Воронина Марина Михайловна, учитель начальных классов мбоу сош №89 г. Челябинска Поддержание познавательной творческой активности важное условие успешности учебного процесса задача



Скачать 64.04 Kb.
Дата30.04.2016
Размер64.04 Kb.
Формирование творческой познавательной активности –

важнейшее условие успешности учебного процесса
Воронина Марина Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №89

г.Челябинска


Поддержание познавательной творческой активности – важное условие успешности учебного процесса. Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это один из основных приемов создания положительной мотивации учения. Универсальных приемов формирования творческих познавательных интересов и самостоятельности у младших школьников в практике обучения нет. Каждый, творчески работающий учитель, добивается этого, используя свои приемы развития творческих познавательных интересов. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, к познавательной деятельности, является важной и необходимой задачей стоящей перед учителем.

Для формирования творческой познавательной активности школьников я использую все методы, приемы, которыми располагает дидактика. Объяснительно-иллюстрационный – рассказ, объяснение, опыты, таблицы, схемы – способствует формированию у младших школьников первоначальных знаний. Использование репродуктивного метода содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно-поисковый, частично-поисковый, в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей школьников.

Необходимость формирования творческой познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью. Средствами, позволяющими организовать целенаправленную и систематическую работу над развитием учащихся в процессе обучения, являются учебные задания. Выполняя их, учащиеся овладевают новыми знаниями, приемами умственной деятельности, закрепляют и совершенствуют умения и навыки. Каждый урок – это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тех или иных понятий, умениям, навыкам. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, зависит достижение целей урока, активность, самостоятельность учащихся. Учитель должен подбирать к уроку такие задания, которые служили бы определенной цели или были основаны на применении каких-либо понятий, правил, установления тех или иных связей, выявление закономерностей на основе наблюдений. Задания такого типа позволяют не только проводить уроки эффективно, но и служат развитию мыслительной деятельности и выработке прочных знаний, умений и навыков учащихся. От того, насколько умело учитель сможет подобрать и сгруппировать задания к уроку, настолько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе. От этого зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Устойчивый познавательный интерес формируется на разных предметах в начальной школе разными средствами. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяются на каждом уроке. Очень важным средством является занимательность. Элементы занимательности вносят в урок что-то необычное, неожиданное, вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им легко усвоить любой учебный материал. Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов, по моему мнению, является игра. Используя из урока в урок элементы учебно-познавательных игр, учащиеся поднимаются на ступеньку выше: игра – развлечение превращается в игру – работу. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. Включая в процесс обучения младших школьников игры, игровые моменты, не следует забывать, что за игрой стоит урок – знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, работа с учебником и тетрадью. Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Это делает учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность и добиваются порой самых высоких результатов.

Важным средством активизации творческой деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей их действительности. Огромные возможности для развития творческой познавательной активности ребят, самореализации, самовыражения имеет русский язык, который содержит задания, направленные на развитие этих качеств. Тем более что родной язык – это инструмент познания, мышления, развития. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта. Вот почему основой обучения является русский язык. Учебный материал русского языка организует познавательную деятельность учащихся, систематизирует знания, формирует орфографические навыки, развивает речь, способствует нравственному и эстетическому воспитанию.

Огромная роль в развитии творческой познавательной активности на уроках русского языка отводится работе с учебником. Учебник организует познавательную деятельность учащихся, систематизирует знания, формирует орфографические навыки, развивает речь, способствует нравственному и эстетическому воспитанию. Учебник содержит задания, развивающие умение рассуждать, доказывать, сопоставлять, делать выводы.

Много времени на уроках русского языка я отвожу самостоятельной работе учащихся. Для этого применяю также задания, которые позволяют не только проверить знания по пройденному материалу, но и имеют возможность постоянно повторять изученный материал, учиться с опережением. Дети любят «догадываться» сами. Большое значение на уроках русского языка в развитии творческой познавательной активности имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Все эти формы, применяемые на уроках русского языка, помогают в развитии мышления, сообразительности, воображения, обогащают речь и память детей. А главное – такие уроки проходят интересно и не утомляют ребят. В процессе работы использование перфокарт позволяет проверить знания ребят, экономия времени на уроке, активизирует самостоятельную работу детей. Красочно оформленные в виде изображения какого-либо предмета (рыбка, цыпленок, утенок, снеговик) привлекают внимание детей, позволяют с большим интересом работать на уроке. Перфокарты можно применять при изучении отдельных тем русского языка (безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, звонкие и глухие согласные, состав слова, части речи). Перфокарты позволяют вести разнообразную работу по закреплению выученных правил, а слова, объединенные одной темой, использовать для творческих работ

Использую на уроках русского языка тематические кроссворды, которые помогают повысить грамотность учащихся, развивать у них интерес к предмету, активизировать внимание, разнообразить урок. Большое значение в развитии познавательной активности на уроках русского языка имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Все эти формы, применяемые мною на уроках русского языка, помогают в развитии мышления, сообразительности, воображения, обогащают речь и память детей. Загадки на уроках использую как в устной, так и в письменной формах по разным темам, изучаемым в программе русского языка начальной школы. Задания могут быть самые разные. Здесь и знакомство со значением слова, и с видами транспорта, и связь с окружающей жизнью и развитие речи учащихся. В любом виде работы загадки, пословицы, поговорки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно влияет на их знания, умения и навыки. Особый интерес у ребят появляется, если они эти задания выполняют не в простой тетради, а на красочных рисунках или фигурках в виде листков деревьев, огурчиков, картинки деревца, т.е. в зависимости от того, с какой темой переплетается задание. Все это позволяет заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогащая словарный запас и формировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. Орфографические упражнения позволяют осмыслить, осознать трудные слова и стимулируют познавательную деятельность ребят. В реализации развития познавательной активности учащихся начальных классов на уроках русского языка является организация урока таким образом, чтобы сознание, деятельность и общение взаимодействовали в процессе учения; чтобы сознание ребенка было деятельно и коммуникативно, деятельность была сознательна.

Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы о значении развития познавательной активности ребят:

1. Создание положительной мотивации на уроке.

2. Обеспечение активной и интенсивной работы по смысловому анализу информации.

3. Развитие смысловой догадки и активизации лексического опыта ученика и обогащение словарного запаса.

4. Способствование оптимальной организации внимания.

5. Вооружение рациональными способами запоминания.

6. Выработка необходимого темпа восприятия информации.

7. Увеличение темпа работы.

8. Развитие и освоение информационного пространства содержание урока.

9. Приучение к самооценке процесса и результата собственной деятельности на уроке в сравнении с другими учениками.

Литература
1. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. – М., 2000.

2. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческих способностей учащихся. Книга для учителей: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2000



3. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников.– Минск, 2000.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница