«Внутренний аудит, как элемент системы управления организацией»



страница1/5
Дата29.06.2016
Размер1.01 Mb.
  1   2   3   4   5
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ В.Я. ГОРИНА»

УДК 657 (075.8)


УТВЕРЖДАЮ

Ректор ФГБОУ ВПО

БелГСХА им. В.Я Горина

________А.В. Турьянский


ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

по теме:

«Внутренний аудит, как элемент системы управления организацией»

Начальник научной части _________А.Н. Ивченко


Руководитель темы ________ Л.А. Решетняк

БЕЛГОРОД - 2013



Список исполнителей


Руководитель темы,

доцент, к.э.н


_______________

подпись, дата


Решетняк Л.А.

(Введение, заключение, оформление отчета)













Исполнители темы


______________

подпись, дата


Наседкина Т.И.

(профессор, д.э.н.)



Раздел 2,2

Раздел 2.3



















_______________

подпись, дата


Груздова Л.Н.

(доцент, к.э.н.)

Раздел 2.1.

2,4
















Раздел 1




































______________

подпись, дата

Кретова И.Н.

(ст. преподаватель)


Раздел 1





















РЕФЕРАТ
Отчет 71 с, 8 табл., 50 источников, 4 приложения

ВНЕШНИЙ АУДИТ, ВНУТРЕННИЙ АУДИТ, ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ, УРОВЕНЬ СУЩЕСТВЕННОСТИ, ОЦЕНКА, ПРОГРАММА АУДИТА, РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ АУДИТОРА, СТАНДАРТЫ АУДИТА

Объектом исследования послужили сельскохозяйственные организации Белгородской области, которые в соответствии с требованиями обязаны проводить аудиторские проверки и для которых проведение аудита не является обязательным.

Целью исследования является разработка основных положений эффективной системы внутреннего аудита в организации и внесение рекомендаций по их внедрению.

Методологическую основу исследования составили: ФЗ «Об аудиторской деятельности; ФЗ «О бухгалтерском учете»; стандарты аудиторской деятельности; положения по ведению бухгалтерского учета (ПБУ); методические рекомендации по вопросам ведения учета и аудита и другие нормативные и законодательные акты.

В результате исследования поставлены и решены следующие задачи:

1. изучена нормативную и законодательную базу по вопросам организации внутреннего аудита;

2. проанализирована эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Племзавод «Разуменский» и ЗАО «Скороднянское»;

3. обосновано место и роль внутреннего аудита как элемента системы управления предприятием;

4. рассмотрены этапы создания службы внутреннего аудита в организации, ее структура и функции;

5. разработано положение регламентирующее деятельность службы внутреннего аудита и рабочие документы;

6. рекомендованы методические приемы проведения проверки внутренним аудиторам.

Полученные выводы и предложенные позволят создать службу внутреннего аудита, как отдельное структурное подразделение. Деятельность такой службы будет направлена не только на выявление нарушений, злоупотреблений и т. д. в области учета и отчетности, но и, что самое важное, на предупреждение негативных последствий в экономической деятельности, прогнозировании эффективности принимаемых управленческих решений и оценке рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Содержание

Стр.


Нормативные ссылки………………………………………………………………. ..5
Введение……………………………………………………………………..……….... 6

  1. Актуальные проблемы внутреннего аудита в системе

управления организацией………………………………………………….….............9

    1. Теоретические основы организации внутреннего аудита………………...…....9

    2. Законодательные и нормативно - правовые основы

организации внутреннего аудита…….………………………………………… .......17

  1. Внутренний аудит как элемент системы управления организацией……….26

    1. Характеристика объектов исследования………. ………………….......…........26

    2. Оценка системы внутреннего контроля и эффективности создания службы внутреннего аудита…………………………………………........................................31

    3. Организационные аспекты деятельности службы внутреннего аудита ..........38

    4. Регламентация деятельности службы внутреннего аудита………………….46

Заключение………………………………………………………………………………51

Список использованных источников…………………………………………………54

Приложения……………………………………………………………………………59

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем отчете о научно-исследовательской работе использованы ссылки на следующие нормативные акты:


  1. ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. № 307-Ф3;

  2. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ;

  3. Правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» от 07.10.2004г. ;

  4. Правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита» от 07.10.2004г.;

  5. Правило (стандарт) № 3 « Планирование аудита» от 07.10.2004г.;

  6. Правило (стандарт) № 4. «Существенность в аудите» от 07.10.2004г.

  7. Правило (стандарт) № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» от 19.11.2008г;

  8. Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» от 27.01.2011г.;

  9. Правило (стандарт) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» от 25.08.2006г.;

  10. Правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» от 22.07.2008г.;

  11. ФСАД 5/ 2010 « Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» № 90н от 17.08.2010г.;

  12. Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации от 26.11.2009г.


Введение
С развитием и совершенствованием рыночной экономики все актуальнее становятся вопросы рационального управления организацией. Наряду с другими рычагами управления внутренний аудит является неотъемлемой частью управленческой деятельности. При этом цель внутреннего аудита определяется оценками соблюдения экономической политики организации, включая учетную, а также оценками функционирования системы внутреннего контроля.

В задачи внутреннего аудита входит создание надлежащей системы контроля, необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, что способствует повышению эффективности деятельности организации, достоверности данных учета и отчетности и управлению рисками.

В сложившихся условиях хозяйствования необходимо совершенствование методики внутреннего аудита, что является сложным процессом, на который оказывают влияние внешние и внутренние факторы, требующие полного изучения. Повышение эффективности управления сельскохозяйственными организациями допускает использование регламентации и внутренней стандартизации деятельности внутреннего аудита. Это в свою очередь способствует приспособлению его к практическим условиям и отраслевым особенностям организаций.

В этой связи исследование системы внутреннего аудита, оценка его эффективности, совершенствование методики проведения являются актуальными.

Значительный вклад в развитие теории и практики аудита внесли зарубежные и отечественные ученые, среди них: Ф.Л. Дефлиз, А.С. Бакаева, С.М. Бычкова, С.И. Жминько, В.И. Подольский, М.Ф. Сафонова, Г.Р. Хатфилд, А.Д. Шеремет и другие.

Объектом исследования являются Закрытое акционерное общество (ЗАО) «Племзавод» Разуменский Белгородского района и ЗАО «Скороднянское» Губкинского района.

Предметом исследования являются теоретические, методические и практические аспекты организации внутреннего аудита.

Цель исследования - разработка основных положений эффективной системы внутреннего аудита в организации и внесение рекомендаций по их внедрению.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:


  • изучить нормативную и законодательную базу по вопросам организации внутреннего аудита;

  • исследовать эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Племзавод «Разуменский» и ЗАО «Скороднянское»;

  • обосновать место и роль внутреннего аудита как элемента системы управления предприятием;

  • рассмотреть этапы создания службы внутреннего аудита в организации, ее структуру, функции;

  • разработать положение регламентирующее деятельность службы внутреннего аудита и рабочие документы;

  • рекомендовать методические приемы проведения проверки внутренним аудиторам.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны Положения, которые регламентируют деятельность службы внутреннего аудита, отдельные рабочие документы внутреннего аудитора, которые будут способствовать рациональной организации проведения проверок, что в свою очередь позволит получать достоверную и полную информацию о деятельности организации и представлять ее как внешним, так и внутренним пользователям.

Кроме того, разработаны должностные инструкции внутренних аудиторов, которые повышают персональную ответственность за качественное и своевременное проведение проверок.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, позволят построить эффективную систему внутреннего аудита на предприятии.

Функционирование такой службы при условии правильной ее организации принесет ощутимые положительные результаты, проявляющиеся в эффективном использовании ресурсов, улучшении качества бухгалтерского учета и отчетности, повышении результативности деятельности предприятия, установлении возможных причин неэффективной работы экономического субъекта.

Источниками информации послужили: Устав, учетная политика организации и приложенные к ней рабочие документы; годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций за 2010-2012 гг., первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета по отдельным счетам.


  1. Актуальные проблемы внутреннего аудита в системе

управления организацией
1.1.Теоретические основы организации внутреннего аудита
В условиях активно развивающихся и усложняющихся экономических отношений возрастает значение контроля и аудита внутри организаций. По мнению Кабашкина В.А. и Мышова В.А. [29] в последнее время службы внутреннего контроля и аудита все чаще рассматриваются как важная предпосылка для успешного ведения бизнеса, так как они выполняют широкий спектр функций помимо контрольных. При этом необходимо учитывать, что понятия «внутренний аудит» и «внутренний контроль» являются относительно новыми для российских компаний в отличие от зарубежных стран, где накоплен богатый опыт по организации внутриорганизационных контроля и аудита. Тем не менее, внутренний контроль - это важнейшая часть современной системы управления, позволяющая достичь целей, поставленных собственниками, с минимальными затратами. Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов во многом зависит от грамотно организованного контроля, так как он не только призван выявить недостатки и нарушения, но и предупреждать их, а также способствовать их своевременному устранению.

Следует отметить, что до 2013 г. вопрос создания службы внутреннего контроля являлся правом организаций (за исключением кредитных организаций, для которых это обязанность). С 1 января 2013 г. согласно ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а те, которые подлежат обязательному аудиту, - также и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (за исключением случаев, когда руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Решение о ведении бухгалтерского учета им самим может принять руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, соответственно, в такой организации необходимо осуществлять только внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни [27].

Таким образом, можно говорить о том, что значение внутреннего контроля оценено на федеральном уровне. В настоящее время это пока единственный документ федерального уровня, в котором принята обязанность вести внутренний контроля в организациях. Однако, как отмечает Позднякова В. [18] после принятия нового Закона о бухучете должны быть разработаны рекомендации по организации и осуществлению контроля. Об этом сказано в Плане по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на 2012 - 2015 гг. на основе Международных стандартов (утв. Приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440).

Но, несмотря на то, что еще не вся нормативная база по организации внутреннего контроля разработана и принята, его необходимо проводить на всех стадиях совершения хозяйственных операций, то есть до, во время и после их осуществления.

Исходя из сущности внутреннего контроля, можно определить основные цели системы внутреннего контроля. Так Полисюк Г.Б. и Чистопашина С.С. [42] считают, что целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:

- осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия, включая рентабельность и защищенность от убытков;

- обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;

- обеспечение сохранности имущества;

- поддержание хороших отношений с регулирующими органами;

- предотвращение присвоения или неэффективного использования средств предприятия;

- обеспечение оперативной передачи внутренней отчетности лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования;

- научная разработка, издание методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву, информационное обслуживание головной организации и ее филиалов;

- консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;

- взаимодействие с внешними аудиторами, представителями налоговых органов и других контролирующих органов.

При этом к основным задачам службы внутреннего контроля относятся:

- документирование основных бизнес-процессов, оценка рисков и внедрение процедур внутреннего контроля;

- разработка предложений по оптимизации работы всей организации и ее документооборота, а также рекомендаций по снижению рисков и негативных эффектов их воздействия;

- мониторинг эффективности внедренных процедур внутреннего контроля;

- взаимодействие с подразделениями организации по вопросам выстраивания системы внутреннего контроля [30].

В соответствии с выполняемыми задачами Когденко В.Г.[28] считает, что внутренний контроль принимает вид:

- внутреннего стратегического контроля, цель которого - контроль за достижением стратегической цели;

- внутреннего управленческого контроля, целью которого является контроль за эффективностью деятельности компании;

- внутреннего бухгалтерского контроля, цель которого - обеспечение достоверности бухгалтерской отчетности;

- внутреннего правового контроля (комплаенс-контроль), цель которого - минимизация правовых и репутационных рисков.

Общая схема системы внутреннего контроля представлена на рисунке 1.
Внутренний контроль

Внутренний стратегический контроль

Контроль за достижением стратегической цели компании

Внутренний управленческий контроль

Внутренний бухгалтерский контроль

Внутренний правовой контроль

Контроль за эффективностью деятельности

Контроль за соответствием законодательным требованиям

Контроль за достоверностью бухгалтерской и налоговой отчетности
Рисунок 1. Система внутреннего контроля.

Таким образом, для достижения указанных целей и решения поставленных задач необходимо создавать на предприятиях эффективную систему внутреннего контроля.

В связи с этим предприятиям, только-только приступающим к построению системы внутреннего контроля Орлова О.Е. советует совершить следующие действия:

- распределить полномочия по управлению рисками между органами управления, подразделениями и сотрудниками, в том числе рассмотреть целесообразность формирования службы внутреннего контроля;

- принять локальные акты по организации внутреннего контроля, установить лимиты рисков, наладить процедуру контроля лимитов;

- раскрыть для внешних пользователей информацию об уровне и о характере принятых на себя рисков путем отражения необходимых данных в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности [36].

Сейчас, по мнению Елиной Л. А. [24] некоторые бухгалтеры опасаются, что вопросы внутреннего контроля надо будет довольно детально расписывать во внутрифирменных документах, в том числе и в учетной политике. Однако, как считает автор, в любой нормально работающей организации внутренний контроль был, есть и будет по определению. Даже если в организации нет особого локального акта, посвященного внутреннему контролю. Так в акционерных обществах и некоторых обществах с ограниченной ответственностью могут быть созданы ревизионные комиссии или избран ревизор по требованию устава или закона.

На сегодняшний день, как считает Макаренко С.А. [34] наиболее распространенными формами внутреннего контроля являются:

- служба внутреннего аудита;

- структурно-функциональная форма контроля;

- контрольно-ревизионная служба.

Несмотря на существенные отличия деятельности вышеуказанных форм внутреннего контроля по выполняемым функциональным обязанностям, данные формы могут использоваться организацией, как в сочетании, так и обособленно.

Однако, как показывает практика более эффективной и распространенной формой внутреннего контроля является служба внутреннего аудита. Так, по мнению Сонина А.М. [43], за последнее десятилетие внутренний аудит проделал значительный путь в своем развитии и добился существенных успехов в вопросе признания со стороны высшего руководства компаний. Сегодня исполнительное руководство и советы директоров ожидают от внутреннего аудита весомого вклада в дело контроля над рисками и повышения эффективности деятельности компаний.

При этом текущие исследования в области внедрения внутреннего аудита на российских предприятиях показывают, что основная роль данной подсистемы внутреннего контроля заключается в разрешении сомнений акционеров в отношении бизнес-рисков и эффективности работы компании в целом [21].

Следует отметить, что внутренний аудит можно рассматривать как организованную на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированную его внутренними документами систему контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов [20].

По мнению многих отечественных экономистов, сегодня существуют реальные предпосылки для создания в организациях органов внутреннего аудита. Основные из них представлены в таблице 1. [39].

Таблица 1 - Предпосылки формирования службы внутреннего аудита.

Предпосылки необходимости

Организационные предпосылки

Наличие законодательно регламентированной контрольной функции вышестоящих звеньев по отношению к нижестоящим

Отсутствие реально существующего регламентированного органа внутреннего контроля на любом уровне организационной структуры

Наличие многоуровневой управленческой, организационной структуры предприятия

Наличие законодательных предпосылок для создания органа внутреннего контроля

Рост объемов деятельности и диверсификация ее видов

Существование еще незабытых традиций функционирования ведомственного контроля

Отсутствие регламентации взаимодействия и взаимосвязи между ведомственными контрольными органами различных уровней

Реальное функционирование различных органов контроля, выполняющих определенные функции внутреннего контроля в системе по вертикальной и горизонтальной составляющим

Отсутствие единой концепции организации внутреннего контроля

Реальное функционирование различных структурных и функциональных подразделений, выполняющих функции, присущие внутреннему аудиту

Потребность в профессиональном консалтинге

-

Таким образом, необходимость создания действенной службы внутреннего аудита на предприятии – это залог эффективной работы предприятия в целом. Однако создание такой службы требует определенных действий со стороны руководства организации.

Коптелов А.В. [31] выделяет следующие подготовительные этапы создания службы внутреннего аудита:


  • идентификация критических процессов;

  • формализация процессов;

  • идентификация рисков в процессах;

  • оценка рисков;

  • разработка контрольных процедур;

  • тестирование контрольных процедур.

Состав, структура и конкретные подфункции, осуществляемые аппаратом внутреннего аудита, по мнению Остаева Г.Я., Концевой С.Р. и Галлямовой Т.Р. могут включать:

- систему наблюдений объектов аудита;

- систему проверки объектов аудита и сбора информации;

- систему интерпретации информации;

- систему консультирования специалистов и документирования результатов внутреннего аудита;

- систему проектирования управленческих решений и представления их управленческому персоналу для принятия оперативных, тактических и стратегических решений по развитию всех видов деятельности организации.

Исходя из этого, организационную структуру работы службы (аппарата) внутреннего аудита в коммерческих организациях можно представить в виде схемы,

(рисунок 2). [38].

Руководитель отдела внутреннего аудита

Заместитель руководителя отдела внутреннего аудита

Внутренние аудиторы по консультированию специалистов и экспертизе эффективности хозяйственных операций

Внутренние аудиторы, осуществляющие аудиторские проверки


Рисунок 2. Организационная структура аппарата внутреннего аудита.
Панкратова Л.А [40] выделяет два основных направления деятельности службы внутреннего аудита, которые в настоящее время широко распространены на предприятиях.

1. Контроль и ревизии. Служба внутреннего аудита подчиняется исполнительному руководству компании, т.к. является средством контроля за деятельностью менеджмента со стороны руководства.

2. Мониторинг существующей системы внутреннего контроля компании. Служба внутреннего аудита рассматривается как компонент системы управления рисками и подчиняется непосредственно совету директоров компании. В этом случае внутренний аудитор действует в соответствии с требованиями Международных стандартов внутреннего аудита (International Standards for the Professional Practice of Internal Auditing) и Кодекса этики Института внутренних аудиторов.

Следует отметить, что эффективность деятельности службы внутреннего аудита зависит от соблюдения общепринятых стандартов деятельности, а также выполнения нормативных требований. Требования регуляторов не содержат четких критериев и признаков, а также определенного набора ключевых показателей и индикаторов, позволяющих сделать объективное заключение об эффективности функционирования службы. Каждая организация самостоятельно определяет перечень параметров, характеризующих эффективность службы, разрабатывая процедуры расчета и оценки ключевых показателей, с тем, чтобы получить объективную оценку [44].

При этом, как считает Мартынович С.Н. [33], аудитор должен своевременно доводить до руководства и представителей собственника полученную информацию о недостатках в организации и применении системы внутреннего контроля.

Стоит отметит, что несмотря на необходимость создания системы внутреннего контроля и положительный эффект от службы внутреннего аудита, многие организации не спешат создавать такую службу. Основной причиной этому является недопонимание значимости этой службы и нехватка опыта организации работы службы внутреннего аудита.

По мнению Шуклова Л.В. [46] недостатком организации службы внутреннего аудита большинства предприятий является дефицит контрольных процедур, находящихся в компетенции службы внутреннего аудита. Так, на многих предприятиях эта служба в основном выполняет контрольно-ревизионную работу, концентрируется на детективных процедурах и не принимает участия в вопросах согласования управленческой/международной отчетности, визирования отчетов по исполнению бюджетов и т.п. Это увеличивает риск возникновения отклонения деятельности работников от стратегических целей предприятия.

Проанализировав работы ученых-экономистов, можно сделать вывод, что в современных условиях хозяйствования система внутреннего контроля наиболее успешно может быть организована посредством создания службы внутреннего аудита. При грамотном подходе к ее созданию и функционированию можно добиться существенного повышения эффективности как производства (выявление внутренних резервов), так и деятельности предприятия в целом (предотвращение штрафных санкций, хищений, злоупотреблений со стороны ответственных лиц).




  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница