Влияние этнополитических конфликтов и миграции на политические процессы современной России: тенденции и проблемы взаимодействия (на примере южного федерального Округа) 23. 00



Скачать 321.96 Kb.
Дата26.06.2016
Размер321.96 Kb.
На правах рукописи
КЛОЧКОВ ГЕРМАН ВИКТОРОВИЧ


Влияние ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИх КОНФЛИКТов и миграции на политические процессы современной России: тенденции и проблемы взаимодействия

(НА ПРИМЕРЕ Южного федерального Округа)
23.00.02 – Политические институты,

этнополитическая конфликтология, национальные и

политические процессы и технологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук


Астрахань - 2009

Работа выполнена на кафедре политологии

ФГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»

Научный руководитель: доктор политических наук, профессор

Усманов Рафик Хамматович

Официальные оппоненты:

доктор политических наук, профессор

Косов Геннадий Владимирович





кандидат политических наук, доцент

Зубова Оксана Геннадиевна


Ведущая организация:

Кубанский государственный университет

Защита состоится «25» декабря 2009 г. в «14.00» часов на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.009.12 при Астраханском государственном университете по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета.

Текст автореферата диссертации размещен на официальном сайте Астраханского государственного университета: http:aspu.ru

Автореферат разослан «___» ноября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета П.Л. Карабущенко

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Начало третьего тысячелетия отмечается эпохой бурного и стремительного развития всех процессов и обусловлено в значительной степени сложными социально-политическими проблемами и задачами. Наряду с нарастающими проблемами, связанными с быстротечностью событий, возникают и различного рода катаклизмы и противоречия как внутри общества, так и между государствами и целыми регионами в мировом сообществе.

Значительным фактором проблемного характера на современном этапе является мировой экономический кризис, который в конце 2008 года влияет на ход социально-экономического развития государств и мировых сообществ.

Возникающие факторы глобализирующегося мирового сообщества являются серьезными предпосылками конфликтогенных ситуаций на различных уровнях социума. Одним из актуальных современных конфликтогенных факторов на мировой политической арене является геополитический аспект, который стал широко использоваться конфликтующими сторонами как инструмент в достижении своих целей в конфликтах и расширении базы конфликтов.

Современной наукой выдвигается ряд принципиально новых стратегических направлений и приоритетов, раскрывающих диагностику этнополитических, социально-экономических, политических и других конфликтов на основе мониторинга, социального аудита и прогнозирования. Они, прежде всего, направлены на разработку методов предупреждения, локализации, разрешения конфликтогенных тенденций, выявляющих способы цивилизационного разрешения конфликтов, которые содействовали бы достижению параметров устойчивого развития регионов и страны в целом.

Современные этнополитические конфликты являются главной угрозой политической действительности, с которой приходится сталкиваться России на своих южных рубежах. Многонациональный состав ЮФО (Черноморско-Каспийского, Северо-Кавказского региона) изначально таит в себе потенциальную угрозу этнополитических столкновений. В значительной мере сегодня именно от руководства государства, как на местах, так и в центре во многом зависит политика упреждения и разрешения конфликтов, направленная на умиротворение и созидания этого взрывоопасного региона.

Важным фактором и причиной зарождения конфликтогенных ситуаций в обществе на современном этапе являются нерегулируемые миграционные потоки из других государств и соседних регионов на южную территорию России.

Сегодня продолжает оставаться актуальным элемент прикладного научного анализа миграции и миграционной политики, а также исследование закономерностей и этапов их динамики на представленном исследователями эмпирическом материале. Без постоянно действующего мониторинга миграционных процессов невозможно использование методик экстраполяции в целях прогноза и предотвращения этнополитических конфликтов.

В связи с этим и сегодня должна быть востребована необходимость выявления потенциала современных этнополитических конфликтов, которые имеют непосредственное отношение к геополитическому пространству каспийского региона, и в частности его южно-российскому сектору на конкретных примерах в Южном федеральном округе.

В настоящем исследовании делается попытка сравнить научный подход и методологию изучения этнополитических конфликтов в научной литературе в 1990-е гг. и в начале 2000-х гг. и акцентировать внимание на том, что с изменениями геополитической ситуации как в России (особенно в южных ее территориях), так и на мировой арене, в связи с глобализацией и мировым экономическим кризисом значение мониторинга этнополитических и других конфликтов значительно возрастает и становится необходимой составляющей для объективной оценки политических процессов. Более того, как это следует из анализа работ отечественных авторов, исследующих проблемы региональной конфликтологии, в последнее время появляется все больше научных трудов, где часто исследователи обращаются к факторам, формирующим не традиционные концепции, изложенные в трудах по конфликтологии, а некую новую геополитическую парадигму в этноконфликтологии. Так, В.А. Авксентьев и А.В. Дмитриев утверждают, что «геополитическая парадигма становится ведущей при рассмотрении этнорегиональных конфликтов».1

Сегодня особенно актуальным является исследование влияния этнополитических конфликтов и миграции на политические процессы современной России, а также определение проявляющихся тенденций и анализ проблем их взаимодействия на примере Южного федерального округа.



Степень научной разработанности проблемы. На протяжении длительного времени проблема социально-политического конфликта была темой актуального исследования многих ученых, в результате чего проделана огромная работа по становлению конфликтологии как целого научно-исследовательского направления. В развитии современной теории конфликтологии важную роль играют труды таких известных отечественных и зарубежных учёных, как Р. Дарендорф, Л. Козер, А.В. Дмитриев, Е.И. Степанов, А.Г. Здравомыслов, М. Гожев, Н.В. Стаськов, Н.А. Комлев, В.А. Харченко, Р.Н. Ибрагимов, В.Л. Литвин, Э.А. Пронин.2 Значительный вклад в исследование проблем, связанных с конфликтами в российском обществе имеет аналитический обзор диссертационных работ отечественных ученых А.В. Анцупова и С.Л. Прошанова.3

На рубеже XX – XXI вв. международное сообщество столкнулось с одной из крайне опасных и чрезвычайных форм проявления социально-политического конфликтов - террором. Исследованию этого социально-исторического феномена посвящены труды Ю. М. Антоняна, С.Н. Борисова, В. И. Василенко, С.В. Дашковой, В. Замкового, В.И. Евдокимова, М. Ильчикова, Е. Кожушко и др.4

Достаточно широкий комплекс вопросов, связанных с культурологическими предпосылками предотвращения и разрешения социальных конфликтов, включая: проблемы социального диалога, пассионарности, гендерные проблемы, толерантности (межличностной, религиозной, этнической и т.д.) нашли свое отражение в работах таких известных авторов, как: В.А. Лекторский, Б.Г. Соколов, Н.Н. Моисеев, О.Ю. Шахова, Е.Н. Кутыгина, Г.В. Косов, А.П. Назаретян, А.В. Шипилов, Э. Тоффлер, У. Уолцер, E. Берри, M. Эрстейн, Г. Орио, В. Селер и др.5

В последнее время проблема возникновения конфликтогенной ситуации, ее последствий, упреждения и прогноза пристально изучается многими учеными, а поскольку для данного региона она является особенно актуальной, то это обстоятельство также нашло отражение в работах таких региональных исследователей как: В.А. Авксентьев, А.В. Понеделков, И.В. Болганова, А.А. Вартумян, П.Л. Карабущенко, М.В. Савва, Р.Х. Усманов, Л.Л. Хопёрская, Е.А. Щербина и других по самому широкому спектру направлений конфликтологии.6 Таким образом, на Юге России сложились свои политологические школы, исследующие проблемы конфликтологии, представленные в Ставрополе,7 Краснодаре,8 Ростове-на-Дону.9


Теоретическая разработка проблем миграционной политики современного российского государства носит междисциплинарный характер, поэтому вопросами миграции занимаются демографы, юристы, социологи, политологи, историки, психологи. Исходя из общей постановки проблемы, обзор литературы проведен по нескольким направлениям.

Общими вопросами миграции населения занимаются А.В. Дмитриев, А.Г. Гришанова, В.А. Тишков, О.Д. Комарова, Н.А. Воронина, Е.И. Филиппова.10 В их работах раскрыты общие причины, оказывающие воздействие на массовую миграцию. Проблемы, касающиеся трудовой и нелегальной миграции исследованы С.В. Рязанцевым, Г.А. Пядуховым, Е.С. Красинец.11 Международную миграцию и ее влияние на развитие мировых процессов в эпоху глобализации рассмотрели В.А. Ионцев, Е.С. Красинец, О.И. Аршба.12

Особенностью данной работы является то, что в диссертации дается анализ этнополитических конфликтов в их фактическом временном измерении (on-lain).

После распада СССР тема миграции населения стала одной из востребованных в периодических и научных изданиях. Одними из первых к изучению миграционной политики России обратились демографы и историки В.М. Кабузан, Е.В. Белова, А.В. Шишов.13 Социокультурные, этнические и трудовые отношения в странах бывшего Советского Союза явились предметом научных исследований.14

В последние годы в России появились труды, в которых изучается международная миграция на постсоветском пространстве. В них дан анализ современной миграционной ситуации в Российской Федерации и на южных территориях страны. Г.А. Гельман, В.И. Мукомель, М.М. Ибрагимов, Н.С. Мальцева, С.В. Рязанцев, Н.И. Кожевникова, А.Б. Шапаров, А.Б. Громов, Н.Н. Харланова, А.В. Демидов показали характерные особенности миграционных потоков, направленных из приграничных районов в Центр России и в южные регионы.15

На современном этапе активизировались исследования вхождения мигрантов в новую социальную, этнополитическую среду российского общества. Как научная и практическая проблема социально-политическая, культурная адаптация иммигрантов в новых условиях изучается с позиций социальной психологии, социологии, педагогики.16 Особо следует выделить аналитическую работу А.В. Дмитриева, в которой исследуется миграционные процессы, на основе научных подходов, существующих в современной конфликтологии.17

Несмотря на многочисленные исследования этносоциальных конфликтов в сфере миграции населения, механизм выявления политического фактора, их этнополитических характеристик и регулирования миграционных потоков в южные территории России с других регионов Каспийского пространства изучен недостаточно. Отсутствие четко сформулированных положений по функциональному обеспечению действий региональных и местных властей по миграционной политике приводит к возникновению конфликтных ситуаций между мигрантами и властью, между мигрантами и местными жителями, что создает социально-политическую напряженность и ведет к нестабильности во всех общественных сферах. Поэтому изучение этих проблем представляет как научную, так и практическую значимость.

Объектом диссертационного исследования являются этнополитические конфликты, а в качестве предмета выступает специфика влияния этнополитических конфликтов и миграции на политические процессы каспийского сектора ЮФО.

Цель диссертационного исследования: на основе анализа этнополитических конфликтов в каспийском регионе южно-российского сектора определить влияние современных миграционных процессов, а также исследовать роль этнополитических элит в деле разрешения существующих политических противоречий. Выявить природу, содержание и закономерности взаимодействия миграционных и этнополитических конфликтов в политических процессах в ЮФО.

Для достижения цели диссертационного исследования необходимо решить следующие задачи:

- провести политический мониторинг современных этнополитических конфликтов;

- охарактеризовать степень разработанности правового поля миграционных процессов и этнополитических конфликтогенных ситуаций на Юге России;

- выявить особенности этнополитических конфликтов каспийского сектора ЮФО;

- установить специфику внутренних и внешних причин этнополитических конфликтов на Юге России;

- выявить роль политических элит и этнических сообществ в разрешении конфликтогенных ситуаций на Юге России;

- показать влияние миграционных процессов на развитие и разрешение этнополитических конфликтов.



Хронологические рамки исследования включают в себя период трансформации политических систем субъектов каспийского сектора ЮФО с 1991 по 2009 гг. Особое внимание акцентируется на исследованиях политических процессов российского общества последнего периода 2000 - 2009 гг.

Теоретико-методологической базой исследования являются общенаучный системный и исторический методы познания. В диссертации использована совокупность подходов, принципов и методов, позволяющих решить поставленные задачи и обеспечить необходимую достоверность полученных результатов. При разработке основных положений диссертации применялись структурно-функциональный, нормативный, сравнительный, системный и эмпирический методы исследования.

В работе использованы также общенаучные принципы объективности и историзма, что позволило исследовать этнополитические конфликты и миграционную политику не изолированно, а в контексте социально-политической ситуации различных периодов. Сравнительный политологический анализ применялся в работе для сопоставления различных типов этноконфликтов и миграционной стратегии органов государственной власти в различных субъектах на Юге России и Северном Кавказе, в частности.

Среди прикладных методов научного исследования диссертационная работа опирается на общенаучные логические процедуры: дедукцию, анализ и синтез, типологизацию, применяются методы эмпирического исследования: качественный анализ документов, периодической печати, сравнительный анализ, прогнозирование. В качестве наиболее используемых методов для нашего исследования можно выделить следующие: анализ нормативных актов; вторичный анализ результатов социологических исследований; анализ данных социальной статистики; качественный анализ прессы.

Достоверность полученных результатов подтверждается научностью применяемой методологии исследования и понятийного аппарата, а также использованием обширной источниковедческой базы, результатов социологических исследований, официальных статистических данных.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. В диссертации дается анализ этнополитических конфликтов в их реальном временном измерении (on-lain). С этой целью обращается внимание на важность моделирования и постоянно действующего политического мониторинга этнополитических конфликтов, который способствует своевременному предупреждению конфликтогенных факторов. Моделирование и мониторинг в совокупности составляют эффективное средство научного изучения и экспертизы социальных конфликтов в регионах.

2. Проанализирована законодательная база РФ, которая регулирует миграционные процессы, с целью упреждения возникновения на их основе этнополитических конфликтов. Выявлены недостатки существующей нормативной базы для национальных субъектов ЮФО, которые не всегда учитывают местную специфику.

3. В результате анализа этапов конфликтного процесса в обществе выявлена тенденция цикличного развития и появления конфликтогенных факторов в зависимости от влияния на них исторических, экономических и социально-политических обстоятельств и причин.

4. Установлены внутренние факторы, активно воздействующие на процесс протекания этноконфликтов (теневая экономика, коррупция и т.д.). Определена степень влияния террористической угрозы, как фактора внешнего воздействия на указанные этнополитические процессы данного геополитического региона. Среди факторов внутренней поддержки терроризма указывается на теневой сектор экономики и высокий уровень коррупции.

5. Выявлена роль региональных политических элит и этнических сообществ в процессе разрешения конфликтогенных ситуаций на Юге России.

6. Показана роль и место мигрантов в трансформирующейся социальной структуре регионального сообщества. Определены состояние, установки, настроения и ожидания, присущие принимающей стороне по отношению к этническим мигрантам. Выявлена доминирующая роль конфликтогенности миграции как особой формы социального контроля в обеспечении стабильности миграционных процессов.

Положения, выносимые на защиту:

1) Для точной диагностики этнополитических конфликтов, необходим постоянно действующий мониторинг и моделирование, которые в режиме реального времени выявляет характерные особенности этого процесса.

2) Анализ правового поля миграционной политики указывает на недостаточную разработку законодательных базы РФ, которая создает дополнительные трудности, по-своему негативно влияющие на развитие конкретных этнополитических конфликтов Юга России.

3) Этнополитические конфликты российского сектора каспийского региона носят перманентный характер и обусловлены многовековыми историческими традициями и определенными географическими условиями. Связующим звеном этноэлит и масс в этом регионе являются их патриархальные традиции. Либеральные ценности мало согласуются с этнополитическими и социокультурными реальностями этого региона.

4) Важнейшей проблемой этого региона в рассматриваемый период (как, впрочем, и всего остального мира) стала проблема борьба с терроризмом и экстремистскими политическими движениями, прибегающими к радикальным методам борьбы. Определенное влияние на развитие этноконфликтов оказывают и внутренние проблемы, такие как криминальная деятельность этноэлит (теневая экономика, наркотрафик, рэкет и т.д.), а также коррупция. Средства, полученные в результате этой незаконной хозяйственной деятельности, идут на поддержку террористической деятельности, что приводит к эскалации этноконфликтной напряженности.

5) Участие в этнополитических конфликтах политической элиты и масс неравномерно и неоднозначно. Чаще всего политические элиты используют этноконфликты в своих узкокорпоративных или даже в личных целях и интересах. Этноконфликты становятся частью их политических технологий, что открывает путь для широкой и активной манипуляции общественным сознанием. При этом в качестве скрытой идеологии выступают националистические идеи, оправдывающие их политические практики, как в адрес ближайших соседей, так и федерального центра в целом.

6) Специфика миграционных процессов на Юге России определяется: отсутствием стабильности, перспектив реализации жизненных стратегий, экономическим кризисом, неурегулированностью социально-экономических проблем, обнищанием населения, приведшие к росту социальной апатии и накоплению конфликтного потенциала, недостаточной эффективностью государственного регулирования миграционных потоков.

На основе опыта работы государственных органов власти (на примере Ростовской области и Ставропольского края) по взаимодействию населения данных территорий с миграционным населением, можно констатировать, что одним из основных факторов адаптации мигрантов должны играть политические элиты и этнические сообщества, которые могут способствовать процессу предупреждения и разрешения этнополитических конфликтов на Юге России.



Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в выявлении и изучении системообразующих свойств политических конфликтов. Материалы диссертации, включая результаты общесистемного анализа, теоретических исследований, разработанных методик, полученных выводов и рекомендаций, могут быть использованы в подготовке учебников, учебных пособий, общефакультативных и специальных курсов по дисциплинам: «Политическая конфликтология», «Политическая регионалистика», «Элитология», «Региональные аспекты устойчивого развития», «Управление социально-политическими процессами» и ряда других смежных дисциплин.

Кроме того, результаты диссертационного исследования могут быть использованы для научной аргументации концептуальных положений и принятия политико-управленческих решений государственных учреждений и организаций, ответственных за социально-экономическое и этнополитическое состояние в обществе.



Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано семь работ, общим объемом 3,9 п.л., в том числе три статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикаций результатов научных исследований аспирантов и докторантов.

Основные положения и результаты исследования были апробированы в докладах и выступлениях на международных и межрегиональных научно-практических конференциях и других научных мероприятиях, среди них: Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы безопасности в условиях конфликтогенной ситуации на Юге России». Краснодар. 2007 г.; IV Международная научная конференция «Россия и Восток: проблема толерантности в диалоге цивилизаций» (3-5 мая 2007 г.), Астрахань; Всероссийская научно-практическая конференция. «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму», г. Махачкала. 2008 г.; Всероссийская научно-практическая конференция (29-30 мая 2009 г.), г. Москва. «Современная Россия: проблемы и тенденции социального развития»; V Международная научная конференция Россия и Восток. «Проблемы коррупции: пути междисциплинарного исследования» (4-6 сентября 2009 г.), Астрахань.



Структура диссертации соответствует поставленным задачам и состоит из введения, двух глав, разделенных на семь параграфов, заключения и библиографического списка.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается выбор темы, определена ее актуальность, степень изученности, сформулированы гипотеза, цель и задачи исследования, основные положения, выносимые на защиту, раскрыты методологические основы и методы исследования, определена научная новизна, теоретическая значимость работы, ее практическая ценность и представлена апробация диссертации.

В первой главе «Межэтнические конфликты: теория и практика» дается анализ научных работ, посвященных проблемам политической конфликтологии, мониторинга этнополитических конфликтов и правового поля миграционных процессов.

В параграфе первом «Проблема межэтнических конфликтов в современной политической теории» дается системное изложение основных теоретических концепций политической конфликтологии, которые использовались в настоящем диссертационном исследовании.

Наряду с такими понятиями как геноцид, этническая чистка, этномотивированный терроризм, центральным вопросом для диссертационного исследования является этнополитический конфликт. Автор определяет такой тип социального конфликта, где субъекты идентифицируют себя в этнических категориях (истории, территории, языка, конфессиональности, традиций) и основным содержанием которого является решение вопросов, связанных с проблемой политической власти. Отдельное внимание уделено методологическим подходам к изучению миграционных процессов.

В работе отмечается, что отечественные политические конфликтологи при создании своих аналитических моделей в качестве иллюстративного материала чаще всего используют примеры из истории этноконфликтов именно южнороссийского сектора Каспийского региона. Это само по себе указывает как на проблемность этого региона, так и на то, что он должен постоянно находиться в поле зрения отечественной политологической научной мысли.

Поэтому политический мониторинг происходящих здесь политических процессов помогает политологам не только своевременно отследить зарождающиеся в этом регионе конфликты, но и эффективно, а, главное, своевременно их предупреждать на ранней стадии развития. Именно роль и значение политического мониторинга рассматривается во втором параграфе диссертационного исследования.

В параграфе втором «Политический мониторинг этнополитических конфликтов» проделана работа по мониторингу этнополитических конфликтов последнего времени, относящихся к каспийскому сектору ЮФО. Показывается важность систематического и регулярного наблюдения за этнополитическими процессами, приводящими к конфликтам, указывается значение политического мониторинга в деле предупреждения и своевременного разрешения подобных конфликтов. Немаловажное значение имеет оценка миграционных потоков и то, как они влияют на изменение политической ситуации, заставляя правящие региональные элиты принимать те или иные решения.

Политический мониторинг не должен замыкаться рамками исследования специализированных служб. Желательно, чтобы он также проводился различными независимыми общественными и научными организациями. Определенную роль в таком мониторинге отводится СМИ, которые фиксируют отдельные стороны указанной проблемы, предоставляя политологии исходный эмпирический материал.

Конкретное использование традиционных методов исследования этнополитических конфликтов возможно лишь после детально проведенного мониторинга политических процессов. В этой связи актуальным оказывается хорошо известный принцип: «конкретный анализ конкретной ситуации», поскольку каждая этнополитическая проблема уникальна и неповторима в своем происхождении и благополучном разрешении.

В исследовании подчеркивается специфика как местных, региональных и федеральных источников информации, так и внешних. Под внешними источниками информации подразумеваются сообщения зарубежных СМИ, Информационных агентств, и заявления политиков иностранных держав. В них отражается взгляд со стороны на прикаспийские проблемы, который, нужно особо подчеркнуть, не всегда бывает объективен. Поэтому требуется постоянное сравнение этих двух видов заявлений и комментарий, для того, чтобы получить более или менее достоверную информацию. Важное значение имеет и предварительная классификация событий на главные (центральные), важные, но менее значимые, и второстепенные (периферийные). Стремительно меняющиеся политические процессы требуют столь же быстрой их фиксации и первоначальной оценки с точки зрения достоверности получаемой информации. Дело в том, что сегодня подходы современной конфликтологии в научных исследованиях в отличие от 1990-х гг. существенно изменились в понимании и оценке этнополитических конфликтов.

Сравниваются научные подходы и методология изучения этнополитических конфликтов в научной литературе в 1990-е гг. и 2000-х гг. При этом акцентируется внимание на том, что с изменениями геополитической ситуации, как в России (особенно в южных ее территориях), так и на мировой арене, в связи с глобализацией и мировым экономическим кризисом, значение мониторинга этнополитических конфликтов и миграционных процессов существенно возрастает, который становится необходимой составляющей для объективной оценки политических процессов.

В параграфе третьем «Правовое поле миграционных процессов и этнополитических конфликтогенных ситуаций на Юге России» дается анализ политико-правовой базы, способствующей регулированию этноконфликтных ситуаций. В настоящее время в российском законодательстве в сфере миграции из всего спектра возможных мер (запретительных, ограничительных, регулирующих, стимулирующих) основной упор пока делается на применение запретительных и ограничительных. Решение проблемы привлечения иностранной рабочей силы, а также решение проблемы предотвращения незаконной миграции невозможно без формирования такого миграционного режима, который бы наилучшим образом выполнял свою макроэкономическую функцию — обеспечение максимальной экономической эффективности в системе рыночной конкуренции.

Необходимы законы, обеспечивающие создание либерального режима трудоустройства для высококвалифицированных специалистов, использования системы отбора, учитывающей профессиональные и личные характеристики мигрантов. Особое внимание должно обращаться на способность мигрантов адаптироваться в русскоязычной среде. Приводятся примеры такой практики деятельности (Ставропольский край, Ростовская область), где активизирована работа по поиску новых форм и методов управления межэтническими и этноконфессиональными отношениями.

Важнейшими конфликтогенными факторами являются — нерегулируемая миграция, экстремизм и терроризм, присутствие радикальных вероучений (например, ваххабизма). В настоящее время нормативно-правовая база регулирования различного рода конфликтов, последствий миграционных процессов насчитывает свыше ста двусторонних и многосторонних договоров различного уровня.

Учитывая опыт Ставропольского края и Ростовской области, в целях предотвращения конфликтогенных ситуаций законодательная база миграционной политики должна выстраиваться, в первую очередь, исходя из необходимости трудовых ресурсов на той или иной территории. Иначе говоря, миграционные потоки должны направляться в те регионы, которые требуют массового привлечения рабочих рук, чтобы там обходились не силами нелегалов (учитывая нашу безработицу), а силами легальной «трудовой миграции».

Одним из действенных механизмов миграционного регулирования и предотвращения этнополитических конфликтов являются общенациональные кампании по легализации незаконных мигрантов - миграционные амнистии. Начиная с 2006 г., в России проводится миграционная амнистия и одновременно ужесточаются наказания за содействие нелегальной миграции и ее организацию. В этом процессе выработка четкой миграционной стратегии невозможна без тесного взаимодействия государства, общества и научных учреждений, федеральных, региональных и местных органов власти.

Вторая глава «Политические процессы в их этноконфликтологическом измерении (на примере каспийского сектора ЮФО)» раскрывает внутренние причины и внешние факторы этнополитических конфликтов на Юге России, а также роль политических элит и лидеров этнических сообществ в разрешении конфликтогенных ситуаций и влияние миграционных потоков на развитие этноконфликтов в Южном федеральном округе.

В первом параграфе «Внутренние причины этнополитических конфликтов на Юге России» рассматриваются причины, приводящие этнические сообщества к этнополитическим конфликтам, отличающимся своими особенностями и спецификой.

В современных этнополитических конфликтах на первом месте стоят не столько политические, сколько этнические традиции. Именно они зачастую лежат в основе формирования политической культуры региона и влияют на динамику происходящих в нем конфликтов. Иногда такие конфликты ведут к идеям сепаратизма являющимися политически оформленными этнокультурными традициями того или иного региона. В данном случае коррумпированные элементы в первую очередь заинтересованы в идее сепаратизма.

Коррупция является одним из самых негативных факторов в развитии этнополитических конфликтов современности. По своей серьезности проблема коррупции в этих регионах стоит на первом плане и объединяется с темой террористической угрозы. Широко масштабная коррупция среди государственных чиновников разных уровней, в том числе в правоохранительных органах, представляет собой серьезную проблему в деле урегулирования этноконфликтов.

Важное место уделяется также и аспектам культурно-религиозных ценностей в этноконфликтах. В этнических конфликтах несовместимость культурных ценностей этносов может служить куда более важным основанием для конфликта, чем политические или экономические интересы.

В начале 2000-х гг. самыми проблемными регионами ЮФО стали такие республики как Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкария. К этим сложным вопросам нельзя подходить одномерно без учета современных реалий и постоянно действующего мониторинга этнополитических конфликтов. Во второй половине 1990-х гг. преобладающей чертой этнического конфликта была ее локальность, вследствие чего конфликтогенные факторы были еще не очень широко развиты. Ситуация определенным образом изменилась к 2007-2008 гг., когда на смену им пришли блоковые конфликты, в которых этнический элемент тесно переплетается с конфессиональным, создавая сложную систему региональных, субрегиональных, локальных идентичностей, нередко противопоставленных общероссийской идентичности.

Сегодня на Кавказе в целом и российском Северном Кавказе (на территории ЮФО РФ) проявился весь широкий спектр противоречий и проблем, характерных для современной России - затяжной региональный этнополитический кризис, неурегулированные региональные, локальные, блоковые этнические конфликты внутри страны, которые серьезно препятствуют экономическому развитию Юга России. Здесь эти вопросы являются ключевыми, и от их решения зависит обеспечение общественной и личной безопасности, сохранение целостности российского государства, его геополитического влияния на весь Кавказ, включая южную часть и прилегающие территории Ближнего Востока и Средней Азии. То есть, кроме рассмотренных внутренних причин этнополитических конфликтов, необходимо исследовать и внешние факторы влияния на динамику развития этноконфликтов в ЮФО.

Во втором параграфе. «Внешние факторы влияния на динамику развития этноконфликтов в ЮФО» указывается на то, какое значение в процессе развития этноконфликтов играет поддержка одной из конфликтующих сторон третьей внешней силой.

ЮФО граничит с зарубежными странами, в которых наблюдается относительно нестабильная политическая, экономическая и криминальная обстановка. Сохраняется постоянная угроза перерастания конфликта в силовой вариант решения проблемы. Через приграничные страны не прекращается приток на территорию ЮФО «денег террора», оружия, контрабанды. Связи ЮФО с внешней стороной идут как по контуру российской государственной границы, так и выходят за ее пределы в виде национальных интересов самой России и ее ближайших соседей.

В 1990-е гг. этноконфликты на Северном Кавказе получали серьезную поддержку иностранных экстремистски настроенных против России организаций, которые вынашивали планы отделения от РФ некоторых национальных территорий и создания квазигосударств на их базе. Внешний фактор воздействия (но уже не столь значительный) продолжал играть определенную роль и в 2000-е гг., но его цели и средства стали незначительными и сводились преимущественно к организации террористической деятельности отдельных бандформирований. В 2007-2009 гг., например, с Южно-Кавказскими странами (такими, как Грузия и Азербайджан) у России сложились весьма непростые отношения. Если с Азербайджаном у РФ существуют разногласия о маршрутах транспортировки каспийской нефти, то с Грузией спорными являются вопросы относительно целостности этого государства (проблема Абхазии и Южной Осетии).

Несомненное влияние на этноконфликты оказывает т.н. международный терроризм. Очень часто в мировой политической истории конфликтов террористические акции при определенных обстоятельствах и поддержке внешних факторов перерастают в военные столкновения, переходящие в гражданские войны.

В третьем параграфе «Роль политических элит и этнических сообществ в разрешении конфликтогенных ситуаций на Юге России» показывается роль региональных политических элит в процессе разрешения конфликтов, возникающеих на почве межэтнических отношений.

Несомненным связующим звеном этнических элит и масс в этом регионе являются существующие здесь патриархальные традиции. Политические ценности иного (например, либерального) толка мало согласуются с этнополитическими и социокультурными реальностями этой территории и с трудом приживаются на ней. Региональная политическая культура исторически выработала здесь свои (часто противоречащие правовым нормам российского государства) традиции в решении конфликтных ситуаций.

Роль политических региональных элит в 2000-е гг. во многом определялась их лояльностью федеральной власти. С откровенными сепаративистскими настроениями они уже не выступали, стараясь реализовать свой национальный проект (решить социально-экономические проблемы) в рамках общенациональных российских проектов.

В последнем, четвертом параграфе, диссертационного исследования «Влияние миграционных потоков на развитие этноконфликтов ЮФО» дается характеристика тех миграционных процессов, которые происходят в каспийском секторе ЮФО и оказывают непосредственное влияние на характер протекания здесь этнополитических конфликтов.

Миграционные волны формируют новые вызовы, в том числе в области национальной и региональной безопасности, достижение которой возможно только при условии формулирования адекватной миграционной политики по адаптации мигрантов и принимающего сообщества к новой социально-политической реальности. Анализ проблем, связанных с реализацией миграционной политики в Российской Федерации начала XXI века, корректировка ориентиров и выработка новых принципов ее построения и воплощения в жизнь актуализирует тему диссертационного исследования.

Специфика миграционных процессов на Юге России определяется несколькими факторами, среди которых особо подчеркивается отсутствие социальной стабильности (высокий уровень безработицы, обнищание населения, рост социальной апатии и т.д.), проблемность перспектив реализации жизненных стратегий, глубокий экономический кризис, межнациональные культурно-политические разногласия. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что накоплению конфликтного потенциала в немалой мере способствует недостаточная эффективность самого государственного регулирования миграционных процессов.

Сегодня, как политическим и государственным структурам, так и в не меньшей мере этническим сообществам в целях национальной безопасности страны необходимо учитывать новые специфические интересы регионов с целью выравнивания их культурной и социально-экономической асимметрии, в связи с интенсивными потоками миграции. В настоящее время крайне важно преодолевать проблемы, связанные с прошлой нерегулируемой миграционной политикой в регионах Юга России. Потому что рост территориальной дифферен­циации имеет своим следствием не только повышенную эксплуатацию как природных, так и человеческих ресурсов отдельных регионов, но и может привести к распаду общего экономического и геополитического пространства государства.

В Заключении сформулированы основные выводы исследования, обобщены важнейшие результаты внутренних причин и внешних факторов, связанных с этнополитическими конфликтами, намечены главные направления дальнейшего, более глубокого изучения проблемы их взаимодействия и взаимовлияния с миграционными процессами как политической составляющей национальной безопасности.


Основное содержание работы отражено в следующих публикациях, общим объемом 3,9 п. л.

Статьи в ведущих рецензируемых научных журнала, определенных ВАК РФ

1. Клочков Г.В. Этнополитика и миграция. Тенденции геополитических процессов (На примере Астраханской области). / Г.В. Клочков, Р.Х. Усманов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. Научный журнал. - 2007. №1(10). - С. 17-26 (1,2 п.л.).

2. Клочков Г.В. Факторы конфликтогенной ситуации в геополитическом пространстве Каспийского региона и Северного Кавказа (На примере Астраханской области). / Г.В. Клочков // Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. 2009. - № 9. - С. 459-463 (0,5 п.л.).

3. Клочков Г.В. Внутренние причины этнополитических конфликтов на Юге России / Г.В. Клочков // Каспийский регион: политика, экономика, культура. Научный журнал. 2009. - №3 (20). - С.62-65 (0,4 п.л.).


Научные статьи:

4. Клочков Г.В. Роль политических элит и этнических сообществ при разрешении конфликтогенных ситуаций на Юге России (На примере Астраханской области). / Г.В. Клочков // Вопросы элитологии: философия, культура, политика. Ежегодный альманах. Т.2. 2005. - С.100-107 (0,5 п.л.).

5. Клочков Г.В. Политический мониторинг этнополитических конфликтов / Г.В. Клочков // Вопросы элитологии: философия, культура, политика. Ежегодный альманах. Т.3. 2006. -С.90-94 (0,4 п.л.).

6. Клочков Г.В. Особенности современных этнополитических конфликтов в геополитике Каспийского региона и влияние интеллектуальных элит на их потенциал (На примере Юга России) / Г.В. Клочков // «Современная Россия: проблемы и тенденции социального развития». Материалы Всероссийской научно-практической конференции (29-30 мая 2009 г.). М.: ООО «ЦИУМиНЛ». - М. 2009. - С.28-31 (0,5 п.л.).

7. Клочков Г.В. Коррупция и этнополитические конфликты в ЮФО. / Г.В. Клочков // Сборник материалов V Международной научной конференции Россия и Восток. «Проблемы коррупции: пути междисциплинарного исследования» (4-6 сентября 2009 г.) /Под ред. проф. П.Л. Карабущенко. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - С.315-318 (0,4 п.л.).

КЛОЧКОВ Герман Викторович
Влияние ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИх КОНФЛИКТов и миграции

на политические процессы современной России:

тенденции и проблемы взаимодействия

(НА ПРИМЕРЕ Южного федерального Округа)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

_____________________________________

Печать: Астраханская цифровая типография,

г. Астрахань, пл. К. Маркса, 33.

Формат 60х84 1/16. Усл.печ. л. 1,0. Тираж 100 экз.

Заказ № ___ Подписано в печать 19.11.2009.



1 Авксентьев В.А., Дмитриев А.В. Конфликтология: базовые концепты и региональные модели / В.А. Авксентьев, А.В. Дмитриев. – М., 2009. С.31.

2 Дарендорф Р. Тропы из утопии. М., 2002; Козер Л. Функция социального конфликта. М., 2000; Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2000; Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002; Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 1996; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. М., 1996; Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). Под ред. Е.И. Степанова, М., 1999; Гожев К.М. Антрополого-образовательная детерминация социального конфликта. СПб., 2005; Стаськов Н.В. Силовые операции в системе урегулирования этнополитических конфликтов. М., 2005; Комлева Н.А. Геополитическая экспансия (Сущность, факторы, формы осуществления), Екатеринбург, 2003; Харченко В.А. Политическое управление локальными межэтническими конфликтами. Ростов н/Д., 2003; Ибрагимов Р.Н. Проблема социального насилия как фактор исторического процесса. Абакан, 2003; Литвин В.Л. Ценностный конфликт в современном обществе. Иркутск, 2004; Пронин Э А. Социально-политические конфликты современности: теоретические модели и национальная практика. М., 2004.

3 Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. XX век. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2004.

4 Замковой В., Ильчиков М. Терроризм – глобальная проблема современности. М., 1996; Антонян Ю.М. Терроризм. М., 1998; Кожушко Е. Современный терроризм. Минск, 2000; Ильинский И.М. О терроре и терроризме. М., 2001; Сатановский Е. Глобализация терроризма и её последствия. Международная жизнь. 2001, №9, 10; Чугунов В. С. Международный терроризм как инструмент глобального управления. Национальная безопасность и геополитика России. 2001, №8; Евдокимов В.И. Государство: теория, практика, проблемы. т. 1-2, Калуга, 2005; Дашкова С.В. Идеологическая мимикрия и деструктивная сущность современного терроризма. Волгоград, 2005; Cnenshaw M. Counterterrorism Policy and the Political Process. Studies in Conflict and Terrorism. Vol. 24 №5, 2001.

5 Соколов Б.Г. Культура и традиция. Метафизические исследования. Вып. 4, СПб., 1997; Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001; Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического прогресса). М., 1996; Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987; Толерантность (Под ред. М.Б. Хомякова). Екатеринбург. 2000; Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме. Вопросы философии, М., 1997, №11; Уолцер М. О терпимости. М., 2000; Шахова О.Ю. Историко-культурологическая роль ненасилия в реализации идеала. Нижневартовск, 2003; Кутыгина Е.Н. Культура политического протеста Ростов н/Д., 2005; Косов Г.В. Политическая концепция ислама: проблемы цивилизационного анализа. – Ставрополь: Возрождение, 2008; Шипилов А. В. Оппозиция «мы - они» в социокультурном развитии. Воронеж, 2005; Berry E., Epstein M., Transcultural Experiments Russian and American Models of Cretive Communication. N.Y., 1999; Gianni Orio. Dialogue on Wealth and Welfare. Oxford, 1998; Seler V., Selenova B. Tolerancia versus intolerancia. Filoz. analyzy. Br., 1997.

6 Авксентьев В.А. Ставрополье: этноконфликтологический портрет. – Ставрополь, 2002; Савва М.В. Миграция и миграционная политика на Юге России // Современные миграционные процессы: состояние, проблемы, опыт государственного и общественного регулирования. Ростов н/Д, 2008. С.129-162; Диагностика социальной напряжённости в обществе: региональный аспект. – Ставрополь, 2002; Конфликтогенные факторы на Юге России: методология исследования и социальные реалии (Южнороссийское обозрение. Вып. 28.). – Ростов н/Д, 2005; Хопёрская Л. Л. Локальные межэтнические конфликты на юге России: 2000 – 2005 гг. – Ростов н/Д, 2005; Болганова И. В. Геополитический аспект этнических процессов на территории России: автореферат диссертации канд. полит. наук. – Ставрополь, 2002; Вартумян А.А. Миграционная политика на Северном Кавказе. – М.: ООО «ЦИУМиНЛ», 2008; Щербина Е.А. Этническая конфликтология: Региональный аспект: автореф. диссертации канд. полит. наук. – Ставрополь, 2005; Дмитриев А.В., Карабущенко П.Л., Усманов Р.Х. Геополитика Каспийского региона (Взгляд из России). Мин. образования и науки РФ, Институт философии Академии Наук РФ, Астраханский гос. университет. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004; Усманов Р.Х. К вопросу создания регионального проекта концепции этнополитической безопасности Астраханской области // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2009, №2 (12).

7 Запрудский Ю.Г. Региональные конфликты: понятие и специфика Северного Кавказа // Этнические конфликты и их урегулирование: Сб. научных статей. М.; Ставрополье, 2002; Угрозы безопасности России на Северном Кавказе / Сб. статей. – Ставрополье, 2004, 336 с.; Белозеров В.С. Геополитическое положение Северного Кавказа и этнодемографические процессы в регионе // Проблемы геополитики и Северном Кавказе: Сборник научных трудов / Под ред. Н.П. Мервезева. – Ставрополь, 2001.

8 Юрченко В.М. Региональные проблемы российской безопасности // Мировая политика, международная безопасность и транснациональные процессы в XXI веке: угрозы, вызовы и выбор России. – М., 2003; Захаров В.А. Проблемы культурной стратегии России в государствах Южного Кавказа в современных условиях // Актуальные проблемы безопасности в условиях конфликтогенной ситуации на Юге России. Краснодар, 2006; Юрченко В.М. Политика как фактор региональной конфликтности. – Краснодар, 1997.

9 Современные миграционные процессы: состояние, проблемы, опыт государственного и общественного регулирования. Ростов н/Д, 2008; Кука В.П. Государственное регулирование вынужденной миграции на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2002; Лубский А.В. Конфликтогенные факторы на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2005; Махулова З.А. Современная региональная геополитика России. Ростов-на-Дону, 2007; Магарамов Э.М. Современная геополитическая ситуация на Северном Кавказе: проблемы региональной геостратегии. Ростов-на-Дону, 2007.

10 См.: Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. М.: Альфа – М, 2007; Гришанова А.Г. и др. Миграционный потенциал стран нового зарубежья: теоретические аспекты. М., 2005; Тишков ВА., Комарова О.Д., Воронина Н.А. Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение. М., 1997.

11 Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. М.: Формула права, 2007; Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Нелегальная миграция: риски и опасности. М.: Издательство РГСУ, 2007; Красинец Е.С. Незаконная миграция на южных рубежах России // Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений. М.: МОМ, 2004.

12 См.: Ионцев В.А. Международная миграция населения: Россия и современный мир// Социологические исследования. 1998. № 6; Красинец Е.С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. М., 1997; Аршба О.И. Транснациональные миграционные процессы в эпоху глобализации и проблемы иммиграционной политики // Ломоносовские чтения. М., 2003; Российское общество и социология в ХХI веке: социальные вызовы и альтернативы. М., 2003.

13 Кабузан В. М. Русские в мире. СПб., 1996; Белова К.В. Миграционная политика на Юге Российской империи и переселение болгар в Новороссийский край и Бессарабию (1751-1811 гг.). М., 2004; Шишов А.В. Знаменитые иностранцы на службе России. М., 2001.

14 Максакова Л. Сельские мигранты на рынках труда городов Узбекистана // Научные доклады М., 1999; Остапенко Л.В., Субботина И.А. Русские в Молдавии: потенциальные мигранты и стабильные жители // Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение. М., 1997; Прибыткова И. Коренные киевляне и мигранты: мониторинг социальных изменений на рубеже ХХI века // Научные доклады. М., 2000; Этнический фактор в современном социально- политическом развитии Казахстана / Отв. ред. Тишков В.А. М., 1996.

15 См.: Ибрагимов М.М. Миграционные процессы в России и на постсоветском пространстве. Саратов, 2001; Мукомель В.И. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. М., 2005, Гельман Г.А., Мальцева Н.С. Современные проблемы миграции населения в Центральной России // Центральная Россия на рубеже ХХI века. Т. 1. Орел. 1996; Рязанцев С.В., Кожевникова Н.И., Харланова Н.Н. и др. Современные миграционные процессы в приграничных районах России. М., 2003; Громов А.Б. Миграционная политика в современной России: опыт и перспективы. М., 2004.

16 Амелин В.В. Социальная адаптация вьнужденных переселенцев в полиэтническом приграничном регионе России: (социологический аспект) // Мониторинг общественного мнения: экон. и соц. перемены. 2002. № 3; Гуков Д.А. Регулирование социальной адаптации вынужденных мигрантов: На примере Центрально-Черноземного региона: дисс. канд. социол. наук. Белгород, 2004; Кумчиев Л.Ш. Социальная адаптация вынужденных мигрантов в зтнокультурном пространстве республики Северная Осетия Алания. Диссертация канд. социол. наук. М., 2002.

17 Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. - М., 2007.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница