Воронина Е. А., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией воспитания и социализации аоуво дпо



Скачать 487.54 Kb.
страница1/3
Дата28.04.2016
Размер487.54 Kb.
  1   2   3
Проект
АОУ ВО ДПО Вологодский институт развития образования

Лаборатория воспитания и социализации

Концепция развития воспитания
в системе образования Вологодской области
до 2020 года

Вологда 2012



Научный руководитель разработки –

Воронина Е.А., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией воспитания и социализации АОУВО ДПО «ВИРО».


Авторы-составители Концепции:

Афанасьева Н.В., кандидат психологических наук, заведующий лабораторией реализации ФГОС ООО.

Воронина Е.А., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией воспитания и социализации АОУ ВО ДПО ВИРО.

Зайцева Т.В., кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории государственно-общественного управления в образовательном учреждении.

Касаткина Е.И., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией реализации ФГТ дошкольного образования.

Крылова Т.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории комплексного сопровождения РСО.

Малухина Н.В., кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории реализации ФГОС ООО.

Ногтева Е.Ю., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии.


Структура концепции
1.Общие положения.
2.Состояние воспитания детей в системе образования Вологодской области. Основные достижения. Противоречия и проблемы.
3.Концептуальные основы воспитания детей в системе образования Вологодской области.
4.Направления развития воспитания в системе образования Вологодской области.
5.Механизмы развития воспитания в региональной системе образования.
6. Ожидаемые результаты реализации Концепции
7. Термины и понятия.

1. Общие положения
Нормативно-правовая основа концепции.
Концепция представляет собой совокупность современных взглядов и целевых установок в деятельности органов местного самоуправления, образовательных учреждений (организаций) всех уровней и типов, учреждений культуры, связанных с образовательной деятельностью, средств массовой информации, общественных организаций, направленной на воспитание и социализацию детей.

Концепция воспитания в системе образования Вологодской области (далее Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральными государственными образовательными стандартами, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Вологодской области. Концепция опирается на позитивный опыт воспитательной деятельности, сложившийся в различных типах образовательных учреждений Вологодской области.

В настоящей Концепции нашли всестороннее отражение основные положения стратегического развития российского образования; социальная, культурная и экономическая специфика региона; новые направления и способы решения современных воспитательных задач, основанные на идее воспитания, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Необходимость принятия Концепции вызвана государственным заказом на качество воспитания подрастающего поколения и социальными потребностями жителей Вологодской области в эффективной системе воспитания.

Нормативно-правовой базой разработки Концепции воспитательной системы Вологодской области являются:

- Конституция Российской Федерации;

-Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями);

- Указ Президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 7 мая 2012 г. N 599;

– Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000–2025 гг.) (принята Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751).

– Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утверждена Президентом РФ от 04.02.2010 Пр-271);

– Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.–М.: Просвещение, 2010.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;

– Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02 2011 № 163-р);

- Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11. 2009 №655);

- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 №125);

– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 №373);

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897);


Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413);


Концепция стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочный период, утверждена постановлением Правительства области от 16.04.2004 N 380;

– Стратегия развития образования в Вологодской области на период до 2020 г. (утверждена постановлением Правительства области от 03.03.2009 №398).


Концепция определяет:

- ведущие идеи, которые необходимо учитывать при разработке и реализации программ и планов по воспитанию и социализации детей области;

- цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе регионального образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательных учреждений Вологодской области.

- основные механизмы управления и координации действий по воспитанию и социализации детей в системе образования Вологодской области.


Исполнители Концепции: органы управления образованием регионального, муниципального уровней, учреждения образования разного типа, педагогическая и родительская общественность, общественные объединения, заинтересованные в создании условий для духовно-нравственного воспитания и социализации детей.

Срок реализации Концепции – 2012 – 2020-е годы.


2. Состояние воспитания и социализации детей

в системе образования Вологодской области.

Основные достижения. Противоречия и проблемы.
Вологодчина - самобытный край со сложившейся и богатой воспитательной практикой. Проблема воспитания является одной из приоритетных в области государственной и образовательной политики.
О положительных тенденциях развития воспитания в регионе свидетельствуют следующие фактические данные.

В системе образования Вологодской области серьезное внимание уделяется вопросам организации духовно-нравственного воспитания и просвещения детей и молодежи.

Эта работа ведется в тесном сотрудничестве с представителями законодательных и исполнительных органов власти, общественными организациями, Вологодской епархией, взаимоотношения с которыми на сегодняшний день можно расценивать как сложившуюся систему.

С 1996 года между Департаментом образования Вологодской области и Вологодским епархиальным управлением Русской Православной Церкви действует Соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает совместную деятельность по духовно-нравственному воспитанию школьников. Учрежден совет «Согласие», на который были возложены обязанности по организации взаимодействия Департамента образования и Вологодского епархиального управления по вопросам духовно-нравственного воспитания.

В общеобразовательных учреждениях системно реализуется крупномасштабный проект «Истоковедение» (И.А. Кузьмин, А.В. Камкин), развивающий духовно-нравственную основу образования через учебный курс «Истоки» и программу «Воспитание на социокультурном опыте». Программа Истоковедения предусматривает знакомство с традициями культуры как важнейшим механизмом сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации.

В дошкольном образовании успешно применяется пропедевтическая программа «Истоки и воспитание на социокультурном опыте в ДОУ».

В системе дополнительного образования реализуются программы «Животворящие святыни», «Северная Фиваида», «Сельская школа как социальный институт», «Ярмарка «Истоки», «Моя семья», «Школа Истоков для родителей».

Повышение эффективности практики духовно-нравственного воспитания школьников связывается в регионе с приобщением их к нормам и традициям культуры своего этноса. Организация процесса изучения и практического освоения этнокультурного наследия в образовательном пространстве Вологодской области является одним из приоритетных. Ресурсным центром по изучению, сохранению, возрождению традиционной народной культуры региона выступает БОУ ДОД ВО «Вологодский областной детско-юношеский центр традиционной народной культуры». В ряде общеобразовательных учреждений предметы по традиционной народной культуре введены в базисный учебный план («Народная словесность», «Культура Вологодского края»; «Народоведение»; «История Вологодского края»). В общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей реализуются программы дополнительного образования по традиционной культуре (музыкальный и устно-поэтический фольклор, традиционные ремёсла, этнография и пр.), ведется работа по созданию программ внеурочной деятельности этнокультурной направленности. Во многих общеобразовательных учреждениях области проводятся воспитательные мероприятия по традиционной народной культуре (праздники народного календаря, выставки декоративно-прикладного творчества, фольклорные фестивали и др.).

Воспитание в процессе обучения, являясь фундаментальной педагогической идеей, находит отражение в региональном компоненте содержания основного общего образования, в который включены учебные предметы «Литература Вологодского края», «История Вологодского края», «География Вологодской области», «Экология Вологодской области» и пр. Программами предусмотрены ведущие направления воспитания в процессе обучения: формирование мировоззрения, социальная адаптация, формирование прочных нравственных принципов, гражданской ответственности на основе общепринятых духовных ценностей, передача духовных богатств отечественной и мировой культуры, толерантности и пр.

Формированию у детей мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений способствует комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который апробировался в Вологодской области в 2010-2011 году и успешно реализуется в настоящее время.

Вологодская область, являясь стажировочной площадкой по введению комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», оказывает консультативную и методическую помощь регионам, которые не участвовали в апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ. На сегодняшний день в Вологодской области 1093 преподавателей прошли обучение и готовы преподавать данный учебный курс.

Значительное место в Вологодской области занимает работа по гражданско-патриотическому воспитанию. На территории области действует Вологодский поисковый отряд, направление деятельности которого сохранение и увековечение памяти граждан РФ, погибших в разные годы при защите Отечества. С 2002-2003 учебного года в области стала складываться система гражданского образования в форме ежегодной областной акции «Я – гражданин Российской Федерации», ориентированной на организацию воспитательной деятельности образовательных учреждений.

По результатам конкурса социально-образовательных проектов (в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России») в Вологодской области было разработано и реализовано более 250 проектов; 6 проектов вологодских школьников были приглашены для участия во всероссийских финалах, 4 из них были признаны образцовыми.

В школах области реализуется более 50 моделей ученического самоуправления.

С 2002-2003 года стала складываться система подготовки педагогов по гражданскому образованию в форме проблемных семинаров, которые проходили на базе АОУ ВО ДПО ВИРО и НКО «Фонд поддержки гражданских инициатив». Наряду с конкурсами для учащихся все эти годы проводится конкурс методических разработок педагогов по гражданскому образованию, который позволил выявить более 160 образовательных учреждений и значительную группу педагогов области, для которых гражданское образование действительно стало приоритетным направлением их воспитательной деятельности. С 2002-2003 года стала складываться и система подготовки педагогов по гражданскому образованию в форме проблемных семинаров, которые проходили на базе ВИРО, а также на базе НКО «Фонд поддержки гражданских инициатив».

Дополнительное образование детей - одна из наиболее эффективных форм развития способностей, интересов и склонностей детей, социального и профессионального самоопределения молодежи. В учреждениях дополнительного образования детей занимается 64054 человека. В Вологодской области стабильно функционирует система дополнительного образования детей: действует 88 учреждений дополнительного образования детей, из них 25 центров, 2 дворца, 21 дом детского творчества, 5 станций, 32 школы традиционной народной культуры и ДЮСШ, 2 оздоровительных центра и 1 клуб. На протяжении многих лет наблюдается тенденция увеличения числа обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей (2005 год - 45.5% от общего числа обучающихся, 2006 год - 50.6%, 2007 год - 53.8%).

10 областных учреждений дополнительного образования детей являются координационными и методическими центрами, инициаторами всех областных дел, объединяющих вологодских школьников, учащихся начального профессионального образования. В учреждениях дополнительного образования детей реализуется широкий спектр образовательных программ по всем направлениям дополнительного образования: техническое творчество, спортивно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, спортивное (ДЮСШ), художественно-эстетическое, культурологическое и другие.

В области осуществляется интеграция основного общего и дополнительного образования. Ряд учреждений дополнительного образования имеют филиалы или структурные подразделения в общеобразовательных школах, включаются в реализацию внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, организуют и проводят мероприятия по различным направлениям воспитания детей и молодежи.

В настоящее время на территории области создано и активно работает 362 молодежных объединения, в которых занимается более 41 тыс. детей и подростков.

В регионе накоплен опыт деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по социальной адаптации воспитанников детских домов.

На развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений оказало позитивное влияние научно-методическое обеспечение воспитательного процесса. В АОУ ВО ДПО «ВИРО» разработан и реализуется ряд дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов по актуальным проблемам воспитания.

Обеспечено проведение конкурсов профессионального мастерства, в том числе: «Воспитатель года», «С любовью к детям».

Развивается система психолого-медико-социального сопровождения обучающихся и воспитанников.

Усилению роли воспитания в системе образования, мотивации педагогических работников к воспитательной деятельности способствовало введение денежных вознаграждений за классное руководство.

Развитие государственно-общественных форм управления повышает открытость системы, информированность населения, формирует позитивное отношение граждан к системе образования. По инициативе Вологодского регионального общественного движения «Родительский комитет» организована постоянно действующая дискуссионная площадка «Формирование социального заказа родительской общественности в системе образования Вологодской области».

В Вологодской области принята и реализуется Концепция непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения в интересах устойчивого развития региона системы экологического образования на уровне отдельных районов и городов области (постановление Правительства Вологодской области от 06.12.2011 №1514). В регионе существует система экологического воспитания: в региональный компонент школьного образования включен курс «Экология Вологодской области»; осуществляется мониторинг экологической культуры учащихся; изучается и распространяется положительный опыт экологического образования и воспитания, осуществляется выпуск научных и учебно-методических материалов; действуют областная Школа практической экологии, Школа безопасности, Школа экологической безопасности; развивается театральное экологическое движение; формируется молодежное экологическое движение, действует «Школа лидера» для активистов молодежных экологических объединений; разработаны программы работы музеев и культурно-досуговых учреждений по экологическому воспитанию.

Несмотря на положительную динамику развития воспитательной практики в учреждениях Вологодской области, можно выделить ряд негативных тенденций в организации воспитания, проявляющихся в системе образования. Среди них:

- отсутствие определения стратегии непрерывного и последовательного развития воспитания детей в системе образования Вологодской области;

- отсутствие воспитательных систем в образовательных учреждениях области. Для многих учреждений образования приоритетным остается количество проведенных воспитательных мероприятий;

- отсутствие региональных критериев результативности и эффективности воспитательной работы;

- недостаточный уровень компетентности педагогов в области современных технологий воспитания;

- искажение форм воспитательной деятельности и методик воспитания: коллективные творческие дела без коллективного планирования и анализа, социальные проекты без самостоятельной инициативы детей и молодежи;

- ученическое самоуправление без передачи учащимся сферы ответственности и ресурсов для ее освоения; преобладание мероприятий, проводимых взрослыми для детей, над совместно организованной деятельностью;

- недостаточное освещение современного опыта воспитания в средствах массовой информации;

- низкий уровень развития инфраструктуры воспитательного процесса в образовательных учреждениях, дефицит ресурсного обеспечения;

- низкий уровень координации действий субъектов воспитания, государственно-общественного партнерства в организации воспитательного процесса.



3. Концептуальные основы воспитания и социализации детей

в системе образования Вологодской области.

Методологические подходы к организации воспитания и социализации детей в системе образования Вологодской области.
Методологической основой Концепции развития воспитания в региональной системе образования является комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания на основе понимания целостности и единства воспитания и обучения, а также взаимодействия всех ведомственных и общественных организаций в формирующемся воспитательном пространстве вологодского региона.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России воспитание рассматривается как педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.



Ведущими (базовыми) подходами к развитию воспитания в региональной системе образования являются аксиологический, деятельностный, системный, культурологический, подходы.

Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания.

Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности.

Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитания на новый качественный уровень.
Принципы воспитания детей в системе образования

Вологодской области.

Полноценная реализация названных выше подходов возможна при соблюдении ряда принципов:



принцип непрерывности и преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), выявление приоритетов воспитания и учета полученных раннее результатов при организации воспитательной деятельности на каждой последующей ступени образовательного процесса, на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических региональных и российских ценностей и традиций;

принцип системности требует рассмотрения всех компонентов воспитания не изолированно, а в их взаимосвязи: четкой ориентации воспитательных мероприятий на цель и задачи воспитания, адекватного подбора содержания и форм воспитания, логичного «перетекания» одних воспитывающих дел в другие;

принцип культуросообразности воспитания предполагает максимальное использование в решении воспитательных задач богатейшего культурного потенциала Вологодской области, построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни мегаполиса;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: процесс воспитания на каждой отдельной ступени образования и в его целостности должен выстраиваться с учетом возрастных и личностных особенностей ребенка;

принцип инклюзивности воспитания, предполагающий ориентацию на все социальные категории воспитанников и обучающихся: инклюзивный характер воспитания сможет позволить каждому человеку, независимо от его возможностей, равноправно участвовать в социальной жизни;

принцип государственно-общественного управления воспитанием предполагает разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания подрастающего поколения;

принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества;

Соответствие организации воспитания данным принципам должно стать основой стратегии развития воспитания как на отдельных ступенях образовательного процесса, так и в его целостности.


Цель и задачи реализации концепции
Цель настоящей концепции

— определение стратегии непрерывного и последовательного развития воспитания детей в системе образования Вологодской области с учетом региональной социально-экономической политики и региональных особенностей образования в интересах личностного роста, позитивной социализации подрастающих поколений и вологодского региона в целом.

Концепция опирается на следующие принципиальные положения Стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 г:

- признание воспитания как стратегического ресурса образования для устойчивого социально-экономического развития региона;

- как важнейшего социального института, обеспечивающего условия для самореализации личности, ее личностного роста и социальной мобильности;

- обеспечение преемственности и непрерывности развития воспитания в системе образования на основе всеобщности и вариативности.


Задачи Концепции

— создание необходимых организационных, научно-методических, кадровых, информационных и других условий для становления и развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности;

— повышение социального статуса воспитания в системе образования, развитие и совершенствование системы психолого-педагогической поддержки воспитания и социализации детей;

— формирование целостной региональной системы воспитания на основе учета территориальных, социокультурных особенностей;

— координация усилий субъектов воспитания, укрепление взаимодействий социальных партнеров образовательных учреждений;

— активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений современного опыта в области воспитания;

— содействие формированию государственно-общественного партнерства в образовании, развитие самоуправления на всех уровнях;

— активизация работы со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания детей учащихся молодежи.

Итогом успешной реализации концепции станет достижение качественно нового уровня развития процессов воспитания детей в системе образования Вологодской области.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница