В управление личными финансами Пособие для студентов экономических специальностей вузов



страница1/10
Дата27.04.2016
Размер2.48 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Введение в управление
личными финансами


Пособие для студентов экономических

специальностей вузов

© Коллектив авторов:

Кочетков А.В., кандидат экономических наук

Кочетков В.В., доктор социологических наук

Макаров С.В.

Смирнова Н.Ю.

При поддержке Экспертной группы по финансовому просвещению при ФСФР России и НП «Национальная лига независимых финансовых советников»

Финансовая система и финансы домохозяйств

Финансовая система России состоит из государственных финансов, финансов хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), финансов домохозяйств.

Государственные финансы состоят их государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и внебюджетных фондов. Основными внебюджетными фондами являются: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости, федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Выделяется также такая сфера государственных финансов как государственный кредит.

Финансы домохозяйств (личные финансы) также являются частью финансовой системы, несмотря на то, что их роль в отечественной науке долго оставалась недооцененной.

Сущность и функции финансов домохозяйств в финансовой системе

Под домашним хозяйством обычно понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения и ведущих совместное хозяйство. Поэтому финансы домохозяств можно определить как совокупность отношений как внутри домохозяйства, так и домохозяйства с иными частями финансовой системы. Эти отношения финансовые — то есть они связаны с процессами образования распределения и использования целевых фондов денежных средств.

Домашнее хозяйство не может находиться вне финансовых отношений, оно постоянно вступает в такие отношения, возникающие как внутри него самого, так и с внешними по отношению к нему рыночными субъектами,

Среди внешних отношений домохозяйства можно выделить отношения:

• с другими домашними хозяйствами по поводу формирования и использования совместных денежных фондов;

• с предприятиями, работающими в различных сферах материального производства или производства услуг и выступающими в качестве работодателей по отношению к участникам домашнего хозяйства по поводу распределения части произведённого валового внутреннего продукта в его стоимостной форме;

• с коммерческими и некоммерческими предприятиями как поставщиками товаров (работ, услуг) для домохозяйства.

с коммерческими банками по поводу привлечения потребительских кредитов, их погашения; по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковских счетах и депозитах;

• со страховыми организациями по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов;

• с негосударственными пенсионными фондами, по поводу формирования фондов дополнительного к государственному пенсионного обеспечения членов домохозяйств,

• с рынком ценных бумаг, по поводу инвестирования временно свободных денежных средств.

• с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов.

• с государством по поводу налогообложения доходов и имущества домохозяйств.

• с государством по поводу получения домохозяйством от государства различных выплат, льгот и вычетов.
К внутренним финансовым отношениям домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования денежных фондов, имеющих различное целевое назначение: страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления, денежных накоплений на приобретение товаров длительного пользования, денежного фонда с целью его дальнейшего инвестирования, денежных фондов, выделяемых на поддержание необходимого уровня потребления иждивенцев, и т.д.

Сущность финансов домашних хозяйств проявляется через их функции, важнейшей из которых является распределительная. Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства — часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей. Другими функциями финансов домашних хозяйств являются контрольная (контроль за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за целевым использованием средств этих фондов) и регулирующая (согласование экономических интересов различных участников домашнего хозяйства). Некоторые исследователи выделяют также стимулирующую, инвестиционную и иные функции.

Специфика финансов домашних хозяйств состоит в том, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством, которое не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домохозяйств.

Финансовые ресурсы домохозяйств

В состав финансовых ресурсов домохозяйств включают:

1) собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи — зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности, доходы от инвестиций, наследства, выигрыши в лотереи и пр, в том числе средства, поступившие в порядке перераспределения, — пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

2) заемные (привлеченные) средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита у кредитных и иных организаций.

Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства — это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности.

В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды:

Фонды потребления:

• индивидуальные, предназначенные для отдельных членов домохозяйств и используемые на приобретение различных товаров, развлечения, учебу, медицинское обслуживание и т.п.;

• совместные, для покупки товаров общего пользования;

Фонд накопления (сбережения), используемый для будущих капитальных расходов (покупки дома, квартиры, участка земли, средств транспорта, а также формирования первоначального капитала для создания собственного бизнеса). Потребность в создании такого фонда возникает не только для приобретения товаров длительного пользования, требующих больших средств, для отдыха и дорогостоящего медицинского обслуживания, но также для обеспечения достойной жизни в старости и для достижения других финансовых целей. Иногда в фонде накопления выделяют фонды отложенного потребления, и фонд инвестиций.

Доходная часть бюджета домохозяйств

Доходы домохозяйств можно разделять по различным критериям:

По форме получения:

• доходы в денежной и натуральной форме.

По источникам поступлений:

• заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;

• пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;

• доходы от предпринимательской деятельности;

• доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово­кредитной сфере.

По регулярности получения:

• регулярный доход — это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем.

• нерегулярным считается доход, который в будущем может исчезнуть.

Также выделяют классификацию по гарантированности получения:

• гарантированные (государственные пенсии, доходы по государственным ценным бумагам и др.);

• условно­гарантированные (заработная плата);

• негарантированные (доходы от предпринимательской деятельности, ройялти, гонорары, комиссионное вознаграждение и др.).

Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учётом стоимости бесплатных или льготных услуг за счёт социальных фондов.

Располагаемые доходы — доходы, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путём вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть ВВП, которая расходуется на потребление и накопление.

Номинальные доходы — доходы домашнего хозяйства за определённый период в денежной форме.

Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами — располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги.

Государственное регулирование доходов домохозяйств

Государство гарантирует населению минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

Размер фактической заработной платы с учётом всех видов выплат не должен быть ниже установленного МРОТ независимо от того, в какой организации (бюджетной или коммерческой) трудится человек. МРОТ имеет значение не только для установления размера оплаты труда. Он используется для определения минимального уровня стипендий студентам, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства.

Оплата труда работников бюджетной сферы более жёстко регулируется государством, в первую очередь на основе тарифной системы. Основными элементами тарифной системы оплаты труда являются: тарифные ставки, тарифные сетки, районные коэффициенты, тарифно­квалификационные справочники, надбавки и доплаты за работы с отклонением от нормальных условий труда. Элементами тарифной системы являются также оклады рабочих.

Единая тарифная сетка (ЕТС) предусматривает дифференциацию оплаты по определённому количеству разрядов (в настоящее время — 18).

Применение ЕТС обязательно для всех предприятий, учреждений и организаций, находящихся на бюджетом финансировании. Однако они могут в пределах выделяемых бюджетных ассигнований самостоятельно определять виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера.

Государственные социальные и страховые выплаты из внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

Наибольшее значение среди страховых и социальных выплат имеют пенсии. По действующему пенсионному законодательству существуют четыре вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если гражданин имеет право на разные пенсии, то назначается одна из них по выбору.

Существуют также и социальные пенсии для граждан, которые не имеют права на получение пенсии в связи с трудовой деятельностью.

Пенсии по старости, или по возрасту являются наиболее распространёнными. Они предоставляются с определённого возраста и при наличии установленного трудового стажа (не менее 20 лет).

К пенсиям по старости устанавливают социальные надбавки на уход за пенсионерами­инвалидами 1 группы, нетрудоспособными иждевенцами, участниками ВОВ и др.

Пенсия по инвалидности устанавливается инвалидам 1 и 2 групп — 75%, 3 группы — 30% заработка. В случаях, когда пенсия не может быть исчислена из заработка, она устанавливается в твёрдом размере, равном минимальному размеру пенсии.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Рассматриваемая пенсия устанавливается в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребёнка, потерявшего обоих родителей, либо у которого умерла одинокая мать, — в размере 1,5 минимальной пенсии по старости.

Пенсии за выслугу лет устанавливаются в связи с длительными работами с особо вредными и тяжёлыми условиями труда, длительной работой в гражданской авиации, с педагогической деятельностью в школах и некоторыми другими видами деятельности.

Социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, в частности инвалидам с детства, детям­инвалидам до 16 лет и др.

Пособия. Наиболее распространены различные виды детских пособий, которые подразделяются на: (1) пособие по беременности и родам; (2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; (3) единовременное пособие при рождении ребёнка; (4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком; (5) ежемесячное пособие на ребёнка; (6) материнский капитал.

Пособия по безработице. Пособие по безработице выплачивается в первые три месяца — в размере 75% от среднемесячного заработка безработного, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца — в размере 60%; в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, и не ниже 20% величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

К другим пособиям относят выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости и некоторые другие.

Выплаты государством из фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) напрямую не увеличивают доходы домохозяйства, и лишь косвенно уменьшают расходы на медицинское обслуживание для застрахованных членов домохозяйства.

Расходная часть бюджета домохозяйств

В расходах домохозяйств можно выделить:

По функциональному назначению расходов:

• личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг);

• налоги и другие обязательные платежи;

• денежные накопления и сбережения.

По степени регулярности:

• постоянные расходы (на питание, коммунальные услуга и др.);

• регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.);

• разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования).

По степени необходимости:

• первоочередные (неотложные, необходимые) расходы на продукты питания, одежду, оплата услуг ЖКХ, медицину;

• второочередные (желательные) расходы (на образование, предметы потребления, страховые взносы и т.п.);

• прочие расходы.

Обязательные платежи домашних хозяйств можно разделить на две основные группы.

К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц. Эта часть расходов домохозяйств подробно рассматривается в другом месте данной работы.

Ко второй — коммунальные и другие платежи населения (электричество, услуги городской и междугородной телефонной связи). В том случае, если расходы на оплату услуг жилищно­коммунального хозяйства превышает 22% совокупного дохода домашнего хозяйства за истекшие три месяца, то оно может получить соответствующую субсидию из бюджета. Домашние хозяйства в РФ выплачивают не полную стоимость жилищно­коммунальных услуг — часть стоимости дотируется из местных бюджетов.

Денежные сбережения и цели домохозяйств.

Как коммерческое предприятие, домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельно хозяйствующим субъектом и полностью зависит от результатов собственной деятельности. Государственное обеспечение (жилье, медицина, образование, пенсия) гарантируются только на уровне минимальной достаточности. В этих условиях домохозяйства вынуждены идти на сознательное сбережение — целенаправленное ограничение своего фонда потребления и формирования фонда накопления.

Домохозяйства делают сбережения для достижения своих целей: чтобы обеспечить себя на «чёрный день», в случае непредвиденных обстоятельств (болезни, несчастного случая, безработицы), в случае выхода на пенсию, чтобы финансировать обучение детей или просто для независимости от трудового заработка — полной финансовой обеспеченности своей семьи за счёт полученного дохода.

Специфическим мотивом сбережений домохозяйства является накопление суммы, необходимой для осуществления крупных затрат (покупки дома, автомобиля, оплаты образования и т.п.). Накопление сбережений для этих целей носит временный характер и связано с необходимостью синхронизации моментов получения доходов и их потребления. Альтернативным способом синхронизации потребления с получением доходов является кредит, при котором сначала осуществляются затраты, а затем соответствующие вычеты из доходов. Выбор способа финансирования крупных затрат (сбережения или кредит) зависит от многих факторов, среди которых основными являются наличие развитого рынка капиталов и неопределенность получения будущих доходов.

На уровень сбережения домохозяйств влияют различные факторы:

Ожидания населения, связанные с будущей ситуацией на рынках товаров и услуг, ожидания повышения цен и дефицита товаров ведут к снижению сбережений, потому что для потребителей естественно стремление избежать уплаты более высоких цен. И наоборот, ожидаемые падение цен и рост предложения товаров побуждают потребителей увеличивать сбережения.

Уровень задолженности по кредитам. Колебание уровня потребительской задолженности вызывает у домашних хозяйств стремление направлять текущий доход или на потребление, или на сбережение. Если задолженность домохозяйств достигла значительной величины, то потребители будут сокращать уровень своих сбережений. И наоборот, если потребительская задолженность относительно низка, то уровень сбережений населения может повыситься.

Налоговая политика государства. Изменения в налогообложении также приводят к изменению в уровне сбережений, так как налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережения. Поэтому рост налогов приведет к снижению уровня сбережений. И наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично идти на сбережения населения, вызывая таким образом увеличение общего уровня сбережений.

Неоклассическая и институциональная экономические теории
и поведение домохозяйств


В процессе образования распределения и расходования финансовых фондов домохозяйств возникает необходимость в управлении.

Как правило, достижение поставленных целей не связано с формализованными процедурами принятия решений. Финансовые решения часто принимаются по наитию, на основе жизненного опыта.

Неоклассическая экономическая теория трактует цель домохозяйств как рациональное поведение — максимизация полезности в условиях ограниченного размера дохода.

Денежный доход индивида ограничен. Поэтому потребитель будет соизмерять полезность покупаемой продукции и свой бюджет. Задача потребителя в этом случае — найти такую комбинацию продуктов, которая в рамках бюджета обеспечивала бы для него максимальную полезность. Поэтому следует рассматривать не полезность от потребления отдельного товара, а полезность от всего набора потребляемых товаров.

Правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, приносила бы одинаковую предельную полезность.

Максимизация полезности происходит путем выбора такого набора благ, удовлетворяющего бюджетному ограничению, при котором отношение предельной полезности к цене одинаково для всех благ.

Потребительский выбор может быть объяснен с помощью карты кривых безразличия и линии бюджетных возможностей. Карта кривых безразличия демонстрирует предпочтения потребителя при выборе из двух товаров, а линия бюджетных возможностей — ценовые и бюджетные ограничения потребителя.

Институциональная экономическая теория указывает на ряд особенностей ситуации домохозяйств, не позволяющих им эффективно осуществлять рациональное поведение:
К этим особенностям относят:

Масштабность информации. Информации столь много, что домохозяйство не в состоянии ее обработать: Примером может являеться выбор потребительских благ в супермаркете, где, например, домохозяйству приходится выбирать между сотнями сортов сыра, колбасы, или иных видов продовольствия. Соответственно, домохозяйство не в состоянии принять полностью рациональное решение, поскольку не может обработать весь этот массив данных.

Сложность информации. Эта ситуация, при которой объем информации не велик, но у домохозяйств нет соответствующей «квалификации» для того, чтобы его обработать. Примерами могут служить закупки некоторых потребительских благ длительного пользования со сложными техническими характеристиками (автомобили, компьютеры).

Неопределенность. Эта ситуация связана с недостатком или отсутствием информации относительно будущих результатов осуществляемых в настоящее время домохозяйством действий.

С точки зрения институциональной теории, в большинстве случаев домохозяйства ведут себя в соответствии с другими принципами поведения:

ориентация на среднее мнение. Отдельно взятое домохозяйство, не зная будущих результатов осуществляемых сегодня действий, ведет себя так, как остальные домохозяйства, т.е. как бы ориентируется на «мнение толпы», которая, возможно, обладает более хорошим знанием.

привычки и обычаи, которые представляют собой правила поведения, которым следуют домохозяйства в своей деятельности. Важно то, что следование таким правилам является формой рациональности, поскольку такое следование может быть эффективным с точки зрения экономии на издержках поиска и обработки информации.

шаблоны. Очень многие действия домохозяйств обусловлены следованием неким укоренившимся шаблонным правилам поведения. При этом отличие такого способа деятельности от всех предыдущих (в частности, от привычек) состоит в том, что он является бессознательным. Экономическое действие (покупка, продажа и т.д.), предпринимающееся под воздействием шаблонов, осуществляется вообще при отсутствии принятия решения.

В России рациональное поведение домохозяйств еще более затруднено.

Можно выделить такие российские особенности:

отсутствие навыка осуществления продуманного выбора потребительских благ. Данное свойство является следствием десятилетий жизни в условиях экономики дефицита. Это также затрудняет оптимизирующее поведение в ситуации изобилия товаров, ситуации, характерной для рыночной экономики.

агрессивная и слабо регулируемая реклама в сочетании с отсутствием «психологического иммунитета» к рекламному воздействию. Данное обстоятельство часто приводит к тому, что покупки товаров осуществлялись под влиянием рекламы.

социальное давление, приведшее к феномену демонстративного потребления.

Рациональные финансовые решения домохозяйств, как мы видим, сильно затруднены, особенно в России. Тем не менее, каждое домашнее хозяйство должно принимать экономические решения, например:

• как сформировать структуру своих будущих активов с учётом уже имеющихся у него (надо ли приобретать новую недвижимость, движимые средства (автомобили, обстановку в квартире и т.п.) или ценные бумаги и в какой пропорции, как правильно распределить располагаемый доход?

• как распределить фонд рабочего времени (определение работающих членов домашнего хозяйства, места их работы и др.)?

Экономические и финансовые решения в домашнем хозяйстве зависят от многих факторов, среди которых основными являются:

• текущие и перспективные финансовые цели;

• уровень доходов домашнего хозяйства;

• предпочтения и склонность к риску членов домашнего хозяйства;

• внешняя среда, в которой действует домашнее хозяйство.

Все виды экономических решений домашнего хозяйства тесно взаимосвязаны. Так, сбережения зависят от того, когда человек предполагает уйти на пенсию. Выбор активов, в свою очередь, зависит от того, как домашнее хозяйство определяет приоритеты в текущем потреблении и сбережении, а также от индивидуальных предпочтений. Одни домашние хозяйства могут предпочесть большую часть текущих доходов потреблять, другие — сберегать. Структура портфеля активов во многом зависит от склонности к риску. Если члены домашнего хозяйства, как инвесторы, готовы принимать на себя высокий риск, то может быть принято решение о том, значительную долю портфеля должны составлять ценные бумаги, если нет — наличные денежные средства и депозиты надежных банков.

Можно выделить следующие основные типы финансовых решений, с принятием которых чаще всего сталкиваются домашние хозяйства:

• решения о распределении денежных средств на потребление и сбережение;

• инвестиционные решения, решения о структуре активов;

• решения о кредитовании (долговом финансировании), решения о структуре пассивов;

• решения по страхованию (управлению рисками).

Многообразие и сложность финансовых инструментов, используемых домохозяйствами, обуславливает большую важность правильных финансовых решений, увеличение цены ошибки, повышение ответственности лица принимающего финансовые решения в домохозяйстве.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница