Выявление факторов обращения с детьми. Формы работы с ними



Скачать 72.15 Kb.
Дата01.05.2016
Размер72.15 Kb.
Жуланова И.С.

Психолог МОУ СОШ № 9



Выявление факторов обращения с детьми.

Формы работы с ними.

Основополагающим документом при работе с детьми является Конвенция о правах ребёнка (принята в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН), из положений которой следует, что ребёнок должен быть защищён от всех форм жёсткого обращения, пренебрежения его интересам и эксплуатации. Как угодно в Конвенции, ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста, поэтому определения любых форм насилия над ребёнком относятся к указанному возрастному периоду.

Различают следующие основные формы жёсткого обращения и пренебрежения детьми:


  • Физическое насилие;

  • Сексуальное насилие или развращение

  • Психическое (эмоциональное) насилие

  • Пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жёсткость)


Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, или лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребёнка, или вызывают серьёзные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отстаиванию в его развитии.
Особенности внешнего вида ребёнка, характер травм, позволяющие заподозрить физическое насилие:

  • Специфические множественные повреждения различной данности: свежие и заживающие отпечатки пальцев, ремня, ожоги, синяки ссадины, раны;

На голове – кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрыв и порез во рту, на губах;

Разрывы и порезы во рту, на губах; повреждение внутренних органов; синдром сотрясения (проявляется в форме потери сознания, рвоты, головных болей).



  • Гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпи как признаки отсутствия необходимого ухода.

Особенности поведения ребёнка, подвергающегося физическому насилию:

В младшем школьном возрасте – стремление скрыть причину повреждений травм, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

В подростковом возрасте – побеги из дома, суицидальные попытки, делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Особенности проведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить их жесткое отношение к ребёнку:


  • Противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребёнка или отказ дать объяснения.

  • Позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью исходит постороннего лица.

  • Перекладывание ответственности за травму на самого ребёнка.

  • Неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждений: преувеличение или преуменьшение их.

  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребёнка.

  • Невнимание к ребёнку, неласковое обращение с ним.

  • Поведенческие признаки психических расстройств или патологических черт характера.

  • Высказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимся к здоровью ребёнка.

  • Повествования о том, как их самих наказывали в детстве.


Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребёнка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворение или выгоды.
Особенности внешнего вида ребёнка, характер травм и другие последствия, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

  • Повреждение кожи груди или бёдер.

  • Следы спермы на одежде, коже.

  • Заболевания, передающиеся половым путём.

  • Беременность.

  • Повторение или хронические инфекции мочевого тракта.

  • Резкие колебания в весе.

  • Вагинальные кровотечения.

  • Психосоматические расстройства.

Особенности поведения детей, испытывающих сексуальное насилие:

У детей младшего школьного возраста: низкая успеваемость в школе, замкнутость, стремление избегать конфликтов, ухудшение взаимоотношений со сверстниками, несвойственное возрасту сексуально – окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

У детей старшего школьного возраста и у подростков: депрессия, побеги из дома, низкая самооценка, суицидальные попытки или высказывания, сексулизированное поведение, употребление наркотиков, алкоголя, проституция или беспорядочные половые связи, жалобы на боли в животе.

Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребёнка патологических черт характера или нарушение развития его личности. К этой форме насилия относятся открытое неприятие и критика ребёнка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в совестной форме без физического насилия преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка, предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, лож и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребёнка. Однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму, также входит в этот вид насилия.

Особенности внешнего вида ребёнка, подвергающегося эмоциональному насилию:


  • Задержка физического и умственного развития.

  • Наличие соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания).

  • Нервные тики.

  • Энурез

  • Печальный вид.

Особенности поведения ребёнка, испытывающие эмоциональное насилие:

  • Беспокойство или тревожность.

  • Нарушение сна.

  • Длительное подавление настроения.

  • Агрессивность.

  • Склонность к уединению.

  • Чрезмерная уступчивость и заискивающее, угодливое поведение.

  • Эксцентричность поведения

  • Суицидальные угрозы или попытки.

  • Неумение контактировать с другими людьми, включая сверстников и взрослых.

  • Плохая успеваемость в школе.

  • Низкая самооценка в школе.

  • Низкая самооценка.

  • Нарушение аппетита.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить их в эмоциональной жестокости по отношениям к детям:

  • Оскорбления, брань, публичные унижения ребёнка.

  • Отказ в утешении, когда ребёнок испуган, подавлен.

  • Постоянное сверхкритичное отношение к ребёнку.

  • Негативная оценка ребёнка.

  • Отождествление ребёнка с нелюбимыми или ненавистным родственником.

  • Перекладывание на ребёнка ответственности за свои неудачи.

  • Откровенное признание в нелюбви или даже ненависти к ребёнку.

Пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается чего появляется угроза для его здоровья или развития.

Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребёнка может включать:



  • Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

  • Отсутствие должностного внимания или заботы, в результате чего ребёнок подвергается риску быть жертвой несчастного случая, нанесения повреждений, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, а так же в совершении правонарушений.

Недостаток заботы о ребёнке может быть не предумышленным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Особенности внешнего вида ребёнка и клинические симптомы, позволяющие заподозрить пренебрежение его интересами.

  • Отставание в физическом развитии (росте, весе).

  • Санитарно – гигиеническая запущенность.

  • Утомлённый, сонный вид, опухшие веки.

  • Подозрительно малый вес.

  • Задержка речевого и моторного развития, которые ликвидируются при изменении ситуации и при заботе о ребёнке.

  • Частые вялотекущие хронические и инфекционные заболевания.

  • Частая госпитализация в отделения неотложной помощи.

Особенности поведения ребёнка, позволяющие заподозрить пренебрежение к нему.

  • Постоянный голод или жажда.

  • Кража пищи.

  • Стремление во что бы то ни стало, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых.

  • Требование ласки и внимания.

  • Подавленность настроения, апатичность.

  • Пассивность.

  • Агрессивность и импульсивность.

  • Делинквентное, антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.

  • Плохие социальные взаимоотношения, неумение дружить.

  • Неразборчивое дружелюбие.

  • Низкая школьная успеваемость, дефицит знаний.

  • Низкая самооценка.

Формы работы с детьми подвергающимися насилию.

Контроль за поведением, внешним видом обучающихся, относящихся к «группе риска» (дети, состоящие на ОДН, пед. учётах, обучающиеся с низкой успеваемостью в школе, дети из неблагополучных семей, физические ослабленные дети) осуществляется со стороны классных руководителей.



В случае обнаружения признаков, свидетельствующих о проявлении жесткого обращения к ребёнку необходимо установление контакта с родителями, обращение к социальному педагогу, педагогу школы, медицинскому работнику (физическое, сексуальное насилие), психологу. Все специалисты, которые ведут работу по случаям жестокого обращения с детьми, должны иметь документальное подтверждение своей деятельности с ребёнком и его семьёй (акты обследования, записи и бесед, консультации с родителями, ребёнком, результаты диагностики, психодиагностических и медицинских исследований).

Работа психолога с детьми, подвергающимися насилию, и их семьями включает в себя 5 основных направлений.

  • Диагностическое направление (тесты, анкеты, метод наблюдения, проективные методики, рисуночные тесты).

  • Консультативное направление (беседы, консультации с ребенком, педагогами, родителями).

  • Коррекционное направление (психокоррекционная работа с детьми, подвергающимися разного вида насилию на первых этапах должна быть индивидуальной. Эффективно использование арт – терапии, музыкотерапии, сказкотерапии, аутотренинга, аутогенной тренировки с элементами мышечного расслабления).

  • Профилактическое и просветительское направление (выступления на совещаниях, пед. советах, родительских собраниях, оформление информационных стендов).

И так, любой вод жесткого обращения нарушает физическое и психическое развитее ребёнка. Но могие признаки, характеризующие поведение детей, их эмоциональную и психическую сферы, не являются специфическими только для жестокого обращения, они встречаются и при других состояниях или психических расстройствах у детей.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница