Выбор оптимальных способов доставки образовательной информации в дистанционном образовании



Скачать 30.18 Kb.
Дата26.06.2016
Размер30.18 Kb.

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДОСТАВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

А.М.Бершадский, И.Г.Кревский

Пензенский государственный университет, Пенза

Тел.: (8412) 63-85-21, факс: (8412) 66-39-26, e-mail: bam@diamond.stup.ac.ru, garry@dionis.sura.com.ru


Современные компьютерные сети позволяют быстро и надежно передавать большие объемы информации практически любого типа – от простого текста до элементов виртуальной реальности. Однако практическое развитие дистанционного образования (ДО) требует учитывать и такие факторы, как относительно низкие скорости каналов передачи данных у многих потенциальных потребителей, ограничивающие виды передаваемой информации, высокую стоимость длительной работы в сети и т.д. Поэтому важным является определение оптимальных способов доставки для различных видов образовательной информации в зависимости от их объема, обновляемости и т.д. Можно выделить следующие основные группы информации, используемой в ДО.

  1. Информация, характеризуемая большим объемом и относительно редкой обновляемостью. В качестве примера можно привести системы программирования и моделирования, мультимедийные учебные курсы. Средством доставки могут выступать как сети, так и CD, дискеты и др. Причем, хотя все материалы должны выполняться с учетом перспективы работы с ними по Интернет, в настоящее время вариант CD для них является предпочтительным, прежде всего по экономическим соображениям. В случае сетевой доставки наиболее приемлемым вариантом является "закачка" курса на компьютер пользователя и дальнейшая работа с ним, в основном, в локальном режиме. К этой же группе можно отнести и теоретические материалы, которые могут поставляться в виде печатных пособий, кассет и пр.

  2. Часто обновляемые учебные материалы, обычно имеющие ограниченный объем. Таковыми являются дополнительные разделы по новейшим изменениям в быстро изменяющейся предметной области (например, в курсах по компьютерной технике, современной истории, действующему законодательству и пр.), а также варианты контрольных заданий. Оптимальным средством доставки в данном случае являются компьютерные сети. Для использования таких обновлений базовые курсы должны иметь модульную структуру и средства автоматизированного подключения дополнительных модулей.

  3. Информация, которой обмениваются преподаватель и учащиеся между собой в ходе обучения. В этом случае использование сетей вообще не имеет реальной альтернативы. При этом можно разделить материалы, обмен которыми происходит асинхронно – e-mail, списки рассылки, конференции и пр. и материалы для on-line сеансов, во время которых обеспечивается непосредственный диалог преподавателя с обучаемыми.

On-line сеансы являются наиболее сложными в организационном плане элементами обучения, так как для них необходимо выбрать приемлемое для преподавателя и обучаемых время занятия, обеспечить достаточно качественную работу каналов связи и пр. На опыте работы Пензенского регионального центра ДО мы убедились, что при организации on-line сеансов приходится учитывать даже такие факторы, как большие перепады напряжения в электрических сетях небольших городов в определенные часы, что делает невозможным работу школьных и домашних компьютеров, не оборудованных источниками бесперебойного питания. On-line сеансы и весьма дорогой элемент обучения, так как требует не только оплаты труда преподавателя, но и значительного (по сравнению с приемом/отправкой сообщений) времени работы в сети с соответствующей оплатой. С другой стороны, при непосредственном контакте часто можно буквально за несколько минут решить вопросы, требующие длительной переписки. Из вышесказанного следует, что on-line занятия должны быть хорошо подготовлены, основные обсуждаемые вопросы предварительно согласованы, иллюстрации и материалы для обсуждения предварительно разосланы и т.д. Характер используемых в ходе on-line сеанса материалов, разделение их на предоставляемые заранее и непосредственно в ходе сеанса должны являться предметом для серьезного исследования.

Таким образом, изучение дистанционного курса включает следующие элементы:



  • до начала собственно обучения предоставление учащемуся большей части теоретического материала (CD, закачка по сети);

  • по ходу обучения получение по сети дополнительных учебных модулей и заданий (работа с WWW-сервером или пересылка по e-mail);

  • обсуждение изучаемого материала с преподавателем и другими слушателями курсов, главным образом, в асинхронном режиме, но дополняемое несколькими on-line сеансами.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница