Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену по специальной педагогике и психологии Раздел Специальная детская психология



Скачать 60.19 Kb.
Дата26.06.2016
Размер60.19 Kb.
ВОПРОСЫ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

по специальной педагогике и психологии
Раздел 1. Специальная детская психология.



  1. Современные представления о нормативном и отклоняющемся развитии. Виды «нормы» (статистическая, функциональная, идеальная)

  2. Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии.

  3. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики. Предмет, объект и задачи специальной психологии, её структура.

  4. Методы исследования в специальной психологии.

  5. Детский церебральный паралич. Структура нарушения. Основные формы ДЦП, особенности проявлений.

  6. Роль специальной психологии в реализации коррекционно-образовательных задач.

  7. Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза. Причины и механизмы слабовыраженных отклонений.

  8. Психологическая сущность синдрома раннего детского аутизма. Классификация состояний по степени тяжести.

  9. Теоретические основы специальной психологии. Вклад Л.С. Выготского в разработку научных основ специальной психологии.

  10. Психический Дизонтогенез. Классификация вариантов психического дизонтогенеза.

  11. Социализация детей с отклонениями в развитии: задачи и этапы.

  12. Характеристика речевых нарушений у детей. Классификация речевых нарушений.

  13. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.

  14. Методологические основы психологической диагностики детей с отклонениями в развитии: задачи, принципы, методы и этапы.

  15. Актуальные проблемы отечественной специальной психологии. Место и роль специальной психологии в систем научного знания.

  16. Коррекция отклоняющегося развития. Классификация видов психологической коррекции. Основные задачи психокоррекции детей с отклонениями в развитии.

  17. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития.

  18. Многофакторность отклоняющегося развития. Роль биологических и психосоциальных факторов в возникновении нарушений развития у детей.

  19. Понятие компенсации функций в специальной психологии. Типы компенсации психических функций. теории компенсации

  20. Психологическое консультирование в системе психологической помощи детям с отклонениями в развитии. Основные цели и методы психологического консультирования.

  21. Общие и специфические закономерности отклоняющегося поведения.

  22. Социально-психологическая реабилитация лиц с ОВЗ. Абилитация детей.

  23. Сложные нарушения развития. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации.

  24. Проблемы диагностики нарушений развития в специальной психологии.

  25. Структура отклоняющегося развития. Понятие дефекта в специальной психологии. Особенности вторичных отклонений у детей.

  26. Дисгармоничное развитие. Причины дисгармоничного развития. Типология патологических характеров.

  27. Понятие дизонтогенеза. Психологические параметры дизонтогенеза.

  28. Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Классификация умственной отсталости.

  29. Причины нарушений зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей.

  30. Проблемы психолого-педагогической готовности старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.


Раздел 2: Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика.

    1. Понятие, объект, предмет, цель и задачи специальной дошкольной
      педагогики.

    2. Принципы коррекционной дошкольной педагогики.

    3. Методы изучения специальной дошкольной педагогики.

    4. Формы и средства организации специального обучения.

    5. Система коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии.

    6. Актуальные проблемы специальной дошкольной педагогики.

    7. Модели дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР.

    8. Предмет и задачи дошкольной олигофренопедагогики.

    9. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики.

    10. Педагогические системы обучения глухих и слабослышащих.

    11. Предмет и задачи дошкольной тифлопедагогики.

    12. Характеристика системы специальных учреждений для детей с нарушениями развития речи.

    13. Основные виды нарушений ОДА. Структура двигательного дефекта при ДЦП.

    14. Характеристика и понятие сложного (комбинированного) нарушения.
      Типы специальных учреждений для детей со сложными нарушениями.

    15. Специальное образование для лиц с нарушением зрения.

    16. Специальное образование для лиц с нарушением слуха.

    17. Основы семейного воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста.

    18. Коррекция и развитие речи умственно отсталых детей.

    19. Формирование предметной деятельности детей с органическими нарушениями ЦНС раннего возраста

    20. Подготовка детей с отклонениями в умственном развитии к обучению в школе.

    21. Развитие игровой деятельности детей с ДЦП.

    22. Содержание коррекционной работы по формированию продуктивных видов деятельности детей с ДЦП.

    23. Психокоррекционная помощь семье, воспитывающей ребенка с ДЦП.

    24. Система раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения детей с РДА в раннем дошкольном возрасте.

    25. Основные компоненты лечебного воспитания детей с РДА.

    26. Система комплексной помощи детям с нарушениями поведения.

    27. Психолого-педагогическая и социальная работа с семьями, имеющими детей с нарушениями поведения.

    28. Подготовка детей с речевыми нарушениями к школе.

    29. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с нарушениями слуха.

    30. Основные направления работы детского практического психолога.


Раздел 3: Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.


  1. Задачи и содержание работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении.

  2. Принципы построения программы и отбора содержания учебного материала по развитию речи (на примере 1 нарушения).

  3. Особенности работы по развитию слухового восприятия на фронтальных занятиях.

  4. Методы и приемы развития у детей с нарушениями в развитии речевой активности и потребности в общении с окружающими.

  5. Формы организации и планирование работы по обучению произношению детей с нарушениями слуха.

  6. Развитие слухового восприятия у слабослышащих детей дошкольного возраста.

  7. Особенности использования звукоусиливающей аппаратуры. Правила работы с ней.

  8. Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями умственного развития.

  9. Роль игрушки в развитии игры проблемных детей.

  10. Организация, содержание и методы работы по обучению предметной игре детей младшего дошкольного возраста с сенсорными нарушениями.

  11. Формирование функций речи при разных видах дизонтогенеза.

  12. Дидактические игры. Виды дидактических игр. Место дидактических игр в системе коррекционно-воспитательной работы.

  13. Сюжетно-ролевая игра и ее значение в создании психологической готовности ребенка к школьному обучению.

  14. Организация обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях (на примере какого-либо нарушения)

  15. Методы и приемы работы по формированию изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР

  16. Особенности работы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях.

  17. Содержание коррекционно-развивающих программ по обучению конструированию.

  18. Содержание трудового обучения в специальных дошкольных учреждениях.

  19. Формирование гигиенических навыков и самообслуживания у умственно отсталых детей

  20. Общее недоразвитие речи у детей. Система коррекционной работы.

  21. Особенности познавательной деятельности и формирование представлений об окружающей действительности у детей с отклонениями в развитии.

  22. Методика формирования представлений о величине, форме предметов у детей с нарушениями зрения

  23. Методика формирования количественных представлений.

  24. Методика формирования обучению счету и счетным операциям.

  25. Методика обучения решению математических задач (на примере детей с ЗПР).

  26. Формы организации комплексной работы по развитию зрительного восприятия.

  27. Основные задачи и методы работы по воспитанию и обучению слепоглухих детей.

  28. Особенности использования коррекционной ритмики в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.

  29. Особенности продуктивных видов деятельности дошкольников с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью.

  30. Условия формирования речи в детском саду для детей с нарушениями слуха.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница