, только тогда поведение детей начнет меняться;

  3. при этом детям дошкольного возраста не нужно осознавать и рефлексировать собственный стиль неконструктивного поведения, тем более специально учиться рассуждать об этом, а вот взрослым это делать необходимо.

Ребенок приходит в группу детского сада. Ему необходим новый жизненный опыт. В процессе построения отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения вне предсказуемых, устоявшихся, иногда консервативных способов взаимодействия с членами своей семьи малыш обогащается новыми социальными компетенциями. Важно, чтобы в этой новой жизни его встретил и сопровождал компетентный взрослый. Для развития личности малыша чрезвычайно важно иметь рядом компетентного взрослого, который бы смотрел на него с установкой принятия и понимания.

Данное пособие предназначено для повышения квалификации в этом направлении. По мере чтения данной книги представления о компетентном воспитателе и психологе будут уточняться и углубляться. Пока можно сказать очевидное: это заслуживший доверие, близкий детям человек, который способен оказать поддержку и помощь, когда это необходимо, и не вмешиваться в ситуацию, чтобы не ограничивать возможностей для саморазвития детей, когда вмешательства не требуется. Иными словами, детям нужен взрослый, по-настоящему настроенный на их мир, иначе он будет видеть не детей, а теоретические концепции и обязательно что-нибудь перепутает. Поэтому в основе внедрения программ по развитию социальных и эмоциональных компетенций будет обучение воспитателей и педагогов умению смотреть на детей и видеть существенное, т. е. обучение методикам наблюдения.

Многие опытные воспитатели сегодня разочарованы в психологе, они говорят: психолог не может быть настоящим помощником детей, потому что он приходит в группу всего два раза в неделю, это значит, он недоступен для детей всегда, когда нужен. Вместе с тем он умеет видеть ребенка глубже, хотя многое, конечно, зависит от того, как скоро он научится наблюдать, доверять своей интуиции и перестанет прикреплять ярлыки, за которыми так легко спрятаться самому. Воспитатель всегда рядом с детьми, но сегодня по экономическим причинам часто на место воспитателя берут женщин без специального образования, многие из них не соответствуют даже самым элементарным требованиям к культурному взрослому, иные даже плохо говорят по-русски. Таким образом, идеальной позиции в штатном расписании ДОУ нет. Но кто-то может стать тем импульсом, который сдвинет с мертвой точки ситуацию в ДОУ. Разработчики настоящей программы предлагают на эту роль педагога-психолога. Почему? (Можете использовать этот фрагмент в первом разговоре с администрацией ДОУ.)

Во-первых, психолог понимает, что такое социальные компетенции. Педагог-психолог более профессионально подготовлен к тому, чтобы понимать логику переживаний (эмоций) ребенка, а развитие социального поведения строится именно на тонком понимании эмоциональной подоплеки такого поведения, обычно психология эмоций – это курс психологического, а не педагогического образования. Иными словами, именно психолог по причине своего образования понимает, что именно происходит, когда что-то происходит. Он сможет освоить предлагаемые в пособии программы, улучшающие способности видеть и понимать, и сможет передать их воспитателям.

Во-вторых, он может научить педагога и воспитателя профессионально важным компетенциям, потому что сам ими владеет. Именно психологическое образование и профессиональная практика (участие в тренингах, самопознании, индивидуальные консультации и супервизии) научили психолога саморефлексии, т. е. взгляду на самого себя. Это важно, чтобы понять, что вносит в ситуацию взрослый (своей манерой, неточными словами, настроением), и убрать в скобки «свою долю». Поскольку обучение социальному интеллекту по большей части подчиняется законам подражания, саморефлексия взрослого становится одним из самых главных навыков воспитателя.

В-третьих, он может стать образцом ответственного и персонально включенного отношения к новому. Психолог, который какое-то время успешно работает в ДОУ, очевидно, является стойкой личностью, потому что эта работа – сложная и конфликтная, в ней много общения с разными людьми, которое требует выдержки, корректности и способности понимать. Твердый характер и упорство совершенно необходимы для внедрения такой непростой программы в практику ДОУ.

В-четвертых, он может выстроить профессиональное общение с педагогами и воспитателями. Несмотря на то что позиция психолога не выше, чем позиция воспитателя или логопеда, он все-таки в силу своего образования служит авторитетом для остальных коллег в психологических вопросах, к которым очевидно относится система социальных и эмоциональных компетенций. Поэтому будет нормально обсуждать трудные случаи, конфликтных детей и непростые взаимоотношения под его руководством и при его активном участии.

В-пятых, он может заинтересовать и собрать вокруг себя коллег. Психолог, берущийся внедрить программу, при всесторонней поддержке заведующей ДОУ может стать лидером и занять активную позицию в этом внедрении, личным примером доказывая ее эффективность и действенность.

Изменит ли это нагрузку психолога? Скорее, расширится содержание его работы. Нагрузка (в академических часах – акад. ч) представлена в следующей таблице1.


Содержание работы

Нагрузка, акад. ч в неделю

Подготовительный период (2–3 мес.)

Работа с воспитателями

1–2

Работа по продвижению проекта

2

Работа с родителями и формирование детских групп

6

Наблюдение за детьми

12

Методическая работа по подготовке отчетных документов, кейсов, протоколов наблюдений

8

Основной период (9 мес.)

Работа со взрослой сопровождающей группой

2

Работа с родителями

2

Занятия в детской группе

По 35 мин – 2 занятия

Наблюдение и интервизии

10

Методическая работа по подготовке отчетных документов, кейсов, протоколов наблюдений

10

ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ»
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАНЯТИЯ-ПУТЕШЕСТВИЯ

1. Психолог знакомится с содержанием программы по развитию социального и эмоционального интеллекта «Жизненные навыки» в ДОУ. Он понимает, что программа ему:



а) не нравится.

На этом внедрение завершается.



б) нравится, кажется новой и затрагивает его лично.

Далее он переходит к п. 2.



2. Психолог знакомится с технологией внедрения, прежде всего, с содержанием занятий с воспитателями. Он приходит к выводу, что:

а) в ДОУ учить некого (низкий уровень образования и заинтересованности всех без исключения воспитателей).

На этом внедрение завершается.



б) есть шанс заинтересовать программой хотя бы двоих воспитателей.

Далее он переходит к п. 3.




3. Психолог готовится к разговору с заведующей ДОУ, при этом он полагает, что:

а) администрация не позволит начать системную работу по проекту.

На этом внедрение завершается.



б) заведующая и администрация ДОУ могут заинтересоваться очевидными преимуществами внедрения программы.

Далее он переходит к п. 4.



4. Составляет список тех, на кого можно опереться (заинтересовать). Проводит переговоры с коллегами, выслушивает их возражения и советы, готовит материал по теме «Социальный и эмоциональный интеллект в жизни человека», презентацию с некоторыми выразительными видеоматериалами и выступает перед педколлективом. В результате:

а) группа воспитателей не набралась.

На этом внедрение завершается.



б) есть хотя бы два воспитателя, которые готовы попробовать освоить методики, повышающие их профессиональную компетентность.

Далее он переходит к п. 5.



5. Психолог начинает вести систематические занятия по программе освоения базовых методик, развивающих профессиональную компетентность воспитателей. Для подготовки к занятиям он систематически сам наблюдает детей в режимные моменты, во время свободной игры, в конфликтах со сверстниками и готовит правильно оформленные описания (письменные или видеоматериалы). О ходе и результатах работы сообщается администрации. В процессе занятий психолог замечает, что:

а) воспитатели не справляются с программой, интерес к ней потерян.

На этом внедрение программы в ДОУ завершается.



б) постепенно воспитатели осваивают программу «Шесть базовых методик», их интерес к детям и социальным компетенциям не уменьшается.

Далее он переходит к п. 6.



6. Вместе с воспитателями, работающими с 5–6-летками, психолог начинает формировать детские группы по 10–12 человек в каждой. Для этого они готовят совместное выступление на родительском собрании, проводят индивидуальные беседы с родителями. По итогам данной работы:

а) родители отказываются от занятий.

Поскольку занятия не могут проходить без согласия родителей, на этом внедрение программы завершается.



б) часть родителей все-таки заинтересовались экспериментом и дали согласие на его проведение.

Далее психолог переходит к п. 7.



7. Вместе с педагогами и воспитателями психолог проводит диагностику уровня развития социальных компетенций у каждого ребенка – участника группы. При этом обнаруживается:

а) дети настолько не владеют социальным поведением, что им показаны специальные программы второго эшелона (программы для «трудных» детей).

На этом внедрение программы «Жизненные навыки» в ДОУ завершается. Можно использовать разработанные нами ранее программы по предупреждению личностных расстройств в ДОУ1.



б) набралось 10–12 детей, которые могут выдерживать групповые занятия, их уровень социального интеллекта не указывает на необходимость специальных программ (это может обнаружиться и позднее, уже в ходе занятий).

Далее психолог переходит к п. 8.



8. С сентября параллельно начинаются занятия «Волшебные путешествия» с детьми и занятия «Жизненные навыки» в ДОУ с воспитателями и педагогами (35 мин в неделю – детская группа, 1 ч в неделю – взрослая группа). В процессе ведения занятий по программе, которая длится 9 мес.:

а) группа детей или взрослых распадается, психолог теряет интерес к занятиям, ДОУ обращается к какой-то иной программе / инновации.

На этом внедрение программы завершается.



б) занятия посильны для детей и воспитателей. Интерес не ослабевает. Программа сопровождается регулярной интервизионной работой педагогов и психологов.

Далее психолог переходит к п. 9.



9. В конце учебного года психолог подводит итоги работы, предлагая своему сплоченному теперь уже кружку единомышленников выполнить мониторинг уровня развития социальных компетенций по программе «ДЖиН 5+»2. Результаты мониторинга показывают:

а) программа никак не повлияла на поведение детей.

На этом ее внедрение завершается.



б) есть заметные улучшения в уровне развития социальных компетенций. Для детей с трудным характером найдены индивидуальные психолого-педагогические планы воздействий (ПППД), и они имели эффект. Родители одобряют программу.

Далее психолог переходит к п. 10.



10. Психолог готовит кейсы на детей и обобщает по группе результаты, полученные с помощью «ДЖиН 5+». Он собирает отзывы родителей и помещает их на стенд, чтобы родители будущей старшей группы могли их увидеть, готовит выступление на ГМО/РМО, в своем ДОУ, может быть, готовит к печати статью в профессиональном издании. В следующем учебном году внедрение пойдет гораздо легче, поскольку в ДОУ уже сформируется костяк подготовленных увлеченных идеей социальных компетенций педагогов.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница