Вопросы кандидатского экзамена по курсу «история и философия науки»



Скачать 38.15 Kb.
Дата14.05.2016
Размер38.15 Kb.




Вопросы кандидатского экзамена по курсу «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

для аспирантов и соискателей


  1. История науки: предмет, круг рассматриваемых вопросов и их специфика. Проблема периодизации истории науки.




  1. Пранаука: формирование первичных условий накопления знаний, этапы развития.




  1. Культурно-исторические предпосылки формирования античной протонауки и основные этапы ее развития. Связь античной протонауки и натурфилософии.




  1. Роль милетцев, элеатов, пифагорейцев в возникновении европейской науки.




  1. Атомистическая программа Демокрита. Исследовательская программа Платона (Диалог «Тимей»). «Академия» Платона.




  1. Наукоучение Аристотеля. Работы Аристотеля «Физика» и «Об уничтожении и возникновении».




  1. Александрийская математическая школа. Формирование первых теорий – геометрия Эвклида и астрономия Птолемея.




  1. Средневековая протонаука. Влияние теологии на науки средневековья.




  1. Мировоззренческая революция и преднаука эпохи Возрождения. Коперниканский переворот и формирование гелиоцентрической системы мира.




  1. Новая методология исследования природы в преднауке эпохи Возрождения

(Г. Галилей, Дж. Бруно).


  1. Предпосылки классической науки Нового Времени. Новый идеал науки (Ф. Бэкон и Р. Декарт). Методологические установки классической науки.




  1. И. Ньютон – систематизатор классического естествознания. Работа И. Ньютона «Математические начала натуральной философии» и ее методологическое значение.




  1. Классическая наука ХУШ – ХIХ вв. Фундаментальные открытия в естествознании, их методологическое, мировоззренческое и эвристическое значение.




  1. Глобальная научная революция конца ХIХ начала ХХ вв. и становление неклассической науки. Методологические установки неклассической науки.




  1. Постнеклассическая наука: социокультурные детерминанты и методологические установки.




  1. Наука как предмет философского анализа. Становление и основные этапы развития философии науки.




  1. Философия и наука: единство, сходства, различия и проблема их разграничения.




  1. Наука в системе мировоззренческой ориентации и культуре. Специфика, основные черты и функции науки. Сциентизм и антисциентизм.




  1. Научная картина мира, ее структура, функции и виды. Мифологическая, религиозная, философская картины мира и их особенности.




  1. Идеалы науки и критерии научности, их историческая эволюция.

  2. Наука как открытая динамическая система. Закономерности развития науки.




  1. Научно-техническая революция и ее влияние на развитие науки, общества и культуры в ХХ и ХХI вв. Информатика в современной науке и культуре.




  1. Интернализм и экстернализм, кумулятивизм и антикумулятивизм.




  1. Концепция роста и развития научного знания К. Поппера.




  1. Концепция роста и развития научного знания И. Лакатоса.




  1. Концепция роста и развития научного знания Т. Куна.




  1. Позитивистская философия науки и ее эволюция. Проблема верификации и фальсификации теории.




  1. Научный метод. Классификация методов научного познания. Методология науки. Виды методологии.




  1. Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания.




  1. Формы научного познания: проблема, факт, закон, гипотеза, теория.




  1. Научная теория: типология, способы построения, структура и функции.




  1. Проблема истины в философии науки.




  1. Наука как социальный институт. Социокультурная детерминация научного познания.




  1. Этика науки и ответственность ученого. Этические нормы научной деятельности.




  1. Современная наука и глобальные проблемы современности. Проблема единства естественных и социально-гуманитарных наук.


Для специальностей естественнонаучного цикла
36. Естественнонаучное и социально-гуманитарное познание и их специфика.
37. Кризис классической физики и революция в физике (конец ХIХ – начало ХХ вв.),

их роль в развитии естествознания.


38. Понятие о технике. Взаимоотношение науки и техники. Основные проблемы современной философии техники.
Для специальностей социально-гуманитарного цикла
36. Субъект, объект, предмет и методы социально-гуманитарного познания и их специфика.
37. Основные этапы формирования методологии социально-гуманитарных наук.
38. Знание, понимание и диалог в социально-гуманитарных науках.

Утверждены на заседании

кафедры философии от 7 июня

2013 года (протокол № 9)


Зав. кафедрой философии Михайлов С.А.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница