Вопросы для самостоятельного изучения



страница1/11
Дата28.04.2016
Размер2.44 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Целью курса « Психология лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии» является формирование у студентов готовности к взаимодействию с умственно отсталыми лицами , в результате чего они:

-понимают необходимость психологического знания об интеллектуальных нарушениях для решения профессиональных задач;

-способны ориентироваться в типологии интеллектуальных нарушений и квалифицировать структуру нарушения;

-умеют разрабатывать и осуществлять программу помощи лицам с умственной отсталостью;

- осознают меру своих профессиональных возможностей в создании условий коррекции и реабилитации лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Учебная направленность курса связана с развитием у студентов знаний о сущности умственной отсталости, ее формах , причинах ,подходах к классификациям, особенностях психического развития лиц с интеллектуальным недоразвитием .



Темы для самостоятельного изучения

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы







- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты,

- контрольные работы,

…..





- выполнение тестов,

- защита рефератов,

- проверка контрольных работ,

……


1.Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям ).

Раздел 1.Введение в психологию детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.


1

Предмет и задачи курса «Психология лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии».

Роль Л.С.Выготского в становлении олигофренопсихологии как науки. Положения Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития», об общности основных закономерностей нормального и аномального развития

4

Аудиторная контрольная работа

2

Проблема умственной отсталости и развитие психики умственно отсталых.

История создания опре

деления «умственная

отсталость».



8

Аудиторная контрольная работа

3

Этиология и патогенез умственной отсталости.Дизонтогении.

Наследственные

заболевания как ведущая

причина психического

недоразвития.

Понятие о хромосомном

синдроме :клиническая

картина нарушений

развития ,особенности

отклонений в

психическом развитии.

Наследственные болезни

обмена


веществ с поражением

нервной системы .




8

Написание психологических характеристик

4

Систематика форм умственной отсталости.

Классификации интеллектуального недоразвития

8

Подготовить сравнительный анализ классификаций (в таблице )

5

Степени умственной отсталости: легкая умеренная , тяжелая ,глубокая.

Психолого-педагогическая характеристика лиц с у.о. (по степеням интеллектуального недоразвития )

8

Написание двух психолого-педагогических характеристик на школьников с легкой и умеренной степенью у.о.

6

Психологическая характеристика состава учащихся специальной коррекционной школы VIII вида.

Основные виды интеллектуального недоразвития

8

Заполнение таблицы анализа состава учащихся специальной коррекционной школы 8 вида

7

Методы изучения психики лиц с -отклонениями в интеллектуальном развитии.

Методы

психолого-педагогической

диагностики

в работе с учащимися

специальной

коррекционной школы

VIII вида.



6

Аудиторная контрольная работа

Раздел 2. Характеристика интеллектуальных нарушений.Психология развития лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии.

1

Особенности процессов ощущения и восприятия.

Возрастные особенности развития восприятия у лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии

6

Показать в таблице возрастные этапы развития восприятия у детей с у.о.

2

Особенности внимания.

коррекционно-

развивающая работа по

развитию внимания детей

с у.о..




6

Представление карточек с упражнениями по развитию внимания у.о.

3

Особенности мышления.

Особенности нарушения мышления у у.о.школьников

8

Заполнить таблицу зависимость особенностей мышления у.о. от степени интеллектуального недоразвития

4

Особенности речи.

Основные виды нарушений речи у у.о. детей

8

Заполнение таблицы анализа состава группы ( класса ) детей с у.о. по наличию речевых нарущений

5

Особенности памяти.

коррекционно-

развивающая работа по

развитию памяти детей

с у.о..



8

Представление карточек с упражнениями по развитию памяти у.о детей

6

Эмоционально-волевые особенности.

вариативность эмоционально-волевых проявлений учащихся коррекционной школы VIII вида.

8

Заполнение таблицы анализа состава класса учащихся коррекционной школы VIII вида. по вариативности эмоционально-волевых нарушений

7

Особенности характера и личности.

Особенности характера лиц с у.о.

8

Написание двух психологических характеристик на у.о. школьников ,указав на особенности характера и направления коррекционной работы

8

Особенности деятельности лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Особенности игровой деятельности у.о.

8

Представление библиографических карточек по развитию игровой деятельности у.о.

Раздел 3. Проблемы социализации лиц с умственной отсталостью

1

Социализация лиц с умственной отсталостью.Семья как фактор социализации.

Профессиональная ориентация ;система профессионального образования лиц с у.о.

8

Подготовка докладов по одной из предложенных тем

2

Система помощи лицам с умственной отсталостью.

Современная система помощи лицам с у.о.

8

Представить схему

3

Психолого-педагогическая реабилитация лиц с умственной отсталостью.

Система психолого-

педагогической

реабилитации детей с

интеллектуальным

недоразвитием .


6

Заполнение таблицы

ИТОГО:

132






1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Занятие 1. Предмет и задачи курса «Психология лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии».
План :

  1. Определение предметного содержания олигофренопсихологии. Соотношение предмета психологии умственно отсталых лиц с предметами отраслей специальной психологии .

  2. Основные задачи олигофренопсихологии.

  3. Теоретическое и практическое значение олигофренопсихологии.

  4. Межпредметные связи олигофренопсихологии. Чем определяются эти связи .


Задания для самостоятельной работы:

1.Подготовка рефератов по темам :

-олигофренопсихология в структуре современного человекознания;

-сходства и различия предметного содержания олигофренопсихологии и клинической психологии;

-теоретические и прикладные задачи олигофренопсихологии.

2.Показать в схеме межпредметные связи олигофренопсихологии.


Литература (основная и дополнительная):

  1. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание / Шпек О. ; пер. с нем. А. П. Голубева ; науч. ред. текста Н. М. Назарова. - М. : Академия, 2003. - 432 с. (Специальная педагогика и специальная психология за рубежом). - ISBN 5-7695-1481-7 : 125-84.

  2. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : Учеб.пособие для студ.вузов,обуч.по спец.031700-Олигофренопедагогика / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Академия, 2004.

  3. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00748-0 [Гриф УМО]

  4. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031700 - Олигофренопедагогика, 031900 - Специальная психология / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2004.Гриф

  5. Специальная психология : учеб. пособие для вузов / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - М. : Академия, 2009. - 464 с.[Гриф]

  6. Ксенофонтова Г. Ф. Воспитание личности умственно отсталого школьника в процессе формирования детского коллектива (из опыта работы) / Ксенофонтова Г. Ф.// Дефектология.. - 2001.-№ 5.. - С.64-69.

  7. Селиванова Ю. В. Коррекция недостатков внимания учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида / Селиванова Ю. В.// Практическая психология и логопедия.. - 2003.-№3-4.. - с.88-92.

  8. Лалаева Р. И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Лалаева Р. И.// Дефектология.. - 2003.-№3.. - с.29-33.

  9. Буслаева Е. Н. Фонематическое развитие умственно отсталых учащихся младших классов / Буслаева Е. Н.// Логопедия. - 2004.-№ 3(5). - с.9-16.

  10. Шаповалова О. Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников / Шаповалова О. Е.// Коррекционная педагогика. - 2006. - №3. - С. 35 - 43.

  11. Шаповалова О. Е.Концепция эмоционального развития умственно отсталых школьников / Шаповалова О. Е.// Специальная психология. - 2006. - №4(10). - С. 4 - 12.

  12. Печерский В. Г.Психолого-педагогическая поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с легкой умственной отсталостью / Печерский В. Г.// Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 3 - 9.

  13. Шаповалова О. Е.Игра - эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых школьников / Шаповалова О. Е.// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - № 2. - С. 27-34.

  14. Колотыгина Е. А. Особенности эмоционального развития умственно отсталых младших школьников, находящихся в разных социальных условиях / Колотыгина Е. А.// Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 66-70.

  15. Инденбаум Е. Л.Роль социокультурных условий в генезисе легкого психического недоразвития / Инденбаум Е. Л.// Дефектология. - 2008. - № 3. - С. 3-10.

  16. Ильина С. Ю.Принципы организации работы по речевому развитию умственно отсталых старшеклассников / Ильина С. Ю.// Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 5-12.

  17. Трубина Е. Н.Воспитание нравственных качеств младших школьников с умственной отсталостью / Трубина Е. Н.// Специальное образование. - 2008. - № 10. - С. 38-42.

  18. Жукова А. В.Формирование грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллектуального развития / Жукова А. В.// Практическая психология и логопедия. - 2008. - № 4. - С. 58-62.

  19. Лазуренко С. Б.Психолого-педагогическая характеристика детей-инвалидов с умственной отсталостью, поступивших в дома-интернаты в дошкольном возрасте / Лазуренко С. Б.// Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 11-20.

  20. Нодельман В. И.Особенности разговорной речи умственно отсталых младших школьников / Нодельман В. И., Позднякова И. О.// Дефектология. - 2008. - № 6. - С. 3 - 13.

  21. Чарова О. Б.Материнские установки по отношению к детям с нарушением интеллекта / Чарова О. Б.// Дефектология. - 2008. - № 6. - С. 13-19.

  22. Маляревский М. И.Клиника нравственной и умственной отсталости : [детей с нарушениями развития] / Маляревский М. И.// Аутизм и нарушения развития. - 2008. - № 2. - С. 41-49; № 3. - С. 29-33.

  23. Рубцов А. В.Коррекция особенностей психомоторного развития умственно отсталых детей средствами адаптивной физической культуры / Рубцов А. В.// Физическая культура: воспитание , образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 69-72.

  24. Качарова Е. С.Социализация и реабилитация молодых инвалидов с умственной отсталостью / Качарова Е. С.// Социальная работа. - 2009. - № 1. - С. 13-15.

  25. Гаурилюс А. И.Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью / Гаурилюс А. И.// Дефектология. - 2009. - № 4. - С. 13-18.

  26. Унковская Е. С.Особенности владения средствами коммуникативной деятельности учащимися младших классов школы VIII вида / Унковская Е. С.// Дефектология. - 2009. - № 4. - С. 19-27.

  27. Фирсова Е. Ю.Особенности детско-родительских отношений в семьях умственно отсталых школьников / Фирсова Е. Ю.// Специальная психология. - 2009. - № 3. - С. 53-59.

  28. Пронина Л.Пути формирования взаимодействия детей раннего и младшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в умственном развитии / Пронина Л.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 80-87.

  29. Поляков А. М.Особенности целеобразования у подростков с интеллектуальной недостаточностью / Поляков А. М.//Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 23-32.

  30. Закрепина А.Роль социальных факторов в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : статья вторая : [умственная отсталость] / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 66-73.

  31. Ходакова Л. А.Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых школьников / Ходакова Л. А., Вареничева О. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2009. - № 5. - С. 56-65.

  32. Закрепина А.Изучение особенностей социального развития детей с отклонениями в умственном развитии / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 86-93.

  33. Уфимцева Л. П.Развитие психомоторики и сенсорных процессов у умственно отсталых школьников / Уфимцева Л. П., Иванина Т. А.// Специальная психология. - 2009. - № 4. - С. 19-30.

  34. Ковалева Г. А.Сравнительное изучение общения дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития / Ковалева Г. А., Бусарнова Н. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 1. - С. 18-31.

  35. Муравьева Е. В.Психологический портрет личности умственно отсталого старшеклассника / Муравьева Е. В.// Специальная психология. - 2010. - № 1. - С. 35-40.

  36. Дробышева Е. С.Особенности распознавания личности другого по голосу детьми с легкой степенью умственной отсталости / Дробышева Е. С., Агавелян О. К.// Специальное образование. - 2010. - № 1. - С. 23-29.

  37. Фирсова Е. Ю.К проблеме социально-педагогического сопровождения семьи умственно отсталых подростков / Фирсова Е. Ю.// Специальная психология. - 2010. - № 2. - С. 5-12.

  38. Чебеляев И. Ю.Роль наследственных факторов в развитии легких степеней недифференцированой умственной отсталости / Чебеляев И. Ю.
    // Специальная психология. - 2010. - № 2. - С. 21-24.

  39. Зырянова С. И.О социализации детей с особыми образовательными потребностями / Зырянова С. И.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 43-45.

  40. Шишкова М. И.Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых школьников в учебном диалоге на уроках естествознания / Шишкова М. И.// Школьный логопед. - 2010. - № 2. - С. 40-50.

  41. Патрушева Л. В.Развитие внимания младших школьников на логопедических занятиях во вспомогательной школе / Патрушева Л. В.// Школьный логопед. - 2010. - № 3. - С. 45-49.

  42. Кулагина И. Ю.Подростки с проблемами развития: специфика мотивации в условиях социальной депривации / Кулагина И. Ю.// Дефектология. - 2011. - № 1. - С. 80-86.

  43. Лысова М. С.Игровые формы работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии / Лысова М. С.// Современный детский сад : [методика и практика]. - 2011. - № 3. - С. 62-67.

  44. Инденбаум Е. Л. Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности в разных образовательных средах / Инденбаум Е. Л.// Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 18-27.

  45. Пенькова В. А.Сюжетно-ролевые игры в детском саду для детей с нарушениями интеллекта / Пенькова В. А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 3. - С. 2-9.

  46. Инденбаум Е. Л.Новый взгляд на старую проблему : к вопросу о формах отставания в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи / Инденбаум Е. Л.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 5. - С. 3-10.

  47. Афанасьева Ю. А.Воспитание нравственных качеств у умственно отсталых младших школьников на уроках развития речи / Афанасьева Ю. А., Павлова Н. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2011. - № 2-3. - С. 134-137.

  48. Черенева Е. А.Формирование самоконтроля у учащихся с нарушенным интеллектом в процессе обучения решению арифметических задач / Черенева Е. А., Филиппова С. А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 7. - С. 21-31.

  49. Кормильчикова И. В.Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В.// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  50. Шаповалова О. Е.Психологическое изучение умственно отсталых школьников с помощью беседы / Шаповалова О. Е.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2011. - № 5. - С. 28-33.

  51. Закрепина А.Умственно отсталые дети : синдромы. педагогическое изучение, коррекционная помощь / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2012. - № 1. - С. 58-66.

  52. Коробейников И. А.Феноменология, генезис и критерии диагностики легкой умственной отсталости / Коробейников И. А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 1. - С. 16-22.

  53. Коробейников И. А.О соотношении и роли органических и социальных факторов в формировании диагноза "легкая умственная отсталость" / Коробейников И. А.// Дефектология. - 2012. - № 2. - С. 14-21.

  54. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Сорокин В. М., Исаев Д. Н., Иванов Е. С., Защиринская О. В. ; под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : Академия, 2012. - 223 с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование). - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 978-5-7695-6875-6 : 422-40 ; 402-60.

  55. Кузьмина Т. И.Проблема психологического изучения личности при умственной отсталости / Кузьмина Т. И.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 2. - С.32-36.

  56. Зак Г. Г.Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома / Зак Г. Г.// Специальное образование. - 2012. - № 2. - С. 49-57.

  57. Иденбаум Е. Л.О содержании, практике постановки и формулировках функционального диагноза как средстве формализации мониторинга развития школьников с легкими формами интеллектуальной недостаточности / Иденбаум Е. Л.// Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 3-13.

  58. Ерошина Г. Ю.Разработка и реализация моделей интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями в системе специального обучения / Ерошина Г. Ю.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 4. - С.70-72.

  59. Антипова И. Г.Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы / Антипова И. Г., Володина И. С.// Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 12-24.

  60. Мамаева А. В.Формирование коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью через взаимодействие со сверстниками / Мамаева А. В., Ханьжина А. М.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 6. - С. 32-36.


Занятие 2. Проблема умственной отсталости и развитие психики

умственно отсталых детей (ПР-4).
План:

  1. Определение понятия «умственная отсталость».

  2. Общие закономерности психического развития нормального и аномального ребёнка.

  3. Значение биологического и социального факторов в психическом развитии ребёнка с умственной отсталостью. Дефект развития как «социальный вывих»: социально – психологические последствия дефекта.

  4. Понятие о двойной социальной обусловленности дефекта .Л.С.Выготский о социальном характере компенсации физического и умственного дефекта .

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница